развивать и развиваться вместе со своим ребенком совместно с опытными педагогами в процессе творческой деятельности.
Литература
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. 1973. Издательство «Радянська школа». С. 145.
2. Сухомлинский В. А. О воспитании, 1982. Издательство: «Издательство политической литературы». С. 270.
3. Стефанкова Е. А. Взаимодействие с родителями в условиях коррекционной школы VIII вида: Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]: nsportal.ru. URL: http ://nsportal. ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/07/30/vzaimodeystvie -s-roditelyami-v-usloviyah-0 (дата обращения 30.07.2016).
Justification and a choice of pedagogical technologies of industrial training
Otabayev I. (Republic of Uzbekistan) Обоснование и выбор педагогических технологий производственного
обучения
Отабаев И. А. (Республика Узбекистан)
Отабаев Искандар Абдуганиевич / Otabayev Iskandar - самостоятельный соискатель, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров, Система среднего специального профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье проведено теоретическое обоснование выбора педагогических технологий профессионального обучения и доказана эффективность их использования в учебном процессе.
Abstract: in this article a theoretical rationale for the choice of pedagogical training technologies and proven effectiveness of their use in the educational process.
Ключевые слова: педагогическая технология, технология обучения, образовательные технологии, содержание обучения, современная педагогическая технология, модульная технология, модульная рабочая программа.
Keywords: pedagogical technology, education technology, educational technology, learning content, modern educational technology, modular technology, modular working program.
С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (например, промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами. Качественные изменения, возникающие при этом, свидетельствуют о том, что привычные процессы «научения» уже не укладываются в рамки традиционных методик и средств обучения, а также индивидуальных способностей преподавателя. Появляются новые методики, которые становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него определенную специфику. Такой подход позволяет говорить о своеобразии педагогической технологии. Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности [6].
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации: «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» стали использоваться в педагогической литературе и получили множество (более трехсот) формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса [8].
Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом» [6].
Современным педагогическим технологиям присущи следующие отличительные черты:
• педагогическая технология должна основываться на научной концепции усвоения опыта, научном обосновании процесса достижения учебных целей;
• педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность;
• педагогическая технология напрямую связана с образовательным процессом.
В структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала);
в) описание технологического процесса (процессуальная часть): организация учебного процесса; деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала; методы и формы работы преподавателя; диагностика учебного процесса [1].
В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Содержание образования, являясь сущностной частью образовательной технологии, во многом определяет и ее процессуальную часть (совокупность методов и средств). При изменении содержания образования в конкретной предметной области, как правило, изменяются цели обучения, а изменение целей обучения влечет за собой изменение методик, технологий образования. Многообразие технологий обучения связано, в первую очередь, с изменением целей обучения, с попыткой максимально эффективно достичь ранее поставленных целей.
Выбор технологии преподавания осуществляется на основе личных педагогических убеждений преподавателя, а технология обучения составляет индивидуальный стиль его педагогической деятельности. Однако технологии, ориентированные на достижение определенных целей, отдающие предпочтение тем или иным формам, методам и средствам обучения, обеспечивающим высокую эффективность достижения этих целей, могут выступать и как самостоятельные дидактические системы. Некоторые из них получили общепринятое название, например, программированное обучение, проблемное обучение, контекстное обучение и т. д. [6].
Л. Г. Семушина в своих исследованиях указывает, что при разработке или выборе технологии обучения необходимо учитывать следующие основополагающие факторы:
• приоритетность целей образования;
• специфика содержания обучения (учебного материала);
• уровень развития технической оснащенности учебного процесса;
• состав студентов (их уровни развития и подготовленности; мотивация учебной деятельности и направленности интересов, количество обучающихся, их возраста и т. п.) [7].
Современная педагогическая технология обучения представляет собой системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизведения процесса обучения. Следовательно, технология обучения - это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, общедидактические подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций, направленных на достижение высоких результатов в обучении. На наш взгляд, одним из оптимальных вариантов сочетания этих требований является педагогическая технология модульного обучения [2, 4, 9].
Модульная технология обучения возникла в 60-е годы ХХ столетия в США. В основе этой технологии лежит идея смешанного программирования, совмещенная с идеей блочной подачи содержательной учебной информации (блоки, дозы, мини-курсы и др.). Вопросы разработки и использования технологии модульного обучения отражены в работах П. И. Третьякова, Г. В. Лаврентьева, И. Б. Сенновского, М. А. Чошанова, П. А. Юцевичене, Дж. Рассел и др. [9].
От программированного обучения модульная технология заимствовала его главные особенности: расчлененность содержательной учебной информации на небольшие дозы; нестандартность упражнений, сложность которых зависит от уровня подготовленности обучающихся; наличие прямой и обратной связи, возможность контроля и самоконтроля.
В последние годы технология модульного обучения (ТМО) успешно соединяют с рейтинговой системой оценки знаний. Такую систему называют модульно-рейтинговой технологией обучения.
Основными понятиями технологии модульного обучения являются дефиниции «модуль», «модульная рабочая программа», «модульный пакет».
Термин «модуль» в литературе трактуется как логически завершенная часть содержательной учебной информации, усвоение которой обязательно сопровождается контролем знаний, умений и навыков обучающихся; основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, включающим в себя целевую программу действий и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей (Г. В. Лаврентьев); автономная порция учебного материала с целевой программой действий (Дж. Рассел) и др. [4].
В модуле четко определены цели обучения, конкретные задачи, знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся. Достижение этих целей может быть достигнуто с помощью интегрирования ряда частных принципов ТМО: квантование (сжатие информации); проблемность; модульность; паритетность.
Все вышеназванные принципы обусловлены теорией фундаментальных систем (П. К. Анохин, Э. Фейгенбаум, И. М. Таланчук и др.), являющихся методологической основой технологии модульного обучения. Кроме того, М. А. Чошанов предлагает еще два принципа модульного обучения: когнитивной визуализации и опоры на ошибки [5, 10].
Информация в модуле может кодироваться разными способами в зависимости от специфики дисциплинарного цикла (гуманитарный, естественнонаучный, математический, экономический, технический и др.). В практике применяют следующие модели компоновки знаний: логическая, фреймовая, семантической сети и др. Каждая наука избирает свой типовой способ описания знания и его кодировку. При модульном обучении заранее программируется последовательность изучения содержательной учебной информации (СУИ), перечень основных понятий, умений и навыков, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и его контроль [11].
Технология модульного обучения может быть применена при преподавании любых дисциплинарных циклов.
При совмещении ТМО с другими технологиями и системами обучения необходимо учитывать, что выбор технологии связан с рядом критериев (В. П. Беспалько, М. А. Чошанов, П. Г. Щедровицкий, W. Blank, T. Britell и др.): целевая ориентация; содержательная специфика; трудоемкости; индивидуализации обучения; затрат времени на обучение; наличие материально-технической базы; финансового обеспечения; правовых актов (при применении телекоммуникационных сетей) [10].
По мнению ученых, к достоинствам ТМО относятся: возможность оперативного изменения содержания модуля в зависимости от изменений, происходящих на рынке труда; осуществление индивидуализированного обучения на основе дифференциации содержательной учебной информации; обеспечение формирования более прочных знаний, умений и навыков; большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся вплоть до самообучения.
К недостаткам ТМО относятся: трудоемкость подготовки модулей по различным предметным областям; внедрение технологий модульного обучения приводит к увеличению нагрузки педагогов на 25-30 %; технологии модульного обучения не решают психологических целей профессионального обучения.
Литература
1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Профессиональное образование, 1997. 512 с.
2. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. М.: Транссервис, 1997. 225 с.
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИПРО, 1995. С. 17.
4. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Сложные технологии модульного обучения. -Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1994. 128 с.
5. Лаврентьева Н. Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе: дис ... д-ра пед. наук: 13. 00. 08 Барнаул, 1999. 393 с.
6. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. М.: Наука, 2008. 331 с.
7. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции / Т. С. Назарова // Педагогика, 1997. № 3. С. 20-27.
8. Сиротюк А. Л. Сергеева М. Г. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе. Курск: изд-во РФЭИ, 2011. - 231 с.
9. Чошанов М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе [Текст]: дис ... д-ра пед. наук: 13. 00. 01 Казань, 1996. 300 с.
10. Шевелева Н. Л. Модульное обучение в системе дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических кадров: дис ... канд. пед. наук: 13. 00. 08 Екатеринбург, 1998. 169 с.
11. Юцявичене П. А. Модульная технология. Каунас, 1994. 224 с.