неизбежные, долговечные, чем любая форма общественной организации». Имеется в виду, конечно, государство. Главным образом, регулятор жизни общества предстает в глазах автора только временной и ограниченной формой существования, тогда как литература является зеркалом эпохи и прямым инструментом культуры, а культура - это «бесконечное», неподвластное самой своей сутью политической системе. Ей может поддаться человек, но не литература или искусство. С этой позиции в интенции автора явно прослеживается критика формаци-онной теории и непосредственно идеи равенства: «Вот почему оно [искусство] часто оказывается "впереди прогресса", впереди истории, основным инструментом которой является - не уточнить ли нам Маркса? - именно клише» [3].
3. Проблема поэзии и откровения. В контексте размышления об абсолютном зле - тоталитарных режимах XX в. - автор размышляет о том, как политические, социальные и культурные противоречия делают человека личностью, как формируют поколения и создают эффект отторжения. Именно противоречия придают литературе и поэзии «современное содержание» [3]. Поэзия имеет строгие законы, подвластные только человеку, способному и к интуитивному, чувственному, и к характерному для XX века рациональному познанию (в этом ключе на автора, конечно, повлияла позиция американских постмодернистов, главным образом, У. Одена) [4]. И.А. Бродский выделяет четыре причины, из-за которых творческие люди чаще всего пишут стихи, это: 1) любовный мотив; 2) выражение отношения к социальной, культурной реальности или значимой проблеме; 3) важность сохранения пережитых ощущений в определенный момент; 4) создание или развитие поэтической традиции, возможность оставить свой след в истории [3].
Личная причина становления поэтом обозначается автором так: «Черный вертикальный сгусток слов посреди белого листа бумаги, видимо, напоминает человеку о его собственном положении в мире, о пропорции пространства к его телу». Философия пространства и времени - тот подраздел философии, которым автор заинтересовался в переходный период творчества. Вдохновленный «Махабхаратой» И.А. Бродский увлекся неклассическими школами, дополнившими его знания о гносеологии и онтологии. Презентизм, этернализм, растущий блок, нелокальность и релятивизм, набиравшие популярность в 80-е гг XX в., также не могли не заинтересовать автора. В итоге в его сознании категория времени приняла синкретическую форму, основанную на античной, континентальной и аналитической традициях, вдобавок к учению Отцов Церкви. И.А. Бродский воинственно отстаивает позицию, что понятия действия, свободы воли и причинности не иллюзорны, они постигаются разными способами [8]. Для поэта главный способ постижения пространства и времени - чувство, «ощущение вступления в прямой контакт с языком» [3].
Поэзия создает все предпосылки для дантовского «откровения», несмотря на то, что поэт является только средством существования языка. Здесь автор рассуждает о том, что пишущий всегда находится в зависимости от формы, ме-
Библиографический список
трики, строгих правил стихосложения, рифмы и сюжетной составляющей, важности показать картину мира в коротком отрывке мысли. Поэтом может называться тот, кто достиг мастерства в выразительности и изобразительности, техничности, а также смог ощутить, как язык «диктует следующую строчку». И далее: «Как сказал великий Оден, он [поэт] - тот, кем язык жив». Таким образом, в философском представлении И.А. Бродского поэт и язык - один организм, вернее, поэт становится частью этого организма с помощью чувственного познания, сращения с культурой эпохи, а язык и культура - это тождественные понятия. Воспринимая откровение языка и культуры, поэт становится невольным пленником своего долга, впадает в зависимость от создания экзистенции - нового стихотворения. По мнению автора, зависимость от языка есть логичное, естественное проявление жизнедеятельности единого организма: «Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом» [3].
Таким образом, мы выполнили цель исследования, показав, как автор в рамках постмодернистской интертекстуальности, легшей в основу «Нобелевской лекции», показал назначение искусства и литературы с помощью аллюзий и реминисценций на другие художественные произведения. Исходя из результатов исследования, можно сделать общий вывод, что система значений и смыслов искусства, литературы и поэзии в разделах «Нобелевской лекции» И.А. Бродского была основана на поэтапном раскрытии судьбы и творчества одного человека.
На становление И.А. Бродского как поэта в большей степени повлияли О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак, Р. Фрост и У. Оден. При этом поэтическим идеалом автора выступает Данте - первый, кто сумел с помощью «откровения» постичь назначение литературы. В ходе рассуждения автор приходит к выводу, что творческая личность рождается из совокупности политических, социальных и культурных противоречий. Человек, столкнувшийся с мировым злом и способный противостоять ему с помощью литературы, является достойнейшим актором культуры эпохи, он является «зеркалом» ее достоинств и недостатков. В частности, автор считает, что в эпоху, когда государство вмешивается в дела литературы, и литература имеет право вмешиваться в дела государства, замещая функцию социального порицания.
Перспектива дальнейших исследований связана с возможностью более детального изучения форм интертекстуальности, выраженных посредством аллюзий и реминисценций в поэзии постмодерна. Анализ проблемы саморепрезентации и «откровения» в творчестве И.А. Бродского с учетом особенностей картины мира автора показывает, что процесс осознания зависимости от написания стихов и постижение назначения искусства, литературы и поэзии тесно взаимосвязаны. По мере проникновения поэта в пространство культуры в нем раскрывается потенциал для консолидации общества и сохранения наследия прошлого человечества. Данную специфику интертекстуальности, свойственную всему поэтическому наследию Иосифа Александровича Бродского, еще предстоит исследовать более углубленно.
1. Baranczak S. Always through. New Republc. 1996; Vol. 214, № 10: 39-42.
2. Макарова О.С., Гончаров А.С., Давутова А.А. Аллюзии и реминисценции в творчестве И. Бродского. Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода. 2021; № 4: 147-164.
3. Нобелевская лекция И.А. Бродского. Библиотека Максима Мошкова. Available at: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt
4. Urazayeva K.B., Shomanova G.Kh., Rysmaganbetova G.D., Zhienbay A.B. Chronotope in The Cycle Of J. Brodsky "A Part Of Speech" And Metaphysical Poetry. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Conference proceedings. Moscow - London: European Publisher, 2020: 1032-1043.
5. Croft L.B. World literature in review: Russian. World Literature Today. 1997; Vol. 71, № 1: 179.
6. Givens J. The anxiety of a dedication: Joseph Brodsky's 'Kvintet/Sextet' and Mark Strand. Russian Literature. 1995; Vol. 37, № 2-3: 203-226.
7. Heaney S. The Door Stands Open / S. Heaney. New Republic. 2004; Vol. 231, № 11-12: 27-31.
8. Mariani P. The Wordless Word. America. 2001; Vol. 185, № 20: 18-19.
9. Pratt W. English: Miscellaneous. World Literature Today. 1997; Vol. 71, № 4: 801.
References
1. Baranczak S. Always through. New Republic. 1996; Vol. 214, № 10: 39-42.
2. Makarova O.S., Goncharov A.S., Davutova A.A. Allyuzii i reminiscencii v tvorchestve I. Brodskogo. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 22: Teoriya perevoda. 2021; № 4: 147-164.
3. Nobelevskaya lekciya I.A. Brodskogo. Biblioteka Maksima Moshkova. Available at: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt
4. Urazayeva K.B., Shomanova G.Kh., Rysmaganbetova G.D., Zhienbay A.B. Chronotope in The Cycle Of J. Brodsky "A Part Of Speech" And Metaphysical Poetry. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Conference proceedings. Moscow - London: European Publisher, 2020: 1032-1043.
5. Croft L.B. World literature in review: Russian. World Literature Today. 1997; Vol. 71, № 1: 179.
6. Givens J. The anxiety of a dedication: Joseph Brodsky's 'Kvintet/Sextet' and Mark Strand. Russian Literature. 1995; Vol. 37, № 2-3: 203-226.
7. Heaney S. The Door Stands Open / S. Heaney. New Republc. 2004; Vol. 231, № 11-12: 27-31.
8. Mariani P. The Wordless Word. America. 2001; Vol. 185, № 20: 18-19.
9. Pratt W. English: Miscellaneous. World Literature Today. 1997; Vol. 71, № 4: 801.
Статья поступила в редакцию 05.10.22
УДК 81'42
Gorovaya Ya.O., postgraduate, Department of Stylistics and Rhetoric, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6394-1738
THE IMAGE OF AN AUTHOR IN THE GENRE OF A GIRL'S ALBUM. The study is carried out in the context of the theory of natural written speech, considered from the standpoint of its genre organization. Being included in the solution of a problem of speech-genre parametrization of the text, this work is aimed at describing the genre-forming role of the image of the author of the girl's album. The genre relevance of an author's image as a characteristic of the genre is reflected in the
name of the genre form, which is a written reflection of the gender socialization of teenage girls. The sources for modeling the author's image are written and speech representations that can be traced at the level of structural and spatial organization, content and visual embodiment of the text. The formation of the author's image is prescribed by genre canons and has a number of typical characteristics that allow recreating a certain model of the author's image, the variability of which depends on the personal characteristics of the author as a real person.
Key words: author's image, girl's album, genre, natural writing.
Я.О. Горовая, аспирант, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ОБРАЗ АВТОРА В ЖАНРЕ ДЕВИЧЬЕГО АЛЬБОМА
Настоящее исследование выполнено в контексте теории естественной письменной речи, рассматриваемой с позиции ее жанровой организации. Включаясь в решение проблемы речежанровой параметризации текста, данная работа нацелена на описание жанрообразующей роли образа автора девичьего альбома. Жанровая релевантность образа автора как характеристики жанра отражена в наименовании жанровой формы (девичий альбом), которая является письменным отражением гендерной социализации девушек-подростков. Источниками моделирования образа автора становятся его письменно-речевые репрезентации, рассматриваемые с позиции структурно-пространственной организации, содержательного наполнения и визуального воплощения текста. Формирование образа автора осуществляется в соответствии с жанровыми канонами. Вариативность типичных характеристик, воссоздающих образ автора девичьего альбома, обусловлена личностными характеристиками автора как реального лица.
Ключевые слова: образ автора, девичий альбом, жанр, естественная письменная речь.
Будучи одним из приоритетных принципов современного языкознания, антропоцентризм сопрягается со стремлением «поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования» [1, с. 12]. Постижение языка в неразрывной связи с бытием человека актуализирует исследовательский интерес к изучению естественной письменной речи (далее - ЕПР) рядового носителя языка как специфического объекта русистики [2, с. 6]. Став основным предметом изучения Барнаульско-Кемеровской лингвистической школы, этот вид письменно-речевой деятельности обнаруживает несколько аспектов своего изучения. Одним из активно разрабатываемых направлений описания ЕПР является речежанроведческий, восходящий к концепции М.М. Бахтина [3, с. 474]. Особая значимость данного подхода определяется заложенной в нем возможности систематизации жанрово разнородного материала ЕПР - текстовых (и «околотекстовых») ее реализаций с последующим выявлением естественной структурированности этого материала, его иерархизированности и в итоге - осмыслением его как набора «специфических форм коммуникации, выработанных русской народной культурой» [4, с. 39].
В свете жанроведческого подхода к описанию текстов ЕПР представляется значимой идея речежанровой параметризации, основанной на выявлении жанровых признаков, необходимых и достаточных для идентификации речевого жанра. Вслед за Т.В. Шмелевой полагаем, что образ автора является одной из жанроворелевантных характеристик высказывания, он предстает как некий типовой конструкт, определяющий ход коммуникации [5, с. 157]. Категория «образ автора» берет свое начало в области литературоведения, предметной сферой которого является описание искусственно созданных образов, «осмысленных и представленных на уровне героев произведения, что не свойственно естественной письменной речи» [6, с. 156].
Актуальность настоящего исследования определяется его включенностью в теорию ЕПР в той ее части, которая связывается с описанием жанровой организации текста, выявлением жанрообразующей релевантности его различных признаков. В данном случае речь идет об описании эвристических возможностей образа автора как жанроворелевантной характеристики текста, детерминирующей его функционально-содержательные и формально-структурные свойства.
Научная новизна проведенного исследования определяется следующими результатами. Образ автора девичьего альбома рассматривается как жанрооб-разующий параметр текста, который обусловливает его содержательное наполнение и формально-структурное воплощение. Будучи одним из коммуникативно-прагматических признаков жанра, образ автора моделируется посредством признаков, предопределенных законами жанра: в качестве автора выступает девочка-подросток, переживающая процесс социализации и в связи с этим усваивающая черты сознания и поведения, которые культивируются в обществе. Отсюда стремление автора обсудить «взрослые» темы в ходе диалога со сверстницами. Имея ряд инвариантных признаков (гендерная и возрастная типизированность, речевая интенция автора), образ автора получает вариативное воплощение в тексте, обусловленное личностными особенностями автора альбома (отсюда разные типы автора). Значимость образа автора как жанрового признака непосредственно актуализирована в номинации жанра [7-12].
Представление о девичьем альбоме как о письменно-речевой модели, отражающей доминирующие черты «девичей субкультуры», легло в основу научной гипотезы настоящего исследования: естественные письменные репрезентации рядовых носителей языка (в нашем случае - девочки-подростки) могут послужить материалом для моделирования образа автора жанра и описания присущих ему базовых характеристик.
Цель настоящей работы - формирование типовой модели автора девичьего альбома. Данная цель предопределяет решение ряда задач: установить основные характеристики образа автора девичьего альбома; выявить факторы, определяющие специфику речевого поведения автора; разработать критерии, позволяющие классифицировать типы авторов, представленные в альбомах.
Теоретическая значимость исследования заключается в создании типологии авторов рассматриваемого жанра. Данное исследование представляет модель образа автора девичьего альбома как систему типов авторов, интегрированных инвариантными признаками автора (гендерная и возрастная типизированность; речевая интенция, связанная со стремлением обсудить со сверстниками «взрослые» вопросы). Варьирование жанровых характеристик образа автора, обусловленное личностными свойствами автора как реального лица, предопределяет выделение определенных типов авторов. Результаты проведенного исследования позволяют представить образ автора как жанровую доминанту, предопределяющую формально-структурное и содержательное воплощение текста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке ряда спецкурсов по теории ЕПР, теории жанроведения, функциональной стилистике и возрастной психологии. Выводы и наблюдения, сделанные в ходе исследования, могут быть задействованы при создании «Энциклопедии жанров естественной письменной речи».
II. Эмпирическая база и методология исследования
Эмпирическая база исследования представлена архивными материалами
Лаборатории естественной письменной речи Кемеровского государственного университета. В работе задействованы рукописные девичьи альбомы, созданные девочками-подростками 12-15 лет в конце 1990-х - начале 2000 гг. (всего 27 альбомов).
Методологическую основу исследования составляет коммуникативно-семиотическая модель речевого жанра [13, с. 6-12], которая позволяет осветить «наибольшее количество признаков высказывания с учетом элементов ситуации, конституирующих речевой жанр» [13, с. 8]. В системе данных элементов одним из первых обозначен образ автора.
В качестве основного метода исследования используется дискурсивный анализ, направленный на изучение речевого произведения с учетом коммуникативных условий его порождения (времени, пространства, участников коммуникации) [15, с. 136-137].
III. Жанровые характеристики образа автора
Девичий альбом представляет собой многожанровый гетерогенный сборник текстов определенной тематической направленности, существование которого детерминировано процессом социализации его автора в своей культурной среде [10, с. 7]. Описание автора девичьего альбома обусловлено спецификой бытования альбомной традиции. Альбом является неотъемлемым атрибутом де-вичей субкультуры, которая представляет собой систему механизмов гендерной инкультурации детей и подростков, в частности формы социализации девочек [7].
Автором девичьего альбома является девочка-подросток преимущественно 9-15 лет. Потребность приобщиться к данной письменно-жанровой традиции является признаком взросления девушки. Альбомная культура является рече-жанровым воплощением переходного этапа к взрослению, она реализуется в оппозиции «дети - взрослые»: рукописный сборник не доверяют представителям младшей возрастной группы, но и для «настоящих взрослых» содержание альбома также остается недоступным. Такая форма письменной культуры позволяет еще не повзрослевшим девочкам заглянуть в мир взрослых, коснуться вопросов, не характерных для мира детства [10, с. 16].
Важное место в моделировании образа автора девичьего альбома занимают аксиологические доминанты, типичные для представителей девичей субкультуры. В ряду ценностных предпочтений автора любовь, симпатия к противоположному полу. Рассматриваемый возрастной период связан с острой потребностью реализации любовных чувств, которая невозможна по причине юного возраста [15, с. 7]. Этот внутренний конфликт воплощается на страницах альбома в виде романтических стихотворений, с героями которых отождествляет себя автор альбома:
«Одна судьба
У наших двух сердец
Замрет мое -
И твоему конец! У. Шекспир» (раздел «Любимые цитаты»).
Отсюда избыточная эмоциональность альбомного повествования. Бытующие среди подростков представления о первой любви, как правило, связаны с болезненным и трагичным переживанием, обусловленным ее безответностью.
Тема романтических переживаний осуществляется в контексте игровой коммуникации, характерной для альбомной культуры. Игровое начало альбомной культуры, восходящее к карнавальным мотивам, позволяет автору «примерить множество костюмов, масок, попробовать те или иные роли, предпочитая понравившиеся и отбрасывая то, что оказалось не по вкусу» [16, с. 80]. На страницах альбома автор текста предстает в различных образах:
1) эксперта, искушенного в вопросах любви: «Даю тебе совет:
Не люби до 16 лет, В 13 лет любовь опасна, В 15 лет любовь вредна, В 17 лет - любовь прекрасна,
Запомни это навсегда!» (раздел «Пожелания хозяйке альбома);
2) человека, не сведущего в сердечных делах. Содержание альбома такого автора связано с учебными или семейными вопросами:
«Учись на 5, Живи на 5 И никогда
Не смей скучать» (раздел «Пожелания хозяйке альбома). Для автора альбомного повествования важна установка на коммуникативное взаимодействие с представителями единой гендерно однородной группы, которая состоит преимущественно из сверстниц, находящихся в доброжелательных отношениях с хозяйкой альбома. Основной задачей автора девичьего альбома является инициирование альбомного диалога посредством создания особого доверительного диалогического пространства, располагающего к обсуждению «взрослых» тем любви, дружбы, предательства.
Нацеленный на развертывание такого диалога автор альбома определенным образом структурирует альбомное пространство: формирует разделы альбома, определяет жанровый состав текстов, устанавливает визуально-эстетическое оформление альбома. Структурная подача альбома осуществляется с учетом создания разделов, направленных на диалог с потенциальными коммуникантами (это анкета, страницы для пожеланий, песен и стихов). Эта нацеленность автора на межличностное доверительное общение, сосредоточенность на собеседнике составляет саму суть альбомного повествования.
Альтерадресатная направленность девичьего альбома отличает его от личного дневника, автоадресатного по своей природе жанра. На взаимодействие с адресатом направлены и те разделы альбома, которые заполняются автором самостоятельно (разделы «О себе», «Мои любимые животные», «Моя семья» и др.). Рассказывая о себе (через посредство альбомного повествования), автор тем самым приглашает участников альбомной коммуникации к доверительной беседе, недоступной посторонним.
Создавая свой альбом, девушка-подросток обозначает правила альбомной коммуникации, где определяющим является установка на секретность: «На столе стоит стакан, А в стакане лилия, А зовут меня на Ю,
А на Е фамилия» (Здесь и далее сохраняется орфография и пунктуация автора);
и бережное отношение к тетради: «Тили-тили-тили-бом Открывается альбом, А кто будет читать Прошу листы не вырывать И ошибок не считать Малым детям не давать».
Принципиальной особенностью альбомного жанра является его полиавторство. Для альбома как письменной формы коллективного творчества девушек-подростков характерны мена ролями автора-владелицы альбома и его адресатов. В таком случае в роли автора текста выступают гости альбома, которые заполняют предназначенные для них разделы альбома. Гости альбома могут менять изначально заданную автором структуру, добавляя новые разделы и тем самым вовлекая других участников альбомного диалога в речевую деятельность, не запланированную хозяйкой альбома.
С развитием полиграфии широкое распространение получают печатные девичьи альбомы, за авторством которых стоят профессиональные редакторы или целые редакционные коллегии. Организация разделов в таких альбомах обусловлена законами жанра и максимально приближена к структуре рукописного варианта жанра, но, принимая во внимание возможность выпуска печатных альбомов большими тиражами, можно говорить об искусственном моделировании образа автора с учетом альбомной традиции. Тем не менее, попадая в подростковую среду, печатные альбомы наполняются уникальными текстами, рисунками, новыми разделами, отражающими особенности девичей культуры и позволяющими говорить об уникальных авторских характеристиках. Говоря о таком синтезе «взрослых» представлений о реалиях девичей субкультуры и видения непо-
средственно носителей данной субкультуры, становится возможным говорить о соавторстве, которое осуществляется на этапе создания альбома.
Проведенное исследование обнаруживает несколько типов авторов, выявляемых на основе различных критериев.
I. Типы авторов, выявляемые с учетом специфики личности (экстраверт/интроверт)
Представление о присущих образу автора характеристиках экстраверсии или интроверсии формируется исходя из параметризации межличностного взаимодействия автора альбома с членами детского коллектива.
1. Экстравертивный тип автора. Данный тип характеризуется высокой социальной активностью, реализованной в большом количестве участников альбомного диалога, а также привлечением к альбомному диалогу сверстников, обладающих популярностью в коллективе подростков, в пространстве которого осуществляется бытование альбома. Значительное количество опрошенных респондентов в разделе «Анкета»; объем записей, оставленных «гостями» альбома, наличие представителей противоположного пола в составе альбомной коммуникации являются маркерами экстравертивного образа автора.
Устремленность во внешний мир и ярко выраженная установка на коммуникацию детерминирует объем креолизованных текстов альбома. Бумажный субстрат альбома автора-экстраверта характеризуется ярким эстетическим оформлением, а также изобилует рисунками, наклейками, вырезками из популярных журналов и газет и пр., которые позволяют выразить эмоциональную экспрессию, а также поделиться с внешним миром своими вкусовыми предпочтениями в мире кино и музыки.
Альбом такого автора представляет собой комплекс традиционных и кон-тактоустанавливающих разделов, формирующих представление об авторе как о человеке открытом, стремящемся к общению: «Пишите милые подруги, Пишите милые друзья, Пишите всё, что вы хотите,
Ведь это память для меня» (запись на первой странице альбома).
2. Интровертивный тип автора характеризуется ограниченным количеством участников альбомного диалога. В этот круг входят, как правило, самые близкие друзья, заслужившие доверие в процессе реального общения.
Оформление альбома данного типа автора носит более сдержанный характер, содержание креолизованных текстов ориентировано на конкретную группу сверстниц и обусловлено ситуативно-тематическим содержанием реального общения.
Отсутствие тех или иных разделов альбома способствует моделированию образа автора-наблюдателя: отказ от структурных элементов, направленных на самопрезентацию («О себе», «Моя семья», «Мои животные»), формирует закрытый образ автора, занимающий наблюдательную позицию в составе альбомного коллектива.
Объем и характер текстового наполнения альбомных разделов напрямую связаны с восприятием образа автора, поскольку в пространстве альбомного диалога каждый текст воспринимается как личный голос написавшего, отражающего его внутренний мир.
II. Типы авторов, выявляемые с учетом интерпретации романтического чувства
Заполняя альбом, девушки-подростки используют популярные стихотворные тексты классических произведений, тексты собственного сочинения, тексты песен, тексты шуточного характера с ярко выраженной любовной тематикой, отражающие душевное состояние хозяйки альбома. При этом авторство литературных текстов, попадающих на страницы альбома, стирается: «происходит своеобразное «присвоение» текста: он становится личным, лирическое «я» поэта очень часто превращается в «я» владельца альбома...» [11, с. 51]. С учетом интерпретации эмоционально-смысловой доминанты [16, с. 56] альбомных текстов, описывающих романтические чувства, намечается два типа автора.
1. Образ автора, репрезентующий любовное чувство посредством «светлых текстов» [там же, с. 62], в основе которых лежит представление о любви как прекрасном и возвышенном чувстве:
(1) «Есть на свете хорошая штука, От которой волнуется кровь
И сердце волнуется жутко
Эта штука зовется ЛЮБОВЬ.» (Соболев Г «Любовь»).
(2) «Тебя любить такое наслажденье,
И встречи с нетерпеньем сердце ждет. Часы с тобою кажутся мгновеньем, А день в разлуке - целый год».
2. Образ автора, репрезентирующий любовное чувство посредством «печальных текстов» [там же, с. 84], моделируемых лексемами деструктивной семантики (разбитое сердце, подобное разбитому стеклу):
(1) «Сердце разбитое, капает кровь, Вот что такое - большая любовь».
(2) «Любовь - это ваза, А ваза - стекло.
А то, что стеклянное, Бьется легко».
Таким образом, описание девичьего альбома в контексте теории ЕПР позволяет воссоздать типовую модель образа автора рассматриваемого жанра, в основе ксторой находятся инвариантные и вариативные признаки автора текста. Среди инвариантных свойств гендерная и возрастная типизированность автора (автор девичьего альбома - девочка-подросток, ее альбом как речежанровое воплощение мировоззренческих и гендерных стереотипов девичей субкультуры), типичная для жанра девичьего альбома авторская интенция, в основе которой нацеленность на осмысление и обсуждение с сверстницами «взрослых» тем в ходе игрового диалога; как следствие - полиавторство, связанное с возможной сменой коммуникативных
Библиографический список
ролей (автор альбомного текста 5 адресат), включением в письменную коммуникацию любого участника, «допущенного» до заполнения альбомных страниц.
Доминирующую роль в альбомной коммуникации играет владелица альбома: именно она определяет отбор участников альбомного диалога, их качественный и количественный состав, наполнение разделов альбома с учетом альбомной традиции и вместе с тем своих личностных предпочтений (экстра-вертивный и интравертивный тип автора) и в целом - модальность альбомного повествования, сопряженного с представлением о любви как романическом или трагическом чувстве.
1. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XXвека (опыт парадигмального анализа). Язык и наука конца 20 века. Москва, 1995: 141-237.
2. Лебедева Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования. Вестник БГПУ. Серия: Гуманитарные науки. 2GG1; № 1: 6-12.
3. Рабенко Т. Г. Жанры естественной письменной русской речи в парадигме вариантологии (на материале личного дневника). Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2G18; № 6: 474-478.
4. Лебедева Н.Б., Зырянова Е.Г, Плаксина Н.Ю., Тюкаева Н.И. Жанры естественной письменной речи: Студенческое граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка: монография. Москва: КРАСАНД, 2G11.
5. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра. Жанры речи. 1997; Выпуск 1: 88-99.
6. Тюкаева Н.И., Бринев К.И. Системное моделирование образа автора в текстах одного речевого жанра. Научный диалог. 2G21; № 1G: 153-154.
7. Борисов С.Б. Рукописный девичий рассказ. Москва, 2GG2.
8. Борисов С.Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XXв. Москва: 2G22.
9. Чеканова А.В. Современный девичий альбом (проблемы бытования). Традиционная культура. Научный альманах. 2GG4; № 1: 79-85. 1G. Архипова Г.Ф. Девичий альбом: к вопросу о происхождении жанра. Культура и текст. 2GG5; Т. 3: 184-189.
11. Калашникова М.В. Современный альбом: типология, поэтика, функции. Диссертация ... кандидата филологических наук. Тверь, 2GG4.
12. Рабенко Т.Г., Горовая Я.О. Типы диалогичности в жанровой структуре девичьего альбома. Культура и текст. 2G21; № 1 (44): 262-275.
13. Лебедева Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования. Вестник БГПУ. Серия. Гуманитарные науки. 2GG1; № 1: 6-12.
14. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. Москва, 199G: 136-137.
15. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Москва: Книга по требованию, 2G13.
16. Попова Е.А. Игра как способ самоидентификации человека: философско-культурологический аспект. Вестник Челябинского государственного университета. 2G1G; № 1 (182): 79-84.
17. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе). Москва: Тривола, 2GGG. References
1. Kubryakova E.S. 'Evolyuciya lingvisticheskih idej vo vtorojpolovine XX veka (opyt paradigmal'nogo analiza). Yazyk i nauka konca 20 veka. Moskva, 1995: 141-237.
2. Lebedeva N.B. Estestvennaya pis'mennaya russkaya rech' kak ob'ekt lingvisticheskogo issledovaniya. VestnikBGPU. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2GG1; № 1: 6-12.
3. Rabenko T.G. Zhanry estestvennoj pis'mennoj russkoj rechi v paradigme variantologii (na materiale lichnogo dnevnika). Dinamika yazykovyh i kul'turnyh processov v sovremennoj Rossii. 2G18; № 6: 474-478.
4. Lebedeva N.B., Zyryanova E.G., Plaksina N.Yu., Tyukaeva N.I. Zhanry estestvennoj pis'mennoj rechi: Studencheskoe graffiti, marginal'nye stranicy tetradej, chastnaya zapiska: monografiya. Moskva: KRASAND, 2G11.
5. Shmeleva T.V. Model' rechevogo zhanra. Zhanry rechi. 1997; Vypusk 1: 88-99.
6. Tyukaeva N.I., Brinev K.I. Sistemnoe modelirovanie obraza avtora v tekstah odnogo rechevogo zhanra. Nauchnyjdialog. 2G21; № 1G: 153-154.
7. Borisov S.B. Rukopisnyj devichij rasskaz. Moskva, 2GG2.
8. Borisov S.B. Mirrusskogo devichestva: 70-90 gody XX v. Moskva: 2G22.
9. Chekanova A.V. Sovremennyj devichij al'bom (problemy bytovaniya). Tradicionnaya kultura. Nauchnyj al'manah. 2GG4; № 1: 79-85. 1G. Arhipova G.F. Devichij al'bom: k voprosu o proishozhdenii zhanra. Kultura i tekst. 2GG5; T. 3: 184-189.
11. Kalashnikova M.V. Sovremennyj al'bom: tipologiya, po'etika, funkcii. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Tver', 2GG4.
12. Rabenko T.G., Gorovaya Ya.O. Tipy dialogichnosti v zhanrovoj strukture devich'ego al'boma. Kultura i tekst. 2G21; № 1 (44): 262-275.
13. Lebedeva N.B. Estestvennaya pis'mennaya russkaya rech' kak ob'ekt lingvisticheskogo issledovaniya. Vestnik BGPU. Seriya. Gumanitarnye nauki. 2GG1; № 1: 6-12.
14. Arutyunova N.D. Diskurs. Lingvisticheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 199G: 136-137.
15. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta. Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2G13.
16. Popova E.A. Igra kak sposob samoidentifikacii cheloveka: filosofsko-kul'turologicheskij aspekt. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2G1G; № 1 (182): 79-84.
17. Belyanin V.P. Osnovy psiholingvisticheskoj diagnostiki. (Modeli mira v literature). Moskva: Trivola, 2GGG.
Статья поступила в редакцию 25.10.22
УДК 811.581.11
Li Yang, Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Jiangxi Normal University, (Nanchang, China), E-mail: [email protected]
Davletbaeva A.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Bashkir State University (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
LINGUOCULTUROLOGICAL ASPECT OF CHINESE PHRASEOLOGICAL UNITS OF THE TYPE "CHENYU", CHARACTERIZING POVERTY, IN THE SPHERE OF ECONOMIC DISCOURSE. The work is dedicated to the study of a phenomenon of Chinese phraseological units such as "chengyu", describing the socio-cultural model of attitudes towards poverty in texts and articles of economic content. The authors of the paper suggest that the consideration of economic discourse is a promising area of scientific activity, which is dictated by the current level of economic relations between Russia and China. The theoretical and practical substantiation of the article is that the language is a complex and diverse structure that reflects the attitude and worldview of people who speak it, therefore, the understanding of the linguistic and cultural aspects of Chinese phraseological units contributes to the development of translation and teaching, strengthening social relations and better understanding of ethical, moral and religious norms that are guided by native speakers of the language being studied in everyday life.
Key words: phraseological unit, chengyu, economic discourse, Confucianism, material difficulties, poverty, Chinese.
Ли Ян, канд. филол. наук, преп., Цзянсийский педагогический университет, г. Наньчан, E-mail: [email protected]
А.Ф. Давлетбаева, канд. филол. наук, доц., Башкирский государственный университет, г. Уфа, E-mail: [email protected]
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА ТИПА «ЧЭНЪЮЙ», ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ БЕДНОСТЬ, В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Настоящее исследование посвящено изучению феномена китайских фразеологизмов типа «чэнъюй», описывающих социокультурную модель отношения к бедности в текстах и статьях экономического содержания. Авторы данной работы предполагают, что рассмотрение экономического дискурса является перспективным направлением научной деятельности, которое продиктовано современным уровнем экономических отношений между Россией и Китаем.