12. Юсипова И.В. Проблемы ограничения права на вероисповедание и образование на примере запрета ношения хиджаба в Российской Федерации / И. В. Юсипова // Вестник владимирского юридического института. Владимир: ВЮИ ФСИН, 2018. № 3 (48). С. 174-178.
13. 'Ыа^суеу Кт1ап // Facebook. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2210976685618257&set=a.726356994080241&type= 3/ (дата обращения 4.06.2019).
ОБРАЗ ИИСУСА ХРИСТА В КАРТИНЕ ИВАНА НИКОЛАЕВИЧА КРАМСКОГО «ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ» Линькова Е.О.
Линькова Екатерина Олеговна — магистрант, кафедра философии и религиоведения, Владимирский государственный университет, г. Владимир
Аннотация: в статье рассматривается тема образа Иисуса Христа в картине русского художника И. Н. Крамского «Христос в пустыне». На примере увлечений художника, его философских взглядов, показан процесс создания знаменитой картины. Ключевые слова: нравственный выбор, идея искушения, святость Христа.
Родился Иван Николаевич Крамской 27 мая 1837 года в городе Острогоржске Воронежской губернии. До своего поступления в Санкт-Петербургскую Академию художеств, Крамской занимался ретушированием фотографий. Однако закончить учебу ему не удалось: отказавшись писать выпускную картину на заданную тему, он отчислился из Академии и основал Артель свободных художников. Чуть позже он стал учредителем Товарищества передвижников, участвовал в росписи купола храма Христа Спасителя в Москве, а к 1870 году Иван Николаевич стал знаменитым художественным критиком.
Работу над одной из своих знаменитых картин «Христос в пустыне» Крамской начал еще в 1860-е и закончил в 1872 году. Картина основана на новозаветном сюжете: после крещения Иисус удаляется на сорок дней в пустыню, где держит пост, и где Его пытается искусить дьявол. Картина статична: в центре изображен Иисус, сидящий на камне. Его руки крепко сжаты, босые ноги изранены от долгого хождения по камням, под глазами - темные круги. Линия горизонта разделяет картину на два мира: холодная, безжизненная пустыня и занимающаяся заря, обозначающая начало новой эпохи. По напряженной фигуре Христа понятно - всю ночь Он о чем-то размышлял и размышляет об этом сейчас. Весь образ Иисуса говорит зрителю о том, что Сын Божий уже готов пойти по пути, который неизбежно приведет Его к Голгофе. Однако на картине мы не видим Бога Сына, мы видим усталого человека. Почему же Крамской изобразил Христа, подчеркнув именно Его человечность?..
В 1835 году вышла книга Давида Штрауса «Жизнь Христа», где философ на свой страх и риск выдвигает теорию, что Иисус - человек и не более того. Что Он нес идею христианства в массы, поэтому и обрел популярность. Что люди передавали Его историю из уст в уста, поэтому жизнь Христа обрастала чудесами и мифами. Книга была написана трудночитаемым языком, однако вызвала широкий общественный резонанс. Идеями Штрауса проникся художник Александр Иванов, чья работа «Явление Христа народу» произвела на Крамского неизгладимое впечатление. Проникшись не только этой картиной, но и идеями Штрауса, Иван Николаевич приступает к работе над своей картиной «Христос в пустыне».
Для себя задачу Крамской сформулировал так: «Поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу» [4]. И в своей картине художник передает момент нравственного выбора. В известном письме Всеволоду Гаршину художник дает пояснения к картине: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье - пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?» [1]. Именно в момент таких раздумий запечатлен Сын Божий. Идея искушения занимала художника больше всего. Это и поразило совсем еще молодого Илью Репина, который видел процесс работы Крамского над полотном: по его воспоминаниям Иван Николаевич говорил о Христе, как об
обычном человеке, которому, как и многим другим, свойственны различные жизненные искушения [5]. Поэтому все божественное, так или иначе, нарочно упущено художником.
Несмотря на это, картина нашла своего восхищенного зрителя, хотя критика в недостаточности святости Христа звучала не раз. Один из очевидцев, историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом, измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении; я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе...» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель! Это какой-то нигилист! Непонятно, как такую картину позволили выставить! Это кощунство, насмешка над святыней!» По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование [2]. Людей, которые хотели купить картину Крамского, было много. В итоге, ее приобрел Павел Третьяков, заплатившему художнику шесть тысяч рублей, которые он запросил. Сам коллекционер не раз отмечал, что картина «Христос в пустыне» является одной из его любимых.
Список литературы
1. Гаршин В.М. Крамскому И. Н., 14 февраля 1878 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://garshin.lit-info.ru/garshin/pisma/letter-129.htm (дата обращения: 11.05.19).
2. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1515533/ (дата обращения: 13.05.19).
3. ЛазаревА.В. Крамской Иван. М.: Белый город, 2008. 48 с. ISBN 5-7793-0271-5.
4. Ляхова К., Дятлева Г. Мастера портрета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knigism.online/view/113004 (дата обращения: 02.05.2019).
5. Репин И. Далекое близкое. Иван Николаевич Крамской (памяти учителя). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A0/repin-iljya/dalyokoe-blizkoe/7 (дата обращения: 11.05.19).