Научная статья на тему 'Образ петуха в декоративном искусстве крымских татар'

Образ петуха в декоративном искусстве крымских татар Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
387
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / ПЕТУХ / СВАДЬБА / РОДОВОЕ ДЕРЕВО / CRIMEAN TATARS / DECORATIVE ART / ROOSTER / WEDDING / FAMILY TREE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдураманова Сафие Наримановна

Орнаментальный мотив «петух» в крымскотатарском декоративном искусстве играл важную роль, являлся отражением особого статуса этой птицы в свадебных обрядах. В статье рассмотрена сакральная роль петуха в народных обрядах и орнаментах, выявлены семантические связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ornamental motif “rooster” in Crimean Tatar decorative art played an important role, was a reflection of the special status of this bird in wedding ceremonies. The article discusses the sacred role of the rooster in folk rites and ornaments, identifies semantic links.

Текст научной работы на тему «Образ петуха в декоративном искусстве крымских татар»

ТАСВИРИЙ АМЕЛИЙ САНАТ -ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Абдураманова Сафие Наримановна1 E-mail: sofiaplus@mail.ru

Образ петуха в декоративном искусстве крымских татар

УДК: 746.346/7.042.1

Аннотация. Орнаментальный мотив «петух» в крымскотатарском декоративном искусстве играл важную роль, являлся отражением особого статуса этой птицы в свадебных обрядах. В статье рассмотрена сакральная роль петуха в народных обрядах и орнаментах, выявлены семантические связи.

Ключевые слова: крымские татары, декоративное искусство, петух, свадьба, родовое дерево.

Image of a Rooster in Crimean Tatar Decorative Art

Summary. The ornamental motif "rooster" in Crimean Tatar decorative art played an important role, was a reflection of the special status of this bird in wedding ceremonies. The article discusses the sacred role of the rooster in folk rites and ornaments, identifies semantic links.

Keywords: Crimean Tatars, decorative art, rooster, wedding, family tree.

Орнаментальное искусство крымских татар, а именно семантическая составляющая, вызывает множество споров и мнений, а также большой интерес среди исследователей и мастеров народного искусства. Если с растительными образами все более- менее ясно, то с антро-по-, зоо- и орнитоморфными изображениями ситуация иная.

Существует стереотип, что изображение животных в декоративном искусстве крымских татар отсутствует из-за религиозного запрета. Однако в вышивке, резьбе по камню, изделиях из металла изображения птиц и животных встречаются очень часто, причем, как схематичных и сильно стилизованных, так и весьма натуралистичных.

В данном исследовании обратимся к мотиву петуха в народных обрядах и декоративной вышивке крымских татар. Народная вышивка является основным женским занятием и показателем духовной и художественной культуры народа. В вышивке выражена самобытность и устойчивость традиций и представлений об окружающем мире. Вышитые предметы всегда выступали в роли сакральных, обладали определенной смысловой нагрузкой.

Птица - архетипический образ в искусстве народов мира, который представлен как мифологическими - Семург, Жар-птица, так и реальными павлином, лебедем, петухом, орлом и пр. Как отмечают исследователи, архетипические образы играли большую роль в жизни людей, наделялись магической силой, служили оберегами [4, с. 31]. В свадебной обрядности крымских татар петух выполнял магическую функцию. Напри-

1 Абдураманова Сафие Наримановна,

старший научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар ГБУ РК БИКАМЗ (Бахчисарай, Крым).

мер, Я. Шерфединов приводит сведения о следующем обряде в степном Крыму: когда невеста подъезжала к дому жениха, пожилая родственница входила в фаэтон с курицей или петухом, которого прикладывала к телу молодой со словами «Страх! Страх! Уходи туда, откуда пришел!», якобы, для изгнания страха перед браком. Причем, после обряда птицу заносили в дом и прятали под тазом в комнате жениха [8, с. 113]. Исследователь Е. Соболева приводит следующие сведения информатора (1934 г. р., с. Буюк-Ас) о подобной практике: когда невеста приезжала в дом жениха, его тетя троекратно обводила голову невестки петухом, чтобы изгнать всех злых духов и плохие мысли. После этого женщина забирала петуха себе, резала его, тем самым заканчивая ритуал с «выпуском страха» через кровь жертвенного животного [10, с. 135].

В Бахчисарайском районе жених привозил в дом невесты оговоренные заранее подарки, которые подруги девушки развешивали в парадной комнате (устраивали джиис). К праздничному обеду специально готовили нахыл -украшали веточку дерева золотой бумагой, устанавливали в центре подноса с праздничной едой. Деревце получал тот гость, который пожертвовал наибольшую сумму денег [10, с. 364]. Вариацией обряда нахыл (символика семейного, родового древа) в степных районах был обряд «хораз теллеме» или «телли хо-раз» (с кр. тат. яз. - «золоченый петух»). Обычно, заранее приготовленного (отваренного целиком) петуха украшали золотыми и цветными полосками бумаги и на большом подносе ставили на стол перед молодыми. Особенной отвагой считалось выкрасть этого петуха, а друзья жениха киев башлар должны были внимательно следить и не допускать шуточную кражу [10, с. 140, 146]. В Судак-ском районе на подносе со сладостями «золоченый» петух выступал в паре со свадебной свечой (традиционно - две скрещенные свечи), между прочим, являвшейся обязательным атрибутом об-

рядов «ночи хны» и бритья жениха [10, с. 196]. В некоторых районах Крыма свеча (вариация - керосиновая лампа) также «золотилась» (чирах теллеме), украшалась веточками и полосками золотой и цветной бумаги. Такую лампу-дерево не зажигали, а исполняли с ними танец, что означало начало свадьбы в доме жениха [10, с. 199]. Об абсолютной мужской символике понятий «дерево-свеча-петух» говорит и присутствие дерева, украшенного конфетами, на обряде обрезания (суннет). В южнобережных деревнях «золоченый» петух в обряде обрезания был обязательным атрибутом и являлся подарком от родителей мальчику [10, с. 200, 227].

В довоенный период традиция «золочения» петуха соблюдалась в большинстве районов Крыма, однако сегодня уже забыта и не поддерживается в современных свадебных обрядах. Упоминают об этом старожилы, пережившие депортацию. Так, отмечают, что «золоченый» петух был очень важной составляющей свадьбы. Петуха могли и не отваривать: в таком случае, вместе с перьями, его использовали как чучело (набивали соломой), и он выглядел на подносе «как живой», с купюрой в клюве в качестве подарка. Танец с петухом под специальную музыку «хораз авасы» ознаменовывал начало свадьбы в доме жениха. После застолья мясом петуха угощали неженатых друзей жениха, что говорит об исключительно мужской символике. Исследователи отмечают, что петух в качестве жертвенного животного присутствует и в фольклоре (народная песня «Хораз дестаны») [10, с. 224, 228].

Традиция «золотить» петуха существует и у балканских турок, и у греков Мариуполя [10, с. 229]. Очень важным свидетельством существования у крымских татар этой старинной традиции является то, что по сей день среди потомков эмигрантов в Турции «золочение» петуха - важная часть свадебного обряда. В семьях эмигрантов, несмотря на более чем 200-летнее проживание вне Крыма, эта традиция известна.

Периодически Ассоциацией культуры и взаимопомощи крымских тюрков и подобными организациями во многих провинциях Турции в июне проводится народный праздник (Тепреч), на котором встречаются крымские татары Турции, Крыма, Румынии, Болгарии, знакомятся с народными традициями, песнями, танцами, а также свадебным обрядом «хо-раз теллеме» [14]. В поселке Ортаклар (район г. Сиврихисар), где проживает большое количество потомков крымских эмигрантов, традиция «ТеШ §1гак ve Ко^ Те11ете» изредка проводится в дни свадьбы в доме жениха. Причем, здесь золотятся не только петух, но и некое подобие весов §1гак (два крупных плода дынь или яблок украшают фольгой и цветной бумагой и подвешивают к треугольному основанию). В процессе украшения участвуют все родственники жениха. Далее, с весами в руках танцует жених, после него - неженатые друзья, а с петухом - незамужние родственницы молодого. Веселье и танцы с этими золоченными атрибутами проходит среди молодежи целый день и всю ночь. Поговорка «Те1^т, qabardm, егкек о№ип!» («Позолотился, раздулся (увеличился в размерах), стал мужчиной!» - это слоган свадьбы. Местные жители считают, что это старинная крымскотатарская традиция, и отмечают, что петух символизирует новый статус молодого человека, вступающего в брак, и одновременно является его оберегом. Петух - это образ хозяина нового дома, семьи, а весы - это образ женщины, которая создает семейный уют и сохраняет баланс [14; 15. с. 95].

Натуралистичное изображение петуха в крымскотатарской вышивке, на наш взгляд, объяснялось его особым положением в религиозных текстах. Согласно народными верованиями, петух своим криком оповещает людей о близости ангела и прославляет Аллаха. В сборнике хадисов Аль-Бухари отмечается, что Пророк просыпался утром, услышав крик петуха, и начинал молиться. Приведем также хадис: «Услышав крик петуха,

просите Аллаха о милости Его, ибо, поистине, (петух) увидел ангела, когда же услышите рев осла, то обращайтесь к Аллаху за защитой от шайтана, ибо, поистине, (осел) увидел шайтана» [9, стихи 1132, 3303].

Изображения петуха присутствуют на тканях и металле XIX - н. XX вв. [1, с. 367]. Клюющего зерно петуха вышивали на свадебных полотенцах, петуха с ножом в клюве и падающими каплями крови - на полотенцах, используемых в обряде обрезания. Обязательно рядом изображались растительные ветки. Вышивка была монохромной (золотное шитье) и полихромной (двусторонняя татарская гладь). Гребень птицы считался оберегом и также изображался в вышивке и ткачестве.

Об особенном отношении к этой птице и ее олицетворении роли хозяина говорит упоминание украшения «Алтын хорас». Данное украшение изображено на черно-белом фото из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника (НВ 12094), имеет описание: «Алтын хорас - знак матери хана, распорядительницы гарема. Фото П. Чепуриной. Отдел «Чеканка» Б.М.», представляет собой филигранного петушка с подвесками по низу туловища и в клюве. В некоторых местах сохранились вставки из драгоценных (?) камней. Петушок крепится на длинной игле [11, с. 27]. Это уникальное украшение, вероятно, в довоенный период было частью коллекции Бахчисарайского дворца-музея, однако до наших дней не сохранилось.

Среди фотографий довоенного периода также привлекает внимание фото платка с изображением петушков (НВ 12057), на котором просматривается нашивка с учетным № 1316. Нам удалось найти описание этого предмета в инвентарной книге Государственного Бахчисарайского Дворца-музея, выполненное У. Боданинским: «Чевре - чадра [в данном случае «чадра» имеет собирательный характер и не означает женское головное покрывало - С. А.] из желтой ситце-

вой материи - часть свадебного подарка докъуз от невесты к жениху; по концам вышита тель и гарусом зеленого, красного, черного и синего цветов. Мотив «петух» и кисточки. Размер 0,51*0,57 см. Работа конца XIX в. Поступление: научная экспедиция Кр. ЦИКа, 5. 09. 1925 г. дер. Ускут у гражданки Айше Фукана» [5, с. 18]. Предмет в 1944 г. был перемещен в т.н. этнографический склад, дальнейшая судьба его неизвестна (о перемещении предметов в Бахчисарайском Дворце-Музее в этнографический склад в 1944 г. подробнее - в работе Эминова Р. Р. [12]). Два обрядовых полотенца (ярко-оранжевое и белое) с изображением петушков хранятся и экспонируются в Ялтинском историко-литературном музее.

Среди сохранившихся предметов группы «Ткани» с изображением птиц/ петушков в фондах Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника следует указать следующие предметы:

- кисет №11074-1018 (Крым, XVIII) из синего атласа, шитье в технике телли позолоченой битью. В центре изображено древо, с обеих сторон от макушки небольшие птицы/петушки. Кисет был возвращен по проекту реституции из Венского музея этнографии в 2009 г. Кроме того, этот предмет изображен на фотонегативе №289 из коллекции довоенных фотонегативов дворца;

- подушечка «ястыкъ» № 149-100 (Крым, XVIII) из красного атласа, шитье в технике мыкълама золотной нитью. В центре шестилучевая звезда с цветком, между лучами маленькие птицы/петухи. По углам и сторонам чередующиеся мотивы гуль-терек (розовое дерево) и «древо», обращенные к центру [6, с. 36].

Изображение петушка на кисете логично: в данном случае кисет, вероятно, выступал в качестве подарка жениху в составе свадебного комплекта докъуз-лыкъ. Подушка с изображением петушков, на наш взгляд, так же относится к свадебному обряду и может выступать в качестве подарка от невесты и изве-

щения о ее приближении к дому жениха. Упоминание об этом относится к концу XIX - началу XX века, со слов жительницы Дерекоя вышивальщицы Уркуш Гафаровой, подруги невесты, помогавшие ей готовить приданое, из дорогой ткани шили подушечку юз ястыкъ, клали в нее пару мужского белья и полотенце юзбез. В день отъезда невесты в дом жениха подушечку продавали одному из друзей жениха, а тот перепродавал ее остальным. За наибольшую цену эту подушечку выкупал сам жених [7, с. 231]. Г. А. Бонч-Осмоловский сообщает об обряде бритья жениха и отмечает, что в этот день от невесты посыльные приносят в подарок подушку ат ясты-къ, вышитую самой невестой [3, с. 367]. На наш взгляд, юз ястыкъ и ат ястыкъ - это один и тот же предмет. Кроме того, известны еще как минимум два варианта названий этой подушки: коше ястыкъ и джиез ястыкъ [10, с. 188].

Подводя итоги, отметим, что мотив петуха в крымскотатарском декоративном искусстве играл важную роль, являлся отражением особого статуса этой птицы в свадебных обрядах, обладал абсолютно «мужским» началом. Несмотря на глубокие языческие и мифологические корни, данный образ был почитаем с религиозной точки зрения (упоминания в хадисах), символизировал мужскую силу, взросление, переход в новый социальный статус (женитьба). Выявлены следующие семантические связи:

1. Прикладывание петуха к телу невесты - приобщение молодой к новому дому, избавление ее от влияния «темных сил» и страха брака.

2. «Золоченый петух»: вступление жениха в новый социальный статус, обретение роли хозяина, главы дома; танец неженатых друзей с петухом - «на удачу», пожелание скорейшей их женитьбы; в обряде суннет, исключительно важном для всех мусульман - прохождение мальчиком ритуала инициации, взросление.

3. Петушки на свадебных кисете и подушке: вышитые золотной нитью (золото, золотная нить - мощный оберег) птицы в

сочетании с семейным (родовым) дре- на сохранившихся музейных предметах,

вом - всегда на макушке дерева - взаимо- возраст которых, однако, в большинстве

дополняли друг друга, усиливали охран- своем не более 200-250 лет. Что касается

ные свойства, указывали на главенство старинных обрядов и традиций, этот пласт

мужчины в семье. культуры практически утрачен, т.к. уже не

С начала ХХ в. резко изменился быт осталось в живых носителей той древней

крымских татар, изделия ручной работы культуры. Немногочисленные эпизодиче-

быстро заменялись товарами фабрично- ские рассказы старожилов (от 1920 г.р.)

го производства, а домашнее рукоделие дают лишь поверхностные знания о бога-

стало отходить на второй план, о чем с тых и красочных обрядах крымских татар.

сожалением писали исследователи крым- Орнаментальное искусство крымскотатар-

скотатарской культуры в 1920-30-е гг. [2, с. ского народа требует дальнейшего тща-

321]. Возрождение национальной вышив- тельного изучения в контексте народных

ки и других рукоделий и ремесел основано традиций и обрядов.

Литература:

1. Акчурина-Муфтиева Н.М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV - первой половины XX вв.: монография / Н.М. Акчурина-Муфтиева. - Симферополь: ОАО Симферопольская городская типография, 2008. - 392 с.

2. Боданинский У.А. Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре / У.А. Боданинский; авт.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен. -Симферополь: Доля, 2005. - С. 309-333.

3. Бонч-Осмоловский Г. А. Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре / Г. А. Бонч-Осмоловский; авт.-сост. М. А. Араджиони, А.Г. Герцен. - Симферополь: Доля, 2005. - С. 334 - 374.

4. Городецкая С.В. Архетипические образы в орнаментальном искусстве народов мира / С.В. Городецкая // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 9. - С. 31 - 32.

5. Инвентарные книги // НА КРУ БИКЗ. - Ф. 16. - оп. 1. - Д. 5. - С. 18.

6. Инвентарные книги // НА КРУ БИКЗ. - Ф. 16. - оп. 1. - Д. 11. - С. 36.

7. Каралезли Х. Старинный обычай татарского заручения и свадьбы в деревнях: Дерекой, Ай-Василь и Аутка Ялтинского района // Забвению не подлежит / Х. Кара-лезли - Казань, 1992. - С. 227 - 238.

8. Шерфединов Я. Той мерасими / Я. Шерфединов // Йылдыз. - 1989. - № 2. - С. 112 - 114.

9. «Сахих» Аль-Бухари. Электронный сборник хадисов / пер. Нирша В. М.

10. Соболева O. Вестля кримських татар: традиции форми та трансформацп / О. Соболева. - Бта Церква: Вид. О. Пшонювський О. В., 2015. - 360 с.

11. Чубукчиева Л. З. Крымскотатарское женское головное покрывало в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника: Каталог / Л.З. Чубукчиева. - Симферополь: ООО «Издательство «Доля», 2015. - 64 с., 77 ил.

12. Эминов Р. Р. Бахчисарайский дворец-музей: История создания и формирования коллекций (1917-1945) / Р. Р. Эминов; отв. ред. И.В. Зайцев. - М.: Фонд «Связь эпох», 2017. - 368 с.

13. Keskin K. Kirim Tatar Türklerinin Kültürel Hayati (XX. Yüzyil Ve Sonrasi) / K. Keskin. -istanbul, 2015. - 386 s.

14. Tel(li) §irak ve Koraz Telleme. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eskisehirkulturenvanteri.gov.tr/sokumdetay. aspx?ID=3

15. Telli §irak ve Koraz Telleme. Eski§ehir Kültür Envanteri. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=iLb1Bq9EG5k

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.