УДК 7.046.3 ББК 85.1
Полякова Ольга Викторовна аспирант г. Санкт-Петербург Polyakova Olga Viktorovna
Post-graduate St.Petersburg
Образ Рождества Христова: его место в пра вославном храме и особенности иконографии.
The Image of the Christ Birth: Its Value for the Russian Church and Iconography Peculiarities
В статье рассмотрены и систематизированы варианты включения образа Рождества Христова в состав композиций памятников более сложного наполнения. При этом иконография образа Рождества Христова рассматривается в тесной связи с основным назначением памятников, их сакральным смыслом и литургическими функциями.
The varieties of the including the Christ Birth image into the compositions of the more complicated structures are considered and systematized in this article. Along with it the iconography of the Christ Birth image is regarded to be closely connected with the general appointment of values, their consecrated sense and liturgical functions.
Ключевые слова: образ Рождества Христова, иконография, краткий тип композиции, предметы церковного назначения, праздничные сюжеты, минеи, иконы-иконостасы, иконы-молитвы.
Key words: the image of the Christ Birth, iconography, brief type of composition, Church attributes, subjects of Church holidays, holiday plots, iconostasis-icons, prayer-icons.
Образ Рождества Христова - неотъемлемая часть внутреннего убранства православного храма. Расположенный в иконостасе, на фреске, на иконе, включенный в состав многосюжетной иконы или принадлежащий конкретному церковному предмету, образ Рождества Христова представлял, как правило, краткий тип композиции и по-разному актуализировался в пространстве православного храма.
Уже в раннехристианское время образ Рождества Христова можно было видеть в стенописи, на рельефах, он «украшал» предметы важного церковного предназначения - пиксиды, ампулы [3]. Представленный как единственный или включенный в многочастное изображение, этот образ являлся смыслообразую-щим звеном единой системы. В эту систему входил и сам церковный предмет,
степень сакрализации которого была обусловлена его богослужебным, литургическим предназначением.
Воплощение идеи сакрализации самого предмета путем включения образа Рождества Христова очевидно, так как действие это не может быть случайным. Начиная с самых ранних памятников христианского искусства, иконография Рождества Христова передавала символическое значение каждого элемента, входившего в композицию образа. Основной набор иконографических элементов составил краткий тип композиции: это изображение Младенца в яслях, звезды, вола и осла, пещеры, возлежащей Богоматери, Иосифа, пастырей, волхвов с дарами, ангелов, Саломеи в сцене Омовения Младенца1.
Таким образом, во-первых, через назначение предмета, на который помещался образ Рождества Христова, во-вторых, непосредственно через иконографию образа Рождества Христова, в-третьих, через соседствующие рождественскому образу изображения, - разными художественными средствами воплощались вневременные, всегда актуальные для христианства идеи на протяжении веков и до сегодняшнего времени.
Интересный материал для изучения представляют произведения русского
2
церковного искусства .
Так, образ Рождества Христова является неотъемлемой частью русского высокого иконостаса, представляющего символическую структуру, в которой присутствует исторический принцип размещения сюжетов [9], и входит в состав праздничного ряда иконостаса.
Рождественский образ в иконостасе связан с образом Рождества Христова на аналойной иконе. По мнению Л.М. Евсеевой, исследующей вопрос об аналойных иконах в создании храмового пространства, «это противопоставление друг другу изображений сакрального события - как, в некотором смысле, вре-
1 Иконография Рождества Христова освещается уже в русской дореволюционной науке. Важный вклад в изучение данного вопроса внесли: Ф.И. Буслаев, Н.П.Кондаков, Н.В. Покровский А.И. Кирпичников, Н.П. Лихачев, К.С Мансвестов.
2 В данном случае произведения рассматриваются вне исторического контекста, так как исследование направлено на определение вариантов использования образа Рождества Христова в различных памятниках церковного искусства.
менного и как идеально-вечного - становится одним из средств организации сакрального пространства, в котором, таким образом, проявляется динамика отношений времени и вечности» [2;644].
Характерно, что сцены, представленные в праздничном ряду иконостаса, могли изображаться на различных предметах церковного назначения. К наиболее распространенным относятся: иконы, в их числе -иконы-складни, «переносные иконы», а также реликварии, кресты, элементы одежды монахов (пара-манд и пояс).
На перечисленных предметах праздничный цикл мог изображаться в со-
3
ставе двунадесятых праздников или дополняться иными евангельскими сюжетами4, а также представлять комбинацию нескольких сюжетов5.
В первых случаях, состав сюжетов привлекает внимание к праздничному чину иконостаса и подчеркивает как общую первоначальную цель установления праздников - воспоминание и прославление евангельских событий, на которую указывает Святитель Иннокентий Херсонский [6], так и, возможно, более узкую. А.И. Яковлева предполагает, «что на монашеском облачении перечень праздников, напоминать названия которых в XIV веке, казалось бы, не было необходимости, утверждал принцип «правильного» перечисления сюжетов, то есть, в конечном итоге, «правильного» чтения и понимания Ветхого и Нового Заветов» [ 11; 163]. Автор подчеркивает интересную особенность этих изображений: письменное название, располагающееся в рамочке у каждого праздничного образа, «то есть иконке праздника соответствует "иконка" с надписью». [11;163]
Комбинация нескольких праздничных сюжетов на иконах соответствовала определенной иконографической программе. Эта программа составлялась, как правило, по желанию заказчика. В данном случае можно говорить о том, что
3 См., например, параманд из некрополя церкви Спаса Преображения на Бору. До 1399 г. Музей Московского Кремля.
4 См., например, четырехчастная икона - Праздники: Рождество Христово, Успение. Богоявление. Явление ангелов женам Мироносицам. Вт. Пол.XVI века из Троицкого собора Мурома.
5 См., например, Алексеевский крест. 1380-е гг. Софийский кафедральный собор. Новгород.
изображенные евангельские события являются своего рода «личным воспоминанием» заказчика.
К достаточно распространенным в русском церковном искусстве типам икон с «Праздниками», в состав которых входил образ Рождества Христова, можно отнести Богородичные иконы, в которых эта сцена могла входить в цикл жития Богоматери как важнейшая страница истории жизни Девы Марии6. Не меньшее распространение получили иконы с выделением одного праздника -Сошествие во ад, ставшего в 1Х-Х веке в Византии официальным изображением Воскресения [8]. Выделенная сцена Воскресение - Сошествие во ад на иконах с праздниками, получивших на Руси распространение с периода позднего средневековья (ХУ1-ХУН вв.) [4], будучи расположенной в среднике иконы, вводила в идейный замысел образа, подчиняя себе все иные на иконном пространстве. В этом случае представляется особенно важным указание на саму идею «Воскресения» Христа.
Включение образа Рождества Христова в минейные иконы и иконы-иконостасы представляется вполне логичным, если вспомнить их предназначение.
В первом случае, образ Рождества Христова есть указание на этот праздник и обозначение его даты в церковном литургическом календаре, то есть функционально - это воспоминание. Образ Рождества Христова занимал, как правило, место в составе изображений святых и праздников, входящих в литургический цикл декабря. На размещения миней в храме - «подобно иконостасу» -указывает И. А. Шалина [9].
Во втором случае образ Рождества Христова включается в состав иконы-иконостаса, то есть небольшого подобия реального храмового иконостаса, в составе которого присутствие образа Рождества Христова обязательно. Функция данной иконы - создать сакральное (храмовое) пространство для молящегося человека дома (в домашней малой церкви) или во время длительного пребыва-
6 См., например, Богоматерь Владимирская, с житием Иоакима, Анны и Богоматери. XVI век. Из церкви Новое Вознесение в Пскове.
ния вне дома (путешествия, военные действия). Место образа Рождества Христова в иконах-иконостасах соответствовало его обычному местоположению в составе праздничного ряда древнерусского иконостаса.
Обращаясь к названным памятникам, подчеркивая их назначение и дидактическую наполненность, следует обратить внимание на особенности иконографии образа Рождества Христова. Важно, что на всех перечисленных памятниках рождественский образ, как правило, представлял краткий тип композиции, являясь своего рода реминисценцией, воспоминанием о праздничном событии - Рождестве Христовом.
К богословско-догматической природе краткого типа композиции образа Рождества Христова обращает другая группа икон. Их можно назвать иконы-молитвы.
В качестве примера можно привести образ Рождества Христова в цикле сюжетов, иллюстрирующих текст Акафиста Богородице, представленных в стенописи (фрески храма Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря) и в Богородичных иконах акафистного типа, достаточно распространенных в русском иконописании. Важную особенность иконографии акафистного образа Рождества Христова в таких иконах представляет непостоянство состава персонажей. При этом композиционная структура центральной части - Богоматери с Младенцем в яслях - сохраняется так же, как, практически на всех иконах, изображение пастырей. Остальные иконографические элементы краткого типа композиции рождественского образа могут упускаться. Наличие изображения пастырей обусловлено текстом Акафиста «Слышаша пастырие...». Сравнивая иконографические типы Акафиста Богоматери в палеологовском искусстве, Е.Б. Громова подчеркивает эту особенность в акафистных иконах, и значение пастырей, как необходимого смыслового элемента [1; 266]. Указывая на изображение в ц. Св. Николая в Орфаноса в Фессалониках, исследовательница пишет, что «тема поклонения пастухов преобладает над Рождеством» и этот иконографический прием (выделение пастырей) отвечает контексту первой части Акафиста, посвященной теме благовестия о Воплощении, «в данном случае
пастухам» [1;267]. В русском иконописании иконография образа Рождества Христова в акафистном типе икон сохраняет смысл, связанный с благовестием о Рождестве пастырям. Иконографические варианты икон на Акафист, в которых упускается изображение пастырей, являются, скорее, исключением7.
Характерным примером включения образа Рождества Христова в состав иконы-молитвы является икона «Символ Веры». В тексте молитвы изложены основные догматы Церкви8. В данном случае Образ Рождества Христова служит иллюстрацией важных положений учения Церкви. Определить соответствие изображения тексту помогают надписи на иконах. «И вочеловечшася» -именно этот краткий текст можно чаше всего увидеть у изображения Рождества Христова. Следует заметить, что границы между сюжетами в регистрах иногда как бы опускаются или стираются9. При этом все изображения сплетены в единую ткань, наполненную символическими смыслами. Композиция связана воедино: иконография образа Рождества Христова продолжает сцену Благовещения, а высокая «рождественская» гора, снижаясь, становится Голгофой Распятия. Такой художественный прием может соответствовать молитвенному распеву - на одном дыхании, в котором «Символ Веры» чаще всего и исполняется.
Представляется существенным подчеркнуть, что постоянство основных идей, заложенных в образ Рождества Христова, объясняется не только и даже не столько иконографической традицией. Сама эта традиция сформировалась благодаря неизменности текста молитвы - «Символа Веры».
Акцентируя внимание на том, что иконография образа Рождества Христова в вариантах краткого типа композиции отвечает главной вложенной в образ идее - явление Бога на земле во плоти, - нельзя не сказать о Четырехчастной иконе XVI века из Благовещенского собора Московского Кремля. В этом известном памятнике образ Рождества Христова включен в композиционную часть, иллюстрирующую текст, указывающий на Триипостастную природу Бо-
7 См., например, изображение на иконе Богоматерь Владимирская со сценами жития иконы и Акафистом, ок.1800 г. Палех. Музей икон в Реклингхаузене.
8 «Символ Веры» был написан в IV веке. См. об этом: Мень А. Православное богослужение: Таинство Слово и Образ / А. Мень - М.: Слово, 1991. С.43.
9 См., например, «Символ Веры». XIX в. ГМИР.
жественного Единства: «Придите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся». О.И Подобедова трактует сложный композиционный замысел «Четы-рехчастной» иконы, как «сложный религиозный трактат» [5, 47], а Э.С. Смирнова подчеркивает, что данная икона входит в число тех, которые являются кульминацией богословско-дидактической тенденции в русской иконописи XVI века [7;158].
Таким образом, выявляя варианты использования образа Рождества Христова в пространстве православного храма (на примере русского искусства), можно выделить четкий круг памятников, в композицию которых включался образ Рождества Христова именно краткого типа. Рождественские элементы памятников раннехристианского времени, в византийском искусстве, составленные в осмысленную систему, получили широкое распространение в русском иконописании. Представленный в клейме многосоставной иконы или в системе стенописи, образ Рождества Христова поддерживал внутренние связи между отдельными сюжетами внутри храмового пространства, а в иконе - между клеймами и средником.
Образ Рождества Христова имел различное функциональное назначение. Находясь в иконостасе или в иконе-иконостасе, образ являлся «воспоминанием» о событии вселенского масштаба - Рождестве Христовом. Образ мог обозначать календарную дату (в минее) и «открывать» соответствующую ей церковную службу, будучи помещен на аналое. Являясь частью иконы-молитвы, образ Рождества Христова отражал основные богословско-догматические идеи христианства. Занимая определенное место в православном храме, образ Рождества Христова играл важную роль в определенные моменты богослужений как в сакральном пространстве памятника, так и в сакральном пространстве храма.
Изображение рождественского сюжета на различных предметах церковного искусства, включение образа в состав памятников более сложного наполнения и рекомбинация основных элементов композиции краткого типа раскрывает полисемантичный характер иконографии Рождества Христова и выявляет символическую природу образа.
Библиографический список
1. Громова Е.Б. История русской иконографии Акафиста. Икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля [Текст] / Е.Б. Громова - М.: ИНД-РИК, 2005. - 304 с.
2. Евсеева Л.М. Аналойные иконы и литургические ткани в создании сакрального пространства древнерусского храма [Текст] / Л.М. Евсеева // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси /ред.-сост. А.М. Лидов. - М.: Индрик, 2006. - С. 638653.
3. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери - Переизд. изд. Т 1. / Н.П. Кондаков - М.: Паломник, 1998. - 282 с.
4. Нерсесян Л.В. Об одном редком иконографическом изводе Воскресения-Сошествия во ад с евангельскими сценами [Текст] / Л.В. Нерсесян // От Царьграда до Белого моря / отв. ред. М.А. Орлова - М.: Северный Паломник, 2007 - С. 293-311.
5. Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV / О.И. Подобедова - М.: Наука, 1972. С. 47.
6. Святитель Иннокентий Херсонский О Великих Господских и Богородичных праздниках [Текст] - Репринтное воспроизведение издания 1847 г. - СПб.: Русская симфония, 2005. - 112 с.
7. Смирнова Э.С. Икона древней Руси. XI-XVII века [Текст]; История иконописи / Э.С. Смирнова - М., АРТ-БМБ, 2002 - C. 121-164.
8. Юровская З.В. Византия - Западная Европа: Иконография Сошествия Христа во ад (IX-X век): автореф. дис. канд. искусствоведения [Текст] / МГУ. - М.: МГУ, 2006. - 22 с.
9. Шалина И.А. Минейные иконы 1569 года из Иосифо-Волоколамского монастыря / И. А. Шалина От Царьграда до Белого моря / отв. ред. М.А. Орлова - М.: Северный Паломник, 2007 - С. 651-678.
10. Юрьева Т.В. Православный иконостас как культурный синтез [Текст] / Т.В. Юрьева - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. - 250 с.
11. Яковлева А.И. Праздничный ряд иконостаса Благовещенского собора: состав и происхождение / А.И. Яковлева // Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуре / ред. А.К. Левыкин; Федеральное гос. Учреждение культуры «Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Московский Кремль"». - М.: ИПП КУНА, 2008. - С. 144-180.
Bibliography
1. Evseeva, L.M. Altar Stand Icons and Liturgical Cloth in Creating a Consecrated Space of Ancient Russian Cathedral [Text] / L.M. Evseeva // Hierotopia. Liturgical Cloth Creating in Byzantium and Ancient Russia / Edit. by A.M. Lidov. - M.: INDRIK, 2006. - P. 638-653.
2. Gromova, E.B. History of Russian Acathist Iconography. «The Praise of the God Mother with the Acathist» Icon from the Uspensky Cathedral in Moscow Cremlin [Text] / E.B. Gromova. -M.: INDRIK, 2005. - 304 p.
3. Innocent of Kherson, the Sanctifier. About Great God and Godmother's Celebrations [Text]. - Repr. Publication of 1847. - SPb.: Russian Symphony, 2005. - 112 p.
4. Kondakov, N.P. The God Mother's Iconography. - Republic. V. 1. / N.P. Kondakov. - M.: Pilgrim, 1998 - 282 p.
5. Nersesyan, L.V. About One Rare Iconographical Plot of Anastasis- Harrowing of Hell Including the Bible Episodes [Text] / L.V. Nersesyan // From Tsargrad to the White Sea / Ch. Edit. M.A. Orlova. - M.: The Northern Pilgrim, 2007 - P. 293-311.
6. Podobedova, O.I. Moscow Painiting School in the Reign of Ivan IV / O.I. Podobedova -M.: Science, 1972. - Р. 47.
7. Shalina, I.A. The Joseph-Volokolamsk Cloister's Lunar Icons of 1569 / I.A. Shalina // From Tsargrad to The White Sea / Ch. Edit. M.A. Orlova. - M.: The Northern Pilgrim, 2007. - P. 651-678.
8. Smirnova, E.S. Icon of the Ancient Russia of XI-XVII Centuries [Text]; Icon Painting History / E.S. Smirnova - M.: ART-BMB, 2002. - P. 121-164.
9. Yakovleva, A.I. The Holy Celebration Row of the AltarSscreen in Annunciation Cathedral: Composition and Origin / A.I. Yakovleva // The Tsar Cathedral. The Moscow's Annunciation Cathedral in Kremlin in Russian History and Culture / Edit. of A.K. Levykin; Federal Culture Department «State Hist.-and-Cult. Reserve Museum "Moscow Kremlin"». - M.: UPP KUNA, 2008 - P. 144-180.
10. Yurieva, T.V. The Altar-Screen of Russian Church as a Cultural Synthesis [Text] / T.V. Yurieva. - Yaroslavl: YaSPU after K.D. Ushinsky, 2007 - 250 p.
11. Yurovskaya, Z.V. Byzantium - Western Europe: Iconography of the Harrowing of Hell (IX-X Cen.): Synopsis of Thesis ... Cand. of Art [Text] / Z.V. Yurovskaya. - M.: MSU, 2006 -22 p.