Научная статья на тему 'Образ государственных служащих в России в представлении студентов'

Образ государственных служащих в России в представлении студентов Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная гражданская служба / государственные служащие / студенты / ценностные ориентации / state civil service / civil servants / students / value orientations

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Марина Владимировна Рыбакова, Наталья Анатольевна Иванова

Компетентность, ответственность и профессионализм государственных служащих являются основой эффективной работы государственных структур. В рамках исследования проведен анализ мнений российских студентов относительно личных и профессиональных качеств государственных служащих, проблем населения при общении с государственными служащими, образа государственного служащего. Авторы предприняли попытку проанализировать личные и профессиональные ценностные ориентации государственных служащих, что позволяет делать выводы о том, каким образом можно наиболее эффективно корректировать деятельность государственных служащих, а также улучшать восприятие госслужащих населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Марина Владимировна Рыбакова, Наталья Анатольевна Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Civil Servants in Russia Perceived by Students

The competence, responsibility and professionalism of civil servants are the basis for the effective work of government agencies. As part of the study, an analysis of the opinions of Russian students regarding the personal and professional qualities of civil servants, the problems of the population when communicating with civil servants and the image of a civil servant was carried out. The authors make an attempt to analyze the personal and professional value orientations of civil servants, which allows drawing conclusions about how to adjust the activities of civil servants most effectively, as well as to improve the public perception of civil servants.

Текст научной работы на тему «Образ государственных служащих в России в представлении студентов»

условий разного уровня могут не только порождать риски, но и создавать возможности для социальной мобилизации и интеграции.

GABRIELYAN Oleg Arshavirovich, Dr.Sci. (Philos.), Professor; Head of the Chair of Philosophy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (4 VernadskogoAve, Simferopol, Republic of Crimea, Russia; [email protected]) ZOTKIN Andrei Alekseevich, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (4 VernadskogoAve, Simferopol, RepublicofCrimea, Russia; [email protected])

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF YOUNG PEOPLE IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: TESTED BY CRISES

Abstract. The article examines the socio-psychological indicators in the public opinion of the youth of the Republic of Crimea. The paper traces reactions of a social group to crisis phenomena, and considers the indicators of social fears, anomie index, anxiety index, attitudes about identity and migration moods. The authors show the possibilities of the influence of crises on the formation of socially constructive phenomena in the society and individual social groups. Keywords: crisis, social psychology, attitudes, social fears, anomie, anxiety, identity

РЫБАКОВА Марина Владимировна — доктор социологических наук, профессор факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4; [email protected]); главный научный сотрудник ФНИСЦРАН

ИВАНОВА Наталья Анатольевна —кандидатсоциологическихнаук, научный сотрудник факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4; [email protected])

ОБРАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Компетентность, ответственность и профессионализм государственных служащих являются основой эффективной работы государственных структур. В рамках исследования проведен анализ мнений российских студентов относительно личных и профессиональных качеств государственных служащих, проблем населения при общении с государственными служащими, образа государственного служащего. Авторы предприняли попытку проанализировать личные и профессиональные ценностные ориентации государственных служащих, что позволяет делать выводы о том, каким образом можно наиболее эффективно корректировать деятельность государственных служащих, а также улучшать восприятие госслужащих населением.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственные служащие, студенты, ценностные ориентации

Актуальность темы. В настоящее время социально-экономические и политические условия развития современного мира стремительно меняются.

138

ВЛАСТЬ

2 0 2 4' 01

Санкции и давление на экономику и социальную сферу России со стороны западных стран постоянно нарастают. Перед российским государством, с одной стороны, ставятся цели формирования доверия, сплоченности, взаимопомощи и взаимовыручки граждан, с другой - повышения устойчивости и эффективности социальной системы и ее управления, что зависит в т.ч. от повышения эффективности деятельности государственных служащих.

В современном мире ценности и принципы людей, которые обусловливают их поведение, становятся нормой жизни и играют значимую роль. К государственным служащим предъявляются повышенные требования, т.к. от качества выполнения ими своих служебных обязанностей зависит многое в стране, обществе и непосредственной жизни граждан.

В научном дискурсе обсуждаются проблемы ценностных, этических проблем, существующих в российском обществе. Так, ученые отмечают необходимость введения понятия этического климата на государственной службе, назрела необходимость кодификации этических норм государственной службы [Филимонов 2018: 70]. Действенным ресурсом повышения эффективности государственного управления является формирование нравственных качеств личности, повышение профессионализма, создание современной отечественной модели этического регулирования и реализация ее в практике государственной гражданской службы. В своей деятельности государственный служащий должен опираться на законы и нравственные нормы; в этом контексте профессиональная мораль и этическое обязательство не игнорируют общественную мораль, а конкретизируют и уточняют ее в отношении деятельности органов государственнойвласти [Баранов 2021: 29].

Проблема модернизации государственной службы, повышения эффективности ее деятельности, создания положительного имиджа представителя государственной власти приобретает особую актуальность.

В настоящее время нет единого подхода к урегулированию морального аспекта в деятельности государственных служащих. Однако доказано, что в силу специфического социального статуса государственных служащих и их особых властно-распорядительных возможностей существует определенная взаимосвязь между ценностными ориентациями госслужащих и качеством их профессиональной служебной деятельности.

В рамках проведенного авторского исследования была поставлена задача проанализировать соотношение общепринятых ценностей и персональных приоритетов личности применительно к государственным служащим. Это позволяет сделать выводы о том, каким образом можно наиболее эффективно корректировать деятельность государственных служащих, а также улучшать восприятие образа госслужащих со стороны населения. Также вызывает научный интерес анализ мнений студентов о данной проблеме, т.к. молодые люди обладают уникальным личным опытом, ценностями, установками, как полученными в процессе социализации в рамках обучения, так и обусловленными различными взаимосвязями с социальной реальностью.

Исследователи отмечают, что современные процессы социализации молодежи существенно отличаются от подобных процессов прошлых лет, и указывают в качестве вероятных причин этих отличий возникновение и развитие крупных социальных медиа, которые оказываются почти вне участия и контроля государства и при этом ощутимо влияют на формирование ценностных ориентаций [Кожевников2023: 159].

Современная государственная служба Российской Федерации находится в постоянном процессе трансформации. Неизменным остается только прин-

цип, согласно которому основной функцией государственных служащих является служение стране и народу. Следовательно, от госслужащих требуется быть в первую очередь ориентированными на интересы общества и государства, а не на свои собственные. Однако на практике это не всегда так, что обусловливает необходимость корректировки поведения госслужащих. Для изменения служебного поведения госслужащих в требуемом направлении со стороны профильных государственных структур и отдельных лиц зачастую применяются различные административные инструменты - санкции, регулятивные документы (кодексы профессиональной этики) и т.п.

Государственная служба, которая является механизмом и инструментом реализации функций и задач органов государственной власти, должна быть привлекательной для работы молодых людей. Почти 69% населения считают работу чиновников престижной, 67% считают ее сложной, 56% отмечают, что их жизнь зависит от работы чиновников1.

Государственные служащие являются неотъемлемой частью работы государственных органов. Их компетентность, ответственность и профессионализм являются основой эффективной и успешной деятельности государственных структур. Только с помощью слаженной работы государственных служащих можно достичь высокого качества государственного управления и обеспечить благополучие и процветание граждан.

В научном дискурсе изучению личных и профессиональных качеств государственных служащих уделяется много внимания. Основой для качественной подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления является отбор кандидатов на учебу при наличии индивидуальных характеристик, особенностей и возможностей, которые предъявляет будущая профессия чиновника, а также ранняя профессиональная ориентация, которая включает в себя систему соответствующих знаний, умений и навыков, стремление к решению управленческих задач, психологическую готовность к работе с людьми [Афонин, Афонин, Солодилов 2020: 25].

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»2 положил начало ныне существующей системе государственной службы в субъектах РФ. Основным правовым актом, регулирующим сферу государственной службы, является федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3.

Одним из ключевых условий совершенствования разработанного и принятого комплекса мер по повышению эффективности системы государственного управления является система установок, ценностей, профессиональных ориентиров, которых придерживаются современные управленцы. Основные правила этического поведения сочетают в себе как общечеловеческие, так и специфические черты, которые определяют морально-этический портрет современного успешного госслужащего. Государственная служба требует взаимной честности и справедливости; обязательно наличие в отношениях доброжела-

1 Опрос: 83% россиян поддерживает идею сокращения аппарата госслужащих. -Российская газета. 04.12.2020. Доступ: https://rg.ru/2020/12/04/opros-83-rossiian-podderzhivaet-ideiu-sokrashcheniia-apparata-gossluzhashchih.html (проверено 14.01.2024).

2 Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.08.1995 № 119-ФЗ. Доступ: Ьйр://ргауо.воу.т/ршху/1р8/?ёосЬоёу=&пё=102036904&т1я1 8еагсЬ= (проверено 14.01.2024).

3 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Доступ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601 (проверено 14.01.2024).

140

ВЛАСТЬ

2024'01

тельности, сочувствия и отзывчивости; скромности, искренности, терпимости, критического отношения к собственным заслугам и недостаткам; вежливости и корректности в общении. К основным характеристикам профессиональной этики успешного государственного служащего можно отнести профессиональную честь, достоинство, справедливость, такт, профессиональный долг.

Государственный служащий, осуществляя профессиональные функции, обязан руководствоваться морально-этическими качествами, такими как порядочность и честность [Тавокин 2010: 17]. Понятие «честь» рассматривают в трех значениях: как этическую категорию, выражающую положительную оценку обществом деятельности и поведения личности, признание заслуг; как процесс почитания; как внутреннее свойство личности. Моральная ценность личности государственного служащего связана с профессиональной деятельностью и общественным статусом. Она раскрывается через совокупность требований, которые выдвигает мораль общества к государственному служащему как носителю соответствующих публичных полномочий.

Анализ научных работ и публикаций позволяет отметить, что формирование успешности профессиональной деятельности государственного служащего с акцентом на морально-этических принципах является сложным и длительным процессом. При этом важными условиями должны быть стабильность, право, профессионализм, личностные качества и т.п.

Выделяют следующие приоритетные направления формирования, внедрения и реализации морально-этических принципов успешности деятельности государственных служащих: это этические кодексы; комитеты по этике; тренинги; деловые игры, социальные аудиты, юридические комитеты; службы для рассмотрения предложений и возражений граждан по этическим вопросам, изменения в организационной структуре [Акимова 2010: 79].

На базе изложенного выше материала можно констатировать, что именно внутренние ценностные ориентации являются доминантным фактором формирования стиля профессиональной деятельности.

Целью работы является выявление образа государственного служащего в России, ценностных ориентаций, характерных для современных российских государственных служащих, сравнительный анализ профессиональных качеств государственных служащих в России.

Объектом исследования стал набор доминирующих ценностных ориентаций современных российских государственных гражданских служащих.

Методика исследования. Эмпирической базой исследования являются данные глубинного интервью со студентами двух факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, проведенного авторами в октябре 2023 г. В опросе приняли участие 35 чел., из них 22 мужчины в возрасте 20-23 года, 13 женщин в возрасте 20-25 лет, имеющих российское гражданство. Каждое интервью длилось 1,5 часа, в структуру гайда интервью были включены вопросы, отражающие задачи опроса.

В рамках исследования проведен анализ мнений российских студентов относительно личных и профессиональных качеств государственных служащих в России, проблем населения при общении с государственными служащими, образа государственного служащего, того, что необходимо изменить для создания правильного образа государственного служащего в рамках обучения студентов в высших учебных заведениях по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Проведенное теоретическое исследование литературы и источников по теме дает общее представление о состоянии государственной службы, подходах в

России и за рубежом к изучению ценностных ориентаций государственных служащих, а также знакомит с современным диагностическим инструментарием (тесты, опросники, методики и пр.) по исследованию ценностных ориентаций личности.

Кроме того, авторы опирались на материалы интернет-ресурсов и результаты социологических исследований ВЦИОМа, затрагивающих тему ценностных ориентаций государственных служащих. В 2012 г. данные опроса ВЦИОМа показывали, что около 20% респондентов пошли бы работать на государственную службу, а среди молодежи даже каждый третий готов был выбрать профессию государственного служащего1. Главное, что привлекало граждан, это стабильность, социальный пакет, уровень заработной платы и льготы. Только 16% отдавали предпочтение такому качеству госслужащего, как служение Родине, на первое место ставили зарплату (31%)и наличие льгот (28%).

Другое исследование, проведенное в 2021 г. сервисом БирефЬ, показало, что более трети россиян выбрали бы карьеру госслужащего (37%), мужчины в большей степени предпочитали работу на госслужбе, чем женщины (40% и 34% соответственно)2.

Для определения уровня доверия россиян к представителям разных профессий в 2016 г. ВЦИОМ проводил опрос. По результатам исследования люди «больше всего доверяют рабочим (средний балл 4,05), учителям (3,96) и военнослужащим (3,95), а меньше всего - политикам (2,74), предпринимателям (2,84) и чиновникам (2,97)»3. К сожалению, наблюдается низкий уровень доверия к представителям служб государственного управления.

Образ государственного служащего. У российских студентов образ государственного служащего ассоциируется с человеком, занимающим должность в государственной организации и осуществляющим свою работу в интересах государства и его граждан. Он является ключевым элементом в системе государственного управления и выполняет разнообразные функции, необходимые для эффективной и гармоничной работы отдельных государственных органов.

Образ государственного служащего в России может представлять различные аспекты в зависимости от контекста и конкретной должности. У многих студентов образ государственного служащего в России ассоциируется с определенными характеристиками:

- официальность и формальность (государственный служащий должен соблюдать официальные нормы и правила, а также точно выполнять свои обязанности);

- строгая иерархия (государственная служба в России характеризуется строгой иерархией, где подчинение и выполнение приказов вышестоящих должностных лиц относится к основным требованиям);

- коррупция (несмотря на огромное число честных и порядочных государственных служащих, образ служащего в России часто сопряжен с про-

1 Я б в госслужащие пошел, или госслужба: кого и чем она привлекает. Опрос ВЦИОМ от 25.05.2012. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ya-b-v-gossluzhashhie-poshel-ili-gossluzhba-kogo-i-chem-ona-privlekaet (проверено 14.01.2024).

^ Опрос: карьеру госслужащих хотели бы выбрать 37% россиян. - ТАСС. Доступ: ЬИрв:// tass.ru/obschestvo/10887489 (проверено 14.01.2024).

3 Рабочие, учителя военные, или рейтинг доверия профессиональным группам. Опрос ВЦИОМ от 11.01.2016. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-оЬгог/гаЬосЫе-исЬМуа-уоеппуе-Ш-ге^щ-ёоуепуа-ргоГеввюпаЫут^гиррат (проверено 14.01.2024).

142

ВЛАСТЬ

2 0 2 4' 01

блемой коррупции, что наносит ущерб репутации государственной службы в целом);

- бумажная волокита (в России государственная служба часто ассоциируется с многочисленными бюрократическими процедурами, большим объемом документации и формальностей);

- нестабильность и низкая оплата труда (многие государственные служащие в России сталкиваются с нестабильным положением и низкими зарплатами).

Однако, несмотря на эти негативные аспекты, многие государственные служащие в России исполняют свои обязанности честно, преданно служат своей стране и работают на благо общества.

Российские студенты часто отмечают, что граждане могут иметь регулярные контакты с государственными служащими, особенно если они работают в сфере бизнеса или занимаются деятельностью, связанной с государственными организациями. Это может включать взаимодействие с налоговыми органами, государственными ведомствами, местными администрациями и т.д. В таких случаях общение может быть регулярным, частым или даже ежедневным в зависимости от потребностей и требований конкретной организации или проекта.

Для обычных граждан общение с государственными служащими может быть менее частым и зависеть от конкретных ситуаций. Например, это может быть связано с получением паспорта, регистрацией в местной администрации, получением медицинских услуг, участием в судебных процессах и т.д. В этих случаях общение с государственными служащими может быть периодическим или случайным в зависимости от конкретной потребности или обстоятельств.

В целом частота общения с государственными служащими в России будет различаться для каждого человека в зависимости от его профессиональной, личной и жизненной ситуации.

Таким образом, как показало исследование, в России в целом образ государственного гражданского служащего у современных студентов имеет позитивный характер. Но вместе с тем существует необходимость его усовершенствования, улучшения коммуникации государственных служащих с населением, повышения требования к дисциплине и ответственности государственных служащих, учитывая, что не только наказание, но и нравственность и этика выступают социально-правовым регулятором профессиональной деятельности. Также необходимо улучшать социализацию молодого поколения, воспитывать уважение к обществу и государственным учреждениям, увеличивать объем знаний в области истории государственного управления в России.

Список литературы

Акимова Е.Ю. 2010. Социально-психологический анализ профессиональной деятельности государственных служащих. - В мире научных открытий. № 4(10). Ч. 2. С. 79-81.

Афонин А.И., Афонин И.Д., Солодилов A.B. 2020. Структурно-функциональный анализ профессионально важных качеств госслужащего. -Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Экономика. № 2. С. 19-27.

Баранов Е.В. 2021. Кодексы этики государственных служащих в Российской Федерации и проблема их эффективности. - Духовная ситуация времени. Россия ХХ1век. № 3-4(26). С. 29-31.

Кожевников А.М. 2023. Социальные медиа как фактор формирования ценностных ориентаций студентов - будущих государственных служащих. -Власть. Т. 31. № 6. С. 153-162. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v31i6.9876.

Тавокин Е.П. 2010. Государственные служащие (часть 2: тенденции развития кадрового состава федеральной гражданской службы). - Мониторинг обще-ственногомнения. № 3(97). С. 5-17.

Филимонов О.В. 2018. Профессиональная этика в механизме государственного управления. - ТрудыАкадемииуправления МВДРоссии. № 2(46). С. 67-71.

RYBAKOVA Marina Vladimirovna, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University (bid. 4, 27 Lomonosovsky Ave, Moscow, Russia, 119991; [email protected]); Chief Researcher ofthe Federal Center ofTheoretical andApplied Sociology, Russian Academy ofSciences

IVANOVA Natalia Anatol'evna, Cand.Sci, (Soc.), Researcher at the School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University (bid. 4, 27Lomonosovsky Ave, Moscow, Russia, 119991; [email protected])

THE IMAGE OF CIVIL SERVANTS IN RUSSIA PERCIEVED BY STUDENTS

Abstract. The competence, responsibility and professionalism of civil servants are the basis for the effective work of government agencies. As part of the study, an analysis of the opinions of Russian students regarding the personal and professional qualities of civil servants, the problems of the population when communicating with civil servants and the image of a civil servant was carried out. The authors make an attempt to analyze the personal and professional value orientations of civil servants, which allows drawing conclusions about how to adjust the activities of civil servants most effectively, as well as to improve the public perception of civil servants. Keywords: state civil service, civil servants, students, value orientations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.