Научная статья на тему 'Образ мира и времени у православных монахов России и буддистских монахов Непала'

Образ мира и времени у православных монахов России и буддистских монахов Непала Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗ / ОБРАЗ МИРА / ВРЕМЯ / КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МОНАХИ / IMAGE / IMAGE OF THE WORLD / TIME / CROSS-CULTURAL RESEARCH / MONKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Палецкая А. А.

В данной статье описывается исследование, направленное на раскрытие и анализ содержания образа мира и времени монахов России и Непала. Образ мира представляет собой целостную, многоуровневую систему представлений человека о себе, своей деятельности, других людях и о мире; совокупность представлений субъекта о самом себе, психологический механизм, основной задачей которого является сопоставление данных представлений с образцами поведения, смысловыми ориентирами, образами человека. Образ мира это ориентировочная основа поведения субъекта. Время, являясь важнейшим компонентом жизнедеятельности человека, связывает все структуры реальности, проходит сквозной линией через всю жизнь. Время неотделимо от субъекта, оно связывает образ мира воедино и при этом служит составляющей образа мира. Результаты исследования выявили качественные и количественные (статистически значимые) различия по следующим методикам: ассоциативный эксперимент на стимулы «мир, в котором я живу» и «время», проективные методики «Картина мира», «Нарисуй время», «Прошлое, настоящее, будущее». Образ мира и времени монахов России отличает метафоричность, метафизичность и абстрактность. Образ мира и времени монахов Непала отличает реалистичность, позитивность, синкретичность системы «Я Мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE WORLD AND TIME OF THE MONKS OF RUSSIA AND NEPAL

This article describes a research aimed at analyzing the content of the image of the world and the time of the monks of Russia and Nepal. The image of the world is a holistic, multilevel system of the person's ideas about himself, his activity, other people and about the world; a totality of representations of the subject about himself, a psychological mechanism whose main task is to compare the data of representations with the patterns of behavior, semantic reference points, images of a person. The image of the world is the orienting basis for the behavior of the person. Being the most important component of human activity time connects all the structures of reality, passes through the whole life line. Time is inseparable from the person, it binds the image of the world together and at the same time it serves as a component of the image of the world. The results of the research revealed qualitative and quantitative (statistically significant) differences in the following methods: associative experiment on stimulus "the world I live in" and "time", projective methods "The Picture of the World", "Draw a Time", "Past, Present, Future ". The image of the world and time of the monks of Russia is distinguished as metaphorical, metaphysical and abstract. The image of the world and time of the monks of Nepal is distinguished as realistic, positive, syncretistic of the system "I am the World".

Текст научной работы на тему «Образ мира и времени у православных монахов России и буддистских монахов Непала»

УДК: 159.922.4 ГРНТИ: 15.46.61

ОБРАЗ МИРА И ВРЕМЕНИ У ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАХОВ РОССИИ И БУДДИСТСКИХ МОНАХОВ НЕПАЛА

А. А. Палецкая

Дальневосточный федеральный университет Россия, 690091 г. Владивосток, ул. Суханова, 8

ЕЗ Палецкая Алла Александровна - allsanna83@gmail.com

В данной статье описывается исследование, направленное на раскрытие и анализ содержания образа мира и времени монахов России и Непала. Образ мира представляет собой целостную, многоуровневую систему представлений человека о себе, своей деятельности, других людях и о мире; совокупность представлений субъекта о самом себе, психологический механизм, основной задачей которого является сопоставление данных представлений с образцами поведения, смысловыми ориентирами, образами человека. Образ мира - это ориентировочная основа поведения субъекта. Время, являясь важнейшим компонентом жизнедеятельности человека, связывает все структуры реальности, проходит сквозной линией через всю жизнь. Время неотделимо от субъекта, оно связывает образ мира воедино и при этом служит составляющей образа мира. Результаты исследования выявили качественные и количественные (статистически значимые) различия по следующим методикам: ассоциативный эксперимент на стимулы «мир, в котором я живу» и «время», проективные методики «Картина мира», «Нарисуй время», «Прошлое, настоящее, будущее». Образ мира и времени монахов России отличает метафоричность, метафизичность и абстрактность. Образ мира и времени монахов Непала отличает реалистичность, позитивность, синкретичность системы «Я - Мир».

Ключевые слова: образ, образ мира, время, кросскультурное исследование, монахи.

THE IMAGE OF THE WORLD AND TIME OF THE MONKS OF RUSSIA AND NEPAL

A. A. Paletskaia

Far Eastern Federal University 8 Sukhanova St., 690091 Vladivostok, Russia

S3 Paletskaia Alla - allsanna83@gmail.com

This article describes a research aimed at analyzing the content of the image of the world and the time of the monks of Russia and Nepal. The image of the world is a holistic, multilevel system of the person's ideas about himself, his activity, other people and about the world; a totality of representations of the subject about himself, a psychological mechanism whose main task is to compare the data of representations with the patterns of behavior, semantic reference points, images of a person. The image of the world is the orienting basis for the behavior of the person. Being the most important component of human activity time connects all the structures of reality, passes through the whole life line. Time is inseparable from the person, it binds the image of the world together and at the same time it serves as a component of the image of the world. The results of the research revealed qualitative and quantitative (statistically significant) differences in the following methods: associative experiment on stimulus "the world I live in" and "time", projective methods "The Picture of the World", "Draw a Time", "Past, Present, Future ". The image of the world and time of the monks of Russia is distinguished as metaphorical, metaphysical and abstract. The image of the world and time of the monks of Nepal is distinguished as realistic, positive, syncretistic of the system "I am - the World".

Keywords: image, image of the world, time, cross-cultural research, monks.

Понятие «образ» является интегрирующим для системного описания процесса восприятия с учетом совокупности его активных и реактивных составляющих. Понятие «образ мира» является интегрирующим понятием для описания всей феноменологии познавательной деятельности человека [10]. Образ мира представляет собой целостную, многоуровневую систему представлений человека о себе, своей деятельности, других людях и о мире; совокупность представлений субъекта о самом себе, психологический механизм, основной задачей которого является сопоставление данных представлений с образцами поведения, смысловыми ориентирами, образами человека [6]. Образ мира - это ориентировочная основа поведения субъекта. Время, являясь важнейшим компонентом жизнедеятельности человека, связывает все структуры реальности, проходит сквозной линией через всю жизнь. Время неотделимо от субъекта, оно связывает образ мира воедино и при этом служит составляющей образа мира [5].

В нашем исследовании ставилась цель раскрыть и проанализировать содержание образа мира и времени у монахов

России и Непала. Актуальность исследования опирается на главную задачу психологической науки - описание субъективного мира. Гипотеза о существовании различий в образе мира и времени у этих двух групп монахов нашла свое подтверждение. В выборку с российской стороны вошли 15 монахов Свято-Серафимовского мужского монастыря, расположенного на острове Русском в г. Владивосток и с непальской стороны 25 монахов мужских монастырей Азом и Рипа, расположенных в горном поселке Парпинг в долине Катманду.

Прежде чем приступить к описанию результатов исследования, необходимо подчеркнуть, что, русские и непальцы - это «суперэтносы» [1]. В России этнические корни смешаны между собой славянскими, финскими, тюркскими и множеством других племен. Значит, российское государство никогда не было чисто национальным. Поэтому понятия «русский» и «российский» мы будем использовать как синонимы, понимая под этим людей, живущих на территории России. Та же картина обстоит с непальскими корнями, на протяжении всей истории Непал оказывался под влиянием близлежащих Тибета, Индии

68

Juvenis scientia 2017 № 6 | Философские и социологические науки

и Китая. Крайние серьезные перестановки в этическом составе Непала произошли в 50-е годы прошлого столетия после входа Тибета в состав КНР в результате военного вторжения китайцев, что повлекло за собой бегство десятков тысяч тибетцев в Непал. Исследование в Непале проводилось в буддистских монастырях, по этническому составу это преимущественно тибетцы, но в рамках исследования под понятием «непальский» будет пониматься монах проживающий на территории Непала.

Результаты исследования образа мира и времени монахов России и Непала выявили качественные и количественные (статистически значимые) различия по следующим методикам: ассоциативный эксперимент на стимулы «мир, в котором я живу» и «время», проективные методики «Картина мира», «Нарисуй время», «Прошлое, настоящее, будущее». В тех методиках, где применялись статистические методы, использовался критерий Фишера (ф*эмп) и к итоговому обсуждению результатов были допущены только значения из зоны значимых статистических различий (р<0,01), а значения из зоны неопределенности (р<0,05) были исключены из обсуждения.

1. Сравнительный анализ семантических универсалий на стимул «мир, в котором я живу», характерных обеим группам, показал, что обе группы монахов ассоциируют «свой мир» с монастырем. Показания условной групповой «меры» семантической универсалии «монастырь», говорят о том, что монахи России в своей картине мира делают на монастыре немного больший акцент (0,4), чем монахи Непала (0,28). Сравнение семантических полей позволило определить характерные для двух групп монахов ассоциации: монастырь, радость, мир, ночь, день, небо, солнце, горы, дорога, земля, планета, дом, звезды. Также была рассчитана семантическая близость этих полей (0,36) [9]. Это значение позволяет сделать предположение о схожести семантического наполнения категории образа мира на 36%.

2. Сравнительный анализ двух групп монахов на слово-стимул «время» проводился по методике, предложенной В. П. Яссманом: «Методика исследования глубины понимания предмета деятельности и предметного содержания явления» [12]. Монахам Непала свойственно опираться в своих представлениях о времени на культуру (ф*эмп = 4.247 при р<0,01). Время для них выступает как набор, упорядоченный самой природой, как физическое время. Монахам России более свойственно отражать метафоричность времени и использовать образные аналогии (ф*эмп = 3.07 при р<0,01).

3. Сравнительный анализ предметного содержания рисунков «Картина мира» показал, что монахи России отражают планетарную (ф*эмп = 2.532) и метафорическую (ф*эмп = 2.434) картины мира [8]. Таким образом, это чаще всего либо изображения земного шара и других планет солнечной системы, либо рисунки, передающие сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа. Монахам Непала свойственнее отражать непосредственное окружение (ф*эмп = 4.075), а именно обстановку вокруг себя, своего монастыря, рисовать то, какие они есть на самом деле.

4. Качественный анализ по методике «Нарисуй время» проводился применительно к трем авторским критериям: «время - это "здесь и сейчас"», «время- это бесконечность», «время как религиозный символ». Монахи Непала отражают идею времени в своих рисунках через изображение деятель-ностной активной стороны жизни субъекта (ф*эмп = 2.587), мы назвали такую категорию рисунков «здесь и сейчас». А также используют лотос, как «религиозный символ» при передаче образа времени (ф*эмп = 2.982). Монахи России отражая образ времени используют идею «бесконечности» (ф*эмп =

2.532), чаще всего это изображения спирали, круга, знака бесконечности.

5. Сравнительный анализ двух групп по проективной методике «Прошлое, настоящее, будущее» позволил выявить следующие количественные статистически значимые различия: монахи Непала стремятся отобразить в рисунках естественные формы, людей, свой быт, свойственную их местности природу в «органическом» рисунке (ф*эмп = 2.408), стремятся показать, перечислить дела, которыми занимаются повседневно в «перечисляющих» рисунках (ф*эмп = 3.346), а также передать идею активности деятельности в «ритмических» рисунках (ф*эмп = 2.561) [4]. Монахи России отличаются своим стремлением передать структуру целого через изображение абстрактных фигур (ф*эмп = 4.609). На уровне отношения ко времени были выявлены следующие количественные статистически значимые различия: монахи Непала имеют более позитивное отношение ко времени (ф*эмп = 3.235). Качественный анализ рисунков проводился по следующим пяти авторским критериям: «реализм», «изображение автора», «связанность времени», «коллективизм», «неопределенность будущего». Были выявлены следующие статистически значимые различия: монахам Непала свойственно изображать реальную жизнь, показывая, чем конкретно они занимаются в течении дня (ф*эмп = 5.643), свойственно изображать себя, как свидетельство непосредственного личного проживания жизни, ощущение себя во времени, а не вне него (ф*эмп = 5.075), свойственно изображать людей, которые заняты общим делом (ф*эмп = 2.498). По критерию связности, преемственности времени статистически значимых различий выявлено не было. Критерий «неопределенность будущего» также не выявил статистически значимых различий, но качественный анализ позволяет утверждать, что размытость будущего имеет свои культурные особенности. Монахи России, чтобы передать образ будущего, предпочитают оставлять либо чистый лист, либо изображать вопросительный знак или троеточие, сопровождая такой образ словами: «На все воля Бога». У монахов Непала глубина трансспективы будущего ограничивается одним днем.

Чем же можно объяснить такие различия? В своей работе мы решили отталкиваться от монашества, как специфической деятельности. Монахи - это люди, которые полностью посвящают свою жизнь практике служения. Но практика православного служения отличается от буддистского в своих исходных установках. «От Православия не останется ничего, если убрать из него веру в Бога, точно так же и от буддистского мировоззрения не останется ничего, если попытаться внести в него веру в Единого, благого и любящего Бога-Творца» [7]. Таким образом, основой православной версии спасения является вера в Бога, как особое состояние сознания, которая уходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического). Религиозная вера, являясь особым случаем феномена веры, порождается бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчужденного бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам [11]. В этом смысле вера противопоставляется разуму, знанию. Возможно, именно этим объясняется такое обилие у монахов России наличия метафизики при отражении образа мира и времени. Вероятно, именно установка «на все воля Божья» делает будущее монахов размытым и этим возможно, объясняется менее позитивное отношение ко времени в сравнении с непальскими монахами.

Решая проблему наполненности жизни страданием буддизм предлагает иное решение, которое находятся в пределах

познаваемого (естественного) и законосообразного. Практика буддистской медитации, в широком смысле этого словосочетания, направлена на достижение умиротворенности ума средствами наблюдения [3]. На психологическом языке она больше известная как метод интроспекции - самонаблюдения. Вероятно, такой акцент на самоосознавании и является причиной «реалистичности» и «естественности» того образа мира и времени, какой транслируют непальские монахи. Особое внимание в буддистских медитациях уделяется моменту здесь и сейчас как единственно важному, предположительно этим объясняется глубина трансспективы будущего монахов - преимущественно один день.

Также, поиск идеи спасения вовне - в Боге, как основа православия, и внутри - в самом себе, как основа буддизма, вероятно связан с экстравертностью европейской культуры и интровертностью востока. Например, Р. М. Грановская, эксперт в области психологии веры, приводит такие обоснования: «европейская культура веками направлялась установкой движения по пути завоевания мира - экстравертному, где ценность человека определялась его внешними достижениями» [2]. Такие культуры как, например, индийская, откуда собственно и пошел буддизм, имея интровертную установку потому и остались позади в эффективности преобразования окружающего мира.

Для психолога существенное значение имеет не вопрос того, на сколько истинны или ложны положения православия или буддизма, а то какое влияние оказывают эти системы и деятельность в рамках этой системы на поведение и мироощущение монахов. Монашеская деятельность в пределах определенной религии рассматривается в контексте человеческой психики, что ставит своей целью приобретение навыков мировоззренческого диалога и строительство общечеловеческой платформы для взаимодействия, избегая догматизма и авторитаризма с одной стороны, и нигилизма - с другой.

Таким образом, из результатов исследования мы заключаем, что:

1. Образ мира и времени монахов России отличает метафоричность, метафизичность и абстрактность. Отмечено стремление монахов России передать структуру целого через изображение абстрактных фигур, а также стремление использовать образные аналогии при передаче глубокого смысла. Идея Бога, добра и зла идет сквозной нитью по всем методикам.

2. Образ мира и времени монахов Непала отличается реализмом или, если можно так сказать, «приземленностью».

Непальские монахи так же, как и русские, ассоциируют свою жизнь с монастырем и при этом ими постоянно делается акцент на естественные формы, людей, свой быт, деятельность, активность, реальную жизнь, а также на свойственную их местности природу. Они видят себя, как свидетельство непосредственного личного проживания жизни, ощущают себя во времени, а не вне него. Синкретичность системы «Я - Мир» отмечается в высокой внутренней связности образов «Я», «Мир», «Время» и позитивности, как гармоничности взаимоотношений в этой системе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виничук Н.В. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 174 с.

2. Грановская Р.М. Психология веры. Питер.: сер. Мастера психологии, 2010. 480 с.

3. Далай-Лама XIV Буддистская практика: путь к жизни, полной смысла [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. theosophy.ru/lib/dl-prakt

4. Енькова Л.П. Диагностика психологического времени: Учеб. пособие. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. 48 с.

5. Кадыров Р.В., Кравцова, Н.А. Особенности отношения ко времени у профессиональных военнослужащих принимавших участие в боевых действиях // Сибирский психологический журнал. 2009. №32. С. 53-62

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.

7. Максимов Ю.В. Главнейшее отличие буддизма от православия [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт московского патриархата. Режим доступа: http://www.orthodox.or.th/index. php?content=literature&sub_content=Buddhism_Orthodoxy&lang=r u#sdfootnote21sym.

8. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. 416 с.

9. Серкин В.П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. 204 с.

10. Серкин В.П. Пять определений понятия «образ мира» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2006. №1. С. 11-19.

11. Философский словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cyclopedia.ru/98/194/2680963.

12. Яссман В.П. «Образ мира» личности: этническая картина мира. Хабаровск: ДВГУ, 2004. 119 с.

Поступила в редакцию 20.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.