Научная статья на тему 'Образ России в системе международных отношений:содержание имиджевой стратегии'

Образ России в системе международных отношений:содержание имиджевой стратегии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2230
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА / ИМИДЖЕВАЯ СТРАТЕГИЯ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефанова Елена Владимировна, Глазков Аркадий Алексеевич

Анализ эволюции образа российского государства в системе международных отношений показал, что образ России динамично видоизменяется на протяжении всей истории. Образ России, с одной стороны, определяется особенностями отношения к своему государству самих граждан РФ, а с другой характером отношения к России иных государств. Результаты общественно-политических исследований показывают, что для российских граждан образ национального государства отождествляется с Президентом страны, сильной властью, великой державой. За рубежом российское государство воспринимают как супердержаву с богатой историей, однако ряд иностранных государств воспринимают Россию как страну с высоким уровнем коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ России в системе международных отношений:содержание имиджевой стратегии»

Образ России в системе международных отношений: содержание имиджевой стратегии

Аннотация. Анализ эволюции образа российского государства в системе международных отношений показал, что образ России динамично видоизменяется на протяжении всей истории. Образ России, с одной стороны, определяется особенностями отношения к своему государству самих граждан РФ, а с другой — характером отношения к России иных государств. Результаты общественно-политических исследований показывают, что для российских граждан образ национального государства отождествляется с Президентом страны, сильной властью, великой державой. За рубежом российское государство воспринимают как супердержаву с богатой историей, однако ряд иностранных государств воспринимают Россию как страну с высоким уровнем коррупции.

Ключевые слова: международные отношения, образ государства, имиджевая стратегия, российское государство, Россия.

Авторы

Ефанова Елена Владимировна,

кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского государственного университета (Волгоград, Россия).

Глазков Аркадий Алексеевич,

студент направления подготовки «Политология» Института истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского государственного университета (Волгоград, Россия).

В современном социогуманитар-ном пространстве отмечаются тенденции к возрастанию роли символической политики, базирующейся на различных субъектах политического процесса, а также формируемых вокруг них стереотипов и мифов. По словам И.Ю. Киселева, проблема образа государства приобрела актуальность, «когда стало очевидно, что восприятие государства далеко не всегда осуществляется в соответствии с создаваемым им имиджем, а направляется образами, которые возникают у других участников международных отношений» [1].

Общефилософский подход (С. В. Беспалов, Э. А. Галумов, Л. А. Микешина) под «образом» понимает результат и идеальную модель отражения объекта в сознании индивида, возникающую в процессе исторической практики, на основе знаковых систем. Образ — это ощущения, восприятия и представления. Поэтому данная категория есть нечто субъективное. Однако, однажды возникнув, образ приобретает самостоятельный характер, занимает активную роль в поведении индивидов.

В рамках политологического анализа имеется разнообразие исследований «образа государства»: политико-психологические, медийные, культурологические, маркетинговые, социологические, дискурсологические. И. В. Фомин [2] полагает, что при изучении феномена «образа государства» исследователи выбирают один из двух путей. Первая группа ученых описывает содержание данной категории через перечисление близких по смыслу терминов (символ, знак, представление). Вторая — определяет «образ государства» через комплекс элементов (география, культура, экономика, действия, статус), отражаемых в образе.

Интересную концепцию образа государства выдвигает И. Ю. Киселев, полагая, что оно может быть представлено сразу на двух уровнях. Первый уровень — государство на внутреннем уровне — «для себя», когда его члены идентифици-

руют себя как «Мы», в качестве единого, состоящего из многих элементов. Государство на внешнем уровне становится «Я» в международной системе. «Я-образ» включает в себя следующие компоненты:

— идентичность (история; общие ценности; особенности политического устройства);

— статус государства на международной арене;

— роли, которые государства занимают в системе международных отношений. При доминировании того или иного

компонента, по мнению автора, можно говорить о трех типах образа государства — «Я»:

— идентификационный паттерн (внешняя политика такого государства основана, прежде всего, на ценностях, которые зиждятся на его историческом прошлом, культуре, социально-политической системе);

— статусный паттерн (такой тип государства на первый план ставит отношения с другими государствами в международной системе);

— ролевой паттерн (прежде всего, делается упор на реализацию государством принятых им обязательств) [3]. Иные компоненты в структуре образа государства выделяет Э. А. Галумов. С точки зрения автора, образ государства представляет собой сочетание имиджевых компонентов: политико-географического, природно-ресурсного, цивилиза-ционно-культурного, социетальный, производственно-экономического, национально-ценностного. В структуре образа государства А. Э. Галумов выделяет такие компоненты как:

1. «Условно статичные», данные компоненты никогда не изменятся (природные ресурсы, культурно-историческое наследие, географическое положение, базовая форма политической системы);

2. «Условно динамичные», действуют в настоящий момент времени:

— «корректируемые» социологические факторы (настроение в обществе,

модели общественно-политического взаимодействия, особенности и стиль реализации политической власти);

— «корректируемые» институциональные факторы (политика, экономика, право — факторы, оказывающие ключевое воздействие на общественное мнение);

— «перспективы развития», планируемые и ожидаемые в перспективе [4]. Иные составляющие в структуре образа государства предлагает Ф. Е. Перж:

— процесс становления государственности (историческая память — ключевые события, которые повлияли на институционализацию политической системы);

— коммуникативные факторы (объективность/необъективность средств массовой информации);

— тип политической культуры;

— трансформация массового сознания (переменные процессы, которые приводят к психологическому напряжению в обществе) [5].

Образ государства во внешнеполитическом пространстве является ключевым элементом в процессе взаимодействия с иными субъектами международной системы. Любая артикуляция начинается с первично возникающего образа оппонента. Как справедливо отмечает К. О. Пер-цовская: «пространство внешнеполитических связей не становится исключением, ведь именно то, как воспринимается страна, ее образ, является основой для формирования внешнеполитических и экономических отношений с мировым сообществом» [6]. Создание позитивного образа — приоритетное направление, к которому стремится большинство стран мира, что способствует закреплению ее политических побед в мире, усиливает конкурентоспособность, облегчает практическое взаимодействие с иными государствами.

Россия обладает определенным образом в сознании мирового сообщества. Эволюция данного образа происходила

на протяжении существования российского государства в каждый конкретный исторический период. Лябухов И. В. [7] полагает, что государственную имиджевую политику России можно разделить на три периода: 1991-1999 гг.; 2000-2008 гг.; 2008 г. — по настоящее время.

1991-1999 гг. — отсутствие целостной политики по формированию позитивного образа государства. После распада СССР Россия провозгласила себе его правопреемницей. По сравнению с СССР контроль над имиджевой деятельностью ослаб. Мощная пропагандистская машина перестала работать, альтернативные пути по поддержке внешнеполитического авторитета страны не были созданы.

Кратковременный позитивный эффект на имидж государства привнесли такие процессы, как: отказ от конфронтации с Западом, демократизация, переход к рыночной экономике. Однако негативные тенденции преобладали: слабость страны, экономическая и политическая нестабильность, невозможность отстаивать свои интересы, инвестиционная непривлекательность. Чернышев М. Ф. [8] полагает, что в 1990-е гг. Россия носила отрицательный образ, этому способствовал пьяный Президент Б. Н. Ельцин, бандитизм, война в Чечне, олигархат.

2000-2008 гг. — формирование позитивного образа российского государства за рубежом — приоритетная задача страны. Данный период характеризуется благоприятной рыночной конъюнктурой, ростом ВВП. России удалось погасить большую часть внешнего долга. Внешнеполитический имидж — изменение государственного гимна, борьба с международным терроризмом (событие 11 сентября 2001 г.), право председательствовать в Большой восьмерке ^8), победа в конкурсе на проведение Олимпийских игр — 2014 г., возвращение статуса одной из самых великих держав мира.

Многие исследователи полагают, что на данном периоде весомый вклад в положительный образ страны внесли такие

события как, принятие новой Концепции внешней политики (2000 г.); 2003 г. — реализация проекта по формированию и продвижению позитивного имиджа за рубежом (культурные, научные, спортивные мероприятия); 2005 г. — создание круглосуточного канала «Russia Today».

2008 г.—по настоящее время—построение и продвижение позитивного образа российского государства. 2008 г. — создание новой Концепции внешней политики, расширен список имиджевой составляющей. Основным методом по формированию позитивного образа страны становится публичная дипломатия. В 2010 г. был организован государственный Фонд публичной дипломатии А. М. Горчакова, некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам».

Р. Царукян [9] отмечает, что в настоящее время образ России неотделим от образа Президента В. В. Путина. Исследователь полагает, что нападки на лидера государства следует считать нападками на страну. Схожую точку зрения на съезде международного дискуссионного клуба «Валдай» высказал В. Володин: «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России» [10].

На нормативно-правовом уровне на сегодняшний день существует комплекс документов, которые способствуют формированию позитивного образа России. Ключевую роль играет Указ Президента от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» [11]. В документе прописана ведущая роль МИД в сфере взаимодействия с иностранными государствами. Устанавливается, что министр иностранных дел РФ осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств российского государства, осуществляет политическое, дипломатическое и информационное содействие на всех уровнях власти с целью подготовки и проведения международных мероприятий.

«Концепция внешней политики Российской Федерации» 2013 г. также является первостепенным нормативно-правовым актом при формировании образа России. Концепция представляет собой «систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности Российской Федерации» [12]. В документе обоснованы приоритеты РФ в решении региональных и глобальных проблем, методы реализации внешнеполитических интересов.

На сегодняшний день политическая элита РФ (в первую очередь, МИД) реализует следующие значимые мероприятия по формированию позитивного образа государства:

— правозащитная деятельность — борьба с нарушениями прав человека во всем мире;

— поддержка соотечественников за рубежом — например, действует Федеральная программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2015-2017 гг. [13];

— охрана русского языка — по данным за 2010 г., в 46 странах на базе свыше 50 Центров науки и культуры преподаются курсы русского языка, которые посещают 16 тыс. человек [14];

— популяризация русской культуры — ежегодно организуются тематические фестивали «Годы России за рубежом», активно идет привлечение иностранных студентов для получения высшего профессионального образования в России [15].

Процесс создания позитивного образа государства есть длительный период. Василенко И. А. отмечает, что имиджевая стратегия государства должна быть рассчитана на длительный срок (не менее 30 лет). Данная долгосрочная программа позволит воздействовать на мировое сообщество через все возможные каналы массовой коммуникации и публичной дипломатии, это необходимо для создания устойчивого позитивного внутреннего и

внешнего образа страны. Исследователь обобщает, что современная имиджевая стратегия России включает в себя следующие направления:

— формирование уникальной концепции и популярного слогана, присущего большинству граждан страны и отвечающего культурным традициям;

— комплексный охват всех каналов массовой коммуникации — продвижение позитивного имиджа страны через телевидение, радио, интернет-ресурсы, печать и др.;

— активизация публичной дипломатии, с целью донесения до всех граждан итогов реализации политики государства во всех сферах;

— интерес нации к своей истории — возрождение политических мифов, восхваление национальных героев;

— привлечение к имиджевым проектам деятелей науки и культуры;

— технология «личного обаяния», когда харизматические политические лидеры находятся в центре информационной кампании, стараются поднять авторитет страны;

— проведение национальных праздников, выезды политических лидеров за рубеж;

— поддержка соотечественников в других странах — распространение русского языка, создание культурных центров;

— развитие туризма — пропаганда внутренних туристических маршрутов;

— развитие спорта — активное участие в международных соревнованиях, пропаганда здорового образ жизни [16]. Соответствуют ли усилия проводимой имиджевой политики реальному положению вещей, можно проследить с помощью эмпирического замера настроений российских граждан. По данным Фонда общественного мнения за 2014 г. [17] установлено, что 68 % россиян полагают, что живут в развитой стране, тогда как в 2012 г. данный показатель составлял 43 %. Свободной страной Россию считают 73 % граждан, данный показатель увеличился по сравнению с 2012 г. на 19 %.

Таблица 1. С каким из утверждений вы больше всего согласны? РФ кажется иностранцам... (распределите ответы от 1 до 5, где 1 — полностью не согласен, 5 — полностью согласен).

интересной 4.04

страной с сильной властью 3.91

отзывчивой 3.81

независимой 3.79

гостеприимной 3.74

богатой 3.71

терпимой 3.70

стремящейся к духовным ценностям 3.39

страной людей с высокой самооценкой 3.18

хозяйственной 3.15

страной трудолюбивых 3.07

авторитарной 2.96

стремящейся к превосходству 2.95

упрямой 2.83

расточительной 2.78

Большинство россиян уверено, что Россию в мире боятся (86 %) и уважают (68 %). Кроме того, по ответам респондентов видно, что половина россиян считает что за рубежом к нашему государству относятся плохо (48 %). По сравнению с 2012 г. данный показатель увеличился в три раза. Негативное отношение к стране граждане связывают с ситуацией в Украине (9 %), введением санкций (7 %), присоединением Крыма (5 %), проведением независимой внешней политики (6 %).

Однако есть и те, кто считает, что образ России за рубежом улучшается (36 %). Респонденты связывают данную тенден-

цию с личностью Президента В. В. Путина (7 %), укреплением военной мощи (3 %), правильной внешней политикой (4 %).

В 2014 г. Всероссийский центр общественного мнения [18] провел опрос среди россиян о том, какой образ РФ, по мнению наших сограждан, сложился у иностранцев (Таблица 1).

Очевидно, большинство россиян полагают, что в глазах иностранцев Россия, в первую очередь, интересная, отзывчивая, с сильной властью страна. Меньше всего россиян склонны думать, что образ нашей страны, отождествляют с государством, которое стремится к превосходству, оно упрямое и расточительное.

Схожее исследование было проведено в 2015 г. Фондом общественного мнения [19]. Подавляющее большинство соотечественников (89 %) уверены, что Россию в мире боятся. 56 % респондентов полагают, что отношение к РФ со стороны иных государств необъективное. 78 % россиян считают, что Россия самостоятельная и не зависит от других стран. 10 % заявляют, что страна зависит от других государств (График 1).

Из них 5 % полагает, что наша страна зависит от США, 4 % — от Европы, 1 % — от Китая, 1 % — от Германии 1 % — от других стран (График 2).

Большинство респондентов уверено, что в последнее время влияние России растет (67 %). В 2008 г. данный показатель находился на отметке 57 % — 62 %, в 2012 г. — 48 %, в 2014 г. — 55 % (График 3).

График 1. Россия: самостоятельная или зависит от других стран?

Таким образом, обобщенные результаты социально-политических исследований показали, что для российских граждан образ России в своем большинстве величественный, независимый, с авторитетным политическим лидером. По мнению соотечественников, зачастую образ национального государства вызывает страх у иных актеров международной системы.

Иное восприятие образа РФ встречается у зарубежных соседей. В. Буянов [20] отмечает, что Запад активно эксплуатирует несколько образов России: для себя, для нас, для всех остальных. Образ для внутреннего потребления: русский народ погряз в пороках, он не готов воспринять западные ценности, демократия как форма правления чужда для России. Образ для самой России: отсталая страна, правительство не может обеспечить достойного уровня жизни для своих граждан. Образ для всех остальных: Россия становится такой же опасной, как в свое время Российская империя и СССР.

График 2.

От каких стран Россия зависит в своих решениях и действиях?

График 3.

Влияние России в мире в последние годы растет, снижается или остается неизменным?

Растет — Остается неизменным — Снижается

5Z———■ 62 _______" 67

25 32 - 27

_____

9 7 7 6 6

24 августа 2008 1 19 октября 2008 25 марта 2012 9 февраля 2014 1 28 декабря 2014

С. В. Кобзева, Д. А. Халтурина, А. В. Ко-ротаев, Д. М. Качков [21] полагают, что нельзя дать единого образа России, который сложился в мире. Данный образ варьируется в зависимости от региона, в котором находится то или иное государство. Согласно результатам исследования «47-Nation Pew Global Attitudes Survey», позитивный образ РФ сложился у стран третьего мира, членов СНГ. Негативное восприятие образа российского государства характерно для жителей США, Канады, Великобритании. Неоднозначная оценка образа России в Восточной Евро-

пе, например, в Болгарии превалирует положительный образ нашей страны, в Польше — резко отрицательный.

Исследование, проводимое Фондом Бертелсманна (2007 г.) [22] показало, что жители девяти крупных стран мира воспринимают РФ как мировую державу, в рейтинге наша страна заняла третье место. Больше всего респондентов считают российское государство великой державой в Великобритании, Китае и Германии (График 4).

Данное положение вещей подтверждает исследование «Новостные

График 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какую страну вы считаете супердержавой?

№ 1, 2016 год.

Тема номера: «Многополярный мир XXI века»

А. Нейматова отмечает, что данные проблемы глубоко закрепились в образе российского государства, в западных СМИ еще долго будут печатать заголовки «Россия — мафиозное государство» [26].

Таким образом, создание и культивирование позитивного образа государства — сложный и длительный процесс. По словам И. А. Василенко, позитивного имиджа страны возможно достичь лишь с помощью национальной идеи — «системы ценностных установок общества, в которых выражается самосознание народа и задаются цели личного и национального развития в исторической перспективе» [16]. Анализ эволюции образа российского государства в системе международных отношений показал, что образ России динамично видоизменяется на протяжении всей истории. На сегодняшний день результаты общественно-политических исследований показывают, что для российских граждан образ национального государства отождествляется, в первую очередь, с Президентом страны, сильной властью, великой державой. Иное представление образа России за рубежом. Чаще всего российское государство воспринимают как су-

Таблица 2. Что вы думаете о России в целом?

Восточная Европа Западная Европа

Великая страна **

Душевный народ * ****

Страна как страна ** *

Страна третьего мира *** *

Коррупция, нищета **** *

Мировая держава ***

Прекрасная страна **

Загадочная страна * ***

Великий народ * **

Будет лучше не думать *

График 5. Распределение глобального покрытия прессы

факторы в глобальном медиа-пространстве» [23]. Результаты показали, что в рейтинге наиболее часто упоминаемых стран наряду с США, Китаем, странами ЕС присутствует и Россия (График 5).

Несмотря на то, что РФ многие иностранцы считают супердержавой, опросы показывают, что у большинства ближних и дальних соседей образ России ассоциируется с такими проблемами, как бедность и коррупция [24] (см. Таблица 2).

Это также подтверждает социологическое исследование, проведенное BBC (2010 г.). Установлено, что Россия из 26 стран мира лидирует по таким проблемам, как нищета и коррупция [25].

пердержаву с богатой историей. Однако присутствуют государства (США, Китай, Великобритания), у которых сложился больше негативный, чем позитивный образ РФ. Они воспринимают Россию как

нищую, опасную, с высоким уровнем коррупции страну.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-13-34011.

Литература

1. Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма // Политическая экспертиза. — URL: http://www.politex. inFo/content/view/367/30 (дата обращения: 01.03.2016).

2. Фомин И. В. Образ государства как предмет политического дискурс-анализа : дисс. ... канд. полит. наук : 23.00.01. — Москва, 2014. — С. 16.

3. Киселев И. Ю., Смирнова А. Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений // Полис. — 2004. — № 4. — С. 120.

4. Галумов Э. А. Международный имидж современной России : дисс. ... д. полит. наук : 23.00.04. — Москва, 2004. — С. 39.

5. ПержФ. Е. Проблема формирования образа государства в массовом политическом сознании современной России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2013. — № 3 (23). — С. 61.

6. ПерцовскаяК. О. Образ России во внешнеполитическом пространстве // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е. Б. Шестопал. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 189.

7. ЛябуховИ. В. Государственная политика по формированию имиджа Российской Федерации на международной арене: автореф. дисс. ... канд. полит. наук : 23.00.02. — Пермь, 2011. — С. 11.

8. Смирнов С. Н. Образ России между прошлым и будущим? // Мир России. — 2012. — № 4. — С. 64.

9. ЦакурянР. Образ России в средствах массовой информации в условиях информационной войны. — URL: http://www.prioritetpr.ru/pdF/2014/TCarukyan_R._0braz_Ros-siLv_sredstvah_massovojJnFormatdi_v_usloviyahJnFormatdonnoj_vojny.pdF (дата обращения: 01.03.2016).

10. Рейтинг Путина вернулся на место. — URL: www.levada.ru/31-10-2014/reiting-puti-na-vernulsya-na-mesto (дата обращения: 01.03.2016).

11. Указ Президента от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». — URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/ Fites/0001201111100021.pdf (дата обращения: 01.03.2016).

12. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. — URL: http://archive. mid.ru//brp_4.nsF/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 01.03.2016).

13. Федеральная программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом на 2015-2017 гг. — URL: http://pravFond.ru/media/admin/Programma_ sootech_2015-2017.pdf (дата обращения: 01.03.2016).

14. О работе Россотрудничества в сфере поддержки и продвижения русского языка за рубежом в период 2008-2010 гг. — URL: http://rs.gov.ru/sites/rs-gov.ru/files/Russkiy_ yazyk_za_rubezhom.pdf (дата обращения 01.03.2016).

15. Лябухов И. В. Формирование позитивного имиджа Российской Федерации на международной арене: возможности и потенциал МИД России // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 3 (19). — С. 15.

16. Василенко И. А. Стратегия формирования современного имиджа страны. — URL: http://www.prioritetpr.ru/pdf/2013/VasilenkoJ.A._Strategiya_formirovaniya_sovre-mennogo_imidzha_Rossii.pdf (дата обращения: 01.03.2016).

17. Россия в новой реальности: образ страны и репутация власти. — URL: http://tass.ru/ obschestvo/1701555 (дата обращения: 01.03.2016).

18. ВЦИОМ «Образ России в мире: сила, независимость, отзывчивость». — URL: http:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=115015 (дата обращения: 01.03.2016).

19. ФОМ «Образ России в мире в представления жителей страны». — URL: http://fom. ru/Mir/11911 (дата обращения: 01.03.2016).

20. Буянов В. Международный имидж России: прошлое и настоящее // Вестник аналитики. — 2007. — № 4. — С. 35.

21. Халтурина Д. А, Коротаев А. В., Кобзева С. В., Качков Д. М. Имидж России в мире: количественный и качественный анализ // Полис. — 2009. — № 5. — С. 129.

22. Bertelsmann Foundation. 2007. Who Rules the World? Berlin: Bertelsmann Foundation. — URL: http://polit.ru/article/2009/12/15/rusimage (дата обращения: 01.03.2016).

23. TieleA, Scherer H. News Factors in Global Press Coverage. — Hierarchy and Power in the History of Civilizations. — M., 2006.

24. Snakin I., VasilievaO., Yanovich K. 2006. The Image of Russia. International Project — URL: http://pofgjnb.ru/article/2009/12/46/rusimage (дата обращения: 01.03.2016).

25. Мир волнует коррупция, а россиян — нищета // BBC. — 2010. — 9 декабря. — URL: http://www.bbc.co.uk (дата обращения: 01.03.2016).

26. НейматоваА. Пути улучшения имиджа современной России за рубежом // Право и управление. XXI век. — 2012. — № 1 (22). — С. 79.

27. Василенко И. А. Стратегия формирования современного имиджа страны. — URL: http://www.prioritetpr.ru/pdf/2013/Vasilenko_I.A._Strategiya_formirovaniya_ sovremennogo_imidzha_Rossii.pdf (дата обращения: 01.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.