УДК 93.908
ОБРАЗ Н.М. ЯДРИНЦЕВА В «ТОЛСТОМ» ЖУРНАЛЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Н.А. Чиканова
Омский государственный педагогический университет, Россия, Омск
Аннотация. Статья посвящена культурной памяти о Н.М. Ядринцсвс на страницах - журнала «Сибирские огни». Автор выделяет основные характеристики еш образа в среде сибирских интеллектуалов. Особое внимание обращается на мотивы обращения к имени > Ядринцсва. На основе анализа характеристик и сопоставления их с биографическими данными делается вывод об устойчивом закреплении образа Ядринцсва в сибирских общественно-политических и литературных статьях.
Ключевые слова: Ядринцев, периодическая печать, культурная память.
Abstract. Article is devoted to cultural memory of N. M. Yadrintsev on pages of the Siberian Fires magazine. The author allocates the main characteristics of Iiis image among the Siberian ^ intellectuals. Special attention is paid on motives of the appeal to a name of Yadrintsev. On the basis < of the analysis of characteristics and their comparison to biographic data the conclusion about steady
fixing of an image of Yadrintsev in the Siberian political and literary articles is drawn. ; Keywords: Yadrintsev, periodicals, cultural memory.
С последней четверти ХХ в. в исторической науке произошли «антропологический» и «лингвистический» повороты, обусловившие повышение интереса исследователей к изучению «второй реальности» - миру образов, идей, представлений. Высокий потенциал для изучения субъективных представлений, ментальных установок, ценностных ориентиров различных воображаемых сообществ содержится в материалах периодической печати. Коммуникативным пространством русских интеллектуалов служит «толстый» журнал. Мы разделяем точку зрения специалиста по социологии чтения А.И. Рейтблата о функциях «толстого» журнала. По его мнению, «толстый» журнал не только «способен формировать общественное мнение по актуальным вопросам окружающей действительности, но и удовлетворяет потребность в посреднике между интеллектуальной элитой, ориентированной на просвещение населения, и читателями-неофитами, стремящимися получить оперативную трактовку всех научных, литературных и политических событий» [1].
Пространством взаимодействия сибирских интеллектуалов служит журнал «Сибирские огни». Журнал является читаемым не только профессиональными литературоведами, критиками и историками, но также и широкой аудиторией. Причина популярности «Сибирских огней» заключается в злободневности материалов, изложенных в художественной и публицистической форме. Одна из актуальных тем, раскрывающихся на страницах журнала - осмысление собственной, сибирской, литературы. Тема существования сибирской литературы вызывает интерес исследователей и читателей в связи с потребностью создания регионального культурного пространства, предназначенного для выражения сибирских ценностей и мировоззрения. В связи с осмыслением сибирской литературной традиции литературоведами, литературными критиками, писателями, публицистами востребовано наследие сибирского областничества, под влиянием идей и лидеров которого происходило складывание региональной словесности. Большую роль в формировании сибирской литературы сыграл лидер областничества Н.М. Яд-ринцев.
Задача статьи - охарактеризовать образ Ядринцева как писателя-публициста в культурной памяти сибирских писателей начала XXI века.
Хронологическим критерием отбора источников стало состояние современной исторической науки. Мы разделяем точку зрения историка А. Сахарова, высказанную в ходе круглого стола «Российская историческая наука в XXI в.»: «90-е годы - это был период накопления сил, переориентации, переосмысления, новых подходов, когда научные работники, историки, очень осторожно подходили к этим оценкам и очень постепенно переходили к переоценке ценностей прошлой советской эпохи» [2]. Новые подходы укореняются, начиная с 2000-х годов, когда произошли не только количественные (публикация большого количества ранее не известных источников), но и качественные изменения в общественном сознании.
Выделим мотивы обращения современников к публицистическому и общественному наследию Н.М. Ядринцева. А.П. Казаркин, раскрывая причины актуализации идей Н.М. Ядринцева, писал о том,
что в конце ХХ в. «силы централизации небывало ослабели» [3]. Центробежные силы, по мнению литературоведа, предполагают осмысление существования сибирской литературной школы как исторической реальности. Ключевым вопросом при этом становится критерий отбора сибирской классики - не по географическому, а по идейно-содержательному признаку, суть которого - отражение интересов сибирского региона в литературных произведениях.
Побудительным мотивом написания серии статей, посвящённых Н.М. Ядринцеву, для публициста В.И. Зеленского стала фактическая ошибка, допущенная в одной из омских статей: авторство труда «Сибирь как колония» статья приписывала Г.Н. Потанину. «И уж коли сибиряки начинают забывать своих не таких уж далеких предков, неутомимых исследователей и заступников родного края, то наш долг поделиться тем, что удалось почерпнуть из многочисленных открытых источников», - писал В.И. Зеленский [4]. Отметим также, что, говоря о развитии публицистики в Сибири, нельзя не упомянуть роль популярной газеты «Восточное обозрение», основателем которой был Н.М. Ядринцев.
Член Союза писателей В.Н. Яранцев «вспоминал» Н.М. Ядринцева в связи с обращением к истории сибирской литературы. Размышляя о литературе в Сибири в ХХ в., автор пришёл к выводу о том, что советская идеология для местных писателей оставалась внешней, не-сибирской, отстранённой. Фундаментальная система ценностей была заложена именно в период областничества, когда Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин заговорили об интересах Сибири; именно эта мировоззренческая установка смогла сохраниться на протяжении ХХ в.
Не только специфические интеллектуальные запросы подталкивали современников обращаться к имени Н.М. Ядринцева. Лидер сибирского областничества и общественный деятель в статьях, рассказах, фельетонах акцентировал внимание на волновавших его проблемах Сибири. Современные литературоведы, публицисты, писатели сходятся во мнении об актуальности идей и вопросов, поднятых Яд-ринцевым, для Сибири начала XXI в.: экономическое давление центра на производительные силы и производственные возможности, бегство сибирской интеллигенции в Европейскую Россию, высокое налоговое бремя, низкий уровень общей культуры населения. «Оказывается, за едва ль не полтора века ни во власти, ни в нравах, ни в подходах к Сибири практически ничего не изменилось - и в промышленности, и в отношениях с инородцами, и в обычаях ведения дел, и в культуре - всё, всё! - остаётся по-прежнему!» - писал главный редактор «Сибирских огней» В.А. Берзяев, анализируя влияние труда Ядринцева «Сибирь как колония» на развитие сибирской литературы [5].
Исследователями востребовано большое количество работ Н.М. Ядринцева. Помимо уже упоминавшегося актуального труда «Сибирь как колония», писатели и литературоведы обращались к его литературоведческим («Н.В. Гоголь и его областное значение», «Сибирь перед судом российской литературы», «Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири») и общественно-политическим статьям («Русская община в тюрьме и ссылке»).
Круг обсуждаемых современными авторами вопросов обусловлен спецификой интересующей их темы. Одним из ключевых моментов, необходимых для выделения сибирской литературной традиции, стала возможность определения специфики сибирской словесности, в становлении которой Н.М. Ядринцев сыграл большую роль.
Рассматривая условия формирования литературы в Сибири, исследователи называли Н.М. Ядринцева родоначальником сибирской литературы. Конечно, словесность на территории региона существовала и до Николая Михайловича. Но можно ли назвать её литературой? А.П. Казаркин, анализируя статью Н.М. Ядринцева «Сибирь перед судом русской литературы», писал: «Под литературой аборигенов Потанин и Ядринцев понимали, конечно же, этническое самоописание»[6]. Заслуги героя нашего исследования видятся современниками в другом. Н.М. Ядринцев создал читательскую потребность в литературе посредством злободневности, социальной ориентации своих произведений. В.Н. Яранцев отмечал, что главной заслугой Н.М. Ядринцева было то, что он «разбудил общественное самосознание» сибирской литературы [7]. Самосознание понимается автором как осознание своей принадлежности к региону, формирование культурной и территориальной идентичности, ментальная и психологическая связь с ним. Схожая характеристика Н.М. Ядринцева содержится в статье В.А. Берязева: он называет Николая Михайловича «духовным отцом Сибири»: его публицистическое и научное наследие создало особый пласт истории Сибири, предопределило особое мировоззрение её писателей [8]. Но фигура Ядринцева важна для Б.А. Берязева не только в ментальном смысле. «Златокипение её сегодняшнее упрятано в магистральные трубопроводы», но именно оно предопределяет восприятие Сибири как сырьевого края, «зараза алчности» не предполагает существование литературных, художественных и иных культурных богатств. Именно за «сбережение народа» боролся Н.М. Ядринцев, за самобытность его культуры, за создание условий для интеллектуального роста на территории края.
Мысль о необходимости сохранения и развития самобытности в сибирской литературе продол-
жил писатель, литературовед, педагог А.П. Казаркин: «Г. Потанин и Н. Ядринцев считали, - писал он, -что литература в Сибири должна как бы начаться заново, не повторяя европейско-петербургские образцы» [9]. Таким образом, областники представляли себе перспективу и необходимость смещения тематической, сюжетной, жанровой, герменевтической, исторической линии с западных позиций на североазиатские. Н.М. Ядринцев начал процесс создания специфической сибирской литературы с изучения народной беллетристики, которая, как отмечал А.П. Казаркин, должна была стать основой для словесности края. Для времени Н.М. Ядринцева народные литературные образцы представляли чисто познавательный интерес, поскольку во второй половине XIX в. происходило формирование общей программы развития литературы, предварявшее художественный этап её воплощения. Очевидна для исследователя роль Н.М. Ядринцева в этом процессе: он воздействовал на формирование сибирского самосознания посредством формирования чувства малой Родины, регионально-культурного патриотизма. Позднее, с приходом к власти большевиков, областничество было резко отторгнуто, поскольку не вписывалось в их идеологию.
Другой особенностью сибирской литературы исследователь В.Н. Яранцев называет необходимость научности в ней [10].
Одним из вопросов, привлекающих внимание сибирских писателей и литературоведов, был вопрос о гуманистическом характере общественного и публицистического наследия Н.М. Ядринцева. Особый тип мировоззрения, ставящий человека с его потребностями в центре литературного творчества, присущ публицистическим произведениям Н.М. Ядринцева. Анализируя статьи современных литературоведов, мы пришли к выводу о существовании двух аспектов гуманизма Николая Михайловича. Первый заключается в целевой аудитории, на которую рассчитывал лидер областничества при написании своих работ: это - не только интеллигенция, но и широкий круг читателей, интересующихся повседневностью сибирской жизни. В.И. Зеленский употребляет термин «простой народ» в отношении образа читателей статей, рассказов, фельетонов Н.М. Ядринцева, отмечая при этом цель написания этих трудов: это - «идея служения истине, своему несчастному народу, которая на переднем плане и ценилась выше всяких богатств для русского интеллигента-творца» [11]. Романтическое звучание целей Ядринцева при ближайшем рассмотрении оказывается актуальным для современной Сибири: «Много ли памятников осталось от наших богачей? Может быть, Сибирь усеяна фабриками и заводами? Может быть, наши богачи создали бездну школ, библиотек, музеев и кабинетов учёных редкостей? Нет, Сибирь по-прежнему пустынна и невежественна. А где же наши миллионы?» - вопрошал Николай Михайлович в шестидесятые годы XIX в. «Кто бы сейчас задал тот же вопрос?» - добавлял В.И. Зеленский, когда писал о 400-летии присоединения Сибири к России.
Исходя из образа читателей, определим второй, содержательный, аспект гуманизма в творчестве Н.М. Ядринцева: герой нашего исследования писал о жизни народа, о проблемах, волновавших современную ему Сибирь. Сходные причины содержательной направленности произведений Ядринцева указывают В.И. Зеленский и В.Н. Яранцев: он, в силу своих биографических особенностей, был знаком с жизнью каторжных, ссыльных, вольных крестьян, купечества. Ключевым моментом в вызревании «народной» направленности трудов Ядринцева оба исследователя называют годы его тюремного заключения: «Тюрьма и ссылка дали Ядринцеву то, что не мог дать ни один университет - знание народной жизни и корневых сил её», - писал В.И. Зеленский [12]. И, поскольку сам Николай Михайлович находился в среде осужденных, ссыльных, каторжных - он стремился понять их мотивы, их жизнь, их прошлое: «Николай Ядринцев видел в каторжных, прежде всего, людей и даже в самом преступном из них стремился отыскать.. .чувство любви к ближнему», - заключал В.Н. Яранцев [13].
В рамках интересующей наших современников литературной тематики актуальным также является вопрос о культурном потенциале окраин. В связи с этим происходит обращение литературоведа и критика В.Н. Яранцева к литературоведческому наследию Н.М. Ядринцева. Исследователь писал о кризисе современной столичной литературы, который, по его мнению, выражается в скудости мотивов создания, сюжета, художественных средств. Литературный кризис, в конечном итоге, приводит к созданию «сырого» продукта: «Ставший москвичом/петербуржцем, писатель словно надевает униформу среднестатистического текстослагателя... Подставь в нем вместо выдуманных фамилий настоящие, сотри в сюжетах и образах скудную замазку вымысла с редкими эпитетами и метафорами, — и увидишь «голый» очерк или сегодняшнюю газету. Вроде «как в жизни», а скучно» [14]. Окраина, в отличие от столицы, имеет особый потенциал, который отмечал ещё Н.М. Ядринцев, обращая внимание на творчество Н.В. Гоголя, возникновение которого стало возможным только благодаря изучению и знанию областной истории. Вслед за Н.М. Ядринцевым литературовед отмечает особый литературный потенциал окраин, писатели которых эмоционально, психологически, исторически связаны с малой Родиной. Таким образом, исследователь констатировал вклад Н.М. Ядринцева в развитие сибирской литературной
науки.
Современными учёными признано и проблематизировано значение представления об общем прошлом для формирования общественного мнения какого-либо интеллектуального, территориального, политического сообщества. Нами проанализированы научные и публицистические статьи актуального «толстого» журнала «Сибирские огни». Авторы статей принадлежат к сибирскому литературному сообществу, которым актуализирован образ Н.М. Ядринцева. Мы разделяем точку зрения специалиста по культурной памяти Яна Ассмана о том, что «прошлое сворачивается в символические фигуры, к которым прикрепляются воспоминания» [15]. Посредством обращения к историческим личностям формируется культурная память, направленная на фиксацию определённых моментов прошлого. Для сообщества сибирских писателей и учёных в области литературы такой значимой исторической фигурой стал Н.М. Ядринцев. Включение его имени в пространство истории сибирской литературы необходимо для того, чтобы вызвать коллективные воспоминания, актуальные для формирования сибирской литературной идентичности.
Н.М. Ядринцев - символическая фигура для сибирских писателей, литературоведов, критиков, общественных деятелей. Его образ заключает в себе характеристики, отвечающие современным потребностям. В связи с традицией политизации культуры на территории нашего государства, в последние два десятилетия актуальна проблема культурного, и, в частности, литературного потенциала Сибирского региона, представление его как самостоятельной исторической и культурной единицы. В связи с этой задачей периодическая печать выполняет функцию коммуникативного посредника между сибирскими интеллектуалами.
Содержательный анализ статей, актуализирующих имя Н.М. Ядринцева, позволил выявить такие значимые для сибирских писателей и учёных-литераторов характеристики. Признание существования сибирской литературы, высокого культурного потенциала окраин предполагает, по терминологии Ф.Б. Шенка, сплочение сибирского литературного сообщества [16]. При этом ключевым признаком принадлежности к сообществу является не географическое положение автора, а круг тем, сюжетов, мотивов создания литературного текста.
Другой важной характеристикой образа Н.М. Ядринцева стала злободневность произведений, их актуальность не только для профессиональных учёных, но и для широкого кругу читателей. Трансляция проблем, значимых именно для Сибири, предполагает формирование регионального самосознания. Можно говорить о переплетении истории, современности и литературы: последняя не существует в вакууме, но испытывает влияние со стороны традиций, политики, культурного наследия региона, современных социальных тенденций.
Для нас стала продуктивной концепция современных зарубежных учёных Э. Ренана и Х. Шульце об обращении к историческим корням сообщества как необходимом условии формирования коллективной идентичности. Фигура Н.М. Ядринцева в этом аспекте стала своеобразным «местом памяти» (по терминологии Пьера Нора) для писателей и литературоведов Сибири, содержание духовного наследия которого стало материалом для литературоведческого, социального, исторического конструирования.
Библиографический список
1. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 448 с. С. 101-112.
2. Сахаров А. Российская историческая наука в XXI в. // Вестник Кавказа. 2012. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestikavkaza.ru/articles/61503.html (дата обращения: 21.09.2014).
3. Казаркин А.П. Проза Сибири в ХХ в. // Сибирские огни. 2008. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/proza-sibiri-v-xx-veke (дата обращения: 1.10.2014).
4. Зеленский В.И. Великий радетель Сибири // Сибирские огни. 2008. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/sibir-kak-kaloniya (дата обращения: 2.10.2014).
5. Берязев В.А. По следам Аввакума и князя Гагарина // Сибирские огни. 2007. № 1. С. 149.
6. Казаркин А.П. Проза Сибири в ХХ в. // Сибирские огни. 2008. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/proza-sibiri-v-xx-veke (дата обращения: 1.10.2014).
7. Яранцев В.Н. На почве ревности и любви. // Сибирские огни. 2004. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/na-pochve-revnosti-i-lyubvi (дата обращения: 6.10.2014).
8. Берязев В.А. По следам Аввакума и князя Гагарина. // Сибирские огни. 2007. № 1. С. 149.
9. Казаркин А.П. Проза Сибири в ХХ в. // Сибирские огни. 2008. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/proza-sibiri-v-xx-veke(дата обращения: 1.10.2014).
10. Яранцев В.Н. На почве ревности и любви. // Сибирские огни. 2004. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/na-pochve-revnosti-i-lyubvi (дата обращения: 6.10.2014).
11. Зеленский В.И. Сибирь как колония // Сибирские огни. 2001. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/sibir-kak-kaloniya (дата обращения: 2.10.2014).
12. Зеленский В.И. Великий радетель Сибири // Сибирские огни. 2008. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/velikiy-radetel-sibiri-0 (дата обращения: 2.10.2014).
13. Яранцев В.Н. Сибирское «воскресенье» // Сибирские огни. 2008. № 9. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/sibirskoe-voskresenie (дата обращения: 6.10.2014).
14. Яранцев В.Н. О «сакральном» хаосе в литературе // Сибирские огни. 2006. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/o-sakralnom-haose-v-literature (дата обращения: 6.10.2014).
15. Ассман Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с немецкого М.М. Сокольской. М., 2004. С. 54.
16. Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263-2000). М.: Новое литературное обозрение, 2007. 592 с. С. 14.
References
1. Reytblat A.I. From Bova to Balmont and other works on historical sociology of the Russian literature. M.: New literary review, 2009. 448 pages of Page 101-112.
2. Sakharov A. Rossiyskaya historical science in the XXI century//Messenger of the Caucasus. 2012. No. 6. [Electronic resource]. URL: http://www.vestikavkaza.ru/articles/61503.html (date of the address: 21.09.2014).
3. Kazarkin A.P. Proza of Siberia in the XX century//the Siberian fires. 2008. No. 7. [Electronic resource]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p 1 ai/content/proza-sibiri-v-xx-veke (date of the address: 1.10.2014).
4. Zelensky V. I. Great guardian of Siberia//Siberian fires. 2008. No. 1. [Electronic resource]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/sibir-kak-kaloniya (date of the address: 2.10.2014).
5. Beryazev VA. In the wake of Habakkuk and the prince Gagarin//the Siberian fires. 2007. No. 1. Page 149.
6. Kazarkin A.P. Proza of Siberia in the XX century//the Siberian fires. 2008. No. 7. [Electronic resource]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p 1 ai/content/proza-sibiri-v-xx-veke (date of the address: 1.10.2014).
7. Yarantsev V N. Because of jealousy and love.//Siberian fires. 2004. No. 10. [Electronic resource]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/na-pochve-revnosti-i-lyubvi (date of the address: 6.10.2014).
8. Beryazev VA. In the wake of Habakkuk and the prince Gagarin.//Siberian fires. 2007. No. 1. Page 149.
9. Kazarkin A.P. Proza of Siberia in the XX century//the Siberian fires. 2008. No. 7. [Electronic resource]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p 1 ai/content/proza-sibiri-v-xx-veke (date of the address: 1.10.2014).
10. Yarantsev V N. Because of jealousy and love.//Siberian fires. 2004. No. 10. [Electronic resource]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/na-pochve-revnosti-i-lyubvi (date of the address: 6.10.2014).
11. Zelensky V I. Sibir as colony//Siberian fires. 2001. No. 1. [Electronic resource]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/sibir-kak-kaloniya (date of the address: 2.10.2014).
12. Zelensky V. I. Great guardian of Siberia//Siberian fires. 2008. No. 2. [Electronic resource]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/velikiy-radetel-sibiri-0 (date of the address: 2.10.2014).
13. Yarantsev V N. Siberian «Sunday»//Siberian fires. 2008. No. 9. [Electronic resource]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/sibirskoe-voskresenie (date of the address: 6.10.2014).
14. Yarantsev V N. About "sacral" chaos in literature//the Siberian fires. 2006. No. 4. [Electronic resource]. URL: http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/o-sakralnom-haose-v-literature (date of the address: 6.10.2014).
15. Assmang Yang. Cultural memory: The letter, memory of the past and political identity in high cultures of the antiquity / Lane from M. M. Sokolskaya's German. M, 2004. Page 54.
16. Schenk F.B. Alexander Nevsky in the Russian cultural memory: Sacred, governor, national hero (1263-2000). M.: New literary review, 2007. 592 pages of Page 14.