Иванилова М. А. Обоснование механизмов чтения и описание направлений диагностической работы с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470133.htm.
ART 470133 УДК 372.46
Иванилова Марина Андреевна,
магистрант Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск [email protected]
Обоснование механизмов чтения и описание направлений диагностической работы с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы
Аннотация. В статье описывается система заданий по выявлению нарушений чтения у учащихся 2-го класса, позволяющая исследовать сформированность механизмов чтения. Представлено обоснование теоретических положений, с учетом которых выстраивалась диагностическая работа. Определены механизмы чтения, необходимые для успешного овладения навыком чтения. Ключевые слова: нарушения чтения, механизм чтения, учащиеся 2-го класса общеобразовательной школы, теоретические положения, направления диагностической работы.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современное состояние навыка чтения школьников является неудовлетворительным, как для школы, так и для общества в целом. Как у младших, так впоследствии и у старших школьников наблюдается непонимание смысла читаемого текста. Непонимание прочитанного отрицательно сказывается на овладении разными школьными предметами. Многие школьники с трудом воспринимают условия арифметических задач, грамматические правила при однократном чтении.
Поэтому, навык чтения - это основа обучения. И все учащиеся овладевают этим навыком, но на разном уровне. Именно от уровня овладения чтением будет зависеть успешность обучения в целом [1, 2].
Исходя из существующих определений процесса чтения, может сделать вывод о том, что чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в реализации которого участвуют речевые и неречевые функции. В свою очередь, в норме, данные функции обеспечивают становление навыков чтения.
Овладение навыком чтения на начальном этапе возможно при достаточной сформированности следующих механизмов:
- артикуляторно-акустического, языковых обобщений;
- зрительного анализа и синтеза,
- оптико-пространственных представлений,
- слухоречевой памяти.
Поэтому, при выявлении нарушений чтения у учащихся 2 класса необходимо учитывать сформированность механизмов чтения и в соответствие с ними разрабатывать систему заданий, что позволит выявить не только ошибки в чтении, но и определить возможный механизм нарушения.
Методика выявления нарушений чтения разрабатывалась с учетом следующих теоретических положений.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванилова М. А. Обоснование механизмов чтения и описание направлений диагностической работы с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470133.htm.
Положение о взаимосвязи фонематического строя речи и овладения чтением
Исследования отечественных ученых (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, Д. Б. Эль-конин Н. Х. Швачкин и др.) доказали, что достаточно сформированные фонематические процессы являются важнейшим фактором в становлении письменной речи [3].
Фонематический слух позволяет воспринимать и различать звуки речи. Но без достаточной сформированности фонематического слуха становится невозможным овладение звуковым анализом и синтезом. В свою очередь для успешного овладения чтением ребенок должен владеть функциями звукового анализа и синтеза. Недостаточная сформированность фонематического слуха, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, а с другой стороны, усложняет овладение навыками звукового анализа, без чего полноценная письменная речь невозможна. Поэтому недостаточная сфомированность фонематических процессов может вылиться большим количеством стойких ошибок в процессе чтения.
Таким образом, принимая во внимание данное положение, мы считаем необходимым, включить в диагностическую методику обследование фонематической стороны речи.
Положение о роли грамматической стороны речи в формировании
письменной речи
В норме, при формировании грамматического строя речи ребенок должен овладеть сложной системой грамматических закономерностей (А. Н. Гвоздев). Вследствие различных патогенетических причин, затрудняющих овладение грамматическими категориям, у ребенка наблюдается лексико-грамматическое недоразвитие. В основном этот контингент составляют дети с общим недоразвитием речи.
Недостатки грамматической стороны речи обусловлены недоразвитием морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего дети с лексико-грамматическими нарушениями допускают ошибки в употреблении имен существительных в разных падежах, имен прилагательных с существительными единственного и множественного числа, числительных с существительными, глаголов в прошедшем времени с существительными в роде. Все эти ошибки отражаются не только в устной речи, но и в дальнейшем проявляются в аграмматизмах на письме и чтении.
Таким образом, данное положение указывает на необходимость обследования грамматической стороны речи у учащихся 2 класса.
Положение о взаимосвязи пространственных представлений
и письменной речи
Формирование пространственных представлений является сложным процессом, который в норме формируется в течение всего дошкольного возраста. Сначала ребенок учится ориентироваться в пространстве собственного тела, затем формируются представления о предметах, расположенных относительно схемы тела ребенка и только потом формируются представления со словесным обозначением пространства, используемые в речи.
Большую роль в овладении письменной речью детьми школьного возраста играет ориентирование в горизонтальной плоскости, в частности на листе бумаги, владение ребенком понятиями: лево, право, слева, справа, левее, правее и т. п.; владение сложными пространственно-речевыми конструкциями. Это не единственные категории, которыми должен владеть ребенок школьного возраста для успешного овладения письменной речью, но наиболее важные.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванилова М. А. Обоснование механизмов чтения и описание направлений диагностической работы с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470133.htm.
Именно недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, впоследствии у школьников - на развитии навыка чтения и письма.
Таким образом, сформированность пространственных представлений является важной предпосылкой формирования чтения и письма.
Положение о взаимосвязи формирования речи и психических функций.
К высшим психическим функциям относятся память, мышление, восприятие, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в тоже время речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции.
Хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых), слов, предложений, рассказов осуществляется благодаря слухоре-чевой памяти. Ее значение в успешном овладении письменной речью очень велико.
Суть данного вида памяти заключается в том, что на ее основе ребенок может довольно быстро и точно запомнить смысл читаемого текста. Этот смысл он может передать своими словами, причём достаточно точно.
Согласно исследованиям И. Т. Власенко, которые показали некоторое общее снижение в объеме слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи, необходимо сказать о том, что прослеживается также и взаимосвязь уровня слуховой памяти и уровня речевого развития.
Формирование чтения находится в прямой зависимости от уровня сформирован-ности слухоречевой памяти, необходимой для запоминания значимых единиц языка. Поэтому, этим и обусловлена необходимость изучения слухоречевой памяти у учащихся второго класса.
Методика выявления нарушений чтения у учащихся 2 класса в зависимости от механизма нарушения строилась с учетом материалов, представленных в разработках и исследованиях А. Н. Корнева [4], Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой [5], Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахи [6], Л. Н. Ефименковой [7].
Целью данной системы заданий является изучение речевых компонентов чтения, а именно, изучение сформированности механизмов чтения у учащихся 2 классов. Данная система заданий позволяет выяснить какой механизм чтения нарушен и какие трудности испытывает учащийся при чтении. Система заданий рассчитана на обследование чтения у учащихся 2 классов общеобразовательной школы.
Для исследования сформированности механизмов чтения у учащихся 2 класса использовалось три серии экспериментальных заданий.
Задания первой серии направлены на исследование языковых компонентов речи. К языковым компонентам относится исследование фонематической, лексико-грамматической стороны речи.
Здесь используются задания, позволяющие оценить состояние фонематического слуха и возможность словоизменения и построения простых и сложных предложений.
Задания второй серии направлены на исследование когнитивных функций. Сюда относится исследование языкового анализа и синтеза, состояния пространственной ориентировки и речеслуховой памяти.
Данные задания позволяют оценить умение ребенка определять последовательность, количество и место слов в предложении, выделять слоги в словах и осуществлять фонематический анализ и синтез. Также позволяют оценить состояние сомато-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванилова М. А. Обоснование механизмов чтения и описание направлений диагностической работы с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470133.htm.
пространственного восприятия, пространственной организации движений, и состояния оперативной памяти и сукцессивной слухоречевой памяти.
Задания третьей серии направлены на исследование навыка чтения. Здесь оценивается способ, правильность, темп, понимание прочитанного, а также, при ответах на вопросы оценивается связная речь.
При подготовке речевого материала для обследования навыка чтения у учащихся 2 класса мы ориентировались на общие требования к объему текста для чтения, темпу чтения, представленные в разработках Л. А. Ефросининой в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.
Для оценки заданий каждой серии констатирующего эксперимента были выделены уровни сформированности знаний и разработаны критерии оценки на основе рекомендаций В. И. Логиновой.
Первая серия. Исследование языковых компонентов речи.
Задание 1. Повторение деформированных фраз с оппозиционными фонемами.
Цель: исследование способности на слух дифференцировать смыслоразличи-тельные признаки близких фонем.
Инструкция: «Выслушай фразы, которые я тебе скажу. В некоторых из них есть ошибки. Найди эти ошибки и исправь их».
Речевой материал:
Звуки [з] - [с]:
1. Хозяйка сварила зуб.
2. У девочки болел суб.
Звуки [б] - п]:
1. Воду хранили в почке.
2. На цветке сидела папочка.
Звуки [д] - [т]:
1. В этом томе я живу.
2. В конце предложения надо ставить дочку.
Звуки [г] - [к]:
1. Футболисты забили кол.
2. Собака грызла гости.
Звуки [ж] - [ш]:
1. В руке у мальчика воздушный жар.
2. После дождя образовалась большая луша.
Звуки [ш] - [с]:
1. В нашем доме отремонтировали крысу.
2. Я люблю пить томатный шок.
Задание 2. Употребление имен существительных в разных падежах.
Цель: Исследование умения употреблять существительные в разных падежах.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопросы: Что читает девочка? Чем рисует мальчик? Чего не стало на столе? Чего много в корзине? Кому отдает яблоко мальчик? О ком мечтает мальчик?»
Речевой материал:
Картинки: На столе стоит тарелка. Девочка читает книгу. Мальчик рисует карандашом. В корзине лежит много капусты. Мальчик отдает свое яблоко девочке. Мальчик мечтает о собаке.
Задание 3. Согласование имён прилагательных с существительными единственного и множественного числа.
ниегп
issn 2304-120X Иванилова М. А Обоснование механизмов чтения и описание направлений диагностической работы с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470133.htm.
научно-методический электронный журнал
Цель: Исследование умения согласовывать прилагательные с существительными единственного и множественного числа.
Инструкция: «Назови, какого цвета один предмет, а какого цвета много таких предметов».
Речевой материал: Картинки с изображением одного предмета и нескольких таких же предметов.
Предъявленные картинки: шар красный; шары синие; ведро белое; вёдра зелёные; платье желтое; платья розовые; машина чёрная; машины красные; сапог коричневый; сапоги белые.
Задание 4. Употребление числительных с существительными.
Цель: Исследование умения согласовывать числительные с существительными.
Инструкция: «Посчитай, сколько предметов нарисовано на картинке»?
Речевой материал:
Картинки с изображением предметов в количестве пяти штук: 5 карандашей, 5 львов, 5 деревьев, 5 яблок, 5 ложек.
Задание 5. Употребление глаголов прошедшего времени с существительным в роде.
Цель: Исследование умения согласовывать глагол прошедшего времени с существительным в роде.
Инструкция: «На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотри на картинки и догадайся, кто что съел».
Речевой материал:
Предметные картинки: орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки.
Задание 6. Составление простых предложений по картинке.
Цель: Исследование умения составлять простые предложения по картинке.
Речевой материал: Картинка с изображением рисующей девочки.
Инструкция: «Рассмотри картинку и скажи, что ты на ней видишь»?
Задание 7. Составление сложноподчиненного предложения по вопросу.
Цель: Исследование умения составлять сложноподчиненные предложения по вопросу.
Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на вопрос: «Почему у мальчика в руках коньки»?
Речевой материал: картинка с изображением одетого мальчика, а в руках у него коньки.
Задание 8. Составление сложноподчиненного предложения по двум простым.
Цель: Исследование умения составлять сложноподчиненные предложения по двум простым.
Инструкция: «Я скажу тебе два предложения, а ты соедини их так, чтобы получилось одно, целое по смыслу. Например: «Мы не пошли кататься на лыжах. Было очень холодно. Мы не пошли кататься на лыжах, потому что было очень холодно».
Речевой материал:
Предложения: «Я не доделал аппликацию. У меня закончился клей».
Вторая серия. Исследование когнитивных функций.
Задание 1. Анализ предложения на слова.
Цель: оценка умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.
Инструкция: «Прочитай предложения. Определи количество, последовательность и место слов в предложении».
Речевой материал:
ниегп
issn 2304-i20x Иванилова М. А Обоснование механизмов чтения и описание направлений диагностической работы с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470133.htm.
научно-методический электронный журнал
Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.
Задание 2. Слоговой анализ и синтез.
Цель: оценка умения определять количество слогов в слове.
Инструкция: «Я буду называть слова, а ты должен определить количество слогов в этих словах.
Речевой материал: рама, кошка, дом, окно, арбуз, машина, корзина.
Задание 3. Выделение ударных гласных звуков в начале, в середине и конце слова.
Цель: Исследование умения на слух выделять ударные гласные звуки в начале, в середине и конце слова.
Инструкция: «Я буду называть слова, а ты внимательно послушай и назови первый (в середине, конце) звук в этих словах».
Речевой материал:
В начале слова: азбука, уточка, ослик.
В середине слова: мак, сон, лук, стол, куст.
В конце слова: коза, кусты, мячи.
Задание 4. Выделение согласного звука в начале слова.
Цель: Исследование умения выделять согласные звуки в начале слов.
Инструкция: «Я буду называть слова, а ты внимательно послушай и назови первый звук в этих словах».
Речевой материал: крыло, сажа, зеркало, радуга, шапка, санки.
Задание 5. Выделение безударного гласного звука в начале слова.
Цель: Исследование умения выделять безударный согласный звук в начале слова.
Инструкция: «Я буду называть слова, а ты внимательно послушай и назови первый звук в этих словах».
Речевой материал: игра, утенок, огурец, арбуз.
Задание 6. Называние звуков в словах по порядку.
Цель: Исследование умения называть каждый звук в слове по порядку.
Инструкция: «Я буду называть слова, а ты внимательно послушай и назови каждый звук в слове по порядку».
Речевой материал: сок, лак, кошка, карандаш.
Задание 7. Составление слов.
Цель: Исследование умения составлять слова из отдельных звуков.
Инструкция: «Я сейчас буду произносить звуки, а ты должен будешь собрать эти звуки в слово».
Речевой материал:
Ч-а-с, п-ы-л', т'-м-а, п-а-р-к, з-в-у-к, ф-у-т-б-о-л, с-т'-и-х'-и, а-л-ф-а-в'-и-т.
Задание 8. Состояние пространственной ориентировки.
Цель: исследование сохранности сомато-пространственного восприятия, пространственной организации движений.
Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают.
Задание 9. Речевая проба Хеда.
Цель: исследование сохранности сомато-пространственного восприятия, пространственной организации движений.
Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой - за правое ухо, правой рукой - за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
ниегп
issn 2304-120X Иванилова М. А Обоснование механизмов чтения и описание направлений диагностической работы с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470133.htm.
научно-методический электронный журнал
Задание 10. «Повторение чисел».
Цель: исследование сукцессивной слухоречевой памяти и состояния оперативной памяти.
Инструкция: «Я буду называть разные числа, после того, как я их закончу называть, повтори их в точно таком же порядке».
Ребенку предъявляется ряд сначала их трех чисел, затем из четырех, и по возможности из пяти чисел.
После выполнения этого задания дается новая инструкция: «Я буду называть тебе еще несколько чисел, и ты их тоже будешь повторять, но только повторять их нужно в обратном порядке, например: если я скажу 3-1 , то ты должен сказать 1-3».
Числа для прямого счета:
- 2-6-4
- 2-4-1-8
- 8-4-2-3-9
Числа для обратного счета:
- 2-5
- 5-7-4
- 7-2-9-6
Оценка сформированности языковых компонентов и когнитивных функций построена с учетом уровней выполненных заданий:
Высокий уровень (3 балла) - правильное выполнение заданий без повторной инструкции и помощи взрослого.
Средний уровень (2 балла) - правильное выполнение заданий после повторной инструкции или помощи взрослого.
Низкий уровень (1 балл) - имеются затруднения, выполнение заданий возможно только с помощью взрослого
Крайне низкий уровень (0 баллов) - неадекватное выполнение заданий или отказ от выполнения.
Третья серия. Исследования навыка чтения.
Задание 1. Чтение текста.
Цель: оценка сформированности навыка чтения, характера чтения, способа, темпа, понимания прочитанного.
Инструкция: «Прочитай текст в том темпе, в котором тебе будет удобно».
Речевой материал: карточки с текстом «Ёжик» (см. приложение)
Оценка понимания прочитанного текста оценивается по четырехбалльной шкале в соответствии с уровнем выполненных заданий:
Высокий уровень (3 балла) - при выполнении заданий дети не испытывают затруднений, полное понимание прочитанного.
Средний уровень (2 балла) - понимание прочитанного характеризуется хотя бы одной ошибкой или неточностью ответа.
Низкий уровень (1 балл) - искажение фактов, причинно-следственных связей прочитанного, не до конца понимает прочитанное.
Крайне низкий уровень (0 баллов) - невыполнение заданий. Нет понимания прочитанного.
Оценка правильности чтения оценивается по четырехбалльной шкале в соответствии с уровнем выполненных заданий:
Высокий уровень (3 балла) - при выполнении заданий не допущено ни одной ошибки.
Иванилова М. А. Обоснование механизмов чтения и описание направлений диагностической работы с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470133.htm.
уровень (2 балла) - имеются затруднения при выполнении заданий. Отмечается одна или две ошибки при чтении.
Низкий уровень (1 балл) - проявляются типологические ошибки. Крайне низкий уровень (0 баллов) - невыполнение задания. Ребенок не узнает буквы.
Максимальное количество баллов за всю систему заданий - 57. По итогам суммирования баллов выделены уровни сформированности чтения у учащихся первого класса.
Высокий уровень (57 баллов) - правильное выполнение всех заданий. Средний уровень (от 56 до 40 баллов) - невыраженное проявление трудностей в выполнении заданий.
Низкий уровень (от 39 до 20 баллов) - выраженные трудности при выполнении заданий.
Крайне низкий уровень (от 19 баллов и ниже) - невозможность самостоятельно выполнить задания без помощи взрослого.
Таким образом, данная система заданий позволяет выявить не только ошибки в чтении, но и исследовать состояние механизмов чтения. Все задания для диагностики чтения были подобраны в соответствии с главными механизмами, необходимыми для успешного овладения чтением. Такой подход к выявлению нарушений чтения позволяет грамотно и качественно выстроить коррекционную работу с учащимися 2 класса общеобразовательной школы.
Ссылки на источники
1. Ковригина Л. В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства. - Новосибирск, 2006. -С.116-122.
2. Энс О. А., Ковригина Л. В. Особенности усвоения навыка чтения детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи // Детство, открытое миру - Омск: Омский государственный педагогический университет, 2016. - С. 225-227.
3. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей // Логопедия: методическое наследие. - М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. -С.67-69.
4. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 286 с.
5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция - Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. - СПб.: «Детство-Пресс», 2000. - 232.
7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
ISSN 2Э04-120Х
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
Marina Ivanilova,
Graduate of the Institute of childhood, of FGBOU VPO Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk [email protected]
The study of the mechanisms of reading and description of areas of diagnostic work with students of 2 grade of secondary school
Abstract. The article describes the system tasks to the detection of violations of reading at pupils of the 2nd class, which allows to investigate the formation mechanisms of reading. Presents a study of the theoretical provisions, which lined up diagnostic work. The mechanisms of reading required for successful acquisition of reading skills.
Key words: reading, reader, students of class 2 of secondary school, theoretical position, direction diagnostic work.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванилова М. А. Обоснование механизмов чтения и описание направлений диагностической работы с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№ S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470133.htm.
Рекомендовано к публикации:
Ковригиной Л. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 18.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.05.17
Принята к публикации Accepted for publication 22.05.17 Опубликована Published 25.05.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Иванилова М. А., 2017
9772304120173