Проблемы медиакультуры
Образ России на экране Федеративной республики Германии *
А. В. Федоров,
доктор педагогических наук, профессор, зам. директора по научной работе Таганрогского института имени А.П. Чехова, президент Ассоциации медиапедагогики России,
mediashkola@rambler. ru
Аннотация. Проведенное нами исследование на тему «Образ России на экране Федеративной республики Германии» опирается на подход анализа содержания (изучения процесса с целым комплексом его элементов, их взаимодействия и характера, фактов, синтеза теоретических выводов и т.д.) с учетом исторического подхода - изучения конкретного исторического развития заявленной темы в кинематографе ФРГ. Для этой цели были использованы как теоретические (классификация, сравнение, аналогия, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, теоретический анализ и синтез, обобщение), так и эмпирические методы исследования (сбор данных, связанных с исследованием по теме). Ключевые слова: образ России, Германия, ФРГ, фильм, кинематограф.
* This article is the result of the research with the financial support of DAAD grant 2014 (Forschungs- und Arbeitsaufenthalte Auslandischer Hochschullehrer und Wissenschaftler Wiedereinladungen für ehemalige Stipendiaten / Study visits of foreign academic personnel to the Federal Republic of Germany).
Media culture problems
Russian image on the Federal Republic of Germany screen *
Prof. Dr. Alexander Fedorov, president of Russian Association for Media Education, Anton Chekhov Taganrog Institute, [email protected]
Abstract. We conducted a study on "The image of Russia on the screen of the Federal Republic of Germany" is based on content analysis approach (study of the process with a whole complex of elements, their interactions and the nature, facts, findings and theoretical synthesis, etc.) taking into account the historical approach - study the particular historical development of the stated theme in German films. For this purpose, were used as the theoretical (classification, comparison, analogy, induction and deduction, abstraction and concretization, theoretical analysis and synthesis, generalization), and empirical research methods (data collection related to the study on the topic).
Keywords: image of Russia, screen, film, Federal Republic of Germany.
Проведенное нами исследование на тему «Образ России на экране Федеративной республики Германии» опирается на подход анализа содержания (изучения процесса с целым комплексом его элементов, их взаимодействия и характера, фактов, синтеза теоретических выводов и т.д.) с учетом исторического подхода - изучения конкретного исторического развития заявленной темы в кинематографе ФРГ. Для этой цели были использованы как теоретические (классификация, сравнение, аналогия, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, теоретический анализ и синтез, обобщение), так и эмпирические методы исследования (сбор данных, связанных с исследованием по теме). Эффективность таких методов была доказана как западными (R. Taylor, T. Shaw, D.J. Youngblood, A. Loughton, et al.), так и российскими учеными (Н. Зоркая , Э. Иванян , О. Рябов, М. Туровская, А. Чубарян и др.).
Известно, что интерпретации медиатекстов изменчивы и подвержены колебаниям политической конъюнктуры. После пика идеологической конфронтации эпохи сталинизма и маккартизма (1946-1953), когда экранные образы врага были полны взаимным враждебным гротеском, «оттепельный» период середины 1950-х годов - начала 1960-х дал крен в сторону медийного идеологического противостояния с более правдоподобным имиджем потенциального противника. При этом западные и российские ученые отмечали, что поводов для идеологической медиаконфронтации всегда было в избытке [Bertin-Maghit, 2008; Davidson, and Sabine, 2009; Jones, 1972; Keen, 1986; LaFeber, 1990; Hillman, 2005; Koepnick, 2002; Levering, 1982; Shlapentokh, 1993; Small, 1980; Strada, 1989; Strada and Troper, 1997; Whitfield, 1991; Иванян , 2007; Климонтович, 1990; Ковалев , 2003; Туровская, 2003; Рябов, 2011]. И каждая из противоборствующих сторон предпочитала выбирать наиболее выгодные факты (в свою пользу), попутно скрывая негатив.
Попытаемся проанализировать образ России в зеркале игрового кинематографа Федеративной Республики зрения Германии:
- определить место и роль образа СССР и России и советских/русских персонажей в кино ФРГ от начала послевоенного идеологической конфронтации по 1991 (распад СССР) по сравнению с тенденциями современной эпохи (1992 по настоящее время);
- обозначить политические, идеологические, социальные и культурные контексты, основные этапы развития, концепции, цели, задачи авторов игровых фильмов обозначенной выше тематики;
- классифицировать и сравнить тенденции и стереотипы немецких фильмов, связанных с советской/российской темой: идеология, модели содержания, жанровые модификации (включая: социально-политический анализ, анализ стереотипов, идеологической анализ, идентификационный анализа, иконографический анализ, нарративный анализ, анализ характеров персонажей и пр.).
Кинематографические стереотипы игровых фильмов, связанные с советской/российской тематикой и советскими/российскими персонажами, поставленных и вышедших на кино/телеэкраны Германии / ФРГ в 1946-1991 годах, т.е. во время существования СССР
Структура стереотипов фильмов драматического жанра
исторический период, место действия: любой отрезок времени до 1992 года, Россия/СССР, ФРГ/ГДР/Германия, другие страны.
обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, комфортабельные жилища и предметы быта немецких персонажей и многих персонажей Российской империи. Впрочем, если действие фильма разворачивается на фронтах второй мировых войн или в советских или нацистских лагерях, то условия жизни как советских, так и немецких персонажей весьма аскетичны.
приемы изображения действительности: в меру реалистичное (в большей мере это касается изображения России и российских персонажей до 1917 года) или условно-гротескное изображение жизни людей в России и СССР персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи - носители демократических идей; отрицательные персонажи - носители антигуманных, милитаристских идей. Персонажей разделяет не только социальный, но часто и материальный статус. Разделенные идеологией и мировоззрением (буржуазным, коммунистическим, нацистским) персонажи, как правило, поданы согласно установкам источника медиатекста: большинство советских персонажей показаны грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами истошных криков... Такими иногда выглядят и нацисты. Персонажи российской империи или российские эмигранты часто показаны с положительной стороны. Немецкие персонажи относятся к отрицательным, если это нацисты времен 1930-х - 1940-х годов. И, напротив, некоторые советские персонажи (например, военные, узники концлагерей) также могут быть показаны с положительной стороны.
существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи собираются воплотить в жизнь свои антигуманные идеи.
возникшая проблема: жизнь положительных персонажей, как, впрочем, и жизнь целых народов/стран под угрозой.
поиски решения проблемы: борьба положительных персонажей с отрицательными.
решение проблемы: уничтожение/арест отрицательных персонажей, возвращение к мирной жизни.
Характерные примеры фильмов: «Врач из Сталинграда» (1958), «Сталинград» (1963), «Побег из Тайги» (1967), «Побег к солнцу» (1972), «Железный крест» (1977) и др.
Структура стереотипов фильмов жанра триллера или детектива
исторический период, место действия: любой отрезок времени до 1992 года, Россия/СССР, ФРГ/ГДР/Германия, другие страны.
обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей (однако, находясь на территории враждебной страны, шпионы приспосабливаются к жилищным и бытовым условиям противника). приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах». персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные (пограничники, сотрудники контрразведки, шпионы, мирные граждане ФРГ) и отрицательные (те же лица, но уже советские граждане или нацисты). Разделенные идеологией и мировоззрением (буржуазным, коммунистическим, нацистским) персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста: советские шпионы могут на какое-то время (до разоблачения, например) выглядеть симпатично, но затем обязательно обнаружат свою мерзкую сущность... Прочие советские персонажи (пограничники, начальники из КГБ и пр.) показаны грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами истошных криков... существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи совершают преступление (нелегальный переход границы, диверсия, шпионаж, шантаж, кража государственных секретов, убийства). возникшая проблема: нарушение закона.
поиски решения проблемы: расследование преступления, преследование отрицательных персонажей.
решение проблемы: положительные персонажи
разоблачают/ловят/уничтожают отрицательных.
Характерные примеры фильмов: «Шпион» (1965), «Чарли Маффин» (1979) и др.
Структура стереотипов фильмов мелодраматического жанра
исторический период, место действия: любой отрезок времени до 1992 года, Россия/СССР, ФРГ/Германия/ГДР, другие страны.
обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, комфортабельные жилища и предметы быта немецких персонажей.
приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескные по отношению к жизни людей во «враждебных государствах».
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: мужской и женский персонажи с контрастным идеологическим и социальным статусом. Персонажи, как правило, обладают стройным телосложением и выглядят вполне симпатично. Их одежда, лексика и мимика находятся в «среднестатистических» рамках.
существенное изменение в жизни персонажей: встреча мужского и женского персонажей
возникшая проблема: идеологический и социальный мезальянс.
поиски решения проблемы: персонажи преодолевают идеологические и
социальные препятствия на пути их любви.
решение проблемы: свадьба/любовная гармония, или смерть, разлука персонажей.
Характерные примеры фильмов: «Нет пути назад» (1953) и др.
Структура фильмов комедийного жанра
исторический период, место действия: любой отрезок времени до 1992 года, Россия/СССР, ФРГ/Германия/ГДР, другие страны.
обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, комфортабельные жилища и предметы быта западных персонажей.
приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескное по отношению к жизни людей из «враждебных государств».
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: советские и западные персонажи с контрастным идеологическим и социальным статусом. Они выглядят согласно установкам источников медиатекстов: советские персонажи (если они, конечно, не задумали переметнуться на Запад) показаны вульгарными фанатиками с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами голосов;
существенное изменение в жизни персонажей: персонажи встречаются
при забавных/эксцентрических обстоятельствах, при этом либо западные,
либо советские персонажи находятся на чужой территории.
возникшая проблема: «культурный шок», взаимное непонимание.
поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций
персонажи преодолевают идеологические препятствия на пути
взаимопонимания.
решение проблемы: гармония взаимопонимания советских и западных персонажей, окрашенная юмором.
Характерные примеры фильмов: «Товарищ Мюнхгаузен» (1962), «Две девушки с красной звезды» (1966) и др.
Кинематографические стереотипы игровых фильмов, связанных с советской/российской тематикой и советскими/российскими
персонажами, поставленных и вышедших на кино/телеэкраны Германии / ФРГ в 1992-2014 годах, т.е. после распада СССР
Структура стереотипов фильмов драматического жанра
исторический период, место действия: любой отрезок времени до 2014 года, Россия/СССР, ФРГ/ГДР/Германия, другие страны.
обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, комфортабельные жилища и предметы быта немецких персонажей, многих персонажей Российской империи, русских мафиози, олигархов постсоветского периода. Впрочем, если действие фильма разворачивается на фронтах мировых войн или в советских, нацистских лагерях, то условия жизни как советских, так и немецких персонажей весьма аскетичны.
приемы изображения действительности: в меру реалистичное (в большей мере это касается изображения России и российских персонажей до 1917 года) или условно-гротескное изображение жизни людей в России и СССР. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи - носители демократических идей; отрицательные персонажи - носители антигуманных, милитаристских идей. Персонажей разделяет не только социальный, но часто и материальный статус, идеология, мировоззрение (буржуазное, коммунистическое, нацистское). Персонажи российской империи или российские эмигранты часто показаны с положительной стороны. Немецкие персонажи относятся к отрицательным, если это нацисты времен 1930-х - 1940-х годов. Российские/советские персонажи (солдаты, офицеры) показаны дифферцированно - как грубыми и жестокими типами с примитивной лексикой, злобными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами голосов (такими иногда выглядят и нацисты), так и вполне положительными героями, защищающими, например мирных жителей, женщин и детей. Впрочем, и иные советские персонажи (например, узники концлагерей) также могут быть показаны с положительной стороны. Положительно могут быть показаны и персонажи современной России (чаще - женские), если они не связаны со спецслужбами, мафией, криминалом. существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи собираются воплотить в жизнь свои антигуманные идеи.
возникшая проблема: жизнь положительных персонажей, как, впрочем, и жизнь целых народов/стран под угрозой.
поиски решения проблемы: борьба положительных персонажей с отрицательными.
решение проблемы: уничтожение/арест отрицательных персонажей, возвращение к мирной жизни.
Характерные примеры фильмов: «Сталинград» (1993), «Охота на зайцев» (1994), «Враг у ворот» (2001), «Янтарный амулет» (2004), «Подразделение
Джоя» (2006), «Безымянная женщина в Берлине» (2008), «4 дня в мае» (2010), «Урановый рудник» (2010), «Чудеса» (2011), «Наши матери, наши отцы» (2013) и др.
Структура стереотипов фильмов жанра триллера или детектива
исторический период, место действия: любой отрезок времени до 2014 года, Россия/СССР, ФРГ/ГДР/Германия, другие страны.
обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей (или несколько получше, если речь идет о современной России), роскошные жилища и предметы быта западных персонажей, российских олигархов, мафиози (при этом, если герои фильма шпионы, то, находясь на территории враждебной страны, они приспосабливаются к жилищным и бытовым условиям противника).
приемы изображения действительности: как правило, несколько гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах».
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные (пограничники, сотрудники контрразведки, шпионы, мирные граждане ФРГ) и отрицательные (те же лица, но советские, российские граждане, нацисты). Разделенные идеологией и мировоззрением (буржуазным, коммунистическим, нацистским) персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста: шпионы могут на какое-то время (до разоблачения, например) выглядеть симпатично, но затем обязательно обнаружат свою мерзкую сущность...
Советские персонажи (пограничники, начальники из КГБ и пр.) показаны грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами истошных криков... Российские персонажи показаны более
дифференцированно.
существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи совершают преступление (нелегальный переход границы, диверсия, шпионаж, шантаж, кража государственных секретов, убийства). возникшая проблема: нарушение закона.
поиски решения проблемы: расследование преступления, преследование отрицательных персонажей.
решение проблемы: положительные персонажи
разоблачают/ловят/уничтожают отрицательных. Характерные примеры фильмов: «23» (1998) и др.
Структура стереотипов фильмов мелодраматического жанра
исторический период, место действия: любой отрезок времени до 1992 года, Россия/СССР, ФРГ/Германия/ГДР, другие страны.
обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских/российских персонажей, комфортабельные жилища и предметы быта немецких персонажей, российских олигархов, мафиози. приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескные по отношению к жизни людей во «враждебных государствах».
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: мужской и женский персонажи с контрастным идеологическим и социальным статусом. Персонажи, как правило, обладают стройным телосложением и выглядят вполне симпатично. Их одежда, лексика и мимика находятся в «среднестатистических» рамках.
существенное изменение в жизни персонажей: встреча мужского и женского персонажей
возникшая проблема: идеологический и социальный мезальянс.
поиски решения проблемы: персонажи преодолевают идеологические и
социальные препятствия на пути их любви.
решение проблемы: свадьба/любовная гармония, или смерть, разлука персонажей.
Характерные примеры фильмов: «Любовь в Кенигсберге» (2006), «Любовь в Санкт-Петербурге» (2009) и др.
Структура стереотипов фильмов комедийного жанра
исторический период, место действия: любой отрезок времени до 1992 года, Россия/СССР, ФРГ/Германия/ГДР, другие страны.
обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских/российских персонажей, комфортабельные жилища и предметы быта западных персонажей, российских олигархов, мафиози. приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескное по отношению к жизни людей из «враждебных государств».
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: советские/российские и западные персонажи с контрастным идеологическим и социальным статусом. Они выглядят согласно установкам источников медиатекстов: советские персонажи (если они, конечно, не задумали переметнуться на Запад) показаны вульгарными фанатиками с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами голосов; российские персонажи могут выглядеть более дифференцированно.
существенное изменение в жизни персонажей: персонажи встречаются при забавных/эксцентрических обстоятельствах, при этом либо немецкие, либо советские/российские персонажи находятся на чужой территории. возникшая проблема: «культурный шок», взаимное непонимание. поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций персонажи преодолевают идеологические препятствия на пути взаимопонимания.
решение проблемы: взаимопонимание персонажей, окрашенное юмором. Характерные примеры фильмов: «Горилла купается в полдень» (1993), «Ворота в небо» (2003) и др.
Наш анализ игровых фильмов, связанных с советской/российской тематикой и советскими/российскими персонажами, поставленных в Германии / ФРГ с 1953 по 2014 годы позволил нам составить таблицу 1.
Таблица 1 . Игровые фильмы, связанные с советской/российской тематикой и советскими/российскими персонажами, поставленные в
Германии / ФРГ в 1953-2014 годах
Составитель: А.В.Федоров
Игровые фильмы, связанные с советской/российской тематикой советскими/российскими персонажами, поставленные и вышедшие I кино/телеэкраны Германии / ФРГ в 1953-1991 годах, т.е. во время существоваш СССР
Год пока: фильмов Общее количеств игровых фильмо ФРГ, связанных советской/ российской темой Жанры фильмов
Драма Комедия Триллер и детектив ам р д о п е £ Фильм дейстия Фантасти
1953 1 0 0 0 1 0 0
1954 0 0 0 0 0 0 0
1955 0 0 0 0 0 0 0
1956 1 0 0 0 1 0 0
1957 0 0 0 0 0 0 0
1958 3 2 0 0 1 0 0
1959 2 1 1 0 0 0 0
1960 2 0 1 0 1 0 0
1961 0 0 0 0 0 0 0
1962 4 2 2 0 0 0 0
1963 1 1 0 0 0 0 0
1964 5 2 1 0 2 0 0
1965 3 0 1 2 0 0 0
1966 3 1 2 0 0 0 0
1967 9 5 4 0 0 0 0
1968 1 0 0 0 1 0 0
1969 2 1 1 0 0 0 0
1970 4 4 0 0 0 0 0
1971 1 0 1 0 0 0 0
1972 1 1 0 0 0 0 0
1973 0 0 0 0 0 0 0
1974 2 2 0 0 0 0 0
1975 1 1 0 0 0 0 0
1976 1 0 0 0 1 0 0
1977 2 2 0 0 0 0 0
1978 0 0 0 0 0 0 0
1979 1 0 0 1 0 0 0
1980 0 0 0 0 0 0 0
1981 1 1 0 0 0 0 0
1982 2 2 0 0 0 0 0
1983 0 0 0 0 0 0 0
1984 4 3 1 0 0 0 0
1985 0 0 0 0 0 0 0
1986 1 1 0 0 0 0 0
1987 2 2 0 0 0 0 0
1988 3 3 0 0 0 0 0
1989 0 0 0 0 0 0 0
1990 2 2 0 0 0 0 0
1991 1 0 1 0 0 0 0
Всего (советский период) 66 39 16 3 8 0 0
Игровые фильмы, связанные с советской/российской тематикой советскими/российскими персонажами, поставленные и вышедшие I кино/телеэкраны Германии / ФРГ в 1992-2014 годах, т.е. после распада СССР
Год пока: фильмов Общее количеств игровых фильмо ФРГ, связанных советской/ российской темой Жанры фильмов
Драма Комедия Триллер и детектив ам р д о п е £ Фильм дейстия Фантасти
1992 0 0 0 0 0 0 0
1993 5 4 1 0 0 0 0
1994 1 1 0 0 0 0 0
1995 1 0 1 0 0 0 0
1996 3 1 0 2 0 0 0
1997 2 1 0 0 0 1 0
1998 2 1 0 1 0 0 0
1999 3 1 1 1 0 0 0
2000 2 2 0 0 0 0 0
2001 7 4 0 2 1 0 0
2002 5 2 0 1 0 1 1
2003 5 3 2 0 0 0 0
2004 4 3 0 0 0 1 0
2005 5 4 0 0 0 1 0
2006 9 5 1 2 1 0 0
2007 7 4 1 0 1 1 0
2008 4 2 0 2 0 0 0
2009 6 1 0 2 1 1 1
2010 7 4 0 0 0 3 0
2011 2 2 0 0 0 0 0
2012 1 1 0 0 0 0 0
2013 1 1 0 0 0 0 0
2014 0 0 0 0 0 0 0
Всего (российски 82 47 7 13 4 9 2
период)
ВСЕГО: 148 86 23 16 12 9 2
Выводы. Итак, с 1946 по 2014 годы в Федеративной республике Германии было снято 148 игровых фильмов, связанных с Россией и русскими персонажами. При этом первый из послевоенных немецких фильмов с русскими персонажами был снят в 1953 году. Из 148 игровых фильмов 60 -копродукция (с Францией, Италией, США, Австрией, Швейцарией, Россией и др. странами), а 46 - экранизации российской литературной классики (прозы и пьес А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, М. Горького и др.).
Что касается жанрового спектра этих фильмов, то здесь очевидна доминанта жанра драмы (86 фильмов). Далее следуют (в порядке убывания): комедии (23 фильма), детективы и триллеры (16 фильмов), мелодрамы (12 фильмов), фильмы действия (9) и фантастические фильмы (2).
Из 148-ми немецких фильмов, связанных с советскими или русскими персонажами, только 88 рассказывают о временном периоде 1940-х - 1990-х годов и начала XXI века. В этих 88 фильмах доминирует следующие темы: побег, эмиграция русских персонажей на Запад (11 фильмов), шпионаж и терроризм (10 фильмов), русская мафия, бандитизм, проституция (10 фильмов), страдания немецких персонажей во время второй мировой войны на Восточном фронте в первой половине 1940-х годов (7 фильмов), страдания немецких персонажей в период советской оккупации Германии во второй половине 1940-х годов (5 фильмов), приключения немецких персонажей, попавших в СССР или Россию в период 1960-х годов до наших дней.
Анализируя цифровые данные, можно отметить существенный рост (как минимум в 2,5 раза) внимания немецких кинематографистов к советской/русской теме в постсоветское время. Так за 45 пять послевоенных лет (с 1946 по 1991 год) в ФРГ было поставлено 66 фильмов с советскими и русскими персонажами, тогда как за 22 последних года (1992-2014) таких фильмов снято уже 82. При сохранении доминанты драмы (39 драм в советский период и 47 - в постсоветский) отчетливо наблюдается снижение доли фильмов комедийного жанра (с 16 комедий в советский период до 7 - в постсоветский) и увеличение числа детективов, триллеров и action (в советский период эти жанры в совокупности прослеживаются как основные только в 3-х фильмах, тогда как в постсоветский период - уже в 22-х).
148 игровых фильмов с советскими/русскими персонажами... Много это, или мало? Смотря с чем сравнивать. К примеру, в США в советский период было поставлено 242 ленты такого рода, а с 1992 года - еще около 150-ти. Но зато - 148 фильмов, это примерно столько же, сколько было снято с 1946 по 2014 во Франции и Италии вместе взятых.
Следовательно, интерес к русской тематике в кино ФРГ неслучаен, что и понятно - история России и Германии тесно связана, в том числе, двумя мировыми войнами, где с обеих сторон погибли десятки миллионов человек.
Что же касается причин роста числа фильмов с русской тематикой, особенно - с современной - именно за последние 20 лет, то рискну выдвинуть гипотезу, что на это повлиял значительный приток в Германию советских и русских эмигрантов именно в период с 1992 года. Следовательно, внутри самой Германии сегодня есть значительная по численности аудитория, заинтересованная в фильмах о России и с русскими персонажами: из 82 миллионов человек, постоянно проживающих в ФРГ, около б миллионов в той или иной степени владеет русским языком [Русский язык..., 2014].
Современный немецкий игровой кинематограф, связанный с советской/российской тематикой и советскими/российскими персонажами, конечно же, дает более стереоскопичный и реалистичный образ России и русских (см., например, «Любовь в Кенигсберге», «Англия!», «Враг у ворот», «Ворота в небо» и др.). Однако многим немецким фильмам 1992-2014 годов все еще присущ довольно примитивный подход к трактовке событий и персонажей, связанных с Россией («Русская рулетка - Москва-95», «Трассибирский экспресс» и др.).
Литература
Гудков Л. Идеологема «врага»: «враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага / Сост. Л. Гудков. М., 2005.
Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой коммуникации и репродуцированное искусство. М.: Искусство, 1981. 1б7 с.
Климонтович Н. Они как шпионы // Искусство кино. 1990. № 11.
Колесникова А.Г. Рыцари эпохи «холодной войны» (образ врага в советских приключенческих фильмах 19б0-1970-х гг. // Клио. 2008. № 3. С.144-149.
Мосейко А.Н. Трансформация образа России на Западе в контексте культуры последней трети XX века // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С.23-35. Русский язык в мире. 20.05.2014.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E9 %FF%E7%FB%EA %E2 %EC%E8%F0%E5 Рябов О.В. «Советский враг» в американском кинематографе Холодной войны: гендерное измерение // Женщина в российском обществе. 2011. № 2. С. 20-30.
Туровская М.И. Фильмы «холодной войны» // Искусство кино. 199б. № 9. С.98-10б. Уткин А. Мировая «холодная война». М.: Алгоритм, Эксмо, 2005.
Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде, 1945-1954. М.: Изд-во РАН, 1999. http ://psyfactor. org/lib/fateev0. htm
Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы / Отв. ред. Чубарьян А.О., Егорова Н.И. М.: ИВИ РАН, 2003.
Холодная война, 1945 - 1963: историческая ретроспектива / Отв. ред. Чубарьян А.О., Егорова Н.И. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Шемякин Я.Г. Динамика восприятия образа России в западном цивилизационном сознании //
Общественные науки и современность. 2009. № 2. С.5-22.
Шенин С.Ю. История холодной войны. Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та 2003. 32 с. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с. Bertin-Maghit, J.-P. (dirigé par) (2008). Une histoire mondiale des cinémas de propaganda. Paris: Nouveau Monde éditions, 81б p.
Bozo, F., Rey, M.P., Ludlow & Rother. B. (dir.) (2012). Overcoming the Iron Curtain: Vision of the End of the Cold War, 1945-1990, Berghahn Books.
Bozo, F., Rey, M.-P., Ludlow, N.P. & Nuti. L. (dir.) (2008), Europe and the End of the Cold War: A Reappraisal, Londres, Routledge. www.routledge.com/books/details/9780415449038/ Britton, W. (200б). Onscreen and Undercover. The Ultimate Book of Movie Espionage. Westport-London: Praeger, 209 p.
Clarke, D. (ed.) (2006). German cinema: since unification. London-New York: Continuum.
Davidson, J. and Sabine, H. (2009). Framing the Fifties: Cinema in a Divided Germany. New York:
Berghahn Books.
Ginsberg, T. and Kirsten, M.T. (eds.) (1996). Perspectives on German cinema. New York: G.K. Hall. Hillman, R. (2005). Unsettling scores: German film, music, and ideology. Bloomington: Indiana University Press.
Keen, S. (1986). Faces of the Enemy. San Francisco: Harper and Row.
Kluger D. (2006). Paradise Lost of Spy Novel. Reality of Fiction. 2006. № 8. http://www.rf.com.ua/article/952
Koepnick, L. (2002). The dark mirror: German cinema between Hitler and Hollywood. Berkeley: University of California Press.
Lacourbe, R. (1985). La Guerre froide dans le cinema d'espionnage. Paris: Henri Veyrier, 315 p.
LaFeber, W. (1990). America, Russia and Cold War. New York: Alfred A. Knopf.
Levering, R. B. (1982). The Cold War, 1945-1972. Arlington Heights: Harlan Davidson.
Maguire, L. (2012). Supervillains and Cold War Tensions in the 1950s. In: Darowski, J. (Ed.) The Ages of
Superman. McFarland & Co, 2012.
Manvell, R. (1971). The German Cinema. New York: Praeger Publishers, 1971.
Mavis, P. (2001). The Espionage Filmography. Jefferson & London: McFarland, 462 p.
Murray, B. and Christopher J. W. (eds.) (1992). Framing the Past: The Historiography of German Cinema
and Television. Carbondale: Southern Illinois University Press.
Parish, J.R. and Pitts, M.R. (1974). The Great Spy Pictures. Metuchen, N.J.: The Scarecrow Press, 585 p. Parish, J.R. and Pitts, M.R. (1986). The Great Spy Pictures II. Metuchen, N.J. & London: The Scarecrow Press, 432 p.
Pflaum, H.G. (1990). Germany on Film: Theme and Content in the Cinema of the Federal Republic of Germany. Detroit: Wayne State University Press.
Rentschler, E. (ed.) (1986). German Film and Literature: Adaptations and Transformations. New York: Routledge.
Robin, R.T. (2001). The Making of the Cold War Enemy. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 277 p.
Rubenstein, L. (1979). The Great Spy Films. Secaucus, N.J.: The Citadel Press, 223 p. Rubin, M. (1999). Thrillers. Cambridge: Cambridge University Press, 319 p.
Shaw, T. and Youngblood, D.J. (2010). Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Heart and Minds. Lawrence: University Press of Kansas, 301 p.
Strada, M.J. and Troper, H.R. (1997). Friend or Foe?: Russian in American Film and Foreign Policy. Lanham, Md., & London: The Scarecrow Press, 255 p.
Turovskaya, M. (1993).The 1930s and 1940s: Cinema in Context/ Taylor, R. and Spring, D. (Eds.) Stalinism
and Soviet Cinema. London and New York: Routledge, pp.34-53.
Westad, O.A. (2007). The Global Cold War. Cambridge: University Press, 484 p,
Whitfield, S.J. (1991). The Culture of the Cold War. Baltimore: John Hopkins University Press.
References
Bertin-Maghit, J.-P. (dirigé par) (2008). Une histoire mondiale des cinémas de propaganda. Paris: Nouveau Monde éditions, 816 p.
Bozo, F., Rey, M.P., Ludlow & Rother. B. (dir.) (2012). Overcoming the Iron Curtain: Vision of the End of the Cold War, 1945-1990, Berghahn Books.
Bozo, F., Rey, M.-P., Ludlow, N.P. & Nuti. L. (dir.) (2008), Europe and the End of the Cold War: A Reappraisal, Londres, Routledge. www.routledge.com/books/details/9780415449038/ Britton, W. (2006). Onscreen and Undercover. The Ultimate Book of Movie Espionage. Westport-London: Praeger, 209 p.
Clarke, D. (ed.) (2006). German cinema: since unification. London-New York: Continuum.
Davidson, J. and Sabine, H. (2009). Framing the Fifties: Cinema in a Divided Germany. New York:
Berghahn Books.
Eco, U. (2005). The role of the reader. Studies in Semiotics text. St. Petersburg: Symposium, 2005. 502 p. Fateev, A.V. (1999). Image of the enemy in Soviet propaganda, 1945-1954. Moscow: Publishing House of the Russian Academy of Sciences, 1999. http: //psyfactor.org/lib/fateev0. htm
Ginsberg, T. and Kirsten, M.T. (eds.) (1996). Perspectives on German cinema. New York: G.K. Hall.
116
Gudkov, L. (2005). The ideology of "the enemy", "enemies" as a mass syndrome and sociocultural integration mechanism // Image of the enemy. Moscow, 2005.
Hillman, R. (2005). Unsettling scores: German film, music, and ideology. Bloomington: Indiana University Press.
Keen, S. (1986). Faces of the Enemy. San Francisco: Harper and Row. Klimontovich, N. (1990). They are spies // Film Art. 1990. № 11.
Kluger D. (2006). Paradise Lost of Spy Novel. Reality of Fiction. 2006. № 8. http://www.rf.com.ua/article/952
Koepnick, L. (2002). The dark mirror: German cinema between Hitler and Hollywood. Berkeley: University of California Press.
Kolesnikova, A.G. (2008). Knights of the era of "Cold War" (the image of the enemy in the Soviet adventure films 1960s - 1970s. // Clio. 2008. № 3, pp.144-149.
Lacourbe, R. (1985). La Guerre froide dans le cinema d'espionnage. Paris: Henri Veyrier, 315 p.
LaFeber, W. (1990). America, Russia and Cold War. New York: Alfred A. Knopf.
Levering, R. B. (1982). The Cold War, 1945-1972. Arlington Heights: Harlan Davidson.
Maguire, L. (2012). Supervillains and Cold War Tensions in the 1950s. In: Darowski, J. (Ed.) The Ages of
Superman. McFarland & Co, 2012.
Manvell, R. (1971). The German Cinema. New York: Praeger Publishers, 1971.
Mavis, P. (2001). The Espionage Filmography. Jefferson & London: McFarland, 462 p.
Moseyko, A.N. (2009). Transformation of the image of Russia in the West in the context of the culture of the
last third of the XX century // Social Sciences and Modernity. 2009. № 2, pp.23-35.
Murray, B. and Christopher J. W. (eds.) (1992). Framing the Past: The Historiography of German Cinema and Television. Carbondale: Southern Illinois University Press.
Parish, J.R. and Pitts, M.R. (1974). The Great Spy Pictures. Metuchen, N.J.: The Scarecrow Press, 585 p. Parish, J.R. and Pitts, M.R. (1986). The Great Spy Pictures II. Metuchen, N.J. & London: The Scarecrow Press, 432 p.
Pflaum, H.G. (1990). Germany on Film: Theme and Content in the Cinema of the Federal Republic of Germany. Detroit: Wayne State University Press.
Rentschler, E. (ed.) (1986). German Film and Literature: Adaptations and Transformations. New York: Routledge.
Robin, R.T. (2001). The Making of the Cold War Enemy. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 277 p.
Rubenstein, L. (1979). The Great Spy Films. Secaucus, N.J.: The Citadel Press, 223 p. Rubin, M. (1999). Thrillers. Cambridge: Cambridge University Press, 319 p.
Russian language in the world. 20.05.2014 . http://ru.wikipedia.org/wiki/% D0% F3% F1% F1% EA% E8%
E9_% FF% E7% FB% EA_% E2_% EC% E8% F0% E5
Ryabov, O.V. (2011). "Soviet enemy" in American cinema of the Cold War: the gender dimension // Woman in Russian society. 2011. № 2, pp. 20-30.
Shaw, T. and Youngblood, D.J. (2010). Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Heart and Minds. Lawrence: University Press of Kansas, 301 p.
Shemyakin, Y.G. (2009). Dynamics of Russian perception of the image in the minds of western civilization // Social Sciences and Modernity. 2009. № 2, pp.5-22.
Shenin, S.Y. (2003). History of the Cold War. Saratov: Saratov University, 2003.
Strada, M.J. and Troper, H.R. (1997). Friend or Foe?: Russian in American Film and Foreign Policy. Lanham, Md., & London: The Scarecrow Press, 255 p.
The Cold War and the policy of detente: contentious issues / Eds Chubarian, A.O., Egorova. N.I. Moscow: RAN, 2003 .
The Cold War, 1945-1963: a historical retrospective / Eds Chubarian, A.O., Egorova. N.I. Moscow: Olma-Press, 2003.
Turovskaya, M. (1993).The 1930s and 1940s: Cinema in Context/ Taylor, R. and Spring, D. (Eds.) Stalinism
and Soviet Cinema. London and New York: Routledge, pp.34-53.
Turovskaya, M.I. (1996). Movies "Cold War" // Film Art. 1996. № 9, pp.98-106.
Utkin, A. (2005). World "cold war." Moscow: Algorithm, Penguin Books, 2005.
Westad, O.A. (2007). The Global Cold War. Cambridge: University Press, 484 p,
Whitfield, S.J. (1991). The Culture of the Cold War. Baltimore: John Hopkins University Press.
Zorkaya, N.M. (1981). Unique and replicated. Mass media and reproduced art. Moscow: Arts, 1981. 167 p.
Фильмография
(игровые фильмы, связанные с советской/российской тематикой и советскими/российскими персонажами, поставленные в Германии / ФРГ) с
1953 по 2014 годы)
Weg ohne Umkehr / No Way Back. West Germany, 1953. Director Victor Vicas, Beate von Molo. Screenwriter Gerhard T. Buchholz (book by Grogory Klimov). Actors: Ivan Desny, Ruth Niehaus, L.Kedrova, S.Belousov, L.Pilyaev and others. Melodrama.
Die Heiratskomodie. West Germany, 1955. Director Bruno Hubner (play by N.Gogol). Actors: Fritz Asmussen, Lina Carstens, Hans Clarin and others. Comedy.
Der Revisor. West Germany, 1955. Director and Screenwriter Ulrich Lauterbach (play by N.Gogol). Actors: Fred Kallmann, Walter Ladengast, Harald Mannl and others. Comedy.
Anastasia - Die letzte Zarentochter. West Germany, 1956. Director Falk Harnack. Screenwriters: Herbert Reinecker, Alf Teichs. Actors: Lilli Palmer, Ivan Desny, Ellen Schwiers and others. Melodrama.
Der Arzt von Stalingrad. West Germany, 1958. Director Geza von Radvanyi. Screenwriter Werner P. Zibaso (novel by Heinz G. Konsalik). Actors: O.E. Hasse, Eva Bartok, Mario Adorf, Vera Chekhova and others. Drama.
Auferstehung. West Germany-Italy-France, 1958. Director Rolf Hansen. Screenwriters: Renato Castellani, Juliane Kay (novel by L.Tolstoy). Actors: Horst Buchholz, Myriam Bru, Edith Mill and others. Melodrama.
Petersburger Nachte. West Germany, 1958. Director Paul Martin. Screenwriters: Johannes Hendrich, Max Nosseck. Actors: Ewald Balser, Johanna von Koczian, Ivan Desny and others. Drama.
Der Kirschgarten. West Germany, 1959. Director and Screenwriter Heinz Hilpert (play by A.Chekhov). Actors: Inge Birkmann, Kathrin Ackermann, Jenny Lattermann and others. Comedy.
Raskolnikoff. West Germany, 1959. Director Franz Peter Wirth. Screenwriter Leopold Ahlsen (novel by F.Dostoyevsky). Actors: Hartmut Reck, Paul Verhoeven, Solveig Thomas and others. Drama.
Ein Monat auf dem Lande. West Germany, 1960. Director Robert Freitag (play by I.Turgenev). Actors Maria Becker, Jorn Behrmann, Max Buchsbaum and others. Melodrama.
Wir Kellerkinder. West Germany, 1960. Director Hans-Joachim Wiedermann. Screenwriters: Thomas Keck, Herbert Kundler. Actors: Wolfgang Neuss, Karin Baal, Ingrid van Bergen and others. Comedy.
The Devil's Agent. West Germany-UK, 1962. Director John Paddy Carstairs. Screenwriter John Paddy Carstairs (novel by Hans Habe). Actors: Peter van Eyck, Marianne Koch, Macdonald Carey, Christopher Lee and others. Drama.
Escape from East Berlin. USA-West Germany, 1962. Director Robert Siodmak. Screenwriters: Gabrielle Upton, Peter Berneis. Actors: Don Murray, Christine Kaufmann, Werner Klemperer and others. Drama.
Genosse Münchhausen. West Germany, 1962. Director Wolfgang Neuss. Actors: Wolfgang Neuss, Corny Collins, Ingrid van Bergen and others. Comedy.
Die Rache. West Germany, 1962. Director Rainer Erler (story by A.Chekhov). Actors: Rudolf Vogel, Eva Maria Meineke, Harald Leipnitz and others. Comedy.
Stalingrad. West Germany, 1963. Director Gustav Burmester. Screenwriter Claus Hubalek (novel by Theodor Plievier). Actors: Ullrich Haupt, Hanns Lothar, Carl Lange and others. Drama.
Das Duell. West Germany, 1964. Director Hans Schweikart. Screenwriter Leo Lehmann (story by A.Chekhov). Actors: Hartmut Reck, Gerlinde Locker, Pinkas Braun and others. Drama.
Gerechtigkeit in Worowogorsk. West Germany, 1964. Director Dietrich Haugk. Screenwriter Theodor Schubel (stories by A.Chekhov). Actors: Paul Bos, Herbert Botticher, Johannes Buzalski and others. Comedy.
Helle Nachte. West Germany, 1964. Director and Screenwriter Wilhelm Semmelroth (story by F.Dostoyevsky). Actors: Kornelia Boje, Hartmut Reck, Ida Ehre and others. Melodrama.
Der Seitensprung. West Germany, 1964. Director Rainer Erler. Screenwriter Theodor Schubel (story by A.Chekhov). Actors: Robert Meyn, Nora Minor, Hannelore Elsner and others. Melodrama.
Le train de Berlin est arrete' / Stop Train 349 / Verspatung in Marienborn. France-Italy-West Germany, 1964. Director Rolf Hadrich. Screenwriters: Will Tremper, Jim Henaghan. Actors: Jose Ferrer, Sean Flynn, Nicole Courcel and others. Drama.
Defector. France - West Germany, 1966. Director Raoul Levy. Screenwriters: Peter Francke, Robert Guenette. Actors: Montgomery Clift, Hardy Kruger, Macha Meril and others. Drama.
The Dirty Game / Guerre secrete. USA-France-Italy-West Germany, 1965. Directors: Christian-Jaque, Werner Klingler, Carlo Lizzani, Terence Young. Screenwriters: Philippe Bouvard, Jacques Caborie and others. Actors: Henry Fonda, Robert Ryan, Vittorio Gassman, Annie Girardot, Bourvil, Robert Hossein, Klaus Kinski and others. Thriller.
Onkelchens Traum. West Germany, 1965. Director Gunter Grawert. Screenwriter Lester Cole (story by F.Dostoyevsky). Actors: Rudolf Vogel, Rosel Schafer, Monika Berg and others. Comedy.
Der Spion, der i die holle ging. West Germany-France, 1965. Director Maurice Labro. Screenwriter Claude Rank. Actors: Ray Danton, Pascal Petit, Roger Hanin and others. Detective Story.
Der Kirschgarten. West Germany, 1966. Director Peter Zadek (play by A.Chekhov). Actors: Margot Trooger, Hans Jaray, Marlen Diekhoff and others. Comedy.
Zwei Girls vom roten Stern / An Affair of State. West Germany-Austria-France, 1966. Director Sammy Drechsel. Screenwriter Klaus Peter Schreiner (novel by Peter Norden). Actors: Lilli Palmer, Curd Jürgens, Pascale Petit and others. Comedy.
Der Alte. West Germany-Belgium-Canada-Switzerland, 1967. Director and Screenwriter Lutz Buscher (story by M.Gorky). Actors : Paul Verhoeven, Ursula Jockeit, Hans Helmut Dickow and others. Drama.
Drei Jahre. West Germany, 1967. Director Eberhard Itzenplitz. Screenwriter Leo Lehmann (play by A.Chekhov). Actors: Franz Kollasch, Christiane Bruhn, Herbert Fleischmann and others. Drama.
Ich will Mjussow sprechen. West Germany, 1967. Director Rolf von Sydow. Screenwriters: Jan Mertens, Gerd Bauer (play by V.Kataev). Actors: Joachim Teege, Kurt Sobotka, Karin Jacobsen and others. Comedy.
Liebesnachte in der Taiga. West Germany, 1967. Director Harald Philipp. Screenwriter Werner P. Zibaso (novel by Heinz G. Konsalik). Actors: Thomas Hunter, Marie Versini, Stanislav Ledinek, Ivan Desny and others. Drama.
Die Letzten. West Germany, 1967. Director Oswald Dopke. Screenwriters: Gerd Rosler, F.K.Wittich (play by M.Gorky). Actors Wolfgang Engels, Carl Lange, Alice Treff and others. Drama.
Pension Clausewitz. West Germany, 1967. Director Ralph Habib. Screenwriters: Franz Baake, Nero Brandenburg. Actors: Wolfgang Kieling, Maria Brockerhoff, Friedrich Schoenfelder and others. Comedy.
Der Revisor. West Germany, 1967. Director Gustav Rudolf Sellner (play by N.Gogol). Actors: Alfred Schieske, Ruth Hausmeister, Claudia Brodzinska and others. Comedy.
Das schwedische Zündholz. West Germany, 1967. Director and screenwriter Gerhard Klingenberg (story by A.Chekhov). Actors: Hans Joachim Klein, Ellen Schwiers, Rudolf Vogel and others. Comedy.
Der Tod des Iwan Iljitsch. West Germany, 1967. Director Hansgunther Heyme. Screenwriter Artur Adamov (story by L.Tolstoy). Actors: Ulrich Matschoss, Josefine Schult-Prasser, Johanna Liebeneiner and others. Drama.
Tragodie auf der Jagd. West Germany, 1968. Director Gerhard Klingenberg. Screenwriter Leo Lehmann (play by A.Chekhov). Actors: Erich Schellow, Karin Baal, Andrea Jonasson and others. Melodrama.
Der ewige Gatte. West Germany, 1969. Director and screenwriter Stanislav Barabas (story by F.Dostoyevsky). Actors: Jozef Kroner, Gunter Mack, Brigitte Skay and others. Comedy.
Solens barn. West Germany, 1969. Director Ernst Gunther (play by M.Gorky). Actors Gunnel Brostrom, Ulf Brunnberg, Gertrud Fridh and others. Drama.
Erste Liebe. West Germany, 1970. Director and screenwriter Maximilian Schell (story by I.Turgenev). Actors John Moulder-Brown, Dominique Sanda, Maximilian Schell and others. Melodrama.
Menschen. West Germany, 1970. Director Fritz Umgelter. Screenwriter Leopold Ahlsen (play by M.Gorky). Actors: Ullrich Haupt, Gunter Mack, Gunter Strack and others. Drama.
Vladimir et Rosa. France - West Germany, 1970. Directors and screenwriters : Jean-Luc Godard, JeanPierre Gorin. Actors: Yves Afonso, Juliet Berto, Jean-Luc Godard, Jean-Pierre Gorin and others. Drama.
Die U-2-Afiäre. West Germany, 1970. Director Rudolf Nussgruber. Screenwriters: Hans Dieter Schreeb, Hans-Georg Thiemt. Actors: Michael Degen, Claudia Wedekind, Dieter Eppler and others. Drama.
Die Mutter. West Germany, 1971. Directors: Wolfgang M. Schwiedrzik, Frank Patrick Steckel. Screenwriter Bertolt Brecht (story by M.Gorky). Actors: Sabine Andreas, Monica Bleibtreu, Edith Clever and others. Drama.
W.R. - Misterije organizma. W.R. - Die Mysterien des Organismus. Ugoslavia - West Germany, 1971. Director and screenwriter Dusan Makavejev. Actors: Milena Dravic, Ivica Vidovic, Jagoda Kaloper and others. Comedy.
Escape to the Sun. Israel - France - West Germany, 1972. Director and screenwriter Menahem Golan. Actors: Laurence Harvey, Josephine Chaplin, Lila Kedrova, John Ireland and others. Drama.
Krankensaal 6. West Germany, 1974. Director and screenwriter Karl Fruchtmann (story by A.Chekhov). Actors: Helmut Qualtinger, Stefan Wigger, Zalman Lebiush and others. Drama.
Die Mowe. West Germany, 1974. Director Peter Zadek (play by A.Chekhov). Actors: Lola Muthel, Hermann Lause, Hans Mahnke and others. Drama.
Michel Strogoff. France-Austria-Switzerland-West Germany, 1975. Director Screenwriter Robert Brandau. Actors: Raimund Harmstorf, Lorenza Guerrieri, Pierre Vernier, Vernon Dobtcheff and others. Drama.
Oblomows Liebe. West Germany, 1976. Director Claus Peter Witt. Screenwriter Manfred Bieler (novel by I.Goncharov). Actors: Wolfgang Reichmann, Herbert Botticher, Johanna Elbauer and others. Melodrama.
Cross of Iron. UK - West Germany, 1977. Director Sam Peckinpah. Screenwriters: Julius J. Epstein, James Hamilton, Walter Kelley (novel by Willi Heinrich). Actors: James Coburn, Maximilian Schell, James Mason and others. Drama.
Die Damonen. Austria - West Germany, 1977. Director Claus Peter Witt. Screenwriter Leopold Ahlsen (novel by F.Dostoyevsky). Actors: Maria Wimmer, Christoph Bantzer, Hannes Messemer and others. Drama.
Charlie Muffin. UK- West Germany, 1979. Director Jack Gold. Screenwriter Keith Waterhouse (novel by Brian Freemantle). Actors: David Hemmings, Sam Wanamaker, Jennie Linden and others. Thriller.
Der lebende Leichnam. West Germany, 1981. Director Otto Schenk (play by L.Tolstoy). Actors: Lukas Ammann, Hartmut Becker, Helmut Lohner and others. Drama.
Der Mann auf der Mauer. West Germany, 1982. Director Reinhard Hauff. Screenwriter Peter Schneider . Actors: Marius Müller-Westernhagen, Julie Carmen, Towje Kleiner and others. Drama.
Nachtasyl. West Germany, 1982. Director Jurgen Gosch. (play by M.Gorky). Actors: Helmut Brasch, Anna Henkel, Brigitte Janner and others. Drama.
Der Bar. West Germany, 1984. Director and screenwriter Don Askarian (play by A.Chekhov). Actors: Hans Peter Hallwachs, Elisabeth Rath, Hans Machin and others. Comedy.
La Diagonale du fou. France-Switzerland-West Germany, 1984. Director and screenwriter Richard Dembo. Actors: Michel Piccoli, Akiva Liebskind, Leslie Caron, Liv Ullmann and others. Drama.
Drei Schwestern. West Germany, 1984. Director and screenwriter Thomas Langhoff (play by A.Chekhov). Actors: Hilmar Baumann, Jorg Gudzuhn, Walter Jupe' and others. Drama.
Rasputin - Orgien am Zarenhof. West Germany, 1984. Director Ernst Hofbauer. Screenwriters: Ernst Hofbauer, C.M. Sherland. Actors: Alexander Conte, Uschi Karnat, Marion Berger and others. Drama.
Drei Schwestern. West Germany, 1986. Director and screenwriter Peter Stein (play by A.Chekhov). Actors: Edith Clever, Corinna Kirchhoff, Jutta Lampe and others. Drama.
Maschenka. West Germany-UK-France-Finland, 1987. Director John Goldschmidt. Screenwriter John Mortimer (novel by V.Nabokov). Actors: Irina Brook, Cary Elwes, Sunnyi Melles and others. Drama.
Das Treibhaus. West Germany, 1987. Director and screenwriter Peter Goedel (novel by Wolfgang Koppen). Actors: Christian Doermer, Otto A. Buck, Hans Faber and others. Drama.
Judgment in Berlin. West Germany-USA, 1988. Director Leo Penn. Screenwriters: Leo Penn, Joshua Sinclair. Actors: Martin Sheen, Heinz Hoenig, Jutta Speidel, Sean Penn and others. Drama.
Testimony. Denmark-Holland-Sweden-West Germany-UK, 1988. Director Tony Palmer. Screenwriters: Tony Palmer, David Rudkin. Actors: Ben Kingsley, Sherry Baines, Magdalen Asquith and others. Drama.
The story of the great Soviet composer Dmitri Shostakovich (1906-1975) and his life and career during the rule of Stalin.
Ariadna. West Germany, 1990. Director and screenwriter Jochen Richter (story by A.Chekhov). Actors: Albert Fortell, Wolf Harnisch, Rolf Illig and others. Drama.
Lenin: The Train. Italy - France - West Germany - Austria, 1990. Director Damiano Damiani. Screenwriters: Damiano Damiani, Fulvio Gicca Palli. Actors: Ben Kingsley, Leslie Caron, Dominique Sanda and others. Drama.
Moskau - Petuschki. Germany, 1991. Director Jens Carl Ehlers. Screenwriter Jens Carl Ehlers (novel by Venedict Erofeev). Actors: Jan Biczycki, Henryk Bista, Doris Buchrucker and others. Comedy.
Gorilla Bathes at Noon. Germany-Yugoslavia, 1993. Director and screenwriter Dusan Makavejev. Actors: Svetozar Cvetkovic, Anita Mancic, Alexandra Rohmig and others. Comedy.
The Innocent. Germany-UK, 1993. Director John Schlesinger. Screenwriter Ian McEwan. Actors: Anthony Hopkins, Isabella Rossellini, Campbell Scott and Drama.
Sommergaste. Germany, 1993. Director David Mouchtar-Samorai (play by M.Gorky). Actors: Tonio Arango, Wolfgang Arps, Gabriela Badura and others. Drama.
Stalingrad. Germany, 1993. Director Joseph Vilsmaier. Screenwriters: Jurgen Buscher, Christoph Fromm, Johannes Heide, Joseph Vilsmaier. Actors: Dominique Horwitz, Thomas Kretschmann, Jochen Nickel and others. Drama.
Wehner - Die unerzählte Geschichte. Germany, 1993. Director and screenwriter Heinrich Breloer. Actors: Ulrich Tukur, Heinz Baumann, Helmut Ahner, Gennady Vengerov and others. Drama.
Hasenjagd - Vor lauter Feigheit gibt es kein Erbarmen. Austria-Germany, 1994. Director and screenwriter Andreas Gruber. Actors: Elfriede Irrall, Rainer Egger, Oliver Broumis and others. Drama.
Russian Roulette - Moscow 95. Germany, 1995. Director Menahem Golan. Screenwriter Andrei Samsonov. Actors: Barbara Carrera, Zachi Noy, Oliver Reed, Maria Shukshina and others. Comedy.
Der letzte Kurier. Germany, 1996. Director Adolf Winkelmann. Screenwriter Matthias Seelig. Actors: Sissi Perlinger, Sergey Garmash, Hans Martin Stier, Gennady Vengerov and others. Thriller.
So nicht, Frau Staatsanwalt. Mona M. - Mit den Waffen einer Frau. Germany, 1996. Directors: Gunter Friedrich, Franz Josef Gottlieb. Actors: Simone Thomalla, Regimantas Adomaitis, Hans-Uwe Bauer, Gennady Vengerov and others. Drama.
The Writing on the Wall. UK-Germany, 1996. Director Peter Smith. Screenwriter Patrick Malahide. Actors: Lena Stolze, Martin Glyn Murray, Bill Paterson, Gennady Vengerov and others. Thriller.
Air Force One. USA-Germany, 1997. Director Wolfgang Petersen. Screenwriter Andrew W. Marlowe. Actors: Harrison Ford, Gary Oldman, Glenn Close, Andrey Divoff, Ilya Baskin, Oleg Taktarov and others. Action.
Hostile Waters. France-Germany-USA, 1997. Director David Drury. Screenwriter Troy Kennedy-Martin. Actors: Rutger Hauer, Martin Sheen, Max von Sydow and others. Drama.
Die kaukasische Nacht. Germany, 1998. Director Gordian Maugg. Actors: Robert Schielecke, David Iaschwilli, Winfried Glatzeder and others. Drama.
23. Germany, 1998. Director Hans-Christian Schmid. Screenwriters: Michael Dierking, Michael Gutmann. Actors: August Diehl, Fabian Busch, Dieter Landuris and others. Thriller.
History Is Made at Night. UK-France-Germany-Finland, 1999. Director Ilkka Jorvi-Laturi. Screenwriters: Patrick Amos, Jean-Pierre Gorin. Actors: Bill Pullman, Irene Jacob, Udo Kier and others. Comedy.
Kinder der Sonne. Germany, 1999. Director Achim Benning (play by M.Gorky). Actors: Erika Pluhar, Michael Heltau, Kitty Speiser and others. Drama.
Stan Becker - Echte Freunde. Germany, 1999. Director Kaspar Heidelbach. Screenwriter Martin Kluger. Actors: Heinz Hoenig, Rolf Zacher, Martin Armknecht, Gennady Vengerov and others. Thriller.
Damonen. Germany, 2000. Director Frank Castorf. Screenwriters: Albert Camus, Frank Castorf (novel by F.Dostoyevsky). Actors: Kathrin Angerer, Henry Hubchen, Hendrik Arnst and others. Drama.
England! Germany, 2000. Director Achim von Borries. Screenwriters: Karin Astrom, Achim von Borries. Actors: Ivan Shvedov, Merab Ninidze, Chulpan Khamatova and others. Drama.
Along Came a Spider. USA-Germany-Canada, 2001. Director Lee Tamahori. Screenwriter Marc Moss (novel by James Patterson). Actors: Morgan Freeman, Monica Potter, Michael Wincott, Ravil Isyanov and others. Thriller.
Enemy at the Gates. USA-Germnay-UK, 2001. Director Jean-Jacques Annaud. Screenwriters : JeanJacques Annaud, Alain Godard. Actors: Jude Law, Ed Harris, Rachel Weisz, Joseph Fiennes, Bob Hoskins, Ivan Shvedov, Gennady Vengerov and others. Drama.
Ice Planet. Germany, 2001. Director Reiner Schone. Actors: Sab Shimono, James O'Shea, Valery Nikolaev and others. Sci-Fi.
Mayday! Uberfall auf hoher See. Germany, 2001. Director Werner Masten. Actors: Klaus Lowitsch, Igor Jeftic, Bernd Stegemann, Gennady Verngerov and others. Thriller.
The Quickie. France-UK-Germany, 2001. Director and screenwriter Sergey Bodrov. Actors: Brenda Bakke, Sergey Bodrov, Eugeny Lazarev, Vladimir Mashkov and others. Drama.
Resurrezione. Italy-France-Germany, 2001. Directors: Paolo & Vittorio Taviani. Screenwriter Paolo Taviani (novel by L.Tolstoy). Actors: Stefania Rocca, Timothy Peach, Cecile Bois and others. Melodrama.
Taking Sides. France-UK-Germany-Austria, 2001. Director: Istvan Szabo. Writer Ronald Harwood. Actors: Harvey Keitel, Stellan Skarsgärd, Moritz Bleibtreu, Oleg Tabakov and others. Drama.
Der Tunnel. Germany, 2001. Director Roland Suso Richter. Screenwriter Johannes W. Betz Actors: Heino Ferch, Nicolette Krebitz, Sebastian Koch and others. Drama.
Doctor Zhivago. UK-Germany-USA, 2002. Director Giacomo Campiotti. Screenwriter Andrew Davies (novel by Boris Pasternak). Actors: Keira Knightley, Sam Neill, Bill Paterson and others. Drama.
K-19: The Widowmaker. UK-USA-Germany-Canada, 2002. Director Kathryn Bigelow. Screenwriters: Louis Nowra, Christopher Kyle. Actors: Harrison Ford, Liam Neeson, Ravil Isyanov, Lev Prygunov and others. Drama.
Rollerball. USA-Germany, 2002. Director John McTiernan. Screenwriter William Harrison. Actors: Chris Klein, Jean Reno, Oleg Taktarov and others. Sci-Fi.
The Sum of All Fears. USA-Germany, 2002. Director Phil Alden Robinson. Screenwriter Paul Attanasio (novel by Tom Clancy). Actors: Ben Affleck, Morgan Freeman, Alan Bates, Lev Prygunov, Eugeny Lazarev and others. Action.
The Vector File. New Zealand-Germany, 2002. Director Eliot Christopher. Screenwriter Ian McFadyen. Actors: Casper Van Dien, Catherine Oxenberg, India Oxenberg and others. Thriller.
Gate to Heaven. Germany, 2003. Director Veit Helmer. Screenwriters: Veit Helmer, Gordan Mihic. Actors: Valery Nikolaev, Masumi Makhija, Udo Kier and others. Comedy.
Der gestohlene Mond. Germany, 2003. Director and screenwriter Thomas Stiller. Actors: Birol Unel, Lisa Martinek, Dietmar Bar, Ivan Shvedov and others. Comedy.
Lichter. Germany, 2003. Director Hans-Christian Schmid. Screenwriters: Michael Gutmann, HansChristian Schmid. Actors: Andrzej Gorak, Ivan Shvedov and Drama.
Quicksand. France-UK-Germany, 2003. Director John Mackenzie. Screewriters: Desmond Lowden, Timothy Prager. Actors: Michael Keaton, Michael Caine, Judith Godreche and others. Drama.
Zuckerbrot. Germany, 2003. Director and screenwriter Hartmut Schoen. Actors: Florian Lukas, Marie Zielcke, Ivan Shvedov and others. Drama.
Das Bernsteinamulett. Germany, 2004. Director Gabi Kubach. Screenwriter Sue Schwerin von Krosigk (novel by Peter Prange). Actors: Muriel Baumeister, Michael von Au, Merab Ninidze and others. Drama.
Blindganger. Germany, 2004. Director Bernd Sahling. Screenwriters: Helmut Dziuba, Bernd Sahling and others. Actors: Ricarda Ramunke, Dominique Horwitz, Maria Rother, Gennady Vengerov and others. Drama.
The Bourne Supremacy. USA-Germany, 2004. Director Paul Greengrass. Screenwriter Tony Gilroy (novel by Robert Ludlum). Actors: Matt Damon, Franka Potente, Oksana Akinshina and others. Action.
Onkel Wanja. Germany, 2004. Director and screenwriter Barbara Frey (play by A.Chekhov). Actors: Rainer Bock, Helga Grimme, Thomas Holtzmann and others. Drama.
The Mechanik. Germany-USA, 2005. Director Dolph Lundgren. Screenwriters: Bryan Edward Hill, Dolph Lundgren. Actors: Dolph Lundgren, Ben Cross, Olivia Lee and others. Action.
Nachtasyl. Germany, 2005. Director and screenwriter Hardi Strum (play by M.Gorky). Actors: Hans Peter Hallwachs, Esther Schweins, Wolfgang M. Bauer and others. Drama.
Die Spielerin. Germany, 2005. Director Erhard Riedlsperger. Screenwriter Fred Breinersdorfer (story by F.Dostoyevsky). Actors: Hannelore Elsner, Erwin Steinhauer, Nina Petri and others. Drama.
The White Countess. UK-USA-Germany-China, 2005. Director James Ivory. Screenwriter Kazuo Ishiguro. Actors: Ralph Fiennes, Natasha Richardson. Drama.
Willenbrock. Germany, 2005. Director Andreas Dresen. Screenwriters: Christoph Hein, Laila Stieler. Actors: Axel Prahl, Inka Friedrich, Anne Ratte-Polle and others. Drama.
Fay Grim. USA-Germany, 2006. Director and screenwriter Hal Hartley. Actors: Parker Posey, D.J.Mendel, Liam Aiken and others. Thriller.
Goldene Zeiten. Germany, 2006. Director Peter Thorwarth. Screenwriters: Alexander M. Rumelin, Peter Thorwarth. Actors: Wotan Wilke Mohring, Dirk Benedict, Wolf Roth, Gennady Vengerov and others. Comedy.
L'etoile du soldat. France-Germany-Afghanistan, 2006. Director Christophe de Ponfilly. Screenwriters: Rim Turkhi, Christophe de Ponfilly. Actors: Sacha Bourdo, Patrick Chauvel, Philippe Caubere. Drama.
Joy Division. UK-Germany, 2006. Director Reg Traviss. Screenwriters: Reg Traviss, Rosemary Mason. Actors: Ed Stoppard, Tom Schilling, Bernard Hill and others. Drama.
Eine Liebe in Konigsberg. Germany, 2006. Director Peter Kahane. Screenwriters: Wolfgang Brenner, Peter Kahane. Actors: Wolfgang Stumph, Chulpan Khamatova, Ivan Shvedov and others. Melodrama.
Running Scared. Germany-USA, 2006. Director and screenwriter Wayne Kramer. Actors: Paul Walker, Cameron Bright, Vera Farmiga and others. Drama.
Eine Stadt wird erpresst. Germany, 2006. Director Dominik Graf. Screenwriters: Rolf Basedow, Dominik Graf. Actors: Uwe Kockisch, Misel Maticevic, Julia Blankenburg and others. Thriller.
Valerie. Germany, 2006. Director Birgit Moller.Screenwriters: Milena Baisch, Ilja Haller. Actors: Agata Buzek, Devid Striesow, Birol Unel and others. Drama.
Vier Tochter. Germany, 2006. Director Rainer Kaufmann. Screenwriter Gabi Blauert (novel by Inger Alfven). Actors: Dagmar Manzel, Tnia Shleif and others. Drama..
An die Grenze. Germany, 2007. Director Urs Egger. Screenwriter Stefan Kolditz. Actors: Jacob Matschenz, Bernadette Heerwagen, Max Riemelt and Drama.
Botched. Germany-Ireland-UK, 2007. Director Kit Ryan. Screenwriters: Derek Boyle, Eamon Friel. Actors: David Heap, Alan Smyth, Stephen Dorff and others. ttme Comedy.
The Death and Life of Bobby Z. USA- Germany, 2007. Director John Herzfeld. Screenwriters: Bob Krakower, Allen Lawrence. Actors: Paul Walker, Laurence Fishburne, Oleg Taktarov and others. Action.
Lucky You. USA-Germany-Australia, 2007. Director Curtis Hanson. Screenwriters: Eric Roth, Curtis Hanson. Actors: Eric Bana, Drew Barrymore, Robert Duvall and others. Melodrama.
Nachmittag. Germany, 2007. Director and screenwriter Angela Schanelec (play by A.Chekhov). Actors: Jirka Zett, Miriam Horwitz, Angela Schanelec and others. Drama.
Die Spieler. Germany, 2007. Director and screenwriter Sebastian Bieniek. Actors: Sebastian Bieniek, Viatcheslav Demdov, Ninel Genina Demidov. Drama.
War and Peace. Italy-France-Germany-Russia, 2007. Directors: Robert Dornhelm, Brendan Donnison. Screenwriters: Lorenzo Favella, Enrico Medioli (novel by L.Tolstoy). Actors: Alexander Beyer, Clemence Poesy, Alessio Boni, Malcolm McDowell and others. Drama.
Anonyma - Eine Frau in Berlin. Germany, 2008. Director and screenwriter Max Farberbock. Actors: Nina Hoss, Eugeny Sidikhin, Irm Hermann and others. Drama.
Die Frau aus dem Meer. Germany, 2008. Director and screenwriter Nikolaus Stein von Kamienski. Actors: Anja Kling, Walter Kreye, Ulrich Tukur and others. Thriller.
Le silence de Lorna. Belgium-France-Italy-Germany, 2008. Directors and Screenwriters: Jean-Pierre & Luc Dardenne. Actors: Arta Dobroshi, Jeremie Renier, Fabrizio Rongione, Anton Jakovlev, Grigory Manukov and others. Drama.
Transsiberian. UK-Germany-Spain-Lit, 2008. Director Brad Anderson. Screenwriters: Brad Anderson, Will Conroy. Actors: Woody Harrelson, Emily Mortimer, Ben Kingsley and others. Thriller.
Durch diese Nacht. Germany, 2009. Director and screenwriter Rolf Silber. Actors: Katharina Bohm, Oliver Stokowski, Tim Bergmann and others. Drama..
Flug in die Nacht - Das Unglück von Uberlingen. Switzerland-Germany, 2009. Director Till Endemann. Screenwriters Don Bohlinger, Till Endemann. Actors: Ken Duken, Charlotte Schwab, Sabine Timoteo and others. Drama.
Eine Liebe in St. Petersburg. Germany, 2009. Director Dennis Satin. Screenwriter Brigitte Blobel. Actors: Valerie Niehaus, Martin Feifel, Nicole Heesters and others. Melodrama.
Luftslottet som sprängdes. Sweden-Denmark-Germany, 2009. Director Daniel Alfredson, Screenwriters: Stieg Larsson, Ulf Ryberg. Actors: Michael Nyqvist, Noomi Rapace, Lena Endre and others. Thriller.
Shoot the Duke. Germany, 2009. Director Stephen Manuel. Screenwriter Thomas Jahn. Actors: Stephen Baldwin, Bettina Zimmermann, Thomas Heinze. Action.
Thick as Thieves. USA-Germany, 2009. Director Mimi Leder. Screenwriter Ted Humphrey. Actors: Морган Фримен, Антонио Бандерас, Раде Шербеджия, Ivan Petrushinov, Victor Boichev, Nickolay Hadjiminev and others. Thriller.
Star Trek. USA-Germany, 2009. Director J.J. Abrams. Screenwriters: Roberto Orci, Alex Kurtzman. Actors: Chris Pine, Zachary Quinto, Simon Pegg. Sci-Fi.
Death Race 2. South Africa - Germany, 2010. Director Roel Reine'. Screenwriters: Paul W.S. Anderson, Tony Giglio. Actors: Luke Goss, Lauren Cohan, Sean Bean. Action.
Go West - Freiheit um jeden Preis. Germany, 2010. Director Andreas Linke. Screenwriters: Matthias Pacht, Daniel Mann. Actors: Sergej Moya, Franz Dinda, Frederick Lau and others. Action.
Hinterhof. Germany, 2010. Director and screenwriter Ana Felicia Scutelnicu. Actors: Marina Weis, Jakob Kohn, Masha Tokareva. Short | Drama
The Last Station. Cermany-UK, 2010. Director Michael Hoffman. Screenwriters: Michael Hoffman, Jay Parini. Actors: Helen Mirren, James McAvoy, Christopher Plummer and others. Drama.
Poll. Germany-Austria, 2010. Director and screenwriter Chris Kraus. Actors: Paula Beer, Edgar Selge, Tambet Tuisk and others. Drama. James Greer. Actors: Jackie Chan, Amber Valletta, Billy Ray Cyrus and others. Action.
4 дня в мае / Vier tage im Mai. Germany-Russia, 2010. Director and screenwriter Achim von Borries. Actors: Aleksey Guskov, Merab Ninidze, Martin Brambach and others. Drama.
Der Uranberg. Germany, 2010. Director Dror Zahavi. Screenwriters: Hans-Werner Honert, Thomas Schulz. Actors: Vinzenz Kiefer, Nadja Bobyleva, Henry Hübchen and others. Drama.
A Dangerous Method. UK-Germany-Canada-Switzerland, 2011. Director David Cronenberg. Screenwriter Christopher Hampton. Actors: Michael Fassbender, Keira Knightley, Viggo Mortensen. Drama.
Wunderkinder. Germany, 2011. Director Markus Rosenmuller. Screenwriters: Artur Brauner, Stephen Glantz. Actors: Gedeon Burkhard, Natalia Avelon, Catherine H. Flemming. Drama.
Het Meisje en de Dood | Девушка и смерть. Holland-Russia-Germany, 2012. Director Jos Stelling. Screenwriters: Jos Stelling, Bert Rijkelijkhuizen. Actors: Sylvia Hoeks, Dieter Hallervorden, Paul Schlase, Sergey Makovetsky, Renata Litvinova, Svetlana Svetlichnaya. Drama.
Unsere Mütter, unsere Väter. Germany, 2013. Director Philipp Kadelbach. Screenwriter Stefan Kolditz. Actors: Volker Bruch, Tom Schilling, Katharina Schuttler, Miriam Stein, Ludwig Trepte. Drama.