УДК 620.19:629.5.023
В.А. Швецов, О.А. Белов, П.А. Белозёров, О.А. Белавина, В.В. Кирносенко
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА СТАЛЬНЫХ КОРПУСОВ СУДОВ И КОРАБЛЕЙ
Показано, что присутствие на судне (корабле) специально подготовленного оператора позволяет экипажу своевременно выявлять недопустимые отклонения в режиме работы систем электрохимической защиты корпусов кораблей и судов.
Ключевые слова: коррозия стальных корпусов кораблей и судов, электрохимическая защита корпуса судна от коррозии, измерения защитного потенциала корпуса судна, электрод сравнения, методика измерения потенциала стальных корпусов кораблей и судов.
V.A. Shvetsov, О.А. Belov, P.A. Belozyorov, O.A. Belavina, V.V. Kirnosenko
RATIONALE FOR OPERATOR TRAINING FOR MEASURING STEEL HULL POTENTIAL
OF VESSELS AND SHIPS
It is proved that if there is a specially trained operator on the board, crew can diagnose unacceptable deviations in operations of systems of electrochemical hull protection.
Key words: corrosion of steel hulls of ships and vessels, electrochemical protection of the hull against corrosion, measuring the protection potential of the hull, reference electrode, method of measuring the potential of steel hulls of ships and vessels.
DOI: 10.17217/2079-0333-2016-37-19-24
Коррозия стальных корпусов кораблей и судов - одна из главных причин износа судов, снижения их прочности и безопасности [1, 2].
Предупреждение преждевременного износа корпуса судна (корабля) является повседневной задачей экипажа [3, 4].
Для защиты от коррозии на кораблях и судах используют системы электрохимической защиты (катодные и протекторные), которые должны обеспечить необходимый (-0,85 В) защитный потенциал корпуса [5, 6].
Согласно нормативным требованиям (НД) [6], при эксплуатации систем электрохимической защиты необходимо периодически измерять потенциал корпуса судна с помощью переносного милливольтметра и хлорсеребряного электрода сравнения. Однако эти требования на кораблях и судах Камчатского края не выполняются вследствие несовершенства методики измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов. Для решения этой проблемы авторы выполнили научные исследования [7-12], которые позволили разработать новую методику измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов.
Однако отсутствие на судах специально подготовленных операторов не позволяет экипажам использовать на практике результаты исследований [7-16].
Цель настоящей работы - обосновать необходимость подготовки операторов для измерения потенциала стальных корпусов кораблей и судов.
Для достижения поставленной цели были проведены испытания методики [7-16] на пассажирском судне «Василий Завойко». Испытания проводили в период с 12.11.2014 по 16.01.2015 г. Измерения защитного потенциала проводили в шести контрольных точках, установленных по методике [7]. Расположение контрольных точек показано на рис. 1. Результаты измерений защитного потенциала приведены на рис. 2-7.
Рис. 1. Расположение контрольных точек на корпусе судна
и, тВ
Дата
Рис. 2. График зависимости потенциала от времени в точке № 1
и, тВ
Дата
я Й Й ЙЙ йзйззззззззззззззззйзззЭЗЗ ддддд ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗддддддд
й Я й й К 5 3 5 о □ 5 5 и н н н !5 й Я й й Й 3 ё 3 й 3 й 3
Рис. 3. График зависимости потенциала от времени в точке № 2
и, mВ
\
Дата
гг гг Т ГГ о о о о о
^^^^^^гггг^гггггггггггггггггггг^^ьличттт оооооооооооооооооооооооооо
гг Г--
—10000000
•нмт^тщсосло
ОООООООО—I
г^ со сг>
Щ сь о
ГЛ о о ^н
Рис. 4. График зависимости потенциала от времени в точке № 3
и, mВ
Дата
1111111111
гг гг ■ГГтГТГ'ГГТГ'ГГТГ'ГГТГГГГГГГГГ ^Г -гГ гГ гГ ЬЛ 1Л 1Л 1Л
тН -гН ННННННННННННН чНчНчНчНчНчНчНчНчНч—I о о ооооооооооооо ооооооооооо гч см гч гм гч мгчмг^мгммгммгммгммгм^^^^г^^г^с^г^гмг^г^
НтНТНТНТН '^НТНТНТНООООООО
о о о о о
ГП Т '■£> Г--
оооооооо
О О —I
Рис. 5. График зависимости потенциала от времени в точке № 4
и, тВ
Дата
оооооооооооооооооооооооооо
о о о о о о о
оооооооо^н^н^н^н^нгчсчгчгчгчглоо^н
Рис. 6. График зависимости потенциала от времени в точке № 5
и, тВ
Дата
1Л 1Л 1Л Ш 1Л
о о о о о
оооооооооооооооооооооооооо
т ^ 1п а а о. о гг г--- со о-.
оооооооо
—10000000 6 м щ 6 т ^ 1Т1 щ
О О тН тН
Рис. 7. График зависимости потенциала от времени в точке № 6
Из полученных результатов следует, что с 20.11.2014 протекторная защита корпуса судна перестала быть эффективной в контрольных точках 1-4, а с 02.12.2014 в контрольных точках 5, 6. Следовательно, началась интенсивная коррозия корпуса судна, что подтверждалось визуальным наблюдением за корпусом судна.
Таким образом, экипаж судна, в состав которого входит специально подготовленный оператор, может вовремя установить необходимость ремонта системы протекторной защиты корпуса судна. Своевременное выполнение этого ремонта позволит значительно сократить затраты на производство ремонтных работ.
Результаты выполненных исследований позволяют сделать следующий вывод: необходимо срочно организовать подготовку операторов, владеющих предложенной методикой, для измерения потенциала стальных корпусов кораблей и судов.
Литература
1. Марткович А.М. Борьба с коррозией корпуса судна. - М.: Морской транспорт, 1955. -170 с.
2. Зобочев Ю.Е., Солинская Э.В. Защита судов от коррозии и обрастания. - М.: Транспорт, 1984. - 174 с.
3. Максимаджи А.И., Беленький Л.М., Бринер А.С. Оценка технического состояния корпусов морских судов. - Л.: Судостроение, 1982. - 156 с.
4. Коробцов И.М. Техническое обслуживание и ремонт флота. - М.: Транспорт, 1975. -195 с.
5. УлигГ.Т., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. - Л.: Химия, 1989. - 454 с.
6. ГОСТ 9.056-75. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015017 (дата обращения: 13.05.2014).
7. Обоснование снятия ограничений на продолжительность измерений защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / П.А. Белозёров, В.А. Швецов, Д.В. Коростылёв, О.А. Белавина // Вестник Астраханского гос. тех. ун-та. Серия: Морская техника и технология. -2015. - Вып. 2 (май). - С. 7-12.
8. Использование электроугольных изделий при измерении потенциала стальных корпусов кораблей и судов / П.А. Белозёров, В.А. Швецов, В.А. Пахомов, О.А. Белавина // Вестник Астраханского гос. тех. ун-та. Серия: Морская техника и технология. - 2015. - Вып. 1 (февраль). -С. 27-31.
9. Совершенствование методики измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / П.А. Белозёров, В.А. Швецов, А.А. Луценко, О.А. Белавина // Вестник Астраханского гос. тех. ун-та. Серия: Морская техника и технология. - 2014. - Вып. 4 (ноябрь) - С. 7-12.
10. Испытание устройства для проверки правильности показаний хлорсеребряных электродов сравнения / В.А. Швецов, П.А. Белозёров, Н.В. Адельшина, В.В. Кирносенко, О.А. Белавина // Вестник КамчатГТУ. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - Вып. 31. - С. 47-55.
11. Влияние квалификации оператора на результаты измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / В.А. Швецов, П.А. Белозёров, Н.В. Адельшина, О.А. Белавина, О.Е. Петренко, Д.В. Шунькин, В.В. Кирносенко // Вестник КамчатГТУ. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - Вып. 30. - С. 46-54.
12. Обоснование способа выбора контрольных точек для измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / П.А. Белозёров, В.А. Швецов, О.А. Белавина, Д.В. Шунькин, Д.В. Коростылев, В.А. Пахомов, С.А. Малиновский // Вестник КамчатГТУ. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - Вып. 28. - С. 6-11.
13. Белов О.А. Оценка технической готовности системы с учетом влияния человеческого фактора // Вестник КамчатГТУ. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - Вып. 30. - С. 11-16.
14. Белов О.А., Парфенкин А.И. Системная интеграция контроля электрооборудования // Электротехнические и информационные комплексы и системы. - 2014. - Т. 10, № 1. - С. 14-17.
15. Белов О.А. Методология оценки технического состояния электрооборудования при развитии параметрических отказов // Вестник Астраханского гос. тех. ун-та. Серия: Морская техника и технология. - 2015. - № 3 - С. 96-102.
16. Белов О.А. Процесс формирования постепенного отказа в технических системах / Наука, образование, инновации: пути развития: материалы Шестой Всерос. науч.-практ. конф. (21-24 апреля 2015 г.). - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 44-49.
Информация об авторах Information about authors
Швецов Владимир Алексеевич - Камчатский государственный технический университет; 683003, Россия, Петропавловск-Камчатский; доктор химических наук, доцент, профессор кафедры электрооборудования и радиооборудования судов; [email protected]
Shvetsov Vladimir Alekseevich - Kamchatka State Technical University; 683003, Russia, Petropavlovsk-Kamchatskу; Doctor of Chemistry; Associate Professor, Professor of Electrical and Radio Equipment of Ships Chair; [email protected]
Белов Олег Александрович - Камчатский государственный технический университет; 683003, Россия, Петропавловск-Камчатский; кандидат технических наук; заведующий кафедрой электрооборудования и радиооборудования судов; [email protected]
Belov Oleg Aleksandrovich - Kamchatka State Technical University; 683003, Russia, Petropavlovsk-Kamchatskу; Candidate of Technical Sciences; Head of Electrical and Radio Equipment of Ships Chair; be-loff. oa@gmail. com
Белозеров Павел Александрович - Камчатский государственный технический университет; 683003, Россия, Петропавловск-Камчатский; аспирант;
Belozerov Pavel Aleksandrovich - Kamchatka State Technical University; 683003, Russia, Petropavlovsk-Kamchatskу; Postgraduate
Белавина Ольга Александровна - Камчатский государственный технический университет; 683003, Россия, Петропавловск-Камчатский; специалист по научно-технической информации отдела науки и инноваций; [email protected]
Belavina Olga Aleksandrovna - Kamchatka State Technical University; 683003, Russia, Petropavlovsk-Kamchatskу; Specialist in Technical and Scientific Information of Science and Innovation Department; [email protected]
Кирносенко Владимир Владимирович - Камчатский государственный технический университет; 683003, Россия, Петропавловск-Камчатский; аспирант;
Kirnosenko Vladimir Vladimirovich - Kamchatka State Technical University; 683003, Russia, Petropav-lovsk-Kamchatskу; Postgraduate