Научная статья на тему 'Обоснование методики силовой подготовки спортсменов в пауэрлифтинге на основе применения индивидуальных тренировочных программ'

Обоснование методики силовой подготовки спортсменов в пауэрлифтинге на основе применения индивидуальных тренировочных программ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
829
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПРОГРАММА / ПАУЭРЛИФТИНГ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пупышев Александр Евгеньевич, Мудренко Николай Александрович

В статье рассматривается вопрос всестороннего изучения личности пауэрлифтера в процессе его подготовки, рациональное решение которого во многом определяет эффективность все его соревновательной деятельности. Все попытки оказать значимое влияние на спортсмена без всестороннего и детального изучения его личности и индивидуализации тренировочного процесса, как подтверждает практический опыт, не приносит желаемого результата. К программе изучения индивидуальных, физических, психологических, анатомо-физиологических особенностей пауэрлифтеров, реализуемых посредством определенных методов и средств, можно отнести и выявление индивидуальных особенностей личности спортсмена к переносимости физической нагрузки в каждом определенном случае, систематически определяя общий объем и интенсивность тренировочной нагрузки, что в значительной степени отразиться на результате развития у него силовых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пупышев Александр Евгеньевич, Мудренко Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of technique of power preparation of sportsmen in powerlifting on the basis of individual training program

The article discusses the comprehensive study of the powerlifter person in the course of his training, a rational decision of which largely determines the effectiveness of all of its competitive activities. All attempts to have a significant impact on the athlete without comprehensive and detailed study of his personality and individualization of the training process, as experience confirms, does not bring the desired result. To the program of study of the individual, physical, psychological, anatomical and physiological characteristics of the powerlifters, realized through the certain methods and tools, the identification of the load tolerance of the individual characteristics of the athlete in each particular case can be attributed, systematically defining the total volume and intensity of training load, which greatly affects the result of his power qualities.

Текст научной работы на тему «Обоснование методики силовой подготовки спортсменов в пауэрлифтинге на основе применения индивидуальных тренировочных программ»

2. Гурский, А.В. Совершенствование технического мастерства на основе модельных характеристик двигательной деятельности / А. В. Гурский, Л. Ф. Кобзева, Л. А. Гурская // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков: материалы II научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам. - Смоленск : СГАФКСиТ, 2010. - С. 70-88.

3. Евстратов, В. Д. Коньковый ход? Не только... / В.Д. Евстратов, П.М. Виролайнен, Г.Б. Чукардин. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - С. 128.

4. Новикова, Н. Б. Особенности техники лыжных ходов на дистанциях спринта : методическое пособие / Н.Б. Новикова. - СПб. : Нестор-История, 2011. - 32 С.

5. Новикова, Н.Б. Особенности техники попеременного двухшажного хода лыжников-гонщиков мировой элиты на длинной дистанции / Н.Б. Новикова, Г.А. Сергеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135) - С. 177-184.

6. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. / Т.И. Раменская. -М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 228 С.

REFERENCES

1. Gursky, A.V. (2016), The pedagogical concept of management of system of motor actions of cross-country skiers, dissertation of doctor of pedagogical sciences, dissertation, St. Petersburg.

2. Gursky, A.V., Kobzeva L. F. and Gurskaya L. A. (2010), "Improvement of technical skill on the basis of model characteristics of motor activity", Actual problems of training of cross-country skiers: collection of II sci.-practical. Conf. for coaches in ski racing, Smolensk, pp. 70-88.

3. Evstratov, V.D., Virolaynen, P.M. and Chukardin, G.B. (1988), Skating technique? Not only..., Physical culture and sport, Moscow.

4. Novikova, N.B. (2011), Features of Skiing Techniques in Sprint Events. Methodical Edition, Nestor History, St. Petersburg.

5. Novikova, N.B. and Sergeev G A. (2016), "Diagonal stride technique features of world's best long distance cross-country skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 177-184.

6. Ramenskaya, T.I. (2001), Special training of the skier. Educational book, SportAkademPress, Moscow.

Контактная информация: kotnb55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2017

УДК 796.882

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ

Александр Евгеньевич Пупышев, преподаватель, Николай Александрович Мудренко, доцент, Дальневосточный юридический институт, г. Хабаровск

Аннотация

В статье рассматривается вопрос всестороннего изучения личности пауэрлифтера в процессе его подготовки, рациональное решение которого во многом определяет эффективность все его соревновательной деятельности. Все попытки оказать значимое влияние на спортсмена без всестороннего и детального изучения его личности и индивидуализации тренировочного процесса, как подтверждает практический опыт, не приносит желаемого результата. К программе изучения индивидуальных, физических, психологических, анатомо-физиологических особенностей пауэрлифте-ров, реализуемых посредством определенных методов и средств, можно отнести и выявление индивидуальных особенностей личности спортсмена к переносимости физической нагрузки в каждом определенном случае, систематически определяя общий объем и интенсивность тренировочной нагрузки, что в значительной степени отразиться на результате развития у него силовых качеств.

Ключевые слова: силовая подготовка, индивидуальная тренировочная программа, пауэр-лифтинг, физическое развитие, психическое развитие, физические качества.

SUBSTANTIATION OF TECHNIQUE OF POWER PREPARATION OF SPORTSMEN IN POWERLIFTING ON THE BASIS OF INDIVIDUAL TRAINING PROGRAM

Alexander Evgenyevich Pupyshev, the teacher, Nikolay Aleksandrovich Mudrenko, the senior lecturer, Far East Law Institute, Khabarovsk

Annotation

The article discusses the comprehensive study of the powerlifter person in the course of his training, a rational decision of which largely determines the effectiveness of all of its competitive activities. All attempts to have a significant impact on the athlete without comprehensive and detailed study of his personality and individualization of the training process, as experience confirms, does not bring the desired result. To the program of study of the individual, physical, psychological, anatomical and physiological characteristics of the powerlifters, realized through the certain methods and tools, the identification of the load tolerance of the individual characteristics of the athlete in each particular case can be attributed, systematically defining the total volume and intensity of training load, which greatly affects the result of his power qualities.

Keywords: strength training, individual training program, powerlifting, physical growth, mental development and physical qualities.

Индивидуализация тренировочного процесса, основывается на индивидуальном потенциале отдельно взятого спортсмена, который включает в себя генетический, биологический, морфологический, физиологический и психологический компоненты, полученные человеком от природы, и развиваемые им в тесном взаимодействии с ней в процессе осуществления саморазвития и самосовершенствования [1]. Процесс развития индивидуального потенциала тесно связан и взаимозависим от нескольких научно-обоснованных факторов, включающие в себя непосредственно возможности человека (т.е. потенциал), условий, при которых осуществляется процесс развития и особенностей характера взаимодействий, происходящих между личной активностью человека и средой его обитания [2].

В теории и практике физического воспитания ранее уже установлен тот факт, что, развитие спортивных достижений подчинено определенным вполне обоснованным закономерностям, то есть индивидуальный потенциал спортсмена приобретает соответствующее спортивное развитие при определенных условиях организации и реализации на практике тренировочного процесса, которое обусловлено не только тренировочными нагрузками, но и уникальным своеобразием личной активности самого спортсмена, как по отношению к самому себе, так и по отношению к окружающей действительности [3].

Основная суть индивидуального подхода проявляется в его основных функциях, среди которых мы можем обозначить [4]:

- диагностическая функция, характеризующаяся, как целенаправленным, так и стихийным изучением всех индивидуальных особенностей спортсмена, в процессе тренировочных занятий в условиях тесного взаимодействия тренера со спортсменом;

- прогностическая функция, осуществляемая в процессе реализации полученных знаний об индивидуальных особенностях спортсмена при прогнозировании динамики силовых способностей спортсмена в процессе спортивного совершенствования;

- функция индивидуального физического развития и роста показателей в развитии силовой подготовленности;

- функция стимулирования, характеризующаяся побуждением к активной спортивной деятельности, направленной на физическое самосовершенствование и развитие силовых способностей;

- профилактическая функция, осуществляемая с целью предупреждения возникновения травм и негативного эффекта перетренированности.

Необходимо отметить, что все выше обозначенные нами функции тесно взаимосвязаны, в своей взаимосвязи, взаимодополняют друг друга. В этой связи, осуществление

качественного подхода в процессе планирования и разработки тренировочной программы занятий, необходимо начинать с «диагностики» особенностей тренируемого спортсмена, выявления характерных черт психологического, физиологического и морфофунк-циональных характера, осуществления планирования, на основе прогнозируемых соревновательных показателей, действий и поступков, направленных самосовершенствование и определения путей рационального педагогического взаимодействия, определение степени осуществления поддержки и стимулирования и т.д. [5].

Цель исследования заключалась в обосновании эффективности методики силовой подготовки пауэрлифтеров различного уровня спортивной квалификации на основе индивидуализации учебно-тренировочного процесса.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе изучения вопроса индивидуализации тренировочного процесса пауэр-лифтера, нами было проведено экспериментальное исследование с целью осуществления экспериментальной проверки эффективности, предложенной нами методики силовой подготовки пауэрлифтеров. Содержательный аспект индивидуального подхода в контексте развития силы включает: проведение детального анализа особенностей тренировочного процесса, динамики физического состояния пауэрлифтеров; значимость использования средств и методов в процессе тренировки; а также анализ мотивационной составляющей спортсмена к самосовершенствованию.

В ходе решения первой задачи исследования было изучено содержание и специфические особенности тренировочного процесса, направленного на развитие силы у пау-эрлифтеров, а также степень возможности гармоничного включения индивидуального подхода к их подготовке.

В процессе решения второй задачи исследования были выявлены педагогические условия, необходимые для качественного практического использования индивидуального подхода в системе подготовки спортсменов-пауэрлифтеров, а также разработана и теоретически обоснована методика использования индивидуального подхода.

На заключительном этапе нами был проведен педагогический эксперимент, определяющего степень эффективности предложенной нами методики применения индивидуального подхода.

Как свидетельствуют результаты, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента, разработанная нами методика использования индивидуального подхода продемонстрировала высокую степень эффективности.

С учётом обозначенных нами положений нами была произведенная оценка результативности педагогического эксперимента. При осуществлении разработки и обосновании применения его критериев и непосредственной оценке полученных в ходе эксперимента результатов, учитывалась качественная сложность применяемой характеристики. Основой, для разработки критериев эффективности проведенной работы служили результаты развития силы у спортсменов-пауэрлифтеров. Степень результативности формирующей работы, которая была осуществлена с пауэрлифтерами, осуществлялась нами по согласно следующим критериям.

1. По критерию отношения и осознания значимости занятий пауэрлифтингом для развития силы и эффективной соревновательной деятельности, учитывались изменения:

- в уровне ответственности за рост результатов в развитии силы и самоорганизацию образа жизни;

- в характере позитивного отношения к тренировочным занятиям, их восприятия как базового компонента необходимого для успешного выступления на соревнованиях и развития силы;

- в осознании индивидуальных путей и средств физического самосовершенствования в ходе тренировочного процесса, в том числе по критерию успешности выступле-

ний на соревнованиях.

2. По критерию реальных достижений в развитии силы, учитывалось стремление выполнять:

- все указания тренера;

- методические основы тренировочного процесса;

- ежедневную физическую зарядку;

- индивидуальные рекомендации по подбору средств методов тренировки и величине физической нагрузки.

С целью получения необходимых сведений по выше обозначенным критериям и ряду показателей, как в экспериментальной, так и в контрольной группах нами были использованы обобщение всех результатов, полученных благодаря использованию следующих методов: анализ полученных от спортсменов ответов об изменениях, происходящих в их организме; обобщение всех полученных в ходе эксперимента объективных показателей физического состояния. Каждый из показателей оценивался отдельно. На заключительном этапе педагогического эксперимента, через год после его начала в процессе реализации индивидуального подхода, проводились контрольные измерения и опросы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Апробация разработанной методики индивидуального подхода проходила в ходе естественного годичного педагогического эксперимента. До начала эксперимента спортсмены экспериментальной и контрольной групп не отличались по уровню развития силы. Текущий контроль над физическим состоянием спортсменов позволил нам проводить текущую коррекцию планируемой тренировочной программы, при этом сохраняя главную стратегическую линию тренировочного процесса.

Тренировка строилась на основе индивидуализации при развитии силы у пауэр-лифтеров, которая предусматривала следующее:

1) разработку для конкретных пауэрлифтеров стратегии тренировочного процесса в зависимости от применяемых методов спортивной тренировки и тактики распределения тренировочных нагрузок с учётом избранного индивидуального направления в развитии силы;

2) реализацию тренировочного процесса, осуществляемую с учетом корректирующих воздействий по оценке параметров развития силы в отдельных упражнениях силового троеборья.

Задачей второй части тренировочного процесса являлось дальнейшее совершенствование силы и формирование оптимального функционального состояния организма спортсменов. Текущий контроль над физическим состоянием спортсменов показал адекватность такого построения тренировочного процесса в конце макро цикла.

Таким образом, параметры развития силы у спортсменов имеют свои индивидуальные характеристики, что в очередной раз доказывает актуальность индивидуального подхода к тренировочному процессу по развитию силы у пауэрлифтеров. Спортсмены ЭГ к концу педагогического эксперимента достигли хорошего устойчивого физического состояния и улучшили личные достижения каждый в отдельных упражнениях силового троеборья.

Тренировочные программы пауэрлифтеров контрольной и экспериментальной групп существенно отличались в подходах по использованию методов спортивной тренировки, соотношением тренировочных нагрузок и распределением тренировочных нагрузок на этапах тренировки в годичном макроцикле. В результате проведенных исследований выявлено, что у спортсменов ЭГ, использовавших при подготовке индивидуальные средства и методы тренировки, прирост в силовом троеборье составил 37,5±2,7 кг (р<0,001). У пауэрлифтеров КГ, использовавших общие методы и средства при подготовке к соревнованиям, достоверного прироста в спортивных результатов не выявлено -

7,5±2,1 кг (р>0,05).

Полученные результаты подтвердило наше предположение о том, что для достижения высоких спортивных результатов у пауэрлифтеров необходимо особое внимание уделять не повышению объема средств специальной подготовки, а развитию ведущих функций организма с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного спортсмена. Таким образом, планирование тренировочного процесса с обязательным учетом выявленного ряда особенностей и возможностей каждого конкретного пауэрлиф-тера, позволило спортсменам экспериментальной группы достигнуть более высокого уровня силовой подготовленности и реализовать его в главных соревнованиях сезона по сравнению с пауэрлифтерам контрольной группы. Это подтверждает достаточно высокую степень эффективности предложенной нами методики использования индивидуального подхода в процессе тренировочных занятий пауэрлифтеров, о чем наглядно свидетельствуют результаты, полученные нами по окончанию педагогического эксперимента (таблица 1).

Таблица 1 - Уровень показателей физического развития спортсменов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента_

№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента Р

1. Сила мышц кисти (кг) ЭГ 68,4±1,5 75,6±1,5 <0,05

КГ 62,1± 1,1 71,0±0,6 <0,05

2. Сила мышц туловища (кг) ЭГ 176,2±4,4 187,6±5,2 <0,05

КГ 173,3±4,1 176,5±2,3

3. Индекс Габса ЭГ 74,4±1,0 81,3±1,4 7 <0,05

КГ 75,3±1,7 76,0±0,3

Анализ приведенных в таблице данных свидетельствует о том, что показатели физического развития спортсменов ЭГ и КГ за период эксперимента имели различные изменения. Например, в экспериментальной группе, по сравнению с экспериментальной группой, показатель индекса Кетле значительно снизился. Это говорит о том, что уровень физической нагрузки для пауэрлифтеров экспериментальной группы оказался более эффективной, нежели для спортсменов, входящих в состав контрольной группы. Снижение значения показателя индекса Кетле в экспериментальной группе и увеличение этого показателя у спортсменов контрольной группы, также наглядно подтверждают это. Также, необходимо отметить значительный рост показателей силы мышц туловища и кисти пау-эрлифтеров ЭГ, по сравнению с рассматриваемыми показателями у спортсменов КГ, где нами отмечен незначительный прирост силы. На наш взгляд, такие значения показателей явились результатом влияния разработанной нами программы, направленной на развитие силовых качеству спортсменов. Сравнительный анализ функционального состояния, приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Уровень показателей физического развития спортсменов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента_

№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента Р

1. ЧСС в покое (уд/мин) ЭГ 71,7±2,2 63,5±1,3 <0,05

КГ 67,8±1,3 67,2±0,7

2. Систолическое АД (мм рт. ст.) ЭГ 122,7±2,0 121,4±1,5 -

КГ 121,5±1,4 119,0±1,5

3. Диастолическое АД (мм рт. ст.) ЭГ 71,5±1,3 68,7±1,1 -

КГ 71,7±1,3 69,1±0,8

4. КЭК(у.ед.) ЭГ 38,5±2,0 33,6±1,2 <0,05

КГ 34,7±1,4 32,8±1,1

5. Проба Штанге (с) ЭГ 63,6±4,1 77,6±3,5 <0,05

КГ 62,8±3,4 66,3±4,2

6. Проба Генча (с) ЭГ 37,8±2,7 40,2±2,8 -

КГ 30,2±2,8 34,3±2,6

№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента Р

7. САН (баллы) ЭГ 144,6±12,8 160,3±13,2 <0,05

КГ 140,3±12,6 128,5±4,8

Таким образом, мы отмечаем у спортсменов ЭГ значительное улучшение результатов в показателях ЧСС, по сравнению с показателями ЧСС спортсменов КГ, такие же изменения произошли в показателях кровяного давления (КЭК). Конечно, эти показатели изменились и у спортсменов, составляющих КГ, однако эти изменения были менее выражены. Странная на первый взгляд негативная динамика, присутствующая в обеих группах в показателях САН, Пробы Штанге и Генча, мы связали это с тем, что обе группы в ходе эксперимента находились в повышенном физическом и психическом напряжении, что могло отразиться на полученных результатах. Итоги, проведенного анализа функционального состояния КГ И ЭГ, также подтвердила эффективность экспериментальной программы развития силы.

Основные показатели уровня развития физических качеств спортсменов, участвующих в педагогическом эксперименте, представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели физической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента_

№ п/п Контрольные упражнения Группа До эксперимента После эксперимента Р

1. Бег на 30м (с) КГ 4,3±0,27 4,2±0,27 >0,05

ЭГ 4,4±0,22 4,0±0,23 >0,05

2. Прыжок в длину с места (м) КГ 3,22±0,71 3,37±0,42 >0,05

ЭГ 3,08±0,73 3,88±0,42 <0,05

3. Приседание со штангой (кг) ЭГ 110,52±7,44 113,28±5,13 >0,05

КГ 110,56±7,45 131,01±4,07 <0,05

4. Жим штанги лежа (кг) КГ 94,12±7,13 97,02±5,15 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ 94,13±6,14 114,86±7,12 <0,05

5. Становая тяга (кг) КГ 152,19±5,55 167,22±5,44 <0,05

ЭГ 151,88±5,68 173,74±7,46 <0,05

Анализируя результаты, полученные в ходе проведения эксперимента, направленные на определение уровня развития основных физических качеств, мы отметили значительные сдвиги в положительную сторону, у пауэрлифтеров ЭГ, по сравнению с показателями спортсменов КГ у которых все показатели подверглись незначительному изменению. Высокие показатели у спортсменов ЭГ можно объяснить специальной направленностью экспериментальной программы, которая направлена на совершенствование именно силовых качеств.

ВЫВОД

Таким образом, согласно практически всем показателям, полученным в ходе практической реализации педагогического эксперимента, позволяют нам сделать, на наш взгляд, вполне обоснованный вывод, о достаточно высокой степени эффективности используемой программы, направленной на развитие силовой подготовленности спортсмена с использованием индивидуального подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, H.A. Экология, здоровье, качество жизни : учебное пособие / Н.А Агаджа-нян., Г.П. Ступаков, И.Б. Ушаков. - Астрахань : АГМА., 1996. - 134 с.

2. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. / Отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков ; АН СССР, Ин-т психологии. - М. : Наука, 1978. - 231 с.

3. Расчетина, С.А. Цели и методы индивидуального подхода в воспитательном процессе : учебное пособие / С.А. Расчетина. - Л. : ЛГПИ, 1990. - 88 с.

4. Семенов, М.В. Особенности реализации индивидуального подхода при блочно-модульном построении процесса физической подготовки в пограничном институте / М.В. Семенов // Межвуз. сб. науч.-метод, статей: Физическая подготовка к военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время. - СПб. : ГЛТА, ВИФК, 2006. - С. 148-155.

5. Скачков, Ю.А. Индивидуальная физическая тренировка спортсменов высокой квалификации в силовых видах спорта на основе научного контроля за состояние опорно-двигательного аппарата : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Скачков. - СПб., 1992. - 13 с.

REFERENCES

1. Agadzhanyan, N.A., Stupakov G.P. and Ushakov, I.B. (1996), Ecology, health, quality of life: manual, publishing house AGMA, Astrakhan.

2. Anokhin, P.K. (1978), Philosophical aspects of the theory of functional system, Science, Moscow.

3. Raschetina, S.A. (1990), Purposes and methods of individual approach in educational process: manual, publishing house LGPI, Leningrad.

4. Semenov, M.V. (2006), "Features of realization of individual approach at block and modular creation of process of physical training at boundary institute", Interhigher education institution, collection articles: Physical training to military professional activity in peace and wartime, GLTA, VIFK, St. Petersburg, pp. 148-155.

5. Skachkov, Yu.A. (1992), Individual physical training of athletes of high qualification in power sports on the basis of scientific control of condition of the musculoskeletal device, dissertation, St: Petersburg.

Контактная информация: pupyshev-1982@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.07.2017

УДК 796.011:379.8

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФИТНЕС-КЛУБОВ

Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург;

Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

Анализ научной литературы показал, что саморазвитие это личностно-ориентированный процесс, направленный на самопреобразование индивида. Степень успешности самопреобразования личности человека обусловлена следующими факторами: социокультурной средой обитания, унаследованными генетическими особенностями и, суммой собственных усилий всех субъектов воспитания и обучения. В нашем случае образовательно-развивающая деятельность фитнес-клубов выступает в качестве базовой педагогической компоненты, обеспечивающей саморазвитие людей пожилого возраста. Сконструирована структурная модель, которая воспроизводит основные базовые принципы организации и функционирования фитнес клубов. При разработке данной модели и ее содержательном наполнении мы руководствовались основными положениями геронтологиче-ского, аксиологического и системно-деятельностного подходов.

Ключевые слова: педагогическая модель, пожилой человек, фитнес-клуб, непрерывное образование, саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.