Научная статья на тему 'Обоснование и выбор параметров вращательно-подающего механизма карьерного бурового станка'

Обоснование и выбор параметров вращательно-подающего механизма карьерного бурового станка Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
451
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРОВОЙ СТАНОК / ВРАЩАТЕЛЬНО ПОДАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ / КОНСТРУКТИВНЫЕ / КИНЕМАТИЧЕСКИЕ И СИЛОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кантович Л. И., Козлов С. В., Муминов Р. О.

Выполнен анализ конструктивных, кинематических и силовых параметров вращательно подающего механизма бурового станка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование и выбор параметров вращательно-подающего механизма карьерного бурового станка»

© Л.И. Кантович, С.В Козлов, Р.О. Муминов, 2011

УДК 622.271.012.3

Л.И. Кантович, С.ВКозлов, Р.О. Муминов

ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ВРАЩАТЕЛЬНО-ПОДАЮЩЕГО МЕХАНИЗМА КАРЬЕРНОГО БУРОВОГО СТАНКА

Выполнен анализ конструктивных, кинематических и силовых параметров вращатель-но - подающего механизма бурового станка.

Ключевые слова: буровой станок, вращательно - подающий механизм, конструктивные, кинематические и силовые параметры.

~П настоящее время наиболее мас-А/совыми станками, работающими на горных предприятиях, являются станки 2СБШ - 200, 2СБШ - 200Н (см. рис.1), СБШ - 250МН. При бурении взрывных скважин в сложно структурных горных массивах одним из основных недостатков, присущих шарошечному способу бурения, остается повышенная вибрация бурового става, что вынуждает машинистов эксплуатировать станки на режимах, заниженных по сравнению с рациональными.

Вибрация вызывает образование усталостных трещин и поломку элементов конструкции, приводит к выходу из строя, установленного на раме станка оборудования, оказывает, вредное воздействие на обслуживающий персонал и увеличивает расходы на содержание станков. С повышением энерговооруженности и динамической нагруженности привода возрастают и энергетические потери. Например, по данным авторов работы [1] при сильных вибрациях бурового станка

доля энергии, затрачиваемой, на создание полезного крутящего момента составляет 30 + 50%. В результате этого остается недоиспользованной значительная

часть установленной мощности привода станка.

Одним из основных резервов повышения эффективности работы буровых шарошечных станков является интенсификация режимов бурения, чему значительно препятствуют вибрация и динамические нагрузки, возникающие в процессе бурения. Известны различные устройства для снижения вибраций и динамических нагрузок в элементах буровых станков как шпиндельной так и патронной схем: система автоматического управления режимами бурения по уровню вибраций, над долотные и над штанговые амортизаторы, стабилизаторы бурового става.

Применение данных устройств способствует снижению вибраций и нагрузок в элементах бурового станка, однако, указанные устройства не нашли широкого применения из-за малой эффективности и надежности. Использование их направлено, в основном, на снижение уровня вибрации в вертикальной плоскости и практически нет устройств, снижающих горизонтальные колебания станка.

Дальнейшее повышение эффективности добычи минерального сырья, возможно на основе технического перевооружения добывающих отраслей

Рис. 1. Карьерный буровой станок 4СБШ -200 - 40 с ВПМ патронного типа (изготовитель «Барвенковский Маршзавод», Украина)

народного хозяйства. Повышение производительности и надежности горных машин, в частности буровых станков, определило необходимость увеличения их энерговооруженности и улучшения технико-экономических показателей. Поставленные задачи можно решить в первую очередь на основе совершенствования привода машин, а в ряде случаев путем создания принципиально новых конструкций приводов [3].

В результате исследований, проведенных в ФГУП ННЦГП «ИГД им. А.А. Скочинского» установлено, что наилучшими показателями обладает объемный гидропривод с высоко моментными гидромоторами. Широкая гидрофикация буровых станков открывает возможность качественного улучшения их динамических и энергетических характеристик. Важным свойством объемного гидропривода является возможность применения в его гидросистеме упруго-

демпфирующих устройств, в основном пневмогидроаккумуляторов, способных существенных образом изменять (корректировать) динамические характеристики всего бурового станка. Такая коррекция его свойств возможна не только в процессе проектирования, но и во время наладки или эксплуатации станка в различных режимах бурения взрывных скважин.

На основе анализа результатов работ в области исследования динами-ки приводов горных машин в МГГУ разработана принципиально новая конструкция гидромеханической трансмиссии привода исполнительных органов горных машин, включающая дифференциальный механизм с объемным гидротормозом [3]. Предложенная конструкция (мощностью 50 кВт) прошла стендовые испытания в результате которых было установлено, что она наиболее полно удовлетворяет современным требованиям к трансмиссиям приводов горных машин и одновременно позволяет сохранить преимущества характерные для объемного гидравлического привода, в основе которого лежит двойное преобразование энергии - механической в гидравлическую (насос - гидромотор), а также получить новые преимущества перед традиционном гидроприводом, а именно:

- отсутствие двойного преобразования энергии;

- прямая экономия по установленной мощности гидромашин (~ в два раза);

- резкое повышение ресурса гидромашины (до порядка) за счет ее эксплуатации в тормозном режиме.

Гидромашина гидромеханического вращателя выполняет функции гидравлической, а в случае применения пневмогидроаккумуляторов - пневмогидрав-лической пружины с регулируемыми в достаточно широких пределах жестко-

ЪйГ ,ґ#т 5 |,ґ/

б

Рис. 2. Баланс мощности в: а - традиционном гидроприводе; б - гидромеханической передаче: N1, N - входная и выходная мощность, соответственно, Вт; ^т1, ^т2, - потери мощности за счет утечек в насосе и моторе, соответственно, Вт; ^рь^^, Мгр3 - потери мощности на трение в насосе, моторе и трубопроводе, соответственно,

Вт;Мут1 = Мут2 = (0,03*0,08)N; Мтр1 = Мтр2 = (0,05*0,1)^; Мтр3 = (0,02*0,05)^;

И2 = (0.6 ^ 0.82)^; коэффициент полезного действия традиционного гидропривода 7 = 0,6 ^ 0,82; Ыут, Ытр - потери мощности за счет утечек и на трение в гидромашине, Вт; Nут = (0,03 ^ 0,08)N1 ; Мтр < 0.005^ ; Ы2 = (0.92 ^ 0.97)N1; коэффициент полезного действия гидромеханической передачи 7 = 0,92 ^ 0,97

а

стью и демпфированием. В объемном гидроприводе при двойном преобразовании энергии в насосе и моторе и передаче ее по трубопроводам, образуются невосполнимые потери на утечки и трение, достигающие до 40 % (рис. 2,.а). В предлагаемой конструкции гидромеханического вращателя исполнительного органа бурового станка 2СБШ-200МН из всех перечисленных выше потерь мощности остаются потери связанные только с утечками, определяемыми зазорами в гидромашине тормоза и рабочим давлением. Потери мощности на трение в тормозном режиме, определяемые относительным скольжением, ничтожно малы, а потери на трение в трубопроводе в рабочем режиме полностью отсутствуют (рис. 2,.б). Сходство динамических характеристик гидромеханической трансмиссии и объемного гидропривода достигается, например, идентичностью объемов жид-

кости, находящейся под рабочим давлением.

Конструкция гидромотора ІМР2.5 являющегося одной из базовых моделей типоразмерного ряда разработанного в ФГУП ННЦГП «ИГД им. А.А. Скочин-ского» [1, 2] предусматривает радиальное расположение поршневых групп, каждая из которых состоит из двух поршней, в поперечные отверстия которых вставлены концы траверсы. На траверсе установлены ролики, на которые надеты обоймы. Траверса выполнена равнопрочной, имеет плавные переходы, благодаря чему в зонах наибольшего ее нагружения устранены концентраторы напряжений.

Усилие от давления рабочей жидкости на плунжера воспринимается траверсой, и передаются через ролики и обоймы на спрофилированную направляющую.

За сопряжение, ограничивающее ресурс радиально-поршневой гидромашины 1МР2,5, принята пара трения «плунжер-цилиндр» в результате износа которой, может резко ухудшиться КПД всей гидромашины [2].

Удельная работа в паре трения [4] «плунжер-цилиндр» составляет:

А = N1 Н/м (1)

где N - удельная мощность трения, Н/мс; Т - ресурс сопряжения, с.

Максимальная удельная мощность трения в сопряжении ограничивающего ресурс гидромашины определяется по формуле:

N = V <£ \с 1, Н/мс

тах Т I. см У

(2)

где: Утах - среднемаксимальная скорость скольжения плунжера относительно цилиндра, м/с; | - коэффициент трения в паре «плунжер-цилиндр»; \асм 1 - допустимое контактное давление в поршневой группе гидромашины, Н/м2

Для одной конструкции гидромашины способной работать в различных режимах (насосном, моторном, тормозном и других) до предельно допустимого износа сопряжения ограничивающего ресурс машины, справедливо следующее равенство

(3)

где: Nб и Тб - соответственно удельная мощность трения и ресурс гидромашины при ее эксплуатации в базовом режиме.

За базовый режим эксплуатации гидромашины 1МР2,5 принят "моторный" режим.

По данным ФГУП ННЦГП «ИГД им. А.А. Скочинского» [2] мотор 1Р2,5 может развивать при номинальном давлении рабочей жидкости (25 МПа) и номинальной частоте вращения (60

об/мин) мощность до 60 кВт; наработка на отказ до предельного состояния, характеризуемого снижением полного КПД на 15 %, составляет для него 5000 часов. (Наработка до первого отказа 3000 часов).

С учетом (2) и после соответствующих преобразований (3) примет вид

V

Т = Т — , час, б V

(4)

Для радиально-плунжерных гидромашин скорость скольжения плунжера относительно цилиндра составляет

V = р(р)йр^), м/с йр ек

(5)

где р(р) - радиус кривизны профиля направляющей в функции угла поворота ротора гидромашины; р^) - угол поворота ротора гидромашины в функции времени.

Для базового - моторного режима эксплуатации 1МР2,5

Рб () = (6)

Для тормозного режима эксплуатации 1МР2,5

Р(t) = ®ут( ,

(7)

Р

Здесь ®ут = у (1 ~7г К , рад/с (8)

н

Подставив (4.5 ) с учетом (4.6), ( 4.7 ), ( 4.8 ) и принимая во внимание что

Рб (р) = р(р), получим

Р..

1

Рн (1 -7г)

час

(9)

где Рнб - номинальное рабочее давление

в базовом - моторном режиме эксплуатации 1МР2,5, Па; Рн - расчетное рабочее давление в тормозном режиме эксплуатации 1МР2,5, Па; 7г - объемный КПД гидромашины тормоза (принят 0,92);

Пот Р = Р = 25 МПа ОКОНЧа- Наработка до первого отказа гидро-

^ нб н

машины тормоза составит 1 час Т = 3000, 1— = 37500 час.

1 -Лг

тельно нолучим 1

Т = Тб——, час Т = 3GGG1 - 0.92

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кантович Л.И., Дмитриев В.Н. Статика и динамика буровых шарошечных станков. М.: «Недра», 1984, 200 с.

2 Докукин А.В., Берман В.М., Рогов А.Я. и др. Исследование и оптимизация гидропередач горных машин. М.: Наука, 1978, 196 с.

3 Подэрни Р. Ю. Механическое оборудование карьеров: Учебник для вузов. - 6-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2007. - 680 с.: ил. (ГОРНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ) ЮБК 978-5-7418-0467-4 (в пер.).

4 Трение, изнашивание и смазка. Справочник. Книга 2. Под редакцией проф. И.В. Крагель-ского и В.В. Алисина. М.: «Машиностроение», 1979 г., 358 с. С илл. ШХ=\

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Кантович Л.И. - доктор технических наук, профессор,

Козлов С.В. - доктор технических наук, профессор,

Муминов Р. О.- магистр Горного дела, аспирант кафедры ГМО,

Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, [email protected]

ИЗ ИСТОРИИ ГОРНОГО И НЕФТЯНОГО ПРОМЫСЛОВ В АРГЕНТИНЕ

Коренные жители Аргентины извлекали из недр золото и серебро в северо-восточной части страны еще до XV в. С приходом европейских завоевателей в XVI в. продолжалась добыча этих металлов (месторождения Капильитас,

Фаматина, Кулампаха и Ceppo-Бахо). С XVII в. в Аргентине стали известны естественные нефтепроявления; добыча нефти началась лишь в 1865 г. в провинции Жужуй фирмой «Сотрасна jujena de keroseno». В 1879 г. развернула нефтепоисковые работы компания «Feodosio Lypez» (провинция Жужуй), в 1880 г. — «Feofilo Sanches de Bustamante» (провинция Сальта и Жужуй), в 1886 г. — «Сотрасна Mendoзina de petryleo» (провинция Мендоса) и др. Co 2-й половины XIX в. стали добываться руды меди и свинца (месторождения Капильитас, Фаматина, Гуалилан, Парамильос-де-Успальята, Эль-Тонталь и др.), в начале XX в. - руды ванадия, олова, вольфрама, бораты, мрамор, граниты, гипс, слюда, каменная соль и др. В 1907 г. было открыто крупное месторождение нефти Комодоро-Ривадавия (провинция Чубут) и учреждена первая в Аргентине и Латинской Америке государственная нефтяная компания, преобразованная в 1922 в «Yacimientos petroliferos fiscales».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.