№ 4 (46), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
17
Эконоимка
і
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
Е.С. СОКОЛОВА,
аспирант, Курганская ГСХА им. Т.С.Мальцева
Ключевые слова: государственная поддержка, соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и обслуживающих отраслей, диспаритет цен, производство молока и молочных продуктов.
Аграрный сектор наиболее подвержен негативным последствиям различного рода факторов нестабильности. Годы реформ, декларировавшихся как рыночные и ведущие к всестороннему прогрессу, на деле ознаменовались резким падением производства и, прежде всего сельскохозяйственного, разрушением его материально-технической базы, инвестиционным и финансовым кризисом в АПК.
Вступление России в рыночную экономику сопровождалось переходом к свободным ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения. Либерализация цен, проводившаяся без предварительной подготовки и применения смягчающих мер на фоне падения платежеспособного спроса населения, не могла обеспечить пропорциональный рост цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию,
потребляемую селом.
В странах с развитой рыночной экономикой тенденции опережающего роста цен на поставляемые ресурсы также имеют место. Однако высокая эффективность сельскохозяйственного производства и значительные субсидии государства помогают им успешно справляться с такой ситуацией.
В последние годы соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, потребляемые сельхозтоваропроизводителями нашей страны, складывалось крайне неблагополучно (рисунок1).
За анализируемый период по промышленной продукции, приобретаемой сельскохозяйственными организациями, максимально возросли цены на строительные материалы - в 2,9 раза, на горючее и смазочные материалы - в 2,6 раза, на топливо - в 2,2 раза. Наименьший рост
цен наблюдался на химические средства защиты растений - в 1,4 раза.
Таким образом становится ясно, что сельское хозяйство отнюдь не является сферой, где оттачивается искусство рыночного хозяйствования, а требует комплексного государственного вмешательства, существенно корректирующего рыночный механизм. Состояние финансирования аграрного сектора является определяющим фактором его экономического и социального развития и благополучия. Система государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий должна способствовать реальному укреплению их экономики и являться стимулом повышения эффективности деятельности, увеличения объемов выпуска аграрной продукции и сокращения уровня затрат на ее производство.
Для определения зависимости эффективности производства и реализации молока от величины дотаций были сгруппированы районы - в зависимости от величины получаемых субсидий.
Очевидна прямо пропорциональная взаимосвязь между объемом поддержки и показателями эффективности производства. А также снижение себестоимости производимой продукции с увеличением получаемых субсидий.
Хорошие показатели наблюдаются в Куртамышском районе, вошедшим в четвертую группу, где уровень рентабельности производства молока составил 120% без субсидий и 149% - с учетом субсидий при самой низкой себестоимости - 316 рублей за центнер. Однако следует отметить, что в некоторых районах процесс субсидирования не решает проблему неэффективного производства молока коренным образом. Так, в Звериноголовском районе, который входит в первую группу, выплачиваемые субсидии не повлияли на уровень рентабельности, а Са-факульевскому и Петуховскому районам вовсе не предоставлялся данный вид поддержки.
Для количественной оценки влияния выделяемых государством субси-
The state support, parity of the prices for production of an agriculture and serving branches, disparity of the prices, manufacture of milk and dairy products.
□ реализованная сельскохозяйственная продукция
□ промышленная продукция, приобретенная сельскохозяйственными организациями
В % К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ
Рисунок 1. Динамика индексов цен на промышленную продукцию, приобретенную сельским хозяйством и реализованную сельскохозяйственную продукцию в Курганской области за 2002-2006 гг.
Таблица 1
Зависимость эффективности производства и реализации молока от величины субсидий в сельскохозяйственных предприятиях Курганской
области в 2006 г.
Г руппа районов по величине субсидий, тыс.руб. Реализовано молока в среднем на хозяйство, ц Себестоимость 1 Ц, руб- Цена реализации 1 ц, руб. Рентабельность без учета субсидий, % Рентабельность с учетом субсидий, %
0-500 210 698 743 7,5 11,5
501-2000 1033 599 709 21,4 34,2
2001-5000 3028 598 751 26,5 42,3
свыше 5000 2514 495 701 50,5 70,1
18
Аграрный вестник Урала
№ 4 (46), 2008 г.
дий на производство молока на уровень рентабельности был применен метод корреляционно-регрессионного анализа. Значение коэффициента множественной регрессии (Р=0,94) подтверждает правильность выбранной формы связи и наличие тесной обусловленности между результативным признаком и факторам влияния. Коэффициент детерминации позволил установить, что характер колебаний рентабельности как обобщающего показателя эффективности производства отрасли на 89% обуславливается государственной поддержкой. Таким образом, изучаемая с помощью регрессионного и корреляционного анализа стохастическая связь между исследуемыми показателями свидетельствует о целесообразности построения регрессионной модели в виде линейной регрессии.
У= 5,87 +0,56х,
где У - рентабельность производства молока, %;
х - уровень государственных субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий, руб.
По данным дисперсионного анализа, уровень значимости не превышает 5%-
го уровня, что говорит о том, что модель статистически надежна и исследуемый признак значим для результата.
Получению положительных результатов и прямой зависимости эффективности производства молока от предоставляемых субсидий во многом способствовала областная Программа «Молоко», действующая в Курганской области с 2002 года, когда Правительством области был взят курс на целевое, программное развитие отраслей животноводства. Начиная данную программу, в области было всего 57 хозяйств, имеющих более 100 коров и обеспечивающих продуктивность более 2000 кг молока от фуражной коровы.
За 2002 год продуктивность коров участников Программы при прочих равных условиях возросла на 783 кг молока, вследствие чего в целом по области продуктивность коров возросла на 502 кг молока и составила 2265 кг.
В 2003 году в Программу вошло уже 102 хозяйства, надаивающих более 2200 кг молока от коров. В 2003 году продуктивность коров по области достигла 2627 кг молока, что на 864 кг больше, чем за 2001 год.
Эконоимка
Несмотря на свою экстремальность по отношению к погодным условиям и состоянию кормовых угодий, 2004 год подтвердил жизнеспособность Программы «Молоко», когда в целом по области получено 2629 кг молока, что даже несколько больше показателя 2003 года, а 109 участников Программы, имея 82% коров общественного стада области, получили 2843 кг молока на корову.
Учитывая положительное влияние программы «Молоко», Департамент сельского хозяйства Курганской области продлил срок существования данной программы до 2010 года.
Таким образом, очевидно, что государственная поддержка, характеризуемая как составная часть системы государственного регулирования экономики, представляющая совокупность особых правовых, финансово-экономических и организационных мер, устанавливаемых государством с целью активного воздействия на развитие отечественного АПК, является необходимым условием эффективного функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области.
Литература
1. Добрынин В.А. Актуальные проблемы экономики агропромышленного комплекса. Учебное пособие. - М.: Изд-во МСХА, 2001. - 402 с.
2. Изменение цен на приобретенную промышленную продукцию и услуги в сельском хозяйстве Курганской области за 2002-2006гг.: Статистический сборник № 111. - Курган, 2007г.
3. Сёмин А.Н., Цибаева М.Л. Экономический механизм хозяйствования: вопросы теории и практики. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2004. - 205с.
4. Постановление от 30 августа 2005 г. № 819 о целевой программе Курганской области «Производство молока в Курганской области на 2006-2010 годы».
СУЩНОСТЬ ПАРИТЕТНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АПК
А.А. ЦИБИРЕВ,
кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента и права,
Курганская ГСХА им. Т.С.Мальцева
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, паритетные экономические отношения, монопольная цена, эквивалентный обмен, механизм регулирования прибыли и цены производства
Как показали исследования, паритетные экономические отношения сельского хозяйства с отраслями и сферами деятельности АПК определяют стабильную хозяйственную деятельность организаций агропромышленного комплекса. Однако данное условие на практике не соблюдается. Объясняется это разнонаправленностью экономических интересов хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса.
По нашему мнению, вытекающему из анализа теории воспроизводства общественного капитала, только рас-
с
ширенное производство сельского хозяйства даёт возможность производителям средств производства, обслуживающим и перерабатывающим предприятиям осуществлять свою деятельность также на расширенной основе. Если, например, сельскохозяйственные организации окупают издержки производства (в составе которых стоимость горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, производственно-технических услуг и т.д.), следовательно, они имеет возможность за счёт полученной прибыли развивать производство. Обслуживаю-
щие организации, после расчета с ними сельскохозяйственных предприятий за оказанные услуги, получат прибыль (т.к. в цене услуги заложена средняя прибыль, сложившаяся в АПК), которая также используется для развития производства на расширенной основе. В противном случае сокращение производства сельскохозяйственной продукции приведёт к снижению спроса на технику, минеральные удобрения, производственно-технические услуги. Следовательно, экономические отно-
Agriculture, parity economic attitudes, monopoly price equivalent exchange, mechanism of regulation of the profit and price of manufacture