но-профессионального потенциала. Нам представляется, что подобная форма организации подготовки тренеров позволяет концентрировать финансовые ресурсы, что дает возможность: во-первых, приглашать в качестве преподавателей лучших отечественных и зарубежных тренеров и специалистов; во-вторых, создавать «улучшенные» условия для обучения и оснащать учебный процесс на современном техническом уровне.
Анализ подготовки квалифицированных тренеров по баскетболу в ВШТ (сделан первый выпуск специалистов) показал высокую эффективность подобной формы обучения. В процессе и после окончания обучения всего за один год более 30% слушателей получили приглашения занять более высокие должности в различных профессиональных клубах и баскетбольных командах. Практически все слушатели отмечали, что полученные в ходе обучения знания позволили им добиться вместе со своими командами более высоких спортивных результатов. Это позволило тренерам более уверенно чувствовать себя в профессиональном плане. Мы понимаем, что система подготовки специалистов по баскетболу в ВШТ окончательно не сформировалась и в настоящее время находится в фазе развития. Однако создаваемая система представляется крайне перспективной, позволяющей уже сегодня внедрять в учебный процесс все имеющиеся инновационные методики и представлять реальные практические результаты.
ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСТАНЦИЙ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ БЕГОМ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Екатерина Евгеньевна Жигун, старший преподаватель,
Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева
(РГАУ - МСХА) г. Москва
Аннотация
Изучались структурные компоненты классических дистанций в спортивном ориентировании бегом для спортсменов 14-15 лет (возрастная группа М-14): длина, количество контрольных пунктов, ориентиры постановки контрольных пунктов на различных типах рельефа, а также применение различных способов ориентирования.
Ключевые слова: спортивное ориентирование бегом, юные спортсмены, тип рельефа, конструирование соревновательных дистанций.
THE BACKGROUND OF CONSTRUCTING TECHNOLOGY OF COMPETITIVE DISTANCES IN SPORT RUNNING ORIENTEERING ON THE STAGE OF
ADVANCED TRAINING
Ekaterina Evgenevna Zhigun, the senior teacher,
The State Agrarian University of Russia - МСХА after K. Timiryazev
Moscow
Abstract
The structural components of classic distances of sporting running orienteering, planned for sportsmen of 14-15 years old were studied such as: length, number of control points, orienteer of raising of point on the different types of relief, and different methods of orienteering were researched aces well.
Keyword: sport running orienteering, young sportsmen, type of relief, constructing of competitive distances.
Для подготовки качественной соревновательной дистанции в спортивном ориентировании бегом необходимо учитывать пол и возраст спортсменов, их квалификацию и закономерности становления спортивного мастерства. При изучении особенностей многолетней подготовки в спортивном ориентировании можно заключить, что возрастная группа М-14 (14-15 лет) относится к этапу углубленной тренировки. За
этот период в тренировочном процессе происходит значительное увеличение удельного веса специальной подготовки и количества соревнований. Продолжается дальнейший рост объёма и интенсивности тренировочных нагрузок [4]. Для соревновательной деятельности ориентировщиков в этот период характерно стремление к достижению автоматизма и стабилизации основных приёмов и способов ориентирования, экономичному расходованию энергетических ресурсов [2].
Изучение особенностей соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет проводилось с целью разработки принципов конструирования соревновательных дистанций. Для этого были выбраны наиболее значимые структурные элементы дистанций, оказывающие существенное влияние на результат соревновательной борьбы в спортивном ориентировании, такие как длина трассы, количество контрольных пунктов (КП), преобладающие ориентиры для постановки КП. Выбор и реализация пути движения между КП также играет важную роль в соревновательной деятельности ориентировщиков. Спортсмены преодолевают этапы дистанции, используя различные способы ориентирования, которые также изучались нами в ходе эксперимента. В исследованиях применялся метод картометрии и визуального описательного анализа карт. Были изучены 124 классические дистанции спортивного ориентирования для возрастной группы М-14. Вследствие того, что на соревновательную деятельность в спортивном ориентировании оказывают значительное влияние элементы мезо- и микрорельефа, встречающиеся в районе соревнований, дистанции классифицировались в зависимости от геоморфологических особенностей форм рельефа [1].
В результате исследований было установлено, что наиболее информативными параметрами соревновательной дистанции в спортивном ориентировании являются её длина и количество КП. Согласно полученным данным, на горном рельефе планируют самые короткие дистанции, отличающиеся и наименьшим количеством КП (табл. 1).
Таблица 1
Структура соревновательных дистанций в спортсменом ориентировании бегом
на этапе углубленной тренировки (х ±g)
Параметры соревновательных дистанций Тип рельефа
холмисто- моренный конечно-моренный водно-эрозионный горный
Длина дистанции, м 3968,4±675,4 3877,0±864,5 4265,5±900,0 3248,6±560,9
Количество КП 10,9±2,6 10,2±2,2 9,9±2,3 8,0±1,3
Преобладающие ориентиры для постановки КП, в % бугор 16,5±18,9 яма 25,8±25,5 лощина 19,1±17,0 камень 27,0±21,4
лощина 12,0±14,5 бугор 11,0±13,8 полянка 10,7±12,6 лощина 14,3±20,2
яма 10,9±16,3 лощина 10,8±11,7 воронка 9,6±15,0 воронка 10,1±14,7
камень 10,0±15,4 воронка 8,5±15,8 яма 7,4±12,6 поляна 8,1±10,3
воронка 5,7±10,3 болото 4,4±11,1 бугор 5,9±9,5 скала 7,8±12,2
микро- ямка 5,0±10,3 поляна 3,6±8,5 тропа 5,4±7,1 микро- объект 6,5±7,2
микро- объект 5,0±9,8 камень 2,8±6,6 микро- объект 3,6±8,0 бугор 6,5±10,5
Обнаружено, что на дистанциях ориентирования бегом в возрастной группе М-14 в качестве объектов КП используются элементы рельефа, составляющего основу данного типа местности. Холмисто- и конечно-моренный рельеф образован в результате движения ледника. В районах с его преобладанием наиболее распространены бугры, ямы, лощины, болота. Согласно результатам исследования, в районах соревнований, основу которых составляет холмисто-моренный рельеф, 16,5% КП установлены на буграх, 12,0% - в лощинах, 10,9% - в ямах. Выявлено, что на местности с преобладанием конечно-моренного типа рельефа 25,8% КП установлены в ямах, 11,0% - на буграх, 10,8% - в лощинах. Другие формы рельефа в качестве объектов КП на местности холмисто- и конечно-моренного типа применяются значительно реже. В результа-
те деятельности поверхностных текучих вод происходит размыв и разрушение почвы. Рельеф, образованный под воздействием водной стихии, называют водноэрозионным. Он широко распространён и встречается практически во всех ландшафтных зонах. В практике спортивного ориентирования при конструировании соревновательных дистанций в качестве объекта KQ особенно часто используется такая форма водноэрозионного рельефа, как лощина (19,1%). Из областей горного происхождения для проведения соревнований по спортивному ориентированию применимы предгорья, низкие и средневысотные горы, высота которых колеблется в пределах 200-2000 м. Для этих районов характерно наличие развитой сети отрицательных форм водноэрозионного происхождения, скал, каменистых поверхностей, отдельных камней. В результате анализа картографического материала обнаружено, что на дистанциях, планируемых в горных районах, 27,0% KQ установлены на камнях, 14,3% - в лощинах, 10,1% - в воронках.
Согласно результатам исследования, на трассах для ориентировщиков 14-15 лет, конструируемых на холмисто-моренном типе рельефа, чаще KQ располагают на элементах средних форм рельефа в ямах, на буграх, в лощинах. Внемасштабные ориентиры для постановки KQ применяются редко. Например, KQ, установленные в воронках, составляют 5,7%, в микроямках и на микрообъектах (пни, корчи) - 5,0%. Однако на дистанциях, планируемых на горном типе рельефа, 27,0% KQ были поставлены на камнях, 10,1% - в воронках, благодаря чему данные дистанции предоставляют дополнительные технические сложности для юных спортсменов.
В результате исследования установлено, что на холмисто-моренном, водноэрозионном и горном типах рельефа доминирующим способом ориентирования в возрастной группе М-14 является движение по линейным ориентирам (табл. 2).
Таблица 2
Технико-тактические действия спортсменов-ориентировщиков на этапе углубленной тренировки при преодолении классических соревновательных дистанций
заданного направления (в %)
Способ ориентирования Тип рельефа (n=124)
холмисто- моренный водно- эрозионный конечно- моренный горный
Движение по точному азимуту 10,0±10,5 11,1±10,9 6,3±9,2 8,7±8,7
Движение по точному чтению карты 25,4± 16,7 21,1±15,3 38,0±18,3 21,5±20,3
Движение по азимуту с чтением карты 23,5±20,5 21,4±16,4 17,3±17,5 23,3±22,5
Движение по линейному ориентиру 38,4±21,7 47,2±20,0 35,3±21,3 44,7±33,1
В техническом плане движение по линейным ориентирам - самый простой и надежный способ ориентирования. Особенно часто его используют спортсмены на водноэрозионном типе рельефа (47,2%), основу которого составляют элементы линейной эрозии: лощины, ложбины, балки, промоины [1, 3]. Поскольку на конечно-моренном типе рельефа линейное расчленение территории встречается редко, преобладающим способом ориентирования здесь является бег по точному чтению карты (38,0%). Наименее востребован в соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков данной группы такой способ ориентирования, как движение по точному азимуту (6,311,1%). Как правило, его применяют на коротких этапах на местности с отсутствием крупных тормозных ориентиров.
ВЫВОДЫ
На основании полученных экспериментальных данных нами были разработаны принципы конструирования соревновательных дистанций для спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет:
1. Учитывая накопившийся тренировочный и соревновательный опыт спортсменов, местность необходимо подбирать с наличием небольшого количества физиче-
ски сложных участков (болот, районов труднопроходимой растительности, крутых склонов), разнообразную по сочетанию форм рельефа, с включением линейных, точечных ориентиров, внемасштабных объектов.
2. Трасса спортивного ориентирования должна тестировать интегральную подготовленность спортсменов. В среднем классическая дистанция заданного направления должна иметь протяженность 3000-4500 м. Перегоны между контрольными пунктами необходимо планировать с различными способами ориентирования. Примерное соотношение: 50-40% - бег по линейным ориентирам, 30-20% - бег по точному чтению карты, 30-20% - движение по азимуту с чтением карты.
3. Учитывая различия в уровне подготовленности спортсменов, соревнующихся в возрастной группе М-14, необходимо предусмотреть различные варианты передвижения на перегонах между КП, при этом сложно реализуемые пути в техникотактическом плане должны быть выигрышными.
4. На дистанции целесообразно планировать различное сочетание длин перегонов, вынуждая спортсменов использовать широкий диапазон технико-тактических действий. Примерное соотношение длин перегонов: 50-40% - короткие (длина - до 400 м), 40-30% - средние (400-1000 м), 1-2% - длинные (свыше 1000 м).
5. Контрольные пункты необходимо устанавливать на расстоянии от тропинок и крупных ориентиров, служащих «привязками». Объектами КП могут служить как элементы и формы рельефа, преобладающего в районе соревнований, так и внемас-штабные ориентиры (микроямки, воронки, пни, корчи.)
6. В целях обеспечения безопасности в районе соревнований не должно быть опасных объектов: шоссе с интенсивным движением транспорта, скальных стен и обрывов, а также необходимо наличие чётких ограничивающих ориентиров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешин, В.М. Ориентирование и геоморфология / В.М. Алешин // Азимут. - 2003. - № 1. - С. 20-21.
2. Воронов, Ю.С. Спортивное ориентирование: программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.С. Воронов, Ю.С. Константинов. - М. : ЦДЮТИК, 2000. - 38 с.
3. Дубенок, Н.Н. Землеустройство с основами геодезии / Н.Н. Дубенок, А.С. Шуляк. - М. : Колос, 2002. - 320 с.
4. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М. : Сов. спорт, 2004. - 464 с. : ил..
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК У ДЕВОЧЕК 4-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Евгения Валентиновна Иванова, инструктор-методист, специализированная детско-юношеская спортивная авторская школа олимпийского резерва по художественной гимнастике Л.В.Лебедевой, г. Омск
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения специфических координационных способностей рук у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки. Автором изучена возрастная динамика развития координационных способностей и выявлены сенситивные периоды их развития.
Ключевые слова: специфические координационные способности рук, художественная гимнастика, сенситивные периоды.