Научная статья на тему 'Обоснование подходов к повышению эффективности обучения на начальном этапе в вузе'

Обоснование подходов к повышению эффективности обучения на начальном этапе в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Дмитрий Анатольевич, Ображеев Сергей Викторович, Кузьмин Владимир Владимирович, Ивахненко Геннадий Алексеевич

Статья посвящена уточнению наиболее актуальных задач, подлежащих решению на начальном этапе обучения в вузе. Авторами на экспериментальном материале обосновываются наиболее адекватные возрастным особенностям и специфике начального обучения формы спортивно-физкультурной деятельности. В работе, на основании полученных результатов и сделанных выводов показано содержание методики способной эффективно обеспечить решение всех задач, подлежащих решению в рамках начального этапа обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Дмитрий Анатольевич, Ображеев Сергей Викторович, Кузьмин Владимир Владимирович, Ивахненко Геннадий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationale for approaches to improve effectiveness of training at the initial stage in the university

The article is devoted to the specification of the most urgent problems, which should be solved at the initial stage of education in the university. The authors experimentally prove the most appropriate forms of sports and physical activity suitable for the age features and specifics of the initial stage of training. The article shows, based on the obtained results and reached conclusions, the content of the methodology that can effectively ensure the solution of all problems, which should be solved at the initial stage of education in the university.

Текст научной работы на тему «Обоснование подходов к повышению эффективности обучения на начальном этапе в вузе»

7. Khamitov, M.I. (2017), "Evaluation of the effectiveness of methods of training students to meet the requirements of the IV stage of the complex RLD", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 12, No. 2, pp. 107-116.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.12.2017

УДК 796.011.3

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ВУЗЕ

Дмитрий Анатольевич Васильев, преподаватель, Сергей Викторович Ображеев,

старший преподаватель, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии; Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Геннадий Алексеевич Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена уточнению наиболее актуальных задач, подлежащих решению на начальном этапе обучения в вузе. Авторами на экспериментальном материале обосновываются наиболее адекватные возрастным особенностям и специфике начального обучения формы спортивно-физкультурной деятельности. В работе, на основании полученных результатов и сделанных выводов показано содержание методики способной эффективно обеспечить решение всех задач, подлежащих решению в рамках начального этапа обучения в вузе.

Ключевые слова: процесс обучения, физическая культура, начальный этап обучения, специфика физического развития, возрастные особенности.

RATIONALE FOR APPROACHES TO IMPROVE EFFECTIVENESS OF TRAINING AT THE INITIAL STAGE IN THE UNIVERSITY

Dmitry Anatolievich Vasilyev, the teacher, Sergey Viktorovich Obrazeev, the senior teacher, Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after V.B. Bobkov; Vladimir Vladimi-rovich Kuzmin, the candidate of pedagogics sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Gennady Alekseevich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg

Annotation

The article is devoted to the specification of the most urgent problems, which should be solved at the initial stage of education in the university. The authors experimentally prove the most appropriate forms of sports and physical activity suitable for the age features and specifics of the initial stage of training. The article shows, based on the obtained results and reached conclusions, the content of the methodology that can effectively ensure the solution of all problems, which should be solved at the initial stage of education in the university.

Keywords: process of training, physical education, initial stage of training, specificity of physical development, age features.

Современный этап развития образовательного комплекса страны сопряжен с поиском и внедрением принципиально новых эффективных педагогических технологий. Решение этой проблемы потребовало проведения всестороннего анализа и детального исследования специфики современного педагогического процесса с целью выявления уже имеющихся наработок и поиска соответствующего содержания, в том числе и физической культуры (ФК). По мнению исследователей и практиков в качестве таковых должны рассматриваться решения, соответствующие запросам высшей школы сегодняшнего дня,

профессиональной подготовки, а также, ориентированные на специфику обучающихся контингентов. Это предполагает, что новые решения, должны оптимизировать протекание процессов адаптации молодых людей к новым условиям жизнедеятельности, обеспечить компенсацию воздействия на организм комплекса неблагоприятных факторов и способствовать поддержанию высокого уровня работоспособности.

Таким образом, движение в этом направлении требует поиска и обоснования подходов к решению комплексной задачи по разработке такого содержания, которое бы максимально соответствовало особенностям обучаемых и эффективно обеспечивало достижение поставленных целей. Необходимость решения этой проблемы особенно актуальна в отношении обучаемых начального этапа. Специфика определяется тем, что обучаемые первых курсов вузов представляют собой специфический субъект обучения в виду того, что в соответствии с возрастом, находятся в стадии интенсивного развития, а также вынуждены адаптироваться к принципиально новым условиям жизни. О назревшей необходимости решения этой проблемы говорят данные целого ряда исследований, демонстрирующих необоснованную абстрактность применяемого содержания ФК. Вместе с тем, авторами отмечается, что начальный этап обучения в вузе оказывает неблагоприятное влияние на организм молодых людей в виду запредельных объемов учебной нагрузки.

По мнению ученых, современный учебный процесс рассматривается как один из самых интенсивных видов профессиональной деятельности. Не секрет и то, что значительное число диагнозов формируются в процессе обучения в вузе. Следует отдельно отметить интенсивное неблагоприятное влияние, оказываемое на организм обучаемых со стороны таких факторов учебной деятельности, как гиподинамия и нервно-эмоциональное напряжение. Отмечается и то, что остается нерешенной задача по оптимизации процессов возрастного развития и адаптации молодых людей (биологический, психический, социальный аспекты). Обозначенные проблемы требуют проведения поиска и обоснования соответствующего содержания ФК для обучаемых начального этапа вузов.

В рамках наших исследований был проведен всесторонний анализ влияния неблагоприятных факторов учебной деятельности на организм обучаемых. С этой целью была рассмотрена годовая динамика работоспособности обучаемых первого курса по комплексу показателей (более 30). Полученные результаты выявили неблагоприятную картину, что и определило необходимость подбора и обоснования соответствующего содержания ФК. Всестороннее рассмотрение организационных аспектов педагогического процесса в вузе, ведущем подготовку специалистов таможенного дела, а также временного бюджета и содержания применяемой программы по ФК способствовало формулированию ряда заключений.

Во-первых, стоит отметить дефицит времени, выделяемого на ФК на начальных этапах обучения в вузах. Дело в том, что начальный этап обучения, как отмечалось выше, имеет свою специфику, это и определяет целый перечень остро стоящих вопросов, требующих своего решения. Во-вторых, применяемые на сегодняшний день методики не обладают достаточной эффективностью, что не предполагает рационального использования времени и соответствует решению объективно стоящих задач. В-третьих, применяемое содержание ФК не адекватно как стоящим этапным задачам, так и практически не ориентировано на возрастные особенности обучаемых. Таким образом, полученные данные и сделанные на их основе выводы, подтвердили необходимость разработки содержания ФК для обучаемых начального этапа вузов.

Приступая к поиску приемлемых решений, мы исходили из того, что возрастные особенности обучаемых являются приоритетным фактором. Это обстоятельство обусловило проведение теоретико-экспериментальных исследований, направленных на выявление возрастной специфики обучаемых первого курса таможенного вуза. В результате проведенной работы были выявлены и детализированы наиболее информативные аспекты возрастного развития организма по показателям сердечно-сосудистой, дыхательной,

эндокринной систем, картины крови и опорно-двигательного аппарата. По мнению исследователей именно эти системы, в основном, определяют возрастную специфику развития организма.

Полученные данные определили необходимость и возможность всестороннего рассмотрения процессов реализации физических способностей у обучаемых первого курса вуза (17-18 лет). В интересах получения более полной картины нами была подобрана обширная батарея тестовых методик и расчетных показателей (более 60). Необходимость получения такого количества экспериментальных данных продиктована сложностью и многогранностью исследуемых объектов. Доказано, что не избыточное, но возможно полное количество информации обеспечивает получение целостного представления о предмете исследования, а в нашем случае, способствовало всесторонней оценке возрастной специфики физических способностей молодых людей 17-18-тилетнего возраста.

В результате была уточнена возрастная специфика физических способностей у обучаемых первого курса вузов. Обработка и обобщение экспериментальных данных показали, что у молодых людей в интересующем нас возрасте отмечается высокий уровень проявления координационных и скоростных способностей (уровень соответствует показателям взрослых). В тоже время, обращает на себя внимание некоторая задержка проявления выносливости и силовых способностей (среднее расхождение с показателями взрослых от 15 до 35%). Важным обстоятельством является некоторое (до 10-15%) опережение развития девушек по отношению к показателям юношей при сопоставлении показанных результатов с аналогичными показателями взрослых.

Учитывая сложность рассматриваемого вопроса, полученные экспериментальные результаты были подвергнуты математической обработке. Результаты проведенных корреляционного и факторного анализов обеспечили детализацию структуры физических способностей обучаемых первого курса вузов. Видится необходимым отдельно остановиться на выявленной неравномерности реализации физических способностей у молодых людей. Это дало основание предположить, что различные сроки взросления систем организма выступают в качестве своеобразного лимитирующего фактора и в отношении применяемого содержания ФК.

Данные исследований и их последующий анализ определили необходимость пересмотра содержательных аспектов применяемого на начальном этапе обучения содержания ФК. В основу работы были положены результаты исследований, на основе которых был сделан важный вывод о том, что возрастные особенности обучаемых первого курса вузов предполагают широкое применение сложнокоординационных, динамических, ситуативных средств, требующих проявления быстроты, а также, упражнений, направленных на увеличение подвижности в суставах и эластичности связок (от 40 до 60 % от общего бюджета времени).

Важным обстоятельством является и то, что применяемое содержание должно быть ориентировано на психическую и физиологическую специфику молодых людей, т.е. обладать достаточной эмоциональностью и высоким формирующим потенциалом. Также, обработка и анализ результатов исследования позволили установить, что возрастная специфика физического развития молодых людей 17-18 летнего возраста предполагает помимо направленного развития координационных и скоростных способностей и гибкости проявление силового компонента и скоростной выносливости. Наряду с этим нельзя выпускать из поля зрения то обстоятельство, что содержание ФК для обучаемых первого курса вузов должно учитывать требования предстоящей профессиональной деятельности.

При разработке экспериментальной методики мы исходили из общепризнанного положения о том, что применение упражнений, направленных только на развитие физических способностей мало эффективно в отношении молодых людей. Проведенный анализ показал, что большинством исследователей в качестве средств, обладающих высоким формирующим потенциалом нашего контингента, отмечаются упражнения из содержания

спортивных и подвижных игр. Для развития гибкости, наиболее эффективными являются приемы и действия из содержания йоги и других восточных практик.

Также, одной из актуальных проблем, требующих своего решения, в рамках начального периода обучения в вузе, является поддержание высокого уровня работоспособности обучаемых. С целью выявления эффективных путей нами был проведен анализ соответствующих работ отечественных и зарубежных авторов. По мнению большинства исследователей, работоспособность молодых людей, соответствующих по возрасту обучаемым первого курса вузов, находится в прямой зависимости от объемов их двигательной активности и ее актуализации занимающимися. Реальные объемы двигательной активности первокурсников таможенного вуза определялся в рамках специально спланированного эксперимента. В результате были получены данные свидетельствующие о крайне низких объемах их двигательной активности, как в недельном, месячном и годичном циклах.

Поиск оптимальных путей решения поставленной задачи потребовал проведения факторного исследования в процессе показателей обучаемых проявивших высокий и низкий уровни работоспособности. В результате чего было установлено принципиальное различие, обусловленное наличием в деятельности обучаемых с высоким уровнем работоспособности большого объема сложных по структуре действий.

С этой целью разработки содержания ФК, отвечающего требованиям начального процесса обучения в вузе и, одновременно, адекватного возрастным особенностям обучаемых первого курса, был проведен теоретический поиск. В ходе анализа работ, посвященных исследованию влияния игр, игрового поведения и спортивных единоборств на молодых людей, особое внимание уделялось вопросам формирующего потенциала, а также их применения в качестве инструмента коррекции различных негативных состояний. В результате было установлено, что в педагогическом процессе, целенаправленное применение игр способно скорректировать неблагоприятное влияние неблагоприятных факторов учебной деятельности, а также обеспечить высокий уровень работоспособности. Не менее значимыми оказались данные о возможности эффективного развития субъекта посредством специально спланированной игровой деятельности и спортивных единоборств. Важным видится и вывод о зависимости степени социализации личности и применения спортивных единоборств и игровой активности. Также, проведенные исследования позволили уточнить специфику обусловленности содержания единоборств игр возрасту занимающихся, их полу и социальной среде, в которой протекает деятельность.

Проведенные изыскания в отношении применения спортивных и подвижных игр, единоборств, а также восточных двигательных практик в системе ФК обучаемых позволили обобщить имеющийся опыт. Основываясь на полученных данных и сделанных выводах была разработана и внедрена в педагогический процесс таможенного вуза экспериментальная методика по физической культуре для обучаемых первого курса. Основу методики составили средства из содержания различных спортивных и подвижных игр, спортивных единоборств, а также из йоги и других восточных практик. Упражнения на гибкость широко применялись в подготовительной части занятий вне зависимости от основной темы. Спортивные и подвижные игры, а также спортивные единоборства активно задействова-лись в основной части занятий вне зависимости от их направленности. Содержание спортивных игр предполагало направленное решение задачи по активизации обучаемых в интересах оптимизации процессов их адаптации и поддержания работоспособности. В то время как применение подвижных игр и спортивных единоборств было продиктовано необходимостью повышения уровня физической подготовленности обучаемых и их профессионально-прикладной обученности.

Практическая проверка эффективности разработанной экспериментальной методики показала ее перспективность в решении поставленной задачи. Ее внедрение в педагогический процесс таможенного вуза обеспечило одновременное решение целого ряда сложных задач. Во-первых, были оптимизированы вопросы возрастного развития, на что

указывает динамики уровня физических способностей. Во-вторых, применение методики способствовало повышению качества протекания процессов адаптации, что наглядно продемонстрировали данные итоговых обследований. В-третьих, внедрение методики способствовало поддержанию высокого уровня работоспособности, обучаемых в годичном цикле. В-четвертых, предложенный подход не снизил качества формирования профессионально-прикладных приемов и действий, продиктованных спецификой предстоящей профессии.

Таким образом, можно констатировать, что внедрение разработанной методики, основанной на концентрированном (до 60%) внедрении средств, адекватных особенностям обучаемых, учитывающих специфику педагогического процесса и ориентированных на решение актуальных для соответствующего периоду обучения задач, позволяет значительно повысить качество обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, М.Н. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем : учебное пособие / М.Н. Алиев, В.П. Аксенов. - Тула. : Изд-во Тульского пед. института, 1993. - 189 с.

2. Алькова, С.Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Алькова С.Ю. - М., 2002. - 21 с.

3. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-26.

4. Вайник, Г.А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния (на примере групп ОФП) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Вайник Г.А. - СПб., 1995. - 171 с.

5. Виленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном общеобразовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

- 1996. - № 1. - С. 27-32.

6. Выдрин, В.М. Физическая культура студентов вузов : учебное пособие / В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1991. - 128 с.

7. Ермоленко, В.В. Игровой метод как фактор повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитанию студентов основного отделения (на примере педагогического вуза) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ермоленко В.В. - Омск, 1989. - 25 с.

8. Зинковский, А. В. Проблема оптимального построения техники спортивных движений / А.В. Зинковский // Вопросы физического воспитания студентов. - 1983. - Вып. 15. - С. 23-26.

9. Комлев, А. Ю. Формирование профессиональных навыков анализа техники гимнастических упражнений у студентов институтов физической культуры на основе проблемного обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Комлев А.Ю. - М., 1979. - 181 с.

10. Кюппер, А. Б. Совершенствование форм и методов учебного процесса в высшей школе / А.Б. Кюппер, Н. Д. Никандров. - М. : Знание, 1982. - 88 с.

11. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и его освоение обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.

- 1997. - № 6. - С. 10-15.

REFERENCES

1. Aliyev, M.N. and Aksenov, V.P. (1993), Physical training of students with the weakened health: manual, Publishing house Tula teacher's college, Tula.

2. Alcove, S.Yu. (2002), Pedagogical conditions of realization of the differentiated approach in physical training on the basis of subject experience of students, dissertation, Moscow.

3. Balsevich, V.K. (1990), "Physical training in an educational system of culture of a healthy lifestyle of the person (methodological, ecological and organizational aspects)", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 22-26.

4. Vaynik, G.A. (1995), the Differentiated approach in physical training of students on the basis of control of their psychophysical state (on the example of the OFP groups), dissertation, St. Petersburg.

5. Vilensky, M.Ya. (1996), "Physical culture in humanitarian general education space of higher education institution", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 27-32.

6. Vydrin, V.M., Zykov, B.K. and Lotonenko, A.V. (1991), Physical culture of students ofhigher education institutions: manual, publishing house Voronezh State University, Voronezh.

7. Ermolenko, V.V. (1989), the Game method as a factor of increase in efficiency of studies on physical training of students of the main office (on the example of pedagogical higher education institution), dissertation, Omsk.

8. Zinkovsky, A.V. (1983), "Problem of optimum creation of the technology of the sports movements", Questions of physical training of students, Issue 15, pp. 23-26.

9. Komlev, A.Yu. (1979), Formation of professional skills of the analysis of the technology of gymnastic exercises at students of institutes ofphysical culture on the basis ofproblem training, dissertation, Moscow.

10. Kyupper, A.B. Nikandrov, N.D. (1982), Ways of improvement of a practical training at the higher school, Improvement of forms and methods of educational process at the higher school, Knowledge, Moscow.

11. Lubysheva, L.I. (1997), "Modern valuable potential of physical culture and sport and its development by society and personality", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 10-15.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.12.2017

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Дмитрий Анатольевич Васильев, преподаватель, Сергей Викторович Ображеев,

старший преподаватель, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии; Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Геннадий Алексеевич Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье, на основе обобщения большого объема теоретического и исследовательского материала обосновывается перспективность разработки подходов и технологичных методик для внедрения в практику физкультурной деятельности. Авторами показано, что детальное исследование возрастных закономерностей физического развития человека способно повысить эффективность тренировочного процесса спортсменов, профессиональной подготовки обучаемых вузов. В работе, также, показана зависимость содержания физической культуры обучаемых вузов от реального уровня их возрастного развития.

Ключевые слова: физическое развитие, возрастные особенности, антропометрические показатели, нарушение темпов и возрастных норм развития.

EVALUATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT AS IMPORTANT FACTOR OF OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS

Dmitry Anatolievich Vasilyev, the teacher, Sergey Viktorovich Obrazeev, the senior teacher, Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after V.B. Bobkov; Vladimir Vladimi-rovich Kuzmin, the candidate of pedagogics sciences, professor, The Lesgaft National State

University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Gennady Alekseevich Ivahnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg

Annotation

In the article, based on the compilation of a large amount of theoretical and researching materials, the perspectives of developing the approaches and technological methods for the introduction into practice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.