Научная статья на тему 'ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ГОРОДА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 30–60-х ГОДОВ XX ВЕКА'

ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ГОРОДА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 30–60-х ГОДОВ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город / пространство / образ / советская культура / социалистический реализм / городской пейзаж / city / space / image / the culture of the Soviet Union / socialist realism / urban landscape

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н О. Анисимов, В Г. Туркина

В статье предпринимается анализ такого понятия как советский город, средствами художественного выражения. Образ города рассматривается сквозь призму понятий «советская культура» и «советская цивилизация», «сакральным» ядром которых выступает советский город и его художественно выраженный образ. Используя культурологические понятия «город», «пространство», «ландшафт», авторы дают описание и рассмотрение образов советского города в творчестве советских художников. В результате советский город предстает как особый феномен, формирующий визуальный образ пространства социального оптимизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE SOVIET CITY IN THE VISUAL ARTS OF THE 30–60S OF THE XX CENTURY

The article attempts to analyze such a concept as a Soviet city by means of artistic expression. The image of the city is viewed through the prism of the concepts of "socialist realism" and "the culture of the Soviet Union", the "sacred" core of which is the Soviet city and its artistically expressed image. Using the cultural concepts of "city" and "space", the authors describe and examine the images of the Soviet city in the works of Soviet artists. As a result, the Soviet city appears as a special phenomenon that forms a visual image of the space of social optimism.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ГОРОДА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 30–60-х ГОДОВ XX ВЕКА»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 130.8

ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ГОРОДА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 30-60-х ГОДОВ XX ВЕКА

Н.О. Анисимов1), В.Г. Туркина2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

В статье предпринимается анализ такого понятия как советский город, средствами художественного выражения. Образ города рассматривается сквозь призму понятий «советская культура» и «советская цивилизация», «сакральным» ядром которых выступает советский город и его художественно выраженный образ. Используя культурологические понятия «город», «пространство», «ландшафт», авторы дают описание и рассмотрение образов советского города в творчестве советских художников. В результате советский город предстает как особый феномен, формирующий визуальный образ пространства социального оптимизма.

Ключевые слова: город, пространство, образ, советская культура, социалистический реализм, городской пейзаж.

Почему мы выбрали именно эти хронологические рамки? Актуальность данного вопроса сегодня подчеркивается тем обилием материала, которым полны средства массовой информации, мемуары, в обилии печатающиеся в разных издательствах, другие нарративные источники. Интерес к советскому прошлому в период его бурного «цветения» также объясняется сложностью сегодняшнего периода, который по-прежнему многие называют переходным, транзитивным. В этом контексте, советский этап существования нашей Родины представляется островом стабильности, процветания, безопасности. Кроме того, 30-60 годы прошлого века, несмотря на героику и жертвенность

Великой Отечественной войны, выглядят временем формирования особого культурно-цивилизационного ландшафта, охватывающего как незыблемые традиционные российские ценности и традиции, так и новаторские перемены, в конечном счете, сформировавшие особую ментальную сферу, именуемую советской культурной памятью.

Представляется эвристически ценной в данном контексте тема советского города и городского пространства. Город является настолько текучей, изменяющейся средой, что писать о нем и легко и достаточно сложно. Сложность связана, прежде всего, с многогранностью такого феномена как город. Кроме того, рассмотрение города в контексте культурологического, искусствоведческого дискурсов побуждает исследователя ставить вопрос о его содержании, ибо город - это не сводимая к набору каких-то социальных, географических, социологических, урбанистических характеристик структура, а сложный многоуровневый живой организм, специфичный в своем восприятии.

Понимание специфики города сквозь призму художественных характеристик может помочь в раскрытии сущности города, его предназначения и возможной будущей судьбы.

Существует множество способов раскрытия сущности города. В том числе представляет интерес рассмотрение городского пространства средствами художественного творчества, что также заставляет исследователя задуматься о сущности художественных средств, в том числе и живописи.

Живопись и город - эта тема, довольно распространенная среди культурологов и искусствоведов. Последние рассматривают живопись как средство изображений творений природы и человека. Городской пейзаж ставит себе задачей изображения рукотворной окружающей среды в эмоциональном ключе, представить город или городскую среду как объект художественного переживания действительности. Кроме того городской пейзаж отображает культурные и социальные сдвиги, проблемы, изменения, что приводит также к появлению многообразия в изображении города.

Художественный образ города был рассмотрен Н.П. Анциферовым. Автор посвятил свою научную работу Петербургу. Его концепция сводится к тому, что город сам инициирует связанные с ним образы искусства, Семиотика как методология исследования, которую использует Н. Анциферов, также была использована Р. Бартом, К. Линчем, Ю.М. Лотманом, которые рассматривали город как художественный образ. Образы города, рассматриваемые семиологами, показывают его в

коммуникативной связке - зритель - картина - образ, что с точки зрения того же Лотмана, повышает ценностную силу образа.

Важным также представляется рассмотрение пространственных образов города. Пространство - является также предметом исследования в искусствоведении, прежде всего в трудах А. Гильдебранда и Г. Вёльфина, которые рассматривали пространство с точки зрения протяженности, глубины, сложности/простоты/линейности. К. Линч рассматривал пространство через пять универсальных элементов - пути, границы, районы, узлы, ориентиры.

Пространство города выступает предметом интереса гуманитарной географии Ю.А. Веденина, Д.Н. Замятина, В.Л. Каганского, в чьих трудах пространство рассматривалось с точки зрения семиотических характеристик.

В художественной традиции пространство города в его образах исследовал Г.З. Каганов, посвятивший свои работы Санкт-Петербургу. Его работа ценна тем, что автор открывает новые ипостаси городского пространства Петербурга, прибегая к методу реконструкции с помощью старинных гравюр и других художественных изображений Санкт-Петербурга, что свидетельствует, по собственному признанию автора, об остром интересе художественного цеха к городской среде и стремлении сформировать образ города в массовом сознании с помощью воздействия на него художественными изобразительными средствами.

Реализация представлений о городе, создание образа города достигает особого совершенства в советской живописи, не только наполненной традиционными идеологемами, но и продуцирующей особую символику.

М.С. Уваров отмечал любопытные свойства советской культуры. Он писал: «Удивительным свойством советской культуры являлось соседство официально-тоталитарного пространства с высшими проявлениями человеческого духа в сфере повседневного опыта, официальная идеология - с гениальными прозрениями и высшими творческими свершениями» [9].

Размышляя о степени влияния советской эпохи на современность, такие авторы как В.Е. Чернявская пишут: «Феномен постсоветской ностальгии выражается разными способами: как винтажная мода на советский стиль в одежде и мебели, многочисленные ретросериалы, советская музыка» [11]. Кроме того, необходимо отметить многочисленные музеи советского быта, постоянно испытывающие приток любопытных групп экскурсантов, ретрокафе с атрибутикой советских коммуналок (особенно в Санкт-Петербурге и Москве) и так далее. Справедлив вопрос -

чем обусловлена такая тяга к, казалось бы, далекому прошлому, от которого постарались избавиться еще в 90-е годы прошлого века. Исследователи пробуют ответить на этот вопрос следующим образом. Та же В.Е. Чернявская пишет: «Советская ностальгия это не политический манифест, требующий сплочения вокруг какой то партии или программы, а социальный миф, проживая который современный человек пытается восполнить свой "эмоциональный дефицит", вспоминая молодость, надежды, ожидания...» [11]. То есть речь идет о так называемом сакральном ядре советской культуры, в основе которого и лежит миф. Еще М. Элиаде утверждал, что миф излагает сакральную историю, о начале всех начал. Это история всех подвигов героев. Эти рассказы несут абсолютную истину о происхождении всех вещей. Мифы о центре вселенной, лежат в основе многих религиозных ритуалов, о чем писал еще М. Элиаде [12]. Он символизирует священное пространство, точку равновесия, упорядочивания, гармонизации. Все исследователи мифов считают, что человек не может обойтись без священного, сакрального, считая сакральное непременным атрибутом культуры. Сакральным ядром советской культуры, таким образом, выступал позитивно эволюционирующий, гармонизирующий социум, частью которого является человек.

Авторами отмечаются и другие черты советской культуры, ее генетически новый тип универсальности (мир как целое), а также потенциал синтеза, который позволял ей быть особой формой идеального [1].

Таким образом, советская культура как уникальный цивилизационный феномен обладает рядом характерных особенностей, которые отличают ее от других эпох. Прежде всего, это ярко выраженный гуманистический пафос, позволяющий манифестировать вечные общечеловеческие ценности. Советская культура выступала мощным творческим началом, развивающимся в динамике и находящим свое воплощение в советской художественной практике. Это и нашло свое воплощение в визуальной репрезентации образа города в советской пейзажной живописи, где символические воображаемые пространства памяти причудливым образом переплетались и сосуществовали с реальностью пространства повседневности города.

Пейзажи советского города отображены в стиле, характерном для советской эпохи - социалистическом реализме. Являясь по форме продолжением классических подходов в искусстве, живопись социалистического реализма никогда не была по-настоящему реалистичной,

изображая действительность немного не такой, какой она была, а такой, какой она должна была быть. Образ советского города выступал с одной стороны неотъемлемой частью европейского модернистского архитектурно -урбанистического дискурса, с другой стороны, советский урбанизм и воплощение его идей в реальности выступали агентами создания нового, альтернативного западному, образа социального порядка, нового культурного языка. Здесь время настоящего - это уже будущее, свершившаяся победа революционного прогресса.

Живопись советского времени рассматривает городской пейзаж преимущественно с точки зрения экзистенциального самочувствия общества и человека в нем. В основном это пейзажи, рассматривающие напластование природных и культурно-исторических начал, задающие общую полифонию города и порождая пейзажи памяти - мифологический образ города. Мифогенная патетика социалистического реализма укладывалась при этом в общую, социалистическую космологию.

Пейзажи памяти - это творения, порожденные фантазией и воспоминаниями, наполненные артефактами прошлого, также создающие мифологизированные образы городского пространства. Таковы картины К. Кузнецова, о которых пишет А.К. Флорковская [10]. Кузнецов создал свой миф о городе, вплетая в канву картины свои личные переживания и представления. Флорковская пишет: «Городская среда у художника всегда изображается вне современных реалий, повседневного течения жизни... То, как изображены исторические здания, исторические персоны, артефакту искусства, как они скомпонованы, по законам сновидения, фантазии, выдает оптику нашего современника. Художник словно плывет в потоке клиповых впечатлений, собирающихся в насыщенный визуальный текст. Этот текст отличается коллизиями плоскости и пространства, орнаментальности и объемности. Он полон зашифрованных смыслов и символов.» [10]. Картины Кузнецова, таким образом, воспринимаются как визуальный городской текст.

Отношение художника к городу меняется с изменениями в самом городе, социальной среде города, культурной и архитектурной среде. Изображаемые сюжеты отражали исторический оптимизм, идеалистическое отношение к социалистической реальности, искреннюю веру в идеалы социализма и строительства коммунистического будущего. Как пишут искусствоведы, главным средством изображения стала композиция. Она

должна была быть академически точной, определенной, отражать прекрасное.

Городской пейзаж советского периода исследователи подразделяют на три типа:

- классический городской пейзаж в духе классического пейзажа XIX века;

- городской пейзаж как символ Родины;

- городской пейзаж как символ новой социалистической культуры и советского государства.

Последние два типа сопровождались изображением советской архитектуры, памятников, советских строек и выражением общего оптимизма [5]. Интересно отметить, что изображаемые городские пространства не отражают личностные культурные практики и дискурсы, но предъявляют зрителю общественные пространства, преобразующиеся в сознании смотрящего в личные.

Одним из советских художников, писавших городские пейзажи в духе исторического оптимизма, был художник Юрий Пименов, изображавший картины советской Москвы.

Картина Юрия Пименова, написанная в 1937 году, помещает зрителя на заднее сиденье автомобиля с открытым верхом, проезжающего по центру Москвы, за рулем которого сидит женщина-водитель. Вокруг царит прогресс: повсюду машины, трамвай движется к новым высотным зданиям, а сбоку виден вход в новое московское метро. Повсюду, словно цветные пятна, спешат по своим делам занятые люди. Под повседневной поверхностью изображения можно обнаружить слои символических образов; например, красный цветок, прикрепленный к лобовому стеклу автомобиля, указывает на приближающийся праздник. Омытый дождем асфальт и воздух символизирует обновление и показывает глубину пространства. Пространство холста мерцает, искрится, передавая ощущение свежести московского утра.

Несмотря на строгое соблюдение принципов соцреализма, творчество Пименова свидетельствует приверженности мастера общекультурным веяниям. Картина выдержана в стиле бесцветного «дождливого» импрессионизма, что заставляет зрителя поверить в достоверность происходящего в картине действа. Дождливая атмосфера символизирует человеческую теплоту и искренность. Атмосфера залитых дождем улиц; также вызывает ощущение мечтательного устремления, точно так же, как

изображение главной героини, женщины за рулем кабриолета, указывает на социальный и культурный прогресс в победившей стране социализма.

Исследователи творчества Ю. Пименова отмечают его тягу к экспрессивному выражению своих эмоций на холсте. Экспрессионизм Пименова вполне «мирно» уживается с принципами соцреализма, пронизывает картины художника, наполняя точное, реалистичное изображение новыми красками, чувственными образами. Город на картинах Ю. Пименова «дышит», «живет», похож на человека. Антропологизм изображаемого делает городские пейзажи узнаваемыми в сознании каждого, смотрящего картины. Особенно удавались художнику картины новой Москвы, в которых столица представала молодой, полной готовности к обновлению, ясно смотрящей в будущее личностью.

Необходимо отметить, что, не смотря на соцреализм и его требования к изображению, в картинах Пименова сохраняется стремление к расширению традиционных границ жанра.

Москва занимала важное место в жизни и творчестве автора. Это -город, в котором художник прожил всю жизнь. Ю. Пименов знал улицы Москву и в прошлом, и в обновлении, поэтому для автора оказалось важным показать историческое преображение столицы, причем в исторической, социалистической перспективе. Москва должна была предстать в картинах как документальное, зримое воплощение преобразований, символ эпохи. Отсюда - тяготение к изображению пути/дороги: идущий транспорт, машины, путепроводы, трубы.

Исследователи также отмечают еще одного героя на картинах - это горожанин, житель Москвы. Его облик, поведение, жесты, костюм -свидетели преобразованной Москвы. Особенно много в картинах Пименова женских образов. Женщина, по словам художника, обладает необыкновенным символом выразительности, пластичности, таким же, как и вечно молодая столица [7, с. 59-60].

Надо отметить, что представление города как символа Родины пронизывает все творчество Ю. Пименова. Город предстает то как символ строящегося социализма, то как воин, то как победитель-участник праздника. Такие образы формируют устойчивую семиотическую модель восприятия города и городского пространства, вписанную в общекультурное смысловое поле. С этой точки зрения город представляет собой культурный текст, который читается с точки зрения различных интерпретаций. Изображение советской Москвы в картинах Пименова и других авторов создало новую

семантику, формируя новые ценности в сознании жителя, горожанина, созерцателя, эпохи. Таковы картины Е.Е. Лансере («Волга у стен Москвы»), Ю.П. Щукина («Водный праздник»), картины тридцатых годов, ярко и красочно, идеологически помпезно изображающие праздник труда (строительство канала Волга-Москва), праздник победы социализма. Классическое восприятие старой Москвы осталось в картинах П.П. Кончаловского, который сумел создать совершенно иное настроение в своих картинах, показывающих уходящую Москву. Лиризм и легкая ностальгичность добавляют очарования этим образам.

Художник, тонко владея кистью и полутонами, прописывает розоватый цвет снега в свете уходящего дня, молчащие фасады старой застройки московской Спиридоновки, старые особняки, тихо замерзающие зимой 1931 года. Названия картин создают особую тональность, выражая то мироощущение, которое царило в 30-е годы XX века. «Пейзаж с луной» на старой московской улочке показывает безмолвного свидетеля - луну готовящейся личной и семейной трагедии, которая свершается в это время в масштабах одной семьи, одного города, одной страны. Город здесь также выступает в единстве внутреннего (семья, город) и внешнего (природа, снег, зима, луна).

Рожденный при этом образ является исчерпывающим по своему драматизму и архетипичности.

Город воин, город труженик тыла - эта тема чрезвычайно популярна в годы Великой Отечественной войны.

Художники стремились показать военный пульс города, значимость героического и трагического момента.

Особенно ярко ощущение важности и пафоса происходящего изобразил К.Ф. Юон в картине «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Важным моментом картины являлось архетипическое единение народа, армии, партии, которое художник показал изобразительными приемами.

Главным действующим лицом на этой картине выступает архитектура - Мавзолей, башни и стены Кремля, Кремлевский дворец. Фигуры бойцов, руководители государства едва различимы: очевидно, К. Юон ставил себе целью показать героический образ столицы Родины, готовой отразить нашествие врага.

Послевоенное строительство и героический пафос послевоенного созидания выступают магистральной линией советской живописи

шестидесятых годов. Исследователи указывают на идеологическое содержание, которое выдвигалось на передний план в городских сюжетах картин [6]. Однако приемы социалистического реализма становятся более интимными, сосредотачивая внимание на частной жизни простого советского гражданина, горожанина

Так, послевоенное строительство и героика трудовых будней характерны для уже упоминаемого нами Ю. Пименова. Привычные глазу элементы повседневности города, такие как дороги, газоны, бордюры, стрелы подъемных кранов, стены домов приобретают на полотнах художника особое звучание, становясь свидетельством преобразований, изменений, «лицом эпохи».

Особое место в живописи Пименова послевоенных лет занимает тема мирной, размеренной, жизни, вернувшейся к привычным ритмам и повседневным заботам. В этом также усматривается желание художника имеющимися средствами живописных практик показать красоту времен года, уют повседневной рутины, взаимоотношения людей на улицах города и внутри стен. Молодость - очень важный момент в изображениях художников. Передавая юношеские порывы жителей города, художник транспонирует это чувство на сам город, который предстает в ожидании будущего. Тема преображения столицы, ее развитие, перспективы роста вширь и ввысь чрезвычайно вдохновляли художника. Пименов сам об этом писал: «Я люблю новые кварталы. В их незаконченности. живет молодая душа новизны. Новые города, районы, кварталы рождают особенную поэзию, особенный характер жизни» [7].

Таким образом, город в творчестве художников подвергался всегда различным интерпретациям, в зависимости от социальной и культурной обстановки и позиции самого художника. Город приобретал свой голос, свою ценность в сознании не только смотрящего зрителя, но и всего общества в целом.

Анализ творчества художников, работавших в стиле социалистического реализма, показывает, что в 30-60 годы закладывается устойчивая традиция и правила отображения советской реальности в условиях города.

80-е годы изменяют общую тенденцию работы в стиле социалистического реализма. Современным художникам этого времени стало неинтересно писать романтические городские сюжеты. На смену им пришел интерес к так называемым атмосферным изображениям: изнанка города,

грязные стены, облупившаяся штукатурка, неуютность - не только отражают общие ментальные установки подобных художников, но и добавляют сложности к пониманию истинного замысла картины. Если советские художники, выполняя социальный заказ, формировали определенный вкус и ценности, то изобразительное искусство 70-80-х годов отказалось от этих целей и задач, призвав, таким образом, к собственной рефлексии и индивидуальным переживаниям, не связанным с коллективными.

Таким образом, городской пейзаж был зависим от социально-культурной и исторической обстановки. Городской пейзаж подчинялся строгой системе отражения реальности, что было характерно для социалистического реализма, и потерял свою реалистичность в конце советской эпохи, поскольку на первый план вышли субъективные переживания художника, что привело к уничтожению традиционных форм изображения, приведя, тем не менее, к индивидуализации передачи городской сюжетики.

Список литературы

1. Аронов, А. А. «Оттепель» в истории отечественной культуры (50-60-е гг. ХХ века) /

A. А. Аронов.- Москва : Экон-Информ, 2008. - 304 с.

2. Булавка, Л. А. Советская художественная культура: противоречия становления и развития : специальность 24.00.01 «Теория и истории культуры» : автореферат ... доктора филос. наук / Булавка Людмила Алексеевна. - Москва, 2007. - 38 с.

3. Зубкова, Е. Ю. Советская жизнь как предмет исторической реконструкции / Е. Ю. Зубкова // Российская история. - 2019. - № 5. - С. 3-14.

4. Каганский, В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство /

B. Л. Каганский. - Москва : Новое литературное обозрение, 2001. - 576 с.

5. Неклюдова, Т. П. Городской пейзаж как отражение архитектурной культуры России в изобразительном искусстве 1950-1980 годов : спец. 18.00.01 теория и история архитектуры : автореферат ... кандидата искусствоведения / Неклюдова Татьяна Петровна. - Москва, 1997. - 28 с.

6. Нурисламова, Р. А. Городской пейзаж как отражение советской и современной российской культуры (на примере г. Перми) / Р. А. Нурисламова // СГН. - 2020. -№ 1 (4). - С. 333-343.

7. Пименов, Ю. И. Земное искусство / Ю. И. Пименов. - Москва : Галерея Леонида Шишкина, 2007. - 143 с.

9. Уваров, М. С. Советско-российский опыт семиотики повседневного / М. С. Уваров // Человек. Государство. Глобализация. Выпуск 3 : сборник философских статей. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2005. - С. 260-278.

10. Флорковская, А. К. Между небом и землей: город в живописи московских художников рубежа ХХ-ХХ1 веков / А. К. Флорковская // Искусство Евразии. - 2020. - № 2 (17). -

C. 202-219.

11. Чернявская, В. Е. Типографика как социальный индекс: советский ландшафт в современном российском дискурсе / В. Е. Чернявская // ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики. - 2023. - № 2 (36). - С. 53.

12. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении : Архетипы и повторяемость / М. Элиаде. -Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. - 249 с.

THE IMAGE OF THE SOVIET CITY IN THE VISUAL ARTS OF THE 30-60S OF THE XX CENTURY

N O. Anisimov1), V.G. Turkina2)

1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

The article attempts to analyze such a concept as a Soviet city by means of artistic expression. The image of the city is viewed through the prism of the concepts of "socialist realism" and "the culture of the Soviet Union", the "sacred" core of which is the Soviet city and its artistically expressed image. Using the cultural concepts of "city" and "space", the authors describe and examine the images of the Soviet city in the works of Soviet artists.

As a result, the Soviet city appears as a special phenomenon that forms a visual image of the space of social optimism.

Keywords: city, space, image, the culture of the Soviet Union, socialist realism, urban landscape.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.