Научная статья на тему 'Образ коня в фольклоре и традиционной культуре якутов'

Образ коня в фольклоре и традиционной культуре якутов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1284
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЗАГАДКА / КАРТИНА МИРА / КУЛЬТ КОНЯ / МЕТАФОРА / ОТГАДКА / RIDDLE / WORLD PICTURE / CULT OF A HORSE / METAPHOR / ANSWER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова В. В.

На основе якутского фольклорно-этнографического материала можно сделать интересные наблюдения о национальной картине мира. В частности, в малом жанре загадки отражается комплекс представлений о структуре и особенностях существования космоса. В загадках о небосводе проявились отголоски древнетюркского представления о небе как о коне. Хотя небо прямо не загадывается через образ лошади, этот образ присутствует в самой системе метафор-загадок, имеющих такие отгадки, как звезды, рассвет, сумерки, радуга, гром и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A horse image in the Yakuts folklore and their traditional culture

On the basis of the Yakut folklore and ethnographic material it can be made interesting observations about the national picture of the world. In particular, in the small genre of riddle reflects the complex ideas about the structure and characteristics of the cosmos existence. The echoes of the heaven view like a horse appeared in the riddles about the sky. Although the heaven doesn't guess through the horse image, this image is present in the system of riddles metaphors having such thinking of like stars, dawn, dusk, rainbow, thunder, etc.

Текст научной работы на тему «Образ коня в фольклоре и традиционной культуре якутов»

№ 2 (20) ФЕВРАЛЬ 2012

дискуссия т

журнал научных публикаций V

В. В. Филиппова, аспирант,

кафедра общего языкознания и риторики,

Северо-восточный федеральный

университет имени М. К. Аммосова,

г. Якутск, Россия,

varvf@yandex.ru

ОБРАЗ КОНЯ В ФОЛЬКЛОРЕ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ

Испокон веков якутский народ почитает лошадь. Б. Сюлбэ пишет, что «древний якут не только людей, но и все окружающее делил на "конное — пешее" (аттаа^ынан — сатыытынан) и оценивал соответственно как «высокое — низкое»1; слово ат 'конь' в некоторых словосочетаниях получает значение 'высокий', «ат — эпитет, показывающий исключительность чего-либо»2.

Л. П. Потапов говорит о том, что среди тюркоязычных народов Сибири культ коня лучше всего представлен у якутов: «В нем наблюдаются многие черты, уже либо полностью исчезнувшие из данного культа у народов Саяно-Алтая, либо оставшиеся у них в столь ослабленном виде, что понять и восстановить их можно лишь при помощи якутского материала»3.

До сих пор культ коня является одним из самых значимых в культуре якутов: табуны лошадей символизируют богатство, из кобыльего молока готовят напиток кумыс, шкура, грива и хвост используются как материал для изготовления одежды, различных вещей и предметов быта, множество ритуальных предметов украшено элементами коня и т. п.

Фольклор народа саха повествует о существовании бога-покровителя лошадей Джэсэгэя, появляющегося на небе в виде коня из белых облаков, о связи коня с Верхним божественным миром, о происхождении человека от лошади («Сын лошади Ата-лами Богатырь»).

Обожествление коня было связано в мифологии с его мастью. В эпосе олон-хо священный праздник наступления лета

Ысыах называют празднеством в честь жеребца и кобылицы белой масти. Хунны и древние тюрки имели представление о священной или счастливой белой масти коней, которая приносила счастье и благополучие владельцам таких лошадей. В поэтике олон-хо образ счастья кодируется через понятие верха, которое, в свою очередь, соотносится с конем4.

Эпический богатырский конь рождается для подвигов и заранее определен богами тому или иному герою, он является обязательным спутником героя, помогает своему хозяину советами, спасает в случае опасности, умеет летать и говорить. Масть коня включена в полное имя героя олонхо: Нюргун Боотур Стремительный, ездящий на гнедом коне, достигающем до верхних ветвей лиственницы, Юрюнг Уолан, ездящий на мотыльково-белом коне, Харыдал Бэргэн, ездящий на незаметно ступающем черном коне, Харыйа Боотур, ездящий на черном коне-иноходце и др.

Вселенная уподобляется прекрасному жеребцу айгыр-силик, а божество в образе коня-неба называется ТYврт атахтаах тYргэн айыы 'Быстрейшее четырехногое божество-творец'. Как утверждает А. И. Гоголев, в якутскую космогоническую мифологию проник индоевропейский сюжет о том, что конь является зооморфным образом всего Космоса. Например, у древних ариев ночное небо уподоблялось черному коню, украшенному жемчужинами5. У древних индийцев части тела жертвенного первородного коня ассоциировались с элементами Кос-моса6.

. ДИСКУССИЯ

™ журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В виде священной коновязи сэргэ мифологические представления якутов рисуют мировое древо, соединяющее все три мира Вселенной. Коновязь занимает особое положение в организации пространства подворья, она является вариантом священной вертикали и обозначает сакральный центр7. В ритуальной символике якутов вторым по значению после коновязного столба Тойон сэргэтэ (с навершием из трехглавого орла) является сэргэ с навершием их четырех лошадиных голов, направленных на четыре стороны света и означающих положения солнца: восход, зенит, закат и ночное солнце, невидимое за горизонтом. Солярная тема также отражает миф о продолжительности времен года, где конь олицетворяет лето и борется с быком, воплощающим зиму.

В народных загадках образ лошади олицетворяет космос и небесное пространство. Кроме того, конь есть в загадках о смене времен года, ветре, мираже, таянии снега, ледоходе, реке. В виде традиционного конского атрибута — коновязи, стоящей посреди Вселенной, — показаны солнце, Полярная звезда, Плеяда звезд. Хотя небо никогда прямо не загадывается через образ лошади, этот образ присутствует в самой системе метафор, связанных с такими небесными явлениями, как звезды, лунный свет, рассвет, сумерки, созвездие Медведицы, радуга, гром и т. д.

Например, в загадке: YрYЦ биэ кутуру-гун тYHHYгYHЭн укпут. Белая кобылица хвост в окно просунула. Отгадка: KYH сардацата солнечные лучи, зайчики8 — хвосту белой лошади по внешнему сходству (длине, форме и цвету) уподоблены солнечные лучи.

Сур сылгы субун туНахталаах. У серой лошади удлиненное пят- -

нышко. Отгадка: Арацас сулус Созвездие Медведицы, — загадываемый предмет по форме действительно напоминает удлиненное пятнышко (звездочку) на лбу лошади.

Природный цветовой переход от темного к светлому, наблюдаемый на небе во время рассвета, запечатлелся в тексте: Ацаара

Эпический богатырский конь рождается для подвигов и заранее определен богами тому или иному герою, он является обязательным спутником героя, помогает своему хозяину советами, спасает в случае опасности, умеет летать и говорить.

мацан, ацаара хара биэ баар YНY. Говорят, есть кобыла, у которой половина белая, половина черная. Отгадка: халлаан сырдыыра рассвет.

В загадке о рассвете и сумерках зафиксировано имя Дьагылыман (YPYЦ Дьагылыман, хара Дьагылыман 'белоликий и темноликий Джагылыманы-Пеструны', которым часто наречены сказочные лошади, например: Тойон Дьагыл, Бар Дьагыл, ^екэ Дьагыл. В исторических преданиях предок якутов Элляй, впервые устраивая кумысный праздник ысыах, обращается к божествам с молением приумножить его стада. В своих песнях он упоминает «имеющего лошадей темной масти с крыланом на оплечьях» (крылатого эпического коня). Д. С. Дугаров отмечает, что у якутов слово дьагыл «означает пятна в масти лошади около передних лопаток и шее, которые в религиозных представлениях якутов символизируют крылья коня»9.

Среди олицетворений природных явлений, связанных с небом, интересна загадка о радуге: Дьаацы атын кутуруга ман-тан квствр YНY. Говорят, хвост верхоянской лошади отсюда виднеется10. Аналогичный текст загадывает высокие горы. Намеком на отгадку является внешний вид хвоста лошади. По мнению автора, мифологическим основанием смысла загадки с отгадкой «горы» служит упоминание в олонхо о нижних краях небес, свисающих вниз, как бахрома в серебряном ожерелье молодой женщины-невестки, которые трутся о приподнятые края земли (горы, возвышенности) — будто разъяренные жеребцы грызутся со скрежетом.

Одинаковые по семантике загадки «YрYЦ биэ кутуругун тYHHYгYHЭн укпут. Белая кобылица хвост в окно просунула» и = «ТYHHYгYHЭн мацан сылгы кутуруга быган турар. В окно хвост белой лошади просунулся» имеют два разных ответа: солнечные лучи и лунный свет. По давним представлениям жителей Вилюйского района Якутии, яруса посередине неба соединены сквозным отверстием, выходящим под коновязью высшего добродетельного небожи-

№ 2 (20) ФЕВРАЛЬ 2012

дискуссия

журнал научных публикаций

теля, и через это отверстие солнце посылает на землю свое тепло и свет.

Тесная взаимосвязь народа с лошадью отражается в богатом наборе названий мастей лошади, в загадках о смене сезонов масти соответствуют определенному времени года: Мацан биэ бар-быт, сиэр биэ сиэлбит, хара хаалбыт. Белая кобыла ушла, серая рысью промчалась, вороная осталась. Отгадка: дьыл улурыйыыта смена времен года; Кэрэ-тэ барбыт, харата хаалбыт. Соловая ушла, вороная осталась. Отгадка: саас кэлэрэ приход весны.

Часто встречается метафоризация созвездий в виде коновязи: Аан дойду орто-тугар квмYC сэргэ турар YhY. Говорят, посреди вселенной золотая коновязь стоит. Отгадка: хотугу сулус Полярная звезда; Аан дойду ор-тотугар сэттэ сэргэ турар YhY. Говорят, посреди вселенной семь коновязей стоят. Отгадка: Арацас сулус Созвездие Медведицы; Улуу сьЛыы ортотугар квмYC сэргэ баар YhY. Говорят, на середине поля-раздолья серебряная коновязь стоит. Отгадка: кун солнце.

Таким образом, фольклорный материал отражает реликты древнетюркских представлений о небе как о коне, а картина мифологического устройства мира отчетливо показывает почитание якутами коня, недаром он наделяется эпитетами айыы уола 'сын светлого культа айыы', тацара уола 'сын бога', Дьeheгeйтeн телкелеех 'с судьбою от божества Джэсэгэя'.

Автор считает, что образ коня из якутских загадок можно обобщить одним словом — конь-космос. Конь-космос — это метафора небесных тел и явлений природы, происходящих в небе. Например, солнце видится как золотая коновязь, радуга — это хвост лошади, рассвет и сумерки воплощены в виде коня наполовину белой, наполовину черной масти, землю покрывает темная ночь-лошадь, на небе появляется конь-созвездие.

Народные загадки показывают, что якуты ценили лошадей белой масти, божественное происхождение коня символизируют крылья-джагылыманы, конь соотносится с Верхним миром, так как во всех загадках он находится на небесах.

В текстах малого жанра оригинально трактуются упорядоченность и целостность

космоса. Наблюдая небо, небесные тела и их движение, якуты создавали удивительно точные и глубоко символичные образы, связанные с древней коневодческой традицией.

1. Сюлбэ Б. Мэцэ ааттар (Вечные имена). Якутск: Якутское книжное изд-во, 1979. С. 117.

2. Сюлбэ Б. Топонимика Якутии. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1985. С. 44.

3. Потапов Л. П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977. С. 51, 166.

4. Габышева Л. Л. Семантические особенности слова в фольклорном тексте (на материале якутского эпоса олонхо): дис. ... канд. филол. наук. Якутск, 1986. С. 90-91.

5. Гоголев. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. Якутск, 1993. С. 19.

6. Акишев А. К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984. С. 31.

7. Семенова Л. Н. Семантика эпического пространства и ее роль в сюжетообразовании (на материале якутского эпоса олонхо): дис. канд. к. наук. М., 2000. С. 42.

8. Ойунская С. П. Саха таабырыннара. Якутские загадки. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1975. С. 27, 30, 31, 34.

9. Дугаров Д. С. Что такое загалма? К вопросу о происхождении культа крылатого коня у тюрко-мон-гольских народов // Тюркология-88: тезисы, доклады и сообщения V Всесоюзной тюркологической конференции, Фрунзе, 7-9 сент. 1988 г. Фрунзе, 1988. С. 147-148.

10. Ойунская С. П. Саха таабырыннара. Якутские загадки. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1975. С. 26, 34, 41, 69-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.