ценностей. Решая задачу профессионального развития учителя на основе культурологического подхода, необходимо строить вузовскую и послевузовскую подготовку как процесс введения личности педагога.
в контекст общечеловеческой культуры, обретения им способности жить на уровне культуры, воссоздания ее достижений и созидания новых духовных и материальных ценностей.
Литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д,
1999.
2. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина II Йзв. Российской академии образования. 2000. № 3.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
4. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.
5. Бахтин М.У. Собр. соч. Т, 5, М., 1997.
А. И. Загревская
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТКАМИ
СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Томский государственный педагогический университет
Проблема рационализации способов построения учебных занятий физической культурой в вузах всегда интересовала специалистов и решалась в практике с той или иной степенью успешности. Дальнейшая разработка этой проблемы связана с развитием концепции программирования учебных занятий на основе оптимального управления [1, 2).
Но мнению Ю.В. Верхошанского [3], программирование представляет собой упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок: в рамках конкретного времени.
Таким образом, в основе программирования занятий по физической культуре лежит процедура принятия решения по двум направлениям:
- определению общей стратегии подготовки занимающихся;
- выбору оптимального варианта построения тренировочного процесса.
Задача эта весьма сложная из-за большого количества переменных и их значений, отражающих различные сочетания в составе, объеме, продолжительности и организации тренировочных воздействий различной преимущественной направленности. Прежде чем рассмотреть решение этого вопроса более подробно, определим основные рабочие понятия, такие как программирование, организация и управление учебно-тренировочным процессом.
В нашем дальнейшем изложении под программированием понимается предварительное определение стратегии, содержания и форм построения учебно-тренировочнош процесса; под организацией - практическое осуществление его программы с учетом конкретных внешних условий и возможностей занимающихся; под управлением - контроль и регулирование хода учебно-тренировочного процесса по заранее определенным критериям его эффективности [3].
Общая стратегия подготовки студентов специальных медицинских групп (СМГ) на занятиях физической культурой должна исходить из одной глобальной цели - формирования физической культуры личности. Достижение поставленной цели предусматривает решение одной из важнейших задач - укрепление здоровья занимающихся, снижение заболеваемости. Если рассматривать учебные занятия и студентов как управляемый процесс и управляемые объекты этого процесса (системы), то постановка цели перед системой влечет за собой необходимость:
1) формулировки локальных целей, стоящих перед элементами системы и группами элементов;
2) целенаправленного вмешательства в функционирование (строение, создание) системы.
Целенаправленное вмешательство подразумевает пути достижения локальных целей. При модульном строении системы локальные цели выступают как требование к выходам (выходным характеристикам) модулей. Именно продумывание требований на выходе согласовывают модули (элементы систе-
А.И Загревская, Обоснование методики программирования занятий по физической культуре.
мы) так, что состоящая из них система выполняет глобальную цель. Например, мы хотим выполнить локальную цель и зарегистрировать после 4-6 месяцев занятий пульс у занимающихся 70 уд./мин, вместо 80 исходных перед началом оздоровительных занятий. Это и будет одним из требований к системе (организму) на выходе. Таким образом, локальные цели выступают важным регулятором организации частей и элементов в целенаправленную
систему, а их согласование направляет проводимые в системе изменения в единое русло, ведущее к разрешению глобальной цели.
Исходя из этого можно отметить, что учебный процесс со студентами СМГ в первую очередь должен быть организован в соответствии с целевыми задачами в рамках трехлетних занятий физической культурой. По нашему мнению, эти задачи должны выглядеть следующим образом (рис. 1).
Укрепление здоровья
ж
Повышение уровня здоровья Повышение уровня физического состояния занимающихся Поддержание достигнутого уровня
1-й год обучения 2-й год обучения 3-й год обучения
/\ / \ /\
Комплексное воздействие на организм занимающихся Повышение уровня физической подготовленности Комплексное развитие физических качеств Развитие выносливости Развитие выносливости Повышение уровня физической подготовленности
1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр 6-й семестр
Рис. 1. Глобальные и локальные цели на 3-летний период занятий
На наш взгляд, именно такое распределение частных задач является рациональным. Обосновано эго тем, во-первых, что в научно-методической литературе не приводится конкретизации подобных задач во временном аспекте для студентов СМГ, а во-вторых, результатами наших исследований [4], показано, что контингент поступающих на первый курс студентов год от года имеет все более низкие показатели физической подготовленности. Именно поэтому в 1-м семестре и должно основное внимание уделяться комплексному воздействию на организм занимающихся. Комплексное воздействие предусматривает повышение уровня физической работоспособности, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, ликвидацию остаточных явлений после заболеваний, развитие компенсаторных функций, повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды за счет применения широкого круга средств.
Во 2-м семестре основной задачей является развитие общей выносливости.
В 3-м семестре основной задачей физического воспитания студенток СМГ является дальнейшее ком-
плексное развитие двигательных способностей, так как в процессе занятий после завершения первого курса они еще имеют низкие показатели в контрольных упражнениях, В 4-м семестре основное внимание уделяется развитию выносливости, являющейся ведущим качеством и вносящей наибольший вклад в комплексную характеристику физического состояния.
На 3-м году обучения основными задачами является поддержание достигнутого уровня развития физических качеств.
На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах педагогических вузов по всем специальностям в цикле общих гуманитарных предметов предусмотрено выделение 408 ч на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.
Так как для студентов специальной медицинской группы нет утвержденных программ по физическому воспитанию, то для построения учебного процесса нами предлагается примерное распределение часов на освоение трех основных разделов программы по годам обучения (табл. 1).
Таблица 1
Объем учебной нагрузки по физическому воспитанию для студентов СМГ, ч
Содержание занятий Курс Всего
1 2 3
Теоретический раздел 12 16 10 38
Лекции 8 8 16
Теоретические сведения в процессе занятий 4 8 _ 22
Самостоятельное изучение тем + + +
Практический раздел 114 108 114 336
У чебно-тренировочные занятия 96 84 90 270
Методико-практические занятия 18 24 28 70
Контрольно-зачетный, раздел 10 12 12 34
ИТОГО: 136 136 136 408
В связи с поставленными задачами и сеткой часов программируется и план-график содержания
учебных занятий по семестрам (табл. 2).
Таким образом, организация учебных занятий ло физической культуре предусматривает в качестве одного из объектов управления программный материал, согласовывающийся по своему содержанию с целевыми задачами занятий.
Общая задана управления в биологии, медицине, педагогике состоит в достижении необходимого эффекта в управляемых биологических системах. Управление проводят при наличии отклонений биосистемы от нормы. Поэтому следующая задача состоит в выборе оптимального варианта построения занятий по физической культуре со студентками специальной медицинской группы.
Общим для всех видов физических упражнений является выполнение физической работы, которая вызывает определенную напряженность в деятельности. сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В зависимости от величины, характера, длительности и кратности внешних воздействий в организме могут наблюдаться различные последствия. Комплекс таких воздействий и как производное от них состояние занимающихся упорядочиваются в необходимом направлении в результате специализированной двигательной активности, под шторой принято считать тренировочную нагрузку. Ее также выделяют в качестве объекта управления в системе учебно-тренировочных занятий.
При программировании учебных занятий нами учитывались известные принципы обучения, общие для теории и методики физического воспитания. При планировании нагрузки мы исходили из того, что одни и те же по величине тренировочные воздействия не приводят к функциональным сдвигам, так как организм адаптируется к нагрузкам. Поэтому занятия строились нами с учетом трех режимов нагрузки.
- Режим, малой нагрузки...диапазон изменения
пульса от 80-90 до 120 уд./мин. Прирост пульса по сравнению с его данными в покое составляет в среднем 20-25 уд./мин, что равно 10—40 %. Такие нагруз-
ки не обеспечивают в должной мере развивающий
режим. Потребление кислорода составляет .20-30 % от максимума. Нагрузка легкая. Продолжительность работы может достигать 1.5 ч.
- Режим средней нагрузки - от 120 до 140 уд./мин и прирост пульса до 45 уд./мин, или до 70 %. При такой ЧСС обеспечивается развивающий режим, а именно повышение аэробной производительности. Потребление кислорода составляет 30-70 % от максимума. Нагрузка средняя. Продолжительность работы до 1 ч.
- Режим большой нагрузки — пульсовая реакция при этой нагрузке 140 уд./мин и более. Прирост 60 уд./мин, или до 100 %. При такой нагрузке развиваются как аэробные, так и анаэробные возможности организма, «смешанная» зона. Потребление кислорода составляет 80-100 % от максимума. Нагрузка большая. Продолжительность работы до 20-30 мин.
Занятия мы условно разделили на три вида: втягивающее (режим малой нагрузки), развивающее (режим средней нагрузки), модельное (режим большой нагрузки). Эти три вида занятий представляют собой блок, или микроцикл.
При годичном планировании построения занятий в каждом семестре мы исходили из следующего. Первые 2 занятия - лекционные; 3-4-е - тестирование физической подготовленности; 5-7-е занятия проводятся в следующем порядке: втягивающее, развивающее, модельное; 8-10-е (2-й микроцикл) сохраняют свою последовательность, структуру, что и в первом микроцикле. Но нагрузка на каждом занятии на 10 % больше, чем в первом микроцикле.
На последующих 11-13-м занятиях (3-й микро-цикл) нагрузочность занятий также увеличивается на 10 % в каждом занятии по сравнению со 2-м микроциклом, или на 20 % выше, чем в 1-м микроцикле. Эти три микроцикла (с 5-го по 13-е занятие) представляют собой первый цикл.
Второй цикл (с 14-го по 22-е занятие) также объединяет в себя микроциклы, организованные в следующей последовательности: с 14-го по 16-е занятие проходит 4-й микроцикл, с 17-го по 19-е занятие - 5-й мшс-
План-график содержания учебных занятий со студентками СМГ
Содержание занятий Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Неделя
I 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | 17 18
Занятие
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
Лекции + +
Сообщение теоретических сведений + 4- + + + + + + + +
Практические занятия: А я • А ■ • А ■ $ А т • А в • А в • А в • А ■ • А ■ • + +
Упражнения в ходьбе А я * А а А в * А ■ © А а • А в А в • А я е А в » + +
Упражнения в беге • • • • • « • А • •
Общеразвивающие упражнения без предмета я • А ■ • А и • А ■ • А я • А ш • А в • А я • А ■ • + +
Упражнения с набивными мячами я ш т ■ ш ■ в ш ■ +
Упражнения на гимнастической стенке ш ■ в ■ т в в я ■ +
Упражнения с гимнастической скамейкой ш ■ ¡ш Ш ■ т в в я В +
Упражнения в равновесии А А А А А А А А +
Упражнения на внимание А А А А А А А А А +
Упражнения на подвижность в суставах ш • т ф В • ■ ф я • в • в • я • в • +
Упражнения на расслабление А я • А. я • А ш в А т • А ■ 9 А « о А в ф А я • А в • + +
Упражнения ритмической гимнастики • « • ф Ф 9 • • •
Дыхательные упражнения А я • А в • А ш # А в • А в « А в • А в • А я • А в • + +
Упражнения на координацию я А ж А т ж А в в А ф А • А • +
Упражнения лечебной физкультуры А А А А А А А Л. А +
Оздоровительный бег А я • А ш • А л • А ш • А ■ • А в Ф А ■ 9 А я • А в • 4- +
Методико-практические занятия + + + + + + + + + +
Тестирование + + + +
Примечание: А - малая нагрузка: ■ - средняя нагрузка; • - большая нагрузка.
А.И Загревская. Обоснование методики программирования занятий по физической культуре...
рецикл, с 20-го по 22-е занятие - 6-й микроцикл. На 23-м занятии проводится тестирование физической подготовленности студенток.
Третий цикл (занятия с 24-го по 32-е) построен аналогично первым двум циклам. На 33-34-м; занятиях проводится итоговое тестирование физической подготовленности студенток и на 35-м занятии - подведение итогов в форме зачета по физической культуре.
Таким образом, принципиальная схема планирования учебных занятий заключается в постепенном наращивании физической нагрузки в соответствии с целевыми задачами первого семестра.
Важно отметить, что занятия имеют в нашем проведении четыре части (вводную, подготовите льну)®, основную и заключительную). Время, отводимое яа каждую часть, меняется в зависимости от решаемых задач. Например, если во втягивающем занятии время составляет примерно следующие пропорции: вводная - 7 мин, подготовительная - 25 мин, основная -35 мин, заключительная - 8 мин, то в модельном занятии оно имеет следующие пропорции: вводная - 4 мин, подготовительная - 20 мин, основная - 46 мин, заключительная - 5 мин. В модельном занятии в связи с увеличением нагрузки увеличивается продолжительность основной части при сохранении общего времени занятий. Делается это по той причине, что, как известно, эффективнее увеличивать нагрузку на занятиях не за счет повышения интенсивности, а за счет увеличения объема [3,5, 6], в нашем случае - за счет увеличения основной части, где объем нагрузки имеет паи высшую концентрацию.
Аналогичным образом планируются структура занятий и величина нагрузки в последующих семестрах.
При обосновании программирования нагрузки мы исходили из принципа постепенного увеличения нагрузки. В ее основу положен принцип волнообразного увеличения (рис. 2).
Физическая нагрузка за каждый семестр складывается из трех больших волн, трех циклов, состоящих, в свою очередь, из трех микроциклов. Микроцикл, в свою очередь, состоит из трех занятий, объединенных между собой последовательно увеличивающейся нагрузкой (малой, средней, большой).
Первый цикл представляет собой в среднем малую нагрузку, складывающуюся из малой нагрузки 1 -го микроцикла, средней нагрузки 2-го микроцикла и большой нагрузки 3-го микроцикла. Второй и третий циклы имеют аналогичную структуру, что и первый, но нагрузка в этих циклах больше, чем в первом.
Малая нагрузка 1-го микроцикла складывается из волн нагрузок (волнообразной нагрузки) трех занятий с соответствующей малой, средней и большой нагрузкой; 2-й и 3-й микроциклы также имеют аналогичную структуру, что и 1-й. Но во 2-м микроцикле общая нагрузка на 10 % больше, чем в 1-м, ав 3-м - на 20 % больше, чем в 1-м.
Таким образом, основными единицами в данном построении являются занятия с малой, средней и большой нагрузкой. Малая нагрузка занятия - это 50-55 % МПК; средняя - 60-65% МПК; большая -70-75 % МПК.
По завершении 1-го микроцикла, переходя к следующему занятию 2-го микроцикла (восьмому), нагрузка на занимающихся увеличивается на 10 % по отношению к 5-му занятию 1-го микроцикла. Соответственно на занятиях 9 и 10 повышается нагрузка на 10% по сравнению с 6-м и 7-м занятиями.
По завершении 2-го микроцикла, перехода к 11-му занятию 3-го микроцикла, тренировочная нагрузка снова увеличивается на 10 % по отношению к 8-му занятию (или на 20 % по отношению к 5-му). Аналогичное увеличение происходит и на 12-м и 13-м занятиях.
занятие 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
микро- циклы 1 2 3 4 5 б 7 8 9
циклы ! 2 3
Рис. 2. Волнообразное увеличение нагрузки
Е.К. Дворянкипа. Развитие субъектной позиции студентов на факультете педагогической.
Следовательно, в 3-м микроцикле общая нагрузка постепенно увеличилась на 20 % по отношению к 1-му микроциклу и достигла наибольших значений.
Переход ко второму циклу характеризуется тем, что в 4-м микроцикле нагрузка уменьшается на 10 % по отношению к 3-му микроциклу и равна 2-му микроциклу. Затем в 5-м микроцикле она увеличивается на 10 % по отношению к 4-му микроциклу и равна 3-му микроциклу 1-го цикла, т.е. самому наибольшему по величине в 1 -м цикле. И в 6-м микроцикле нагрузка снова увеличивается на 10 % по отношению к 5-му микроциклу.
И в 3-м, завершающем, цикле снова происходит общее увеличение нагрузки на 10 % по отношению ко 2-му циклу. Увеличение аналогично тому, что было во 2-м. За основу 7-го микроцикла берется 5-й микроцикл, а 6-й является основой для 9-го микроцикла.
Отсюда можно заключить, что, разработав основные конспекты занятий № 5, 6, 7, их можно применять практически во всех микроциклах в качестве
основных (модульных), постепенно увеличивая в них нагрузку для занимающихся. Данное положение обосновывается и тем, что целевая направленность всех занятий в первом семестре едина, т.е. если решается задача комплексного воздействия на организм занимающихся, то применяются и практически одинаковые методы и средства воздействия с незначительным их варьированием.
На наш взгляд, положительным моментом здесь является то, что в микроциклах 1 -3 отсутствует концентрированное воздействие на развитие каких-то приоритетных физических качеств, а оказывается комплексное воздействие на организм занимающихся. Именно этот момент и учитывается на наших занятиях посредством продолжительного воздействия одних и тех же средств и методов оздоровительной тренировки. Известно, что положительные функциональные изменения формируются в организме под влиянием физической нагрузки практически только через месяц после начала занятий [7, 8] с использованием одних и тех же средств и методов тренировки.
Литература
1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М., 1985.
2. Хутиев Т.В., Антомонов Ю.Г., Котова А.Б., Пустовойт ОТ. Управление физически« состоянием организма. М., 1991.
3. Верхошанский Ю.В. Теоретико-методические подходы к реализации идеи управления тренировочным процессом II Теор. и практ. физ. культ. 1981. № 4.
4. Загревская А.И. Совершенствование методики занятий по физической культуре у студенток специальной медицинской группы на основе программирования: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. Омск, 2000.
5. Дюк В.А. Компьютерная диагностика. СПб., 1994.
8, Чоговадзе A.B. и др. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем; Учеб. пос. для студ. вузов / Под ред. A.B. Чоговадзе. М., 1988,
7. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. М., 1975,
8. Фомин H.A., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., 1991.
Е.К, Дворянкина
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАТЕМАТИКИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Хабаровский государственный педагогический университет
Говоря о проблемах профессиональной подготовки будущих учителей, о развитии их интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, раскроем часть теоретических и практических вопросов, требующих своего решения в конкретных исследованиях.
До сих пор в практике работы вузовских преподавателей бытует мнение о том, что целью обучения и воспитания в вузе является «передача» студентам знаний по предмету. Причину подобного состояния в
вузовском обучении мы видим в недостаточной профессионально-педагогической подготовке преподавателей вуза. Дело в том, что в системе обучения не «передаются знания», а происходит сложнейший процесс моделирования интеллектуального, духовного и профессионального потенциала студентов для того, чтобы они стали субъектами саморазвития.
Новая образовательная парадигма предполагает моделирование образовательного пространства, где происходит становление гражданина как субъекта