Научная статья на тему 'Образ города в творчестве заслуженного художника России Л. Р. Цесюлевича'

Образ города в творчестве заслуженного художника России Л. Р. Цесюлевича Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
317
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. Р. ЦЕСЮЛЕВИЧ / ХУДОЖНИК / РИГА / БАРНАУЛ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / КОЛЛЕКЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / LEOPOLD TSESIULEVICH / PAINTER / RIGA / BARNAUL / STATE ART MUSEUM OF ALTAI KRAI / MUSEUM COLLECTION OF PAINTINGS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дариус Е. И.

Леопольд Романович Цесюлевич (1937-2017 гг.) один из выдающихся худож-ников Алтая, гармонично соединивший в своем творчестве традиции русской реалистической школы живописи и постимпрессионистические тенденции западноевропейского искусства. Со-ветский, российский художник-живописец, график, публицист, переводчик, педагог, обществен-ный деятель, член Союза художников СССР (1967 г.), России, заслуженный художник России (2006 г.), Л. Р. Цесюлевич оставил после себя значительное творческое наследие, важное место в котором занимают городские пейзажи с видами Риги и Барнаула. В статье рассмотрены основ-ные этапы творческого пути художника, проведён искусствоведческий анализ ряда его работ из собрания Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул, Россия), выпол-ненных в жанре городского пейзажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN IMAGE IN OEUVRE OF LEOPOLD TSESIULEVICH, HONORED ARTIST OF RUSSIA

Leopold Romanovich Tsesiulevich (1937-2017) is one of the prominent painters of the Altai which coupled traditions of Russian realistic painting school with post-impressionism tendencies in the Western European art in his creative activity. Soviet and Russian painter, graphic artist, journalist, interpreter, teacher, public figure, member of the Union of Painters of the USSR (1967), member of the Union of the Russian Artists, Honored Artist of Russia (2006), Tsesiulevich leaved be-hind substantial artistic legacy that includes urban (Riga, Barnaul) landscape pictures as weighty part of it. The paper considers the Tsesiulevich’s bio key stages, analyses several of his works executed in urban landscape genre that are in collection of State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia) now.

Текст научной работы на тему «Образ города в творчестве заслуженного художника России Л. Р. Цесюлевича»

that usually use for secular buildings interior design (concrete, steel, glass, synthetic stuff etc.) in materials that applied for decoration of internal areas of a today's Orthodox church.

Keywords: a church interior, a symbol, culture, a temple, art of building, architectural traditions, an ideal model of a temple, an Orthodox architectural complex.

УДК 7.071.1Цесюлевич: 75.047(474.3-25+571.150-25)

Е. И. Дариус, старший научный сотрудник Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия),

младший научный сотрудник Российская академия художеств (Москва, Россия)

elenadarius@mail.ru

ОБРАЗ ГОРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ Л. Р. ЦЕСЮЛЕВИЧА

Аннотация. Леопольд Романович Цесюлевич (1937-2017 гг.) - один из выдающихся художников Алтая, гармонично соединивший в своем творчестве традиции русской реалистической школы живописи и постимпрессионистические тенденции западноевропейского искусства. Советский, российский художник-живописец, график, публицист, переводчик, педагог, общественный деятель, член Союза художников СССР (1967 г.), России, заслуженный художник России (2006 г.), Л. Р. Цесюлевич оставил после себя значительное творческое наследие, важное место в котором занимают городские пейзажи с видами Риги и Барнаула. В статье рассмотрены основные этапы творческого пути художника, проведён искусствоведческий анализ ряда его работ из собрания Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул, Россия), выполненных в жанре городского пейзажа.

Ключевые слова: Л. Р. Цесюлевич, художник, Рига, Барнаул, Государственный художественный музей Алтайского края, коллекция произведений.

Леопольд Романович Цесюлевич (1937-2017 гг.) - один из ярких и самобытных художников Алтая, воплотивший в своем искусстве синтез русской и западноевропейской школ. Успешно работая во многих жанрах изобразительного искусства, художник создавал глубокие по замыслу, выразительные по своему воплощению работы, тем самым развивая и обогащая искусство алтайского региона 1960-2000-х гг.

Родился Л. Р. Цесюлевич в Риге. В 1955 году он окончил Рижскую среднюю художественную школу им. Я. Розенталя, а в 1961 году - факультет станковой живописи Государственной академии художеств Латвийской ССР, где его учителями были такие известные художники, как Эдуард Калнынь, Отто Скулме, Хуго Скулме, Конрад Убан. После окончания Академии, работы в филиале Рижского училища прикладного искусства в г. Резекне и службы в рядах Советской Армии, в 1963 году Цесюлевич приехал на Алтай.

В 1968 году Леопольд Цесюлевич был принят в Союз художников СССР (ныне ВТОО «Союз художников России»). Активно включившись в художественную жизнь Алтайского края, он многократно избирался членом правления Алтайского отделения Союза художников (1968-1998), принял участие в организации более чем 300 выставок (краевых, тематических, групповых), занимался пропагандой изобразительного искусства: выступал в радио- и телепередачах, вел большую лекционную работу, в том числе как член Краевого общества «Знание», писал статьи об искусстве.

Творческая и общественная деятельность Л. Р. Цесюлевича не раз была отмечена многочисленными наградами. А в 2006 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

В настоящее время работы Цесюлевича хранятся в музее Н. К. Рериха в Нью-Йорке, музее г. Саппоро в Японии и во многих музеях России. Самая большая коллекция произведений художника - 56 живописных и графических работ находится в собрании Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК). Созданные в период с 1964 по 2013 гг., они дают возможность проследить творческий путь художника и познакомиться с его художественным методом.

Приехав в 1963 году в Барнаул, Леопольд Романович принес на Алтай художественную систему, привитую ему за годы обучения в Латвийской академии художеств. Эта система соединяла в себе особенности некоторых художественных школ Западной Европы (особенно французской и бельгийской) и русской реалистической школы живописи. Учитель и руководитель дипломной работы Л. Р. Цесюлевича, народный художник Латвийской ССР, действительный член Академии художеств СССР Эдуард Фридрихович Калнынь был в свое время учеником выдающегося пейзажиста Вильгельма Пурвита, окончившего в 1897 году Российскую академию художеств (пейзажная мастерская А. И. Куинджи). Пурвит и Калнынь «твердо следовали реалистическим принципам преподавания, щедро делясь со студентами своим опытом, способствуя развитию их творческой индивидуальности» [1].

Живя на Алтае, Цесюлевич ярко проявил себя в жанре тематической картины, портрета и пейзажа. Создавая образно-выразительные, наполненные философским смыслом картины, отражая красоту и величие природы Латвии и Алтая, он, в том числе, много и увлеченно работал в области городского пейзажа. Так, из 56 произведений художника, находящихся в собрании ГХМАК, 27 являются городскими пейзажами, передающими виды Риги и Барнаула.

Через все свое творчество Цесюлевич пронес любовь к своей исторической родине - Латвии и ее столице Риге, расположенной на берегах реки Даугава (Западная Двина) у ее впадения в Рижский залив Балтийского моря. Имеющая концентрическую структуру, Рига возникла на месте древнего торгового поселения прибалтийских народностей. Первое свидетельство о городе в письменных источниках относится к 1201 году. На правом берегу Даугавы находится древнейшее ядро Риги - Старый город, сохранивший сеть узких средневековых улиц, на которых до сих пор можно увидеть строения ХШ-ХУШ вв. [2, с. 84].

В конце 1960-х годов, уже живя в Барнауле, Л. Р. Цесюлевич задумал написать большую живописную серию работ «Янтарный край», посвященную Латвии. Всего художником было создано более двадцати произведений, в том числе, рассказывающих о далекой истории Риги, передающих ее архитектурные памятники, отражающих детские и юношеские впечатления автора.

Картина «Ратушная площадь. Рига» 1970 года - первая работа из этой серии. На переднем плане картины художник изобразил арочный проем, за которым открывается вид на Ратушную площадь, центральное место Старой Риги, и памятник Роланду, рыцарю Карла Великого, ставшему героем эпоса («Песнь о Роланде») и поэм итальянских поэтов конца XV - начала XVI вв. Памятник Роланду в Риге - это символ свободы горожан. «Пока стоит Роланд, Рига будет существовать», - повествует предание [там же, с. 85]. За памятником видны средневековые жилые дома, названные «Три брата». За ними возвышается башня готической церкви Святого Петра, построенная в ХШ-ХГУ вв., перестраиваемая в XVII-XVIII вв. и восстановленная в 1970-1973 гг. В работе художник использовал синие, розовые и зеленые цвета. Его живопись декоративна, для нее характерны условность звучных красок, порой строящихся на контрасте: синие крыши домов контрастируют с розовым цветом неба.

В том же 1970 году Цесюлевичем были созданы еще три работы, посвященные Риге, -«Рижские башни», «Гавань», «Корабль».

В произведении «Рижские башни» художник стремился показать известные архитектурные памятники Старой Риги, соединив их вместе на своем полотне. За крепостной стеной, когда-то окружавшей весь город, справа возвышается собор святого Петра, рядом с ним жилые дома «Три брата». С небольшим смещением от центра влево изображена Домская церковь, построенная в романо-готическом стиле. Далее Кафедральный собор XIII века святого Екаба (Якова), перестраивавшийся в XIV и XVIII вв.

В романтическом ключе выполнены работы «Гавань» и «Корабль», в которых художник не столько стремился точно зафиксировать архитектурные памятники Риги, сколько хотел передать дух прошлого, атмосферу того времени, когда в Рижскую гавань заходили величественные парусные корабли. В 2008 году картина «Корабль» стала одной из заглавных работ на персональной выставке Цесюлевича, состоявшейся в Государственном художественном музее Алтайского края. «Свое творчество я называю «Кораблем счастья», - говорил художник, - ибо в живописи, в искусстве я нахожу счастье. И в цикле «Янтарный край» есть картина «Корабль», созданная на основе легенды: ночью в гавань заходит «Корабль счастья», и кто поднимется на него, тот обретет счастье» [3, л. 5].

Кроме работы «Корабль», в рассмотренных произведениях Цесюлевича нет изображений человеческих фигур. Его пейзажи величественны и безлюдны, но присутствие человека ощущается

через образы домов, каменных мостовых, кораблей и лодок. Гармония созданного руками человека и природы была осознана художником и донесена до зрителя. Специально обобщая формы, Цесюлевич стремился передать самое главное. Работы написаны пастозно, крупными мазками, зачастую нанесенными мастихином. Динамика мазка пластически выразительна. Гибкий, подвижный мазок передает как материальность предметов, так и раскрывает их внутреннюю жизнь. Закономерно в произведениях художника повышение декоративности. Цветовая гамма мыслится живописцем как единая система, соотносящаяся с изображенным мотивом, приводящая к гармонии открытые, нередко контрастные цвета.

Продолжением темы, посвященной истории Риги, является полиптих «Память моего детства. Рига 1941-1944 гг.», созданный Цесюлевичем в 1985 году. Связанные общим замыслом пять произведений художника: «1941. Мост. Оккупация», «1942. Ратушная площадь», «1943. Колонна смерти», «1944. Последняя ночь», «13 октября 1944. Освобождение» рассказывают о Риге времен Великой Отечественной войны.

1 июля 1941 года немецко-фашистские захватчики оккупировали Ригу. 13 октября 1944 года в результате Прибалтийской операции город был освобожден Советской Армией. Через всю жизнь Цесюлевич пронес воспоминания о том страшном времени. «Я видел путь смерти, -рассказывал художник. - По городу ходить нельзя, разговаривать нельзя. Жуткая, зловещая тишина. Слышим шорох на мостовой - колонна. Идут, грудь к спине, плечо к плечу, тянут ноги по булыжнику. Старики, женщины, дети. В центре колонны - женщина лет пятидесяти. Помню ее глаза, полные ужаса обреченности. Их вели за город, на расстрел. Там день и ночь работал пулемет. Такое не забывается. От меня ничего не ушло, все в душе, перед глазами» [4].

Определенные композиционные решения работ полиптиха, единый холодный сине-серо-кобальтовый колорит и техника быстро нанесенных мазков, создающих ощущение зыбкости и эфемерности уцелевшего мира, наглядно передают все увиденное и пережитое художником. «В какой-то мере я участвовал в войне, - вспоминал впоследствии Цесюлевич. - Мой родной дядя был подпольщиком, мой дед тоже. Я был иногда часовым, иногда связным. Пять дней до освобождения Риги мы их прятали, я сам их прятал - мне было тогда семь лет. В войну ребенок быстро взрослеет. Не интеллектуально - эмоционально. Он чувствует атмосферу страха, понимает все это: облавы, опасность, гетто... Он берет готовые эмоции взрослых, очень быстро их ассимилирует... Это формирует главные представления о жизни: ради чего стоит жить, ради чего не стоит, что есть честность, что - предательство» [5].

Другой, не менее значимой темой в творчестве Леопольда Цесюлевича в области городского пейзажа является тема Барнаула, города, ставшего для живописца родным. Данной теме художник посвятил большое количество живописных произведений, обращаясь как к прошлому города, так и к его современности. Это такие произведения, как «Октябрьская площадь» (1978), «Терема» (1978), «Студенческий проспект» (1984), «Вечерний зной в Барнауле» (2003), «Рождественские звоны. Александро-Невский храм г. Барнаула» (2004), «Гостиница «Империал» в Барнауле в свои лучшие годы» (2005) и многие другие. В каждом из них художник стремился уловить и передать жизнь города, запечатлеть его неповторимость и изменчивость. «В Барнауле я имею сюжеты, которые мне нравятся, - говорил в одном из своих интервью Цесюлевич. - Здесь богатая история, студенчество интересное, музыканты хорошие, со многими я дружу, ученые. Здесь есть то, чем я могу заниматься» [там же].

Картина «Терема», написанная в 1978 году, посвященная Барнаулу, стала одной из самых известных и часто экспонируемых работ Цесюлевича. Создание ее не случайно. Из рассказов художника известно, что ему очень нравилась архитектура города конца XIX - начала XX вв. [2, с. 87]. Особенно, только приехав в Барнаул, любил он рассматривать бывший особняк купцов братьев Шадриных (пр. Красноармейский, 8). Притягательно красив был этот двухэтажный деревянный дом, построенный в конце XIX века в формах эклектики с элементами модерна, украшенный пропильной резьбой, на фоне красного заката в поздние холодные зимние вечера, когда его окна освещались теплым светом. Живописцем было выполнено несколько этюдов с видами этого дома. Собранный этюдный материал, после того, как в 1976 году особняк Шадриных сгорел (восстановлен в 1978), послужил живописцу основой для картины «Терема».

Композиция работы необычна. На одной улице, рядом друг с другом, соседствуют три памятника деревянного зодчества Барнаула, находящиеся в разных местах города. Справа изображен бывший дом А. А. Лесневского (ул. Ползунова, 56), построенный в начале ХХ века в стиле модерн, в центре - бывший дом купцов Шадриных, а слева виден угол здания бывшей женской

гимназии М. Ф. Будкевич (пр. Красноармейский, 14; ул. Короленко, 96). Художник несколько преобразил внешний облик строений, наделив их чертами готики. Смело построил он в картине цветовые отношения: кобальтовый цвет неба и снега, контрастируя с красным цветом заката и освещенных окон, усиливают звучность друг друга. Неровное мерцание красного света в окнах, языки алого пламени заката на дальнем плане создают впечатление пожара в этом условном, декоративном по цвету произведении.

По композиционному решению картина «Терема» перекликается с живописной работой Це-сюлевича «Вечерний зной в Барнауле», написанной в 2003 году. Изящные очертания особняка Шадриных, дома Лесневского и гимназии Будкевич видны сквозь зеленую листву деревьев. Они, так же, как и в работе «Терема», размещены на одной улице, по которой идут люди, излучающие свет. Светлые образы людей уравновешены желтоватыми облаками, изображенными по центру и слева в верхней части композиции. Сложная сине-зелено-желтая цветовая гамма передает ощущение жаркого летнего дня. Различия работ «Терема» и «Вечерний зной в Барнауле» в цветовом решении, формате полотен, технике написания. Но объединяет их общий замысел автора -отображение трех архитектурных памятников Барнаула, запечатленных в едином порыве ввысь. Наделенные чертами готики, они напоминают постройки древней Риги.

Спустя два года, в 2005 году Цесюлевичем было написано живописное полотно «Гостиница «Империал» в Барнауле в свои лучшие годы». Работа создавалась как парная к картине «Вечерний зной в Барнауле», но может рассматриваться и как самостоятельное произведение. На ней изображена не сохранившаяся до наших дней гостиница «Империал» (ул. Мало-Олонская, 28; сгорела в 1997 г.). Деревянное двухэтажное здание гостиницы, построенное в 1909 году, являлось историко-мемориальным памятником, связанным с пребыванием в ней в 1926 году Н. К. Рериха [6, с. 288]. Момент прибытия 28 июля 1926 года в Барнаул членов Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха воспроизведен в работе. Тонкость цветовых переходов, единая нежно-розовая цветовая гамма, легкость иллюзорных линий создают в картине лирическое настроение, передают аромат прошлого.

Самым крупномасштабным полотном, выполненным Цесюлевичем в жанре городского пейзажа, можно назвать работу 1984 года «Студенческий проспект». На первом плане картины художник запечатлел студентов, спешащих на занятия. На дальнем - изобразил известные здания и места Барнаула (слева направо): Демидовскую площадь, бывший дом купцов Шадриных, здание главного корпуса Алтайского государственного медицинского университета, бывший дом А. А. Лесневского, памятник И. И. Ползунову возле Алтайского государственного технического университета, установленный в 1980 году в честь празднования 250-летия Барнаула (скульптор И. Д. Бродский). В работе художник использовал фризовое построение композиции, специально выбрав горизонтальный формат полотна и расположив фигуры людей вдоль передней плоскости картины. Как и во многих других своих произведениях, в картине «Студенческий проспект» живописец применил прием контраста, придающий особую выразительность работе: движение фигур студентов контрастирует со статикой и неподвижностью архитектурных строений, теплые цвета их одежд контрастируют с холодным цветом снега и зимнего неба. Картина наполнена особой поэтикой, она отличается монументально-декоративным решением, изысканностью композиционного ритма и цветовых сочетаний.

Рассматривая городские пейзажи Л. Р. Цесюлевича, нельзя не отметить пастельные работы художника конца 1960 - начала 1970-х гг. с видами Риги и Барнаула, выполненные с натуры. Среди них «Рижский замок» (1969), «Танец цыганки» (1970), «Старый базар в Барнауле», «Декабрь в Барнауле» (обе 1968 г.), «Зимка. Декабрь на Северо-Западной», «Терем. Барнаул» (обе 1969 г.) и др.

Если в картинах Цесюлевич выражал свое мироотношение, воплощая свое представление о жизни, о бытии человека в этом мире, специально строя композицию, продумывая каждую деталь, зачастую преображая предметы и природу, то в рисунках он передавал свои реальные впечатления от естественной, не преобразованной действительности. В них запечатленные уголки природы несут чувства и представления другой сферы, другой тональности - такие, которые не могли получить своего выражения в картинах. Отдельные дома, новые застраивающиеся улицы города, переданные свободными, динамично нанесенными линиями, стремительными росчерками, контрастами и столкновениями пятен, отражают обостренность чувств мастера.

В искусстве Алтая творчество Леопольда Романовича Цесюлевича занимает особое место. В своих произведениях он воплотил синтез русской и западноевропейской школ. Полотнам художника, в том числе его городским пейзажам, присуще чувство современности, соединенное с обращением к историческому прошлому, стремление к эпичности и монументальности.

Опираясь на реалистические и постимпрессионистические тенденции, часто переплетающиеся с символизмом, он создавал обобщенный, романтически окрашенный образ мира.

Список литературы

1. Искусство Эдуардо Калныньша [Электронный ресурс] / Культура и искусство = Culture and Art. -Электрон дан. - 2016. - Режим доступа: ШрУ/сикиге-аЛги/искусство-эдуардо-калныньша/ (дата обращения: 20.03.2018).

2. Дариус, Е. И. Тема города в творчестве Л. Р. Цесюлевича (на примере произведений художника, находящихся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края) // Вторые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. матер. X регион. науч.-практ. конф. (Барнаул, 16-17 окт. 2006 г.). -

Барнаул : Алтайский дом печати, 2007. - С. 82-90.

3. Научный архив ГХМАК. Ф. II. Р. 2. Д. 491.

4. Шеланкова, А. Человек способен на героизм / А. Шеланкова, Е. Балакина // Мой мир. - 2007. -№ 8. - 28 авг. - С. 3.

5. Хомайко, Л. Правила жизни художника Леопольда Цесюлевича // Свободный курс. - 2008. -16 апр. - С. 18.

6. Названия улиц города Барнаула: историко-лингвинистическое описание / отв. ред. Л. М. Дмитриева. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2003. - 632 с.

Elena I. Darius, Senior Researcher State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia),

Junior Researcher Russian Academy of Arts (Moscow, Russia) elenadarius@mail.ru

URBAN IMAGE IN OEUVRE OF LEOPOLD TSESIULEVICH, HONORED ARTIST OF RUSSIA

Abstract. Leopold Romanovich Tsesiulevich (1937-2017) is one of the prominent painters of the Altai which coupled traditions of Russian realistic painting school with post-impressionism tendencies in the Western European art in his creative activity. Soviet and Russian painter, graphic artist, journalist, interpreter, teacher, public figure, member of the Union of Painters of the USSR (1967), member of the Union of the Russian Artists, Honored Artist of Russia (2006), Tsesiulevich leaved behind substantial artistic legacy that includes urban (Riga, Barnaul) landscape pictures as weighty part of it. The paper considers the Tsesiulevich's bio key stages, analyses several of his works executed in urban landscape genre that are in collection of State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia) now.

Ключевые слова: Leopold Tsesiulevich, a painter, Riga, Barnaul, State Art Museum of Altai Krai, museum collection of paintings.

УДК 246::281.96:069.02:7(571.150)

А. А. Клубков, кандидат культурологии, младший научный сотрудник Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул, Россия)

antklub@mail.ru

«ОСКОЛОК ДРЕВНЕЙ РУСИ» НА АЛТАЕ: КОЛЛЕКЦИЯ ПРЕДМЕТОВ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ИСКУССТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Аннотация. Охарактеризован состав факторов, оказавших, по мнению автора, решающее влияние на генезис русской старообрядческой культуры на Алтае. Проанализированы богословский и эстетический аспекты древнерусского культового искусства. Представлен общий обзор ряда предметов религиозного искусства из фондов Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул, Россия): деревянных храмовых и литых медных икон, складней, крестов и пр.

Ключевые слова: русская традиционная культура, иконы, медные иконы, старообрядцы, Викула Балыкин.

В истории русской культуры можно выделить несколько периодов: Древняя Русь, период между реформами Патриарха Никона и реформами Петра Великого, культура периода Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.