Научная статья на тему 'Обоснование необходимости создания единого подхода к управлению государственным внешним долгом стран-участниц Евразийского экономического Союза'

Обоснование необходимости создания единого подхода к управлению государственным внешним долгом стран-участниц Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревзон Оксана Анатольевна, Князев Роман Эдуардович, Гущин Яков Владимирович

В статье рассказывается о Евразийском экономическом союзе, этапах его формирования и особенностях его бюджета, рассматривается вопрос основных макроэкономических показателей стран участниц Союза, а так же вопрос динамики и структурного состава их государственного долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ревзон Оксана Анатольевна, Князев Роман Эдуардович, Гущин Яков Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE NEED FOR A UNIFIED APPROACH TO THE MANAGEMENT OF THE PUBLIC EXTERNAL DEBT OF THE PARTICIPATING COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

In article it is told about the Eurasian Economic Union, stages of his formation and features of his budget, the question of the main macroeconomic indicators of the countries-participants of the Union, and also a question of dynamics and structure of their public debt.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости создания единого подхода к управлению государственным внешним долгом стран-участниц Евразийского экономического Союза»

УДК 338.001.36

О.А. Ревзон

Р.Э. Князев

Я.В. Гущин

Охапа Revzon, Иотап Knyazev Уакоу ОшИсЫп

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС, Союз) - это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов [6]. Основными целями Союза являются: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики [5]. Идею формирования Евразийского союза государств впервые выдвинул Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 г. во время выступления в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В ее основе лежал разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе. Первым этапом в сближении евразийских государств принято считать подписание в 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России. В 2000 г. произошел настоящий рывок: «пятеркой» сопредельных государств (Беларуси, Казахстана, России, Кыргызстана и Таджикистана) была создана новая интеграционная структура - Евразийское экономическое сообщество, нацеленная на более тесное сотрудничество на основе унификации нормативной базы и согласования процессов структурной перестройки экономики. В то же время активизировалась и совместная работа по формированию правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП), и с августа 2006 г. работа по формированию Таможенного союза и ЕЭП сконцентрировалась в рамках Беларуси, Казахстана и России. Кыр-

© Ревзон О.А., Князев Р.Э., Гущин Я.В., 2016

гызстан и Таджикистан заявили о намерении подключиться к формированию Таможенного союза и ЕЭП по мере готовности экономики. Беларусь, Казахстан и Россия кардинально продвинулись на этом пути. Была сформирована правовая и институциональная база интеграции, определились приоритеты и конкретные направления экономического развития.

С октября 2007 г., когда лидерами интеграционной «тройки» был подписан Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, начался второй этап интеграции. Тогда же Договором от 6 октября 2007 г. была учреждена Комиссия Таможенного союза -единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, основной задачей которого было обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза. Катализатором евразийской интеграции послужил, в том числе, и мировой финансово-экономический кризис 2008 г. Повсеместное падение рынков и производства «запустило» в «таможенной тройке» интенсивный поиск новых эффективных форматов сотрудничества, которые обеспечили бы устойчивость экономического роста, а также разработку моделей минимизации экономических рисков и сближения национальных экономических стратегий. Лидеры государств продвигались к согласованным позициям поэтапно, находя баланс интересов и решения по самым сложным вопросам. В итоге с 1 января 2010 г. «стартовал» Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, в рамках которого установлены единый таможенный тариф и единая номенклатура внешнеэкономической деятельности, действует Таможенный кодекс Таможенного союза и Комиссия Таможенного союза, осуществляющая свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором об ее учреждении, другими международными договорами между Сторонами, а также решениями Высшего органа Таможенного союза, и которой была передана часть полномочий государственных органов Сторон.

С 1 января 2012 г. начался следующий этап - формирование Единого экономического пространства (ЕЭП), представляющего собой более высокую ступень интеграции, предусматривающую не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, единые правила и принципы конкуренции, регулирования естественных монополий. В ЕЭП создаются единый рынок в 170 млн потребителей, условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В основе ЕЭП лежат согласованные действия в ключевых областях регулирования экономики - в макроэкономике, в сфере конкуренции, в области промышленных и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, энергетики. Кроме того, с 1 января 2012 г. заработали Суд ЕврАзЭС, обращаться в который по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса, могут не только государства, но и участники экономической деятельности, а с 1 февраля 2012 г. - Евразийская экономическая комиссия, заменившая Комиссию Таможенного союза, - постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП, которому государства передали часть национальных полномочий. С 1 января 2015 г. начинает функционировать новое интеграционное объединение - Евразийский экономический союз, договор о создании которого был подписан президентами Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 г. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза.

Евразийский экономический союз - самый амбициозный и, вместе с тем, наиболее реалистичный, опирающийся на четко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды, интеграционный проект в современной Евразии. Это - качественно новый уровень экономического взаимодействия сопредельных государств, открывающий широкие перспективы экономического роста, формирующий для «интеграционной тройки» новые конкурентные преимущества и дополнительные возможности в современном глобальном мире. Растет число государств, заинтересованных в

участии в евразийских интеграционных процессах. Со 2 января 2015 г. Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза. Армянская сторона подписала договор в Минске 10 октября 2014 г. Документ до конца г. ратифицировали РФ, Беларусь и Казахстан. «Евразийская мечта», высказанная в 1994 г., стала зримой реальностью уже в 2010 г. Преодолевая последствия кризиса, мир вступает в эпоху «взрывного» развития интеграционных объединений. Евразийский союз, формирующийся с учетом передовых интеграционных практик, находится на треке этого глобального движения, отвечая на вызовы времени и добиваясь успеха [7].

К бюджету Союза применяются следующие положения: Бюджет Союза должен быть сбалансирован в доходах и расходах. Бюджет Союза утверждается на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Валютой расчета бюджета Союза является валюта Российской Федерации - российский рубль. Администратором бюджета Союза является Евразийская экономическая комиссия. Бюджет Союза состоит из доходной и расходной частей. Доходы бюджета Союза формируются за счет долевых взносов государств - членов Союза, размеры которых устанавливаются Высшим Евразийским экономическим советом. Расходы бюджета Союза направляются на: финансирование деятельности органов Союза; проведение заседаний Высшего совета, Евразийского межправительственного совета, Совета Комиссии [9]. Несмотря на то, что все вышеперечисленные положения применяются к бюджету Союза, бюджеты стран-участниц, а так же их государственный внешний долг на текущий момент не регулируются никакими регламентами или положениями. Так, было бы оптимально предложить в рамках функционирования Союза единые подходы к регулированию определенных макроэкономических показателей стран-участниц. Государственное регулирование экономики с использованием финансовых и денежно-кредитных методов осуществляется по следующим направлениям: регулирование отраслевой структуры экономики, макроэкономических стоимостных пропорций, инновационного обновления; регулирование социальной сферы, демографического состояния страны; регулирование территориальных диспропорций [1]. Однако, в настоящее время страны-участницы Евразийского Экономического Союза вынуждены самостоятельно решать проблемы, связанные с регулированием внешнего государственного долга без оглядки на экономическую интеграцию в рамках ЕАЭС.

Стоит отдельно отметить важность использования рубля, как основной валюты в ЕАЭС: перечисление взносов государствами-членами на счета бюджета Союза осуществляется, как правило, ежемесячно, но не реже 1 раза в квартал, в валюте Российской Федерации (в российских рублях) или в свободно конвертируемой валюте (в долл. США). Учет средств, перечисленных в долл. США, осуществляется в российских рублях по официальному курсу российского рубля к доллару США, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату поступления средств на счета бюджета Союза.

Основные макроэкономические показатели стран участниц ЕАЭС по итогам января-сентября 2015 г. демонстрируют отрицательную динамику: согласно данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), внутренний валовый продукт (ВВП) государств-членов ЕАЭС по итогам января-сентября 2015 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 2,7 %. Прирост ВВП был зафиксирован в Казахстане (+1,7 %) и Армении (+4,0 %). В двух странах: России (-3,5 %) и Беларуси (-3,3 %) ВВП сократился относительно аналогичного периода 2014 г. По предварительной оценке, ВВП Кыргызстана в января-сентябре 2015г. составил 107,3 %. Объем промышленной продукции (в постоянных ценах) государств-членов ЕАЭС в январе-сентябре 2015 г. составил 681,8 млрд долл. США и снизился по сравнению с январем-сентябрем 2014 г. на 3,1 %. По отдельным странам он составил: в Армении - 105,6 %, в Беларуси - 92,9 %, в Казахстане - 99,0 % и в России - 96,8 %. В Кыргызстане индекс объема промышленной продукции был равен 117,4 %. Оборот розничной торговли (через все каналы реализации) государств - членов ЕАЭС в январе-июне 2015 г. составил 381,6 млрд

долл. США. По сравнению с соответствующим периодом 2014 г. объем розничных продаж (в сопоставимых ценах) сократился на 7,4 %. Основной причиной общего спада было снижение оборота розничной торговли в России (91,5 %) и Армении (92,5 %). В Беларуси, Казахстане и Кыргызстане оборот розничной торговли вырос (соответственно на 0,9 %, 2,4 % и 4,6 %). Согласно данным ЕЭК, в январе-сентябре 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого г. среднемесячная номинальная заработная плата выросла в Армении на 9,7 %, Беларуси - на 10,7 %, Казахстане - на 4,1 %, Кыргызстане (в январе-августе 2015 г.)- на 7,8 %, России - на 5,5 %. С учетом роста потребительских цен на товары и услуги, реальная заработная плата в соответствующем периоде увеличилась в Армении на 4,8 %, в Кыргызстане (в январе-августе 2015 г.) - на 0,3 %; снизилась -в Беларуси на 3,1 %, Казахстане - на 0,6 %, России -на 9,0 % [12]. В январе-июне 2015 г. республиканский бюджет был исполнен с дефицитом в Армении, Казахстане и России. Основной причиной дефицита в Армении и России является сокращение доходной части бюджета, а в Казахстане - существенное замедление темпов роста доходной части бюджета. В Беларуси и Кыргызстане на фоне высоких темпов роста доходов бюджет был исполнен с существенным профицитом. Расходы республиканского бюджета увеличились во всех государствах - членах ЕАЭС. При этом в Армении, Кыргызстане и России также увеличились темпы роста расходов. В Беларуси и Казахстане, напротив, наблюдалось снижение темпов роста расходов республиканского бюджета.

Подведём итог приведенным выше данным, отражающим динамику макроэкономических показателей стран-участниц ЕАЭС за январь-сентябрь 2015 г., в сравнении с аналогичным показателем 2014 г., в таблице 1 [12].

Таблица 1

Изменение основных макроэкономических показателей стран-участниц ЕАЭС

Страна ВВП Объем промышленной продукции Оборот розничной торговли Реальная заработная плата

Россия -3,5 % -3,2 % -8,5 % -9 %

Беларусь -3,3 % -7,1 % +0,9 % -3,1 %

Казахстан + 1,7 % -1,0 % +2,4 % -0,6 %

Армения +4,0 % +5,6 % -7,5 % +4,8 %

Кыргызстан +7,3 % + 17,4 % +4,6 % +0,3 %

Как видно из приведенной выше таблицы, основные макроэкономические показатели демонстрируют неоднозначные тенденции. Однако, чтобы иметь более объективную картину происходящих макроэкономических процессов, следует сопоставить эти значения с объемом и динамикой государственного долга стран. Говоря о государственном долге стран участниц ЕАЭС, стоит начать с России. В абсолютном выражении российский внешний долг (государственный долг) на 1 января 2016 г. составил 515 254 млн долл., что является одним из самых низких показателей в Европе. На 01 января 2016 г. внешний государственный долг Российской Федерации составляет 50 002,3 млн долл. или 4,53 % ВВП. На 01 января 2015 г. внешний государственный долг РФ составлял 54 400 млн долл. или 4,31 % ВВП [13]. Как мы видим, даже при сокращении ВВП России, соотношение государственного долга к ВВП за период с 2014 по 2015 гг. продолжает расти. Уместным будет напомнить об исключительности такого несовпадения темпов роста ВВП и темпов роста долга. Допускается лишь кратковременное отставание роста ВВП от долга и, конечно, не в таких пропорциях [11]. Регулирование государственного долга осуществляет Правительство Российской Федерации. РФ не отвечает по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований в том случае, если они не были гарантированы федеральным правительством. Информация о размерах долговых обязательств РФ,

субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам регистрируются в Государственной долговой книге. Сведения о заимствованиях также вносится эмитентом в российскую Государственную долговую книгу в срок, который не превышает трех дней с того момента, когда возникло соответствующее обязательство, что является одним из элементов управления государственным долгом.

В Беларуси внешний государственный долг с 2006 по 2014 гг. по всем секторам экономики вырос с 5,1 до 40 500 млн долл. США. Валовой внешний долг в пересчёте на каждого жителя Беларуси вырос за этот же период с 525 до 4281 долл., объём внешнего долга по сравнению с ВВП вырос с 17 % до 55 %, в том числе 35 % для долгосрочного долга и 20 % для краткосрочного.

По данным Министерства финансов, на начало 2015 г. внешний госдолг Беларуси составлял 16,6 % к ВВП при объеме долга на тот момент 12,2 млрд долл. Внешний госдолг Беларуси на 1 января 2016 г. составил 12,4 млрд долл. - это 22,7 % к валовому внутреннему продукту. Управление госдолгом Беларуси осуществляется Правительством страны. В настоящее время управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется на основании и в соответствии с такими нормативными документами, как Закон Республики Беларусь «О внешнем государственном долге», Закон «О внутреннем государственном долге», Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2016 г.», Положение Совета Министров «О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов», Постановление Совета Министров «Об учете внешнего государственного долга и регистрации внешних государственных займов, а также оказываемой республике технической и иной иностранной безвозмездной помощи», Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге» [10].

Внешний долг Казахстана составил 153,5 млрд долл. на 31 декабря 2015 г., снизившись за год почти на 4 млрд долл (на 2,5 %). В структуре внешнего долга 7,9 %, или 12,2 млрд долл., приходится на государственный сектор, включая «Органы государственного управления» (Правительство Республики Казахстан) и «Центральный банк» (Национальный Банк Республики Казахстан). Показатель отношения внешнего долга к ВВП составил 6,6 %. В прошлом году внешний долг государственного сектора был равен 4,53 млрд долл., или 2,17 %. Внешний долг правительства Казахстана (органов государственного управления) за 2015 г. увеличился на 4 млрд долл., в то время как внешний долг банков и совокупные внешние обязательства других секторов (включая межфирменную задолженность) сократились на 2,1 млрд долл. и 5,7 млрд долл. соответственно, в основном за счет погашения и отрицательной переоценки стоимости долговых ценных бумаг [2]. В соответствии с Законом Казахстана «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк этой страны несет ответственность за формирование оценки валового внешнего долга страны. При этом оценку государственного и гарантированного государством внешнего долга формирует Министерство финансов Казахстана [8].

В Армении показатель внешнего долга по итогам 2015 г. составляет 4,9 млрд долл., или 52 % от объемов ВВП. За 2014 год внешний долг Армении был равен 3 785 млн долл. или 39,6 % ВВП. По прогнозам Международного валютного фонда, к 2020 г. он вырастет до 62 % [3]. Отметим, что армянское законодательство ограничивает объем внешнего долга по отношению к ВВП на отметке 60 %. Между тем, ситуация в экономике, которая характеризуется засильем монополий, сокращением и без того невысоких объемов экспорта, существенным снижением инвестиций и трансфертов из России, неустойчивостью курса национальной валюты и иными проблемами, активно способствует росту долга. Несмотря на все заверения членов Правительства о том, что государственный долг является управляемым и в мире есть много стран, у которых зафиксирована куда более худшая ситуация в экономике, все данные последних лет указывают как на неуклонный рост внешнего долга,

так и, соответственно, на приближение его объемов к запретной черте. В 2008 г. внешний долг составлял всего 16 % от ВВП, а в 2014 подбирался к отметке 50 % от ВВП. Наиболее важным является то обстоятельство, что взятые до сих пор кредиты не имели сколь либо заметного положительного воздействия на экономику Армении. Решение вопроса об обслуживании внешнего долга остается одной из наиболее важных проблем армянской экономики. Порядка 80 % его объема составляют задолженности Армении международным финансовым организациям. Наибольшее воздействие на объем внешнего долга оказали кредиты МВФ и Всемирного банка. По заверениям властей, объем внешнего долга не вызывает опасений, ибо долг является управляемым, и его обслуживание не приведет к нарушению реализации какой-либо бюджетной программы. Армения обслуживает внешний долг в основном за счет экспорта и трансфертов. Однако за последние годы в стране зафиксирован спад внешнего торгового оборота примерно на 2-2,5 млрд долл., а объем трансфертов в 2015 г. сократился более чем на 40 % [3]. В условиях падения экспорта и объема трансфертов возможность получения неограниченных кредитов Центробанком грозит для армянской экономики дефолтом.

Государственный долг Кыргызстана на конец 2015 г. составил 288 млрд 803,9 млн сомов (3 млрд 805,1 млн долл.). По состоянию на 31 декабря 2014 г. размер государственного долга Кыргызстана составил 3,65 млрд долл. (54,1 % к ВВП за 2014 г.). Из них внешний долг составил 3,44 млрд (50,9 % к ВВП за 2014 год), внутренний долг - 209,9 млн (3,1 % к ВВП). Об этом сообщили из правительства. Из них более 273 млрд сомов (3,6 млрд долл.) или 59,4 % ВВП - это внешний долг Кыргызстана [4]. Министерство финансов сообщало, что больше всего Кыргызстан должен Китаю -1,1 млрд долл. В списке кредиторов так же числятся Международная ассоциация развития (652 млн долл.) и Азиатский банк развития (565 млн долл.). Крупнейшие страны-доноры Кыргызстана -Россия, Китай, Япония, Германия, Турция, а международные финансовые институты - Азиатский банк развития, Международная ассоциация развития из группы Всемирного банка и Международный валютный фонд. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются на льготных условиях. Сроки погашения по ним - 15-40 лет, включая льготный период - 5-10 лет. Процентная ставка колеблется в пределах 0,75-2,5 % годовых. Заимствования стран-доноров также большей частью выданы на льготных условиях. Срок погашения - от 10 до 30 лет, включая льготный период -от 5 до 10 лет. Процентная ставка установлена на уровне 0,1-5 % годовых.

Краткий итог проведенного исследования внешнего государственного долга стран участниц Евразийского Экономического Союза приведен в таблице 2.

Таблица 2

Внешний государственный долг стран участниц ЕАЭС

Внешний гос. долг Внешний гос. долг Внешний гос. долг Внешний гос. долг

Страна в 2014 году, млн в 2014 году, % к в 2015 году, млн в 2015 году, % к

долл. ВВП долл. ВВП

Россия 54 400 4,31 50 002,3 4,53

Беларусь 12 200 16,6 12 400 22,7

Казахстан 4 530 2,17 12 200 6,6

Армения 3 785 39,6 4 900 52

Кыргызстан 3 440 50,9 3 600 59,4

Источник: сост. авторами статьи по материалам [2; 3; 4; 8; 10; 13].

Как видно из представленной выше таблицы, внешний государственный долг, деленный на ВВП стран-участниц Евразийского Экономического союза, за рассматриваемый период с 2014 по 2015 г. неуклонно растет. И если у России, Беларуси и Казахстана этот показатель не приближается к

критической отметке, то Армения и Кыргызстан находятся в состоянии долгового кризиса. К сожалению, на текущий момент в рамках Евразийского Экономического Союза не существует инструментов повышения эффективности регулирования государственного долга стран, входящих в Союз.

Внешний государственный долг, как и внешний государственный долг в процентах к ВВП, являются одними из важнейших макроэкономических показателей, хаарктеризующих эффективность использования государством денежных средств. Создание в рамках Евразийского Экономического Союза обособленного института помощи в регулировании государственного долга может стать следующим витком в интеграции стран участниц Союза.

Библиографический список

1. Бурмистрова, Л. А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы / Л. А. Бурмистрова // Вестник университета. - 2012. - № 3. - С. 73-78.

2. Внешний долг Казахстана снизился за год на 4 млрд [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://kapital.kz/finance/49381/vneshnij-dolg-kazahstana-snizilsya-za-god-na-4-mlrd.html (дата обращения : 11.04.2016).

3. Государственный долг Армении составил порядка 50 % ВВП [Электронный ресурс]. - Режим обращения : http://regnum.ru/news/economy/2068575.html (дата обращения : 15.03.2016).

4. Государственный долг Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. - Режим обращения : http://budget.okmot.kg/ru/ (дата обращения : 15.03.2016)

5. Договор о Евразийском Экономическом Союзе «Договор о Евразийском экономическом союзе» (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 13.04.2016).

6. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eaeunion.org/tabout (дата обращения : 19.03.2016).

7. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. - М. : Евразийская экономическая комиссия, 2014. - 216 с. - ISBN 978-5-7034-0293-1.

8. Методологический комментарий. Внешний долг [Электронный ресурс]. - Режим обращения : www.nationalbank.kz/cont/import/word/docimport33091.doc.html (дата обращения : 15.03.2016).

9. О Положении о бюджете Евразийского экономического союза, Решение Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 г. № 78: Положение о бюджете Евразийского Экономического Союза (ред. от 10.10.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/420226124.

10. Отчетные данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.minfin.gov.by/ru/gfs/ f80ad5490c7ea984.html/ (дата обращения : 15.03.2016).

11. Ревзон, О. А. Долговая политика России / О. А. Ревзон // Вестник Университета. - 2012. - № 3. - С. 232235.

12. Сравнительные макроэкономические показатели стран евразийского союза (ЕАЭС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://remedium.ru/analytics/detail.php?ID=68420 (дата обращения : 12.04.2016).

13. Структура долга [Электронный ресурс]. - Режим обращения : http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/ external/structure/ (дата обращения : 15.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.