УДК 631.1 Н.М. Алахтаева
ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНАХ
В статье рассматривается кластеризация как один из эффективных механизмов обеспечения развития сельского хозяйства в регионах. Кластерный подход, по мнению автора, находит отражение в экономике не только зарубежных стран, но и в современных стратегиях социально-экономического развития многих регионов России. В частности, с целью обоснования кластеризации инновационного направления как механизма сценарного развития сельскохозяйственного производства в Республике Хакасия проводится теоретическое исследование данной проблемы.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, инновация, региональная политика, социальноэкономическое развитие, стратегическое планирование, территориально-промышленный комплекс.
N.M. Alakhtaeva
SUBSTANTIATION OF THE CLUSTER-BASED POLICY CONDUCTION IN ORDER TO DEVELOP AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE REGIONS
Clusterization as one of effective mechanisms to maintain agriculture development in the regions is considered in the article. The cluster-based approach, according to the author’s point of view, is reflected not only in foreign country economy, but in modern strategies of social and economic development of many Russian regions. In particular, theoretical research of the given problem is conducted in Khakassia Republic in order to substantiate innovative direction clusterization as the mechanism for agricultural production scenary development.
Key words: cluster, cluster-based policy, innovation, regional policy, social and economic development, strategic planning, territorially-industrial complex.
В настоящее время важнейшей задачей сельского хозяйства в Республике Хакасия является выход данной отрасли из кризисного экономического положения. Одним из эффективных механизмов обеспечения подъема и развития сельскохозяйственного производства является кластеризация - проведение региональной кластерной политики.
Актуальность исследуемой темы заключается в необходимости и значимости проведения кластерной политики в современной Хакасии, которая, по мнению Н.И. Лариной, среди регионов Сибирского федерального округа является регионом «останавливающего развития» и которой «... необходимо обратить особое внимание на состояние не только промышленности, но и сельского хозяйства, поскольку в этих регионах высока доля населения, проживающего в сельской местности» [2, с. 3].
Целью данного научного исследования является обоснование проведения региональной кластерной политики для развития сельскохозяйственного производства в Республике Хакасия.
В связи с этим в качестве предварительного условия требуется раскрыть сущность понятий «кластер» и «кластерная политика» в современном их осмыслении.
В понимании М. Афанасьева и Л. Мясниковой кластеры - это сеть независимых производственных, сервисных фирм, включающая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научноисследовательские институты, инжиниринговые центры), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости [1, с. 75].
Теоретическую и практическую значимость в области формирования региональной кластерной политики имеют труды зарубежных экономистов. Для понимания сути кластеризации экономики рассмотрены
положения, выдвинутые М. Портером, который выделил четыре главных детерминанта конкурентных преимуществ страны, изобразив их как вершины ромба:
1. Условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких, как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли.
2. Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг.
3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне.
4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции [3, с. 75-86].
М. Портер отмечает, что действие системы детерминантов ведет к тому, что конкурентные национальные отрасли не распределены равномерно по всей экономике, а связаны в то, что можно назвать «кластерами» (пучками), состоящими из отраслей, зависящих друг от друга. М. Портер кластерами называет родственные и поддерживающие отрасли - третья детерминанта ромба.
Теория М. Портера применима и для отдельных регионов государств, и для нескольких близнаходя-щихся стран при соблюдений соответствующих условий.
М. Энрайт, сторонник теории М. Портера, подчеркивая роль исторических предпосылок развития экономики регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получения образования, вводит понятие «региональный кластер», понимая под ним промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости друг от друга. Другими словами, региональный кластер - это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства.
Таким образом, по мнению автора, кластер - это независимые, но связанные между собой родственные и поддерживающие отрасли региональной экономики, функционирующие в единой цепочке создания стоимости. Также политика должна присутствовать в тех регионах, где имеются кластеры (региональные кластеры).
М. Энрайт выделяет четыре типа кластерной политики, отличающиеся механизмами ее проведения:
1) каталитическая кластерная политика; суть ее в том, что государство сводит заинтересованные стороны, например, частные компании и исследовательские фирмы, и оказывает им небольшую финансовую поддержку;
2) поддерживающая; особенность этого типа кластерной политики в том, что каталитическая политика государства дополняется значительными инвестициями в инфраструктуру регионов (в образование, профессиональное обучение, маркетинг и др.), создающую благоприятную среду для развития кластеров;
3) директивная; здесь поддерживающая функция государства осуществляется в рамках программ трансформации специализации регионов посредством развития кластеров;
4) интервенционистская; правительство активно формирует специализацию кластеров и посредством трансфертов, субсидий, административных ограничений или стимулов контролирует деятельность фирм в кластерах.
Кластерная политика стимулирует инициативу на региональном и местном уровне, что очень важно. Это, прежде всего, инструмент регионального развития, и функции федерального правительства здесь сводятся лишь к нахождению кластеров и созданию стимулов для регионов для их развития. Создание крупных недостающих кластеров можно осуществлять с помощью других «институтов развития» - инвестиционного фонда, особых экономических зон и т. д.
Инициаторами кластерной политики могут быть не только государственные власти, но и объединения предпринимателей, предлагающие реализацию программы стимулирования кластеров в определенных регионах, называемые «кластерная инициатива».
Для создания и тиражирования региональных кластеров нужны развитая наука, производство, способное воспринимать ее достижения, и потребитель продукции. Значит, внутри каждого регионального кластера необходимы развитая наука, разработчики инноваций и производитель инновационных продуктов, являющихся конкурентоспособными, а значит, способными приносить «хорошие дивиденды» всем участникам процесса.
В связи с этим авторское понимание современной кластерной политики сводится к следующему ее определению - это совокупность государственных мер и принципов, направленных на повышение эффек-
тивности и конкурентоспособности родственных и связанных отраслей региональной экономики на основе инновационного развития.
Достаточно полно особенности формирования кластеров и их функционирование в зарубежных странах и в России раскрыты в монографиях Н.Я. Калюжновой и И.В Пилипенко [4-5].
И.В. Пилипенко, изучив опыт малых стран Западной и Северной Европы по формированию конкурентоспособности в мировом хозяйстве, отмечает наличие в Скандинавских странах двух подходов к решению данной проблемы.
Первое направление представлено собственными оригинальными концепциями конкурентоспособности стран. Так, экономисты Б.О. Лундваль и Б. Ионсон обосновали повышение конкурентоспособности страны созданием национальных систем инноваций и экономики обучения. Норвежские экономгеографы Б. Ас-хайм и А. Изаксен предложили развивать конкурентные преимущества регионов на основе внедрения процессов обучения в промышленные агломерации. Такие регионы получили название «регионы обучения». Норвежский экономист Э. Райнер предложил «индекс качества», который ранжирует экономическую деятельность по ее возможности обеспечить не только высокую производительность, но и высокую зарплату.
Таким образом, первое направление характеризуется развитием инновационных процессов и проведением инновационной политики в регионах государств с целью повышения их конкурентоспособности, выделения в отдельные кластеры.
Второе направление представляют многочисленные группы ученых разных стран (Швеция, Дания, Финляндия и др.), занятые выявлением кластеров и обоснованием кластерной политики и базирующие свои учения на идеологии американской школы конкурентоспособности. По инициативе правительств ряда стран были проведены исследования по выделению кластеров национального масштаба. Например, в Португалии было выделено 33 кластера, в Австралии - 76, в Финляндии - 10, в Швеции - 7, в Швейцарии - 7, в Нидерландах -12 кластеров. Дания выделила 13 региональных и 16 национальных «кластеров конкурентоспособности». Региональные кластеры также были выделены в Бельгии, Ирландии, Норвегии и других государствах.
Интересен тот факт, что в вышеназванных зарубежных странах источники финансирования при осуществлении «кластерной инициативы» распределялись следующим образом: 54 % - государственные рас-ходы,18 - частные компании, 25 % - обе стороны, при этом компания является более влиятельной стороной в управлении кластерами.
Конечно, имеется достаточно много региональных особенностей и отличий между Хакасией и названными отдельными зарубежными странами, тем не менее опыт этих стран является для российских регионов значимым и позволяет выявить эффективные пути регионального развития.
Проблемы, существующие на уровне всей России, перекладываются на ее регионы, т.е. Россия в настоящее время переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к своим специфическим условиям функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества. Исследования показывают, что подход к экономическому развитию, основанный на кластерах, находит все большее понимание в регионах России. Сказанное подтверждается тем, что эффективная реструктуризация бывших промышленных гигантов и территориально-промышленных комплексов требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами и НИИ при безусловной поддержке государственными и местными органами власти. И здесь применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного развития малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время кластерный подход нашел отражение в стратегиях социально-экономического развития Томской, Омской, Пермской, Саратовской, Иркутской и других областях и регионах России. Проблема проведения кластеризации в этих регионах заключается в том, что она не имеет инновационного характера.
Изучение стратегических планов регионов показывает, что каждый регион разрабатывает мероприятия по стимулированию экономического развития, рассматривая соседа как конкурента. Выделяемые кластеры замыкаются границами субъекта Федерации. Но при дефиците высококвалифицированных кадров, инновационных процессов и инвестиций каждому региону в отдельности вряд ли хватит ресурсов, чтобы сформировать всю необходимую цепочку предприятий кластеров, позволяющую им быть конкурентоспособными на внешних рынках.
Такая же проблема существует и в Хакасии. Экономические преобразования в стране в целом и в республике, в частности, существенно повлияли на структуру сельскохозяйственного производства Хакасии. Природно-климатические условия региона позволяют на ее территории развивать отрасль животноводства,
нежели растениеводства, поэтому наличие региональной программы, реализующей развитие животноводства, в частности, овцеводства, коневодства, содержания крупного рогатого скота, свиноводства, очень необходима. Реализацию такой программы можно осуществить проведением кластерной политики, где в цепочке «НИОКР - производство - потребитель» могут стать:
- НИОКР - региональные сельскохозяйственные институты Сибирского федерального округа или других регионов (в Хакасии, например, Институт аграрных проблем, Хакасский филиал КрасГАУ, КрасГАУ и другие);
- производство - животноводческие фермы (хозяйства), личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, сельскохозяйственные организации;
- потребитель продукции животноводства (например, ООО «МаВР», другие крупные, средние и мелкие переработчики молока и мясной продукции в регионе и на юге Красноярского края).
Участие органов государственной власти через субсидирование региональных кластеров (по районам Хакасии) позволит улучшить финансовое положение многих сельскохозяйственных товаропроизводителей, соответственно улучшить положение в сельскохозяйственном производстве и в целом экономику Хакасии, перейдя тем самым из депрессивного района в экономически благоприятный. Кроме этого, развитие сельскохозяйственного производства позволит стабилизировать положение в пищевой отрасли и в легкой промышленности Хакасии, обеспечив их более дешевым и натуральным сырьем.
По утверждению Н.Я. Калюжновой и И.В. Пилипенко, аналогом кластера в СССР были территориально-производственные комплексы. Ярким примером этого может служить попытка создания в недавнем прошлом на территории Республики Хакасия Саянского территориально-промышленного комплекса (ТПК). Очевидно, что Саянский ТПК является аналогом кластера. В соответствии с гипотезой М. Энрайта о том, что конкурентные преимущества создаются не на наднациональном или национальном уровне, а на региональном, можно предположить, что Саянский ТПК являлся промышленным кластером. В связи с этим на основе региональных особенностей - достоинств ее сильных и слабых сторон - необходимо проведение региональной кластерной политики.
Повышению конкурентоспособности сельскохозяйственного производства будут способствовать инновационные продукты, и здесь также существует серьезная проблема отсутствия инновационных институтов в Хакасии, т.е. в цепочке «НИОКР - производство - потребитель» теряется одна из составляющих -НИОКР, что вызывает нарушение всей схемы и системы инновационных процессов. За последние десятилетия в нашем регионе положительных сдвигов в области инновационных процессов не наблюдалось. По данным региональной статистики, здесь не было создано ни одной инновационной продукции ни в промышленности, ни в сельскохозяйственном производстве. Кроме этого, в республике отсутствуют отрасли, создающие и использующие технологические новшества.
Таким образом, исследование кластерной политики позволяет подготовить вывод о необходимости ее проведения в целях развития сельскохозяйственного производства в Республике Хакасия и в целом для улучшения социально-экономической деятельности региона.
Литература
1. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики.
- 2005. - № 4. - С. 75-86.
2. Ларина Н.И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и
регионов // ЭКО. - 2006. - № 10. - С. 3.
3. Портер M. Международная конкуренция: пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 1993. - С. 153.
4. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. - М., 2003.
5. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых
стран Западной и Северной Европы. - Смоленск: Йокумена, 2005.