УДК 159.9 : 32 Кудактина Анфиса Игоревна
соискатель кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета тел.: (918) 334-08-80
ОБРАЗ РОДИНЫ В КАРТИНЕ МИРА РОССИЙСКИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Kudaktina Anfisa Igorevna
PhD applicant of the Public Policy and Administration Department, Kuban State University tel.: (918) 334-08-80
IMAGE OF MOTHERLAND IN THE WORLD VIEW OF PRESCHOOL CHILDREN
Аннотация:
В статье рассматривается образ России и его особенности в политической картине мира дошкольников и младших школьников. Исследовано влияние системы образования в процессе формирования компонентов политической картины мира детей. Проведен анализ эмпирических данных, полученных в результате исследования с дошкольниками и младшими школьниками государственных и частных образовательных учреждений г. Краснодара.
Ключевые слова:
образы и ценности, политическая картина мира дошкольников, система образования, власть.
The summary:
The article discusses the image of Russia and its specifics in political world view of primary school children and preschoolers. Based upon analysis of the survey interviews with preschool children and students of public and private schools of Krasnodar the author examines the influence of the education system in the process of shaping the components of the children's political world view.
Keywords:
images and values, political world view of preschool children, education, authority.
С чего начинается Родина? Древний китайский философ Конфуций писал: «Государство -это большая семья, а семья - это маленькое государство, и держится оно на любви» [1, с. 3]. Поэтому любовь к своей Родине - необходимое условие существования здорового общества и государства. Многие сегодня достаточно равнодушно относятся к «патриотизму», и ценностям, связанным с ним. Любое государство выстраивает свою определенную систему политического воспитания, целью которой является не только формирование гражданской позиции и обучение правилам поведения будущего гражданина, но и прививает любовь к своей стране, чувства патриотизма и, соответственно, приобретает поддержку в обществе к существующей политической системе.
Человеку для его становления в качестве гражданина необходимо получить систему политических ценностей, идей, в которые он может верить, и ориентации в политической среде, которые позволят ему адаптироваться к ней - сформировать политическую картину мира. Под политической картиной мира понимают подвижную систему связанных образов и представлений о власти, ее механизмах и конфигурации в окружающей действительности [2 с. 62-73]. Ее составляют, прежде всего, представления о власти в реальной политической системе, политические символы, образы «друзей» и «врагов» и т.п. Изменение политической картины мира происходит по мере накопления человеком знаний и жизненного опыта под влиянием целой системы факторов и институтов. К факторам мы относим место жительства, условия жизни и социально-политический контекст, события личной жизни и семейной истории, отношение к власти как стержню политической картины мира. Основными институтами, влияющими на изменения политической картины мира, являются семья, система образования, СМИ, профессиональный коллектив, политические и общественные организации, армия, церковь и др. Изменения политической картины мира могут спровоцировать как события, связанные с личной биографией, так и масштабные социальные преобразования. Траекторию изменения политической картины мира (то есть направление, глубину и динамику происходящих изменений) во многом определяет сформированная в детстве политическая поддержка власти. Использование концепта политической картины мира дает возможности для изучения личностно-психологического измерения политики, как в период трансформаций политической системы, так и в эпоху стабилизации. Политические стереотипы, шкала социальных норм и ценностей, политическая и социальная идентичность - это те компоненты, которые формируют в нашем сознании политическую картину мира. В процессе передачи политических взглядов, идей, ценностей представлений и норм, от одного поколения к другому происходит процесс политического созревания индивида, формирование его политического «я», развитие собственных взглядов на мир [4]. В том случае, если большинство членов общества имеют совпадающие политиче-
ские ориентации, цели и ценности достигается стабильность политической системы данного общества [5]. Поэтому так важны представления о политическом и государственном строе общества, о власти и характере политической идеологии, которые закладываются на самом раннем этапе социализации, еще у ребенка, в результате общения с родителями, учителями и другими неполитическими субъектами, обладающими социальной властью.
В связи с этим наиболее актуальным является вопрос о том, как развить в подрастающем поколении чувство уважения к Отечеству, власти и авторитету вообще, которое со временем перерастает в чувство уважения к политической власти и политическому авторитету, формируя политическую картину мира. Предпринимаемые сегодня государственной системой образования шаги по политическому и гражданскому воспитанию молодого поколения не всегда оказываются эффективными, поскольку, на наш взгляд, зачастую не учитывают возрастные особенности и значимость данного процесса. Между тем начальный этап политической социализации чрезвычайно важен для всего будущего политического поведения гражданина. То, что заложено в детстве - заложено навсегда. В данном контексте наша работа, посвященная изучению политической картины мира дошкольников в процессе политической социализации, актуальна. Отметим, что данная проблема имеет междисциплинарный характер (опирается на разработки известных социологов, детских психологов, политологов, педагогов). В работах отечественных ученых (Е.Б. Шестопал, А.И. Щербинин, Н.А. Головин, Г. Гачев, И.В. Самаркина, И.Ю. Лизогуб, М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова, Ю.Д. Чертков) были освещены вопросы, связанные с проблемой нравственно-патриотического воспитания. Конечно же, классическими являются исследования в этой области американских ученых (Д. Истон и Дж. Денис, Р. Гесс, Д. Торни, И. Гринштейн, Р.Г. Ними, Б. Собешек, Р. Инглхарт, Ф.А. Оделл). Особый вклад в изучение генезиса мышления и развития суждения ребенка внесли работы Жана Пиаже.
Элементы политической картины мира присутствуют у гражданина уже в раннем возрасте, практически в любом обществе. Различные исследования в данной области, доказывают нам, что дети как самые молодые граждане государства способны иметь определенные представления о своей стране, политическом лидере, демонстрировать патриотические чувства и даже высказывать мнение о других странах. Несомненно, первые представления, сформированные в процессе первичной социализации и, в основном, под влиянием её самого главного агента - семьи, довольно фрагментарны и эмоционально окрашены, но абсолютно прямолинейны и искренни. Дети не умеют лукавить, когда это касается их мнения по «взрослому» вопросу. Отметим, что маленькие граждане являются своего рода «индикаторами», отражающими настроения, политические предпочтения, взгляды и позиции своих родителей. На сегодняшний день уровень патриотизма дошкольников и младших школьников малоизучен. Но в то же время возрастает прагматичный интерес, как в сегодняшней ситуации все более активно использовать социальные технологии, направленные на повышение патриотических чувств и доверительно-авторитетного отношение к власти. Поэтому предметом обсуждения в нашей статье выступают патриотические чувства дошкольников, как элемент ПКМ. Ведь сегодняшние дети - это завтрашние взрослые, с уже сформированным отношением к своей Родине и власти.
Нами было проведено исследование ПКМ дошкольников и младших школьников в г. Краснодаре в государственных и частных образовательных учреждениях (МДОУ «Детский сад № 115», Детский сад № 230, Детский сад № 126, «Family клуб», школа № 100). Особая роль в проведенном опросе была отведена изучению уровня патриотизма среди дошкольников (от 5-7 лет) и младших школьников (1-3 класс). Полученный в результате исследования набор эмпирических данных позволяет нам ответить на ряд актуальных вопросов относительно механизмов формирования образов политики, власти, политических лидеров на уровне личности. В исследовании был использован следующий инструментарий: составленный нами вопросник -7 вопросов о том, какие страны знают дети; знают ли государственные символы России, что могут о них рассказать; какой флаг из всех стран мира им нравится больше. Был вопрос о России, о том какая она; о президенте, гордятся ли дети своей страной и государственными символами, в какой стране хотели бы жить и почему? Дополнительным был вопрос об Адыгее, ее жителях и флаге. Также детям был предоставлен тематический материал - наглядные красочные плакаты с флагами стран мира и отдельно, с государственными символами России, и Краснодарского края, а также портреты политических лидеров (Президента РФ и премьера). Для младшей группы дошкольников была также использована аудиозапись гимна РФ. Данный метод исследования является качественным и используется в политической психологии, так как результаты определяются не по количественным показателям, а по ответам детей до того момента, пока они не станут повторяющимися. В результате проективной методики был получен весьма богатый материал о политической картине мира детей в вербальной форме. Возрастная категория детей была выбрана нами не случайно (по аналогии с исследованием
Егоровой), так как восприятие объекта происходит за счет эмоциональной составляющей, без какой-либо удерживающей цензуры.
Подводя итоги, отметим: дошкольники 6-7 лет (подготовительный класс школы № 100) активно перечисляют не страны, а города, в которых были. Чаще города-курорты: Сочи, Геленджик, Стамбул, Анапа, а также города Москва, Санкт-Петербург, страны: Китай, Греция, Египет, Турция, Америка, «Европа». Дети отлично знают символику РФ, особенно флаг, очень быстро находя его среди многих других флагов стран мира. На вопрос: «Какая Родина?» - отвечают: «Большая и ...», - затрудняются продолжить, не выражая каких-либо восторженных эмоций. На вопрос, в какой стране хотели бы жить, выбирают юг России (города-курорты), а также Грецию и Китай. Узнают президента абсолютно все дети, причем не путают с Путиным.
Дети характеризуют президента - главный, умный, добрый, справедливый, маленький, красивый, хорошо руководит, никакой. Путин - его помощник. Большинство детей гордятся своей страной, но на вопрос, в какой стране хотели бы жить, 99 % отвечают: Франция, Америка, Египет, Китай, Анталия, Германия, Япония, Великобритания. Лишь один мальчик осознанно объяснил, что хочет жить в России, потому, что любит свою Родину. В одной из групп частного дошкольного учреждения одна девочка рассказала стихотворение о гербе. Другой мальчик наизусть знал гимн России. Школьники, особенно 3 класс, в сравнении с детьми младшего возраста, дают более информативные, интересные и уже достаточно оформленные суждения, мысли и представления. Однако страны и города между собой также путают.
О символике. Гордятся флагом и могут разъяснить символику (орел, всадник побеждает змея, корона). Знают гимн, а также знают, как его надо слушать. Описывают Президента чаще уже со слов учителя. Знают герб и флаг Краснодарского края. Гордятся Российским флагом, но больше нравится, например, флаг Канады. На вопрос, в какой стране хотели бы жить, только четверо из класса назвали Россию. Одна девочка четко сформулировала следующее: «Хочу жить в России потому, что люблю свою страну и она самая лучшая!» Детские представления о политике имеют свои особенности, в первую очередь, возрастные, согласно теории Пиаже. Дети дошкольного возраста (5-6 лет) уже имеют первые суждения о политике и власти. Они сформированы под влиянием семьи, ДОУ и СМИ. Решающую роль в том, какими будут эти представления и как эмоционально они будут окрашены, играет семья. Важной составляющей является уровень благосостояния семьи, политические предпочтения и представления родителей, их политическая активность. Школьники 7-8 лет, согласно теории Пиаже, начинают понимать, что существуют разные точки зрения. Их представления о политике выражаются в более широких и оформленных суждениях о власти, стране, президенте и здесь, наряду с семьей, огромное влияние оказывают школа, СМИ, сверстники.
Анализ эмпирических данных показал, что у детей дошкольного возраста в процессе социализации начинают формироваться элементы первых политических представлений. В школьном возрасте происходит усложнение этих представлений, и здесь особенно следует отметить влияние авторитетного мнения педагогов и заинтересованность взрослых (родителей) в формировании у детей представлений о России, и о мире в целом. Отметим, что возраст и этап социализации - универсальные определяющие факторы, влияющие на структуру и содержание политической картины мира детей. Также на политическую картину мира оказывают влияние место жительства, социально-профессиональный статус родителей и некоторые другие факторы. Основными образами в политической картине мира младших школьников являются: государственные символы, персонифицированные образы власти и политиков, присутствуют также базовые ценности поддержки и лояльности к власти, идентификация со своей страной, но вместе с тем, происходит снижение уровня патриотизма (в процентном соотношении это 1-4 % от общего числа опрошенных детей) что, конечно же, требует привлечения внимания к этому вопросу.
Современная система образования использует различные методические пособия для средних и старших групп в дошкольных учреждениях, которые призваны выработать систему патриотического воспитания у детей. Особенно хотелось бы отметить книгу Ольги Перовой «Наша родина - Россия», которую можно было бы использовать в качестве пособия для развивающего обучения как в начальной школе, так и в дошкольных учреждениях (подготовительные группы детских садов), наполненная патриотическими чувствами, гордостью за свою страну она прекрасно иллюстрирована, очень интересно и доступно составлена, тематически грамотно структурирована. А также методическое пособие М.Д. Маханевой «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» [6], Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» [7], Е.Ю. Александровой «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» [8, с. 203].
Ссылки:
1. Перова О. Наша Родина. М., 2011.
2. Самаркина И.В. Публичная сфера в политической картине мира: структура, практики взаимодействия и векторы трансформации // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: сб. науч. ст. Краснодар,2010.
3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2009.
4. Истон Д., Деннис Дж. Дети в политической системе: основа политической законности // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 3.
5. Самаркина И.В. Школьный учебник в процессе политической социализации в период постсоветской трансформации политической системы (на примере контент-анализа учебников для начальной школы): автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Краснодар, 2001.
6. Там же.
7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Г ражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. М., 2008.
8. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Волгоград, 2007.
References (transliterated):
1. Perova O. Nasha Rodina. M., 2011.
2. Samarkina I.V. Publichnaya sfera v politicheskoy kartine mira: struktura, praktiki vzaimodeystviya i vektory transformatsii // Transformatsiya publichnoy sfery i sravnitel'niy analiz novykh fenomenov politiki: col. of sci. articles. Krasnodar, 2010.
3. Makhaneva M.D. Nravstvenno-patrioticheskoe vospi-tanie doshkol'nikov. M., 2009.
4. Iston D., Dennis Dzh. Deti v politicheskoy sisteme: osnova politicheskoy zakonnosti // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Series 18. Sotsiologiya i politologiya. 2001. No. 3.
5. Samarkina I.V. Shkol'niy uchebnik v protsesse politicheskoy sotsializatsii v period postsovetskoy transformatsii politicheskoy sistemy (na primere kontent-analiza uchebnikov dlya nachal'noy shkoly): avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. Krasnodar, 2001.
6. Ibid.
7. Zelenova N.G., Osipova L.E. My zhivem v Rossii. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie doshkol'nikov. Srednyaya gruppa. M., 2008.
8. Aleksandrova E.Y. Sistema patrioticheskogo vospi-taniya v DOU: planirovanie, pedagogicheskie proekty, razrabotki tematicheskikh zanyatiy i stsenarii mero-priyatiy. Volgograd, 2007.