Научная статья на тему 'Образ героини прошлого, настоящего. И будущего? Пьеса И. А. Всеволожского «Марианна Ведель»'

Образ героини прошлого, настоящего. И будущего? Пьеса И. А. Всеволожского «Марианна Ведель» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
М. Г. САВИНА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / В. Г. БЕЛИНСКИЙ / КАПИТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мельничук Лев Дмитриевич

в статье отмечаются существенные черты второй пьесы И. А. Всеволожского. Указывается тесная связь произведения с общественным контекстом жизни России того времени. В драматургическом произведении затрагиваются темы, которые редко поднимались в литературе рубежа XIXXX веков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ героини прошлого, настоящего. И будущего? Пьеса И. А. Всеволожского «Марианна Ведель»»

The image of the heroine's past, present. And the future? Play of I. A. Vsevolozhsky «Marianne Wedel» Melnychuk L. (Russian Federation) Образ героини прошлого, настоящего. И будущего? Пьеса И. А. Всеволожского «Марианна Ведель» Мельничук Л. Д. (Российская Федерация)

Мельничук Лев Дмитриевич /Melnychuk Lev - аспирант, Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье отмечаются существенные черты второй пьесы И. А. Всеволожского. Указывается тесная связь произведения с общественным контекстом жизни России того времени. В драматургическом произведении затрагиваются темы, которые редко поднимались в литературе рубежа XIX-XX веков. Abstract: the article points out the essential features of the second play I. A. Vsevolozhskogo. Indicates a close relationship with the social context of the work life of Russia at the time. In dramatic works cover topics that are rarely raised in the literature of XIX-XX centuries.

Ключевые слова: М. Г. Савина, национальный вопрос, В. Г. Белинский, капитализм. Keywords: M. G. Savina, the national question, V. G. Belinsky, capitalism.

В истории русской культуры важную роль сыграл И. А. Всеволожский (1835-1909 гг.) - директор российских императорских театров, прекрасный художник и драматург. Его художественное наследие составляют, в частности, две его самостоятельно написанные пьесы «Сестры Саморуковы» (1890 г.) и «Марианна Ведель» (1898 г.).

Главная линия развития действия - борьба Марианны за чувство к Курбатову (есть и другие, но незначительные драматургические линии - отношения Бориса и Мери, финансист Кантеораки неоднократно сватается к Марианне). Именно она в полном смысле слова управляет и основными персонажами пьесы.

Образ Марианны наполнен важным социальным обобщающим смыслом и остротой индивидуальной характеристики. Сама Марианна - значительный символ роста буржуазии на рубеже веков. В героине запечатлены характернейшие качества целого социального класса - ум, энергия, деловитость и невероятная целеустремленность, соединенные со стремлением к образованию и культуре - комплекс самых различных свойств. Марианна Ведель - ответ автора на подобную настоятельную потребность своего времени.

Уже в первой сцене дана характеристика образа героини, и представлены почти все ее существенные черты. Это стало возможным благодаря содержательной плотности повествовательной ткани пьесы и возросшему мастерству драматурга - почти каждая фраза здесь наполнена определенным смыслом. Это ярко выраженная волевая сильная личность с ясно определенными чертами, которая осуществляет свое подлинное духовное рождение во враждебном ей мире и в борьбе с ним пересоздает действительность. В этом смысле Марианна - личность героическая. Символический смысл имеет указание на то, что она, в частности, занималась устройством железных дорог, строительством - то есть героиня очень активно изменяет реальность и в буквальном, самом прямом смысле этого слова. Ясно поняв свое скромное место в мире, унижаемая, она решилась на осуществление подлинной значительной «жизненной программы», исполнению которой она следует твердо и неотступно. Но все эти многочисленные черты героини сочетаются с выявлением ее внутреннего, психологического состояния. Догадываясь, что сердце Курбатова отдано другой, она умело выясняет ее имя. Чуткость по отношению к каждому, с кем Марианна поддерживает беседу, искренняя эмоциональная вовлеченность в общение сочетается в ней с точным и ясным ощущением своей цели в том или ином

конкретном случае. Внимательность, а зачастую и искренность по отношению к другим сочетается в ней со специфической направленностью поведения - она старается всем комплексом своих качеств - и интеллектуально-логических, и эмоциональных, организовать поведение и свое, и своих собеседников таким образом, чтобы оно было ей наиболее выгодно. После разговора с дядей Курбатова - Вратским - последний поддерживает Марианну в глазах племянника, поддавшись на уговоры, Мери отдает ей цветы - подарок Курбатова.

Особую значительность Марианне Ведель придает образованность, которая сочетается в ее облике с ярко выраженным женским началом. Этот высокий уровень культуры - один из источников масштабности ее образа. Надо уточнить, что формально все дела ведет ее отец. Но фактически он лишь представительствует, по существу, выполняя ее поручения. Ведь женщины не имели в то время права активно участвовать в деловой жизни. Этот мотив наполнен и особым смыслом, ясно указывая на одну из существеннейших черт главной героини - умелого манипулятора людьми.

Особую многомерность и значительность образу придает соотнесенность героини со сферой значительных человеческих понятий. Она не ограничивается только сферой материальной действительности. Также в самом начале пьесы Марианна Ведель утверждает: «Деньги - это средство, а не цель жизни. Я сознаю силу богатства, но эту силу я употреблю на достижение других сил. А не опять денег» [1, с. 6]. Эти слова, сказанные в начале пьесы, являются своеобразным эпиграфом к образу героини. И весь строй произведения показывает правдивость и искренность этих слов Марианны, определяющих важнейшие черты ее личности. Ее деловые интриги наталкиваются на искреннее чувство к князю Борису Курбатову. В отношении героини к своему избраннику сказалось такие качество, как стремление найти себе духовно-нравственного кумира -«учительство». Наиболее ярко в то время эта тенденция проявилась в романах Тургенева; женщинам его произведений, стремящимся к жизни действенной и наполненной, она в высшей степени свойственна. Двойственность структуры персонажа - капиталиста того времени - характерна для многих героев известных писателей эпохи - Д. М. Мамина-Сибиряка, П. Д. Боборыкина, И. Н. Потапенко. В этих персонажах часто борется возвышенное с низменными, меркантильными интересами. Особо значимо соответствие заглавной героини пьесы самым разным временным периодам истории человечества. Об одних из них мы можем судить определенно (в частности, Россия рубежа Х1Х-ХХ веков и современная). О других можно только догадываться. Это действительно вневременной образ из прошлого, настоящего, возможно, будущего.

Существеннейшую сторону в идейном богатстве драматургического произведения играет исполненная большой содержательной глубины и значимости тема терпимости прогрессивных слоев российского великосветского общества, которые представлены здесь Вратским, княгиней Олонецкой и графиней Бронницкой, к Марианне Ведель и ее отцу, в плане отчетливо выявленной их национальной принадлежности.

Родственны Марианне некоторые образы деловых людей в живописи эпохи. В особенности, портреты известных предпринимателей и тонких знатоков искусства того времени И. А. Мамонтова, Б. В. Щукина, С. Т. Морозова, работы В. А. Серова. В них выразительно показан дуализм личностей портретируемых героев. Энергичный динамизм часто сочетается в них со значительным эстетезированным внутренним содержанием.

Масштабность образа Марианны особенно заметна по контрасту с остальными персонажами. Невольно все они в той или иной степени уступают ей, а отчасти и поэтому все они находятся на периферии нашего внимания. Ее отец полон любви и внимания к дочери, исполняет ее требования, соглашается на брак дочери с Курбатовым. Вратский -типичный у Всеволожского резонерствуюший и «направляющий» тип представителя высшего общества, проницателен и чужд сословных предрассудков. Он поддерживает Марианну в глазах Бориса и является сторонником их брака. Не осуждая ее за появление в сомнительном виде в комнате племянника, Вратский говорит Курбатову: «А по-моему,

она помешала тебе сделать величайшую глупость... какая тебе жена Мери Альшанская. А Марианна тебя любила. Неужели это страстное чувство не тронуло твоего сердца? Есть что-то героическое в ее поступке [1, с. 28-29]. В то же время рассудительный и лениво-вальяжный персонаж Вратского - исполненный в некоторых случаях удивительной живости и непосредственности. Он считает что «вправе пользоваться и усладить свою жизнь по своему усмотрению, прибегая даже ко всяким Rosalie и Constance» [1, с. 8]. Себя самого он характеризует так: «эпикуреец и эгоист. Эгоизм славный двигатель и зиждительное начало» [1, с.8]. Мастерство в индивидуализации трактовки амплуа резонера придает яркость и жизненность этому образу.

Очень существенно знакомство с цензурным экземпляром пьесы из собрания Отдела рукописей и редкой книги театральной библиотеки Санкт-Петербурга [2]. Цензурное ведомство внесло относительно небольшие правки, но крайне важно, что почти все они связаны с образом заглавной героини и содержательно очень существенны. Проследим самые важные купюры. В начале пьесы зачеркнуты слова, полные неприязни к английским антикварам, «обиравшим ежегодно наши сокровища искусства [2, с. 2] (имеется в виду скупка ценных художественных вещей у обедневших аристократов). Ниже зачеркнуты строки, показывающие агрессивное предпринимательское начало у героини: «Я хотела идти вперед: добилась знатности, влияния. Но тут мне представился князь Курбатов. Когда его дядя Вратский определил его к нам на железные дороги, я тотчас же наложила на него свою руку» [2, с. 25]. Скепсиса и нескрываемого презрения иногда наполнены некоторые ее слова о своем отце. Она резко отвечает ему: «Папа, у вас есть «но» на все. Пора бы вам отбросить это слово в разговоре со мной» [2, с. 25]. Далее она заявляет: «когда выпустили семнадцать лет назад из пансиона, я возымела гордость переделать отца, переобразовать его. Рутина поглотила его, идеи обмельчали, он не доверял самому себе. Дрожал над накопленными деньжонками и боялся риска. Я должна была его забрать в свою власть - руководить, советовать, одобрять, и наконец, собравшись с силою, толкнуть его в большие предприятия. Когда дорога шла в гору, и в гору каменистую, с обрывами, рытвинами, мне приходилось погонять, все погонять» [2, с. 34]. В первоначальном варианте Марианна Ведель - личность исключительных эмоциональных измерений, исполненная сильного накала страстей. Она говорит Борису Курбатову о его предстоящем браке с княжной: «Вам же нужна любовь, горячее сердце, которое бы врезалось в вашу грудь, билось вашей кровью, жило бы вашей жизнью. Остановитесь, пока еще есть время. Вы погубите себя, вы погубите себя» [2, с. 59].

Образ Марианны Ведель, изначально задуманный драматургом - это сильная, разнообразная и очень масштабная фигура. Значительное интеллектуальное развитие сочетается в ней с активным деятельным началом, способность подчинять себе реалии действительности - с потребностью подчинения любимому человеку, цинично-агрессивные наступательные черты, все сметающие на своем пути к определенной цели, переплетены в ней со стремлением к высокому идеалу. И еще ближе Марианне Ведель образ главной героини из рассказа Н. С. Лескова «Воительница», в которой так же сложно переплетены деловитость, альтруизм и склонность к большому чувству. Здесь воплотилась значительная мысль того времени об аристократии, как общественной силе, облагораживающей порывы буржуазии. Эта мысль была очень дорога В. Г. Белинскому, который утверждал, что российское дворянство явится силой «контрбалансирующей» [3, с. 151], уравновешивающей представителей среднего сословия.

В содержательно-разнообразном круге тем пьесы запечатлены также важные общественные процессы роста буржуазии, сращивание дворянства и представителей третьего сословия, движение за эмансипацию человека.

В пьесе «Марианна Ведель», которая впервые была представлена на сцене Александринского театра в бенефис Савиной 15 января 1898 года, даже в маленьких ролях участвовали лучшие актеры театра: М. Г. Савина (Марианна), Р. Б. Аполлонский (Курбатов), М. И. Писарев (Ведель), Е. Н. Жулева (Олонецкая), А. И. Абаринова

(Броницкая) [4, с. 151]. Эффектный «Альбом моментальных снимков» [5], сделанный от руки, дает представление об оформлении спектакля. Роскошная обстановка в доме Веделя [5, л. 48] состоит из дубовых резных панелей, покрывающих стены, некоторые из которых выполнены в виде стилизованных раковин. Кабинет украшен и монументальными шпалерами. Справа находится беломраморный камин. Эффектный мебельный гарнитур довершает впечатление. Это относительно небольшое пространство фактически выдвинуто вперед и находится на авансцене, «панцирь» темных стен которых сумрачно «давит» на зрителя - так тягостна атмосфера деловой жизни. Оформление второго действия [5, л. 49] совершенно иное. Перед нами предстает гостиная в светлых тонах в стиле неорококо. Быстрое легкое движение характеризует разнообразную лепнину стен, изящные декорированные пилястры. Очень выразительны пестрые буфетные стойки третьего действия, [5, л. 52] обозначающие роскошь, не лишенную некоторого дурновкусия. Оформление пятого действия [5, л. 54] схоже с первым. Но строгость интерьера смягчается картинами и фарфором, который украшает «комнату» Курбатова, привнося в композицию помещения сложный и прихотливый ритм.

Литература

1. Всеволожский И. А. Марианна Ведель. СПб., тип. Я. И. Либермана, 1898. 33 с.

2. Всеволожский И. А. Марианна Ведель. Рукописный экземпляр. 1898. СПбТБ. (ОРИРК). 48888

3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. / Виссарион Григорьевич Белинский. Л. - М.: ГИХЛ, 1956 . 2 т. 763 с.

4. Аноним. Обозрение деятельности императорских театров в сезоне 1897-1898 годов. Санкт-Петербургский русский драматический театр. / Аноним // Ежегодник императорских театров 1897-1898 гг. С. 115-190.

5. Альбом моментальных снимков вновь поставленных пьес на сценах императорских театров с 1.09.1897 по 28.09.1898 года. Часть 1. 1897-1898. СПб., 1898. 120 л. СПбТБ. (ОРИРК). ЭФ 41 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.