Научная статья на тему 'Обоснование взаимосвязи инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности продукции (на примере авиационной техники)'

Обоснование взаимосвязи инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности продукции (на примере авиационной техники) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демин Сергей Сергеевич, Сазонов Андрей Александрович, Пелихов Дмитрий Михайлович

Рассмотрено понятие инвестиционной привлекательности продукции и ее основные характеристики. Понятие инвестиционной привлекательности соотнесено с понятием конкурентоспособности продукции. В качестве примера представлены основные критерии конкурентоспособности авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демин Сергей Сергеевич, Сазонов Андрей Александрович, Пелихов Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF INTERRELATION OF INVESTMENT APPEAL AND COMPETITIVENESS OF PRODUCTION (ON THE EXAMPLE OF THE AIRCRAFT EQUIPMENT)

The concept of investment appeal of production and its main characteristics is considered. The concept of investment appeal is correlated to concept of competitiveness of production. As an example the main criteria of competitiveness of the aircraft equipment are presented.

Текст научной работы на тему «Обоснование взаимосвязи инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности продукции (на примере авиационной техники)»

ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ)

Аннотация. Рассмотрено понятие инвестиционной привлекательности продукции и ее основные характеристики. Понятие инвестиционной привлекательности соотнесено с понятием конкурентоспособности продукции. В качестве примера представлены основные критерии конкурентоспособности авиационной техники.

Ключевые слова. инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность продукции, авиационная техника.

JUSTIFICATION OF INTERRELATION OF INVESTMENT APPEAL AND COMPETITIVENESS OF PRODUCTION (ON THE EXAMPLE OF THE AIRCRAFT EQUIPMENT)

Annotation. The concept of investment appeal of production and its main characteristics is considered. The concept of investment appeal is correlated to concept of competitiveness of production. As an example the main criteria of competitiveness of the aircraft equipment are presented.

Keywords: investment appeal, competitiveness of production, aircraft equipment.

Управление инвестиционным процессом строится на синтезе и согласовании интересов всех участников, которые обеспечиваются функционированием инвестиционного механизма как системы методов, форм, источников финансирования и инструментов воздействия на воспроизводственный процесс [9]. В общем виде под инвестиционной привлекательностью понимается система экономических отношений между субъектами хозяйствования, которая обеспечивает эффективное развитие предприятия, обладающей совокупностью соответствующих требованиям инвесторов характеристик, а также поддержание его конкурентоспособности [3]. Инвестиционная привлекательность представляет собой обобщенную характеристику конкурентных преимуществ продукции и недостатков с позиций конкретного инвестора по формируемым им критериям.

Основное назначение оценки инвестиционной привлекательности состоит в создании информационной базы данных с целью обеспечения разработки инвестиционной политики [6]. Инвестиционная привлекательность любого вида продукции характеризуется двумя основными параметрами: инвестиционным потенциалом и системой инвестиционных рисков, именно они в большей мере определяют инвестиционную активность, которую связывают с объемами и темпами роста инвестиций в объектах оценки. Оценка инвестиционной привлекательности производства представляет собой процедуру по выявлению общих и специфических признаков инвестиционной привлекательности производимого образца на всех уровнях экономических отношений [1].

С точки зрения понятийного аппарата необходимо соотнести понятия инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. В общем виде конкурентоспособность продукции определяется как степень удовлетворения ей конкретной потребности по сравнению с аналогичным объектом, как способность выдерживать конкуренцию на внутреннем и международном рынке или способность реализовать и создавать свои преимущества. Можно утверждать, что конкурентоспособность - это также способность предприятия или организации на основе конкурентных преимуществ реализовать все свои функции и обеспечить устойчивое развитие. В первом случае это определяет место объекта в очереди за инвестициями, а во втором - его долю на рынках товаров [4]. Конкурен-

УДК 338.4 С.С. Демин А.А. Сазонов Д.М. Пелихов

Sergey Demin

AndreySazonov

DmitriyPelihov

© Демин С.С., Сазонов А.А., Пелихов Д.М., 2015

77

тоспособность рассматривается как сложное многоуровневое явление. Можно выделить лишь внеш-нююивнутреннюю конкурентоспособность, краткосрочную и долгосрочную конкурентоспособность [8].

Инвестиционная привлекательность является составной частью конкурентоспособности объекта, можно утверждать, что конкурентоспособность предприятия есть функция инвестиционной привлекательности [2]. Определяющим элементом конкурентоспособности продукции выступают конкурентные преимущества или силы, которые определяются как их исключительная система ценностей и факторов. В связи с этим представляется возможным и целесообразным уточнить определение инвестиционной привлекательности и дать толкование конкурентоспособности предприятия. Инвестиционная привлекательность - это способностьпредприятия или организации в ходе осуществления инвестиционной политики реализовать свои факторные и ценностные преимуществ с целью привлечения инвестиций. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.

Таблица 1

Сравнительная характеристика инвестиционной привлекательности

и конкурентоспособности

Признаки Инвестиционная привлекательность Конкурентоспособность

Ключевые слова определения степень заинтересованности; место в отрасли; способность привлечь инвестиции степень устойчивости; место на рынке; способность реализовать свои функции

Соподчиненность часть конкурентоспособности целое, конкурентоспособность

Родовой признак, процесс инвестиции, инвестирование конкуренция, конкурентная борьба

Родственный признак конкурентные преимущества конкурентные преимущества

Содержание конкуренции борьба за капитал, за инвестора борьба за рынки сбыта, за покупателя

Преобладающий характер инвестиций воспроизводственный -поддержание и обновление основного капитала инновационный характер - создание инноваций

Вид рынка рынок капиталов рынок товаров и услуг

Категория, оценка и акцент в ней оценочная, многоплановая, сравнительная, комплексная; акцент на внутреннюю среду оценочная, многоплановая, сравнительная, комплексная; акцент на внешнюю среду

Объекты оценки продукция, предприятие, отрасль, регион, страна

Субъекты оценки инвесторы, государственные органы, корпорации, частные лица

Ключевой участник инвестор, продавец капитала конкурент, покупатель товара

Место «наблюдателя» снаружи, «внешний взгляд» внутри, «внутренний взгляд»

Стороны в оценке инвестор и получатель инвестиций оцениваемый и его конкурент (эталон)

Критерии оценки рост и развитие потенциала и его эффективности сохранение и увеличение доли на рынке

Экологичность учет экологических условий и факторов, критериев оценки

Принципы оценки системность, динамизм, интегральность, дифференциация, цикличность, непрерывность

Методы оценки факторный, динамический, эталонный

Окончание таблицы 1

Признаки Инвестиционная привлекательность Конкурентоспособность

Ключевые элементы система потенциалов, производственный потенциал; некоммерческие риски система потенциалов, конкурентный статус; слабости и угрозы

Информация статистическая, экспертная

Методы свода статистические, экспертные, ранжирование и др.

Характер и уровень управления многоуровневый (макроуровень, мезоуровень, микроуровень)

Цель управления стимулирование инвестиций и инноваций обеспечение устойчивого развития

Понятие «конкурентоспособность продукции» тесно связано с понятием «качество». Параметры качества определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности - прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности нужно сопоставлять его с уровнем развития потребностей. При этом превышение уровня конкурентоспособности над уровнем развития потребностей по отдельным параметрам может быть не оценено покупателем и не даст необходимого экономического эффекта.

К примеру, конкурентоспособность авиационной техники - это совокупность летно-технических, технико-экономических и стоимостных характеристик, которые отражают ее отличия от аналогов по степени удовлетворения потребности и обеспечивают ей преимущества на рынке. Конкурентоспособность - это также способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичной зарубежной техникой [5]. Существует три группы основных параметров оценки отечественной авиационной техники в сравнении с ее зарубежными аналогами. К ним относятся технические параметры, которые отражают потребительские свойства, нормативные показатели, характеризующие соответствие обязательным нормам и стандартам, а также экономические параметры, связанные с эксплуатацией. К техническим параметрам относятся надежность и ресурс авиационной техники. К нормативным показателям относятся показатели безопасности, эмиссии и шума, которые должны соответствовать нормам Международной организации гражданской авиации и Европейского союза [7]. Экономические показатели связаны с топливной экономичностью, доступностью или величиной двигательной составляющей прямых эксплуатационных расходов, стоимостью обслуживания и ремонта.

Сегодня уже осознана необходимость управления конкурентоспособностью промышленного производства и построения на практике систем ее обеспечения, а также создания системы управления инвестиционной привлекательностью, которая является одной из приоритетных задач.

Библиографический список

1. Арсеньева, Н. В. Перспективные пути преодоления кризисной ситуации на предприятиях машиностроительного комплекса / Н. В. Арсеньева // Экономика и управление в машиностроении. - 2009. - № 3. -С. 16-19.

2. Джамай, Е. В Метод оценки конкурентной устойчивости отраслевых предприятия в современных экономических условиях / Е. В. Джамай, С. В. Шароватов, С. А. Повеквечных // Насосы. Турбины. Системы. -2014. - № 4. - С. 18-27.

3. Джамай, Е. В. Исследование проблем оценки экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты на предприятиях наукоемких отраслей промышленности / Е. В. Джамай, Ю. П. Анисимов, С. А. Повеквечных // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2014. - № 5. - С. 25-31.

4. Джамай, Е. В. Метод параметрической оценки конкурентоспособности наукоемкой продукции, создаваемой в рамках инновационных проектов / Е. В. Джамай, Г. Н. Чернышова, Ю. И. Федюнина // Насосы. Турбины. Системы. - 2014. - № 1. - С. 38-45.

5. Джамай, Е. В. Экономическое обоснование направлений повышения конкурентоспособности производства наукоемкой продукции (на примере авиационной техники) / Е. В. Джамай, С. С. Демин // Организация производства. - 2006. - № 3. - С. 80-83.

6. Калачанов, В. Д. Формирование и оптимизация ресурсного обеспечения программ авиастроительного производства / В. Д. Калачанов, Е. В. Джамай // Авиакосмическая техника и технология. - 2005. - № 4. -С. 61-69.

7. Калачанов, В. Д. Экономический анализ производства и испытаний гражданской авиационной техники / В. Д. Калачанов, Е. В. Джамай, М. В. Филатов [и др.] // Авиакосмическая техника и технология. - 2001. -№ 1. - С. 45-53.

8. Сазонова, М. В. Влияние конкурентоспособности на управление торговыми предприятиями сферы услуг / М. В. Сазонова, А. А. Сазонов // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2009. - № 16(88). - С. 240-244.

9. Сазонова, М. В. Реальные инвестиции: источники их формирования и финансирования / М. В. Сазонова, А. А. Сазонов // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2014. - № 22 (94). - С. 203- 207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.