Научная статья на тему 'Обоснование необходимости разработки систем управления инновациями на предприятиях'

Обоснование необходимости разработки систем управления инновациями на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ижгузина С. В.

В статье анализируется необходимость разработки систем управления предприятием для успешного создания и внедрения инноваций, снижения риска от инновационной деятельности. Рассматриваются цели управления инновациями и возможные проблемы. Определяются ключевые моменты для успешной разработки систем управления инновационным предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости разработки систем управления инновациями на предприятиях»

ekonomia. - 2016. —№ 6. - С. 110 - 116.

24. Щепакин М.Б., Солкина А.А. Индикаторы оценки состояния регионального отраслевого рынка нефтепродуктов // Поиск моделей эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве. - 2015. - С. 373-384.

24. Антониади Д.Г., Кошелев А.Т. Проблемы повышения добычи нефти в условиях месторождений России // Нефть. Газ. Инновации. - 2012.

25. Щепакин М.Б., Евтеев А.С., Щепакин М.М. Маркетинговые аспекты производственно-сбытовой деятельности пищевых предприятий // Известия вузов. Пищевая технология. - 1998. — № 4. - С. 24-26.

© Ивах А.В., 2016

УДК 65.01

С.В. Ижгузина

Финансовый университет при Правительстве РФ,

Челябинский филиал, г. Челябинск, Российская Федерация E- mail: [email protected]

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В статье анализируется необходимость разработки систем управления предприятием для успешного создания и внедрения инноваций, снижения риска от инновационной деятельности. Рассматриваются цели управления инновациями и возможные проблемы. Определяются ключевые моменты для успешной разработки систем управления инновационным предприятием.

Ключевые слова

Система управления, инновации предприятия, управление инновациями, менеджер.

Цель создания и внедрения инноваций для предприятия — получение прибыли [1]. Сами же инновации при этом должны быть социально ориентированы, то есть должны улучшать жизнь людей и общества в целом, не наносить вреда окружающей среде, а скорее, наоборот уменьшать вредное воздействие [1].

Инновационная деятельность действующего предприятия предполагает оптимизацию и модернизацию того, что уже существует и ликвидацию устаревшего. Чтобы достичь цели, инновациями необходимо управлять. Именно поэтому сегодня многие руководители предприятий по-новому взглянули на менеджеров и на их прямое влияние на качество и эффективность управленческих процессов [2]. На протяжении становления менеджмента как науки можно выделить различные направления управления инновациями. Основные направления развития управления инновациями: увеличение производительности; улучшение качества продукции; ориентация на инновации; современные методы управления инновациями [3].

Можно сделать вывод, что на современном этапе инновации не происходят сами по себе, единично. Они системны и беспрерывны. Чтобы предприятию удерживать конкурентные преимущества, понятие «управление предприятием» должно быть идентично понятию «управление инновациями» [4]. Улучшать эффективность деятельности, повышать качество продукции недостаточно. Необходимо постоянно изменяться.

Управление инновациями ориентировано на создание и внедрение инноваций и на управление организацией при помощи инноваций и основывается на следующих ключевых моментах:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

1) эффективность определяется не временем, когда предприятие вывело новый продукт на рынок, а временем начала получения прибыли;

2) традиционный подход к управлению подразумевает, что каждый проект должен быть удачным, в то время как при непрерывном осуществлении инноваций большинство проектов будут неудачными;

3) управление инновациями подразумевает и активное управление рисками, но не избегание рисков [7]. Цели управления и разработки системы управления инновациями будут зависеть от уровня

инновационной активности, то есть от того, какого типа инновационного управления придерживаются современные менеджеры [1,4].

Можно выделить общие цели управления для всех типов предприятий:

1) сокращение времени от возникновения идеи до получения прибыли от инноваций;

2) снижение рисков;

3) эффективное распределение ресурсов (персонал, оборудование, знания, финансирование и т. д.);

4) уменьшение возможности преследования конкурентами. Однако на каждом конкретном предприятии цели будут индивидуальны. Под понятием «цель» имеем в виду состояние системы управления в будущем, к которому предприятие стремиться. Цель определяет то, ради чего система разрабатывается.

Цель находится вне системы — она отражает реакцию окружающей среды на систему. К целям инновационной деятельности следует предъявлять следующие требования: 1) цели должны быть понятны и недвусмысленны; 2) они должна быть измеряемы; 3) должны иметь сроки достижения; 4) цели организации и отдельных групп исполнителей должны быть совместимы; 5) должна быть возможность корректировки целей при изменении условий, в которых действует система. Особое значение в постановке таких целей, в выборе системы управления инновациями приобретает уровень мастерства и компетентности менеджера [6].

Существует множество исследований, подтвердивших факт прямой зависимости управленческого мастерства специалиста и инновационной активности предприятия. Инновационная активность и гибкость предприятия - это результат подготовки управленческих кадров.

Разработка системы инновационного управления и общее управление инновациями требуют от сегодняшнего менеджера личной гибкости и профессиональной конкурентоспособности.

Достаточно задать вопрос: «Что предприятие получает в результате разработки системы управления инновациями?». Это, как минимум, комплект нормативно-технической документации, план обучения сотрудников и материалы для обучения, систему отчетности. Разработка гибкой и комплексной системы управления инновациями стимулирует создание и внедрение новшеств и обеспечивает процесс управления инновациями от идеи до получения прибыли от ее реализации.

Соответственно вести речь о совершенстве системы управления как об отвлеченном и абстрактном объекте нельзя. Любая система - это конкретный труд конкретного управленца. Предприятие выживает лишь в том случае, когда готово активно развиваться и предлагать что-то новое на рынке конкурентов. Этому выживанию сопутствует не механическая цепочка производственных процессов, а инновационная гибкость и адаптивность тех специалистов, которые готовы управлять инновационными процессами в любой среде и ситуации неопределенности. Список использованной литературы:

1. Бирман Л. А., Кочурова Т. Б. Стратегия управления инновационными процессами. М.: Издательство «Дело» РАНХиГС, 2012.

2. Лазарева В.Н., Перевозова О.В. Экономическая неэффективность менеджеров / In Situ. 2015. № 2.

3. Перевозова О.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Челябинск: Челябинский Дом печати. 2015.

4. Перевозова О.В. Экономика и образование: тест на совместимость / Новейшие достижения в науке и образования: отечественный и зарубежный опыт. Сборник научных трудов по материалам Международной практической конференции 31 октября 2015 г. В 2-х частях. Часть 1. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2015.

5. Перевозова О.В., Возилова Е.В. Риски управленческой некомпетентности: источники и причины / Инновационная наука. 2015. Т.1. № 3.

6. Перевозова О.В. Формирование компетентности как фактор развития конкурентоспособности менеджеров / Современная высшая школа: инновационный аспект. 2009. № 4.

7. Просветов Г. И. Управление инновациями: задачи и решения / Г.И. Просветов — М.: Издательство «Альфа-Пресс»,2012.

© С.В. Ижгузина, 2016

УДК 336

Исмаилов Алим Нуриевич, 2 курс, магистрант Научный руководитель к.э.н. Ягупова Е.А.

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО им. В.И. Вернадского) Институт экономики и управления

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ

Аннотация

Статья посвящена анализу современного состояния, а также перспективам кредитования малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес (МСБ) можно считать одним из важнейших сегментов экономики, развитие которого обеспечивает экономическую, социальную и политическую стабильность страны. Именно он играет одну из ведущих ролей при переходе к экономике, ориентированной на инновации.

Ключевые слова

Малый бизнес, кредит, коммерческие банки.

Малый бизнес и банки выступают на рынке кредитования в качестве деловых партнеров. В зависимости от того, насколько они будут понимать проблемы и потребности друг друга, настолько и зависят результаты их сотрудничества. Естественно, что банки и представители малого бизнеса имеют различные точки зрения на кредитование малого и среднего бизнеса.

Однако их объединяет единая цель - найти решения наболевших вопросов для благополучного развития банковского кредитования в России.

В настоящее время кредиты банков, обеспечивая хозяйственную деятельность организации, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг. Значение кредитов банка как дополнительного источника финансирования коммерческой деятельности особенно проявляется на стадии становления организации, которое использует кредитные ресурсы при осуществлении долгосрочных инвестиций, направленных на создание нового имущества (при капитальных инвестициях). На этом этапе огромное значение имеют долгосрочные кредиты банков. Краткосрочные кредиты помогают предприятию постоянно поддерживать необходимый уровень оборотных средств, содействуют ускорению оборачиваемости средств предприятия.[2]

Российские банки очень неохотно идут на кредитование малого бизнеса, считая его очень рискованным. Те программы финансирования, которые все же стали появляться в последнее время, не предполагают вкладывать средства на старте. Предприятие должно проработать, как минимум, полгода и представить убедительные доказательства своей надежности. Естественно, это существенно ограничивает возможности развития малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.