Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 30 (321). История. Вып. 57. С. 79-83.
В. В. Цысь, О. П. Цысь
ОБРАЗ ПАЛЕСТИНЫ В ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАПАДНО-СИБИРСКИХ ОТДЕЛОВ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-61-01001
Раскрывается процесс формирования представлений о Палестине в проповеднической деятельности Томского и Тобольского отделов Императорского православного Палестинского общества в конце XIX - начале ХХ в. Показана эволюция взглядов на историю и современное положение Святой Земли, рассмотрены факторы, которые влияли на эту эволюцию.
Ключевые слова: Императорское православное Палестинское общество, Томский отдел, Тобольский отдел, проповедничество, Святая земля.
Палестина, Иерусалим, их религиозные памятники с давних пор были интересны и близки русским людям. В конце XIX - начале ХХ в. знакомство с Ближним Востоком, его населением и христианскими святынями во многом было связано с одной из самых известных и уважаемых общественно-религиозных организаций дореволюционной России - Императорским православным Палестинским обществом (далее - ИППО).
Организационное оформление ИППО произошло 8 мая 1882 г. Его деятельность носила комплексный характер, охватывая религиозную, научную, культурно-просветительскую сферы. Учредители общества стремились через широкую сеть региональных отделов познакомить россиян с прошлым и настоящим Святой Земли, традициями русского паломничества, программой изучения библейской и церковной истории, увеличить материальные средства на научные изыскания в «области христианских древностей»1.
В 1894 г. усилиями местного духовенства и чиновничества был открыт Томский, а в 1897 г. Тобольский отделы ИППО. Одним из основных направлений их работы стала организация в населенных пунктах Томской и Тобольской губерний народных чтений, посвященных Святой Земле, распространение религиозно-просветительской литературы, развитие и поддержка паломничества.
Популяризация знаний о христианских святынях не могла происходить без знакомства с современной Палестиной, ее древней и новой историей, географией, народным бытом. В конечном счете, через описание странствий русских, западных и греческих паломников, археологические и топографические
сведения, следовало создать определенный образ Палестины, вызывающий сочувствие к тем задачами, которые решало на Святой Земле ИППО.
Источником для формирования этого образа служили общедоступные издания «для простого верующего народа», такие как «Чтения о Св. Земле», «Палестинские листки» (вып. 1-52), «Троицкие листки», «Спутник в Св. Землю», «Описания и виды Св. Земли», «Путевые записки русского пастыря о священном Востоке» А. Анисимова, «К животворящему Гробу Господню» В. Н. Хитрово2, научные статьи, очерки, сообщения русских ученых, опубликованные в «Православном Палестинском сборнике».
Со временем некоторые наиболее подготовленные члены отделов сами стали писать и издавать небольшие статьи и брошюры соответствующей тематики. Среди них следует отметить работы «товарища» председателя Томского отдела М. А. Гилярова, преподавателя Томской духовной семинарии М. А. Михайловского, инспектора Тобольской духовной семинарии Д. Матвеева, председателя Томского отдела преосвященного Макария (Невского), делопроизводителей Томского отдела А. И. Левочского и А. М. Курочкина3. В итоговых докладах на общих собраниях отделов, помимо вопросов, отражающих текущую деятельность, сообщались и различного рода сведения о Святой Земле.
В указанных выше источниках Палестина описывается как исконно православная земля «от времен Апостольских <.. .> напоившая благодатью православия церкви восточные, в том числе и церковь Греко-Российскую»4.
В течение девятнадцати столетий она «испытывала немалые гонения» от персов, арабов, латинян, турок. Благополучным был только период при византийских императорах5. Мысль об укорененности православной веры в Палестине, неразрывной ее связи со Святой Землей неоднократно повторяется в докладах на собраниях Западно-Сибирских отделов ИППО.
Примечательно противопоставление древней и современной Палестины. Святая Земля времен земной жизни Иисуса Христа описывалась как процветающая густонаселенная страна, с великолепными городами, высокоразвитым ремеслом, сельским хозяйством и торговлей: «Внешний вид Иерусалима в том время представлял поразительно-чудную, величественную картину <.> утреннее солнце, сверкавшее на мраморных башнях и золоченых кровлях храмовых зданий, отражалось в море ослепительного блеска <.> вид на знаменитый город поражал своим великолепием <...> Иерусалим в то время, окаймленный целым рядом гордых башен, считался одним из чудес света и представлял великолепное зрелище, о котором теперешний Иерусалим не может дать и приблизительного понятия»6.
Аналогичным образом характеризуются и отдельные провинции Палестины: «Здесь некогда жизнь била ключом <...> Пахарь в свое время выходил на поле и щедрою рукою сеял свое семя; в виноградниках стоял неумолкаемый шум, говор, смех и веселие <...> Римлянин, сириец, араб и грек, житель дальней Африки и не менее дальней Испании наполняли базарные площади <...> Все пришло в упадок и некогда прекрасные дороги, перерезывавшие Галилею, подверглись порче и разрушению <.> Изредка встречаются, словно оазисы в пустыне, жалкие поселки, с своими крошечными мазанками, еще сильнее оттеняющие пустынность местности»7.
В целом же современное положение характеризуется как весьма сложное для православных «туземцев», которые в ряде позднейших отчетных докладов называются «сирийцами». Вина за него возлагается, с одной стороны, на ведущих активную миссионерскую работу католиков и протестантов, с другой стороны - на совершенно бездеятельное духовенство Иерусалимского патриархата.
Взаимное отчуждение арабоговорящего большинства паствы и греко-восточного священства привело к тому, что «искони принад-
лежавшие православным» святыни присваиваются «иноверцами», закрываются храмы, отсутствуют школы для православных детей, больницы, а главное, «крайне многочисленны» переходы православных в католичество.
О годах, непосредственно предшествовавших созданию ИППО в 1882 г., приводятся следующие данные: из 83 православных приходов в Палестине лишь в 29 имеются церкви, но из них обустроенных только 9, «а остальные же находятся в самом жалком состоянии»8. Данные выводы и цифры иллюстрируются соответствующими примерами: храм в Тивериаде - «Стены и своды не оштукатурены, пола никакого; вместо иконостаса стоит ширма без царских врат; завеса (ситцевая) хотя и есть, но она не задернута; вход в алтарь беспрепятственен для всякого» на престоле, клиросе, иконах, подсвечниках столько же пыли, как и на улицах Тивериады»9.
Греческое же духовенство, «чуждое народу по языку и национальным стремлениям», равнодушно взирает на эту ситуацию, чем воспользовались католики и протестанты. В результате активной проповеднической работы «инославных миссий» они «достигли сильного духовного и материального преобладания» на Ближнем Востоке10. Примечательно, что не высказывалось никаких претензий к управлявшим Палестиной турецким властям. Наоборот, подчеркивалась лояльность ИППО по отношению к Османской империи.
Положение православного «сирийца», изображаемое в самом печальном виде, должно было вызвать сострадание читателя или слушателя: «Они не развиты, забиты многовековыми страданиями. Они умели страдать за Св. Православную веру, умели потоками проливать свою кровь за дорогие Святыни, не издав ни одного звука ропота <...> Православное население в массе росло и умирало в умственной слепоте и невеже-стве...»11.
Немалое место в рассказах о Святой Земле занимают сведения об успехах ИППО, достигнутых в последние годы. Сообщалось, что благодаря его стараниям для православной паствы учреждаются школы, больницы, странноприимные дома, строятся хра-
12
мы и здания для паломнических приютов12. Общество за 17 лет своей деятельности значительно расширило школьную сеть, имеет в Палестине и Сирии 64 школы, в которых учатся 6364 учащихся обоего пола. Преподавание
ведется на арабском и русском языках, переведены на арабский язык все необходимые учебники и пособия13.
Находилось место и темам познавательного характера, посвященным преимущественно географии и этнографии. Вот некоторые из них: «Описание реки Иордан», «Озера Св. Земли», «Иерусалим и его окрестности», «Современное население Палестины: быт, нравы, занятия и религиозные верования обитателей», «Иерусалим. История города и русское паломничество к святыням его», «Пища, одежда и жилища обитателей Палестины» с иллюстрирующими чтения туманными картинами, «Природа Палестины. Растения и животные в Палестине»14.
Всячески подчеркивалась архаичность местной жизни, ее живая связь с евангельскими временами. Необходимость знакомства с природой и этнографией Палестины мотивировалась тем, что «восток вообще устойчивее, неподвижнее запада <...> нравы и обычаи жителей остаются без перемены целые века. Поэтому современная этнография Палестины, как и ее география, есть как бы вторая книга, которая во многом может осветить и пополнить сжатые библейские расска-зы»15. В то же время обращается внимание на изменения в жизни местного населения, произошедшие в последние годы: «В Палестине путешествие на мулах отходит в область преданий <...> на Иордан, на Елеон, Мертвому морю, в Вифлием и Хеврон ездят по шоссе в фургонах»16.
По мере распространения «волшебных фонарей» и увеличения числа «туманных картин» устные рассказы все более дополнялись зрительными образами: демонстрировались виды русского подворья в Иерусалиме, после чтений раздавались тысячи листков с видами Святой Земли. Например, с помощью «волшебного фонаря» проецировался план современного Иерусалима, на котором указывались лектором местоположение храма Соломона, др. библейских святынь, крестный путь Спасителя. Таким образом, изложенные в Библии полулегендарные события органически вплетались в живую ткань современности.
Естественно, что возможность сообщить слушателям наиболее полные и систематические сведения имелась в тех случаях, когда чтения проводились регулярно, когда они основывались на солидной подборке
изданий ИППО. Речь в данном случае идет преимущественно о крупных населенных пунктах Западной Сибири - Барнауле, Ново-Николаевске, Тобольске, Тюмени, Нарыме, Колывани и др.
Особенно показательны в данном отношении чтения в архиерейском доме в Томске. На протяжении многих лет докладчиком на ежегодных собраниях отдела выступал А. М. Курочкин. Разумеется, каждый раз ему требовалось найти новые сюжеты, опираясь на которые можно было бы заинтересовать слушателей прошлым и настоящим Святой Земли. Так, в лекции, произнесенной в 1901 г., он упомянул о всемирно-историческом значении событий, произошедших в Палестине: «Составляя ничтожный клочок на земном шаре (27 тыс. кв. вер.) <.> это единственная страна, которая была свидетелем величайших в мире событий <.> ни в одной земле так близко к людям не стоял Бог, как здесь»17, о связи географических объектов этого региона с календарным циклом христианских праздников18.
В 1902 г. в докладе А. М. Курочкина Палестина предстала как «духовная родина» православного человека: «Св. Земля есть земля родная, близкая сердцу всякого верующего христианина и особенно - православного,
- дорогая, как дорога и мила сердцу бывает нам наша родина»19. «Нельзя не любить истинно-верующим христианам Святой Земли, потому что с нею связано самое высокое сокровище христианства - вера православ-ная»20. Священная обязанность русских - заботится об улучшении духовного и материального положения в Святой Земле, сочувственно относится к ее проблемам и нуждам. Благотворительная помощь православным Палестины составляет, прежде всего, «долг благодарной любви русского народа к матери православия (т. е. к Родине) - церкви Сионской за то сокровище православной веры, которое было получено Русью с востока, укрепило ее и возвысило до степени великого государства»21.
В 1903 г. А. М. Курочкин акцентировал внимание на роли Святой Земли в международной торговле в различные исторические 22
эпохи22.
Однако со временем докладчик неизбежно вынужден был повторяться, говоря о тяжелом положении православных арабов, притязаниях западных миссионеров23. Подчеркивается,
что культурно-просветительская деятельность ИППО уже принесла свои плоды: «. русское имя стало обаятельно на востоке <.> растет и авторитет нашей отечественной церкви в глазах восточных христиан и крепнет их доверие к русским деятелям в пользу восточного православия, к братской помощи русского народа, чуждой каких-либо политических и национальных стремлений»24.
Начало Первой мировой войны дало возможность дополнить образ современной Палестины новыми сюжетами. Важное место отводится описанию тех бедствий, которым подверглись русские паломники и учреждения ИППО - приюты, больницы, школы оказались заняты турецкими солдатами и беженцами из приморских городов, проживавшие в Иерусалиме русские высланы. Хотя о состоянии собственности Палестинского общества не имелось достоверных сведений, тем не менее, выражалась уверенность, что все постройки будут приведены захватчиками «в полное убожество и разорение»25.
В очередном докладе А. М. Курочкина «Святая Земля и Россия», прочитанном перед общим собранием Томского отдела 15 марта 1915 г., высказывалась мысль, что «настало время осуществить мечту крестоносцев и освободить Палестину от мусульман»26. Рассматривались различные варианты политического будущего Палестины. В данном отношении автор не был оригинален, пересказывая сведения, почерпнутые из газет. Однако кому бы ни суждено было в будущем управлять Святой Землей, Россия не могла стоять в стороне от решения ее судьбы. Некоторые преобразования предполагалось наметить почти сразу же после поражения Турции: назначение представителем Русской Православной церкви в Иерусалиме лица в сане епископа, более широкое участие России «в попечении о духовных нуждах православного населения», беспрепятственное богослужение на славянском языке во всех православных храмах Палестины, свобода проповедования православия нехристианским народам края27.
«Разгорается уже заря свободы для Святой Земли от многовекового ига мусульман; сердце окрыляется радостным упованием, что для исповедания православия в Святой Земле настанут новые, лучшие времена», - говорилось в докладе на Общем собрании отдела
3 апреля 1916 г.28 На последнем известном
нам Общем собрании Томского отдела повторяются все те же характеристики Святой Земли, неоднократно ранее излагавшиеся в предшествующие годы. В то же время нашли отражение и новые мотивы - следствие влияния Февральской революции: «Вместе с гегемонией Германии, с путами немецкого милитаризма падет на востоке и деспотизм мусульманства. С завоеванием мировой свободы, народами Европы, во главе со свободною Россией, предстоит дать давно жданную свободу и Святой Земле»29.
Таким образом, образ Палестины в трактовке сотрудников Западно-Сибирских отделов ИППО хотя и претерпевал определенную эволюцию, но в целом включал несколько стабильных элементов, выделение которых помогает понять особенности формирования взглядов россиян на внешний мир в предреволюционный период.
Во-первых, перед слушателями представала исконно православная земля, жители которой нуждаются в помощи единоверцев из России. Во-вторых, Палестина рассматривалась как «духовная родина» христианина, чьи горы, реки, озера, селения неразрывно связаны с земной жизнью Спасителя, напоминают
0 различных событиях, зафиксированных в Священном писании. В-третьих, «бескорыстная» деятельность русских в Святой Земле противопоставлялась алчным устремлениям западных держав. В-четвертых, представление о Палестине трансформировалось в соответствии с общей ситуацией на международной арене. В частности, существенную роль в изменении образа Палестины сыграло начало Первой мировой войны, когда впервые был поставлен вопрос о ее политическом будущем, в устроении которого Россия выражала желание принять активное участие.
Примечания
1 Руководящие правила для действия Отделов православного Палестинского общества // Сообщения Императорского православного Палестинского общества за 1895 год (далее
- Сообщения ИППО... за. год). СПб., 1895. Т. 6. Приложение. С. 25.
2 См.: Отчет о деятельности Томского отдела Императорского православного Палестинского общества за 1901-1902 гг. // Том. епархиал. ведомости (далее - ТЕВ). 1902. № 19. Неофиц. отд. С. 22; Отчет о деятель-
ности Тобольского отдела Императорского православного Палестинского Общества за 1902-1903 гг. // Тобол. епархиал. ведомости (далее - ТобЕВ). 1903. № 7. Отд. неофиц. С.107-108.
3 См., напр.: Беседа о Святой Земле и Императорском православном Палестинском Обществе Преосвященного Макария еп. Томского и Барнаульского // Сообщения ИППО за 1896 год. СПб., 1896. Т. 7. С. 1-13; Курочкин, А. М. Православие в Святой Земле и деятельность Императорского православного Палестинского Общества для его поддержания. СПб., 1899; Левочский, А. И. Инославные во Святой Земле // Чтения о Св. Земле. Изд. Императ. православ. Палестин. О-ва. СПб., 1896. Вып. 34. С. 1-20.
4 От Томского отдела Императорского православного Палестинского общества // ТЕВ. 1899. № 21. Неофиц. отд. С. 8.
5 См.: Общее годичное собрание членов Томского отдела православного Палестинского Общества // ТЕВ. 1898. № 7. Неофиц. отдел. С.27-28.
6 Народное чтение в день Входа Господня в Иерусалим // ТЕВ. 1903. № 4. Неофиц. отд. С. 96-97.
7 Матвеев, Д. Галилея и ее святыни // ТобЕВ. 1903. № 5. Отд. неофиц. С. 140-141.
8 Собрание членов Томского отдела Императорского православного Палестинского Общества // ТЕВ. 1899. № 7. Неофиц. отд. С.27-28.
9 Там же. С. 28.
10 Отчет о деятельности Томского отдела Императорского православного Палестинского общества за 1899-1900 гг. // ТЕВ. 1900. № 15. Неофиц. отд. С. 7.
11 Левочский, А. И. Инославные во Святой Земле. С. 15-16.
12 См., напр.: Отчет о деятельности Тобольского отдела Императорского православного Палестинского Общества за 1897-1898 год // ТобЕВ. 1898. № 11. Отд. неофиц. С. 128-129.
13 См.: Собрание членов Томского отдела Императорского православного Палестин-
ского Общества // ТЕВ. 1899. № 7. Неофиц. отд. С. 29.
14 См.: Бирюков, Н. А. Иерусалим. История города и русское паломничество к святыням его // ТобЕВ. 1899. № 7. Отд. неофиц. С. 135146; Отчет о деятельности.. за 1899-1900 гг. // ТЕВ. 1900. № 15. Неофиц. отд. С. 12; № 17. Неофиц. отд. С. 3; Отчет о деятельности. за 1901-1902 год // ТЕВ. 1902. № 18. Неофиц. отд. С. 9, 13.
15 Отчет о деятельности.. за 1899-1900 гг. // ТЕВ. 1900. № 15. Неофиц. отд. С. 14.
16 Федюшин, В. Из дневника священника-па-ломника // ТобЕВ. 1902. № 7. Неофиц. отд. С. 70.
17 Собрание членов Томского отдела Императорского православного Палестинского Общества // ТЕВ. 1901. № 8. Отд. неофиц.
С. 36.
18 Там же. № 17. Неофиц. отдел. С. 19-10.
19 Отчет о деятельности. за 1901-1902 гг. // ТЕВ. 1902. № 16. Неофиц. отд. С. 5.
20 Там же. № 19. Неофиц. отд. С. 33.
21 Там же. № 16. Неофиц. отд. С. 6.
22 Общее годичное собрание членов Томского отдела Императорского православного Палестинского Общества // ТЕВ. 1903. № 8. Неофиц. отд. С. 42.
23 От Томского отдела Императорского православного Палестинского Общества // ТЕВ. 1910. № 4. Неофиц. отд. С. 105.
24 Там же. С. 106.
25 ТЕВ. 1915. № 4. Часть офиц. С. 120.
26 Годичное собрание Томского отдела Императорского православного Палестинского Общества // ТЕВ. 1915. № 8. Отд. обще-церков. С. 321.
27 Там же. С. 331.
28 Годичное собрание членов Томского отдела Императорского православного Палестинского Общества, 3 апреля 1916 г. // ТЕВ. 1916. № 9. С. 293.
29 Годичное собрание членов Томского отдела православного Палестинского Общества // ТЕВ. 1917. № 9. С. 220.