Русская классика: динамика художественных систем Е.Н. ЛОБАНОВА
(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)
УДК 398:355 ББК Ш23(2)-008
ОБРАЗ СОЛДАТА
В СОВРЕМЕННОМ АРМЕЙСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Аннотация. В статье проанализирована образная система солдатского блокнота - ведущего словесного жанра в современном армейском фольклоре.
Ключевые слова: русски й армейски й фольклор, солдатский блокнот, образ солдата.
Субкультура солдат срочной службы в основных чертах оформи -лась при близительно в 60-е годы XX века. Ее важнейшая составляющая - традиционная солдатская словесность, основной формой бытования которой является «дембельский» блокнот, представляющий научный интерес для фольклористов1.
Знакомство с научной литературой, посвященной анализу «дем-бельск х» блокнотов, позволяет сделать вывод о том, что он представляют собой цельную форму с традиционной структурой и могут воспр н маться в качестве самостоятельного жанра современного п сьменного фольклора.
Один из уровней художественной цельности интересующего нас жанра - устойч вый образный строй, который является предметом нашего сследован я в данной статье.
Образ солдата - центральный в художественном м ре «дембель-ского» блокнота. В проанализированных нами источниках не встречаются тексты нд в дуального характера, которые разруш л бы ощущен е его т п з рованност (дневн ковые заметк л что-то подоб-
1 См. об этом: Блажес В.В. Солдатский юмор в свете народной поэтической традиции // Фольклор Урала. Устная и рукописная традиции: сб. науч. тр. / Урал гос. ун-т. Екатеринбург, 2004. С. 20-37; Головин В.В., Лурье М.Л., Кулешов Е.В. Субкультура солдат срочной службы // Современный городской фольклор. М. : РГГУ, 2003. С. 218-219; Кравченко А.И. Социология девиантности // История новой России: всерос. виртуал. энцикл. М., 2002. [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www.ru-90.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=682:2010-07-22-06-49-37&catid=155:81; Кормина Ж.В. Заметки о топике и риторике солдатского письменного фольклора // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика: виртуал. мастер. СПб., 2000. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ruthenia.ru/folklore/cormina4.htm; Полянская Я. Солдатское искусство, или Альбом - находка для шпиона... [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://vas-avdeev.narod.ru/ proect1/reporter5.html#3 и др.
Русская классика: динамика художественных систем
ное). Напротив, широко распространенные клише, формулы, традици -онные тексты, которые в разных вариантах переходят из блокнота в блокнот по классическим законам бытования фольклорных произведений, призваны отбросить все частное, несущественное и обобщить, укрупнить образ солдата. Каковы его особенности ?
Мы обратили внимание на то, что текстовая часть «дембельского блокнота» в родовом отношении представлена как лирическими формами , так и эпическими.
Лирические тексты представляют собой тематическое единство, они традиционно выражают мечты солдата, его переживания. Особый круг переживаний связан с любовной темой. Именно в лирических ст хотворен ях солдат выражает сво надежды, тревог , связанные с мыслью о далекой подруге.
Трудна солдатская судьба,
Порой невыноси ма.
Еще трудней она тогда,
Когда нет пи сем от люби мой2 [Б9].
Тяжело без с гарет,
Тяжело порой без сна,
Но трудней всего солдату Без любимого пи сьма [Б11].
Когда девчонке 18,
А парню дембель через год,
Не стои т парню сомневаться:
Она его уже не ждет [Б3].
Я знаю: меня ты не ждешь И пи сем мои х не читаешь,
Меня встречать не придешь,
А если придешь, не узнаешь [Б16].
Закружили метели парни шку,
Он, в снегу замерзая, ползет.
А его девчонка в постели Честь и совесть свою отдает [Б4].
Служи, солдат, учи уставы И зани майся строевой;
2 Здесь далее ц т руются тексты «дембельск х» блокнотов, хранящ хся в фольклорном архиве кафедры русской и зарубежной литературы Уральского государственного педагогического университета, с указанием номера цитируемого блокнота в тексте стать (см. Пр ложен е к статье).
Русская классика: динамика художественных систем
А где-то женщ ною стала Девчонка, что была с тобой [Б4].
В таких трогательных строках солдатская душа предстает особо ранимой, ее наполняют грустные и трепетные чувства. Тревоги о предполагаемой змене раскрывают, насколько большой ценностью является любовь, как солдат ею дорож т.
Т ема взросления юноши и девушки - одна из ведущих в блокнотах. В рамках этой темы сформ рован устойч вый стереот пный образ неверной девушк , покой которой охраняет «ее солдат». В данном стереот пе выражены тревога ревность, терзающ е душу надолго разлученного с подругой создателя блокнота. На более полно эт чувства передаются в весьма частотном жанре «последнего письма» к изменнице. Интересно то, что по первым буквам строк, з которых составлено п сьмо, ч тается «адрес», по которому посылает девушку брошенный ею солдат. Нач на-ется обычно так: «Пишу письмо в последний раз, ответа я не жду от вас...», а заканчивается просьбой прочесть выделенные буквы сверху вн з. Неверная девушка заслуж ла столь грубое отношен е к ней, солдату не за что перед ней зв няться, хотя в послан звуч т дежурная фраза: «Уж если так, то ты прости». Иногда вместе с письмом помещается изображен е грязного следа от сапога копейк на свадьбу. К отпечатку сапога может быть пр ложен ст хотворный комментар й:
Ну что ж, гуляй будь свободна,
Не буду я тебе врагом.
Но знай, что в наш х отношеньях Я ставлю точку сапогом [Б15].
Само послание отличается крайней грубостью. Неверная девушка - не человек, но прост тутка, дешевая подст лка т.п. Нередко адресант желает зменн це повстречать на своем ж зненном пут какого-н будь негодяя мерзавца, чтобы она от него натерпелась горя в конце концов поняла, что солдат, брошенный ею, просто солнышко. Может быть, она раскается, будет молить о прощении, но будет поздно: солдат н когда не прост т змены.
Встречаются и ироничные «оправдания» неверной:
Я пон маю, ты не в новата,
Что престала мне п сать.
Зачем тебе люб ть солдата?
Его два года надо ждать [Б9].
Большая частотность данного «послания» вовсе не означает, что девушк зменял всем обладателям проанал з рованных нам блок-
Русская классика: динамика художественных систем
нотов. Измен вшая подруга - од н з стереот пов, связанных с устой-ч вым т повым образом солдата, возн кающ м на стран цах блокнотов, но не факт личной биографии составителя.
В блокнотах служ вш х в «горяч х точках» данный стереот п обретает ярко выраженный траг ческ й характер. Утрата любв пр -равнивается к утрате смысла жизни. В одном из блокнотов (хозяин служил в Чечне) мы нашли настоящее стихотворение-драму под назван ем «Последн й караул»:
В караул пошел он в этот вечер,
На п сьмо в последн й раз взглянув.
Вспомн л он тво глаза губы И затвор спокойно оттянул.
Этот выстрел, резки й и печальный,
Эхо повторяло вновь и вновь.
Мног е сказал : «Ненормальный».
Друг сказал: «Будь проклята любовь» [Б1].
Выстраивается целая парадигма отношений, и через нее показано, кем является солдат для его девушк :
Для мамы - я сын,
Для друга - я брат,
Для девушки - просто забытый солдат [Б 10].
В одном из блокнотов нам встретились стихи, посвященные девушке, «которой больше нет». Они носят ярко выраженный индивидуальный характер и не вписываются в очерченную нами традицию: в н х нет н одного грубого слова, много подл нной нежност тоск :
Уже прошло почти полгода,
Как ты остав ла меня,
Ушла з ж зн ровно в двадцать,
Забыв, что есть на свете я.
А я не знаю, что мне делать,
Как дальше жить мне без тебя.
Тебя люб ть я буду вечно И не забуду НИКОГДА [Б9].
Выпадая з общего стереот па, данное ст хотворен е подтверждает тем не менее ценностный статус любв в сознан солдата.
Образу « зменн цы» в блокнотах прот вопоставлен не менее стереот пный образ верной подруг , ждущей солдата на «гражданке». Ей посвящаются самые нежные стихи, в которых звучат слова любви,
Русская классика: динамика художественных систем
утешен я обещан е вернуться, как только пр дет «дембель». Солдат просит подругу набраться терпения и все-таки его дождаться:
Пи сьмо пи шу,
Одно прошу:
Меня дожд сь,
Не забывай
И часто-часто вспоми най [Б9].
И еще одна просьба:
На меня об жаться не надо, что я п сьма так редко п шу, Ведь солдатская служба такая -Я при еду и все расскажу [Б9].
Солдат с нетерпен ем ждет ее п сем:
Твое п сьмо мне, как подарок,
Об этом ты не забывай.
Ты посылай п сьмо без марок,
Но без любви не посылай [Б 10].
Встречаются ст х , где дан взгляд на с туац ю разлук с точк зре-н я самой девушк . Выражаются в н х те чувства, которые, по мнен ю солдата, должна спытывать верная возлюбленная в разлуке с люб мым:
Полюб ла девушка парня горячо,
Полож ла голову ему на плечо,
С кем теперь останусь я,
М лый мальч к мой?
Ах, зачем он встрет лся,
Возраст при зывной [Б9].
Пр мечательно то, что есл к неверной девушке обычно адресован только од н текст «последнего п сьма», то «верной подруге» посвящается несколько текстов в составе блокнота. Так м образом, в самой структуре сборн ка выражается спец ф ка переж ван й солдата: он все-так больше надеется на благополучное разв т е отношен й с люб мой. В выражен сво х чувств он довольно сдержан, предпо-ч тает х спрятать за суровой маской, ведь настоящему солдату не положены сант менты:
Прост , что груб я на ответы И лаской в п сьмах небогат:
Крас во п шут л шь поэты,
А я - всего ли шь-то солдат [Б9].
Иногда чувства упрятаны поглубже в текст, требующий расшифровки (по принципу акростиха):
Русская классика: динамика художественных систем
Ярки й солнечный луч Тихо тронет цветы.
Если небо без туч,
Будешь счастли ва ты.
Я тебе подарю Легки й сви ст ветерка,
Юной ночи красу,
Бурных рек берега,
Лунный свет и при бой -Юность будет с тобой [Б4].
Ты хочешь знать, кого люблю?
Ее нетрудно угадать.
Будь повни мательней читая.
Я буду буквы выделять [Б 16].
Трогательны строки колыбельной, адресованной подруге:
Спи, дорогая, спокойно,
Спи и ресни цы закрой.
Парень в зеленом кафтане Твой охраняет покой.
Ну а когда ты проснешься,
И тихо откроешь глаза,
Вспомни, что служи т парни шка,
Который любит тебя! [Б 10].
Самая сильная форма выражения чувства любви - солдатская клятва:
Не верь цветам - он завянут,
Не верь снегам - он растают,
Не верь весне - она пройдет,
А верь солдату - он придет! [Б9]
Г ерой посылает девушке свой «горячий солдатский привет, проверенный ротным и заверенный старшиной» «со скоростью пули, которая может пробить броню сердца девушки», а сердце ее стучит «громче автомата АК». Заметна целомудренная стыдливость в выражении этих пламенных чувств, проявляющаяся в самоиронии: любовь солдата к девушке сравнима, пожалуй, только со «святыми» словами «Отбой» и «Дембель», он клянется всем, что у него есть (своими кирзовыми сапогами и автоматом), что его любовь верна, «как стекла противогаза»:
Пи шу пи сьмо тебе, родная,
Пи шу, поддержи вая связь.
Не об жайся, дорогая,
Что наша связь оборвалась.
Русская классика: динамика художественных систем
Я теперь служу связ стом,
Передаю я на ключе И вот тебе на все вопросы Отвечу клятвой мне родной.
Клянусь волною антенной,
Клянусь я станц ей своей,
Что для меня важнее всей вселенной,
Дороже нет любви твоей.
Пусть блок п тан я взорвется,
Предохран тел сгорят.
Пройдут два года незаметно И я вернусь к тебе домой,
Забуду я о службе этой И буду рядом я с тобой [Б15].
Его чувства настолько сильны, что он «готов идти строевым шагом до загса для принятия присяги "Верности друг другу"», а если он нарушит свою клятву, то «пусть отнимут последние 30 рублей». Встречается такой вар ант: солдат п шет п сьмо девушке, одновременно отстреливаясь от врагов, и просит прощения за плохой почерк, ведь он пишет на сапоге убитого товарища. Картина страшная. Но п сьмо, нап санное в такой обстановке, готовность «ползать с саперной лопатой вокруг девушк » «чтобы занять круговую оборону» -самое веское доказательство верност солдата, его смелост способ-
ност защ т ть люб мую собственным телом.
Существенно, что солдатск й фольклор не предполагает возмож-ност змены со стороны самого молодого человека: «десантн к з-меняет девушке только тогда, когда ему зменяет запасной парашют» [Б5]. Он верный, надежный, способный на большое чувство, - словом, деальный герой.
Таким образом, проанализированные нами женские образы являются своеобразной объективацией внутренних переживаний солдата. «Изменница» - воплощение его тревог, опасений, ревности. «Верная подруга» - выражение его надежд, чаяний, мечтаний о счастье. Любовь оказывается главной ценностью в духовном м ре того обобщенного, т пового солдата, который представлен на стран цах «дембель-ск х» блокнотов.
Еще одна ценность - подл нная дружба:
Служ , солдат, ты не думай,
Что кто-то вдруг тебя забыл.
Друзья не забывают друга,
А кто забыл - тот не был и м [Б6].
Русская классика: динамика художественных систем
И конечно мама - самый бли зки й, родной человек:
Любви достойна только мать:
Она одна способна ждать [Б4].
Все эти ценности связаны с далеким миром «гражданки», от которого солдат дистанцирован. Сам он включен в мир армейской жиз-н , в котором естественные нормы нарушены, скажены. Блокнотная л р ка полна тяжелых переж ван й, связанных с ощущен ем неспра-ведл вост оскорб тельност внутр армейск х отношен й:
Так хочется горько заплакать,
Ви на по бокалам разли ть,
Девчонок руками полапать И морду кому-то наби ть [Б9].
Отделенность от м ра нормальной ж зн вызывает рон ческ е сетован я:
Да, тяжела судьба солдата:
Тревог , стрельбы, пол гон,
А где-то в городе далеком Ребята хлещут самогон [Б16].
Слеза от образа потухла,
Как будто жизнь оборвалась.
Мая башка от мысли пухнет,
Что служба только началась [Б 10].
Рожа в поте, я в экстазе,
Пар сто т над головой.
Тр кэмэ в прот вогазе -Как же хочется домой! [Б 10]
В руках, в ногах - повсюду боль,
В зубах песок, на шее соль,
В глазах слеза, в душе тоска -
Вот что значи т внутренни е войска [Б5].
Солдат с грустью размышляет о тех зменен ях, который происходят с ним в армии, сравнивая себя прежнего с собой нынешним:
Я не был рожден жестоки м и злым -Таки м меня сделал солдатски й режи м [Б9].
Немало на стран цах блокнотов сожален й об утекающ х годах ж зн , юност :
Русская классика: динамика художественных систем
Роза вянет в вазе, а солдат в проти вогазе [Б6].
Весна! Цветы цветут в садах, а юность гибнет в сапогах [Б4].
Наша юность, словно поезд,
Только разн ца одна:
Поезд съезди т и вернется -Наша юность ни когда [Б1].
На последней странице одного из блокнотов, там, где должна стоять его стоимость, написано: «Цена 2 года. Пусть это не вся жизнь, но все-так это две стран цы, вырванные на самом нтересном месте» [Б9].
Если образы девушек объективировали переживания солдата, связанные с мечтам о м рной гражданской ж зн , в которую он устремлен всей душой, то эмоции, связанные с тяготами службы объективируются в образе своеобразного антагониста - старшего по званию. Это вечный сточн к солдатск х тягот страдан й, отъявленный муч тель, пр тесн тель, бессердечный бездушный, заставляющ й работать до седьмого пота. Образ открыто оценочен, что позволяет воспр н мать его как объективацию внутренних переживаний солдата:
Г оворят, что есть планета Так похожа на луну.
Вот бы нам на ту планету Зах...ть старши ну! [Б9].
В блокнотах встречаются переделк звестных ст хотворен й, в которых образ антагон ста получает завершенность, благодаря ш ро-кому ассоциативному ряду:
Своего старши ну не отдам ни кому:
Такая скоти на нужна самому [Б9 - С. Михалков].
У лукоморья дуб спили ли,
Затем в казарму занесл ,
Потом в каптерку затащ л И старши ною нарекли [Б3 - А.С. Пушки н].
Вокруг казармы дух ходят,
И злой сержант на н х кр ч т.
Там на неведомых дорожках Следы от к рзовых сапог.
И даже ночью танк стреляет,
Чтоб бедный дух уснуть не мог [Б15 - А.С. Пушки н].
Откуда дровишки ?
Сарай разобрал .
Русская классика: динамика художественных систем
Так он же железный!
А нам при казали [Б10 - Н.А. Некрасов].
Однако не сто т думать, что солдат - это какой-то хлюпающ й носом «слабак». Мы уже отмечали некоторую стыдливость, закрытость солдатской души в связи с анализом стихов о любви: настоящий мужчина не должен быть сентиментальным. А потому в блокнотах он чаще всего говор т о себе со здоровой само рон ей. Настоящ й солдат бодр, весел, с юмором воспр н мает все невзгоды армейской ж з-н всегда готов посмеяться над команд рам , над сам м собой.
Он оптимист, поскольку рано или поздно срок службы закончится:
Не надо слез, не надо грусти:
Придет при каз - и нас отпустят [Б9].
Вот месяц меня нету,
Вот нету меня два.
Все равно домой пр еду Г ода эдак через два [Б6].
Солдат не щет легк х путей!
Умный в гору не пойдет,
Умный гору обойдет.
А солдат - он д.б:
Раскопает и пройдет [Б1]
Он не чужд небольш х ж тейск х удовольств й в духе старой гусарской традиции: «На спирту любая гадость принесет солдату радость» [Б9].
С одной стороны, солдат - бесплатная рабочая сила: «Это не рок, это не джаз, это два духа скребут унитаз» [Б4]. С другой стороны, даже будучи «уборщицей», солдат чувствует себя богатырем: «Два солдата из стройбата заменяют экскаватор, а один тамбовский дух заменяет этих двух» [Б3].
Наиболее ярким проявлением иронии мы считаем распространенный в блокнотах жанр солдатской молитвы. Солдаты с юмором молятся особым, армейским божествам - Демобилизации и Отпуску, просят защитить их от всех армейских тягот и от притеснений командиров:
Спас и, господ и, и сохрани мою душу:
От подъема раннего,
От кр ка дневального,
От занят й такт ческ х,
От работ физи ческих,
От солнечного затмен я,
От команд ра отделен я,
От овса перловк ,
Русская классика: динамика художественных систем
От строевой подготовк ,
От утреннего развода, от команд ра взвода,
От непр ятностей всяческ х.
Да преврат тся море Черное в водку русскую,
А море Азовское - в пи во «Жи гулевское»,
Город чужой - в дом родной!
Аминь! [Б16]
Да сохрани Мать-богороди ца:
От кор доров узк х команд ров нерусск х,
От губы временной бабы беременной,
От команд ра взвода прочего сброда.
И спас нас Бог от ночных тревог,
От кросса далекого турн ка высокого,
От занят й такт ческ х, строевых пол т ческ х, От дежурного по част врачей з санчаст ,
От пайк , недовеса старш ны-беса.
И спас нас, Господ , грешных От нарядов внутренн х внешн х,
От стр жк голов мытья полов.
И дай нам, Боже, девчат помоложе,
Пуховую подушку водк кружку!
Да сохран нас от всего этого,
Пресвятая Мать-Демоб л зац я,
И преврат грех армейск е В жи знь гражданскую! [Б7]
Упаси меня, Господи:
От пыльных дорог,
От ночных тревог,
От темного леса,
От тяжелого АКса,
От болезней разных И нарядов грязных.
О Господ . Господ !
Преврат ты море Азовское В п во «Ж гулевское»,
Море Касп йское -В водку «Росс йскую»,
Океан Ледов тый -В сп рт ядов тый,
Воду водопроводную -В самогонку родную.
И да пошл мне Святую Деву Демобили заци ю! [Б 2]
Русская классика: динамика художественных систем
В одном блокноте солдат прос т его спаст от грязных сапог преврат ть казарму «нашу» в ресторан «Наташу», а в другом - «от тряпки, унитаза и противогаза, от гор высоких и марш-бросков далеких». Встречается и такая просьба: «Прибавь получку и масла кучку, дай службу отслуж ть до дембеля дож ть». Солдатск е мол твы, на наш взгляд, заслуж вают спец ального сследован я с точк зрен я х жанровой ст левой спец ф к , поскольку в н х мы в д м сложное сочетание разноплановых традиций: от сакрального жанра молитвы до литературных (например, «Юнкерская молитва» М.Ю. Лермонтова). В рамках нашего сследован я мы огран ч мся л шь тем, что укажем на ярко проявляющееся в мол твах здоровое чувство юмора, пр сущее настоящему солдату. В этот же ряд вписываются солдатские частушки:
Самоволка, самоволка!
Что хорошего в тебе?
2 ми нуты на свободе -10 суток на губе! [Б15].
Разреши те доложи ть:
Надоело здесь служи ть,
Надоело снег к дать,
Утром в 6 часов вставать.
Надоело по команде.
Надоело все бегом,
Отпуст те, рад Бога.
Я домой пойду пешком [Б6].
Старш на у нас хорош й,
Старш на у нас од н.
Как-ни будь мы соберемся И в мурло ему дади м [Б4].
Явно проявляется в блокнотах и вторая тенденция, противоположная юмористической, - сдержанная героизация образа: «Теперь я воин, пограничник, защитник Родины своей, и от меня теперь зависит счастье матери моей» [Б4]; «За мирное небо, за счастье людей отдал я из жизни 730 дней» [Б4]; «За чистый смех детей, во имя нашего народа любимой Родине своей мы отдаем два лучших года» [Б 10]; «За смех детей, за м рный труд, за наш х молодых подруг, во мя нашего народа мы отдаем 2 лучших года» [Б3]; «Чтоб кто-то мог держать цветы, в руках мы держим автоматы» [Б9].
Авторы блокнотов словно пр меряют на себя костюм героя, защищающего своих друзей, брата, сестру:
Русская классика: динамика художественных систем
Живи, братан, балдей и пьянствуй:
Я охраняю твой покой.
В моей подсумке 2 обоймы -Ты, как за каменной стеной [Б9].
Гуляй, братан, ход в к но,
Люби девчонок, пей ви но,
А то, как я, уйдешь туда,
Где водку пьют лишь дембеля [Б10].
Гуляй, сестренка, ты свободна,
Ведь где-то ст снув автомат Тебя надежно охраняет В зеленой камуфляже брат [Б4].
В блокнотах служивших в горячих точках данный мотив звучит более конкретно и жестко: «Служ и, солдат, не знай печал и, пока тебя не расстреляли» [Б1], «Наряд уходит в горы. Вернется ли назад - об этом знают горы, но горы лишь молчат» [Б4]. В блокноте, хозяин которого служ л в Чечне, помещено ст хотворен е, в котором ярко проявляется самосознан е солдата, пон мающего важность своей м сс и страдающего от того, что не всем она ясна:
Обычный автобус все как обычно.
Кто просто едет, кто просто сп т.
На заднем с денье с девчонкою рядом Обычный парн шка с д т.
И вот остановка. Походкою шаткой В автобус заход т стар к-ветеран.
И в д т, что парень ему не уступ т.
Стар к огрубел пошел на таран.
Ты что же парн шка, подняться не можешь,
Ведь я за тебя пять лет воевал,
За счастье твое под пул бросался И жизнь за тебя чуть свою не отдал.
И все замолчал , все обернул сь.
А парень т хонько л шь встал И сказал он в ли цо стари ку-ветерану:
«Я тоже, отец, воевал».
В глазах его был разрывы, душманы,
Большая стрельба маш н караван.
И т хое теплое смерт подобное новое слово «Чечня».
И парень, хромая, пошел по салону И больше ни где я его не видал.
Стар к сел, схват вш сь за сердце,
И тихо-тихо сам зарыдал [Б1].
Русская классика: динамика художественных систем
Аналогичный текст:
Мне старушка одна на вокзале, поохав, сказала:
Как н стыдно, сынок, свою ж знь нач нать с обмана? Где-то орден куп л, нацеп л И похвал лся людям.
Сам такой молодой,
Ну а совести грамма не будет [Б1].
В блокнотных стихах немало строк, написанных в традициях высокого стиля:
В бою кровавом ль хмельном п ру Меч может потерять с лу,
Но есл потеряешь честь свою,
То бойся жи зни больше, чем могилы [Б9].
Нередк л тературные кл ше, связанные с военной, «гусарской» традицией, например, с известными строками Д. Давыдова:
Я люблю кровавый бой!
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарск й,
С вам век мне золотой!
Образы «меча», боя как «кровавого пира», мотив воинской «че-ст » пр дают солдату геро ческ й обл к, вводят его в высок й контекст памят о подв гах во нов прошлых веков. Вообще для блокнотов характерно очень с льное ощущен е включенност в коллект в, корпоративный дух военного товарищества:
Стой, солдат! Пр держ сво нервы,
Ст сн зубы глубже дыш !
Ты не первый и ты не после дни й:
Все служ л - ты отслуж ! [Б9]
Так м образом, блокнотная л р ка раскрывает нам внутренн й мир солдата, который являет собой образец настоящего мужчины, сильного мужественного, героя защ тн ка, верного в любв дружбе.
Будет трудно - креп сь,
Будет страшно - держ сь,
Будет ветер - не гн сь,
Будет больно - не плачь,
А заплакал - утр сь,
Ведь на этом сто т
Вся солдатская жи знь [Б 14].
Русская классика: динамика художественных систем
Раз, два, три, четыре, пять.
Я ду тебя скать С автоматом на плече И с гранатою в руке.
Автомат сн му с плеча,
И гранату брошу я,
Чтоб от страха у врага Поседела голова.
Шесть, семь, восемь.
Мы от арм не кос м.
Мама, папа, люблю вас,
Больше вас люблю спецназ.
Парашют мне до балды,
Ли шь бы не было войны [Б1].
Если лирика призвана раскрыть солдатскую душу «изнутри», передать переж ван я, эмоц , то проза ческ е тексты, включенные в «дембельские блокноты», на наш взгляд, выполняют иную функцию: они призваны вписать образ солдата в константы того образа мира, который выстра вается в солдатском фольклоре. Не случайно одн м з люб мых жанров блокнотной прозы является афор зм - краткое зре-чен е, представляющее собой формул ровку некой ст ны самого общего плана, носящей характер акс омы. Пр этом проза ческ е тексты тяготеют к той же самой темат ке, что л р ческ е, однако удельный вес отдельных мот вов тем несколько меняется. Есл большая часть лирики выражает интимные переживания, связанные с любовью, то проза больше сосредоточена на реал ях армейской ж зн .
Главный герой солдатского афоризма - конечно же, его антагонист, старший по званию: «Армия без ефрейторов, что деревня без придурков» [Б4]; «Лучше жить в лесу с волками, чем в казарме с прапорами » [Б9]; «В армии нет вечных дви гателей, зато вечных тормозов хватает» [Б4]; «Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона» [Б4, Б14]; «Пока в армии бардак, она непобедима» [Б6]. Встречаются и несколько рон чные нтерпретац звестных оф ц альных слоганов: «Если Родина думает, что нас кормит, тогда пускай думает, что мы ее защищаем» [Б 16]; «Отдай долг Родине и больше в такие долги не влезай» [Б9].
К афоризмам примыкают тексты речевых ошибок, допущенных начальством и любовно зафиксированных солдатами. В.В. Блажес верно подметил эту особенность блокнотов: «Солдаты, весело реагирующие на речевые ошибки сержантов, прапорщиков, офицеров, конечно, находятся в рамках национальной культурной традици и. Они
Русская классика: динамика художественных систем
замечают отклонен я от языкового стандарта у команд ров в повседневном общен ф кс руют х высказыван я на правах жанра в своих блокнотах»3. Этими оговорками, блокноты просто изобилуют: «Эй, вы трое! Оба ко мне!» [Б6]; «Молчать! Я вас спрашиваю!» [Б6]; «Идите быстрее убирать снег, а то он растает» [Б6]; «Рота! Отбой! По моей команде глаза закрыть! Отставить! Щелчка не слышу!» [Б6]; «А теперь короткими перебежками от меня до следующего дуба» [Б6]; «Я же сказал: размести все лужи на плацу, чтобы офицеры по дороге не мочились» [Б6]; «Всех отсутствующих построить в одну шеренгу» [Б6]; «Рота! На помойку в баню становись!» [Б6]; «Объясняю задачу: собрать все кирпичи и сжечь» [Б6]; «Что вы спите стоя на ходу?!» [Б6]; «Л цо на фото должно быть квадратным» [Б6] т. д. Все эт тексты представляют солдата остроумным, находч вым. И главное, куда более культурным образованным, чем его начальн к .
Образ девушк также представлен в проза ческ х жанрах, но ес-л в ст хах выражаются внутренн е переж ван я солдата, то в прозе формул руются нек е общ е законы, определяющ е отношен я между мужч ной женщ ной. Такова шутл вая класс ф кац я женщ н как представительниц рода человеческого:
Девушка в:
16 лет - ди кая, как джунгли (Австралия);
17 лет - жаркая, как Афри ка;
18 лет - открытая, как Амери ка;
19 лет - и зъезженная, как Европа;
20 лет - разби тая, как Германи я,
21 год - заброшенная, как Антарктида [Б6].
Возможные т пы отношен й также класс ф ц руются с помощью литературных жанровых обозначений:
Есл ты знаком шься с девушкой - это роман.
Есл девушка тебе нрав тся - это стор я.
Если ты начинаешь с ней встречаться - это любовь [Б10],
В одном из блокнотов [Б 15] представлены развернутые стерео-т пные образы мужа жены. Пр чем к жене предъявлено требован й столько, что он занял больше стран цы. С точк зрен я мужч ны, женщ на не « меет права», а «должна обязана» - явные пр нц пы патриархата. Мужчина же должен быть окружен вниманием, любовью и лаской. «Жена назначается из наиболее подготовленных девушек»,
3 Блажес В.В. Солдатский юмор в свете народной поэтической традиции. С. 29.
Русская классика: динамика художественных систем
она должна дождаться солдата з арм , то есть «сдать экзамен на верность», быть хорошей хозяйкой, хран тельн цей очага, потому
что она отвечает «за сохранность вещей, мущества в кварт ре, дв -ж мых средств продовольственных товаров, за поддержан е ч сто-ты порядка в кварт ре». Жена факт ческ является сторожем уборщицей: «Она подчиняется мужу и выполняет его требования; она обязана: быть честной, дисципли нированной, строго хранить семейные тайны, добросовестно изучать повадки мужа, всегда должна быть готова вступ ть на защ ту семейных нтересов добросовестно ждать мужа из пивбара, ночью удовлетворять желания мужа и не вступать с ним в пререкания». Это уже пахнет армейской дедовщиной: солдат, побывав в рол подч ненного узнав почем фунт л ха, хочет побывать в рол начальн ка, а жену сделать сво м подч ненным. Что касается табу для жены, то оно дается обобщенно: «Жене строго запрещается зменять л как м-л бо ным образом обманывать мужа». Об обязанностях мужа не сказано н чего, кроме того, что «муж - есть л цо непр косновенное, требует любв , ласк вн ман я». С нашей точк зрен я, важно то, что образ солдата, слож вш йся в сознан составителя блокнота, спроецирован на мирную жизнь. В этом явно заметен момент инициационного характера: стать настоящим мужчи -ной - знач т стать солдатом оставаться таковым уже всегда.
Поэтому отнюдь не случайным представляется нам появлен е в проза ческ х текстах мот ва с лы агресс , связанного менно с образом солдата: «Пьяный десантн к страшнее танка, а голодный ВВ-шни к страшнее пьяного десантника» [Б2]; «Голодный Дух страшнее пьяного дембеля»; «Девушки! Лучше попасть под танк, чем под матроса» [Б 10]; «Не переходи дорогу солдату с погонами ВВ, а то можешь потерять: честь, красоту и способность передвигаться» [Б16], «Не плюй пограничнику в душу, а то выплюнешь зубы» [Б6]; «Десантни к не найдет выхода только из могилы» [Б5]; «Здесь кони дохнут, маши -ны глохнут, а пограничники живут» [Б4]. А физическая сила и сноровка солдата выражена в «шутл вом стандарте»: «Солдат должен стрелять, как ковбой, и бегать, как его лошадь» [Б6]. Безусловно, все эти качества гиперболизируются, а ирония превращает все в шутку, в которой есть л шь доля правды. Но за этой шуткой - утвержден е богатырской с лы русского солдата, восходящее к был нному эпосу. Солдат - это не только геро ческая л чность, но еще гордая, несмотря на все ун жен я, которые ему, возможно, пр шлось переж ть во время нахожден я в арм : «Солдат может встать на колен только в трех случаях: целуя руку матер , подн мая упавшего друга, срывая цветы для любимой» [Б6].
Русская классика: динамика художественных систем
Т аким образом, прозаические и лирические тексты блокнотов являют собой идейно-тематическое единство, концентрирующееся вокруг солдата - ведущего образа «дембельского блокнота» как жанра. Если лирика раскрывает внутренний мир солдата, его чувства, то проза вписывает его в общие законы армейской и гражданской жизни. В целом же образ солдата предстает достаточно цельным: это юноша, становящийся взрослым, с честью проходящий нелегкие испытания, любящий и верный, надежный защитни к Родины, носитель национальных культурных традиций. Он лишен фальшивой пафосности, предпочитает относ ться к тяготам армейской ж зн с юмором, а к себе - со здоровой само рон ей. Однако он полон внутреннего досто нства с гордостью выполняет свой долг во на. В то же время война - отнюдь не цель его существован я, по натуре своей он человек м рный, меч-тающ й поскорее вернуться к нормальной ж зн на «гражданке», но в новом качестве взрослого, сильного и мужественного мужчины.
Приложение
Краткие сведения о «дембельских» блокнотах, хранящихся в фольклорном архиве кафедры русской и зарубежной литературы УрГПУ (шифр блокнота и данные об информанте: время и место службы, род войск):
Б1 - Мартьянов С. Г. 2001-2003 гг. спецназ Чечня
Б2 - Свердликов П. М. 2002-2004 гг. ВВ МВД г. Екатеринбург
Б3 - Ахматянов А. Ф. 1998-2000 гг.
Б4 - Мартьянов М. О. 2001-2003 гг. ПВ Приморский край Б5 - Бочкарев А. Д. 1996-1998 гг. ВДВ г. Тюмень
Б6 - Елфимов В. А. 2000-2002 гг. ПВ с. Новосельское Приморский край
Б7 - Бикин А. А. 1999-2001 гг. ВВ. МВД Саров
Б8 - Хохлов В. В. 1980-1982 гг. ПВ п/о Аргунск Читинская обл.
Б9 - Мартьянов О. В. 2004-2006 гг. ВВ МВД пос. Кст н но К ровская обл.
Б10 - Куваев С. Н. 2003-2005 гг. танковые войска г. Камышлов
Б11 - Мосеев С. 1997-1999 гг. рота охраны г. Камышлов
Б12 - Кайгородов Ф. Г. 1998-2000 гг. танковые войска г. Троицк
Б13 - Вздорнов В. Д. 1995-1997 гг. ПВО г. Богучар, г. Солнечногорск
Б14 - Шархун С. В. 1987-1989 гг. ВВС К ирг из ия, Токмак
Б15 - (?) 2000-2002 гг. войска связ и Н ижн и й Таг ил, Муром
Б16 - (?) 2000-2003 гг. ВВ МВД Пермь
Б17- (?) МВД