А Проблемы медиакультуры
Media Culture Problems
Образ Белого движения в зарубежном игровом кинематографе (1931-2015)
А.В. Федоров
доктор педагогических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет
1954alex@mail. ru
* Статья написана при финансовой поддержке государственной стипендии Министерства культуры Российской Федерации (2015).
Аннотация. сравнительный анализ сюжетных схем, персонажей и идеологии зарубежных звуковых фильмов 1931-2015 годов, в той или иной степени затрагивающих тематику Белого движения, приводит к выводу о существенном сходстве их медийных стереотипов.
Ключевые слова: белое движение, белогвардейцы, экран, фильм, СССР, западный кинематограф, киноискусство, кинематограф, кино, медиатекст, медиакомпетентность, медиаобразование.
The image of the White movement in the Western cinema (1931-2015)
Prof. Dr. Alexander Fedorov Rostov State University of Economics, 1954alex@ mail. ru
Abstract. Comparative analysis of plot schemes, characters, and ideology of the Western sound films of 1931-2015, in varying degrees, affect the subject of the White movement, leads to the conclusion that the essential similarity of their media stereotypes.
Keywords: White movement, whites, screen, film, film studies, media studies, Russia, cinema, media texts, media competence, media education.
Образ Белого движения в зарубежном игровом кинематографе
1930-х - 1940-х годов
В целом зарубежное игровое кино 1930-х - 1940-х весьма редко обращалось к событиям гражданской войны в России и Белого движения,
хотя по свежим следам, в 1920-х, эта тема отражалась в западном кино куда заметнее.
Полагаю, что среди основных причин игнорирования зарубежным кинематографом 1930-х - 1940-х темы Белого движения была относительная дороговизна показа боевых действий гражданской войны в России при весьма сомнительных перспективах окупаемости такого рода лент на западном рынке. Вот почему в тех редких картинах, которые имели хоть какое-то отношение к указанной тематике, белые офицеры, казаки и пр. показывались уже в эмиграции, где они кутили, пели и танцевали в ресторанах («Балайка»), влюблялись в красивых женщин и пр.
Многие из фильмов, которые будут анализироваться далее, в течение десятилетий оказывались вне поля зрения отечественных и зарубежных культурологов, политологов, историков и киноведов.
Например, в советские времена было, вообще, «не принято» упоминать, что в нацистской Германии снимались игровые фильмы на русскую тему. Даже в солидной монографии Н.И.Нусиновой, посвященной русскому кинематографическому зарубежью 1918-1939 годов, вышедшей уже в XXI веке, эта тема обходится стороной [Нусинова, 2003]. И это при том, что в кино Третьего Рейха активно работали не только знаменитая звезда Ольга Чехова (1897-1980), но и режиссер Виктор Туржанский (18911976), актеры Николай Колин (1878-1966), Борис Алекин (1904-1942) и др. Известный исследователь нацистской истории А.В. Васильченко в своей книге о кинематографе Третьего Рейха [Васильченко, 2010] тоже не акцентировал своего внимания на русской тематике немецких фильмов данного периода.
На съемки немецких фильмов на русскую тему, конечно, влияли конкретные события, происходившие в период 1930-х - 1940-х годов. С приходом к власти Гитлера четко обозначилась тенденция противостояния Третьего Рейха и СССР. Поэтому в нацистском кино существовали две концепции отражения «русского мира»: Россия царская и Россия эмигрантская могли получать позитивную кинематографическую трактовку («Фаворит императрицы», «Эта упоительная бальная ночь», «С полуночи» и др.), в то время как большевизм и Советы, напротив, всегда выглядели на экране негативно.
В этом отношении интересен фильм Карла Антона (1898-1979) под красноречивым названием «Броненосец «Севастополь» - Белые рабы» (1937), в котором отчетливо использован блестяще созданный Сергеем Эйзенштейном миф о восставшем «Броненосце «Потемкине» (1925).
И это не случайно, так как еще в 1933 году на встрече с немецкими кинематографистами тогдашний руководитель ведомства культуры - министр
Й.Геббельс о фильме «Броненосец «Потемкин» сказал буквально следующее: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это еще раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами» [цит. по: Васильченко, 2010, с.5]. Таким образом, это был своего рода госзаказ на создание нацистского аналога фильму С.Эйзенштейна.
И в 1937 году этот заказ был выполнен К.Антоном. В фильме «Броненосец «Севастополь» - Белые рабы» на корабле, как и у С.Эйзенштейна, тоже восставали матросы. Но это событие было подано с противоположным знаком - восстание на «Броненосце «Севастополь» поднимают злобные и жестокое большевики, которые убивают благородных офицеров, священников, насилуют женщин, жгут православные иконы... Но, слава Богу, находится русский офицер, граф Константин Волков, который собирает настоящих, преданных России моряков, разоружает мятежников и освобождает пленных. В финале фильма граф Волков произносит концептуальную фразу: «Эта беда касается не только России. Враги цивилизации должны быть уничтожены. Борьба продолжается!». А затем ему вторит кто-то из соратников: «Народы пока не замечают этой опасности. ».
Надо отметить, что после нападения Германии на СССР в июне 1941 года царская и эмигрантская Россия явно ушла в Третьем Рейхе в кинематографическую тень, в лучшем случае оказываясь на периферии сюжетов (например, в виде изображения отдельных русских в эпизодах), в то время как в вышедшей в 1942 году в фашистской Италии мелодраме «Мы живые» представители русского «старого мира», оказавшиеся под властью большевиков, были показы крупным планом и сугубо положительно.
Но в отличие от советского кинематографа, где только с июля 1941 по декабрь 1942 года было снято свыше 70-ти короткометражных (включая новеллы в «Боевых киносборниках») и полнометражных игровых фильмов, непосредственно отражающих события текущей войны с Германией, нацистское кино делало главную ставку на оперативную военную хронику.
Что же касается зарубежного кинематографа в целом, то он, как и немецкий, являясь продуктом массовой/популярной культуры, в фильмах на русскую тему опирался на фольклорные и мифологические источники, в том числе на традиционные представления Западного мира о «загадочной русской душе».
В итоге в западных фильмах ясно ощутимы следующие пропагандистские послания:
- величие России осталось в далеком прошлом, когда она была империей, при которой расцветала культура (комедия о жизни российской знати эпохи императрицы Елизаветы - «Фаворит императрицы», музыкальная мелодрама о жизни П.И.Чайковского «Эта упоительная бальная ночь» и др.);
- вместе с тем, и в прошлом имперская политика Россия могла быть опасной для других европейских стран («Варшавская цитадель», «Кадеты»);
- после 1917 года сочувствие могут вызывать только русские, пострадавшие от большевиков и/или эмигрировавшие на Запад («Броненосец «Севастополь» - Белые рабы», «С полуночи», «Алый рассвет», «Рыцарь без доспехов», «Балалайка», «Мы живые» и др.);
- большевики осуществляют массовый террор - как по отношению к представителям элиты общества, так и к мирному населению и стремятся превратить русский народ в рабов («Броненосец «Севастополь», «Герои Сибири»);
- вооруженное сопротивление большевикам оправдано и необходимо («Броненосец «Севастополь», «Герои Сибири»).
Структура стереотипов образа Белого движения в зарубежном кино 1930-х - 1940-х годов
исторический период, место действия: любой отрезок времени с 1918 по 1924 годы, с учетом показа жизни в эмиграции этот период может захватывать 1920-е - 1940-е годы.
обстановка, предметы быта: скромные жилища, форма и предметы быта бедных персонажей (а ими могут быть и бывшие белые офицеры в эмиграции), добротные жилища и предметы быта богатых персонажей, роскошная обстановка жизни русской аристократии до большевистского переворота. Быт большевиков показан с долей гротеска. приемы изображения действительности: как правило, условно-романтическое изображение жизни персонажей Белого движения, гротескно-утрированное изображение красных.
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: красные и белые персонажи даны дифференцированно: с одной стороны, это отрицательные красно-коммунистические персонажи
- носители антигуманных идей, с другой стороны — это люди, отстаивающие свои принципы и представления о чести, добре и зле (представители Белого движения). Персонажей разделяет не только социальный, но и материальный статус. Белые одеты богаче бедных красных. Что касается телосложения, то здесь допускаются варианты — белогвардейцы на экране (в зависимости от конкретной задачи) — либо
интеллигенты, либо атлетического вида мужчины. При этом белые персонажи, показаны, как правило, утонченными и обаятельными мужчинами с безукоризненными манерами и изысканной лексикой. Красные же персонажи — напротив, грубы, жестоки, с отталкивающей внешностью и неприятными голосовыми тембрами. Персонажи-большевики, как правило, одеты в форму с соответствующими атрибутами (кожаная куртка, пулеметные ленты, маузер и пр.), они обладают крепким телосложением, хотя могут иметь и заурядные физические данные; физиономически выглядят в большинстве случаев неприятно.
Мужские персонажи, олицетворявшие Белое движение, по-прежнему доминируют, однако, среди врагов коммунистов встречаются красивые и обаятельные женщины...
Российские персонажи царских времен, как и русские персонажи, эмигрировавшие от большевицкого режима на Запад, одеты в зависимости от социального статуса: роскошь императорского двора, скромность изгнания и т.д. Внешность этих персонажей, как правило, привлекательна, особенно у особ аристократического происхождения;
Персонажи-жертвы большевицкого террора одеты в зависимости от своего социального статуса, их телосложение варьируется в широком диапазоне и зависит от контекста конкретного фильма; внешность персонажей-женщин, как правило, привлекательна.
Черты характера персонажей: жестокость, подлость, сексуальная одержимость, целеустремленность, враждебность, хитрость, сила (большевицкие персонажи); благородство, сила, целеустремленность, смелость (положительные персонажи - белогвардейцы, аристократы, эмигранты, люди творческих профессий, интеллигенция и пр.). В целом характеры всех персонажей зарубежных фильмов на русскую тему прочерчены пунктирно, без углубления в психологию.
существенное изменение в жизни персонажей: разрушение большевиками мирной, безмятежной и счастливой жизни людей, захват ими корабля, города, массовый коммунистический террор (расстрелы, казни, пытки и т.д.) по отношению к мирному населению, включая женщин; возникшая проблема: жизнь белых персонажей, как, впрочем, и существование государства в целом под угрозой: под угрозой оказывается и жизнь обаятельных интеллигентных персонажей, пытающихся сохранить нейтралитет...
поиски решения проблемы: борьба лучших представителей русского народа - белогвардейцев - с большевиками; эмиграция персонажей из круга Белого движения в одну из западных стран.
решение проблемы: осознанное уничтожение/арест белых персонажей большевиками; спасение части белых персонажей в эмиграции.
Образ Белого движения в зарубежном игровом кинематографе 1950-х -
1980-х годов
С началом «холодной войны» тема Белого движения практически полностью исчезла с западных экранов, по-видимому, потеряв в глазах зарубежных кинематографистов всякую актуальность. На первый план вышла тематика советской военной угрозы и шпионажа [см.: Федоров, 2015]. Россия прошлого представала на экране в относительно частых экранизациях русской классики (А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя), романа Жюля Верна «Михаил Строгов», в историях убийства Распутина и чудесного воскрешения убиенной дочери Николая Второго -Анастасии.
Наиболее заметными западными фильмами, хоть как-то касавшимися темы Белого движения, стали мелодраматическая экранизация романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» (США, 1965) Д. Лина и драма о гибели царской семьи «Николай и Александра» (Великобритания, 1971) Ф. Шаффнера. В 1974 году небольшой эпизод о расстреле большевиками семьи Романовых появился в масштабной драме К. Лелуша «Вся жизнь». Снятые позже драма об эпохе гражданской войны в Эстонии «Выстрел из милосердия» (1976) немецкого режиссера Ф. Шлендорфа и британская телеэкранизация (1982) романа М. Булгакова «Белая гвардия» имели куда меньший международный резонанс.
Наступившая в СССР второй половины 1980-х годов перестройка существенно повлияла на отражение российской темы на западном экране, возникли, например, фильмы вполне доброжелательно изображавшие советских людей. Однако роста интереса к теме белого движения в зарубежном кино не произошло. Напротив, мне не удалось обнаружить ни одного западного фильма 1986-1990 годов, где бы фигурировали белогвардейцы, пусть даже и находящиеся в эмиграции...
Структура стереотипов образа Белого движения в зарубежном кино 1950-х - 1980-х годов
исторический период, место действия: любой отрезок времени с 1918 по 1924 годы, с учетом показа жизни в эмиграции этот период может захватывать 1920-е - 1950-е годы.
обстановка, предметы быта: скромные жилища, форма и предметы быта бедных персонажей, добротные жилища и предметы быта богатых персонажей, роскошная обстановка жизни русской аристократии и буржуазии до большевистского переворота. Быт большевиков, как правило, показан без особого гротеска.
приемы изображения действительности: в основном условно-романтическое относительно персонажей, в той или иной степени относящихся к Белому движению и царской России.
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: красные и белые персонажи даны дифференцированно: с одной стороны, это отрицательные коммунистические персонажи — носители антигуманных идей, с другой стороны — это люди, отстаивающие свои принципы и представления о чести, добре и зле (представители Белого движения или интеллигенты, попавшие под большевистский молот). Персонажей разделяет не только социальный, но и материальный статус. Белые одеты богаче бедных красных. Что касается телосложения, то здесь допускаются варианты — белогвардейцы на экране (в зависимости от конкретной задачи) — либо интеллигенты, либо атлетического вида мужчины. При этом белые персонажи, показаны, как правило, утонченными и обаятельными мужчинами с безукоризненными манерами и изысканной лексикой. Красные же персонажи — напротив, грубы и жестоки, с отталкивающей внешностью, властной мимикой и жестикуляцией и неприятными голосовыми тембрами. Персонажи-жертвы большевицкого террора одеты в зависимости от своего социального статуса, их телосложение варьируется в широком диапазоне и зависит от контекста конкретного фильма; внешность персонажей-женщин, как правило, привлекательна.
существенное изменение в жизни персонажей: разрушение большевиками мирной, безмятежной и счастливой жизни людей;
возникшая проблема: жизнь белых персонажей, как, впрочем, и существование государства в целом под угрозой: под угрозой оказывается и жизнь обаятельных интеллигентных персонажей, пытающихся сохранить нейтралитет...
поиски решения проблемы: борьба лучших представителей русского народа - белогвардейцев - с большевиками; эмиграция персонажей из круга Белого движения в одну из западных стран.
решение проблемы: осознанное уничтожение/арест белых персонажей большевиками; спасение части белых персонажей в эмиграции.
Образ Белого движения в зарубежном игровом кинематографе 1990-х -
2000-х годов
В постсоветские 1990-е годы русская тема оставалась довольно востребованной в западном кинематографе. Правда, востребованность эта была своеобразной - в виде целой серии лент о жестокой русской мафии, проституции на экспорт, зверствах сталинизма и прочем негативе (справедливости ради отмечу, что были в 1990-х другие зарубежные фильмы о России, например, экранизации русской литературной классики). В кинематографе «дальнего зарубежья» тема Белого движения затрагивалась за последние четверть века только в двух фильмах - экранизации мелодраматического романа Д. Стил «Зоя» (США, 1995) и очередной киноверсии «Доктора Живаго» (Великобритания-Германия-США, 2002). В обеих лентах западный кинематограф отразил российскую тему в русле прежних десятилетий, сочувственно показывая представителей «старого мира» и негативно - представителей нового, красного.
Бесспорно, история Белого движения была куда ближе нашим соседям из балтийских стран, Финляндии и Польши, которые с 1940-х по 1980-е годы по понятным идеологическим причинам избегали касаться данной тематики в своем кино. Но, обретя поддержку Европейского Союза, эти страны за последнее десятилетия поставили несколько (остро)драматических картин на тему гражданской войны: «Стражи Риги» (Латвия, 2007), «Приказ» (Финляндия-Германия, 2008), «1920. Война и любовь» (Польша, 2010) и «Варшавская битва 1920 года» (Польша, 2011).
Белой вороной среди этих фильмов выглядит драма «Приказ», в которой рассказывается о жестокости гражданской войны в Финляндии 1918 года. По сути, авторы решили пойти против течения основных кинотрактовок Белого движения, свойственных XXI веку: белофинны показаны в «Приказе» жестокими озверевшими животными, которые насилуют, а потом расстреливают взятых в плен «красных» девушек. А один из белых, пользуясь своей властью, гнусно склоняет другого к интимным отношениям (опять как-то «не по-европейски», совсем неполиткорректно получается!).
В «Стражах Риги» белые тоже показаны весьма негативно, но тут, напротив, соблюдена и политкорректность, и патриотическая составляющая не забыта: ведь это русские белогвардейцы, которые, осенью 1919 года вступив в союз с нежелающими признать свое поражение немецкими войсками, вознамерились захватить независимую Ригу.
Возглавлявший белогвардейцев князь П.Р. Бермонт-Авалов (1877-1974) выглядит в «Стражах Риги» гротескно, чуть ли не в духе комедии «Свадьба в
Малиновке» - фатом, пьяницей хвастуном. Его немецкий союзник - генерал Рюдигер фон дер Гольц (1865-1946) подан с большим уважением, как достойный противник.
Зато автор «Варшавской битвы 1920 года» - знаменитый кинобаталист Ежи Гофман - стремился показать противоборствующие силы сбалансировано: с одной стороны на стороне армии маршала Ю. Пилсудского (1867-1935) сражаются храбрые белоказачьи отряды, а с другой
- красные не монстры, а достойные противники со своими убеждениями.
В реалистичной трактовке Е. Гофмана сокрушительное поражение красной армии от войска польского во главе с Ю. Пилсудским, случившееся 13-25 августа 1920 года, стало драматической историей столкновения не только «красной» и «белой» идей, но и польского патриотизма с коммунистической одержимостью всемирной революцией...
Однако, снятый годом раньше польский фильм «1920. Война и любовь» изображает красных практически также, как в советском кино 1930-х показывались «белополяки» (яркий пример тому - «Огненные годы», 1939). Красноармейцы в польском сериале выглядят мерзкими, наглыми, жестокими хамами, которые убивают мирных жителей, рубят шашками пленных, насилуют благородных польских девушек и т.п. Польские офицеры и солдаты, напротив, - героические защитники своей родины, обаятельные и интеллигентные люди, верные воинской присяге и кодексу чести.
Известно, что польская военная кампания 1920 года стала одним из немногих примеров финальной победы антикоммунистических сил над красными в ходе гражданской войны. Во времена социалистической Польши эта тема была, разумеется, под строгим цензурным запретом в кинематографе
- как в советском, так и польском. Но теперь, во времена антироссийских санкций, которые с 2014 года активно поддерживаются польским правительством (как и правительствами балтийских стран), можно с уверенностью предположить, что именно война 1920 года еще не раз станет источником для демонстрации польского (и балтийского) патриотизма и антироссийских тенденций на экране.
Структура стереотипов образа Белого движения в зарубежном кино 1990-х - 2000-х годов
исторический период, место действия: любой отрезок времени с 1918 по 1924 годы, с учетом показа жизни в эмиграции этот период может быть продлен.
обстановка, предметы быта: скромные жилища, форма и предметы быта бедных персонажей, добротные жилища и предметы быта богатых
персонажей, роскошная обстановка жизни аристократии и буржуазии до большевистского переворота. Быт большевиков, как правило, показан без особого гротеска.
приемы изображения действительности: условно-романтическое («Зоя», «1920. Война и любовь»), реалистическое («Варшавская битва 1920 года», «Приказ») относительно персонажей, в той или иной степени относящихся к Белому движению.
персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты.
В фильмах западных стран («Зоя», «Доктор Живаго») всё представлено, как и прежние кинодесятилетия: отрицательные коммунистические персонажи — носители антигуманных идей (красные) и люди, отстаивающие свои принципы и представления о чести, добре и зле (представители Белого движения или интеллигенты, попавшие под большевистский пресс). Персонажей разделяет не только социальный, но и материальный статус и т.д.
В сериале «1920. Война и любовь» польские офицеры и солдаты — обаятельные патриоты, а красные — грубы и жестоки, часто — с отталкивающей внешностью и неприятными голосовыми тембрами. В драме «Стражи Риги» обаятельными патриотами показаны латыши, зато русские белогвардейцы - неудавшиеся захватчики, спутавшиеся с немцами...
существенное изменение в жизни персонажей: разрушение большевиками мирной, безмятежной и счастливой жизни людей;
возникшая проблема: жизнь всех персонажей, как, впрочем, и существование государства в целом под угрозой: под угрозой оказывается и жизнь обаятельных интеллигентных персонажей, пытающихся сохранить нейтралитет...
поиски решения проблемы (в польско-балтийском киноварианте): борьба лучших представителей народа с красными войсками или с русскими белогвардейцами.
решение проблемы (в польско-балтийском киноварианте): победа патриотически настроенных сил над красной или белогвардейской угрозой.
Выводы
Итак, наш анализ показал, что всего - и в нашей стране, и за рубежом -с 1931 по 2015 год было снято 297 фильмов, так или иначе затрагивающих тему Белого движения. В жанровом отношении отчетливо доминировала
драма (208), далее шли: боевик (35), детектив (18), мелодрама (12), истерн (10), комедия (9) и 5 лент иных жанров.
Естественно, основная масса этих фильмов была поставлена в советский период: 259 фильмов, из них 179 драм, 34 боевика, 16 детективов, 9 мелодрам, 9 истернов, 8 комедий и 4 ленты иных жанров. При этом заметно (см. таблицу 1), что, начиная с середины 1960-х годов, тема гражданской войны в советском кино все чаще подавалась в развлекательном ракурсе, о чем свидетельствует рост числа боевиков, детективов и истернов.
В период 1992-2015 годов тема Белого движения нашла свое воплощение всего в 38 фильмах, из которых 29 были драмами.
Таблица 1. Цифровые данные по выпуску российских и зарубежных звуковых игровых фильмов, связанных с тематикой образа Белого движения (1931-2015)
(Составитель - Александр Федоров)
Советский период
год производства фильма: Число игровых фильмов, связанных с тематикой образа Белого движения Распределение фильмов по жанрам:
Драма Боевик |Л(Лшп Детектив Мелодрама Истерн Комедия Другие жанры
1931 1 1
1932 3 2 1
1933 4 4
1934 5 5
1935 3 3
1936 4 3 1
1937 6 5 1
1938 7 6 1
1939 4 3 1
1940 2 2
1941 2 2
1942 5 3 1 1
1948 1 1
1951 1 1
1953 2 2
1954 3 2 1
1956 6 5 1
1957 5 4 1
1958 11 10 1
1959 3 2 1
1960 2 2
1961 2 2
1963 5 4 1
1964 4 1 1 1 1
1965 10 7 1 1 1
1966 3 1 1 1
1967 16 11 1 2 2
1968 9 6 2 1
1969 6 3 1 1 1
1970 8 6 1 1
1971 12 7 1 1 2 1
1972 2 1 1
1973 8 5 2 1
1974 3 2 1
1975 9 5 1 1 1 1
1976 7 7
1977 8 6 1 1
1978 6 2 2 1 1
1979 5 3 1 1
1980 7 4 2 1
1981 10 3 3 2 2
1982 6 5 1
1983 9 5 3 1
1984 5 1 3 1
1985 6 4 1 1
1986 3 1 2
1987 6 5 1
1988 2 2
1990 2 2
Итого за советский период 259 179 34 16 9 9 8 4
Российский период
год производства фильма: Число игровых фильмов, связанных с тематикой образа Белого движения Распределение фильмов по жанрам:
Драма Боевик/ Action Детектив Мелодрама Истерн Комедия Другие жанры
1992 4 4
1993 4 4
1995 3 1 1 1
1996 1 1
2000 1 1
2002 2 1 1
2005 1 1
2006 2 2
2007 1 1
2008 3 1 1 1
2009 4 2 1 1
2010 3 3
2011 1 1
2012 3 3
2013 2 1 1
2014 2 2
2015 1 1
Итого за российский период 38 29 1 2 3 1 1 1
ВСЕГО: 297 208 35 18 12 10 9 5
Тоталитарный строй эпохи сталинизма осознавал политическую и идеологическую важность темы гражданской войны в кино. И хотя она и не занимала доминирующего места на советском экране, ее пропагандистская роль была весьма велика. Миллионам зрителей (прежде всего - молодым) внушалась необходимость жестоких насильственных действий по отношению к «классовым врагам», «чуждым элементам» и т.д. Такого рода фильмы становились зримой базой для внедрения в массы сталинского тезиса о том, что по мере развития социализма классовая борьба должна усиливаться и ожесточаться...
Разумеется, такой трактовке гражданской войны на экране помогала стереотипизация образа «белогвардейского врага», которому, как правило, приписывались всевозможные негативные черты (желание вернуть самодержавие, полная зависимость от иностранцев, антинародность, порочность, жестокость, терроризм и пр.). Кроме того, советский киноэкран старался максимально упростить и объединить единым термином «белые» («белогвардейщина») весь широкий спектр антибольшевицких групп -представителей всех без разбору враждебных организаций и партий (монархических, буржуазно-либеральных, демократических,
социалистических) и классов и сословий (дворянство, духовенство, буржуазия, зажиточное крестьянство, значительная часть интеллигенции).
Само собой, о жесточайшем и беспощадном красном терроре в эпоху гражданской войны (да и после нее) в фильмах советского периода упоминалось реже и только в положительном контексте - как о вынужденном, но необходимом противодействии всё той же «белогвардейщине»...
Как верно отмечает Е.В. Волков, «характеристика врага, как правило, представляет собой проекцию собственных страхов, недостатков и комплексов. Если данный образ со временем утрачивает свою убедительность и силу, то идеология, сплачивающая общество, перестает эффективно действовать. Поэтому прежняя государственная и общественная система вступает в период кризиса и упадка» [Волков, 2009, с.6-7].
Вот почему столь незыблемый, казалось бы, негативный образ Белого движения, сложившийся в советском кино 1930-х - 1940-х годов, постепенно стал меняться. Так, начиная с середины 1950-х, в советском кинематографе о гражданской войне все отчетливее стала подниматься тема выбора тех или иных персонажей между красными и белыми, а персонажи Белого движения все чаще принимали облик противников, достойных уважения («Сорок первый», «Адъютант его превосходительства», «Служили два товарища» и др.).
Этот процесс продолжился уже в постсоветскую эпоху, когда в ряде фильмов подлинно положительными героями стали именно белогвардейцы («Господа офицеры: спасти императора», «Адмиралъ», «Солнечный удар», «Красные горы»). С другой стороны в российском кино этого периода появились фильмы, где с одинаковой симпатией изображались как белые, так и красные персонажи («Исаев», «Багровый цвет снегопада», «Око за око», «Волчье солнце»).
Зарубежный экран в советские времена предпочитал трактовать тему Белого движения в жанре мелодрамы, сочувственно развивая тему эмиграции противников советской власти. При этом фильмы о Белом движении в 19312015 годах занимали очень скромное место в зарубежном репертуаре. Так с 1931 года по 1991 год на западные экраны вышло только 12 фильмов, которые хоть отчасти можно было отнести к тематике Белого движения: мелодрама «Алый рассвет» (США, 1932), драма «Мир и плоть» (США, 1932), драмы «Герои Сибири» (Польша, 1936) и «Броненосец «Севастополь» (Германия, 1937), мелодрамы «Рыцарь без доспехов» (США, 1937), «Балалайка» (США, 1939), «Мы живые» (Италия, 1942), «Доктор Живаго» (США, 1965), драмы «Николай и Александра» (Великобритания, 1971), «Вся жизнь» (Франция-Италия, 1974), «Выстрел из милосердия» (ФРГ-Франция, 1976), «Белая гвардия» (Великобритания, 1982).
В постсоветский период интерес к истории Белого движения на Западе и почти исчез: американский и английский кинематограф за четверть века отметился только двумя фильмами - мелодрамой «Зоя» (США, 1995) и драмой «Доктор Живаго» (Великобритания-ФРГ-США, 2002).
В XXI веке тема гражданской войны закономерно больше интересовала страны, входившие когда-то в состав Российской империи. В фильмах («Стражи Риги», «1920. Война и любовь», «Варшавская битва 1920 года») на первый план выходила патриотическая тема освобождения родины от захватчиков (как красных, так и белых).
Судя по всему, в российском кино в ближайшие годы «сбалансированные» тенденции изображения гражданской войны и Белого движения получат свое дальнейшее развитие, тогда как в странах Восточной Европы и Балтии тема гражданской войны, скорее всего, будет развиваться в военно-патриотическом духе.
Что же касается кинематографа стран дальнего зарубежья, то, тут, как и раньше, история гражданской войны в России, наверное, будет где-то на периферии репертуара. Снимать масштабные фильмы о чужой и далекой гражданской дорого и финансово рискованно. А образ врага - если он нужен - всегда можно слепить куда более дешево: например, с помощью проверенной эпохой «холодной войны» шпиономании...
Литература
Александр Алов, Владимир Наумов. Сборник статей. М.,1989. С.146. Ассман Я. Культурная память. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. Багдасарян В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930-1940-х годов // Отечественная история. 2003. № 6. С.32-46.
Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1918-2004. М.: Аспект Пресс, 2005. Баскаков В.Е. Противоборство идей на западном экране // Западный кинематограф: проблемы и тенденции. М.: Знание, 1981. С.3-20.
Безрук М. «Солнечный удар»: Скверный анекдот // Трибуна. 16.11.2014. http://tribuna.ru/news/2014/11/16/55776/
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
Богомолов Ю. "Солнечный удар" на службе анти-либеральной пропаганды. 12.10.2014. http://www. echo. msk.ru/blog/bogomolov_y/1416986-echo/
Бузина О.А. Эти шикарные белогвардейцы... 2009. http://from-
ua. com/voice/570a6bae81ed5. html http://www.from-ua. com/voice/6eaa4b 1cd2f97. html Быков Д. Тяжелое дыхание // Профиль. 10.10.2014. https://ru-ru.facebook.com/BykovDmitriyLvovich/posts/841875235856637
Васильченко А.В. Прожектор Доктор Геббельса. Кинематограф Третьего рейха. М.: Вече, 2010. 320 с.
Владимиров С. «Солнечный удар» Михалкова - это фильм-паломничество // Комсомольская правда. 13.01. 2014. http://www.kp.ru/daily/26294.5/3172010/ Власов М.П. Советский исторический и историко-революционный фильм. М., 1962. С.16. Власов М.П. Советское кино семидесятых - первой половины восьмидесятых годов. М.: Изд-во ВГИК, 1997. С.146-147.
Волков Е.В. «Колчаковщина» в советском игровом кино // Новый исторический вестник. 2013. № 35.
Волков Е.В. Белое движение в культурной памяти советского общества: эволюция «образа врага». Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Челябинск, 2009. 40 с. Волков Е.В. Белое движение в культурной памяти советского общества: эволюция образа врага в игровом кино. 2008. http://orenbkazak.narod.ru/kino.doc
Волков Е.В. Белое движение на отечественном экране: эволюция культурной памяти // Век памяти, память века. Опыт обращения с прошлым в ХХ столетии. Челябинск: Каменный пояс, 2004. С. 251-268.
Волков Е.В. Образ каппелевцев в фильме братьев Васильевых «Чапаев» // Каппель и каппелевцы / Под ред. В.Ж. Цветкова. М., 2003. С. 529-544.
http://www.pobeda.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=4892&pop=1&page=0
Гиреев И. Бунинские мотивы // Ваш досуг. 9.10.2014. http://www.vashdosug.ru/cinema/movie/551046/tab-reviews/review74524/ Гладильщиков Ю. Зачем Михалкову понадобился Бунин // Forbes. 9.10.2014., http:// stengazeta.net/?p= 10041411
Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон. СПб., 2000. С.743-784.
Данилова Е. Нет готовых ответов. Нет правых и виноватых. На экраны страны вышел новый фильм Никиты Михалкова — "Солнечный удар" по Бунину // Огонек. 2014. № 40. С.40. http://www.kommersant.ru/doc/2583718
Демин В.П. Фильм о разведчике: семантика пространства // Приключенческий фильм. Пути и поиски / Отв. Ред. А.С.Трошин. М.: Изд-во ВНИИК, 1980. С.59-81. Долин А. Михалков. Тезисы. 8.10.2014. https://www.facebook.com/adolin3/posts/10204176005176576 Долматовская Г.Е. Исторический факт и его идеологическая трактовка в современном кино // Экран и идеологическая борьба / Ред. кол.: В.Е.Баскаков и др. М.: Искусство, 1976. С. 214-228.
Забалуев Я. Измена и Родина // Газета.ру. 7.10.2014.
http://www.gazeta. ru/culture/2014/10/07/a_6253261. shtml
Забозлаева Т.Б. Владислав Стржельчик. Л.: Искусство, 1979. С. 120—121.
Зельвенский С. «Солнечный удар» Никиты Михалкова: она утонула // Афиша.ру.
9.10.2014. http://vozduh. afisha.ru/cinema/ solnechnyy-udar-nikity-mihalkova-ona-utonula/
Зимина В.Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Политические режимы гражданской
войны. 1918—1920 гг. М.: Изд-во Рос. гуманит. ун-та, 2006.
Зоркая Н.М. Крутится, вертится шар голубой ... Десять шедевров советского кино. М.: Знание, 1998. С.85-86.
Иванов Б. Господин офицерик // Film.ru. 2014. http://www.film.ru/articles/gospodin-oficerik Из истории гражданской войны в СССР. Сб. док. и мат-лов. М., 1961. Кара-Мурза С.Г. Гражданская война (1918-1921). Урок для XXI века. М.: ЭКСМО, 2003. 384 с.
Кенез П. Красная атака, белое сопротивление. 1918—1918. М.: Центрполиграф, 2007. 287 с. Кирмель Н. С. Белогвардейские спецслужбы в Гражданской войне. 1918—1924 гг. М.: Кучково поле, 2008. 512 с.
Кичин В. Удар в солнечное сплетение Бунину. 10.10.2014. http://valery-kichin. livej ournal .com/488564. html
Ковалов О. Свобода приходит нагая. 2014. 21.03. http://seance.ru/blog/portrait/svoboda/ Кокарев И.Е. США на пороге 80-х: Голливуд и политика. М.: Искусство, 1987. 256 с. Колесникова А. Образ врага в советском кинематографе // Посев. 2006. № 9. С.24-30. Кондаков Ю.Е. Гражданская война на экране. Белое движение (эпоха немого кино) // Клио. 2007. С. 85-91.
Кондаков Ю.Е. Гражданская война на экране. Белое движение: учебное пособие. СПб: Элексис, 2015. 362 с.
Кондаков Ю.Е. Отображение Гражданской войны в советском кинематографе 1930-40-х годов. 2012. http://statehistory.ru/3420/0tobrazhenie-Grazhdanskoy-voyny-v-sovetskom-kinematografe-1930-40-kh-godov/ Косничук Э. Киноправда «Щорса» и кирпичи, из которых она строилась // Аспекты. 2008. № 4. http://www.2000.net.ua/cZ46048
Кудрявцев С. Худшее в "Солнечном ударе" - это "Солнечный удар"! 05.11.2014. http : //kinanet .livej ournal .com/3497539. html
Кудрявцев С.В. Кто заплатит за удачу. 1980.
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/880760/1980
Куланин Р. Много шума из ничего. 30.01.2015.
https://afisha.mail.ru/cinema/movies/812117_leviafan/#review
Левкиевская Е.Е. Русская идея в контексте мифологических моделей и механизмы их сакрализации // Мифы и мифология в современной России / Под ред. К.Аймермахера и др. М.: АИРО-XX, 2000. С.61-62.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., 1999;
Малькова Л.Ю. Лицо врага / Отв.ред. Л.Х Маматова // Кино: политика и люди (30-е годы). М.: Материк, 1995.
Маслова Л. За Родину, за старое // Комерсантъ. 2014. № 185. 13.10.2014. С.14. http: //kommersant .ru/doc/2588555
Матизен В. Солнце в апоплексическом ударе // Новые известия. 13.10.2014. http://www.newizv.ru/culture/2014-10-13/208881-solnce-v-apopleksicheskom-udare.html Михалкович В.И. Когда герой становится другом // Приключенческий фильм. Пути и поиски / Отв. Ред. А.С.Трошин. М.: Изд-во ВНИИК, 1980. С.16-23.
Москвина Т. «Солнечный удар» Никиты Михалкова // The Hollywood Reporter. 02.10.2014. http://thr.ru/features/5081/
Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России / Под ред. К. Аймермахера и др. М.: АИРО-XX, 2000. С.17-38.
Нусинова Н.И. Когда мы в Россию вернемся... Русское кинематографическое зарубежье. М.: НИИК, Эйзенштейн-центр, 2003. 464 с.
Омецинская Е. Кто-то должен одернуть звонаря // СК-новости. 2014. № 10. С.12. Павлючик Л. «Солнечный удар» или солнечное затмение? // Труд. 2014. № 144. 14.10.2014.http://ww.trud.ru/index.php/article/14-10-2014/1318473_solnechnyj_udar_ili_solnechnoe_zatmenie.html
Петровская И.Е. И Штирлиц такой молодой, да только Колчак впереди. 2009. http://yarcenter.ru/content/view/25293/168/ 03.11.2009.
Пихоя Р.Г. Историческая память: социологическое исследование глазами историка // Отечественная история. 2002. № 3. С.201-202.
Плахов А. Россия о двух концах // Коммерсантъ. 2014(b). № 187. 15.10.2014. С.14.
http://www.kommersant.ru/doc/2589474
Погожева Л. Будапештские тетради. М., 1972. С.63.
Поляков Ю. А. Гражданская война: возникновение и эскалация // Отечественная история. 1992. № 6.
Раззаков Ф. Реванш проигравших. О фильме «Адмирал», и не только // Сов. Россия. http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=4109 30.10.2008. Раззаков Ф. Свет погасших звезд. Они ушли в этот день. М.: ЭКСМО, 2007. Разлогов К.Э. Специфика игрового кино как исторического источника // История страны. История кино / Под ред С.С. Секиринского. М., 2004. С.30. Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.
Рутковский В. Время Михалкова: 8 причин смотреть «Солнечный удар» // Snob. 13.10.2014. http://snob.ru/selected/entry/82207?preview=print
Слободин В.П. Белое движение в годы гражданской войны в России (1918—1924 гг.). М.: Изд-во Моск. юрид. ин-та, 1996.
Смирнов И.В. «Адмиралъ»: крестный ход от мужа к любовнику // Скепсис. 2008. http:// scepsis.ru/library/id_2218. html
Соболев Р.П. Голливуд, 60-е годы. М.: Искусство, 1975. 239 с. Соколов А.К. Курс советской истории, 1918-1940. М.: Высшая школа, 1999. Солнцева А. Бело-красная война с желто-голубым подбоем // Новая газета. 2014. № 114. 10.10.2014. http://www.novayagazeta.ru/arts/65627. html
Стишова Е. Как все это случилось? 13.10.2014. http://kinoart.ru/blogs/kak-vse-eto-sluchilos Страна Янчо, в которую приглашает Александр Трошин. М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры. Музей кино, 2002. 240 с. Стриженов О.А. Исповедь. М., 2001. С. 21, 90.
Толкунова А. Удар Михалкова // Музыкальная правда. 2014. № 20. http://www.newlookmedia.ru/?p=38774
Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память // Новая и новейшая история. 2000. № 4. С.4.
Трофименков М. Скелет в чемодане // Коммерсантъ Weekend. 2015. № 3. 30.01.2015. С. 18 http://kommersant.ru/doc/2650884?isSearch
Трошин А.С. Миклош Янчо // Режиссерская энциклопедия. Кино Европы. М.: Материк, 2002. С. 199-200.
Туровская М.И. Blow up, или Герои безгеройного времени-2. М.: МИК, 2003. 288 с. Тыркин С. Клинический портрет // Комсомольская правда. 13.01.2015. http://www.kp.ru/daily/26235.7/3117203/ Тыркин С. Очень темные аллеи. 2014.
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:5C0FLJbadYoJ:gorodakterov.com.ua/article.php%3Far_adr%3Darticle3 169860+&cd=5&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
Федоров А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. М., 2012. 182 с.
Федоров А.В. Анализ культурной мифологии медиатекстов на занятиях в студенческой
аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 4. С.60-80.
Федоров А.В. Структурный анализ медиатекста: стереотипы советского кинематографического образа войны и фильм В.Виноградова «Восточный коридор» (1966) // Вопросы культурологии. 2011. № 6. С.110-116.
Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2015. 221 c.
Фомин В.И. Событие и характер в приключенческом фильме // Приключенческий фильм. Пути и поиски / Отв. Ред. А.С.Трошин. М.: Изд-во ВНИИК, 1980. С.24-38. Хакназаров Е. 89 кругов ада: «Солнечный удар» Никиты Михалкова // Фонтанка.ру. 11.10.2014. http://calendar.fontanka.ru/articles/1848/
Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 23, С.40-41.
Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007.
Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1918-1924 гг. // Вопросы истории. 2000. № 7. С.56-73.
Чернова Н.В. Полководческий образ Сталина периода гражданской войны в трактовке советского художественного кинематографа второй половины 1930-х - начала 1950-х гг. Автореф. ... канд. ист. наук. Магнитогорск, 2007. С.27. Шамбаров В.Е. Белогвардейщина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. Шнейдерман И.И. Григорий Чухрай. Л.: Искусство, 1965. 228 с.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998. 432 с. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с. Эльманович Т. Рецензия на фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата» // Сов. экран. 1975. № 16.
Юренев Р.Н. Книга фильмов. Статьи и рецензии разных лет. М.: Искусство, 1981. Юренев Р.Н. Краткая история советского кино. М., 1979. С.30.
Юренев Р.Н. Советское киноискусство тридцатых годов. М.: Изд-во ВГИК, 1997. 110 с. Ямпольская Е. Немного солнца в холодной воде // Культура. 10.10.2014. http://portal-kultura.m/articles/cinema/64168-nemnogo-solntsa-v-kholodnoy-vode/?print=Y&CODE=64168-nemnogo-solntsa-v-kholodnoy-vode
Eco, U. (1976). A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press.
Hobsbawm E. (2000). Introduction: Inventing Traditions. In: Hobsbawm, E. and Ranger, T
(Eds.) The Invention of Tradition. Cambridge, 2000, pp.1-14.
Keen, S. (1986). Faces of the Enemy. San Francisco: Harper and Row.
Menashe, L. (2005). Chapayev and Company: Films of the Russian Civil War // Cinéaste. 2005. Vol. 30. No. 4, pp. 18-22.
Shlapentokh, D. and V. (1993). Soviet Cinematography 1918-1991. New York: Aldine De Gruyter, 278 pp.
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p. Small, M. (1980). Hollywood and Teaching About Russian-American Relations. Film and History, N 10, p. 1-8.
Strada, M. (1989). A Half Century of American Cinematic Imagery: Hollywood's Portrayal of Russian Characters, 1933-1988. Coexistence, N 26, p.333-350.
Strada, M.J. and Troper, H.R. (1997). Friend or Foe? Russian in American Film and Foreign Policy. Lanham, Md., & London: The Scarecrow Press, 255 p.
Taylor, R. and Spring, D. (Eds.) (1993). Stalinism and Soviet Cinema. London and New York: Routledge, p.131-141.