УДК 159.9 Быкова Елена Борисовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
ОБРАЗ БУДУЩЕГО ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ
Bykova Elena Borisovna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Subdepartment for Methods of Teaching the Blind, Correctional Education Department, Herzen Russian State Pedagogical Univeersity
IMAGE OF THE FUTURE BY TEENAGERS WITH VISUAL DEPRIVATION
Аннотация:
Настоящая статья посвящена исследованию временной перспективы подростков и юношей со зрительной депривацией. Анализируется проблема субъективной картины будущего с помощью лингвистического анализа. Выявляется классификация текстов на тему «Образ будущего» по композиционно-речевым формам: описание, повествование, рассуждение, стихотворение. Критерием классификации данных композиционно-речевых форм является тип речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект.
Ключевые слова:
Образ будущего, зрительная депривация, композиционно-речевые формы, лингвистический анализ, временная перспектива.
Summary:
The article studies time perspective of teenagers with visual deprivation. It deals with the subjective image of the future with application of the linguistic analysis. The author classifies the texts on a theme “Image of the Future" according to the composition forms of description, narration, reasoning, and poem. The criterion for the composition forms classification is a type of speech structure and cognitive focus of the text on either a subject or an object.
Keywords:
Image of the Future, visual deprivation, linguistic analysis, time perspective.
Формирование у человека социально необходимой способности к временной организации собственной жизни невозможно без осознания и переживания им различных сторон жизнедеятельности, своего жизненного пути в целом. Особо значимым представляется выявление ресурсов и потенциала жизненного опыта в подростковом и юношеском возрасте у лиц со зрительной депривацией через открытие молодым человеком перспектив своего будущего и необходимых ресурсов для их самореализации. В отечественной тифлологии не только выявлены трудности, возникающие в процессе восприятия и познания окружающих людей, но и вскрыты причины, затрудняющие пополнение знаний слепых и слабовидящих об окружающем мире, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании их представлений о себе. Наличие затяжных депрессивных состояний могут приводить к аутизации личности слепого, к длительной потере потребности в общении и к нарушению данного процесса вследствие повышенной агрессивности, обидчивости инвалида; изменению в динамике потребностей, связанных с затруднениями их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения, редуцированности способностей к видам деятельностей, требующих визуального контроля [1].
Данный факт отрицательно сказывается на формировании их представлений о себе и своего будущего. С одной стороны, принятие на себя ответственности за свою жизнь и межличностные контакты способствует повышению адаптивности инвалидов по зрению. С другой стороны, «жесткая» жизненная позиция, проявляющаяся в опоре на собственные ресурсы при противопоставлении себя другим, снижает возможность социальной адаптации [2]. Представление отдаленного будущего у лиц со зрительной депривацией связано с конкретизацией собственных планов и идей. Самое значимое в описании событий отдаленного будущего - это общение и независимость. В целом, делает вывод автор исследования, картина далекого будущего искажена: даже в фантазиях не могут сконструировать реалистический образ старости. Описание будущего сопровождает высокая неискренность и множество уточнений, создающих иллюзию правдивости [3].
Сравнивая себя с другими, старшеклассники в условиях зрительной депривации обнаруживают ограниченность своих возможностей. Для сохранения положительной самооценки они должны ориентироваться на доступные им ценности, мнения родителей, педагогов, других сверстников (особенно нормально видящих), которые являются непосредственными их наставниками на данном этапе жизненного пути [4]. Ограниченность своих возможностей у молодых людей с нарушениями зрения проявляется также при исследовании проблемы, связанной с профессиональным самоопределением, представлении себя в будущей профессии.
Нами было проведено экспериментальное исследование «Образа будущего» подростков и юношей с нарушениями зрения. Экспериментальную группу составили 50 слабовидящих учащихся в возрасте 16-17 лет (острота зрения варьируется от 0,05 до 0,4 на лучший видящий глаз в условиях зрительной коррекции).
Был получен речевой материал в виде письменных текстов на заданную тему - «Мое будущее», - где испытуемым предлагалось описать своими словами, как они представляют свою будущую жизнь, какими видят себя в будущем, свои цели, планы. Полученный эмпирический материал анализировался с помощью лингвистического анализа с целью классификации по композиционно-речевым формам: описание, повествование, рассуждение, стихотворение.
Из 50 текстов испытуемых 27 (54 %) характеризуются как описание-рассуждение; 14 -рассуждение (28 %); 7 - описание (14 %); 2 - повествование (4 %); стихотворение (0 %).
Критерием классификации данных композиционно-речевых форм является тип речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект.
Описание - вид повествования, в котором изображается какая-либо статичная картина, обстановка действия, интерьер. Различают статическое и динамическое описание [5]. Динамическое описание предполагает наличие в текстах глаголов не бытийного содержания (быть, иметь). В статическом описании используются глаголы «быть», «иметь». В текстах испытуемых описание обстановки действия воображаемого будущего дано как в динамике так и через статичное описание бытового интерьера.
Повествование представляет собой изображение действий и событий во времени. Для него характерно отсутствие авторской оценки изображаемых событий [6]. Главный способ построения повествования в текстах испытуемых - это событийное развертывание жизни в будущем.
Рассуждение представляет собой высказывание точки зрения автора по тому или иному вопросу, суждение требует работы логического мышления, оперирует к установлению истины, опираясь на индивидуальный опыт. В данных текстах представлены анализом и интерпретацией испытуемых моделей своей будущей жизни.
В стихотворении первичным является не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Изображение внешнего мира служит целям самовыражения автора.
Такая дифференцированность композиционно-речевых форм объясняется, прежде всего, особенностью когнитивного и эмоционального отражения будущего как предмета рефлексии. Композиционно-речевая форма описания представления своего будущего выявляет характер предпочтения той или иной формы мышления: визуальной, наглядно-динамической, нагляднообразной, прагматической модели мышления, словесно-логической формы.
Большинство текстов испытуемых со зрительной депривацией представлено в форме описаний-рассуждений (54 %). Важным показателем такого перевеса является позиция осмысленности, взвешивания своих возможностей и способностей. Степень уверенности, точности прогноза зависит от определенности жизненных «опор», их стабильности. Такими «опорами» в данных текстах выступают как внешние (семья, друзья, наличие стабильной материальной базы), так и внутренние (ценности, потребности, мотивы). Отказ от точного прогноза, по-видимому, вызван отсутствием надежного «фундамента», которым являются внешние обстоятельства жизни. Чаще всего молодые люди со зрительной депривацией для описания себя в будущем выбирают следующие характеристики: «буду самостоятельным», «стану более отзывчивым», «активным», «упрямым». Самопознание слабовидящих подростков нашло отражение на уровне желаемого образа «Я». Они сообщали следующее: «хочу, чтобы во мне увидели хорошего человека», «хочу быть взрослым и хорошим человеком». В текстах отмечалась явная тенденция, свидетельствующая о стремлении к социальной идентичности, потребности в самореализации.
Присутствие «Я», своей сопричастности к будущему, также характерно для текстов-рассуждений: «Будущее будет зависеть от меня»; «я буду определять свое будущее»; «я привыкла рассчитывать на себя»; «я определяю ценности: работа обеспечит мне независимость, уверенность»; «считаю, что свое будущее человек делает сам». Однако имеются негативные переживания, вызванные фиксацией на собственных недостатках молодых людей со сниженным зрением: «лень, плохие привычки, двойки, комплексы».
Некоторые испытуемые отказываются прогнозировать свое будущее. Их рассуждения лишено далеких перспектив и горизонтов, они не любят мечтать, не ждут перемен, не имеют личностной перспективы, не строят многоступенчатые планы, считая их не реалистичными и необоснованными. В некоторых же текстах-рассуждениях желания, еще только формирующееся в процессе вербализации, становясь явственнее, интериоризируются, развертываются в образ, превращаясь в мечту: «Если бы моя мечта исполнилась, я была бы очень-очень счастлива. Я бы очень хотела этого будущего».
Неудовлетворенность в рассуждениях испытуемых, связанная с зависимостью в будущем от внешних обстоятельств, невозможностью выработать определенные опоры и перспективные направления своей активности, приводит проявлениям личностной тревожности. У некоторых девушек со зрительной депривацией были обозначены отрицательные характеристики, отража-
ющие недовольство своей внешностью, фигурой, необходимостью носить очки, что негативно сказалось на представлении себя и своего будущего в целом. В сфере желаний подростков также отразилось переживание «комплекса неполноценности», связанного со стремлением преодолеть дефект, что усиливало ориентацию подростков скорее на субъективное благополучие, нежели на достижение социальных успехов. Так, в большинстве случаев подростки признавали ценность материального благополучия - желание иметь дом, велосипед, мобильный телефон и т.д.
Для испытуемых, представивших свое будущее в форме текстов-описаний, характерно наглядно-образное мышление, так же для них большую роль играет переживание эмоции и чувств, которые обеспечивают поисковые ориентиры при решении целей, задач, проектов, замыслов последующих действий в будущем субъекта.
Если в текстах-рассуждениях представлено «Я-логически рассуждающее», прогнозирующее, то в текстах-описаниях - «Я-созерцающее», либо прагматический подход, представленный описанием типа бизнес-плана. Созерцанию будущего характерно ясное представление своего желания, проигрывание и претворение его в наглядно-образной форме. Здесь налицо визионерство, яркий образ-мечта: «Я ясно представляю себе свой будущий дом: это маленькая уютная квартира, светлые комнаты, цветы на окнах, большая кухня, мы пьем чай из больших кружек».
В текстах-описаниях часто присутствует сила воображения. Процесс фантазии выражается в конструировании-построении различных образов-метафор. Метко найденный метафорический образ соответствует эмоциональной оценке представления своего будущего. Подтверждение этому можно найти в метафорическом богатстве образов будущего: «туман серый и густой», «лес после дождя», «весна».
Для описания образа будущего юношей со зрительной депривацией характерно цветовое восприятие. Предпочтение отдается «светлости», то есть степень близости к белому цвету, а также насыщенности, то есть концентрация цветового тона. Будущее видится как в хроматических цветах, так и в черно-белой гамме. Тексты-описания включают также продукты воображения иного плана - это конструирование образов-моделей, как средства конечного результата деятельности-активности субъекта. Он заключается в программировании поведения, когда сама ситуация еще неясна. Этот процесс позволяет представить результат деятельности, ориентирует и способствует его предметному воплощению. Такие описания выявляют прагматическую модель мышления, здесь отсутствует рассуждение, показательна выработанная шкала жизненных ценностей, активность в достижении бизнес-плана, описание целей и конкретных жизненных задач. Композиционно-речевые формы описания и рассуждения, совмещаясь, преобладают в большинстве текстов респондентов, описывающих свое представление будущего. Описание перемежается с рассуждением, достигая таким образом компромисса. Респондентам не достаточно оперировать только образами, мечтами, грезами, фантазиями. Применяются аналитические способы переработки информации, обеспечивающие логический анализ образов, явлений, символов при описании представления своего будущего.
Своеобразие картины будущего представлено в повествовательных текстах. Повествование представляет собой проигрывание, примеривание профессиональной роли, мечта, воплощенная в идеальную модель, либо содержит созерцательный момент. В стихотворной форме тексты респондентами не представлены.
Таким образом, содержание текстов «Мое будущее» представлено многообразием композиционно-речевых форм. Такая вариативность говорит о предпочтении того или иного способа переработки информации, свойственной определенным видам-формам мышления, особенностью восприятия слов, образов, явлений. Основные результаты и выводы исследования могут быть использованы в практике психодиагностической и психокоррекционной работы практическими психологами, тифлопсихологами и тифлопедагогами при изучении субъективной картины будущего. В практике консультационной работы по проблемам деформации «Я-концепции», связанной с прогнозированием соотношения когнитивных и эмоциональных и волевых регуляторов поведения в будущем, поиском социально-когнитивного ресурса и эмоционально-ориентированного совладания с негативным прогнозом результата.
Ссылки:
1. Никулина Г.В. Оценка коммуникативного потенциала инвалидов по зрению в условиях реабилитационного процесса. СПб., 2003. С. 6-8.
2. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения. СПб., 2009. С. 207.
3. Яковлева А.А. Ценностно-смысловые установки в субъективной картине жизненного пути незрячих людей молодого возраста // XIII Царскосельские чтения «Высшая школа инновационного развития России»: мат-лы междунар. науч. конф. СПб., 2009. С. 333-339.
4. Быкова Е.Б. Особенности «Я-концепции» юношеского возраста в контексте современных проблем тифлопсихологии // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, интеграции. СПб., 2003. С. 223.
5. Словарь литературоведческих терминов. URL: http://slovar.lib.ru/ (дата обращения: 12.12.2013).
6. Там же.