месторождения в результате осушения карьеров водопонижающими скважинами структура водных потоков стала центростремительной. Суммарная производительность водопонижающих скважин изменялась от 200 до 1000 м.куб/ч (среднегодовые объемы). Качество дренажных вод соответствует ГОСТу для питьевого водоснабжения. Эксплуатационные запасы были утверждены ГКЗ в 1978 г., и после отработки руд силикатного никеля месторождение продолжает действовать как источник питьевой воды для города. Повышение уровня карьерных вод увеличивает риск деградации качества подземных вод. Система пользования водными ресурсами должна содержать элементы частичного управления контуром водных потоков в пределах Липовской ГТС с внедрением эффективной системы мониторинга качества всех видов вод (поверхностных, верховодки, вод рыхлых отложений, трещинных вод и пр.).
2. Эффективное использование минеральных ресурсов. Речь идет прежде всего о восстановлении Шерловой копи, которое возможно при совмещении отработки отвалов как носителей комплексных ресурсов (глины, мрамора, охры) с частичным использованием мраморов для производства облицовочной плитки.
3. Создание действующей структуры геологического парка как эмпирической базы для исследовательских программ (Минералогия и геохимия кор выветривания. Геохимический баланс при гипергенезе серпентинитов. Проблемы рудного карста. Минерагения мраморов и др.).
4. Ландшафтно-парковая рекультивация с обустройством троп, мест приюта, точек обзора, источников питьевой воды и пр.
5. Сбор и реализация научных тематических минералогических и минерагенических коллекций и эталонов.
6. Исследование склоновых процессов.
7. Включение геологического парка в .систему регионального научного, просветительского и коммерческого туризма.
8. Организация Музея истории и природы в с.Липовском.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волков С.Н., Емлин Э.Ф., Кецко О.Г. Город Реж и его окрестности: природа, техника, человек.-Реж-Екатеринбург, 1992. - 149 с.
2. Оношко М.П. Азот и его минеральные формы в ландшафтах Белоруссии. - Минск, 1990. - 174 с.
УДК 658.15.556.3
М.Н.Игнатьева, В.Г.Жуков, В.Л.Макаров
ОБОСНОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТАВОК ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРАВО НА ДОБЫЧУ ПОДЗЕМНЫХ ВОД
В соответствии с законом РФ «О недрах» [3] с 1992 года в Российской Федерации вводится система платности недропользования. Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий. Решение вопросов платности недр в части подземных вод относится к компетенции местных органов власти. Законодательно утвержденный порядок предоставления в пользование недр предусматривает разработку методических рекомендаций по определению размера индивидуальных ставок платежей за право пользования недрами на уровне субъекта Федерации и самостоятельный расчет ставок в соответствии с этими рекомендациями для конкретных месторождений полезных ископаемых на уровне города, района.
В настоящей статье изложены результаты исследований по методическому обоснованию и определению ставок платежей за право на добычу пресных подземных вод в пределах Свердловской области.
За исходную базу разработок приняты нормативные документы и законодательные акты [3,4,7,8,9], в которых даны общие рекомендации по определению платежей и их нормообразующих факторов. Окончательный выбор факторов и дифференциация платежей произведены на основе анализа существующего положения дел в области водопотребления и проведения геологоразведочных работ на подземные воды (материалы банка данных по Государственному учету подземных вод и их использованию Уралгеолкома, статистическая отчетность по форме 2ТП «Водхоз», результаты обследования ряда крупных водопользователей подземных вод на территории Свердловской области).
В соответствии с Положением ... [3] размер предельного уровня регулярных платежей за право на добычу пресных подземных вод установлен в размере от двух до восьми процентов от стоимости добытых вод. При этом стоимость добытых подземных вод рекомендуется исчислять по ценам их реализации без учета налога на добавленную стоимость. В случаях, когда реализация пресных подземных вод осуществляется пользователем недр для собственных нужд и их цена не установлена, последняя может приниматься либо по себестоимости добычи с учетом нормативной прибыли, либо как отпускная цена воды в водозаборах централизованного водоснабжения, находящихся в аналогичных гидрогеологических и водохозяйственных условиях [7].
Субъекты Российской Федерации могут устанавливать конкретные размеры платежей в указанном диапазоне для каждого месторождения (участка) в зависимости от факторов, их определяющих.
Законом РФ «О недрах» [3, ст.41] в число учитываемых факторов при определении размера индивидуальных платежей рекомендуется вводит« «... вид полезного ископаемого, количество и качество его запасов, природно-географические, горно-технические и экономические условия освоения и разработки, степень риска». Позднее в Положении... [9] перечень факторов повторяется, при этом уточняются лишь экономические условия, отражением которых признается рентабельность разработки месторождения.
Проектом Методических рекомендаций... Комитета РФ по геологии и использованию недр [7] рекомендуется учитывать факторы, отражающие ряд специфических особенностей использования подземных вод: качество подземных вод и необходимость водоподготовки; условия эксплуатации и охраны окружающей среды; целевое назначение подземных вод (в т.ч. их добыча для коммерческой реализации); дефицитность ресурсов подземных вод.
Считаем, что выбор факторов, формирующих ставку налога, в первую очередь определяется назначением данного вида налога. Норматив платы за право пользования недрами по своему содержанию представляет реализацию экономических прав собственника природных ресурсов, расположенных на его территории. Собственник получает доход в виде рентных платежей. Экономическая рента - это цена, уплачиваемая за использование природных ресурсов,'количество которых ограничено. Цена любого вида ресурса в условиях рынка зависит от спроса и предложения на данный ресурс. Фиксированный характер предложения месторождений (участков) подземных вод означает, что спрос выступает главным действенным фактором, определяющим общую величину ренты.
Анализ характера рентных платежей применительно к специфике водных ресурсов позволяет выделить следующие основные группы факторов, обусловливающих их величину:
группа факторов, отражающих исключительно природные характеристики ресурса* в соответствии с ними различия в экономических условиях его добычи;
дефицитность водных ресурсов в пределах территории-собственника - как синтетический фактор, отражающий соотношение природных возможностей в предложении ресурсов подземных вод и потребности в них на данной территории;
спрос на ресурсы подземных вод с точки зрения водопользователей.
Природная характеристика ресурсов подземных вод на конкретном объекте добычи представляет собой совокупность показателей, предопределяющих масштабы и условия эксплуатации месторождения. Эта группа факторов включает важнейшие природно-геологические данные о месторождении подземных вод: количество и качество запасов; факторы восполняемости запасов (естественные или искусственные); условия эксплуатации подземных вод и охраны окружающей среды и др. Чем благоприятнее природная характеристика ресурса, тем выше доход от его использования, и тем, следовательно, выше должен быть размер рентных платежей. Существенным природно-географическим фактором, определяющим ренту, является местоположение водных объектов относительно их потребителей. Чем ближе месторождение (участок) подземных вод к водопользователю, тем ценнее ресурс.
Фактор «дефицитности» характеризует соотношение потребности в воде, исходя из норм водопот-ребления и наличия ресурсов подземных вод на данной территории. Чем выше дефицитность природного ресурса, тем выше должен быть стартовый размер платы за его использование.
Спрос на ресурсы подземных вод определяется количеством заинтересованных водопотребителей и устанавливается в процессе конкурсов, аукционов.
В результате выполненных исследований конкретизацию стартового размера регулярных платежей за право на добычу подземных вод предлагается осущеставлять с помощью следующих факторов: размера объекта по количеству запасов подземных вод; качества воды; удаленности объекта от водопользователя; дефицитности ресурсов подземных вод на данной территории.
Из факторов, характеризующих природно-геологические условия месторождения подземных вод, выбраны два наиболее существенных: размер объектам количеству запасов и качество воды Остальные факторы данной группы в той или иной мере определяют количество или качество воды и в связи с этим признаны малозначимыми.
В соответствии с Инструкцией... [5] в отечественной практике выделяют пять групп месторождений
пресных подземных вод по крупности:
/группа - месторождения (участки) подземных вод с запасами более 300 тыс.куб.метров в сутки;
IIгруппа - объекты с запасами подземных вод от 200 до 300 тыс.куб.м. в сут.;
III группа - объекты с запасами подземных вод от 100 до 200 тыс.куб.м. в сут.;
IVгруппа - объекты с запасами подземных вод от 30 до 100 тыс.куб.м. в сут.;
Vгруппа - объекты с запасами до 30 тыс.куб.м. в сут.
Подавляющее большинство месторождений подземных вод Свердловской области относятся к V группе принятой классификации. В связи с этим, а также учитывая ранее выполненные исследования в этом направлении [2,6], считаем целесообразным более дробно дифференцировать последнюю группу. В итоге классификация дополнится следующими группами:
Vгруппа - объекты с запасами подземных вод от 10 до 30 тыс.куб.м. в сут.;
VI группа - объекты с запасами подземных вод от 3 до 10 тыс.куб.м. в сут.;
VII группа - объекты с запасами до 3 тыс.куб.м. в сут.
Качество подземных вод предлагается оценивать по четырем группам. Первые три группы выделены в соответствии с ГОСТ-2761-84 [1] по 3 классам качества объектов, пригодных для хозяйственно-питьевого водоснабжения. К IV группе отнесена вода, качество которой позволяет использовать ее в любом случае только для технических целей. Таким образом, в целях дифференциации платежей предлагается выделять следующие группы воды по качеству:
/группа- вода по своим показателям соответствует I классу качества по ГОСТ-2761-84 и не требует обработки для доведения ее до показателей ГОСТ-2874-82;
II группа- вода также соответствует! классу качества по ГОСТ-2761-84, но требует обеззараживания;
IIIгруппа - вода соответствует 2-3 классу качества по ГОСТ-2761-84; при подаче потребителю для
доведения ее качества до требований ГОСТ 2874-82 необходима водоподготовка (обеззараживание, обезжелезивание и деманганация;
IVгруппа - вода по качеству не пригодна для хозяйственно-питьевого водоснабжения (независимо от водоподготовки) и может использоваться только для технических целей.
Важным фактором природно-географического характера является удаленность точек водоотбора (водозабора) от потребителя. Данный фактор является одним из решающих при технико-экномическом обосновании выбора источника водоснабжения и существенно зависит от объема водопотребления. Для обоснования критериев классификации водных объектов по данному фактору был изучен и проанализирован достаточно большой статистический материал (205 водопользователей) и выявлены пределы удаленности объектов в зависимости от их размеров, что позволило выделить три группы объектов (/ группа - малая удаленность, И группа - средняя удаленность, /// группа - большая удаленность).
Фактор «дефицитности ресурса» предусматривает классификацию административных районов Свердловской области по степени дефицитности подземных вод. Оценка обеспеченности территорий области эксплуатационными ресурсами и запасами за счет подземных вод в настоящий момент затруднена в результате разрозненности имеющихся материалов и требует проведения специальных исследований. По материалам Уралгеолкома с привлечением данных института «Уралводоканалпроект» и местных органов власти была произведена укрупненная оценка возможности покрытия расчетного водопотребления административных единиц области на 2005-2010 гг. подземными водами, которая позволила получить усредненные данные дефицита водопотребления по отдельным районам. Статистическим методом (по коэффициенту вариации) выделены:
I - районы с большим дефицитом подземных вод- потребность в воде полностью не обеспечена или обеспечена не более чем на 60% разведанными эксплуатационными запасами или прогнозными эксплуатационными ресурсами подземных вод;
И - районы со средним дефицитом подземных вод - потребность в воде обеспечена эксплуатационными запасами и прогнозными ресурсами подземных вод в пределах от 60 до 90%;
III - районы с низким дефицитом подземных вод - потребность в воде обеспечивается полностью или более чем на 90% за счет разведанных эксплуатационных запасов или прогнозных эксплуатационных ресурсов подземных вод.
Предлагаемые ставки платежей за право на добычу пресных подземных вод, дифференцированные по выбранным факторам, приведены в таблице. Следует отметить, что диапазон изменения ставок принят в пределах норм, рекомендованных Положением... [9]. Учитывая более высокую дефицитность подземных вод в Свердловской области по сравнению со средними показателями по России, размер ставок платежей по этому фактору смещен в сторону увеличения.
Значимость воздействия факторов на формирование размера платежа учитывается коэффициентами весомости, которые определены на основе экспертных оценок.
Ставки платежей за право на добычу пресных подземных вод в пределах Свердловской области
Нормообразующие Коэффициент Группа районов Ставки платежей
факторы весомости или объектов в % от стоимости
добытых подз.вод
1. Размер объекта I 8.0
по количеству . i! 6.5
запасов Ill 5.0
0.2' IV 3.5
V 3.0
VI 2.5
VII 2.0
2. Качество I 8.0
отбираемой воды 0.4 II 6.0
• III 4.0
IV 2.0
3. Удаленность • I 8.0
объекта от 0.2 II 5.0 '
водопотребителя III 2.0
4. Дефицитность I 8.0
водных 0.2 II 6.0
ресурсов III 4.0
Размер ставки платежа по конкретному объекту (Н) определяется путем суммирования ставок по факторам (н1, н2, нЗ, н4) с учетом коэффициента весомости:
Н = н 1*0.2 + н2*0.4+ нЗ*0.2 + н4*0.2.
Конечная ставка платы за право добычи подземных вод устанавливается по результатам конкурсов и аукционов и полностью будет определяться спросом на данный природный ресурс.
Таким образом, общая величина ренты определяется как природной характеристикой ресурса (стартовая величина), так зависит и от конъюнктуры рынка (конечная величина).
В заключение отметим следующие соображения относительно введения платности недропользования в части подземных вод:
Во-первых, многие водозаборы, особенно мелкие, не оборудованы водомерными устройствами. Это, естественно, вызовет определенные затруднения при определении размера платежей и потребует дополнительного, более тщательного контроля за водоотбором.
Во-вторых, вызывает сомнение целесообразность включения регулярных платежей за право на добычу подземных вод в себестоимость добычи. Цены на воду, в отличие от многих других видов минерального сырья, формируются практически всегда в условиях монопольного предложения предприятиями-водопользователями (владельцами водозаборов) на основе фактической себестомости. Поэтому включение платежей в издержки добычи будет вызывать неуклонный рост цен на воду, что в итоге ляжет на плечи конечных водопотребителей. Для предотвращения этого возможно два варианта мероприятий:
либо изменение порядка отнесения платежей на себестоимость добычи (в этом случае предлагается производить платежи за право на добычу подземных вод за счет не облагаемой налогом прибыли);
либо введение системы государственного порайонного регулирования цен на подземные водные ресурсы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ 2761-84. Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора.
2. Жуков В. Г. Анализ эффективности поисково-разведочных работ на пресные подземные воды Урала //Управление горным производством. Вып. 3: Межвуз. науч. тема т. сб. - Свердловск: Изд.СГИ, 1984. - С. 52-56.
«
3. Закон Российской Федерации «О недрах». Постановление ВС РФ, N2396-1 от 21.02.1992.
4. Инструкция по применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами к участкам недр, представляемым для добычи подземных вод. - М.: Роскомнедра, 1993.
5. Инструкция о порядке применения положения «О государственных денежных вознаграждениях за открытие новых месторождений полезных ископаемых, имеющих промышленное значение». - М.: Мингео СССР, 1971.
6. Макарова C.B., Жуков В. Г. Оценка эффективности геологоразведочных работ на подземные воды Урала //Техника и технология бурения разведочных скважин. Вып.7: Межвуз.научн.темат.сб. -Свердловск: Изд. СГИ\ 1984. - С. 25-31.
7. Методические рекомендации по определению размеров платежей за право пользования недрами для добычи подземных вод. Проект. - М.: Роскомнедра, 1993.
8. Положение о порядке лицензирования пользования недрами. Постановление ВС РФ, N3314-1 от 15.07.1992.
9. Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна. Постановление Правительства РФ, N828 от 29.10.1992.