Научная статья на тему 'Обоснование интегрированной модели «Информатика и иностранный язык» в условиях информационной образовательной среды школы Крайнего Севера'

Обоснование интегрированной модели «Информатика и иностранный язык» в условиях информационной образовательной среды школы Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьяненко Н. Г.

В статье обосновываются вопросы разработки и внедрения интегрированной модели обучения информатике и иностранному языку в условиях информационной образовательной среды школы Крайнего Севера как средства повышения эффективности и качества усвоения учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьяненко Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование интегрированной модели «Информатика и иностранный язык» в условиях информационной образовательной среды школы Крайнего Севера»

Можно говорить о дополнении статической оценки опасности некоторой динамической составляющей оценки, которая, в свою очередь, состоит из ряда составляющих. Все дополнительные динамические составляющие оценки опасности строятся на учете изменений, произошедших в системе по отношению к ее предшествующему состоянию или ряду предшествующих состояний. Изменения могут касаться как состояния системы во временной области (изменение активности элементов и интенсивности информационных взаимодействий, предсказания будущего состояния). Кроме того, динамические составляющие оценки опасности должны отслеживать изменение пространства взаимосвязей элементов системы.

Если оценка уровня безопасности контролируемой системы изменяется достаточно медленно, то возможно предсказание ее значения в ближайшем будущем. При этом снижение интервала времени, как правило, существенно снижает ошибку предсказания. Исходя из наиболее вероятной динамики по-

ведения кривой и качества предсказателя, можно указать некоторый интервал будущего, где предсказания имеют вполне определенную вероятность ошибок первого и второго рода.

Возможность предсказывать ситуацию и заблаговременно реагировать на нежелательные состояния системы на основании полученных оценок является крайне важной частью современных систем безопасности. Во многих случаях важнее предотвратить нежелательную ситуацию, нежели ликвидировать ее последствия.

Вышесказанное говорит о развитии нового направления в рамках разработки СЗИ, а именно — «полицейских» СЗИ.

НОСЫРЕВ Алексей Николаевич, ведущий специалист по информационной безопасности.

Статья поступила в редакцию 16.11.06 г. © Носырев А. Н.

УДК 651.81: 653 83 Н. Г. ЛУКЬЯНЕНКО

Средняя общеобразовательная школа №1, г. Тура, Эвенкийский автономный округ

ОБОСНОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ МОДЕЛИ «ИНФОРМАТИКА И ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

В статье обосновываются вопросы разработки и внедрения интегрированной модели обучения информатике и иностранному языку в условиях информационной образовательной среды школы Крайнего Севера как средства повышения эффективности и качества усвоения учебного материала.

Информационные технологии (ИТ) в системе образования на Крайнем Севере играют все более существенное значение, являясь, с одной стороны, инструментарием для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения, с другой стороны, занимают более активную роль и обеспечивают новые возможности, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. Анализ путей повышения качества обучения в условиях северной школы обозначил факторы, влияющие на образовательный процесс типовой средней школы Крайнего Севера в условиях современной модернизации [1]. Нарушение непрерывности и целостности учебного процесса из-за отсутствия занятий по причине низких темпе-

ратур влечет за собой сокращение годового календарного интервала обучения (до 30 недель, а порой и меньше). В северных школах объем обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, предписанного Министерством образования РФ, необходимо усвоить за более короткое время с соблюдением требований Министерства здравоохранения, учитывая сезонные психофизиологические особенности детей, малокомплектность школ с многонациональным составом, полифункциональность педагога, приводящую к монотомии в образовательном процессе, дистанцированность культурно-образовательных центров. Эти и другие объективные условия и факторы, отрицательно влияющие на успешное прохождение учебного про-; цесса в северной школе, естественным образом ука-

зывают на интеграцию школьных дисциплин, оптимизацию и интенсификацию процесса обучения.

Последние нововведения в школе - профильное образование, Единый государственный экзамен, принятая в России еще в 2000 году Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования — предполагают основным результатом деятельности образовательного учреждения набор ключевых компетенций в интеллектуальной, информационной сферах (в содержании образования должны быть обязательно иностранные языки и информационные технологии) [2]. Инструментарием для решения этих педагогических задач и развития дидактики и методики в северных школах можно назвать ИТ. В условиях информатизации Туринской средней общеобразовательной школы №1 Эвенкийского автономного округа (территория Крайнего Севера), на базе которой проводился педагогический эксперимент, мы определили предпосылки реализации интегрированного обучения — открытое обучение школьным дисциплинам: высококачественное обучение не всегда доступно учащимся таких регионов в силу определенных весомых аргументов, поэтому взамен классической урочной системы необходимы адекватные меры, позволяющие усилить линию индивидуализации интеграции обучения, повысить роль самостоятельной работы; междисциплинарные связи, которые оказывают всестороннее влияние на процесс обучения от постановки целей и задач до непосредственной организации обучения информатике и иностранному языку и результатов процесса обучения; целостное миропонимание и информационное мировоззрение, когда в процессе интегрированного обучения появляются представления об информационных объектах и их преобразовании в языковой практике, в том числе с помощью ИКТ; информационная культура школьника.

Интегрированная модель, внедряемая в ходе эксперимента в типовой северной школе, представляет собой систематизированную форму объединения двух учебных дисциплин. Она позволяет учащимся освоить базовый уровень информатики и иностранного языка, а также углубить и расширить знания этих двух предметов с учетом традиционных принципов и специфических принципов (параллельности, интенсификации с учетом факторов повышения целенаправленности обучения, усиления мотивации учения, повышения информативной емкости содержания образования, оптимизации, индивидуализации обучения) без перерывов в образовательном процессе по причине низких температур, удаленности и отсутствия преподавателя в рамках образовательной системы учреждения.

В нашей модели при объединении двух дисциплин было выделено интегрированное поле, взаимодействуя в котором учащиеся будут повышать свой уровень обучаемости в условиях единой информационной образовательной среды (ЕИОС) [3]. Результатом этого предполагается школьник, способный участвовать в информационной деятельности на иностранном языке, используя информационные технологии (рис. 1). Информационно-образовательную систему мы рассматриваем как единую структуру для общения с человеческим знанием, служащую как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для её передачи, переработки и обогащения.

Существенным фактором интеграции школьных I дисциплин, на наш взгляд, является предъявление к

Целевой компонент

Содержательный

Технологический

Школьник, способный участвовать в информационной деятельности нл внострпнноы языке.

используя информационные н компьютерные технологии

Рис.1. Схема организации интеграции дисциплин через ЕИОС

ним единого комплекса требований качества и условий реализации образовательного процесса, от выполнения которых зависит результат интеграции. Выделили две группы требований: традиционные (методические, психологические, технико-технологические и др.) и специфические (преемственность, адаптивность, интерактивность, реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации).

Идея построения интегрированной модели основана на перекрестном установлении интегративных связей всех компонентов методических систем обучения информатике и иностранному языку (цели, задачи, методы, средства, содержание). Разработанная структурно-функциональная интегрированная модель (рисунок 2) состоит из основных компонентов, которыми являются: целевой, содержательно-структурный, технологический, результативный.

Содержательно-структурный компонент интегрированной модели (рисунок 3) разбит на два блока. Они основаны на материалах (комплекс учебных пособий) двух школьных дисциплин — информатики и иностранного языка (английского) с учетом требований к уровню подготовки выпускников школ, разработанных в соответствии с принятыми учебными программами. Так, например, изучение «Информации и информационных процессов», в частности, средства информатизации, информационные технологии, информационные ресурсы, осуществляется в комплексной системе с обучением языковых и речевых умений, а также изучением предметных тем социально-бытовой, учебно-трудовой сферы.

Технологический компонент (рисунок 4) позволяет за счет разработанных организационных форм обучения (урок-визуализация, компьютерный практикум, е-таП-консультация, аудио-, видеоконференция) в условиях информационной образовательной системы оптимизировать и интенсифицировать процесс реализации содержательного блока модели.

В ходе экспериментального исследования с целью проверки эффективности использования предлагаемой нами модели мы выделили экспериментальные классы и контрольную группу примерно с одинаковым по успеваемости и способностям составом учащихся. В контрольном классе учащиеся изучали иностранный язык и информатику традиционным для массовой российской школы способом, без использования обобщающей интегрированной модели. В первом экспериментальном классе (группа А - 2 года обучения, группа Б - 3 года обучения) учащиеся (24 человека) обучались по интегрированной модели "Информатика и иностранный язык», при которой преподавателем излагался материал программы курса с использованием разработанных приёмов и способов систематизации и обобщения

I

Школьник, способный участвовать в информационной деятельности на иностранном языке, используя информационные и компьютерные технологии

♦ Развивающая

• Обучаюив-образаватальиая

5 * Коишюксирующаяи

а координирующая

Р • Систе матизирующая и

структурирующая

• Стимулирующая

* Интегрирующая

« Доступности

• . Наглядности

• Научности

Открытости

а • Преемственно сти

• Принцип индивидуального подхода к обучающимся в

е условиях коллективной

работы

• Прочности

* Связь с жизнью

• Систе матично сти

* Сознательное ти

ИТ

Совокупность сред:тв и методов определения результативности повышения качества усвоения учебного материала (тесты. Анкеты, опросы, беседы)

Современные педагогические технологии

Компьютерные и информадио нные технологии

V

' урок-визуалнзация он-лайн урок (телеконференция) урок через е-гпаД

Интегрированный курс изучения иностранного

языки и информатики

^ Информатика

^ Иностранный язык

ь

Структуриравакие содержания повышения качества усвоения учебного материала на основе интегративнрсти, преемственности, далостности, единства школьных дисциплин.

комплекс нал цель повышения качества усвоения учебного

материала информатики и иностранного языка -'Рорьшреммил инфармарломно иноязычной холодъпяиагиеыой

Осязательный минимум содержания основ ного общего и среднего (полного) образования по иностранным языкам 4-* Обязательный минимум содержания основ ного общего к среднего (полного) образования по информатике

Требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования

Рис. 2. Обобщенная схема интегрированной модели

ЛИНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Шффтш« пферишомам цчшсс!)

* Инфсргвшоюш» ттепохкн-

* Иифр^ншгоюап рчстрец

СоиНпйнв-бгаоем

«И»

П&ЩфММ КЯНПр»14ИМ

* 1крц((1П1р«1 «руанури » "Пбшчкмортшшшга выяш

язъоотые унеких

Имфо^хиааоххшресдеи теэгялупукчя тан

• НкфСфИЩВЮШ устути

Штдок ► Пои« гофйфтшт

УчМЙЮ-трупм«*

Сощшахиюффкпми

' ИифоДОыПкКМЬХгштОи

Ссщшаяси^льтдаол сфЧ»

Кмфорхоаоюоа с^алт к бив дате

♦ Поганыше гошымерньа

«ТК

♦ СУБДМ5 Ас«зз

♦ Мкамштюни

сфера

Итиптам пмпртмт а лпифвюоип плитою»

• Табличны» щ> ссоры »МЗЕиа!

Е«ре<»№1яи .иыигаюуиыви

ЛИНИЯ ИНОСТРАННЫХЯЗЫКОВ

Рис. 3. Схема технологического компонента интегрированной модели

знаний учащихся. Учащиеся этой группы не имели организованного доступа к информационной образовательной системе школы на период отсутствия занятий по причине низких температур, во внеучеб-ное время. В состав второго экспериментального

класса (группа А — 2 года обучения, группа Б — 3 года обучения) вошли учащиеся (24 человека), подобранные с учетом наличия персонального компьютера в домашних условиях с возможностью выхода в сеть и подключением к ЕИОС средней школы на

0,65

2003-2004

2004-2005

2005-2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф Контрольная группа —ш— Экспериментальный класс 1 (Группа А) Л Экспериментальный класс 2 (Группа А) —•—Экспериментальный класс 1 (ГруппаБ) —♦—Экспериментальный класс 2 (ГруппаБ)

Рис. 4. Динамика повышения коэффициента качества обучаемости за 3 экспериментальных года

1Ьф)рмвтаа

Иностранный язык (английский)

0 Обучаюшеся 2 года ■ Обучакшвся 3 года

□ Обучающиеся 2 года Ш Обучающиеся 3 года

Рис. 5. Суммарные результаты экспериментальных классов по предметам за 2 и 3 года обучения

период эксперимента, с регистрацией электронного почтового ящика для инструкций и консультаций. Обучение этих экспериментальных групп не прерывалось в период «актированных дней» (отсутствие занятий из-за низких температур) и осуществлялось посредством разработанных организационных форм обучения (e-mail-консультация, оп-Ипе-тестирова-ние, аудио-, видеоконференция). Обучение по интегрированной модели проводилось один час в неделю. В школьное расписание был введен урок «И + Я» (информатика и иностранный язык). В течение экспериментального года учащимся предлагались 6 тестовых заданий, в ходе которых в течение 40 минут испытуемый должен был ответить на 30 вопросов, включающих материал изучаемых дисциплин.

Проведя вычисления коэффициента усвоения материала школьником/группой за 3 экспериментальных года методом статистической обработки, предложенным Ю.Н. Александровым, В.В.Евсеевым, А.В. Хряпкиным [4], можно судить об успешном завершении процесса обучения (0,6<К'<0,75 — процесс обучения считать завершенным; К<0,6 — неудовлетворительное завершение процесса обучения). Динамика результатов коэффициента представлена на рисунке 5.

Выделенный нами критерий качества усвоения материала лёг в основу вычисления критерия эффективности использования предлагаемой нами модели обучения. Далее был определен коэффициент эффективности (л) по расчету т) = Кэ/Rs (Кэ — среднее значение Ks экспериментального потока; Кк — среднее значение Ks контрольного потока (при т}>1 доказана эффективность). Коэффициент эффективности использования курса обучения по интегрированной модели превышает единицу в экспериментальных классах (Э2 (группы Б) с коэффи-

циентом п = 1,2142), что указывает на успешность реализации эксперимента.

Суммарные оценочные результаты на выходе по всем экспериментальным классам и двум группам представлены в гистограммах на основании оценочного критерия на рисунке 5 по двум отдельным предметам.

Библиографический список

1. Однолько В.Т., Пак Н.И. Программа информатизации образования Эвенкийского автономного округа: Тез. докл. второй Всеросс. науч.-практ. конф. / В.Т. Однолько, Н.И. Пак. - Воронеж: ВГПУ, 1995. - С. 132-134.

2. Информология, информатика и образование: Справочное пособие/ Под ред. В.А. Извозчикова и И.В.Симоновой. — СПб.: КАРО, 2004. - 304 с.

3. Лукьяненко Н.Г. Некоторые результаты создания единой информационной образовательной системы Эвенкийского автономного округа// Инновации в науке и образова-нии-2004: Матер, междунар. научн. конф. - Калининград: Изд-во УПО КГТУ Калининград (обл.), 2004. - С.185-186.

4. Александров Ю.Н., Евсеев В.В., Хряпкин A.B. Оценка уровня усвоения учебного материала в системах ДО //Образование и виртуальность. - 2003. — Вып. 7 / Под общ. ред. В.А. Гребенюка, В.В. Семенца. — Харьков-Ялта: УАДО, ХНУРЭ, 2003 - С. 321-325.

ЛУКЬЯНЕНКО Наталья Геннадьевна, аспирант кафедры информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Статья поступила в редакцию 01.12.06 г. © Лукьяненко Н. Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.