Научная статья на тему 'Обоснование оценочных показателей эффективности управления кредиторской задолженностью на предприятиях малого бизнеса'

Обоснование оценочных показателей эффективности управления кредиторской задолженностью на предприятиях малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / кредиторская задолженность / управление кредиторской задолженностью / индикаторы эффективности управления / финансовые коэффициенты. / small business / accounts payable / accounts payable management / management performance indicators / financial ratios.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н Н. Муравьева, Т П. Холодова

Кредиторская задолженность выступает одним из наиболее значимых сегментов формирования капитала на предприятиях малого бизнеса. Поэтому эффективное управление кредиторской задолженностью является важнейшим условием обеспечения их стабильной и прибыльной деятельности. Для оценки эффективности такого управления в организациях используется система финансовых индикаторов, сгруппированных по отдельным направлениям. В результате исследования был сформирован ограниченный набор показателей, который представляется достаточным и реальным для его практического использования субъектами малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE ESTIMATED INDICATORS OF EFFECTIVENESS ACCOUNTS PAYABLE MANAGEMENT IN SMALL BUSINESSES

Accounts payable is one of the most significant segments of capital formation in small businesses. Therefore, effective accounts payable management is essential to ensure their stable and profitable operations. To assess the effectiveness of such management, organizations use a system of financial indicators, grouped by individual directions of assessment. As a result of the study, a limited set of indicators was formed, which seems sufficient and real for its practical use by small businesses.

Текст научной работы на тему «Обоснование оценочных показателей эффективности управления кредиторской задолженностью на предприятиях малого бизнеса»

ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

МАЛОГО БИЗНЕСА

Н.Н. Муравьева, канд. экон. наук, доцент Т.П. Холодова, студент

Волжский филиал Волгоградского государственного университета (Россия, г. Волжский)

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-410-340006р_а «Разработка методического инструментария оценки эффективности управления финансами на предприятиях малого и среднего бизнеса в Волгоградской области»

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10433

Аннотация. Кредиторская задолженность выступает одним из наиболее значимых сегментов формирования капитала на предприятиях малого бизнеса. Поэтому эффективное управление кредиторской задолженностью является важнейшим условием обеспечения их стабильной и прибыльной деятельности. Для оценки эффективности такого управления в организациях используется система финансовых индикаторов, сгруппированных по отдельным направлениям. В результате исследования был сформирован ограниченный набор показателей, который представляется достаточным и реальным для его практического использования субъектами малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, кредиторская задолженность, управление кредиторской задолженностью, индикаторы эффективности управления, финансовые коэффициенты.

Формирование капитала на предприятиях малого бизнеса характеризуется определенной спецификой, которая обусловлена объективными финансовыми ограничениями их функционирования, возникающими в связи с незначительными размерами бизнеса, небольшим охватом рынка и объемом продаж и, соответственно, относительно малыми объемами получаемой прибыли. Как следствие, для малых предприятий характерно формирование недостаточных объемов собственного капитала. В связи с этим для финансирования деятельности хозяйствующими субъектами привлекаются кредитные ресурсы, однако, во-первых, для малых предприятий существенно затруднен доступ к долгосрочным финансовым ресурсам (нет возможности осуществлять эмиссию акций, далеко не всегда удается получить долгосрочные кредиты); во-вторых, возмещение недостатка финансовых средств исключительно за счет краткосрочных кредитов является экономически неоправ-

данным в связи с платностью последних. Поэтому для малых предприятий не является исключением ситуация, когда именно кредиторская задолженность выступает основным и преобладающим источником финансирования, что обусловливается, помимо внутренних правил и условий проведения расчетов с контрагентами, тем обстоятельством, что кредиторская задолженность является единственным бесплатным источником финансирования (при условии отсутствия просрочки по выплатам в соответствии с заключенными договорами).

Следовательно, управление кредиторской задолженностью как основным источником финансирования бизнеса и обеспечение эффективности такого управления приобретает особую значимость именно для малых предприятий. Отметим специфику кредиторской задолженности как значимого элемента формирования капитала. Во-первых, она представляет собой «наиболее краткосрочный вид используе-

мых предприятием заемных средств» [1, с. 371], использование которого в достаточных объемах позволяет снижать средневзвешенную стоимость всего привлекаемого для финансирования капитала, обеспечивая, тем самым, увеличение экономической стоимости бизнеса. Во-вторых, увеличение кредиторской задолженности характеризует повышение риска деятельности предприятия с точки зрения обеспечения необходимого уровня его платежеспособности. Соответственно, эффективное управление кредиторской задолженностью подразумевает под собой оптимизацию ее величины, т.е. формирование такого размера, который:

- позволит привлечь необходимые краткосрочные заемные средства на бесплатной основе для финансирования отдельных элементов оборотных активов (в частности, дебиторской задолженности);

- будет способствовать росту финансовых результатов деятельности организации;

- обеспечит получение необходимой величины прибыли от продаж;

- обеспечит сохранение допустимого уровня риска неуплаты платежей организации по своим обязательствам;

- обеспечит достаточно высокую скорость оборачиваемости средств в расчетах.

Методический инструментарий, используемый для оценки эффективности управления кредиторской задолженностью в коммерческих организациях, достаточно разнообразен. Он представляет собой различные финансовые индикаторы (коэффициенты), которые целесообразно сгруппировать по отдельным направлениям. Выбор конкретных показателей характеризуется, прежде всего, тем, в каком аспекте рассматривается кредиторская задолженность: как отдельный сегмент формирования капитала организации либо как часть общей политики управления оборотным капиталом.

С одной стороны, при рассмотрении кредиторской задолженности как отдельного относительно самостоятельного источника финансирования бизнеса выделяются следующие направления:

- целесообразность использования кредиторской задолженности в плане влияния на повышение доходности бизнеса;

- риск использования в плане влияния ее роста на снижение платежеспособности организации;

- риск использования с точки зрения повышения степени зависимости хозяйственной деятельности организации от кредиторской задолженности.

С точки зрения повышения доходности деятельности в результате использования кредиторской задолженности (или увеличения по сравнению с предыдущим периодом), рекомендуется использовать показатели:

- рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации. Именно прибыль от продаж (или прибыль от основной деятельности организации) испытывает на себе непосредственное влияние размера сформированной предприятием кредиторской задолженности, в составе которой отражается задолженность по оплате сырья, материалов, комплектующих, товаров для перепродажи, задолженность по оплате труда работникам предприятия и пр., т.е. еще не оплаченные, но уже привлеченные в оборот ресурсы, что обусловливает соответствующее сокращение произведенных операционных расходов;

- коэффициент рентабельности кредиторской задолженности, также определяемый по прибыли от продаж; он позволяет непосредственно (без учета прочих параметров деятельности) установить, насколько величина сформированной кредиторской задолженности обеспечивает реализацию возложенной на нее функции как источника финансирования деятельности, т.е. способствует росту прибыли от продаж.

Положительная динамика за период указанных коэффициентов свидетельствует о том, что привлечение кредиторской задолженности в качестве источника финансирования деятельности оказывает положительное влияние на рост доходности предприятия, т.е. ее использование является экономически обоснованным.

Эффективность использования кредиторской задолженности позволяют также оценить следующие индикаторы:

- коэффициент ее оборачиваемости; рекомендуемое направление его изменения -увеличение за период;

- периода оборачиваемости; рекомендуемое направление его изменения - снижение за период.

Изменение значений указанных индикаторов по рекомендуемым направлениям свидетельствует об ускорении оборачиваемости кредиторской задолженности, т.е. о сокращении времени погашения ее текущих обязательств перед кредиторами. Если же скорость оборачиваемости снижается, это может привести к дефициту платежных средств и, как следствие, к неплатежеспособности организации.

Однако увеличение кредиторской задолженности в составе источников финансирования ведет к возникновению рисков возможной неплатежеспособности организации; для их оценки используют коэффициенты ликвидности (текущей, быстрой и абсолютной ликвидности), в знаменателе формулы расчета которых как раз и используется показатель кредиторской задолженности (в составе прочих краткосрочных обязательств). То есть, если кредиторская задолженность организации увеличивается, то, при прочих равных условиях, наблюдается снижение данных коэффициентов, для которых установлены нормативные (рекомендуемые) значения.

Рекомендуемые значения коэффициентов ликвидности, согласно Методологическим рекомендациям по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, следующие:

- коэффициент абсолютной ликвидности > 0,2;

- коэффициент срочной (быстрой) ликвидности: от 0,8 до 1,0;

- коэффициент текущей ликвидности > 2,0 [2].

Если фактические значения указанных коэффициентов не достигают минимально установленного уровня, это свидетельствует о повышении риска неплатежеспособности. Для коммерческих организаций большое значение имеет то обстоятельст-

во, за счет каких именно активов, сгруппированных по уровню их ликвидности, обеспечивается покрытие краткосрочных заемных обязательств, в первую очередь, наиболее срочных к погашению. Соответственно, если наиболее срочные обязательства занимают преобладающую долю в структуре заемных источников финансирования, для их покрытия потребуется более высокие показатели наиболее ликвидных активов - денежных средств, имеющихся финансовых вложений и дебиторской задолженности.

Для оценки рисков повышения степени зависимости хозяйственной деятельности организации от кредиторской задолженности используются показатели [3, с. 52]:

- доля кредиторской задолженности в заемном капитале (краткосрочных обязательствах) организации;

- доля участия кредиторской задолженности в формировании материальных запасов (кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам / материальные запасы);

- коэффициент привлечения кредиторской задолженности (отношение кредиторской задолженности к общее величине хозяйственных средств);

- коэффициент вовлечения кредиторской задолженности в финансирование (отношение кредиторской задолженности к оборотным средствам).

Чем выше значения указанных коэффициентов, тем в большей степени деятельность предприятия зависит от сформированного объема кредиторской задолженности, тем больше риск ее деятельности. Целевые ориентиры для коэффициентов этой группы определяются индивидуально для каждого хозяйствующего субъекта, т.к. их допустимые значения в полной мере обусловлены спецификой осуществляемой деятельности.

С другой стороны, если кредиторская задолженность определяется как часть общей политики управления оборотным капиталом, как составляющий элемент системы оперативного управления финансово-хозяйственной деятельности, то для оценки эффективности управления ею используются коэффициенты, демонстри-

рующие соотношение кредиторской задолженности с прочими составляющими управления финансами на оперативном уровне, а именно:

- соотношение кредиторской задолженности (КЗ) с дебиторской (ДЗ) по величине. Желательный уровень соотношения составляет от 1 до 1,2. В связи с тем, что кредиторская задолженность на предприятии характеризуется вовлечение дополнительных денежных средств в хозяйственный оборот, а дебиторская - их отвлечение из оборота, предпочтительным вариантом является превышение кредиторской задолженности над дебиторской, но незначительное, чтобы не провоцировать возникновение риска потери платежеспособности;

- соотношение средневзвешенного срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному сроку оплаты по дебиторской задолженности. Рекомендуемое значение показателя ~1. Интерпретация показателя аналогичная предыдущему;

- доля кредиторской задолженности в оттоке денежных средств и пр.

Таким образом, можно утверждать, что для оценки эффективности управления кредиторской задолженностью в коммерческих организациях используются различные финансовые коэффициенты, вся совокупность которых далеко не всегда доступна для применения субъектами малого бизнеса в связи с существующими, помимо финансовых, кадровыми и информационными ограничениями, характеризующими организацию процесса управления финансами [4, с. 92-93]. Поэтому в данном аспекте на основе анализа значимости, необходимости и целесообразности использования рассмотренных показателей были отобраны те, результирующие значения которых обусловливают в целом эффективность формирования капитала на малых предприятиях. К таким финансовым индикаторам были отнесены следующие:

1. Рентабельность продаж - значимый показатель результативности деятельности субъекта малого бизнеса, учитывающий различные аспекты обеспечения его ос-

новной деятельности, в том числе, финансирования за счет кредиторской задолженности.

2. Коэффициент текущей ликвидности. Отметим, что для малых предприятий расчет указанного коэффициента целесообразно проводить общеустановленным способом, однако для интерпретации его фактических значений учитывается специфика формирования финансов малого и среднего бизнеса. Его целевым уровнем следует признать значение > 1, что свидетельствует о потенциальной возможности предприятия оплачивать все текущие счета. Однако, с другой стороны, он не должен быть больше 2, так как в противном случае это может свидетельствовать об избыточном уровне сформированных запасов или чрезмерной величине дебиторской задолженности, т.е. неоплаченных счетов по отгруженным товарам или реализованным услугам;

3. Коэффициент покрытия наиболее срочных обязательств наиболее ликвидными активами (отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к кредиторской задолженности). Целевым уровнем для данного коэффициента является его количественное значение в промежутке от 0 до 0,1, что связано, в первую очередь, с преобладающей ориентацией малых предприятий на минимизацию остатка денежных средств. Соответственно, обеспечение 10% общей величины кредиторской задолженности наличными денежными средствами представляется достаточной величиной, превышение которой ведет к излишнему отвлечению их из оборота.

Таким образом, сформированный набор показателей представляется достаточным для проведения оценки эффективности управления кредиторской задолженности на малых предприятиях; реальным для практического применения субъектами, действующими в объективных условиях финансовых, кадровых и информационных ограничений; универсальным для таких предприятий, независимо от видов осуществляемой ими экономической деятельности.

Библиографический список

1. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами. - М.: Изд-во «Омега-Л»: ООО «Эльга», 2011. 768 с.

2. Методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Госкомстатом России 28.11.2002). [Эл. ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_142116/

3. Ягупова Ю.П., Муравьева Н.Н. Показатели и критерии эффективности управления кредиторской задолженностью в коммерческих организациях // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2016. №2(60). С. 49-53.

4. Муравьева Н.Н. Специфика организации управления финансами на предприятиях малого бизнеса // Экология, экономика, право: взгляд в будущее: сборник статей по материалам научно-практ. конференции. Волгоград: ВолГУ, 2018. С. 92-96.

JUSTIFICATION OF THE ESTIMATED INDICATORS OF EFFECTIVENESS ACCOUNTS PAYABLE MANAGEMENT IN SMALL BUSINESSES

N.N. Muravyev, candidate of economic sciences, associate professor

T.P. Kholodova, student

Volga branch of Volgograd state university

(Russia, Volzhsky)

Abstract. Accounts payable is one of the most significant segments of capital formation in small businesses. Therefore, effective accounts payable management is essential to ensure their stable and profitable operations. To assess the effectiveness of such management, organizations use a system of financial indicators, grouped by individual directions of assessment. As a result of the study, a limited set of indicators was formed, which seems sufficient and real for its practical use by small businesses.

Keywords: small business, accounts payable, accounts payable management, management performance indicators, financial ratios.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.