ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФЛ. ДУБОВ (Волгоград)
образ родного края в патриотическом сознании будущего учителя
С опорой на исследования образа как психического феномена в отечественной и зарубежной психологии описана роль образа родного края в формировании патриотических чувств школьников.
Ключевые слова: психология образа, образ родного края, краеведение, патриотическое воспитание школьников.
Известно, что учитель сам должен быть носителем тех качеств, которые он стремится воспитать у своих учеников. В данной статье в качестве основы патриотического сознания и соответствующей воспитательной деятельности учителя рассматривается образ родного края.
Образ - одно из центральных понятий психологии. В исследованиях В. Вундта, Ф. Галь-тона, Э. Титченера образ рассматривался как один из элементов сознания, обеспечивающих репрезентацию феноменов внутренней реальности, своего рода «воспоминаний о реальности». Качество, интенсивность, длительность и отчетливость образа зависят от личностной значимости представляемого в этом образе предмета. Образы у К.Г. Юнга - феномен, выполняющий активную, созидательную функцию. В них проявляется способность индивида к воссозданию и переживанию реальности [1]. Представители когнитивной психологии (Дж С. Брунер, Дж Келли, А. Бандура, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.) понимали образ как «репрезентацию в уме не присутствующего объекта или события» [7]. Основной функцией образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде чувственной картинки, проекции сцен из реального мира [9].В соответствии с отечественной психологической традицией функцией психики является отражение в сознании объектов и явлений объективного мира в форме психического образа, позволяющего целесообраз-
но регулировать деятельность субъекта [3]. К исследованию образа в той или иной степени обращались Б.Г. Ананьев, НА. Бернштейн, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов и др.
Главное, что связывает образ и оригинал, по П.Я. Гальперину, - это отражение отношения, благодаря которому реальность представлена в сознании субъекта, включенность образа в регуляцию деятельности (Там же). С этой точки зрения образ представляет собой взаимосвязь внешнего и внутреннего миров, средство, благодаря которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его. Перцептивные образы составляют основу для возникновения более сложных по структуре и функциям образов. К ним относятся так называемые вторичные образы (представления, образы памяти, образы воображения). Главной характеристикой вторичных образов является то, что они образуются без непосредственного воздействия объектов реального мира, но путем операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти.
Наиболее значительным вкладом в изучение данной проблемы стали последние работы А.Н. Леонтьева, который рассматривает образ в структуре единой концепции образа мира, представляющего собой индивидуальную для человека целостную субъективную картину окружающего его мира, опосредованную психическим отражением [5]. Образ мира (а составной частью его является и патриотический образ) строится на базе чувственных образов, которые, проникая в сферу сознания, трансформируются, приобретают новые характеристики благодаря включению в регуляцию различных сфер жизнедеятельности формирующейся личности.
Анализируя образ в этом контексте, А.Н. Леонтьев выделяет в качестве основной характеристики образа его активную, деятельностную функцию. Развивая эту мысль, П.Я. Гальперин считает, что образы являются обязательным условием для перехода к неавтоматическому (т.е. осознанному) реагированию. Благодаря образам окружающий мир от-
© Дубов Ф.Л., 2012
крывается как арена возможных действий [3]. Разработка понятия «образ мира» была продолжена С.Д. Смирновым. Образ мира понимается им как некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, себе, о других людях и т.д., опосредующая, преломляющая через себя любое внешнее воздействие. Обобщая сказанное, отметим, что образ как элемент сознания - это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало.
Образ - это не просто понятие. Точнее, в нем не только знание об окружающем мире, но и смыслы, жизненный контекст, следы эмоциональных переживаний. Образ - творческий продукт. При определенных условиях он рождает потребность в общении с отображаемым предметом. Наличие такого образа создает устойчивое влечение к предмету. Можно предположить, что образ полюбившейся с детства природной и социально-предметной среды, образ коммуникативного пространства, в котором ребенок впервые почувствовал свою индивидуальность и возможности самореализации, и выступает своеобразным психологическим механизмом возникновения патриотического чувства.
Первоначальный абстрактно-чувственный, т.е. бедный в понятийном отношении и преимущественно эмоциональный, «детский» образ по мере своего развития «обрастает» понятиями, «аргументами», идеями и из смутного образа-влечения трансформируется в убеждение. Для последнего характерны сознательность и испытанность на опыте, вариативность возникновения в различных ситуациях. Будучи достаточно изученным как когнитивный феномен, образ недостаточно разработан как вид субъективной реальности, как продукт и побудитель творческой активности личности. Так, развитие патриотического чувства выступает как развитие образа целостного предмета патриотического переживания - Родины. Последняя вначале отражается в сознании как образ «малой родины» (родного края) и ближайшего окружения, затем как образ привычного и аттрактивного общения в пространстве языка и этнокультурных традиций и, наконец, как целостный субъективный «собирательный» образ Отечества, в котором «судьба и Родина едины», собственное благополучие неотрывно от блага Родины. Объективное историческое пространство и время Отечества трансформируется в субъективное время и пространство личности, в события ее собственной жизни.
Образ - это способ воплощения переживания, своеобразный продукт пережитого. В более поздних формах он приобретает форму понятия, мнения, установки, системы оценок и диспозиций, убеждения. В своей развитой форме образ отражает не только (не столько!) внешний, сколько внутренний мир индивида, его субъективную реальность, опыт переживаний. Человеку особенно дорог и волнителен образ того явления, события, творения, в создании которого он сам принимал участие, «выстраивал» себя. Для него, естественно, особенно значим образ тех людей, отношений, той земли, предметно-бытовой среды, где он оставил «частичку самого себя». человек по-настоящему не может любить то, к чему не имеет прямого созидательного отношения.
Патриотический образ родного края в полном соответствии с теориией П.Я. Гальперина - это не красивая картинка, а ориентировочная основа патриотической деятельности, система ориентиров преобразовательной активности патриота. Создание образа (по К. юнгу) и преобразование мира - две стороны единой творческой жизни человека.
Учитывая, что образ может существовать в психическом мире человека на нескольких уровнях - сенсорно-перцептивном, интеллектуально-понятийном и личностносубъективном, можно предположить, что исходная форма патриотического сознания -«образ родного края» - имеет все три уровня существования. Несформированность какого-либо из уровней лишает этот образ целостности, гармонии эмоционального, познавательного, идейного, поведенческого начал.
Образ позволяет формирующейся личности патриота перейти от неосознанного чувства, переживания к сознательному пониманию и принятию различных патриотических феноменов - традиций, менталитета, приоритетности патриотических ценностей. Образ родного края взаимодействует со многими другими образами - не только с целостным образом Отечества, но и с образами мира, этноса, культуры, традиций, гражданина, государства, ответственности как квинтэссенции морали. Образ родного края - составная часть целостного патриотического образа как исходной «клеточки», из которой развивается патриотическое сознание, являющееся важнейшим основанием социализации личности, ее самосознания и самоопределения.
Образ родного края зарождается в сознании человека как генетически исходное представление о привычной и благоприятной среде бытия, ближайшем окружении, географи-
ческой и пространственно-рекреационной организации жизнедеятельности, природном облике и историко-культурном наследии, психологии и менталитете живущих рядом людей. Образ родного края - это способ идентификации себя с конкретным проявлением Родины, момент генезиса патриотического сознания от части к целому.
Создание образа родного края может протекать спонтанно, как становление индивидуального опыта личности, формирующейся в определенной природно-культурной среде. В этом случае образ носит характер отрывочных представлений, не обладающих понятийной смысловой структурой. В нашем исследовании образ родного края выступает как продукт специального воспитания, основанного на целенаправленной краеведческой деятельности. Одним из средств такого воспитания является включение учащихся в краеведение - область человеческой деятельности, направленной на всестороннее изучение любой части страны, выделяемой по одному из способов районирования (административнотерриториальное, физико-географическое, экономико-географическое, сельскохозяйственное, климатическое, почвенное, растительное, геологическое, топографическое, историкокультурное, историческое и пр.).
Участие в юношеском краеведческом движении - существенный факт биографии многих выдающихся ученых, который послужил им значительным подспорьем в дальнейшей деятельности. Они приобрели важнейшие навыки, научились в любой сфере не мыслить общими схемами, а обязательно учитывать региональный компонент. Достаточно вспомнить академиков О.С. Шмидта, М.Н. Тихомирова, Н.М. Дружинина, А.П. Окладникова.
Потребность в познании родного края -это осознанная необходимость в краеведческой информации, требуемой для решения научных, учебных, производственных, житейских, самообразовательных и ряда других задач, обусловленная системой социальных и психологических параметров ситуации развития и бытия личности, ее жизненным опытом. Понятия «Родина», «Отчизна» в детском возрасте ассоциируются с тем местом, где находятся родной дом, школа, т.е. с конкретным городом, поселком. От того, насколько школьники хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина их патриотического чувства. У будущего учителя этот спонтанный детский образ трансформируется в осознанное понимание взаимосвязи части и целого в патриотическом восприятии Родины.
Краеведение, как и другая научная социокультурная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. В некоторых школах ограничиваются изучением именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телевидения. Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Будущий учитель должен уметь воплотить свой образ родного края в педагогически целесообразную краеведческую деятельность учащихся. Речь идет о такой организации работы с учащимися так, чтобы они решали не учебно-репродуктивную задачу, а настоящую научную проблему. Опыт показал: краеведческая деятельность выполняет функцию формирования образа родного края как своеобразного внутреннего источника патриотических чувств только при выполнении следующих психолого-педагогических условий:
- раскрытие перед воспитанниками значимых и волнующих с точки зрения детской психологии страниц истории и культуры родного края, героического прошлого, персоналий, эпоса, своеобразия его развития и вклада в историю и культурный фонд страны и человеческой цивилизации в целом;
- показ своеобразия данной ситуации развития экономики, хозяйственных, научных, художественных, спортивных и др. достижений живущих и работающих в этом краю людей;
- включение самих воспитанников в социально-проектную, исследовательскую, трудовую деятельность с целью актуализации их активно-преобразовательной позиции по отношению к родному краю.
Проводимая нами опытно-экспериментальная работа (в мужском педагогическом лицее, г. Волгоград) направлена на воспитание личности будущего учителя сельской школы, для которого образ родного края не является отвлеченным понятием в силу близости сельской школы к природе, быту, традициям живущих в этом краю людей. В ходе опытной работы были выделены уровни познавательной краеведческой деятельности учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях. На п е р в о м у р о в н е происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае от учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации, накапливаются собственные нерефлексируемые впечатления. На втором уровне имеет место уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познаватель-
ной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, т.е. фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Последнее нередко обретает яркий «событийный» характер. Источниками таких знаний могут быть (кроме учебных пособий) научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.
Наблюдения за развитием учащихся педагогически ориентированного лицея показало, что благодаря обретению новых образов и впечатлений в процессе краеведения ученик, сознательно выбравший профессию учителя, имеет возможность глубже уяснить то, что история родного края, как и Родины в целом, -это история людей; а корни человека, диспозиции его поведения уходят в историю и традиции его семьи, народа, в прошлом родного края и страны.
Формирование образа родного края средствами краеведческой деятельности способствует формированию у будущего педагога потребности заниматься педагогическим творчеством именно в родном крае, готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социальноэкономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
В ходе исследования было, таким образом, определено одно из ключевых понятий педагогической системы патриотического воспитания - понятие «образ родного края». Под ним мы понимаем систему эмоциональноценностных отношений воспитанника к месту его рождения и проживания, его географическим и ландшафтным особенностям, истории, культуре, традициям; привязанность к близким людям; ментальные особенности характера, поведения, речи, присущие жителям данного края. Образ родного края - генетически исходная часть целостного образа Родины, один из системообразующих элементов патриотического сознания, проявляющийся в формах общения, выборе профессии, мировосприятии, управлении своим поведением, при-
вычках, осознанном и неосознанном влечении к родной земле.
Рассматривая образ родного края как систему патриотических ценностей и смыслов, можно выделить в нем следующие компоненты:
- ценностно-смысловой: эмоциональночувственная привязанность к родной земле; осознание и переживание значимости родного края в истории и судьбе Отечества;
- знаниево-ориентационный: знание истории, современного состояния, традиций родного края;
- опыт социально-проектной деятельности по развитию родного края (на примере экспедиций и педагогической практики учащихся лицея) - проявление патриотических инициатив, участие в преобразовательных проектах.
Краеведение в этом плане - одна из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории. Историческое краеведение - развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется прежде всего многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. Образ родного края выступает своеобразной ориентировочной основой организации краеведения, форм и методов поисково-краеведческой работы. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяется его важной ролью в патриотически ориентированном учебно-воспитательном процессе. И здесь нельзя не согласиться со словами известного педагога - директора лицея, в котором проходила опытно-экспериментальная работа, Ф.Ф. Слипченко: для того чтобы полюбить свою Родину, ее необходимо увидеть, узнать ее историю, реально соприкоснуться с жизнью людей родного края.
Следуя этой логике, мы уже во время адаптационной недели предложили будущим лицеистам задание по подготовке работы о своей малой родине. В данную работу включался сбор информации не только об истории и географических особенностях, но и о родной семье ученика, знаменитых земляках, ветеранах Великой Отечественной и других войн, презентация своего отношения к событиям истории и современной жизни родного края. Все работы проходили экспертную проверку, авторы лучших из них представляли свои работы в ходе специальной конференции.
На втором этапе лицейского образования (в 11-м и 12-м классах) в учебный план вво-
дились уроки краеведения. В ходе изучения данного курса лицеисты глубже знакомились с историей и традициями всех районов Волгоградской области. Эти знания использовались ими во время педагогических практик для организации уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности.
Таким образом, полученные в настоящее время результаты исследования указывают на то, что образ родного края - продукт специального воспитания, последовательности педагогических ситуаций восприятия и переживания родной земли, рефлексии истоков своих чувств и представлений о Родине, активнотворческого познавательного и преобразующего отношения личности к взрастившей его земле, без чего невозможны подлинная культура и нравственный потенциал будущего педагога.
литература
1. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. 1998 № 4. С.13-26.
2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М. : Смысл, 1998.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. : Директ-Медиа, 2008.
4. Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992.
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. М., 1983. Т. 2.
6. Петровский А.В. История советской психологии. М. : Просвещение, 1967.
7. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб. : Питер, 2006.
8. Щерба Н.Н. Краеведение и библиотека // Николай Николаевич Щерба. Библиотечное и библиографическое краеведение. М., 1995.
9. Юнг К.Г. Алхимия снов. СПб., 1997.
10. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб. : Питер, 2002.
Image of native land in the patriotic consciousness of a future teacher
Based on the research of image as a mental phenomenon in the Russian and foreign psychology, there is described the role of the image ofnative land in formation ofpatriotic feelings ofpupils.
Key words: psychology of image, image of native land, local history, patriotic education of pupils.
ю. а. лАмЗИнА (ульяновск)
учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике
Рассмотрены важные для образовательного процесса гендерные различия и особенности их проявления на уровне физиологии, психологических особенностей личности, способностей, интеллекта, эмоций, поведения и достижений; представлены практические рекомендации по учету гендерных различий в процессе обучения.
Ключевые слова: гендер, гендерные различия, проявление различий, учет различий, практические рекомендации.
Проблема учета гендерных различий в процессе обучения в общеобразовательной школе становится все более востребованной в педагогической практике, т.к. соответствует основным целям модернизации образования, отвечает задачам внедрения принципов Болонского соглашения в учебный процесс, однако недостаточно теоретически разработана в отечественной педагогике. В зарубежной психолого-педагогической науке накоплен немалый опыт в этой области, однако он недостаточно изучен.
Ранее в исследованиях описывались гендерные различия в соответствии с различными классификациями, но не были достаточно обоснованы рекомендации по их учету в учебном процессе. В данной статье сделана попытка сгруппировать именно те гендерные различия, которые в процессе обучения подростков в средней общеобразовательной школе на основе представленных нами практических рекомендаций по учету групп этих различий, будут способствовать повышению качества обучения, обеспечению гендерного равенства, гендерного равновесия, наиболее полной самореализации учащихся обоего пола. В своем исследовании мы основывались на работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов и результатах нашего опытноэкспериментального изучения гендерных различий учащихся 5-9-х классов на уроках английского языка средних общеобразовательных школ № 11, 40 г. Ульяновска.
© Ламзина Ю.А., 2012