Научная статья на тему 'Образ Н. И. Пирогова в художественном восприятии его современников (1840-1881 гг. )'

Образ Н. И. Пирогова в художественном восприятии его современников (1840-1881 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1293
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Глянцев С. П.

Представлен историко-медицинский, характерологический и психологический анализ прижизненных портретов Н.И. Пирогова и сведений о них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF NIKOLAY I. PIROGOV IN THE ART OF HIS CONTEMPORARIES (1840-1881)

The article features historical, medical, psychological and character analysis of intravital portraits of N.I. Pirogov and their data.

Текст научной работы на тему «Образ Н. И. Пирогова в художественном восприятии его современников (1840-1881 гг. )»

ОБРАЗ Н.И. ПИРОГОВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПРИЯТИИ ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ (1840-1881 гг.)

Глянцев С.П. УДК: 617-057.4:7.041.5

НЦССХим. АН. Бакулева РАМН, Москва

Резюме

Представлен историко-медицинский, характерологический и психологический анализ прижизненных портретов Н.И. Пирогова и сведений о них.

IMAGE OF NIKOLAY I. PIROGOV IN THE ART OF HIS CONTEMPORARIES (1840-1881)

Glyantsev S.P.

The article features historical, medical, psychological and character analysis of intravital portraits of N.I. Pirogov and their data.

Трудно найти другого отечественного хирурга, о жизни и деятельности которого было бы сказано и написано так же много, как о Николае Ивановиче Пирогове. Но крупный ученый - это не только большой мастер своего дела. Это еще и человек со своими взглядами, привычками, характером, манерой одеваться.

За время работы над биобиблиографией ученого нам удалось собрать репродукции более 40 его прижизненных портретов и сведения о них, опубликованных в различных изданиях в разные годы, в том числе и после его смерти. На наш взгляд, историко-медицинский, характерологический и физиогномический (психологический) анализ этих публикаций представляет научный интерес. Поскольку, с одной стороны, опубликованные сведения порой противоречивы, а то и вовсе неверны, а с другой, насколько нам известно, такого анализа до сих пор не проводилось. Это и стало целью нашего исследования.

Для удобства изложения мы разделили жизнь ученого на 6 периодов. Прижизненных изображений Н.И. Пирогова детского возраста нам обнаружить не удалось, поэтому начнем с портретов периода его обучения в Дерптском (ныне Тартуском) университете.

1830-е годы

Н.И. Пирогов прибыл в Дерпт в августе 1928 г. 17-летним юношей и провел в нем чуть более 13 лет. Его самыми известными портретами этого периода являются четыре. Все они хранятся в библиотеке Эстонского Государственного (б. Дерптского) университета в г. Тарту.

Из них самым ранним, по-видимому, является тот, на котором изображен молодой человек в сюртуке, с курчавыми волосами и бакенбардами (рис. 1). Эта литография работы художника А.Г. Пецольда была впервые обнаружена эстонскими исследователями Э.С. Вигелем и М.Г. Либлик и опубликована в №11 журнала «Хирургия» за 1956 г. Годом позже ее в качестве иллюстрации к своему докладу «О Тартуском периоде деятельности Н.И. Пирогова» на ГУ-х Пироговских чтениях использовал декан

Рис. 1. Портрет молодого человека. Литография. Худ. А.Г. Пецольд

медицинского факультета Тартуского университета профессор А.Я. Линкберг.

Почему портрет является самым ранним? Потому, что голову изображенного на нем молодого мужчины украшает густая шевелюра. Но это-то и смущает. И не только нас. Дело в том, что, с одной стороны, личность этого персонажа исследователями до сих пор не уста-

новлена. Возможно, что это - Н.И. Пирогов, как считают эстонские ученые, а возможно и нет. С другой стороны, на всех других портретах этого периода Н.И. Пирогов изображен совершенно лысым.

Вместе с тем, тщательный физиогномический анализ этой фотографии с фотографией №8 позволяет с большой долей уверенности утверждать, что изображенный на ней молодой человек имеет схожие черты лица с атрибутированным изображением Н.И. Пирогова петербургского периода.

А теперь обратимся к портрету, на котором неизвестный художник изобразил лысого, с бакенбардами молодого человека, в сюртуке с закругленными лацканами, в галстуке с концами, направлеными в стороны, и в сорочке с отложным воротником (рис. 2). Портрет был обнаружен в начале 70-х годов прошлого века в запасниках библиотеки Тартуского университета с пометкой «Пирогов?». Как сообщили Б.С. Касаткин, С.А. Корнеев и В.Д. Бартов участникам Пироговских чтений 1975 года, экспертиза подтвердила, что на нем изображен именно Н.И. Пирогов. Это дало основание таким известным исследователям, как А.Н. Максименков и В. Порудомин-ский, опубликовать его в своих книгах с расплывчатыми датами «1828-1832 гг.».

Но сравните этот портрет с работой художника А.Д. Хрипкова (рис. 3), который твердо знал, кого рисует, потому что портрет был подписан. Молодой Н.И. Пирогов изображен с бакенбардами в сюртуке с остроконечными лацканами, галстуке, завязанном совершенно другим узлом, и в сорочке с воротником-стойкой по моде того времени. Мы не криминалисты, но даже простое сравнение линии глаз, формы носа и подбородка лиц этих двух персонажей заставляют усомниться в их идентичности.

Поэтому мы считаем портрет работы А. Д. Хрипкова более достоверным изображением молодого Н.И. Пирогова периода его учебы в Дерпте. Тем более что именно он представлен в фундаментальном юбилейном издании «Николай Иванович Пирогов и его наследие Пироговские съезды» 1911 года. В советское время портрет был репродуцирован в книгах П.И. Калью, А.Н. Максименкова и В. Порудоминского, в «Севастопольских письмах», в капитальном «Собрании сочинений Н.И. Пирогова» и других изданиях.

Кроме того, один из близких учеников Н.И. Пирогова, профессор Казанского университета И.М. Догель, указывал, что учитель в молодости очень напоминал М.Ф.-К. Биша. Действительно, их изображения очень похожи.

Однако и к этой работе есть вопросы. Так, разные авторы указывают различные даты ее завершения. П.И. Калью дает 30-е годы XIX в., а составители «Пироговского наследия» почему-то 1840 г. Кроме того, на многих репродукциях Н.И. Пирогов изображен, как в «Севастопольских письмах», без бакенбардов. Но здесь, очевидно, поработал ретушер. Он же «зачесал» оставшиеся волосы назад, чего по моде того времени никто не делал.

Рис. 2. Портрет молодого человека. 1828-1832 гг. Неизв. худ.

Рис. 3. Н.И.Пирогов. Дерпт, 1830-е гг. Литография (?) Х., м. Худ. А. Д. Хрипков.

Рис. 4. Н.И. Пирогов. Дерпт, 1837 г. Литография. Худ. Ф. Шлатер

\

Рис. 5. Н.И. Пирогов. С литографии Ф. Шлатера. 1970-е гг. (?) Х., м. Худ. Л.А. Ранчевская

Но наиболее аутентичным портретом дерпского периода, по-видимому, является литография Ф. Шлатера, выполненная в 1837 г. (рис. 4). И не только потому, что на ней сохранился автограф Николая Ивановича. Дело в том, что именно Ф. Шлатер выполнил большинство рисунков для вышедшего в том же году пироговского «Атласа артериальных стволов и фасций», сделавшего имя его автора известным на всю Европу. Н.И. Пирогов изображен с бакенбардами, как у А.Д. Хрипкова, в профиль, сидящим на стуле во фраке с черным бархатным воротником, в сорочке с галстуком. Руки скрещены на груди. Слева внизу у сиденья стула - факсимиле автора «Е ScЫater».

Не случайно репродукции этого портрета наиболее распространены. Известно, что портрет был подарен Н.И. Пирогову студентами Дерптского университета весной 1837 г. вскоре после избрания его ординарным профессором (15 февраля) и выхода в свет его «Анналов хирургического отделения клиники Императорского Дерптского университета» (1 апреля). Вполне возможно, что студенты заказали портрет Н.И. Пирогова художнику, который был с ним хорошо знаком, и которому он согласился позировать.

При физиогномическом анализе изображения обращает на себя внимание характерная поза молодого профессора - со скрещенными на груди руками, которую психологи называют «позой верхнего замка». Впервые подмеченная, она будет повторена многими художниками на портретах более позднего времени. Поза, говорящая о твердом, неуступчивом и даже скрытном характере позирующего. Такой «себе на уме» человек обычно трудно идет на контакт, чаще всего упрям и привык полагаться только на самого себя. В общем - типичный интроверт, каким, очевидно, и был Николай Иванович.

Реплика маслом черно-белой литографии Ф. Шлатера художника Л.А. Ранчевской хранится в фондах Центрального государственного исторического музея РФ в Москве (рис. 5). Этот портрет был впервые репродуцирован на фронтисписе 6-го тома собрания сочинений Н.И. Пирогова.

На этом закончим краткий обзор портретов Н.И. Пирогова дерптского периода его жизни, из которых наиболее достоверным считаем портрет работы Ф. Шлатера, и перейдем к следующему, петербургскому.

1840-е годы

В столицу России для службы в Медико-хирургической академии Н.И. Пирогов прибыл в середине февраля 1841 г., а 3 марта приступил к исполнению обязанностей профессора госпитальной хирургической клиники. Подчеркнем, что почти все портреты Н.И. Пирогова этого периода хранятся в Военно-медицинском музее Министерства обороны РФ.

Одна из первых литографий того времени датирована 1842 г. и принадлежит неизвестному художнику (рис. 6). На ней мы видим лысого, модно одетого и внеш-

не преуспевающего молодого человека в расстегнутом фраке, манишке и галстуке, бархатном жилете, в боковом кармане которого, по-видимому, находятся, судя по массивной цепочке, столь же массивные часы.

Оно и понятно. Н.И. Пирогову всего 32 года, но он уже - статский советник, профессор и начальник кафедры престижного учебного заведения, известный в России и за ее пределами хирург и ученый. Ему есть, чем гордиться. Но, несмотря на нехарактерный для него расстегнутый фрак, он ничуть не изменился: поза «руки в карманах» так же, как и поза «руки, скрещенные на груди», символизирующая неуступчивость и упрямство, будут его спутниками на протяжении всей жизни. Отметим, что на этом портрете он будет в последний раз позировать во фраке, ибо на всех последующих вид его одежды будет его интересовать мало.

Менее известным портретом Н.И. Пирогова того времени является рисунок Митрейтера, или Митрайте-ра (рис. 7). Скрещенные на груди руки. Застегнутый на все пуговицы двубортный сюртук с остроконечными лацканами, воротник-стойка, галстук. Н.И. Пирогов доволен и даже улыбается. В мае вышла в свет 1-я тетрадь его «Полного курса прикладной анатомии», за которую он получил в награду 500 рублей серебром и бриллиантовый перстень. Обратите внимание на портьеру позади позирующего, за которой угадывается здание. Возможно, это - Медико-хирургическая академия.

Следующий, довольно редкий и очень характерный рисунок сепией1 неизвестного художника интересен тем, что на нем изображен худой, осунувшийся и, мы бы даже сказали, глубоко страдающий персонаж (рис. 8).

Н.И. Пирогову уже 35 лет. Он - директор Анатомического института, консультант по хирургии Градской, Обуховской, Петропавловской и Мариинской больниц. Вышли в свет еще 4 тетради его «Прикладной анатомии». Казалось бы, живи и радуйся, но он подает прошение об отставке в связи с «придирками» к нему главного доктора 2-го сухопутного госпиталя.

Кстати, угроза отставкой будет одной из самых действенных в его жизни. Не раз и не два он будет использовать ее в своей практике, пока, наконец отставка не будет принята. И опять - руки в карманах, в «позе среднего замка».

Но посмотрите на задник - та же портьера и то же здание, в котором можно разглядеть расположенную на 2-м этаже его хирургическую клинику. Исходя из этого повторяющегося художественного приема, вполне возможно, что этот рисунок, как и предыдущий, принадлежит тому же Митрайтеру.

Еще один любопытный нюанс. Справа от фигуры Н.И. Пирогова видны чьи-то неотчетливо прорисованные лица. Учитывая тот факт, что рисунок был поднесен Н.И. Пирогову его поклонниками, вполне возможно, что

1 От греч. sepia - каракатица. Светло-коричневая краска из чернильного мешка мор. моллюска. Использовалась с сер. XVIII в. при рисовании пером и кистью.

Рис. 6. Н.И.Пирогов. Петербург, 1842 г. Литография. Неизв. худ.

Рис. 7. Н.И.Пирогов. Петербург, 1843 г. С рис. Митрайтера. Литография. Худ. Поль

Рис. 8. Н.И. Пирогов. Петербург, 1845 г. Рис. сепией. Неизв. худ. (Митрайтер?)

это - завистники и недоброжелатели ученого. Трудные условия работы Н.И. Пирогова в Петербурге в эти годы красочно описаны в книге С.Я. Штрайха «Пирогов», изданной в 1933 г., а его изможденное лицо можно объяснить тяжелым инфекционным заболеванием, которым он в то время страдал.

Пожалуй, самым известным портретом петербургского периода жизни Н.И. Пирогова является литография К. Адта с дагерротипа2 фотографа П.Ф. Бореля (рис. 9). Н.И. Пирогов - в рабочем сюртуке и при галстуке, со скрещенными на груди руками. Он заметно поправился, вновь решителен и уверен в себе, взгляд его устремлен вдаль. Под портретом - характерный росчерк пером «Н. Пироговъ». Хотя точной датировки оригинала нет, но, скорее всего, это - конец 1847 г., потому, что именно тогда в его жизни снова наступила «светлая полоса». В 1846 г. он побывал за границей, где вылечился от мучившей его хронической инфекции, его избрали членом Императорской Академии наук, а в 1847 г. одним из первых в истории отечественной хирургии он начал оперировать под наркозом.

2 Дагерротипия - разновидность фотографии. Изобретена в 1831-1839 гг. Л.-Ж. М. Дагерром (Daguerre) (1787-1851)

Рис. 9. Н.И. Пирогов. Петербург, 1847 г. С дагерротипа П.Ф. Бореля

Удачные операции вдохновляют хирурга. Он изобретает свой способ прямокишечного наркоза, который признают во Франции. Коллеги избирают его академиком Медико-хирургической академии, а Николай I направляет в командировку на Кавказ для изучения наркоза в полевых условиях, где Н.И. Пирогов впервые в мире выполняет ампутацию раненому солдату на поле боя под эфирным наркозом. Более того, на основании его исследований министр внутренних дел издает циркуляр, разрешающий врачам применять эфир для наркоза, иначе говоря, внедряет его в широкую хирургическую практику.

Н.И. Пирогову снова есть, чем гордиться. Он опять «на коне», и его руки опять скрещены на груди. Он снова, на этот раз - в ответ на его обвинение Ф. Булгариным в плагиате, угрожает Конференции академии своим намерением оставить службу. Но после того как его лично уговаривает остаться военный министр, изъявляет желание ее продолжать.

Считаем этот портрет Н.И. Пирогова самым аутентичным портретом петербургского периода, потому что он выполнен с первой известной прижизненной фотографии (дагерротипа). Ведь все предыдущие портреты были литографическими.

Рис. 10. Н.И. Пирогов с сыновьями. Петербург, 1850 г. Дагерротип

1850-е годы

Следующий период жизни Н.И. Пирогова начнем с известного дагерротипа, на которой он изображен со своими сыновьями (рис. 10). Известно, что его первая жена Е.Д. Березина, умерла в 1846 г. С тех пор он жил один. На фото 7-летний Николай стоит слева от отца, а 4-летний Владимир сидит у него на коленях. Снимок датирован 1850 г. и, сделан, скорее всего до второго брака. А поскольку венчание Н.И. Пирогова с А.А. Бистром произошло 7 июня 1850 г., то вполне вероятно, что съёмка выполнена весной этого года.

Эта фотография большое число раз воспроизводилась в различных изданиях, но нас она заинтересовала вот почему. Н.И.Пирогов на ней изображен без усов. А это

- очень важно для точной датировки другого известного дагерротипа, на котором изображены участники одного из заседаний Пироговского врачебного кружка (Ріі^о-ії^Лег Уегеіп).

Хотя первое упоминание о кружке относится к декабрю 1843 г., регулярно его члены стали встречаться с осени 49-го. В течение всего 1850 г. собрания проходили регулярно один-два раза в месяц. По-видимому, на одном из таких заседаний и была сделана эта фотография (рис. 11). На ней сидят (слева-направо): В.И. Гигинбо-том, Н.И. Пирогов, Н.Ф. Здекауэр (секретарь кружка) и А.Ф. Миддендорф; стоят: А.П. Загорский, К.Ф. Реймерс, К.О. Розенбергер, Фосс и Я.Я. Шмидт. Обычно время снимка обозначают 1849 г., или, реже, 1850-м, когда заседания были более-менее регулярными. Однако, учитывая, что на предыдущей фотографии Н.И. Пирогов был без усов, а она была сделана в начале 1850 г., скорее всего,

Рис. 11. Н.И. Пирогов с членами врачебного кружка. Петербург, 1852 г. Дагерротип

фотография членов кружка несколько более позднего времени - 1851-го или даже 1852 г.

На это указывает также известная литография Конрада, выполненная в 1852 г. в типографии В. Дарленга в Петербурге. На ней Н.И. Пирогов впервые изображен с усами, бородой и бакенбардами, в расстегнутом сюртуке с бархатным воротником, атласной жилетке и небрежно повязанном галстуке, концы которого заправлены влево под воротник жилета. На портрете имеется автограф «Н. Пироговъ» (рис. 12). Впервые он был опубликован в «Российской военной хронике» в 1855 г. и чем-то напоминает литографию К. Адта 1847 г. Тот же решительный взгляд, собранность, деловитость. У 42-летнего профессора - Демидовская премия за «Патологическую анатомию азиатской холеры». Полным ходом движется работа над атласом распилов замороженного человеческого тела, а его первый выпуски уже представлены на суд коллег и высоко ими оценены. Разработана и выполнена первая операция костно-пластического удлинения голени после вылущения стопы.

Но вскоре после этого в его жизни вновь наступает «черная полоса». Начинается русско-турецкая война, а в октябре 1854 г. Н.И. Пирогова «по высочайшему повелению» командируют в Крым, в действующую армию. В ноябре он прибывает в Севастополь и приступает к своему знаменитому и беспримерному служению Отечеству. Можно вообще ничего не говорить об этом периоде его жизни, он достаточно хорошо известен, а сказать только, что после возвращения в Петербург каждый месяц пребывания в командировке был засчитан Н.И. Пирогову за год (!) службы, а написанные по ее воспоминаниям в 1865 г. «Начала общей военно-полевой хирургии» навсегда обессмертили его имя.

Летом 1856 г. безмерно уставший от войны и всего на ней увиденного Н.И. Пирогов подает очередное прошение об отставке, которое «за выслугой лет» принимается. «Высочайшим повелением» ему присваивают ученое звание заслуженного профессора, 1

ОБРАЗ Н.И. ПИРОГОВА

Рис. 12. Н.И.Пирогов. Петербург, 1852 г. Литография. Худ. Конрад

июля увольняют со службы «согласно прошению, по болезни и домашним обстоятельствам», а 5 августа он дает согласие занять должность попечителя Одесского учебного округа.

На следующей фотографии А. Шляпонина, сделанной, как указано в «Пироговском наследии» и ряде других изданий, в Одессе в 1857 г., Н.И. Пирогов изображен с бородой и бакенбардами, но уже без усов, в свободном пальто, левый лацкан которого запахнут на груди (рис. 13). Кисти его рук по обыкновению (еще одна характерная, «закрытая» поза) спрятаны в рукава. Он утомлен и печален. Позади - труднейшая, но привычная работа военно-полевого хирурга и администратора. Впереди

- неизвестность. Как-то сложится его деятельность на педагогическом поприще?

Нередко эту репродукцию относят к периоду его пребывания в Севастополе. Так, подпись под рисунком на фронтисписе 1-й части «Начал общей военно-полевой хирургии» 1941 г. выпуска гласит: «Н.И. Пирогов во время севастопольской кампании 1854-1855 гг.». Возможно, что во время служения Отечеству в Севастополе Н.И. Пирогов так и выглядел, но, скорее всего, это датировка неточна. И уж совсем неверно портрет атрибутирован в 5-м томе его собрания сочинений: «Н.И. Пирогов. С

Рис. 13. Н.И. Пирогов. Одесса, 1857 г. Дагерротип. Фотограф А. Шляпонин

литографии 1852 г.». Мы же прекрасно помним эту работу Конрада, на которой лицо Н.И. Пирогова украшают роскошные усы!

Завершая обзор портретов Н.И. Пирогова 1850-х годов, скажем, что его изображений этого периода сохранилось довольно много. Помимо названных, известны дагерротипы Левдик и Соловьева, литографии П. Ф. Бореля и Р. А. Шмидта, две небольшие акварели, одна из которых принадлежала кисти уже известного нам А. Пе-цольда. Ряд портретов разыскал известный коллекционер и исследователь Л.Ф. Пантелеев. Некоторые из них экспонируются в Пироговском зале Военно-медицинского музея МО РФ в Петербурге.

Упомянем также о редко репродуцируемом посмертном портрете Н.И. Пирогова маслом кисти художника Дмитриева-Оренбургского (рис. 14). Н.И. Пирогов изображен сидящим на стуле с усами, бородой и бакенбардами в расстегнутом сюртуке и застегнутой жилетке с отложным воротничком. Судя по всему, портрет воспроизведен с фотографии «Пироговский ферейн» 1851-1852 гг., а впервые был напечатан в журнале «Нива» за 1906 г. Ныне он хранится в Музее кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Военно-медицинской академии.

Рис. 14. Н.И. Пирогов. 1897 г. Х., м. Худ. Дмитриев-Оренбургский

1860-е годы

Портретную галерею Н.И. Пирогова 1860-х годов начнем с его дагерротипа, сделанного в Киеве 13 апреля 1861 г. Ровно за месяц до этого снимка тайный советник Н.И. Пирогов был уволен с должности попечителя Киевского учебного округа, а 8 апреля он прощался со студентами Киевского университета Св. Владимира, которые и подарили ему на память этот портрет (рис. 15).

Н.И. Пирогов изображен сидящим в кресле, облокотившись левой рукой на покрытый скатертью стол. Руки по обыкновению спрятаны в рукава. Бакенбарды с проседью. Борода отсутствует. Под снимком - автограф и дата: «1861, 13 апреля. Киевъ». Фотография воспроизводилась настолько часто, что мы не будем перечислять все издания, где ее можно найти. Это сделать достаточно просто.

А вот следующий погрудной портрет достаточно интересен. Чаще всего он датируется 1861 г., а, значит, был тоже сделан в Киеве. Н.И. Пирогов изображен с бородой и бакенбардами, в галстуке, сорочке с воротником-стойкой и сюртуке, верхняя пуговица которого расстегнута (рис. 16).

Однако год и место производства снимка вызывают сомнение, поскольку уж очень он похож на фотографию А. Шляпонина 1857 г. Сравните: тот же ракурс, те же бакенбарды, прическа, седина, воротник сорочки и даже узел на галстуке. Создается впечатление, что это - фотографии 1857 г., выполненная в другом ракурсе.

/У/У /У Л*, У л*

/Ги,

Рис. 15. Н.И.Пирогов. Киев, 13 апреля 1861 г. Дагерротип

Еще один редкий и достаточно интересный портрет Н.И. Пирогова, выполненный, по-видимому, в 1862-1866 гг. в Берлине в фотографии Н. Lemann. На нем Н.И. Пирогов изображен погрудно полуоборотом влево, с бородой «шкипера», в двубортном застегнутом сюртуке с остроконечными лацканами, аккуратно застегнутой жилетке, белой сорочке и галстуке. Взгляд его спокоен и умиротворен (рис. 17). 7 марта 1862 г. как член Главного правления училищ МВД России он командирован за границу на 4 года «для исполнения разных трудов по учебной и педагогической части». Время, проведенное за границей, используется крайне плодотворно.

В Гейдельберге он основывает русскую читальню, его приглашают консультировать высокопоставленных пациентов во всех концах Европы (в Специи он осматривает раненого Гарибальди, а в Ницце - умирающего наследника Александра II - Николая), избирают почетным членом Общества чешских врачей и почетным доктором Венского и Новороссийского университетов. Наконец, в Германии он пишет и издает «Начала общей военно-полевой хирургии». Жизнь прожита не зря, пора на покой.

Рис. 17. Н.И. Пирогов. Гейдельберг, 1862-1866 гг. Дагерротип

Рис. 16. Н.И.Пирогов. Киев, 1861 г. (Одесса, 1857 г. ?) Дагерротип

В 1970-е гг. портрет попал в Кабинет-музей по изучению жизни и деятельности Н.И. Пирогова при Институте хирургии им. А.В. Вишневского АМН СССР от коллекционера Л.Ф. Пантелеева без подписи и был настолько необычен «непохожестью» изображенного на нем персонажа на Н.И. Пирогова, что по инициативе директора Кабинета-музея А. Б. Серебренникова его подвергли научной экспертизе в ЦНИИ криминалистики МВД СССР, которая подтвердила его полную аутентичность.

В июне 1866 г. 56-летний Н.И. Пирогов увольняется с государственной службы и уезжает на Украину, где осенью в селе Вишня строит кирпичный дом и поселяется в нем.

С конца 1867 г. начинается последний, Вишенский период жизни и деятельности Н.И. Пирогова. 23 декабря 1869 г. приглашенный из Киева В. Высоцкий фотографирует ученого (рис. 18). Н.И. Пирогов на фото - совсем седой, с усами, бородой и бакенбардами, в сюртуке, галстуке и черной академической шапочке. Под портретом

- автограф и точное указание места и даты съемки: «С. Вишня 1869 декабря 23».

Этот портрет Н.И. Пирогова настолько известен, что мы опять же не будем перечислять все издания, его репродуцировавшие. Зададим только один вопрос, отчего же так быстро состарился 59-летний мужчина, который на фото выглядит гораздо старше своих лет?

Рис. 18. Н.И.Пирогов. Вишня, 23 декабря 1867 г. Дагерротип. Фотограф В. Высоцкий

1870-е годы

Галерею Н.И.Пирогова 1870-х годов открывает портрет, также хранящийся в собрании Кабинета-музея по изучению жизни и деятельности Н.И. Пирогова (рис. 19). Судьба его очень интересна.

23 ноября 1906 г. на заседании Кавказского медицинского общества, посвященного 25-летию со дня смерти Н.И. Пирогова, его передал в дар обществу врач А.К. Колоколов, в течение 35 лет хранивший его с дарственной надписью самого Н.И. Пирогова. По мнению присутствовавшего при сем доктора А.И. Головкова, фотография «была сделана в 1870 г. в год триумфального шествия Н.И. Пирогова по санитарным учреждениям Германии, где он встречался со своими друзьями и поклонниками среди германских врачей, для которых, вероятно, и потребовалась фотография».

В 1911 г. она была помещена в «Пироговском наследии» с датой «1870 г.» и с тех пор так и атрибутируется. Но не будем забывать, что эта дата и атрибуция даются со слов одного из очевидцев «триумфального шествия Н.И. Пирогова» по госпиталям Германии, и относиться к ним надо так же, как к любым воспоминаниям. Со слов директора музея А.Б. Серебренникова, эту фотографию (точнее - ее фотокопию) в дар музею передал заслуженный деятель науки, профессор В.М. Коган-Ясный.

Следующим редким портретом является карандашный рисунок неизвестного художника, выполненный 14 января 1874 г. Н.И. Пирогов изображен сидящим на стуле в сюртуке и сапогах, облокотившись на стол. В его правой руке - сигара3, левая лежит на столе. Рядом - чашка (с кофе?) на блюдце. Внизу справа - подпись: «Меджибожъ, 14 генваря 1874 г.», автограф и подпись (рис. 20). С рисунком связана забавная история. Дело в том, что в перечне портретов Н.И. Пирогова, хранящихся в фондах Военномедицинского музея, на что указывал В.М. Корнеев (1953), Меджибож длительное время значился как фамилия художника. На самом деле, как потом было установлено, Меджибож - это населенный пункт Каменец-Подольской области Украины, а рисунок, возможно, подарок хозяина гостю. В то время рисовать умели многие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В декабре 1876 г. Н.И. Пирогова вызвали в Кишинев к больному главнокомандующему Дунайской армией великому князю Николаю Николаевичу. В Кишиневе Н.И. Пирогов провел весь январь, занимаясь лечением князя. К счастью, пациенту стало заметно лучше и, как писал жене Н.И. Пирогов, «он поднялся на ноги и катается со мною (непременно со мною, видишь ли) ежедневно по городу». По-видимому, во время одной из таких поездок по городу в фотографии А. Сумовского и была сделана следующая фотография Н.И. Пирогова (рис. 21). Поскольку это - первый из прижизненных фотографических портретов4 Н.И. Пирогова, качество его

Рис. 19. Н.И. Пирогов. Берлин, 1870 г. Дагерротип. Фотограф Н. Lemann

Рис. 20. Н.И. Пирогов. Меджибож, 14 января 1870 г. Рис. карандашом. Неизв. худ.

3 Курение сигар в XIX в. было довольно распространено, в том числе среди врачей. Их большими любителями были, например, Н.И. Пирогов и С.П. Боткин.

4 Современная фотография была изобретена в 1871 г.

Рис. 21. Н.И. Пирогов. Кишинев, декабрь 1876 г. Фотография. Фотограф А. Сумовский

значительно отличается от предыдущих, выполненных в технике дагерротипии.

В январе 1877 г. Н.И. Пирогова посетил его товарищ А.Л. Обермиллер, с которым Н.И. Пирогов сфотографировался у того же фотографа. В Пироговском зале Военно-медицинского музея в Петербурге хранится фотография (кабинетный портрет), на которой Н.И. Пирогов изображен в шубе и шапке рядом с А.Л. Обермиллером (рис. 22).

Известна литография В. Матэ, хранящаяся в Музее книги Российской государственной библиотеки, которая повторяет фотопортрет Н.И. Пирогова работы

А. Сумовского. Впервые она была напечатана в сборнике статей памяти Н.И. Пирогова, изданном газетой «Школа и жизнь» в 1911 г.

В 1879 г. киевский фотограф Константин Шапиро просит Н.И. Пирогова позировать ему для своего издания. Н.И. Пирогов соглашается. К этому времени он уже оформил завещание и начал писать «Дневник старого врача». На портрете он - в расстегнутом сюртуке, жилетке

Рис. 22. Н.И.Пирогов и А. Л. Обермиллер. Кишинев, январь 1877 г. Кабинетный портрет. Фотограф А. Сумовский

с двумя верхними не застегнутыми пуговицами, сорочке и галстуке, левый кончик которого заправлен под жилетку (рис. 23). По-видимому, в начале 1881 г. К. Шапиро закончил сбор материалов, поскольку он просит Н.И. Пирогова дать ему автограф на его портрете, что тот и выполняет 18 февраля.

Но обратимся к литографии Н. Матюшина, сделанной, как отмечено во многих изданиях, с фотографии К. Шапиро, и репродуцированной в посмертном издании «Начал общей военно-полевой хирургии» (рис. 24). То же выражение лица, та же жилетка и галстук, но на плечах Н.И. Пирогова - зимняя шуба. Откуда она взялась, если

Рис. 23. Н.И. Пирогов. Киев (Вишня?), 1879 г. Фотография. Фотограф К. Шапиро

Рис. 24. Н.И.Пирогов. С фотографии Везенберга. Литография. Худ. Н. Матюшин

на оригинале ее нет? Под портретом читаем «Портрет Пирогова с фото Шапиро». Внизу - факсимиле «Н. Ма-тюшинъ».

Но здесь в атрибуцию портрета вкралась ошибка. Дело в том, что портрет работы Н. Матюшина был сделан с фотографии, но не А. Сумовского, а другого фотографа, Везенберга. Возможно, в то же самое время или чуть позже. К этой фотографии мы еще вернемся.

1880-е годы

Галерея конца жизни Н.И. Пирогова и укладывается всего в два года. Известно несколько его портретов этого периода - офорт Мультановского, фототипия Везенберга (или Вязенберга), литография К. Венермана и электрография на дереве А. Шлипера. Из них самым интересным портретом является, безусловно, фотография Везенберга (рис. 25).

Место и точная дата ее выполнения неизвестны. А поскольку по своей компоновке и накинутой на плечи Н.И. Пирогова шубе она очень напоминает декабрьскую 1876 г. - январскую 1877 г. фотографии А. Сумовского, возможно, что она была выполнена ранее 1880 г. Дело в том, что в этот год Н.И. Пирогов никуда из Вишни не выезжал, кроме как в Елисаветград к больному и в Каме-нец-Подольский для оформления завещания.

Н.И. Пирогов изображен погрудно, в полупрофиль влево, в накинутой на плечи шубе, сюртуке, жилетке с двумя расстегнутыми верхними пуговицами и галстуке. Известно, что эту фотографию 21 июня 1881 г. Н.И. Пи-

Рис. 25. Н.И. Пирогов. 1880 г. (?) Фотография. Фотограф Везенберг

рогов вместе с письмом о состоянии своего здоровья и в благодарность за консультацию послал на память Т. Бильроту. На фото - две надписи на немецком языке. Под изображением - автограф Н.И. Пирогова: «Господину Теодору Альберту Бильроту. Благородна наша наука, но еще в большей степени благороден наш дух. Он творит, ценит и задает мерило оценки. Таким же образом он предоставляет мне возможность, сравнивая, дать высочайшую оценку другому родственному пытливому уму, и при этом столь же высоко дорожить им. Н. Пирогов. Дер. Вишня, 1881, июнь 21». На самом изображении - автограф Т. Бильрота: «Николай Пирогов - ровесник Б. ф. Лангенбека. Величайший российский хирург. Он сделал правду достоянием хирургии и потому служил для меня выдающимся образцом. Бильрот»5.

По нашим данным, подлинник фотографии хранится в Австрии, в архиве Венского университета, куда она попала после смерти Т. Бильрота.

Отличного качества ее репродукция маслом, очевидно, выполненная в Вене в конце XIX в., находится в Национальном медико-хирургическом центре им. Н.И. Пирогова (Москва). Портрет репродуцирован на фронтисписе книги Ю.Л. Шевченко и М.Н. Козовенко «Музей Н. И.Пирогова», изданной в Петербурге издательством «Наука» в 2005 г. Судьбу этого полотна нам еще предстоит выяснить, но предполагаем, что она может быть очень не простой и удивительной (рис. 26). Другую реплику маслом с этой фотографии выполнил в 1999 г. заведующий кафедрой оперативной хирургии и топо-

5 Теличкин А. К биографиям Пирогова и Бильрота: необходимое уточнение // Асклепий. - 2000. - №2. - С. 16

Рис. 26. Н.И. Пирогов. Вена, 1880-е гг. (?) Х., м. Неизв. худ.

графической анатомии Военно-медицинской академии, профессор Н.Ф. Фомин.

Наконец, наступил 1881 г. - последний год жизни Н.И. Пирогова. 14 апреля к нему в Вишню приезжает Н.В. Склифосовский для переговоров о праздновании юбилея великого хирурга. Н.И. Пирогов дает согласие участвовать в торжествах, а 22 мая вместе с женой приезжает в Москву. На Курском вокзале его встречали восторженные москвичи, среди которых был молодой художник Илья Репин, запечатлевший это событие на небольшом полотне (рис. 27). Считается, что на переднем плане с блокнотом в кармане художник изобразил самого себя. Еще одной особенностью полотна, хранящегося в Пироговском зале Военно-медичинского музея в Петербурге, является то, что Н.И. Пирогов изображен в черных очках. Возможно, из-за светобоязни или необходимости скрыть проявления своей раковой болезни, локализовавшейся в области верхней челюсти слева.

Поселились Пироговы в гостинице «Дрезден» на Тверской улице в доме №6 (ныне снесен). По словам И.Е. Репина, он, желая писать (и лепить!) с Н.И. Пирогова, попросил у него через Н.В. Склифосовского разрешения, каковое получил. На следующий день художник пришел к Н.И. Пирогову в гостиницу, где сделал первые наброски.

Утром, 24 мая, Н.В. Склифосовский осмотрел гостя и поставил ему диагноз рака верхней челюсти слева. В час того же дня в актовом зале Московского университета

а *

г

Рис. 27. Приезд Н.И.Пирогова в Москву 22 мая 1881 г. Х., м. Худ. И.Е. Репин

на Моховой состоялось чествование Н.И. Пирогова, на котором И.Е. Репин сделал известный рисунок карандашом (рис. 28).

Он интересен тем, что Н.И. Пирогов изображен с правой, здоровой стороны, а его глаза закрыты все теми же черными очками, в которых он вышел на перрон Курского вокзала столицы. Еще одна особенность рисунка: на правой груди фрака - анненская звезда, единственный из орденов, носившийся справа. Это позволяет предположить, что на торжественном заседании Н.И. Пирогов был при всех своих регалиях, поэтому его «парадный» фотопортрет, о котором мы расскажем чуть ниже, был сделан, очевидно, во время него или сразу же после.

Но прежде, чем к нему перейти, обратим внимание читателя на интересную акварель Н.И. Пирогова художницы Натальи Филипсон, случайно обнаруженную академиком РАМН В.В. Куприяновым в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в альбоме профессора В.Д. Грубера и опубликованную им в 8-м томе собрания сочинений ученого и в журнале «Хирургия» (рис. 29).

Судя по всему, так же, как и репинский, портрет был сделан также во время заседания 24 мая, поскольку они очень похожи. Но у Н.Г. Филипсон, судя по репродукции, Н.И. Пирогов изображен почему-то с... левой, т. е. боль-

ной стороны, что, на наш взгляд, не совсем этично. Впрочем, возможно, что И.Е. Репин сидел справа, а Н.Г. Филипсон - слева от Н.И. Пирогова и другой ракурс выбрать было трудно. Но тут возникает еще два вопроса.

На сюртуке у Н. Филипсон наличествует только одна звезда, в то время, как слева на груди Н.И. Пирогова их было по меньшей мере две. В таком случае, скорее всего, негатив рисунка при его репродуцировании попросту перевернули. Но почему тогда Н.И. Пирогов изображен без очков, если у И. Репина он в очках? Скорее всего, рисунок карандашом был сделан во время заседания, а раскрашен акварелью - после, в силу чего художница решила очки с портрета убрать.

А вот и парадный портрет Н.И. Пирогова, сделанный, по нашему мнению, во время или сразу после торжественного заседания 24 мая 1881 г. (рис. 30). В книге «Пирогов и его наследие Пироговские съезды» он помещен среди портретов «главнейших участников» торжественного чествования юбиляра.

Н.И. Пирогов изображен в сюртуке или фраке, очень похожем на тот, в котором он позировал К. Шапиро двумя годами ранее, со всеми своими наградами, которые он надел, возможно, в первый и последний раз в жизни. Их перечень крайне интересен. На шее поверх галстука на черно-красной ленте - крест ордена Св. Владимира

Рис. 28. Н.И. Пирогов во время Торжественного заседания в Московском уни- Рис. 29. Н.И. Пирогов. Москва, 24 мая 1881 г. (?) Рисунок акварелью. Худ.

верситете. Москва, 24 мая 1881 г. Рис. карандашом. Худ. И.Е. Репин Н.Г. Филипсон

2 ст., под которым, возможно, виден знак ордена Белого Орла. На груди справа - звезда ордена Св. Анны 1 ст. Слева вверху - звезда ордена Белого Орла, ниже - звезда ордена Св. Владимира, которую полагалось носить вместе с крестом, а ниже - орден Св. Станислава 1 ст.

О чем говорят эти звезды? В первую очередь о том, что их обладатель служил в высшей степени «отлично, усердно и ревностно». Ведь, как известно, кавалеры российских орденов носили знаки их отличия только высших степеней. Например, у Н.И. Пирогова были «полный бант» «анны», два «станислава», два «владимира», да еще «генеральский» орден «Белого Орла», которым награждали чиновников, имевших чин действительного статского советника и выше. При этом каждый из этих орденов, начиная с низших степеней, давал права потомственного дворянства.

Но мало, кому известно, что кроме этих наград у Н.И. Пирогова было три «золотых, алмазами и бриллиантами украшенных табакерки с вензелевым изображением высочайшего имени» и два «всемилостивейше пожалованных» ему бриллиантовых перстня, приравниваемых к государственным наградам. Итого - тринадцать высочайших отличий, в то время, как выходящие в отставку ординарные чиновники, включая докторов медицины и профессоров, гордились, как правило, «владимиром» в

Рис. 30. Н.И. Пирогов. Москва, 24 мая 1881 г. Фотография

петлице или же, гораздо реже, - «анной» на шее.

Отметим также, что в петлице левого лацкана сюртука у Николая Ивановича - две медали, которыми он очень дорожил. Серебряная - «Участнику обороны Севастополя 1854-1855 гг.», на голубой, андреевской ленте, и бронзовая - «В память Восточной войны 1853-1856 гг.», на полосатой, георгиевской, которыми Н.И. Пирогов был награжден за свое служение Отечеству во время Крымской кампании.

Известны еще два «парадных» фотопортрета Н.И. Пирогова. Один из них, в овале, был выполнен для общей фотографии «главнейших участников юбилейных торжеств», а второй, на которой Н.И. Пирогов изображен в смокинге и манишке с бабочкой, был сделан, по-видимому, во время банкета в его честь, проходившего 26 мая 1881 г. в зале Дворянского собрания на Моховой.

Но, пожалуй, самым знаменитым портретом является «Портрет хирурга Н.И. Пирогова» кисти И.Е. Репина, украшающий репинский зал Государственной Третьяковской галереи (рис. 31). Поражает то, что на нем нет ничего лишнего, отвлекающего внимание от находящегося в центре композиции лица старого, мудрого, по-прежнему уверенного в себе, но смиренного человека. Известно, что, по нашим данным, где-то в середине 1840-х годов Н.И. Пирогов, бывший в молодости воинствующим

Рис. 31. Портрет хирурга Н.И. Пирогова. Москва, 1881 г. Х., м. Худ. И.Е. Репин

атеистом, уверовал в Бога. Его тело не напряжено и не выпрямлено, как раньше, а опирается на спинку стула. Но руки по-прежнему, как и раньше, скрещены на груди, а кисти их спрятаны.

Гораздо менее известен еще один репинский портрет Н.И. Пирогова, приобретенный, по некоторым данным, у художника Александрой Антоновной Пироговой в 1883 г. и переданный ею в дар Московскому университету (рис. 32). Мы воспроизводим его с копии, хранящейся в Музее-усадьбе Н.И. Пирогова в Вишне (Украина).

Дело в том, что в Музее ММА им. И.М. Сеченова, являющейся преемницей медицинского факультета Московского университета, хранится. другой портрет. По внешнему виду он очень напоминает портрет из усадьбы Вишня, но в его левом нижнем углу наличествует подпись его автора: «В. Голубова. С Репина 1883». Остается неясным его судьба и оригинал, с которого его писала

В. Голубова. Был ли он идентичен или художница написала портрет «по мотивам» Репина (рис. 33)?

Композиция этого портрета решена иначе. Н.И. Пирогов изображен в том же пальто, сидящим в кресле с плетеной спинкой в пол-оборота влево и опирающимся левой рукой на стол, покрытый скатертью красного цвета. Кисть правой руки сцеплена с кистью левой. Учитывая присутствие стула и стола, вполне возможно, что это как раз и есть тот портрет, который был написан за время двух сеансов в гостинице, и уже во втором его варианте художник убрал с полотна явно лишние стол, стул и красную скатерть.

Обратим внимание читателя еще на две характерные детали. Во-первых, на этом портрете на груди у Н.И. Пирогова под пальто почему-то отсутствует пятно красного цвета, присутствующее на двух предыдущих репинских полотнах. А во-вторых, эта поза Н.И. Пирогова и антураж (кресло и стол со скатертью) очень напоминают его киевскую фотографию 1961 г., подаренную студентам Киевского университета.

Мы нарочно не касались художественных особенностей и судьбы репинского скульптурного портрета великого хирурга, бронзовый оригинал которого, по нашим данным, может быть утрачен. Мы считаем, что тема «Пирогов в скульптуре» так же, как и «Пирогов в нумизматике, фалеристике, филателии (предметах малой пластики)» и др. не менее обширна и увлекательна, чем представленная сегодня, и что она будет темой одной из наших следующих публикаций.

Заключение

Таким образом, представленная в работе «галерея Н.И. Пирогова» включает около 30 лито- и фотографических портретов, выполненных при жизни ученого и в разное время репродуцированных различными изданиями. При этом нас в первую очередь интересовало не столько количество обнаруженных нами изображений, сколько их характерность, аутентичность и правильность атрибуции. В таком случае достоверных и точно

Рис. 32. Н.И. Пирогов. Москва, 1880-е гг. Х., м. Неизв. худ.

%

Рис. 33. Н.И. Пирогов. Москва, 1883 г. Худ. В. Голубова «С Репина»

атрибутированных портретов Н.И. Пирогова не так уж много.

Из ранних к таковым отнесем работы А.Д. Хрипкова (1828-1832) и Ф. Шлатера (1837), рисунок Митрайтера (1845), литографии Поля с автографом (1843) и К. Адта (1847), дагерротипы П. Бореля (1847?) и неизвестного фотографа, на котором Н.И. Пирогов изображен с сыновьями (1850), литографию Конрада (1852) и дагерротип А. Шляпонина (1857), а из более поздних - киевский (1861) и вишенский (1869) дагерротипы с автографами, фотографии А. Сумовского (1877), К. Шапиро (1879) и Везенберга (1880?), а также живописный портрет И.Е. Репина (1881) и фотопортреты, выполненные 24 и 26 мая 1881 г. в Москве - то есть всего около полутора десятков работ, про которые мы можем утверждать, что они - оригинальны, и что на них изображен именно Н.И. Пирогов в определенные моменты своей жизни.

Что же касается эволюции характера выдающегося хирурга, отраженной представленными репродукциями, то про нее можно сказать следующее.

Если в молодости это - уверенный в себе и упрямый одновременно, не признающий ничьих авторитетов, в том числе и Всевышнего, предпочитающий застегнутые на все пуговицы сюртуки с остроконечными лацканами, прячущий руки в карманах или на груди, зануда, педант и явный интроверт, то в зрелости - немного уставший от жизни и постоянной борьбы за справедливость, но не сломленный человек, а в старости - примирившийся с судьбой и с самим собой, пришедший к Богу мудрый старец, оставшийся, впрочем, таким же стойким в своих убеждениях, особенно если они касались его моральных или врачебных взглядов.

Вместе с тем, мы прекрасно отдаем себе отчет, что наши выводы могут быть поспешными, а представленные материалы - весьма неполными, что, возможно, у читателя есть другие мнения относительно тех или иных портретов, а их анализ мог быть сделан более профессионально.

Поэтому нам остается лишь повторить вслед за древними: «Feci quot potui, faciant meliora potentes».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.