ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.30
Н. К. Чапаев,
О. Б. Акимова,
И. П. Верещагина
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА «НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛ ОГИЯ»
В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА1
Аннотация. Целью данного исследования является попытка идентификации ноосферной педагогической акмеологии как отрасли современного гуманитарного знания. В качестве стержневого методологического основания были избраны принципы интегратизма и эволюционизма ноосферной концепции Тейяра де Шардена, поскольку одной из смысловых доминант его учения выступает развитие и устремленность к совершенству. Это касается универсума в целом, человечества как вида и человека как индивида и личности. Устремленность к совершенству свойственна и акмеологии, призванной заниматься вопросами достижения вершин в человеческом развитии. Однако акмеология в целом и педагогическая акмеология в частности до сих пор понимаются прежде всего как науки о достижении вершин профессионализма. Обращение к учению Тейяра дает возможность расширить рамки действия педагогической акмеологии посредством включения в орбиту ее «интересов» целокупное развитие человека.
Результатом использования метода герменевтического анализа текстов стало обоснование эвристического инструментария проектирования ноосферной педагогической акмеологии. Данный инструментарий может быть успешно применен в процессе создания инновационных парадигм общего и профессионального развития человека, взятого во всей совокупности внутренних и внешних связей, онтогенетических и филогенетических характеристик.
Ключевъе слова: интегратизм, эволюционизм, ноосфера, развитие, акмеология педагогическая, воспитание, личность, индивидуальность.
Abstract. The aim of the study is an attempt to define the noospheric pedagogic acmeology as a branch of the modern humanities knowledge. The principles of inte-gratism and evolutionarism of the noospheric concept developed by Teilhard de Char-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ «Духовно-ценностные контексты развития ремесленного образования в России». Проект № 0б-004б7а.
din were taken as the methodology basis, since the dominant notion of this teaching involves personal development and striving for perfection. It regards the universe as a whole, the mankind as the species and a human being as an individual and personality. Striving for perfection is adherent to acmeology, which is concerned with such issues as achieving top human goals. Though, the contemporary acmeology and pedagogic acmeology in particular are mainly concerned with achieving high professionalism. Addressing Teilhard teaching, made it possible to extend the framework of pedagogic acmeology and take the holistic approach to human development.
As the result of hermenevtic analysis, the evristic toolset was brought up for developing noospheric pedagogic acmeology. This set of instruments can be applied while developing innovative paradigms of personal and professional growth including the complexity of inward and outward relations, ontogenetic and philogenetic characteristics.
Index terms: integratism, evolution, noosphere, development, pedagogic acmeology, upbringing, personality, individuality.
В мае этого года исполнилось 130 лет со дня рождения Мари Жозефа Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), удивительного человека - теолога и ученого; монаха и воина; исследователя древностей и эволюци-ониста-футуролога, видящего финальное состояние мира как торжество Царства Божия на земле [2]. Христианское воспитание он получил от матери, глубоко верующей женщины, что весьма отличало ее от ее двоюродного деда - Вольтера.
Вместе с тем с детства Пьер отличался особенной любовью к камням, к земле, к тайнам природы. Это символично и многозначительно. От рождения его действиям был задан ориентир на достижение единства - неба и земли, духа и материи. По тонкому замечанию о. Александра Меня, Тейяр «чувствует свою неразрывную связь с материей, страдает от ее разрушимо-сти и непрочности и находит высшее ее утверждение в пронизывающем ее Духе» [4]. Фатально интегральное (конвергентное) восприятие мира проявляется в его учении в различных направлениях (векторах) глобального синтеза - эволюции и творения, религии и науки, знаний самого различного происхождения, видимого и невидимого, внешнего и внутреннего, гармонизации и универсализации, уникальности личности (индивида) и ее открытости миру, индивидуального и коллективного разума.
Формула Тейяра о тотальной взаимозависимости элементов мира становится девизом всего современного развития мира в режиме выживания: «Ложен и противоестествен эгоцентристский идеал будущего, якобы принадлежащего тем, кто, руководствуясь эгоизмом, доводит до крайнего выражения принцип “каждый для себя”. Любой элемент может развиваться и расти лишь в связи со всеми другими элементами и через них» [б, с. 194]. В этом понимании великий ноосферолог выходит далеко за
пределы внутричеловеческих отношений. Человек в мире не одинок. Существует не только всеединство людей, но и всеединство мирового бытия. Человек, по Тейяру, никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь лишь с самим собой. Путь к интегрированному человечеству, знаменующему высший уровень его развития, проходит через глобальный синтез всего со всем. В «диалектике всеединства» Тейяра глобальная интеграция означает не однолинейный, а сложный противоречивый процесс, проходящий ряд интеграционных и дезинтеграционных «пиков», но при сохранении общей тенденции к становлению единого мира, где принцип «каждый для себя» становится замшелым анахронизмом.
Итак, в качестве элементов мира выступают все составляющие универсума. Человек - один из них. Принцип «человек - мера всех вещей» с появлением ноосферного мировосприятия потерял свою актуальность, так же как в свое время с возникновением гелиоцентрической теории Коперника устарела Птолемеевская геоцентрическая модель мира. Поэтому, хотя человек выполняет особую созидающую роль в метаглобаль-ной системе1 отношений (см. далее), он должен смотреть на мир и свои деяния не только с собственных позиций, но и с позиций всех других элементов мира. Неразумный эгоизм людей сегодня - это наиболее эффективное средство их самоуничтожения. Теша свое самолюбие и преследуя корыстные цели, человек одерживает над природой одну победу за другой. Но, уничтожая природу, он не может не уничтожать самого себя как ее составную часть.
Несмотря на современные экологические веяния, школа продолжает воспитывать деятеля, субъекта, не слишком обремененного размышлениями относительно последствий своей активности для других - воды, леса, травы, воздуха и т. д. Вместе с тем целью школы должна быть не эмансипация личности, а воспитание у подрастающего поколения такого интегрального качества, как жизнеспособность, включающая в себя многоплановые навыки приспособления к современности - доверие, понимание смысла жизни, волю, жизнерадостность, готовность к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил [11, с. 123]. Воспитание данного качества наряду с тотальной экологизацией сознания и деятельности человека служит сегодня одним из важнейших условий его выживания как вида. Путь к совершенству одновременно является
1 В метаглобальной системе отношений последние не ограничиваются всемирной экономической, политической и культурной интеграцией, т. е. глобализацией в собственном смысле слова, а охватывают собой весь комплекс связей и взаимодействий, имеющих место во всем пространстве мироздания.
путем к безопасному существованию. Такое понимание обусловливает необходимость поиска стратегий развития интегрированного человека, способного соединить стремление удовлетворить потребности своего уникального «Я» с ответственностью перед другими элементами мира. Основой разработки подобных стратегий могут стать идеи интегратизма Тейяра де Шардена.
Другой важной смысловой установкой его учения, тесно связанной с интегратизмом, выступает эволюционизм. С точки зрения ученого, «позитивное познание вещей отождествляется с изучением их развития», так как Вселенная, по мнению Тейяра, представляет собой «не порядок, а процесс» [б, с. 48]. Его эволюционизм, как и его интегратизм, имеет ме-таглобальный характер, выходя далеко за рамки биологического эволюционизма. Эволюционный поток, по Тейяру, не знает берегов. В нем можно обнаружить самые мельчайшие частицы материи - электроны и бескрайний Космос, материальные и духовные ценности. И, конечно же, не остается за рамками этого потока человек - центральное звено эволюции. Ведь эволюция мира во многом обусловлена изменением сердца человека и возрастанием его сознания. При этом возрастание сознания есть действие к единению [2]. Таким образом, мы вновь возвращаемся к метаглобальному интегратизму, который выражает сущность ноо-сферного учения Тейяра и направляет ход движения его основных идей.
Любопытно, что широкое понимание эволюции было свойственно и выдающемуся русскому педагогу В. П. Вахтерову. Согласно его взглядам, «эволюция в мире животных и растений, прогресс в жизни человечества, рост и развитие человеческой особи - все это явления одного порядка; между ними большая аналогия и тесная связь»[3, с. 309-310]. Следует напомнить, что В. П. Вахтеров - автор концепции эволюционной педагогики с ее девизом развивай себя, сам и содействуй прогрессивному развитию ближних. Этот девиз может стать центральной идеей устойчивого личностного развития, осуществляемого в контексте решения задачи воспитания «экологии души» (Д. С. Лихачев) как составной части ноосферной педагогической акмеологии. В праве на существование последней мы настолько уверены, что считаем возможной разработку ее гипотетической модели с опорой на идеи ноосферного учения Тейяра де Шардена. Мы предлагаем включить в модель следующие разделы:
1. Ноосфера как объяснительный принцип философии интегрального развития человека Тейяра де Шардена.
2. Предмет ноосферной педагогической акмеологии.
3. Цель ноосферной педагогической акмеологии.
4. Методологический инструментарий ноосферной педагогической акмеологии.
В настоящей работе в силу ограниченности ее объема рассмотрим лишь первый и второй разделы.
Ноосфера как объяснительный принцип философии интегрального развития человека Тейяра де Шардена
Э. Г. Юдин, называя деятельность «объяснительным принципом», характеризует ее как «понятие с философско-методологическим содержанием, выражающим универсальное основание человеческого мира культуры» [10, с. 272]. Думается, что к таким понятиям можно отнести и понятие ноосферы - глубоко интегративной категории, лежащей в основе концептуальных построений Тейяра. В «Википедии» она интерпретируется как сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная, человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Другие словари дают и более развернутое определение ноосферы как высшей ступени «интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это означает, что человек должен взять на себя всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя» [9, с. 303].
В научный оборот понятие «ноосфера» введено французским исследователем Э. Леруа, другом Тейяра де Шардена, под влиянием прослушанных им лекций В. И. Вернадского. В них была высказана мысль о существовании в биосфере великой геологической космической силы, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного. Эдуард Леруа неоднократно утверждал, что к идее ноосферы он пришел совместно с Пьером Тейяром. Согласно Леруа, ноосфера - это мыслящая оболочка, формируемая человеческим сознанием. В близкой к такому пониманию позиции Тейяра ноосфера обозначается как «новый покров», «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней.
Для нас важен тот момент, что в ноосферном единстве дивергенция уступает место и подчиняется конвергенции, при которой расы, народы и нации консолидируются и совершенствуются путем взаимооплодотво-рения. В ноосфере гармонизируется общность сознаний индивидов. В ре-
зультате это ведет к зарождению планетарного сверхсознания единой мыслящей оболочки - духа Земли. Дух же, в понимании Тейяра де Шардена, есть, в сущности, способность к синтезу и организации [б, 7].
Эта способность порождает еще одно очень важное качество ноосферы - способность к развитию. С точки зрения Тейяра, ноосфера не может остановиться в своем развитии, ибо она есть часть эволюции: «Я верую, что Вселенная есть Эволюция» [7, с. 137]. Суть эволюционизма теолога и ученого заключается в видении мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству. Будучи глубоко верующим, исходным и конечным пунктом эволюционного развития он признает Божественный промысел. Он развивает учение, которое можно назвать религиозным эволюционизмом. По его словам, «Бог действует только эволюционным путем; этот принцип, повторяю, мне кажется необходимым и достаточным, чтобы модернизировать и влить новые силы во все христианское вероучение» [7, с. 205]. Поэтому вполне логично применительно к учению Тейяра звучат слова о том, что все творческие усилия человека, вся его культура и цивилизация, его любовь, его энергия, его деяния и, наконец, все личные индивидуальности, которые бессмертны, - все это служит вселенской Божественной Цели [4].
Велика и срединная, созидающая роль человека. Именно он является центральным звеном связи Бога и мира: через его духовное становление мир восходит к высшим своим состояниям, тогда как необходимые для этого энергии нисходят свыше опять-таки через человека. Человек знаменует собой вершину эволюционного прогресса и одновременно его решающую силу. Человек - это бифуркационная точка развития мира, от которой начинается объединение, конвергенция: мир устремляется к высшему Синтезу. При этом центральной проблемой остается личностное становление человека, его духовное возрастание, движение к идеалу как высшей цели и смыслу существования и жизни [2].
Таким образом, исходный акмеолого-педагогический смысл учения Тейяра де Шардена состоит в том, что он провозглашает принцип совершенства человека, акцентирует его способность к движению вперед, к творчеству. Человек в этом процессе одновременно свободен и несвободен.
Несвобода обусловлена тем, что в концепции «диалектики всеединства» заложен мощный заряд провиденциализма и телеологизма, допускающих возможность существования внечеловеческих целей и целеполагания. Человек как духовное совершенство бытия рассматривается Тейяром как заранее запланированный свыше итог эволюции космического целого.
Свободен человек в том смысле, что он наделяется креативными способностями восхождения к собственному и мировому совершенству. Будучи продуктом Божественного провидения, он сам обладает творческой потенциальностью. Именно человек создает сферу разума - ноосферу, качественно отличающуюся от предыдущих эволюционных этапов -«преджизни» и «жизни».
Предмет ноосферной педагогической акмеологии
Как уже было отмечено, одной из важнейших смысловых доминант учения Тейяра выступает развитие и устремленность к совершенству. Это касается универсума в целом, человечества как вида и человека как индивида и личности. Развитие и устремленность к совершенству свойственны и акмеологии, призванной заниматься вопросами достижения вершин в человеческом становлении. В то же время до сих пор в контексте этой науки область человеческого совершенствования ограничивается то возрастными, то деятельностными, то какими-либо иными показателями. Например, акмеология может быть охарактеризована просто как наука о зрелом возрасте, как наука о профессионализме и т. д. Ограничения вносятся и в определения педагогической акмеологии. Она трактуется чаще всего как наука о путях достижения профессионализма в труде педагога. То есть действие педагогической акмеологии замыкается рамками, во-первых, профессионального педагогического труда, во-вторых -сферой деятельности только одного из ее субъектов - педагога. Но ведь педагогическая деятельность - это процесс и результат взаимодействия, по меньшей мере, двух субъектов - учителя и ученика.
Какие бы инновационные веяния не были свойственны современности, объективно в ходе осуществления образовательной деятельности один учит, другой учится. Самое же главное, ограничивая акмеологию в целом и педагогическую акмеологию в частности, какими-то отдельными сторонами человеческого становления, мы противоречим самой идее этого становления. Несколько переиначивая слова А. С. Макаренко «человек не воспитывается по частям», скажем: человек не развивается по частям. Человек развивается целостно. Поэтому одномерное рассмотрение человека для педагогики нонсенс.
Примером такого одномерного подхода в педагогике может служить широко используемое сегодня понятие «конкурентоспособный работник». Бесспорно, навыки конкуренции ныне, к сожалению, играют слишком заметную роль в жизни общества и отдельного человека, чтобы отмахнуться от их формирования. Другой вопрос: нужно ли сводить профессиональное образование
(тем более образование вообще) к подготовке конкурентоспособного работника? Уместно напомнить слова К. Хорни и Э. Фромма: преимущественная ориентация на конкуренцию может пагубно влиять на психическое здоровье и развитие личности, потому что конкуренция насыщает собой все области жизни, она формирует презрение к слабым и зависть к сильным.
Не только А. С. Макаренко, но и другие теоретики и практики образования не были сторонниками одномерности. Подтверждением тому служит концепция всестороннего развития личности, глубокая разработка в педагогике понятия «многомерная человеческая целостность». Все более отчетливо многомерный подход проявляется в акмеологии. Так, по свидетельству А. А. Бодалева, существенное место в акмеологических работах занимают «прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств физической и духовной "субстанций” человека» [1, с. 12]. Эта позиция в известной мере созвучна ноосферной идее единства материального и духовного.
Понимание широких возможностей в деле развития человека содержится в самом определении акмеологии: «Акмеология (от др.-гр. Акр^ (акте) - вершина, др.-гр. Aoyog (logos) - учение) - наука о закономерностях (путях) достижения совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека» (Википедия). Почему нам кажется значимым данное определение? Потому что в нем область действия акмеологии не ограничивается ни возрастом (зрелостью), ни сферой деятельности (профессиональной деятельностью), ни составом субъектов акмеологической деятельности (например, педагогами).
Основываясь на интегральной направленности ноосферного учения, а также «широких» трактовках акмеологии, правомерно охарактеризовать ноосферную педагогическую акмеологию как науку о путях и закономерностях целостного многомерного развития человека в условиях специально организованного образовательного процесса.
Попытаемся объяснить смысл понятия «целостное многомерное развитие» применительно к нашему случаю, взяв на вооружение в качестве методологической подпорки категории Тейяра де Шардена «тангенциальная энергия» и «радиальная энергия». Имея общую психическую природу (для учения Тейяра в принципе свойствен панпсихизм), они тем не менее в его трактовке отличаются функционально. Тангенциальная энергия -это энергия движения по поверхности сферы. Радиальная энергия - это энергия схождения в центр сферы. Исследователи склонны считать, что тангенциальная и радиальная энергии во многом напоминают силы «инь» и «ян», которые также «соединяют и превращают». Тангенциальная энергия связывает данный элемент со всеми другими элементами того же по-
рядка (т. е. той же сложности и той же внутренней сосредоточенности). Радиальная энергия влечет его в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния [2, б].
Иными словами, происходят процессы универсализации и гармонизации, без которых немыслим никакой интеграционный процесс. Универсализация - это механизм внешнего развития, гармонизация - механизм внутреннего развития, ведущий непосредственно к совершенствованию данного элемента. Результат действия тангенциальной энергии - создание его внешней структурной организации. Результат действия радиальной энергии - восхождение сознания к высотам духовной конвергенции. Тангенциальная энергия обеспечивает «единство снизу», радиальная - «единство сверху».
Проецируя приведенные рассуждения на область рассматриваемого нами понятия, мы допускаем предположение о том, что целостное многомерное развитие человека представляет собой процесс качественных изменений, направленных на повышение уровня интегрального единства внутренних (развитие в глубину) и внешних (развитие вширь) связей и отношений. Содержание внутреннего развития человека образует «триада» духовного, душевного и физического его совершенствования. Стержневым моментом этого развития является духовное восхождение человека к вершинам собственного бытия. Содержание внешнего развития составляют процессы расширения и углубления связей и отношений с окружающим миром - с другими людьми, обществом, природой, Космосом...
Предмет ноосферной педагогической акмеологии выходит за рамки онтогенетического развития человека: он рассматривается во всем богатстве внутренних и внешних отношений, в том числе в единстве онтогенетических и филогенетических характеристик. Это понимание отвечает природе «предмета воспитания» (К. Д. Ушинский), каковым является человек. В этом смысле бесконечные апелляции к личности, модные среди психологов и педагогов, представляются не совсем корректными, поскольку не учитывают в достаточной степени многомерную природу человека. Образно выражаясь, человек - айсберг, личность же - лишь незначительная часть его поверхности.
Предметная экспансия ноосферной педагогической акмеологии не заканчивается на человеке как индивиде и виде. Глобальный характер ноосферного интегратизма, охватывающего все эволюционные процессы, происходящие внутри и вне человека, позволяет утверждать, что в определенном смысле предметом такой акмеологии выступают и все эти процессы. Имеется в виду, что развитие человека связано с развитием остального мира. Тесная взаимозависимость эволюционных процессов во Вселенной обусловливает потребность учета этого обстоятельства в ходе реше-
ния задач ноосферной педагогической акмеологии, сконцентрированных на развитии человека как главного участника «глобального эволюционного процесса со всеми составляющими ноосферы на принципах гармоничного взаимодействия, сотрудничества и самоорганизации» [9, с. 303].
Выводя предмет ноосферной педагогической акмеологии за рамки индивидуального развития человека, мы тем самым расширяем поле ее «ответственности» за счет распространения этой «ответственности» на область исторического становления человека. Следовательно, ноосферная педагогическая акмеология - это не только наука о человеческом индивиде, который образовывается всю жизнь, но и о человеке как виде, Homo Sapience в целом, развивающемся в историческом пространстве.
Однако глобальный интегратизм заставляет нас сделать следующий шаг, а именно - расширить границы предмета ноосферной педагогической акмеологии за пределы человеческого бытия и как индивида, и как вида. Это диктуется фатальной взаимозависимостью процессов развития ноосферы. Несмотря на роль ключевого «игрока» на ноосферном поле (как мы видели выше, ноосфера сегодня понимается как сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития), современный человек не меньше, чем первобытный, зависит от других элементов мира. Пропорции зависимости людей от природы сохраняются. Как ни странно, этому способствует сам его величество человеческий разум, вернее - его изобретения. Так, развитие атомной промышленности, являющейся одним из высших достижений прогресса, ведет к резкому снижению уровня безопасности жизни.
Получается, что разум, двигая вперед прогресс, одновременно как бы отдаляет его (прогресс) от человека, или, по меньшей мере, деформирует, создавая опасную ситуацию вместо комфортной. Этот парадокс объясняется тем, что наличие у человека разума не является залогом его разумного поведения. Спасти от «неразумного» разума сможет лишь становление гармонизированной общности сознаний», ориентированных на выживание цивилизации. Иначе говоря, речь идет о достижении человечеством ноосферного состояния. Ноосфера - интегральный феномен, который не равен сумме составляющих его компонентов. Это не среднее арифметическое индивидуальных интеллектов, а некий «интегральный разум», «сверхсистема интеллектов», составляющая духовно-интеллектуальный фундамент сферы разума. Ноосфера предусматривает существование любого многообразия эволюции, если оно основано на принципе соразвития, или коэволюции [8].
Таким образом, ноосферный подход требует тщательного учета последствий развития и взаимовлияния всех интегрируемых сторон человече-
ского и внечеловеческого бытия. В контексте нашего исследования это означает, что ноосферная педагогическая акмеология - наука не только о человеке, но и о других элементах мира, с которыми человек взаимодействует непосредственно или опосредованно в ходе своей деятельности. Интегральным предметом этой науки можно назвать закономерности восхождения человека к вершинам гармонии отношений между ним и другими элементами мира. Ибо, как уже говорилось, любой элемент может развиваться и расти лишь во взаимодействии со всеми другими элементами. Развитие человека будет осуществляться по этим законам лишь тогда, когда он научится подчинять низшие побуждения высшим, освобождать себя не только от внешнего, но и внутреннего деспотизма - деспотизма низших страстей и прихотей (В. П. Вахтеров), когда он перестанет руководствоваться эгоизмом и доводить до крайнего выражения принцип «каждый для себя».
Литература
1. Акмеология: учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. 25б с.
2. Василенко Л. И. Христианский эволюционизм о. Пьера Тейяра де Шардена / / Глобальный эволюционизм (философский анализ) / отв. ред. Л. В. Фесенкова. М.: ИФ РАН, 1994. С. 52-б4.
3. История педагогики в России: хрест.: для студ. гуманитар. факультетов высш. учеб. заведений / сост. С. Ф. Егоров. М.: Академия, 1999. 400 с
4. Мень Александр, прот. Пьер Тейяр де Шарден: христианин и ученый // Тейяр де Шарден П. Божественная среда: авт. сб.: букинист. изд. М.: Ренессанс, 1992. 312 с.
5. Пасика В. М. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена / / Современная буржуазная философия. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. б29.
6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука,1987. 240 с.
7. Тейяр де Шарден П. Божественная среда: авт. сб.: букинист. изд. М.: Ренессанс, 1992. 312 с. (Памятники религиозно-философской мысли).
8. Урсул А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч, 1993. 275 с.
9. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.
5б0 с.
10. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 272 с.
11. ЯркинаТ. Ф. Западные педагоги и развитие современной школы // Сов. педагогика. 1992. № 12. С. 121-128.