1 R L
умений в жизнедеятельности а=—aij, коэффициент разнообразия р = а.
L i=i j =i ’ R Например, при постановке номеров по аэробике следует использовать как можно больший арсенал технических элементов. Или, например, при игре в бадминтон вероятность выигрыша существенно зависит от богатства арсенала используемых приёмов (как и в единоборствах и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФКЛ как ресурс жизнедеятельности - один из наиболее востребованных в современном мире, поэтому модернизация физического воспитания должна быть связана с проектированием педагогических технологий, направленных на преодоление разрыва между умственной и двигательной деятельностью студентов.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 11-36-00234а1 от 03.03.2011 по теме “Математическое моделирование
дидактического процесса”.
ЛИТЕРАТУРА
l. Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении I И.С. Ворошилова, Н.П. Фёдорова, Д. А. Романов, Т.В. Тихомирова II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 19-23.
REFERENCES
1. Voroshiliva, I.S., Fedorova, N.P., Romanov, D.A. and Tihomirova T.V. (2013) “Students support in personal and professional self-determination” Uchenyie zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No 2, pp. 19-23.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2013.
УДК 378
ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ
ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Татьяна Евгеньевна Веселкина, старший преподаватель,
Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС), Андрей Иванович Крылов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, направленных на изучение эффективности использования разработанного комплекса мероприятий для повышения двигательной активности студентов на начальных этапах обучения в вузе. Применение в процессе занятий упражнений оздоровительной направленности, с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, повышение уровня мотивации на основе контроля и самоконтроля, позволяет повысить уровень двигательной активности студентов и адаптации к особенностям образовательного процесса вуза.
Ключевые слова: двигательная активность студентов вузов, контроль и самоконтроль, адаптация к условиям образовательного процесса.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p35-39
SUBSTANTIATION OF THE COMPLEX ACTIONS FOR THE STUDENTS' PHYSICAL ACTIVITY INCREASE AT THE INITIAL STAGE OF HIGHER
EDUCATION
Tatiana Evgenievna Veselkina, the senior teacher,
The St. Petersburg State University of Railway Transport,
Andrei Ivanovich Krylov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of research aimed at studying the effectiveness of the use of a set of measures designed to improve the physical activity of the students at the initial stages of the training at higher school. Application of the health improving exercises within the process of training, considering the individuality of the involved, increasing of the level of motivation based on the control and self-control, allow increasing the level of physical activity of students and adaptation to the characteristics of the educational process at the university.
Keywords: motor activity of the university students, control and self-control, adaptation to the educational process.
ВВЕДЕНИЕ
С целью разработки и научного обоснования комплекса учебно-педагогических мероприятий, реализация которых на начальных этапах обучения в высшем учебном заведении способствует повышению двигательной активности студентов и в целом положительно влияет на качество образовательного процесса, на базе Петербургского государственного университета путей сообщения проводились исследования, в процессе которых изучались:
- особенности жизнедеятельности студентов на начальных этапах обучения в железнодорожном вузе;
- динамика физического состояния студентов в ходе образовательного процесса по физическому воспитанию при использовании различных видов спорта;
- эффективность различных учебных и внеучебных форм организации занятий по физическому воспитанию.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе исследований было определено, что, несмотря на многократно научно обоснованные и практически подтвержденные факты положительного влияния физических упражнений на устранение негативных последствий в организме обучающихся, связанных с развитием гиподинамии, в сегодняшней теории и практике физического воспитания практически отсутствуют исследования, обосновывающие комплексный подход к решению проблемы адаптации студентов на начальных этапах обучения в вузе [1, 2].
На основании вышесказанного, используя методологические предпосылки, теоретические изыскания и предварительные экспериментальные исследования, был разработан комплекс мероприятий, в ходе реализации которых предполагалось обеспечить оптимальный уровень двигательной активности студентов, обучающихся на первом курсе Петербургского университета путей (Рис. 1)
Блок «Здоровье» включает три уровня мероприятий здоровьесберегающей направленности:
1) оценка состояния здоровья при поступлении в вуз, диагностика заболеваний, определение медицинской группы для практических занятий по физическому воспитанию;
2) педагогический контроль в ходе образовательного процесса за состоянием здо-
ровья обучающихся с постепенным включением элементов самоконтроля с целью выявления компенсаторных нарушений состояний организма или заболеваний на ранних стадиях;
3) использование корригирующих мероприятий по результатам контроля при компенсаторных нарушениях и своевременное прекращение занятий при заболевании.
Рис.1. Комплекс мероприятий оптимизации двигательной активности студентов
Центральный блок «Движение» или «Двигательная активность» включает комплексы физических упражнений, использование которых улучшает показатели состояния здоровья, физических кондиций, и влияет на психическое и интеллектуальное развитие занимающихся, т. е. самочувствие, функциональное и психологическое состояние студенток непосредственно определяют основные критерии, по которым подбирается двигательный режим с использованием гимнастических упражнений, элементами дыхательной гимнастики и аутогенной тренировки .
С учетом выше сказанного определяются и формы проведения занятий. Например, если общее самочувствие студентов, связанное с плохо переносимыми нагрузками в начале обучения обуславливает пропуски занятий по физическому воспитанию в рамках учебного расписания, то для таких студентов в индивидуальном порядке могут быть рекомендованы самостоятельные занятия с обязательным строгим педагогически контролем за их результатами.
Значение выбора режима двигательной активности и формы занятий физическими упражнениями повышается в различные периоды образовательной деятельности. В экзаменационный и каникулярный периоды нагрузки носят в основном компенсаторный и поддерживающий характер, а занятия, естественно в большинстве самостоятельные и индивидуальные или в секциях спортивного клуба и на тренировках сборных команд высшего учебного заведения.
Использование на начальных этапах обучения в вузе индивидуальных и самостоятельных занятия не будет эффективно, а зачастую может принести вред здоровью зани-
мающихся, если в программно-методическом обеспечении двигательной активности студентов не будет реализован третий блок комплекса - «Самовоспитание». Мероприятия, входящие в этот блок, должны оказывать опережающие воздействие по формированию у занимающихся необходимых знаний, умений и навыков проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроля в ходе этих занятий.
В целом блок физического самовоспитания включает три основных этапа: самопознание; самоопределение; самосовершенствование.
Первый этап связан с самопознанием собственной личности выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть, эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. Если он переоценивает себя, то не склонен анализировать свои состояния и возможности, сопоставлять их с результатами деятельности и поведения. Он доволен собой, а потому и не работает над собой. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценки
На втором этапе самоопределения, исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, и на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, месяцев. Программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания.
Третий этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Методы самосовершенствования, направленные на совершенствование личности, называют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение и самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет [3].
Одним из основных методов самоуправления, когда уже на начальных этапах обучения снижаются возможности педагогического контроля, становится самоконтроль, который определяет способность обучающегося следить за намеченной программой действий и корректировать ее в соответствии с поставленными задачами, достижениями. Он предполагает ведение дневника самоконтроля, в котором отмечается выполнение запланированных действий, дается их самооценка, анализируются причины неудач.
Чтобы управлять процессом самовоспитания, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельных занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося скорректировать планы занятий: перспективный, годичный, на семестр и микроцикл; определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.
С учетом вышесказанного, в ходе проведенных исследований была разработана форма дневника самоконтроля за физическим состоянием обучающихся. При этом был учтен предыдущий опыт кафедры физического воспитания, и в дневнике представлены все формы учета результатов тренировочных занятии:
- предварительный учет - фиксация данных исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся;
- текущий учет - выполненный объем и интенсивность двигательного режима; результаты выполнения отдельных тестов и норм раз в неделю в течение семестра;
- итоговый учет - осуществляется в конце семестра, после каникулярного перио-
да или в конце годичного цикла обучения.
Особо хочется отметить, что благодаря высокой компьютерной грамотности студентов технических вузов и при их активном участии была разработана электронная интерактивная версия дневника самоконтроля, которая наиболее полно отвечает современным требованиям организации учебного процесс в вузах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты исследований обусловили необходимость решения проблемы, связанной с оптимизацией двигательной активности студентов на начальных этапах обучения в железнодорожных вузах. Так же было определено, что только реализация целого комплекса мероприятий, которые должны иметь не только оздоровительную направленность, но использоваться обучающимися и во внеучебное время позволяет решить поставленные в исследовании задачи. Было установлено, что использование физических упражнений, составленных на основе различных видов гимнастики, наилучшим образом соответствует по физическим и психофизиологическим параметрам организма для самостоятельных занятий студентов. Былае обоснована необходимость повышение мотивационного компонента на личных успехах в образовательной деятельности через самовоспитание и самосовершенствование, необходимых для формирования в сознании обучающихся стремления к здоровому образу жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов, А. А. Исследования отношения студентов к ценностям физической культуры / А. А. Горелов, С.В. Скляров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 28-32.
2. Радовицкая, Е.В. Повышение аэробных возможностей студентов, занимающихся на отделении плавания / Е.В. Радовицкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №7 (65). - С. 67-70.
3. Виленский, М.Я. Самовоспитание и самосовершенствование студентов в процессе физического воспитания / М.Я. Виленский, А.Г. Г оршков // Физическая культура и спорт в Российской федерации (студенческий спорт) : сборник статей. - М. : Поли-графсервис, 2002. - С. 152-160.
REFERENCES
1. Gorelov, A.A. and Sklyarov, S.V. (2008), “Studies of students' attitudes to the values of physical education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. Vol.44, № 10, pp. 28-32.
2. Radovitsky, E.V. (2010), “Improving aerobic capacity of the students involved in the Department of swimming”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. Vol.65, № 7, pp. 67-70.
3. Wilensky, M.J. and Gorshkov, A.G. (2002), “Self-education and self-improvement of students in the physical education”, Physical Culture and Sports in the Russian Federation (student sports). Collection of articles, publishing house "Poligraphservice", Moscow, pp. 152160.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2013.