УДК 008.2
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Д. ВИЛЬНЁВА)
Бейсембенов Тимур Искандерович.
г. Новосибирск, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет», студент, beysem@gmail.com.
Иващенко Яна Сергеевна.
г. Новосибирск, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет», профессор кафедры истории и политологии, iva_ya@mail.ru.
Аннотация. В работе на примере творчества канадского режиссёра Дени Вильнёва осуществлен анализ образа человека будущего. Представлен обзор и краткая характеристика современных дискурсов интерпретации будущего человечества. Человек будущего в художественной культуре и творчестве Дени Вильнёва - это сверхчеловек, наделенный сверхспособностями, но лишенный духовно-нравственного наполнения.
Ключевые слова: научная фантастика, киберпанк, сверхчеловек.
IMAGE OF HUMAN FUTURE IN MODERN CINEMATOGRAPHY (ON THE EXAMPLE OF D. VILNIOV'S CREATIVITY)
Beisembenov Timur Iskanderovich.
Novosibirsk, Federal State-Financed Educational Institution of Higher Learning «Novosibirsk State Technical University», student, beysem@gmail.com.
Ivaschenko Yana Sergeevna.
Novosibirsk, Federal State-Financed Educational Institution of Higher Learning «Novosibirsk State Technical University», Professor of the Department of History and Political Science, iva_ya@mail.ru.
Abstract. The paper analyzes the image of the man of the future on the example of the canadian film director Denis Villeneuve . The review and brief description of modern discourses of interpretation of the future of mankind are presented. The man of the future in the artistic culture and creativity of Denis Villeneuve is a Superman, endowed with superpowers, but devoid of mentally and moral content.
Key words: science fiction, cyberpunk, superman.
Будущее всегда представлялось таинственным и притягивало человека. На каждом новом этапе развития общество изобретало все новые способы обращения к нему. В условиях современности преобладают магический, научный и художественный дискурсы интерпретации будущего, причем в реальных культурных формах границы этих тезаурусов становятся все менее заметными.
Иррациональные модели трактовки грядущего подпитываются научными идеями с целью создания иллюзии достоверности для искушенной публики. Художественный формат, представленный фантастическими жанрами, тоже обращается к научным интерпретациям эволюции человека и общества. На этом основывается научная фантастика.
В футурологии, которая получает широкое распространение с 1940-х гг., выделяют две ключевые стратегии развития человека, производные от двух цивилизационных моделей развития общества и двух философских традиций: западный и восточный варианты сверхчеловека [2]. Но будут ли такие различия еще актуальны через сто-двести лет, если даже на уровне антропологических признаков отмечается существенный рост единообразия человека?
Идея сверхчеловека развивается средствами художественной культуры. Причем в таких интерпретациях не всегда понятно, где заканчивается реальная наука, а где начинается вымысел. В рамках художественного дискурса формируется образ сверхчеловека техногенной цивилизации, получившего свои сверхспособности в качестве дара. Безграничные возможности ему дают генная инженерия и нанотехнологии, создающие из исходных субстанций гибриды «улучшенного качества». Постчеловек способен изменять свою природу (физические и интеллектуальные качества) посредством высоких технологий. Альтернативными вариантами и модификациями человека выступают киберпанк, робот, андроид, киборг, ноосферный человек [2].
Понятие «киберпанк» сегодня служит также обозначением жанра научной фантастики, который отражает деградацию человеческой культуры на фоне технологического прогресса и развития информационных технологий. Типичные произведения в жанре киберпанк представляют собой антиутопическое изображение будущего мира, в котором такие достижения цивилизации, как информационные технологии и кибернетика, сочетаются с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве [1, с. 75-76].
Похожие идеи высказывал еще сто лет назад О. Шпенглер в произведении «Закат Европы». Посредством оппозиции культура-цивилизация, представляемую однородной антитезам живое-мертвое, духовное-материальное, культ-техника, он показывал динамику культуры. Культура, по мнению О. Шпенглера, проходит определенные фазы развития и превращается в цивилизацию. Интенсивное технологическое развитие автор связывал с фазой цивилизации, которой завершается развитие каждого культурно-исторического типа. В описании этого завершающего этапа он использовал выражение «мумия культуры», которая повторяет только внешние конфигурации прежних форм и лишена внутреннего духовно-нравственного и эстетического наполнения [6]. Идеи О. Шпенглера в течение столетия неоднократно актуализировались в социально-гуманитарных исследованиях и художественных формах отражения реальности.
В конце XX в. ситуацию духовно-нравственной деградации описывает Брюс Стерлинг в своем эссе «Киберпанк в девяностых»: «... мы любим играть с огнём, просто потому, что нам это нравится; а если на чем-нибудь можно будет делать деньги, то нас уже ничто не удержит <...>; содержимое человеческого мозга не является чем-то священным, напротив, человеческий мозг является предметом
многочисленных научных разработок <...>, на духовный аспект уже никто не обращает внимания» [4].
Представителем киберпанка или одним из его предшественников считают Филипа Киндреда Дика (Phillip Kindred Dick) - автора романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968 г.), экранизацией которого выступает фильм «Бегущий по лезвию» 1982 года. Его продолжением является «Бегущий по лезвию 2049» - англо-американский фильм канадского режиссёра Дени Вильнёва и продюсера Ридли Скотта, представленный на суд зрителей в 2017 году. Российский кинокритик Нина Цыркун отмечает присутствие в сюжете фильма главной метатемы - «желания человека стать богом. И не просто богом, а богом, карающим собственное создание, которое вышло из повиновения» [5].
Вариацией шпенглеровской антитезы культура-цивилизация здесь выступает противоположение человек-репликант. Репликанты - это организмы, созданные усилиями генной инженерии, внешне ничем не отличающиеся от человека (даже физиологически их организм схож с человеческим), но при этом обладающие большей физической силой. Главным отличием выступает наличие/отсутствие души, собственных воспоминаний (репликантам навязывают готовые сценарии прошлого согласно их миссии) и способности к репродукции. Изменив воспоминания можно изменить параметры, интерпретируемые в качестве личностных. Но далее в сюжет фильма умышленно вносится неопределенность, размывающая границы между репликантами и людьми, что можно расценивать в качестве художественного приёма, цель которого поставить перед нами фундаментальный вопрос: что значит быть человеком? Люди, у которых есть душа и собственные воспоминания, злы и порочны. Из сюжета фильма также следует, что репликант на самом деле более человечен, чем люди. В рецензии Бориса Иванова на фильм отмечается, что «репликанты выглядят как взрослые люди, но в их сознании немало детского.», они обладают «душевной уязвимостью и наивностью» при том, что у них нет души [3].
Вместе с тем образ репликанта в фильме в чем-то сближается с образом современного человека, увлеченного научно-техническими новациями, идеей создания искусственного интеллекта и придающего мало значения духовно-нравственному содержанию своей жизни. Сознание нынешнего человека представляется отделённым от реальности символической стеной. Информацию о реальности человек получает через «окошко» - органы чувств, результат действия которых верифицируется техническими средствами. То, что возникает в сознании помимо объективной познаваемой и измеряемой реальности, объявляется незаконным, недостоверным, субъективным, то есть ненаучным. Как известно, в основе науки (естественнонаучного и научно-технического знания) лежит эксперимент, признание истинным лишь того, что можно подтвердить опытом. Вместе с тем сегодня еще очевидно, что только механическое приспособление даёт всегда предсказуемый результат-реакцию. Если мы пропустим через такой фильтр человека, то получим репликанта, потому что собственное сознание, другое сознание не могут быть познаны только на основе шести основных органов чувств, заложенных природой, или с помощью технических устройств. Кроме всего прочего такой способ познания реальности исключает любую
спонтанность, непредсказуемость, свободу воли, фантазию, свойственные человеку и выступающие фактором развития его культуры. Все эти проявления субъективности человека изучают «науки о духе», составляющие социально-гуманитарную сферу современной науки, постепенно и осторожно отступающие сегодня под натиском научно-технического знания.
Итак, современные художественные образы будущего человека, опирающиеся во многом на научные прогнозы реальности, связаны с изменением физических и ментальных характеристик человека. Следствием реализации такого сценария будущего будет становление нового типа мышления, глобальное переосмысление ценностей, деградация индивидуально-личностного и духовно-нравственного начал в человеке или, собственно, человечности.
Библиографический список:
1. Hassler Donald M. New Boundaries in Political Science Fiction. Literary Criticism. - University of South Carolina Press. 2008. - 362 p. [Электронный ресурс]. - URL : https : //books .google. ru/books?id=-8iD6iuO-iAC&pg=PA17&hl=ru&source =gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false
2. Владленова И.В. Образ человека будущего: социально-философские исследования [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7obraz-cheloveka-buduschego-sotsialnofilosofskie-issledovaniya
3. Иванов Б. Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.film.ru/articles/angel-istrebleniya-0
4. Стерлинг Б. Киберпанк в 90-х годах [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lib.ru/STERLINGB/statxq.txt
5. Цыркун Н. У Скотта получился модернистский киберпанк, у Вильнева -постмодернистский коллаж [Электронный ресурс]. - URL: http: //mb.kinohod. ru/editorial/news/9737/
6. Шпенглер О.Ш. Закат Европы / Пер. с нем. под ред. А. А. Франковского, 1918 [Электронный ресурс]. - URL: http://az.lib.ru/s/shpengler_o/text_1922_zakat_evropy. shtml