УДК 821.512.141.09
ОБРАЗ ПРОСВЕЩЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЭЗИИ БАШКИРСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.
© И. Г. Муталов*, Г. C. Кунафин
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 24 68.
Email: muta_lov@mail.ru
В статье рассматривается образ просвещенной личности в башкирской поэзии, сложившиеся традиции и новые тенденции в его интерпретации в поэзии просветителей конца XIX - начала ХХ веков.
В новое время, когда шла трансформация в экономике и социальной системе страны, на первый план выходят новые образы, через которые авторы транслируют свои идеи. В национальной башкирской литературе сложились свои символические коды и художественные образы, через которые авторы пытаются донести до своего народа свои сакральные мысли. В ходе анализа выявлены и обоснованы следующие образы просвещенной личности, характерные для башкирской просветительской литературы: образ ученого, образы образованного юноши и девушки, образ национального героя Салавата Юлаева, образ солдата, образ женщины.
Ключевые слова: Башкирская поэзия, творчество, просветители,образ просвещенной личности, нравственно-этическое воспитание, формирование личности, раскрытие характера, система образов, поэтические приемы.
В национальной башкирской литературе сложились свои символические коды и художественные образы, через которые авторы пытаются донести до своего народа сакральные мысли. Можно вычленить несколько образов-типов просвещенной личности, характерных для башкирской просветительской поэзии второй половины XIX -начала ХХ вв: образ ученого, образы образованного юноши и девушки, образ национального героя Салавата Юлаева, образ солдата, образ женщины, образ поэта.
Образ ученого в поэзии - одна из малоисследованных тем в башкирском литературоведении. Он присутствует как бы подспудно в произведениях, в авторском семантическом поле и выражает ориентацию семантического своеобразия повествования. Вместе с пропагандой идей науки, просветители-демократы создали первые образцы образа ученого в литературе. Если в стихах Мифта-хетдина Акмуллы «Башкиры мои, надо учится», «Дружба», «Пробуждение», в поэзии Мухаметса-лима Уметбаева «Благоденствие», «Завещание и назидание», «Плачущий ребенок» в образе ученого видим вежливого, скромного и честного человека, умеющего ценить знания и дружбу, то в оде «Юмранский род», басне «Ремень и Лыко», элегии «Жалоба» и «У двери» начинается новая страница в просветительской поэзии М. Уметбаева; мы знакомимся с ярким образом выдающегося мыслителя. Здесь мыслитель Востока выступает в роли гума-ниста-добродетеля, первым образцом гражданского проникновения башкирской поэзии в народную жизнь. Словом, в произведениях просветителей-демократов образ ученого показывался в положительном свете. Такое изображение ученых характерно для многих анонимных и изустных произве-
дений башкирских поэтов-демократов того времени. Они ориентировали молодежь на стремление стать умными, просвещенными, культурными и прогрессивными людьми своего времени.
Новое время, когда шла трансформация в экономике и социальной системе страны, на первый план выходят новые образы, через которые авторы транслируют свои идеи. Так возникает образ ученого-просветителя в башкирской поэзии конца
XIX - начала ХХ в. Образ ученого в произведениях этого периода, призывает народ к просвещению и науке и имеет огромное прогрессивное значение для последующих поколений. Выход из социально-экономической отсталости, из многовековой неграмотности они, главным образом, видели в одном - получении достойного образовании. Потому их произведения стали источником благотворной и актуальной темы - темы науки. Многие известные и популярные авторы поэтических и прозаических произведений этого периода - М. Акмулла, М. Уметбаев, С. Якшигулов, Ш. Аминев-Тамьяни, М. Гафури, развивая просветительские идеи в башкирской литературе, считали, что истинной ценностью являются знания, и они открыто выступают за пропаганду научных знаний, призывают молодое поколение к получению современного образования и овладению новыми ремеслами.
В башкирской просветительской поэзии образ ученого просветителя пропагандирует просветительские идеи среди народа, что и явилось одной из причин усиления тенденции философичности в поэзии. Мунажат, как жанр духовных стихов, получил колоссальные изменения в конце XIX - начале
XX в. Появилась новая тематика, отвечающая стилистике и господствующим идеям своего времени. Так же как и в традиционных башкирских эпосах в
1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. №1
177
тематике мунажата отражается современная ему действительность. Тематика мунажатов поднимает заново патриотическую тему, на фоне русско-японской войны возникает цикл произведений в рамках данной тематики. В мунажатах пропагандируются идеи просвещения и нравственно-этического воспитания молодежи.
Помимо образа ученого-просветителя, в башкирской поэзии конца XIX - начала ХХ в. довольно широко отражается и образ поэта. Этот тип лирического героя, например, часто встречается в стихах М. Акмуллы. Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Образ поэта, включенного в контекст стихов как лирический герой, многообразен - он выступает как поэт, мулла, ученый, раб, друг, дивана, факир, сирота, бенде (раб Божий) и т.д. В мактубах (стихотворениях-обращениях) Акмуллы образ автора выступает не только в роли свидетеля событий, но и сам в них активно участвует, действует. Герои поэта человечные, высоконравственные, просвещенные, культурные личности с драматическими биографиями, со своими взглядами, жизненными позициями. Лирический герой Акмуллы динамичен, вечно в поисках себя, радуется, восхищается, смеется, переживает, либо находится в глубоких размышлениях. Нам представляется сложный образ, который является и жертвой укладов общества, и критиком, и судьей. Акмулла ввел новизну в изображении образа автора, поэтому его стихи стали популярными, как и кубаиры сэсэнов, хитапы и агитпесни поэтов. М. Акмулла для своего времени был ученым, уважаемым человеком среди простого населения, но, несмотря на это, он нередко описывает себя как глупый, ничтожный человек. Лирический герой намеренно принижает собственное достоинство и поэтический талант, который рельефно проступает за вдохновленными и безукоризненно выверенными строками стихотворения, написанного от первого лица. Умаление собственного поэтического дара героем отнюдь не признак его заниженной самооценки, а авторский поэтический прием, уходящий корнями в древнетюркскую эпистолярную традицию - принижение самого себя и возвышение адресата. Этот прием, используемый М. Акмуллой, позволяет подчеркнуть значение его читателя.
«Поэт выступает не просто в роли холодного прорицателя, нудного учителя-назидателя, а становится проникновенным агитатором, горячо и отечески призывающим родной народ к знаниям и ремеслам. В строках хитапа он изливает свои прони-
занные пламенными просветительскими идеями чувства, боль и надежды» [1].
Важным образом просвещенной личности в поэзии этого периода является образ героя-батыра. Таким «мировым духом», «великим орудием» и образцом просвещенного человека для башкирских поэтов-просветителей были вожди народной борьбы за свободу: Салават Юлаев, Юлай Азналин, Кинзя Арсланов.
Героями немецкий философ Г. Гегель называл тех немногих выдающихся людей, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент, составляющий волю Мирового духа или Разум истории [2].
Серия баитов о Салавате Юлаеве ярко свидетельствует о том, что в образ национального героя получил отражение как в традициях героического эпоса, исторической песни, кубаиров, так и в лирике поэтов-демократов. Яркий пример тому «Баит о Кинзякае», который принадлежит поэту-сэсэну Мухамедулле Даутову, уроженцу деревни Исекеево Уфимского уезда. Этот автор-исполнитель баитов как в письменной, так и в устно-напевной форме получил широкую популярность среди башкирского населения.
Поэт-просветитель М. Уметбаев приложил не мало усилий по сбору и сохранению творческого наследия Салавата Юлаева. Опираясь на народную память, вслед за ним выдающийся башкирский поэт Ш. Бабич создал свое известное стихотворение о Салавате.
Салават, как наш Урал,
Никогда не умирал.
Кровь его - завет живым,
Мы ее не оскверним...
(«Салават-батыр»)
В этом произведении образ героя выступает как символ справедливой освободительной борьбы за национально-территориальную автономию башкирского народа. Опираясь на символы, которые теоретик литературы Ю. М. Лотман характеризует как «проходящих сквозь» культуру [3].
В XIX - начале ХХ в. появились произведения, в которых авторы выводят на первый план новый тип просвещенной личности - это образ солдата. Повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку, например, произведения «Дороги войны» Габдулхака Муминова, «Война с японцами» неизвестного поэта, «Баит солдата, находящегося на войне» Н. Абунасирова и др. В этом ряду авторов особое место занимает баит Му-хаммедсалима Кильдиярова. Время создания этого произведения - годы Первой мировой войны. Это переломное историческое событие внесло огромный вклад в развитие революционной ситуации в России начала ХХ в. И хотя в российском историческом сознании эта кровопролитная война оказа-
лась в тени последующих событий - двух российских революций, Гражданской войны и Великой Отечественной, тем не менее герои Первой мировой, павшие в боях за честь и достоинство Отечества, внесли огромный вклад в формирование нового героя-воина - простого солдата. Согласно сложившейся традиции составления таких баитов, почти во всех произведениях, где фигурирует образ солдата, даются персонифицированные данные о главном герое: устанавливается возраст солдата, дается характеристика местности где он родился, определяется время, место, количество участников в происходящих событиях.
Образ солдата, как образ из башкирской мифологии, будет естественно функционировать в произведении, обращенном к вечным темам. Происходит мифологизация образа солдата, когда поэт создает образ главного героя с использованием мифологем и символов, применяемых в национальной изустной литературе. Поэтому при персонификации в контексте произведений появляются детали из башкирского мифологического колорита. Однако есть существенное отличие баитов о героях-батырах и солдате. Образ солдата совершенно нейтрален по отношению к национальному колориту, с которым связаны и художественное время, и пространство произведения. В произведениях, в которых сюжет предопределяет появление национального колорита, образ солдата может появиться только в авторских отступлениях, так как он совершенно чужд какой-либо национальной окраске произведения. Основные мотивы, звучащие в солдатских баи-тах, находятся на одной тематической волне с произведениями этого жанра о войне.
Массовость участия башкир-солдат на полях сражений этой войны и породили собирательный образ солдата. Простой солдат, рядовой всех войн, в Первой Мировой войне сумел разобраться в империалистической сути военного противостояния. Образ солдата в произведениях просветителей-демократов становится типическим образом, для которого характерны особенности конкретно-исторической социальной действительности, пере-
растающие в общечеловеческие смысложизненные категории войны и мира. Рассматривая образ солдата в баитах, затрагивается и вопрос о влиянии национального колорита на произведение.
Как эстетический идеал любви и верности предстает перед слушателем образ женщины, который нашел воплощение в матери и жене солдата. Автор наделяет их многими добродетелями: умом, уравновешенностью, терпеливостью, верностью своей любви и материнскому долгу. Таким образом, совершенство человека заключается в гармонии между внутренней внешней красотой и обаянии человека. Автор гиперболизирует красоту жены солдата Гульемеш, ставит ее в один ряд с героинями романтических любовных дастанов о «Юс-уфе и Зулейхе», о «Фархаде и Ширин», о «Бузъеге-те».
ЛИТЕРАТУРА
1. Кунафин Г. С. Поэтическая радуга Акмуллы. Уфа: Китап, 2011. 272 с.
2. Гегель Г. Сочинения. Т. VIII. М., 1959. 451 с.
3. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 543 с.
4. Муталов И. Г. Художественные образы в поэзии Миф-тахетдина Акмуллы // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15825 (дата обращения: 10.12.2016).
5. Муталов И. Г. Концепция личности в прозе Ризаитдина Фахретдинова // Современные проблемы науки и образования. 2015. №»1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19316 (дата обращения: 10.12.2016).
6. Кунафин Г. C., Муталов И. Г. Нравственно-этические ориентиры в башкирской просветительской поэзии конца XIX века // Вестник Башкирского университета, 2015. Т. 20. №4. С. 1275-1278.
7. Вильданов А. Х., Кунафин Г. С. Башкирские просветители-демократы XIX в. М.: Наука, 1981. 256 с.
8. Кунафин Г. С. Башкирская поэзия XIX - начала XX веков: вопросы жанровых и идейно-художественных особенностей. Уфа: АН РБ Гилем, 2011. 480 с.
9. Акмулла М. Стихи. Уфа: Башкнигоиздат, 1981. 147 с. (на башк.яз.).
10. Вильданов А. X. Акмулла - певец света и разума. Уфа: Башкнигоиздат, 1981. 166 с.
Поступила в редакцию 31.01.2017 г.
ISSN 1998-4812 BecraHK EamKHpœoro yHHBepcHTeTa. 2017. T. 22. №1
179
MORAL AND ETHICAL GUIDELINES IN THE BASHKIR EDUCATION POETRY OF THE END OF THE NINETEENTH CENTURY
© I. G. Mutalov*, G. S. Kunafin
Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 273 24 68.
*Email: muta_lov@mail.ru
The article deals with the image of an enlightened person in the Bashkir poetry, the traditions and new trends of its interpretation in the enlightenment poetry of the late 19th -early 20th centuries. In the New age, when there was a transformation in the economy and the social system of the country, the new images stepped forward to represent new ideas. The national Bashkir literature developed its own codes of symbolic and artistic images through which the authors try to convey their sacred thoughts to their people. The authors of the article analyzed, identified, and justified the following images of enlightened personality typical to the Bashkir enlightenment literature: image of scientist, images of educated young men and women, image of national hero Salavat Yulaev, image of soldier, image of women. The enlighteners considered the path of social development and progress in typical enlightenment ideas. First, they promote the ideas of an enlightened person who has received the most modern education. Second, they insist on educating people in high moral and ethical categories. Of all moral and ethical categories, the enlighteners gave the first place to conscience and conscientiousness, the second to honor and honesty, the third to the mind, the fourth to gratitude, the fifth to decency, the sixth to patience, thereby singling out the most important characteristics of moral foundations of the Bashkir society. Categories of ethics, as the basic concepts of the science of morality, reflect its essential components. Good and evil are the key ethical categories that have both an evaluation character and a moral delineation from the immoral.
Keywords: Bashkir poetry, creativity, educators, image of enlightened person, moral and ethical education, formation of personality, character representation, system of images, poetic techniques.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Kunafin G. S. Poeticheskaya raduga Akmully [Poetic rainbow of Akmullah]. Ufa: Kitap, 2011.
2. Hegel G. Sochineniya. T. VIII [Works. Vol. 8]. Moscow, 1959.
3. Lotman Yu. M. Stat'i po semiotike kul'tury i iskusstva [Articles on semiotics of culture and art]. Saint Petersburg: Akademicheskii proekt, 2002.
4. Mutalov I. G. Khudozhestvennye obrazy v poezii Mif-takhetdina Akmully. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No. 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15825 (data obrashcheniya: 10.12.2016).
5. Mutalov I. G. Kontseptsiya lichnosti v proze Rizaitdina Fakhretdinova. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No. 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19316 (data obrashcheniya: 10.12.2016).
6. Kunafin G. C., Mutalov I. G. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2015. Vol. 20. No. 4. Pp. 1275-1278.
7. Vil'danov A. Kh., Kunafin G. S. Bashkirskie prosvetiteli-demokraty XIX v. [Bashkir enlighteners-democrats of the 19th century.]. Moscow: Nauka, 1981.
8. Kunafin G. S. Bashkirskaya poeziya XIX - nachala XX vekov: voprosy zhanrovykh i ideino-khudozhestvennykh osoben-nostei [Bashkir poetry of the 19th-early 20th centuries: questions of genre and ideological-artistic features]. Ufa: AN RB Gilem, 2011.
9. Akmulla M. Stikhi [Poems]. Ufa: Bashknigoizdat, 1981. 147 pp. (na bashk.yaz.).
10. Vil'danov A. Kh. Akmulla - pevets sveta i razuma [Akmullah - a singer of light and mind]. Ufa: Bashknigoizdat, 1981.
Received 31.01.2017.