продукции, гарантировали качество продукта и обслуживания клиентов. Посредством необычных маркетинговых ходов продвигали свои товары. Предприниматели иностранного происхождения активно использовали железнодорожный и водный транспорт, тем самым способствуя развитию экономических связей регионов империи. Они эффективно выстраивали деловые отношения с местными производителями. Вообще бизнесмены иностранного происхождения служили примером деловой активности, бесстрашно искали и пробовали новое, использовали все возможности для успешного продвижения и развития дела, развивали хозяйственные связи России на уровне международного рынка.
Список источников и литературы
1. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века, М., «РОСПЕН», 1997
2. Кабанов С.А., Кулевский Л.К., Во благо России. Очерки о предпринимателях и меценатах России// С-Пб, «БОЯНЫЧ»,1997
3. Каменецкий И.П., Метелев С.Е., История предпринимательства (IX - нач XX века)// М., из-во«Экономика»,2007.
4. Спешилова Е.А., «Старая Пермь» Дома, улицы, люди (1723 - 1917)// Пермь, «Курсив», 1999
5. ГАПК, Ф 222, Оп.1, Дело №341 «Рукописный устав Франко-русского управления общества»
6. ГАПК, Ф294, Оп - 1, Пермское центральное отделение акционерное общество «Компания Зингер»
7. Пермские губернские ведомости, 1881 - 1900
8. Пермская земская неделя еженедельное издание Пермского губернского земства 1911
9. История фабрики «Новая зоря». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://perfume.ucoz.ru/publ/7-1-0-24 - Эпоха Брокара
10. Рыбаков Ф.Ф. Из истории социально - экономической мысли и народного хозяйства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23909
11. Романов П., Великие мастера мира. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mebelmarket.net/library/great-masters-of-the-world/173—l-r.html
Баранова С.Б., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент С.А. Дианов
Образ нэпмана в информационных материалах органов госбезопасности в 1920-е г.
Новая экономическая политика была провозглашена X съездом РКП (б) в марте 1921 года. Как известно, она имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Одним из участников осуществления данной политики был частник, т.е. предприниматель,
торговец, деятельность которого изначально сопровождалась негативной реакцией со стороны общества.
В образе нэпмана существует множество противоречий, большинство из которых до сих пор не разрешено. Целью данной статьи является попытка охарактеризовать деятельность органов госбезопасности, а также их взаимодействие с общественным мнением в сфере формирования образа нэпмана.
Направленность всей политики данного периода как нельзя лучше описана Лениным в своей работе «О продналоге». Капитализм есть зло по отношению к социализму. Капитализм есть благо по отношению к средневековью, по отношению к мелкому производству, по отношению к связанному с распыленностью мелких производителей бюрократизму. Поскольку мы еще не в силах осуществить непосредственный переход от мелкого производства к социализму, постольку капитализм неизбежен в известной мере, как стихийный продукт мелкого производства и обмена, и постольку мы должны использовать капитализм (в особенности направляя его в русло государственного капитализма), как посредствующее звено между мелким производством и социализмом, как средство, путь, прием, способ повышения производительных сил (Ленин, 1967, с.14).
Однако при всем энтузиазме Ленина в деле осуществления дальнейшей политики верхушка партийного аппарата, охваченная боязнью нэпа, принимала активные меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, формируя в общественном сознании образ нэпмана как эксплуататора и классового врага. Газеты пестрели криминальной хроникой, которая, выполняя свою привычную работу по запугиванию обывателя, имела и идеологическую функцию: она занималась пропагандой ненависти к имущему классу (Орлов, 2001, с.11).
Так каким же он был, нэпман 20-х годов? Эта социальная группа формировалась за счет бывших служащих торговых и промышленных частных предприятий, мельников, приказчиков - людей, имевших определенные навыки коммерческой деятельности, а также служащих государственных контор разного уровня, совмещавших вначале свою официальную службу с нелегальной коммерческой деятельностью. Ряды нэпманов также пополняли домашние хозяйки, демобилизованные красноармейцы, оказавшиеся на улице после закрытия промышленных предприятий рабочие, "сокращенные" служащие (Демчик, 2000, с.12).
Органы госбезопасности в деле исполнения вышеуказанной идеологической функции играли не последнюю роль. Именно они, непосредственно осуществляя контроль над обществом, формировали образ
нэпмана при отражении его действий в информационных материалах. Тем самым, образ нэпмана наполнялся следующими характеристиками:
1. Нэпман - непременно спекулянт (человек, получающий доход за счёт большой разницы между ценами покупки и продажи). Начальник ЭКО Пермокротдела ОГПУ Добош сообщает: «Мною замечено, что торговцы с лотков и палаток заходят в ЦРК и покупают товары, продавая потом с высокой надбавкой эти предметы» (ПермГАНИ Ф.2 Оп.5 Д.25 Л.11).
2. Их дела процветают обычно за счет лжи и обмана. Так, например, в экономическом бюллетене Пермского Окротдела ОГПУ сообщается слудующее: «Наблюдается массовое укрытие побочных заработков, а именно: Метулин Федор Степанович после объявления о дне производства учета продал одну корову, причем в беседе с соседями говорил: «Я от продажи коровы ничего не потеряю, т.к. налог за нее платить не буду, а после учета приобрету вторую» (ПермГАНИ Ф.2 Оп.5 Д.25 Л.217).
3. Действуют они в сговоре. В Рабочей сводке №35 отражено следующее: «Гражданка Мотовилихи Морозова Клавдия Михайловна является крупной спекулянткой...Морозова прячет весь товар у продуктового кладовщика Психиатрической лечебницы...,и последний ей также достает кооперативные книжки чужих граждан, за что получает за каждую книжку по 10 рублей. Морозова имеет тесные связи с заведующим магазином «Самопомощь»., который ей отпускает товар пачками, как например чулки и т.п., а что касается сукна, то Морозова барыши делит с заведующим пополам» (ПермГАНИ Ф.2 Оп.5 Д25 Л.12).
Что же касается общественного мнения, то здесь стоит уделить внимание печати. Стоит отметить, что по большому счету точка зрения Органов госбезопасности с мнением общества совпадает. В газете «Звезда» частник предстает перед нами как:
1. Спекулянт. Во многих статьях отражаются фразы следующего содержания: «Волей неволей приходится идти в частную лавочку, которых на постройке три и которые дерут вдвое дороже» (Покупатель, 1924, с.4) или «Этим пользуются частные торговцы, продавая сахар по 65 коп. за фунт, а изюм по 45 коп.» (Рабкор 57, 1924, с.4).
2. В печати нэпману также присущи элементы лжи и обмана. Так например: «Хоть не новый, но удобный способ у портного Пономарева. Чтоб не было излишней канители, чтоб не сцапали, он эксплуатирует рабочих-портных на дому - платит им третью часть того, что надо, а они работу берут к себе на дом» (Случайный, 1924, с.4).
Кроме того, в печати нэпману приданы черты, угрожающие дальнейшей жизни всего общества. В основном это можно увидеть на
39
примере хлебного и мясного рынка, т.е. на примере наиболее значимых для людей продуктов питания. Так Марасанов в своей статье указывает: «.. .перебойщики и скупщики скота, начиная с глухой деревни и кончая центром, пользовались случаем и захватили почти целиком мясной рынок в свои руки, а в текущий момент большей частью выросли в здоровых пузастых акул-мясников и диктуют свои условия на мясном и сырьевом рынке» (Марасанов, 1924, с.4).
В заключение стоит отметить, что активная политика органов госбезопасности сыграла огромную роль в деле формирования образа нэпмана, как спекулянта, наживающегося за счет обмана и пользующегося результатами чужого труда. Данная точка зрения полностью соответствовала общегосударственной политике и несла в себе почву для переложения ее основных позиций на общественное мнение, что активно поддержала печать, выражая свою основную мысль в следующей фразе: «Мы вовсе не собираемся поддерживать частный капитал своими средствами, наоборот, мы лишь рассчитываем, что он нам - хочет, не хочет - поможет» (Кутяпов, 1924, с.2).
И действительно стоит согласиться с тем, что первоначальное накопление частного капитала, нигде и никогда не отличавшееся особой нравственной чистотой, в специфических условиях Советской России 20-х годов происходило совсем уж хищнически. Использовался прямой обман граждан и целых организаций, получение кредитов под никогда не существовавшие предприятия, контрабанда и валютные махинации, спекуляция, прикрываемое взятками расхищение государственного имущества (Демчик, 2000, с.15).
Список источников и литературы
1. ПермГАНИ Ф.2 Оп.5 Д.25 Л.11
2. ПермГАНИ Ф.2 Оп.5 Д.25 Л.217
3. ПермГАНИ Ф.2 Оп.5 Д25 Л.12
4. Демчик Е. "Новые русские", годы 20-е / Е. Демчик // Родина. - 2000.-№5.
5. Кутяпов Частный оптовик и розничник / Кутяпов // Звезда. -1924.-29 мая.-С.25.
6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин // О продналоге. - М., 1967. - С. 14
7. Марасанов Нужно наладить снабжение рабочих мясом / Марасанов // Звезда. -1924.-14 мая.-С.4
8. Орлов И.Б. Образ нэпмана в массовом сознании 20-х годов: мифы и бедность: [Электронный ресурс] / И.Б. Орлов - Электрон.ст. - Режим доступа к ст.: http:// www.bg-znanie.ru/article.php?nid=7610
9. Покупатель Поневоле к нэпману / Покупатель // Звезда. -1924.-9 мая.-С.4
10. Рабкор 57 Поневоле к нэпману / Покупатель // Звезда. -1924.-9 мая.-С.4
11. Случайный Пономарев использует «домашников» / Случайный // Звезда. -1924.-17 мая.- С.4