Научная статья на тему 'Обоснование оптимального содержания пластификатора в битумах, модифицированных резиновой крошкой'

Обоснование оптимального содержания пластификатора в битумах, модифицированных резиновой крошкой Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
265
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАСТИФИКАТОР / МОДИФИЦИРОВАННОЕ ВЯЖУЩЕЕ / РЕЗИНОВАЯ КРОШКА / SOFTENER / MODIFIED KNITTING / COMMINUTED RUBBER

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Шабаев Сергей Николаевич, Вахьянов Евгений Михайлович

Построены графики зависимости основных физико-химических свойств вяжущего от содержания пластификатора, проведен анализ оптимального содержания пластификатора при модификации битума резиновой крошкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Шабаев Сергей Николаевич, Вахьянов Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of optimum content of softener in bitumens modified by comminuted rubber

Schedules of dependence of the main physical and chemical properties of softener knitting from the contents were constructed, the analysis of the optimum content of softener is carried out at modification in bitumen by comminuted rubber.

Текст научной работы на тему «Обоснование оптимального содержания пластификатора в битумах, модифицированных резиновой крошкой»

Дорожное строительство

113

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 625.878-72

С.Н. Шабаев, Е.М. Вахьянов

ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЛАСТИФИКАТОРА В БИТУМАХ МОДИФИЦИРОВАННЫХ РЕЗИНОВОЙ КРОШКОЙ

Проблема утилизации отработанных автомобильных покрышек, уже решенная в большинстве развитых странах, в России находится только на ранней стадии развития. Нельзя утверждать, что этой проблемой в России не занимаются, законодательство РФ никак не поощряет промышленную утилизацию подобных отходов за счет субсидирования, снижения налогов, либо других мер стимулирования [1].

Одним из способов промышленной утилизации шинных отходов является использование продуктов их переработки при строительстве автомобильных дорог. При этом получаемая резиновая крошка добавляется либо в битум с получением резинобитумного вяжущего («мокрый» способ), либо в асфальтобетонную смесь в процессе ее приготовления («сухой» способ) [2]. Как утверждают исследователи и производители, применение резиновой крошки значительно увеличивает срок службы покрытий за счет устойчивости к воздействию агрессивных темпе-

ратур и улучшению сцепных свойств вяжущего с каменным материалом.

Важно подчеркнуть, что дорожные битумы российского и зарубежного производства существенно отличаются по качеству. Большинство российских нефтеперерабатывающих заводов не заинтересовано в получении высококачественных битумов [3]. В отличие от России, европейские производители ориентированы на выпуск высококачественных битумов, в которых содержание масел и ароматических фракций значительно выше чем в отечественных битумах. Таким образом, приготовление резино-битумного вяжущего на основе российских битумов целесообразно только при искусственном их насыщении маслами и ароматическими фракциями.

Нами было произведено исследование по определению оптимального содержания пластификатора для приготовления РБВ. Оценочными показателями послужили температура размягчения по методу кольцо и шар (КИШ) (рис.1), и

20.00% 15.00% 10.00% 5.00 9

Содержание резиновой крошки,

Рис. 1 Трехмерный график изменения КИШ

114

С.Н. Шабаев, Е.М. Вахьянов

глубина проникания иглы пенетрометра (пенет-рация) при 25°С (рис. 2).

Рис.2 Трехмерный график изменения глубины проникания иглы пенетрометра при 25°С в зависимости от содержания пластификатора и резиновой крошки.

Из рис.1 видно, что при содержании резино-

вой крошки в районе 15-20% увеличение концентрации пластификатора положительно влияет на рост КИШ. Максимальное значение КИШ равное 55°С, что на 12 °С превышает КИШ исходного битума, было достигнуто при содержании пластификатора 12,5%.

Из рис.2 следует, что при содержании резиновой крошки в районе 15-20% увеличение концентрации пластификатора ведет к стремительному росту значения пенетрации при 25°С.

Задав граничные условия, такие как «сохранение марки вяжущего» (условие 1) и достижение значения по КИШ не ниже 50°С (условие 2) получаем, что оптимальное содержание пластификатора составляет 5,5-10% (рис. 3).

Для сохранения марки битума БНД 90/130 требуется добавлять пластификатор от 5,5 до 10%, при этом КИШ составит 50-51°С (улучшение показателя на 7-8 °С). Анализируя данные, полученные в ходе эксперимента, можно установить, что высокое содержание пластификатора значительно увеличивает пенетрацию при 25 °С т.к. происходит «разжижение» конечного продукта. В тоже время, при малом содержании пластификатора, в вяжущем образуется дефицит масел и ароматических фракций, необходимых для растворения всей резиновой крошки, что в свое время приводит к снижению КИШ.

условия 1 условия 1

Рис.З Нахождение области удовлетворяющей условиям 1 и 2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Сибур» проанализировал проблему утилизации шип в России [Электронный ресурс] // sibur.colesa.ru. - Режим доступа: http://sibur.colesa.ru/news/10449.html. - Загл. с экрана.

2. Битумнорезиновые экологически чистые композиционные материалы «Битрэк» [Электронный ресурс] // bitrack.ru - Режим доступа: http://www.bitrack.ru. - Загл. с экрана.

3. Битумы - условия использования [Электронный ресурс] // zapsib-stroika.ru - Режим доступа : http://www.zapsib-stroika.ru/profit/research/detail.php?ID=1089. - Загл. с экрана.

Авторы статьи

Вахьянов Шабаев

Евгений Михайлович Сергей Николаевич,

ассистент каф. автомобильных дорог к.т.н., доцепт, зав. каф. автомобильных КузГТУ, тел. 8-960-927-77-99 дорог КузГТУ, тел. 8-904-371-04-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.