Научная статья УДК 629.562.5
Б01 10.46845/1997-3071-2024-75-103-116
Обоснование граничных условий и архитектурно-конструктивного типа при разработке современного тунцеловного судна для промысла в Атлантическом океане на ранних этапах проектирования
1 2 ~ Ольга Олеговна Лукьянова , Андрей Андреевич Мушенков , Евгений Андреевич Чуреев 3
12 3 и и и
' ' Калининградский государственный технический университет, Калининград, Россия
'[email protected] 2апс1ге] [email protected] Зе. [email protected]
Аннотация. Промысел тунца осуществляется различными типами орудий лова - кошельковыми неводами, ярусами, удочками, троллами, дрифтерными сетями, тралами. Наиболее эффективным способом является лов кошельковым неводом (порядка 65 % от общего мирового улова тунца). В России к 2009 году тун-целовный промысел был прекращен вследствие морального и физического износа судов. Необходимость возобновления лова тунца неоднократно обсуждалась на разных дискуссионных площадках, в том числе на высоком государственном уровне. В данной работе оцениваются характеристики судна для возобновления промышленного лова тунца под государственным флагом Российской Федерации на раннем этапе проектирования. В настоящее время, учитывая геополитическую ситуацию, прежде всего следует рассматривать перспективу промысла в Атлантическом океане. Исследованы предполагаемые районы промысла в зонах африканских государств. В качестве порта приписки принят г. Калининград. В статье приведены итоги обработки статистических данных современных тунцеловных судов, всего выбрано 32 судна. Так как районы промысла достаточно удалены от порта приписки, то при подборе статистики оценивались только средние и большие суда. На основе полученных данных проведено исследование: выявлены некоторые зависимости и диапазоны изменения основных характеристик судов данного типа, произведено сравнение с тунцеловными сейнерами, построенными в СССР и за рубежом в XX веке. Выполнен анализ чертежей общего расположения и обоснован архитектурный конструктивный тип будущего проектируемого судна.
Ключевые слова: судостроение, тунцеловное судно, промысловое судно, Атлантический океан, рыболовный флот.
© Лукьянова О. О., Мушенков А. А., Чуреев Е. А., 2024
Для цитирования: Лукьянова О. О., Мушенков А. А., Чуреев Е. А. Обоснование граничных условий и архитектурно-конструктивного типа при разработке современного тунцеловного судна для промысла в Атлантическом океане на ранних этапах проектирования // Известия КГТУ. 2024. № 75. С. 103-116. DOI 10.46845/1997-3071-2024-75-103-116.
Original article
Justification of boundary conditions and architectural and structural type in the development of a modern tuna vessel for fishing in the Atlantic Ocean
at the early stages of design
Ol'ga O. Lukyanova1, Andrey A. Mushenkov2, Evgeniy A. Chureev3
12 3 Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, Russia ^[email protected] 2andrej [email protected] 3e. [email protected]
Abstract. Tuna fishing is carried out using various types of fishing gear: purse seines, longlines, fishing rods, trolls, drift nets, trawls. The most effective method is purse seine fishing (about 65% of the total global tuna catch). In Russia, by 2009, due to the moral and physical wear and tear of vessels, tuna fishing has been discontinued. The need to resume tuna fishing has been repeatedly assessed more than once at various discussion forums, including at a high government level. This paper evaluates the characteristics of a vessel for the resumption of industrial tuna fishing under the State Flag of the Russian Federation at an early stage of design. Currently, given the geopolitical situation, the prospect of fishing in the Atlantic Ocean should be considered first of all. The proposed fishing areas in the zones of African States are considered. Kaliningrad is considered as a home port. The article presents the results of the statistical data processing of modern tuna fishing vessels, a total of 32 vessels have been selected. Since the fishing areas are quite far from the home port, only medium and large vessels have been considered when selecting statistics. Based on the data obtained, a study has been carried out: some dependencies and ranges of changes in the main characteristics of vessels of this type have been identified; a comparison has been made with tuna seiners built in the USSR and abroad in the twentieth century. The analysis of the drawings of the general location has been carried out and the architectural design type of the future projected vessel has been substantiated.
Keywords: shipbuilding, tuna vessel, fishing vessel, Atlantic Ocean, fishing
fleet.
For citation: Lukyanova О. O., Mushenkov A. A., Chureev E. A. Justification of boundary conditions and architectural and structural type in the development of a modern tuna vessel for fishing in the Atlantic Ocean at the early stages of design // Iz-vestiya KGTU=KSTUNews. 2024;(75): 103-116. (In Russ.). DOI 10.46845/1997-30712024-75-103-116.
ВВЕДЕНИЕ
Промысел тунца в СССР велся с 1964 г. и активно развивался. К 1990-м годам тунцеловный флот насчитывал 28 сейнеров и более 10 ярусников [1]. В настоящее время специализированные суда для ловли тунца в России отсутствуют и весь годовой улов формируется за счет прилова траулерами, при этом не превышая 5-7 тыс. т в год согласно данным [2].
Вопрос о необходимости возобновления тунцеловного промысла неоднократно поднимался на различных уровнях. В Федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 гг. была включена опытно-конструкторская работа «Разработка концептуального проекта большого тунцеловного сейнера», шифр «Тунцелов» [3], [4].
В 2017 году в Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Развитие российского рыболовного промысла в открытых и удаленных районах Мирового океана: проблемы и перспективы» [5]. В процессе обсуждений добыча тунца была признана как обладающая потенциалом для реализации. Также была отмечена проблема отсутствия российского тунцеловного флота.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ «О Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 г.» стратегическими задачами являются увеличение добычи российскими судами водных биологических ресурсов с целью освоения и сохранения запасов Мирового океана.
Учитывая вышеизложенное, авторы поставили перед собой цель создать современное тунцеловное судно. На начальном этапе исследования необходимо выполнить анализ основных элементов существующих тунцеловных судов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЙОНОВ ПРОМЫСЛА
Мировая добыча тунца осуществляется в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах [6]. В рамках исследования рассматривается возможность возобновления промысла в Атлантическом океане. Это обусловлено тем, что промысел тунца в Атлантическом океане регламентируется Международной организацией (ИККАТ) по сохранению тунцов Атлантического океана, и Россия имеет квоту на вылов как страна-учредитель и член ИККАТ. В качестве предполагаемых районов промысла рассматриваются открытые части океана, а также прибрежные зоны африканских государств, в числе которых Сьерра-Леоне, Либерия, о-ва Зеленого Мыса, Экваториальная Гвинея, Габон, Кот-д'Ивуар, Гана, Сан-Томе и Принсипи, Ангола. Данные районы выбраны основываясь на обзоре, представленном в [7]. В табл. 1 отображены ориентировочные расстояния от порта г. Калининграда до каждого из предложенных районов.
Как видно из табл. 1, районы промысла достаточно удалены от порта г. Калининграда, поэтому в процессе проектирования следует рассмотреть целесообразность использования экспедиционной формы промысла (т. е. доставка замороженного тунца до берега осуществляется с помощью приемно-транспортного рефрижератора) либо автономной. Решение по используемой форме промысла и, следовательно, по проектной автономности вновь проектируемого судна необходимо принимать по результатам технико-экономических расчетов.
Таблица 1. Ориентировочные расстояния от порта приписки до районов промысла Table 1. Approximate distances from homeport to fishing areas
Район промыс- Расстояние до района Район про- Расстояние до района промысла, м. мили
ла промысла, м. мили мысла
Сьерра-Леоне 4050 Габон 5650
Либерия 4230 Кот-д'Ивуар 4730
О-ва Зеленого Мыса 3620 Гана 4950
Экваториальная Гвинея 5570 Сан-Томе и Принсипи 5540
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ТУНЦЕЛОВНЫХ СУДОВ
В ходе подбора статистических данных было рассмотрено более 30 проектов средних и больших современных тунцеловных сейнеров [8], [9], [10], [11]. Основные характеристики рассматриваемых судов представлены в табл. 2.
В связи с тем, что в качестве объемных характеристик у зарубежных судов, как правило, указываются только валовая вместимость и дедвейт, то на основании полученных данных были выявлены линейные зависимости валовой вместимости GT от длины судна L и высоты борта Н (рис. 1, 2).
GT
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
60 65 70 75 80 85 90 95 L. м
Рис. 1. Линейная зависимость изменения валовой вместимости (GT) от длины
судна (L)
Fig. 1. Linear dependence of the change in gross tonnage GT on length (L)
у = 62,885x - 2894J^ , R2 = 0,8009...
• • 4 •
...••••'в
• •
Таблица 2. Характеристики современных тунцеловных сейнеров Table 2. Characteristics of modern tuna seiners
о
№ п/п Наименование судна Год постройки Длина, M Ширина, M Высота борта, M Осадка, M Регистровая вместимость Дедвейт, т Экипаж, чел. Скорость, уз. Грузовместимость Vrp, M3 Мощность гд, кВт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 ATERPE ALAI С745 2019 89,28 14,35 9,35 6,8 2789 2447 42 18,2 1860 5220
2 ÎZARO 2014 88,65 14,35 9,35 6,8 2737 2471 18,2 1900 4500
3 LJUBICA 2014 89,28 14,35 9,35 6,8 2749 2484 55 18 2000 4500
4 Euskadi Alai 2015 89,0 14,0 7,0 2788 2448 1900 6114
5 PS 80-1620/1800 79,50 14,20 9.20 31 16.5 1800 4000
6 PS 90-1900/2150 90,0 14,50 9,05 35 17,5 2150 4000
7 Glénan 2005 84,10 13,80 - 7-5 2519 2165 27 17,5 1500 4000
8 PS 50-600/760 - 49,90 11,0 7,65 - - - 21 13,5 760 2240
9 Morn Seselwa - 79,50 14,20 9,20 6,5 2298 - 40 15,5 1520 2800
10 PS 80-1780/1960 Advanced — 79,50 14,20 9,20 - - — 31 17 1960 4000
11 franche terre 2009 90,0 14,50 - 6,8 2664 - 38 17,5 1470 2000
12 TUNA FREEZER PURSE SEINER' 61,0 12,40 — — 19 14,5 1050 2460
13 MOAKONA 2014 79,90 15,09 8,98 6,2 2555 2738 25 17 1972 3354
14 SHILLA SPRINTER 2011 73,82 15,09 8,82 - 2359 2768 25 17 1200 3310
15 SHILLA HARVESTER 2011 73,82 15,09 8,82 - 2359 2768 25 17 1200 3310
16 SHILLA PIONEER 2014 73,54 15,09 8,82 - 2441 2735 25 17 1300 3310
17 SHILLA EXPLORER 2014 73,54 15,09 8,98 - 2441 2750 25 19,2 1300 3310
r 3
^ г
S №
<v
sá
=C
§
¡s¡
С4
05 О
3
s
Kj
о
Kj
Kj
о
Kj
2647 2647 2647 2647 2647 2354 2648 2648 3000 3632 2942 2647 2685 3310 3310
1938 о о Os 1861 1603 1603 1623 1709 1481 1821 1968 1946 1287 o tOs 1806 1905
СП vo VO г- Os 00 T—1 m CN
i СП СП 1 1 Т—1 i СП 1 СП 1 СП 1 in 1—1 l-H O 1 •O 1-H i
о О* CN о О о CS СП о ТГ о ТГ о ТГ СП СП Os CN VO CN O СП Os CN 00 CN
1555 2365 1 1 1 1149 1432 1 1 2136 1507 1 1 1731 1
1688 1408 1706 1428 1428 1179 1467 1429 1983 1862 o VO r- 1470 ООП 2177 2437
00 00 lo vo VO o o
Tj- TJ- Ti- t> m VO Tj- m VO
m m CM m Tj- о CN er» (N о CN in CN о CN Os CN m m o en m Os m CN m o 00
o о О О О О О 00 00 00 O o 00 00
о 00 о m о 00 О CN О (N О CN О сп О CN VO so о m o Os o en o m o en
<N 1 CN T-H CN CN (N i CN i CN i CN i 1 i en CN CN
1 О 00^ О О* О Os О О en Os »О Os О VO 00 о 00 o Os VO CS 00
Tl" t> о Tj- О О т—1 о CN t> О о т—1 о 00 о Os t- Os O en VO O Os t> t>
2018 2015 2020 2015 2015 2006 2013 2014 2022 2019 2009 2013 2019 2014 2004
WIN WIN 707 SOUTHERN SEAS N0.302 00 VO in о £ g s >-» HSIEH FENG N0.789 HSIEH FENG N0.788 FONGKUO N0.866 FONG KU0 N0.828 FONGKUO N0.688 WIN POWER N0.707 BONAMI WAKABA MARU N0.7 HAKKO MARU N0.35 DOLORES 873 SAJO ALEXANDRIA FRIESLAND
00 1 Os О «N «N CN CN en CN CN m CN SO CN t> CN 00 CN Os CN o en i—i сп CN cn
3000
GT
2500
2000
1500
• #R2 = 0 • ,85Q7.-""' •
• • •
•I..... •
1000
500
0 '—
7 7,5 8 8,5 9 9,5 н. м
Рис. 2. Линейная зависимость изменения валовой вместимости (GT) от высоты
борта судна (Н)
Fig. 2. Linear dependence of the change in gross tonnage (GT) on side height (H)
Также в ходе анализа была выявлена зависимость изменения мощности N от скорости Vs судна (рис. 3).
I 7000^ «Вт
6000 5000 4000 3000 2000 1000
у = 31,219х2 - 590,98х + 4873,3 R2 = 0,8345
0 —
13 14 15 16 17 18 19 Vs. уз
Рис. 3. Зависимость изменения мощности (N) от скорости (Vs) судна Fig. 3. Dependence of power (N) change on vessel speed (Vs)
Для более детального анализа были выполнены некоторые расчеты на основе полученных данных по судам. Так как валовая вместимость выражается в регистровых тоннах, то для получения безразмерного соотношения предвари-
тельно произведена конвертация с коэффициентом 2,83. Результаты вычислений представлены в табл. 3.
Таблица 3. Расчет параметров современных тунцеловных сейнеров Table 3. Calculation of parameters of modern tuna seiners
№ п/п Наименование судна L/B B/T L/T B/H H/T II Ct, Vrp/GT
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 ATERPE ALAI С745 6,22 2,11 13,13 1,53 1,38 0,316 0,236
2 IZARO 6,18 2,11 13,04 1,53 1,38 0,317 0,245
3 LJUBICA 6,22 2,11 13,13 1,53 1,38 0,313 0,257
4 Euskadi Alai 6,36 2,00 12,71 - - - 0,241
5 PS 80-1620/1800 5,60 - - 1,54 - 0,304 -
6 PS 90-1900/2150 6,21 - - 1,60 - 0,303 -
7 Glénan 6,09 1,84 11,21 - - 0,313 0,229
8 PS 50-600/760 4,54 - - 1,44 - 0,314 -
9 Morn Seselwa 5,60 2,18 12,23 1,54 1,42 0,285 0,234
10 PS 80-1780/1960 Advanced 5,60 - - 1,54 - 0,313 -
11 franche terre 6,21 2,13 13,24 - - 0,303 0,195
12 TUNA FREEZER PURSE SEINER' 4,92 - - - - 0,305 -
13 MOAKONA 5,29 2,43 12,89 1,68 1,45 0,312 0,298
14 SHILLA SPRINTER 4,89 - - 1,71 - 0,325 0,180
15 SHILLA HARVESTER 4,89 - - 1,71 - 0,325 0,180
16 SHILLA PIONEER 4,87 - - 1,71 - 0,325 0,188
17 SHILLA EXPLORER 4,87 - - 1,68 - 0,367 0,188
18 WIN WIN 707 5,84 - - 1,72 - 0,266 0,406
19 SOUTHERN SEAS N0.302 5,66 2,66 15,06 1,72 1,54 0,259 0,226
20 JIHYU N0.568 5,84 2,84 16,60 1,72 1,66 0,258 0,385
21 HSIEHFENG N0.789 5,88 2,54 14,96 1,69 1,50 0,283 0,397
22 HSIEHFENG N0.788 5,88 2,54 14,96 1,69 1,50 0,279 0,397
23 FONGKUO N0.866 5,93 - - 1,69 - - 0,486
24 FONGKUO N0.828 5,74 - - 1,70 - 0,268 0,412
25 FONG KUO N0.688 5,88 - - 1,69 - 0,269 0,366
26 WIN POWER NO. 707 5,38 - - 1,77 - 0,255 0,324
27 BONAMI 5,50 - 10,64 1,70 1,14 0,277 0,373
28 WAKABA MARU N0.7 6,08 2,34 14,21 1,57 1,49 - 0,385
29 HAKKO MARU N0.35 4,94 2,02 9,96 1,62 1,24 0,354 0,309
30 DOLORES 873 5,74 2,67 15,35 1,70 1,58 - 0,312
31 SAJO ALEXANDRIA 5,49 - 13,96 1,72 1,48 0,278 0,293
32 FRIESLAND 5,44 - 11,61 1,63 1,31 - 0,276
Примечание. Ь - длина судна; В - ширина судна; Н - высота борта; Т - осадка судна; Бг - число Фруда; ОТ - валовая вместимость судна; Угр - грузовместимость.
В результате обработки статистических данных по тунцеловным судам и последующего анализа были получены диапазоны изменения величин, представленные в табл. 4.
Таблица 4. Диапазоны изменения параметров современных тунцеловных сейнеров Table 4. Ranges of change of parameters of modern tuna seiners
Характеристика Диапазон изменения
Длина, м 61,0-90
Ширина, м 12,2-15,1
Высота борта, м 7,2-9,4
Скорость, узл. 13,3-19,2
Грузовместимость, м3 900-2150
Ь/В 4,87-6,22
в/и 1,44-1,77
н/т 1,14-1,66
ь/т 10,0-16,6
V
рг = л/дь 0,255-0,367
У,р/ОТ 0,180-0,412
Вышеуказанные результаты позволяют вести дальнейшие проектные работы в более узком диапазоне, то есть являются граничными условиями при будущем решении задачи проектирования.
Основываясь на полученных результатах, приведенных в табл. 2-4, информации из табл. 1 источника [12], а также данных из [13], [14], следует отметить, что даже при схожих главных размерениях грузовместимость зарубежных судов (как построенных в XX в., так и современных) значительно превышает грузовместимость отечественных судов, построенных в СССР. Пример сравнения проектов судна типа «Тибия», тунцеловного сейнера типа «ТоШго» и РБ 50600/760 представлен в табл. 5. Это свидетельствует о нецелесообразности использования отечественных судов в качестве прототипа при создании нового конкурентоспособного тунцеловного судна.
Таблица 5. Сравнение характеристик аналогичных по габаритам судов Table 5. Comparison of characteristics of vessels of similar dimensions
Наименова- Страна Год по- Дли- Шири- Высота Грузовме-
ние судна стройки на, м на, м борта, м стимость, м3
Пр. 1348 типа СССР 1986 55,53 ПД 7,50 361
«Тибия»
Проект «Jo- Испа- 1966 55,33 9,10 4,25 509
turo» ния
Проект PS - - 49,90 п,о 7,65 760
50-600/760
АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНОГО КОНСТРУКТИВНОГО ТИПА
Архитектурный конструктивный тип (АКТ) судна включает в себя такие характеристики, как количество и назначение палуб, надстроек, рубок, мачт, гребных валов, положение машинного отделения по длине судна, формы оконечностей [15].
Анализ современных тунцеловов позволил вывести общие характеристики АКТ судов данного типа. На примере рис. 4 и 5 (типовые представители современных судов с точки зрения АКТ) можно выделить такие конструктивные особенности: форма оконечности судна - реверсивная транцевая корма и наклонный форштевень с бульбовым носом; развитая надстройка, располагающаяся в носовой части судна на удлиненном баке; одновальный двигательно-движительный комплекс с машинным отделением, расположенном в кормовой части судна; в средней части судна располагается массивное (развитое) мачтовое устройство для удобства проведения промысловых операций.
Рис. 4. Тунцеловное судно «FRANCHE TERRE» Fig. 4. Tuna vessel «FRANCHE TERRE»
Рис. 5. Тунцеловное судно «TUNA FREEZER PURSE SEINER» Fig. 5. Tuna vessel «TUNA FREEZER PURSE SEINER»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных исследований авторы установили диапазоны изменений основных характеристик современных тунцеловных судов для работы в открытых морях и океанах. Данные результаты целесообразно использовать в качестве граничных условий при решении задачи проектирования нового судна на последующих стадиях разработки проекта.
Применение отечественных проектов тунцеловов в качестве прототипов при создании новых конкурентоспособных судов нерационально из-за неэффективного использования судовых объемов под перевозку груза.
Целесообразно принять следующий архитектурный конструктивный тип нового судна: стальное сварное одновинтовое судно-сейнер с реверсивной транцевой кормой, носовой оконечностью с бульбовой наделкой и наклонным форштевнем; надстройкой, смещенной в нос от миделя, располагающейся на удлиненном баке; машинное отделение смещено в корму от миделя.
Список источников
1. Белкин С. И. Концепция возрождения российского тунцеловного промысла//Рыбное хозяйство. Спецвыпуск. 2001. С. 26-28.
2. Access to ICCAT statistical databases. URL: https://www.iccat.int/en/accesingdb.html (дата обращения: 28.06.2024).
3. О федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы: Постановление правительства Рос. Федерации от 21.02.2008 № 103. URL: https://base.garant.ru/192907/ (дата обращения: 28.06.2024).
4. ОКР «Тунцелов».1ЖЬ: https://rgmt.spb.ru/catalog/upload/files/Tuncelov.pdf (дата обращения: 28.06.2024).
5. Развитие российского рыболовного промысла в открытых и удаленных районах Мирового океана: проблемы и перспективы. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/79449/ (дата обращения: 28.06.2024).
6. Маркетинговое исследование мирового рынка консервированного тунца. URL: https://vigorconsult.ru/about/keysyi/marketingovoe-issledovanie-mirovogo-ryinka-konservirovannogo-tuntsa/ (дата обращения: 28.06.2024).
7. Атлантические тунцы: возможно ли возобновление промысла Россией в современных условиях? URL: http://atlant.vniro.ru/index.php/novosti2/item/799-atlanticheskie-tuntsy-vozmozhno-li-vozobnovlenie-promysla-rossiej-v-sovremennykh-usloviyakh (дата обращения: 28.06.2024).
8. Tuna Purse Seiners. URL: https://www.piriou.com/en/produit_types/fishing/tuna-purse-seiners-en/ (дата обращения: 28.06.2024).
9. Fishing vessels Zamakonayard. URL: https://www.zamakonayards.com/en/fishing-vessels/ (дата обращения: 28.06.2024).
10. WCPFC Record of Fishing Vessels. URL: https://vessels.wcpfc.int/browse-rfv?flag_in_use=All&submitted_by_ccm_party_type=All&vessel_type_in_use=15&co mbine_vessel_names=&vsl_ircs=&vsl_win=&vsl_vslo_vessel_id=&vslo_imo_number =&vsl_highseas_trans_authorized=All&vsl_fgt_id_vsl_fgt_id_verf=All (дата обращения: 28.06.2024).
11. Projects MARCO. URL: https://www.marcosolutions.com/en/projects?f=471 (дата обращения: 28.06.2024).
12. Дятченко С. В., Лукьянова О. О. Определение основных элементов и характеристик тунцеловного судна на ранних стадиях его проектирования // Морские интеллектуальные технологии. 2021. Т. 4. № 4 (54). С. 29-33.
13. Дектярев А. В., Уколов О. В. Применение зарубежного опыта проектирования тунцеловных судов на современных отечественных судостроительных предприятиях // Вестник молодежной науки. 2018. № 2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-zarubezhnogo-opyta-proektirovaniya-tuntselovnyh-sudov-na-sovremennyh-otechestvennyh-sudostroitelnyh-predpriyatiyah (дата обращения: 28.06.2024).
14. Флот рыбной промышленности: справочник типовых судов. Москва: Транспорт, 1990. 384 с.
15. Раков А. П., Севастьянов Н. Б. Проектирование рыболовных судов: учебник. Ленинград: Судостроение, 1981. 376 с.
References
1. Belkin S. I. Kontseptsiya vozrozhdeniya rossiyskogo tuntselovnogo promysla [The concept of reviving Russian tuna fishery], Rybnoye khozyaystvo. Spetsvypusk, 2001, pp. 26-28.
2. Access to ICCAT statistical databases. Available at: https://www.iccat.int/en/accesingdb.html (accessed 28 June 2024).
3. O federal'noy tselevoy programme "Razvitiye grazhdanskoy morskoy tekhni-ki" na 2009-2016 gody: Postanovleniye pravitel'stva Ros. Federatsii ot 21.02.2008 №103. Available at: https://base.garant.ru/192907 (accessed 28 June 2024).
4. OKR "Tuntselov" [R&D work "Tuna vessel"]. Available at: https://rgmt.spb.ru/catalog/upload/files/Tuncelov.pdf (accessed 28 June 2024).
5. Razvitie rossiyskogo rybolovnogo promysla v otkrytykh i udalennykh ra-yonakh Mirovogo okeana: problemy i perspektivy [Development of Russian fishing in open and remote areas of the World Ocean: problems and prospects]. Available at: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/79449/ (accessed 28 June 2024).
6. Marketingovoye issledovaniye mirovogo rynka konservirovannogo tuntsa [Marketing research of the global canned tuna market]. Available at: https://vigorconsult.ru/about/keysyi/marketingovoe-issledovanie-mirovogo-ryinka-konservirovannogo-tuntsa/ (accessed 28 June 2024).
7. Atlanticheskie tuntsy: vozmozhno li vozobnovlenie promysla Rossiey v so-vremennykh usloviyakh? [Atlantic tunas: is it possible for Russia to resume fishing under modern conditions?]. Available at: http://atlant.vniro.ru/index.php/novosti2/item/799-atlanticheskie-tuntsy-vozmozhno-li-vozobnovlenie-promysla-rossiej-v-sovremennykh-usloviyakh (accessed 28 June 2024).
8. Tuna Purse Seiners. Available at: https://www.piriou.com/en/produit_types/fishing/tuna-purse-seiners-en/ (accessed 28 June 2024).
9. Fishing vessels Zamakonayard. Available at: https://www.zamakonayards.com/en/fishing-vessels/ (accessed 28 June 2024).
10. WCPFC Record of Fishing Vessels. Available at: https://vessels.wcpfc.int/browse-rfv?flag_in_use=All&submitted_by_ccm_party_type= All&vessel_type_in_use=15&combine_vessel_names=&vsl_ircs=&vsl_win=&vsl_vslo _vessel_id=&vslo_imo_number=&vsl_highseas_trans_authorized=All&vsl_fgt_id_vsl_ fgt_id_verf=All (accessed 28 June 2024).
11. Projects MARCO. Available at: https://www.marcosolutions.com/en/projects?f=471 (accessed 28 June 2024).
12. Dyatchenko S. V., Lukyanova O. O. Opredelenie osnovnykh elementov i kharakteristik tuntselovnogo sudna na rannikh stadiyakh ego proektirovaniya [Determination of the main elements and characteristics of a tuna vessel in the early stages of its design], Morskie intellektual'nye tekhnologii, 2021, vol. 4, no. 4, pp. 29-33.
13. Dektyarev A. V., Ukolov O. V. Primeneniye zarubezhnogo opyta proyekti-rovaniya tuntselovnykh sudov na sovremennykh otechestvennykh sudostroitel'nykh predpriyatiyakh [Application of foreign experience in designing tuna fishing vessels at modern domestic shipbuilding enterprises], Vestnik molodezhnoy nauki, 2018, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-zarubezhnogo-opyta-
proektirovaniya-tuntselovnyh-sudov-na-sovremennyh-otechestvennyh-sudostroitelnyh-predpriyatiyah (accessed 28 June 2024).
14. Flot rybnoy promyshlennosti: spravochnik tipovykh sudov [Fishing fleet: handbook of standard vessels], Moscow, Transport Publ., 1990, 384 p.
15. Rakov A. I., Sevast'yanov N. B. Proektirovcmiepromyslovykh sudov: ncheh-nik [Designing fishing vessels: students' book], Leningrad, Sudostroenie Publ., 1981, 376 p.
Информация об авторах
О. О. Лукьянова - аспирант кафедры судостроения, судоремонта и морской техники
А. А. Мушенков - аспирант кафедры судостроения, судоремонта и морской техники
Е. А. Чуреев - директор Научно-исследовательского центра судостроения ФГБОУ ВО «КГТУ»
Information about the authors
О. О. Lukyanova - PhD student of the Department of Shipbuilding, Ship Repair and Marine Engineering.
A. A. Mushenkov - PhD student of the Department of Shipbuilding, Ship Repair and Marine Engineering
E. A. Chureev - Director of the Scientific Research Center of Shipbuilding at KSTU
Статья поступила в редакцию 01.08.2024; одобрена после рецензирования 07.08.2024; принята к публикации 10.09.2024.
The article was submitted 01.08.2024; approved after reviewing 07.08.2024; accepted for publication 10.09.2024.