Научная статья на тему 'Обоснование методов прогнозирования основных параметров работы речных портов'

Обоснование методов прогнозирования основных параметров работы речных портов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕГИОН / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПАРАМЕТРЫ РАБОТЫ / ПРИБЫЛЬ / ЗАТРАТЫ / КАЧЕСТВО / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ / МЕТОД КОНЕЧНЫХ РАЗНОСТЕЙ / ЭЛАСТИЧНОСТЬ / ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНОЕ СГЛАЖИВАНИЕ / МЕТОД ДЕЛЬФИ / TRANSPORT COMPANY / REGION / PREDICTION / OPERATION FACTORS / PROFIT / COSTS / QUALITY / LABOR PRODUCTIVITY / EXPERT EVALUATION / FINITE DIFFERENCE METHOD / ELASTICITY / EXPONENTIAL SMOOTHING / DELPHI METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горохова Ирина Анатольевна

В данной статье рассмотрены вопросы обоснования методов прогнозирования основных параметров работы речных портов. При этом предлагается использовать, в зависимости от прогнозируемых параметров, методы конечных разностей, экспоненциального сглаживания, расчета эластичности и модифицированный метод Дельфи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the questions of validation of methods of the basic parameters predictions for river ports operation. In dependence of the parameters predicted it is proposed to use the methods of finite differences, exponential smoothing, calculation of elasticity and modified Delphi method.

Текст научной работы на тему «Обоснование методов прогнозирования основных параметров работы речных портов»

ВОДНЫЕ ПУТИ, ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ И ПОРТЫ

УДК 656.625.313 И. А. Горохова

ФБОУ ВПО

«Волжская государственная академия водного транспорта»

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ РЕЧНЫХ ПОРТОВ

VALIDATION OF METHODS OF THE BASIC PARAMETERS PREDICTIONS

FOR RIVER PORTS OPERATION

В данной статье рассмотрены вопросы обоснования методов прогнозирования основных параметров работы речных портов. При этом предлагается использовать, в зависимости от прогнозируемых параметров, методы конечных разностей, экспоненциального сглаживания, расчета эластичности и модифицированный метод Дельфи.

This article is devoted to the questions of validation of methods of the basic parameters predictions for river ports operation. In dependence of the parameters predicted it is proposed to use the methods offinite differences, exponential smoothing, calculation of elasticity and modified Delphi method.

Ключевые слова: транспортное предприятие, регион, прогнозирование, параметры работы, прибыль, затраты, качество, производительность труда, экспертные оценки, метод конечных разностей, эластичность, экспоненциальное сглаживание, метод Дельфи.

Key words: transport company, region, prediction, operation factors, profit, costs, quality, labor productivity, expert evaluation, finite difference method, elasticity, exponential smoothing, Delphi method.

ИРУЗОВЫЕ и пассажирские перевозки имеют большое общественно-социальное значение для народного хозяйства как страны в целом, так и отдельных ее административных единиц — республик, краев, областей. Важное значение как для речного транспорта, так и для народного хозяйства региона имеет проблема качественного прогнозирования основных параметров его работы на перспективу.

Рассмотрим порядок использования методов прогнозирования некоторых технико-экономических показателей работы транспортных предприятий региона на примере ОАО «Нижегородский порт» Нижегородской области.

Намеченные к реализации ОАО «Нижегородский порт» миссия и ее основные цели требуют проведения обоснований перспективных значений их параметров. Обоснования состоят из следующих этапов:

— выбор параметров, перспективное значение которых необходимо обосновать, и подготовка исходных данных;

— разработка методов обоснований;

— проведение расчетов по прогнозированию параметров;

— анализ результатов прогноза и определение перспективного значения параметров;

— установление индикативного уровня намеченных целей.

Для успешного решения задач, предусмотренных к реализации в составе выбранной стратегии управления речным портом, необходимо определить значения параметров, обеспечивающие достижение перспективных целей. К этим параметрам относятся: объем погрузочно-разгрузочных

Выпуск 2

Выпуск 2

работ в тоннах (основная деятельность порта); уровень потребления работников; общая прибыль предприятия от всех видов деятельности; объем реализации услуг в стоимостном выражении (общие доходы от реализации); издержки (расходы) на реализацию; производительность труда; уровень рентабельности.

Кроме перечисленных параметров обоснования, требует внимания параметр среднесписочной численности работающих на предприятии, который участвует в расчете некоторых основных параметров (уровня потребления и производительности труда).

Таким образом, определилась группа параметров, значения которых необходимо определить с помощью прогноза. Первая часть состоит из семи параметров, отражающих основные цели компании.

Вторая часть группы включает параметры, необходимые для определения уровня намеченных целей. Для ОАО «Нижегородский порт» таким показателем является среднесписочная численность работающих.

Первый прогнозируемый показатель — уровень потребления работающих, является функцией, зависящей от следующих параметров: Рпотр = /(ФОТ, ФСР и m) Фонды оплаты труда и социального развития являются, в свою очередь, производными от фонда заработной платы (который учитывается в суммарных эксплуатационных издержках) и чистой прибыли предприятия, а также числа работающих:

ФОТ = /(ФЗП; П ; т£ ФСРр = /П).

Показатель чистой прибыли зависит от общей прибыли, уровня налогообложения и других выплат: Пч = /(п; н). Здесь: Пч — чистая прибыль, По — общая прибыль, Нп — налоги на прибыль; ФЗП — фонд заработной платы.

Таким образом, для определения уровня потребления необходимо выполнить прогноз двух основных параметров: общей прибыли и средней численности работающих. Среднесписочная численность работающих есть величина, производная от общего объема услуг, выражаемого в стоимостном выражении, намеченных к реализации в перспективе: тр = /(Д).

Перспективное значение объема реализованных услуг — До определяется исходя из тенденции его изменения путем прогнозирования, которое осуществляется в три этапа:

1) первый этап — установление тенденции развития показателя на основе имеющейся статистики;

2) второй этап — определение вида уравнения тренда и его параметров;

3) третий этап — прогнозирование значений показателя на необходимое число шагов с учетом индикативного управления.

При использовании, например, индикативного планирования в работе транспортного предприятия подразумевается установление не одного конкретного значения планируемого показателя, а интервала возможных значений. При этом начало и конец интервала определяются по выражениям:

Ш1П - и*/ 2;

тах Д * = Д * + и*/ 2,

оо

где До* — прогнозное значение показателя; и* — ошибка прогноза.

Решение вопросов первого и второго этапов прогнозирования рекомендуется производить с использованием метода конечных разностей. Указанный метод позволяет на основе анализа ряда динамики установить: во-первых, тенденцию развития прогнозируемого показателя в перспективе; во-вторых, параметры уравнения тренда.

Ряд динамики, используемый для анализа, должен включать не менее семи фактических значений исследуемого параметра — До. Например, для условий работы ОАО «Нижегородский порт» имеются значения объема погрузочно-разгрузочных работ по НСМ за последние шесть лет, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Динамика погрузочно-разгрузочных работ

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Е Сред. знач. ст у V у

Уt = А, 4141,3 6572,0 4976,3 2127,4 1743,1 2820,5 22380,6 3730,1 1690,3 0,45

Ау(1) 2430,7 -1595,7 -2848,9 -384,3 1077,4 — -1320,8 -264,16 — —

Ау(2) -4026,4 -1253,2 2464,6 1461,7 — — -1353,3 -338,3 — —

Ау(3) 2773,2 3717,8 -1002,9 — — — 5488,1 1829,3 — —

Где у — объем погрузочно-разгрузочных работ, тыс. т.;

Ау(1) - первые разности исследуемого ряда;

Ау(1) = Уг - Уг _ г у, Уг _ 1 - значения элементов ряда;

Ау(2) — вторые разности;

Ау(2) = Ау® _ Ау _ 1(1);

Ау(3) _ третьи разности;

Ау(3) =Ау/2) _ Ау _ 1(2).

Далее определяются средние значения первых, вторых и третьих разностей — АУ (т).

При АУ (1) ^ 0 трендовое значение элементов ряда аппроксимируется нелинейным уравнением параболы вида: у4 = а0 ± а1 х I ± а2 х ^2, где а0, а1, а2— параметры уравнения;

^ — условный параметр — время, который принимает значение: п п

1 = — т—; п — число элементов ряда.

2 2 ” _ _

При этом должно выполняться условие: '^ti =0; / — признак элемента ряда; / = 1, п.

- (2) ;=1

Если АУ ^ 0, трендовое значение элементов ряда аппроксимируется уравнением прямой линии вида: у{ = а0 ± а1 х (.

В рассматриваемом случае для условий работы ОАО «Нижегородский порт» принимается тренд в виде уравнения прямой линии с параметрами: а0 = У ; а1= У (1).

Следовательно, уравнение будет иметь вид: у{ = У ± АУ (1) х (. Значение условного параметра ^ зависит от вида изменения тренда: для регрессии оно будет отрицательное, для прогноза (прогрессии) — положительное.

Качество выбранного для прогнозирования уравнения тренда определяется значением коэффициента детерминации — Я2, которое рассчитывается по выражению: Я2 =1 - Юи Ю где Юи — дисперсия остатков и, определяемая по формуле Юи = £(и. - иср)2/п;

и. = у. -ут — текущие значения остатков; у. — фактические значения прогнозируемого параметра; ут — теоретические значения параметра, определяемые по выбранному уравнению тренда; Юу — дисперсия имеющихся значений параметра у.

Выбранное для прогнозирования уравнение тренда считается достаточно качественным, если полученное значение коэффициента детерминации Я2 находится на интервале 0,7 < Я2 < 1.

Таким образом, выполняется прогноз объемов погрузочно-разгрузочных работ для условий работы ОАО «Нижегородский порт» с использованием полученного уравнения тренда по методу экспоненциального сглаживания. Данный метод дает хорошие результаты при прогнозировании и постепенно изменяющемся тренде ряда (тренд ряда — закономерность изменения показателей ряда во времени). В рамках индикативного управления значение объема услуг на 2012 г. устанавливается в пределах следующего интервала:

3730,1 - 845,15 < Д * < 3730,1+845,15, или 2884,95 < Д * < 4575,25.

■ ~ ’ ’и ' ' ' ' ’ ’и '

Выпуск 2

Выпуск 2

Здесь и */2 = 845,15, и* — возможная ошибка прогноза, определяется как среднее квадратическое отклонение для фактических значений элементов ряда.

После получения прогнозного значения объемов погрузочно-разгрузочных работ выполняется прогнозирование показателя «Затраты на рубль доходов» в целом по всем видам деятельности с использованием модифицированного метода Дельфи [2].

Метод Дельфи базируется на формировании экспертных оценок группой тщательно отобранных экспертов. Проведение прогнозных исследований осуществляется по следующему алгоритму:

1) создается группа или комиссия опытных и ответственных специалистов для проведения исследования. Из членов группы назначается администратор, который будет организовывать ее работу и анализировать результаты;

2) группа готовит альтернативные варианты анкеты и выбирает из них оптимальный;

3) совместно с руководством компании производится выбор экспертов общим количеством 10-15 чел. (для крупных фирм);

4) апробация и утверждение анкеты. Распространение анкеты среди экспертов (этап 1);

5) сбор ответов экспертов и их анализ. Распространение анкеты среди экспертов для проведения этапа 2;

6) получение ответов экспертов в рамках второго этапа и возвращение анкет экспертам для проведения этапа 3. Сбор ответов экспертов на этапе 3. Анализ результатов этапа 3;

7) подготовка окончательного прогноза.

Ключевым моментом в методе Дельфи является сбор и анализ экспертных оценок по этапам прогноза.

На первом этапе эксперты анонимно отвечают на вопросы анкеты и возвращает ее в административную группу. Группа определяет срединное значение каждого ответа. Срединным значением признается оценка, которая отвечает следующим условиям: она встречается чаще других оценок;

■ ее значение находится примерно посередине значений оценок экспертов, то есть часть экспертов дает значения меньше, а другая часть принимает значения больше этой оценки;

— на основе анализа ответов этапа 1 также определяется интенквартильный размах, формирующий интервал значений оценок, в центре которого находится срединное значение, которое является упорядоченным: выборки случайных величин х1 < х2 < . ..хп. Срединное значение равно срединному случайному числу Х(п+1)/2, если п нечетно, и срединному значению двух последовательных срединных чисел (хп/2 + Хп/2+1)/2, если п четно.

Мт Х < X < тах Х, где X — срединное значение;

и ™ _

тт.Х = -1-------; тахХ = ^-----------,

п т

где 1 — признак оценки, удовлетворяющей условию: X. > X ; 1 = 1, п, . — признак оценки X. < X, ] = 1, т.

Результаты анализа этапа 1 анкетирования (срединные значения и интенквартильный размах) и незаполненные бланки анкет вновь раздаются экспертам с просьбой еще раз ответить на вопросы и указать краткое обоснование прогноза. После получения ответов экспертов по этапу 2 опять определяются срединные значения и интенквартильный размах. Кроме того, готовятся обобщающие обоснования наименьшего и наибольшего прогнозов. Результаты второго этапа также передаются экспертам с обобщающими обоснованиями и чистыми анкетами. Заполненные анкеты на этапе 3 опроса собираются, анализируются и по результатам анализа административной группой формируется окончательный прогноз [3].

------------- I

------------------------ I

Для крупных транспортных компаний рекомендуется выполнять прогноз уровня объемов реализации по отдельным видам основной деятельности. В этом случае объемы реализации услуг определяются по выражению

д;=Е^;, (1)

1=1

7* и 1 . /~1* х

где г — признак вида деятельности; а — прогнозный тариф на услуги /-го вида; и — прогнозный

объем реализации услуг /-го вида в натуральном выражении (т, чел., т/км).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогнозирование объемов реализации услуг в натуральном выражении осуществляется на основе методов конечных разностей и экспоненциального сглаживания, а уровень тарифов прогнозируется с использованием метода экспертных оценок или методом Дельфи. При этом тарифы целесообразно устанавливать в условных денежных единицах или сопоставимых ценах, что значительно повышает качество прогноза. Получив объем реализации по видам услуг в финансовом выражении Д* прогнозируется уровень показателя «Затраты на рубль доходов» также по отдельным видам деятельности — з*г. После этого определяется прогнозное значение себестоимости (затрат) как по видам деятельности, так и в целом по работе транспортной компании:

^ _э|е $ ф _$ ф

Э, = Дог- • зг- ;Э0 = Д0 • з0, (2)

Э* ~* /—

Э о — прогнозное значение себестоимости реализованных услуг по видам деятельности и в целом.

Далее определяются общая (по всем видам деятельности) прибыль и рентабельность предприятия:

П* = Д* - Э* ; 100. (3)

о ^о о ’ О 4 '

о

По идентичным выражениям рассчитываются прогнозные значения прибыли и рентабельности по отдельным видам деятельности.

Рассмотренные выше методы позволяют определить уровень показателей, составляющих стратегические цели компании ОАО «Нижегородский речной порт». Для получения прогнозного значения уровня потребления, характеризующего миссию предприятия, необходимо знать прогноз средней численности работающих, а также фондов потребления и социального развития, формируемых из прибыли. Указанные фонды определяются по выражению

ФП = К • П* ; ФСР = К • П , (4)

1 ч’ 2 ч ’ 4 '

где К1, К2 — средние проценты чистой прибыли, отчисляемые в фонд потребления и социального развития (определяются по статистическим данным за последние пять лет);

П*ч — чистая прибыль предприятия (прогноз);

П*” = П* - Н - П ;

ч о в-'

Н — налоги на прибыль;

Пв — прочие выплаты из прибыли.

После этого прогнозная величина среднесписочной численности работающих рассчитывается через производительность труда и объем производства:

* Д*

™Р=^, (5)

тр

где

Д*п — прогноз объема производства в финансовом выражении, руб.; «а

Р тР — прогнозное значение производительности труда, руб./чел. год.

Объем производства в финансовом эквиваленте рассчитывается по выражению

Д*п = Д*о • Кр , (6)

здесь К — коэффициент, отражающий уровень реализации в объеме производства (принимается средний за последние пять лет) [5].

Выпуск 2

Выпуск 2

В работе водного транспорта необходимо учитывать специфику речных портов: сезонность, большое число выполняемых бизнес-процессов (добыча речного песка, перевозка различных грузов, погрузка, выгрузка и т. д.); иногда участие самих потребителей в выполнении некоторых бизнес-операций. Вследствие этого Кр может принимать различные значения.

1. Для операции «перевозка» Кр = 1, так как производство услуги происходит одновременно с ее потреблением, тем более что натуральной продукцией грузового транспорта являются тонно-километры.

2. При условии, что объем производства превышает реализацию в отчетном периоде с целью получения в следующем за отчетным периодом дополнительной прибыли (за счет разности в тарифах), например при поставках речного песка: Кр > 1;

3. Иногда при поставках речного песка часть бизнес-операций выполняется средствами клиента, тогда Кр < 1 [1].

Прогноз производительности труда выполняется через эластичность этого показателя относительно объемов производства, которая определяется следующим образом:

б/у* х,

ЭЛ =^* -4, (7)

пт <Ьс] у

где у=Р*пт; х = Д*п;

^ — частная производная от регрессии у по переменной х:, х . — значение фактора х на заданном ]-м уровне;

у* — расчетное значение результирующего показателя при заданном уровне факторного признака х

Если уравнение регрессии имеет линейную зависимость типа у = ао + а^, тогда эластичность показателя у определяется по формуле

аг-х]

ЭЛ . =----------------------------------------------— . (8)

. а0+«Г^-

При нелинейной зависимости типа у = ао + а1х. + а2х.2 формула эластичности будет иметь

вид

хАа.+а.х,)

эл.=^и---------(9)

1 а0+ ахх) + а2х].

Коэффициент эластичности ЭЛ. показывает, как изменится результирующий показатель Рпт при изменении факторного признака на 1 %. Следовательно, изменение результирующего показателя можно рассчитать по выражению

АУ = -^--100 (10)

УУ-1

Таким образом, прогнозный уровень производительности труда составит

. р, = р +

пт пт

эл7. (11)

. д» .

Далее рассчитывается прогнозное значение численности работающих по выражению (5) и определяется уровень потребления предприятия.

Кроме прогнозирования уровня установленных параметров транспортной компании, необходимо знать уровень эластичности спроса от тарифа. Причем этот параметр должен отслеживаться отделом маркетинга, как в текущем периоде работы, так и в перспективе. Компания через него может определить прогнозный уровень тарифа при известном спросе.

Расчет эластичности спроса от тарифа рекомендуется осуществлять, используя выражение

Здесь О О — объемы спроса в предшествующий и расчетный периоды времени;

ё, — уровень тарифов в эти периоды.

При ЭЛс > 1 спрос считается эластичным, так как изменение тарифа на 1 % дает более одного процента изменения объемов спроса.

Когда ЭЛс = 1, каждый процент изменения тарифа дает один процент изменения спроса.

При ЭЛс < 1 спрос считается неэластичным, так как один процент изменения тарифа обеспечивает меньше одного процента изменения объема спроса [4].

Особенностью предложенного метода прогнозирования основных экономических параметров работы транспортной компании является ее комплексность и гибкость. Под комплексностью понимается совместное использование различных методов прогнозирования для определения перспективного значения параметров (метод конечных разностей, метод экспоненциального сглаживания, эластичность, метод Дельфи).

Гибкость изложенного метода заключается в универсальности используемых методических положений, что позволяет применять основные из них для прогнозирования не только рассмотренных показателей, но и для любой группы показателей другой направленности. Эти методы можно использовать и в других региональных комплексах сферы услуг и производства. При этом прогнозирование используется как предварительная стадия разработки планов и является дополнительным источником для принятия решений по вопросам развития финансово-хозяйственной деятельности.

1. Пьяных С. М. Экономико-математические методы оптимального планирования работы флота / С. М. Пьяных. — М., 1998.

2. Зюзин В. Л. Исследование систем управления / В. Л. Зюзин. — Н. Новгород: ВГАВТ, 1999.

3. Зюзин В. Л. Организационно-экономические аспекты повышения эффективности управления транспортным комплексом региона: моногр. / В. Л. Зюзин. — Н. Новгород: ВГАВТ, 2010.

4. Бурков В. Н. Модели и методы управления организационными системами / В. Н. Бурков, В. А. Ириков. — М., 1993.

5. Практикум по теории статистики: учеб. пособие / под ред. Р. А. Шмойловой. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 416.

элс =

(С,+1-ф-100.(4+1-4)-100 (С/+1 + ^):2 (й?г+1 + 4):2

(12)

Список литературы

Выпуск 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.