3. Жилкина М. Роль страхового рынка в системе социально-экономических отношений // http://www.jourclub.ru/29/1346/2/
4. Длуголески Э., Лафельд С. Изменение климата и финансовый сектор: перспективы деятельности // Allianz Group и WWF. Лондон. -2005. - 62 с.
5. World insurance in 2015: steady growth amid regional disparities // Sigma. 2016. №3. - 40 р.
6. European Insurance — Key Facts // European Insurance. 2016. August -16. р.
Землянухина С.Г.
ОБОСНОВАНИЕ ФОРМ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
Ключевые слова: социальное страхование, противоречия страхования, страховые взносы, страховое обеспечение, подоходный налог.
Аннотация: в данной статье рассмотрены противоречия российской системы социального страхования между государственными органами (страховщиками), работодателями (страхователями) и застрахованными лицами по поводу начисления и уплаты страховых взносов. Автором предложены формы разрешения этих противоречий на современном этапе.
Keywords: social insurance, insurance, insurance contributions controversy, insurance coverage, income tax.
Abstract: this article discusses the contradictions of Russian social security systems between public authorities (insurers), employers (insurers) and insured persons about the calculation and payment of premiums. The author of the proposed form of the resolution of these conflicts.
Актуальность проблемы социального страхования обусловлена тем, что в Конституции РФ Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции) [1]. Социальное государство имеет признаки, к которым можно отнести доступность социальной поддержки всем членам общества, наличие бюджетных социальных выплат, наличие системы социальной защиты, социального обеспечения и занятости
[2].
Одним из признаков социального государства является также система социального страхования. Российская система социального страхования представляет собой наиболее важную часть социальной политики государства, направленной на помощь малоимущим группам населения, на уменьшение бедности и достижение для всех членов общества приемлемого уровня благосостояния.
Страхование представляет собой особую сферу перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий. Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» [3] страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Экономические отношения социального страхования складываются между субъектами этой системы - страховщиками (в лице государственных некоммерческих организаций), страхователями (в лице работодателей, на которых возложена обязанность по перечислению страховых взносов) и застрахованными лицами - гражданами РФ.
В связи с тем, что противоречие выступает необходимым структурным элементом любого экономического отношения, выяснение того, совокупность каких отношений составляет содержание системы социального страхования, позволяет перейти к рассмотрению противоречий российской системы социального страхования,
В соответствии со структурой субъектов экономических отношений противоречия системы социального страхования складываются:
- между работодателями, выступающими в качестве страхователей и наемными работниками, выступающими в качестве застрахованных лиц;
- между наемными работниками, выступающими в качестве застрахованных лиц, и некоммерческими организации, создаваемыми для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев, выступающими в качестве страховщиков;
- между работодателями, выступающими в качестве страхователей, и государственными органами, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выступающими в качестве страховщиков;
- между гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью и обязанными уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством, выступающими в качестве и застрахованных лиц, и страхователей, и государственными органами, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а также с некоммерческими организациями, создаваемыми для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев, выступающими в качестве страховщиков.
Противоречия системы социального страхования возникают в связи с тем, что у каждого из этих субъектов имеются свои интересы. В рассматриваемом аспекте наиболее показательно противоречие между государственными органами, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выступающими в качестве страховщиков, и работодателями (предпринимателями), выступающими в качестве страхователей.
Так, в 2016 году работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30 % от зарплаты работника, в том числе:
- пенсионный фонд (ПФР) — 22 %;
- фонд медицинского страхования (ФОМС) — 5,1 %;
- фонд социального страхования (ФСС) — 2,9 %.
Кроме того предприниматель перечисляет налоговым органам налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13 %, что вместе со страховыми взносами составляет 43% от установленной зарплаты работника. С точки зрения предпринимателя и страховые взносы, и НДФЛ воспринимаются как налоги на заработную плату, которые взимаются в доход государства, а затем распределяются между различными фондами. При решении вопроса о целесообразности ведения хозяйственной деятельности предприниматель исходит из необходимости обеспечить принимаемому работнику определенную гарантированную величину заработной платы, которую работник должен получить на руки (хотя бы на уровне прожиточного минимума, не столь важно через кассу или в конверте). Фактически расходы на оплату труда, которые предприниматель должен выделить из своего
дохода с учетом страховых взносов и подоходного налога, почти в полтора раза превышают получаемую работником зарплату на руки. Налицо противоречие, сущность которого составляет противоположность интересов субъектов противоречия - интерес страхователей (работодателей) в том, чтобы для успешного ведения предпринимательской деятельности ограничить рабочего минимумом оплаты труда и минимизировать долю дохода, идущей на образование фонда оплаты труда и выплату страховых взносов и подоходного налога, а интерес государственных органов, выступающих в качестве страховщиков, состоит в аккумуляции финансовых средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь, что предполагает стабильно высокие финансовые поступления.
Но получение высоких финансовых поступлений за счет высоких тарифов страховых взносов и налоговых ставок вступает в противоречие с интересами предпринимателей. Многие предприятия не удержатся на плаву, если будут платить налоги и взносы в полном объеме, так как ведут бизнес на грани рентабельности [4] (особенно в малом бизнесе). В этих условиях формой разрешения этого противоречия выступает такая схема поведения предпринимателей как распространение различных схем ухода от налогов и платежей, неоформление трудовых договоров с работниками или значительное занижение размера официально выплачиваемой заработной платы.
Для государства существование теневой экономики приводит к недополучению доходов в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Но в то же время создается возможность коррупционных схем поведения чиновников по отношению к предпринимателям (вымогательства, взятки), в результате чего падает престиж органов государственной власти, вынуждающих и предпринимателей, и наемных работников уходить в тень.
С одной стороны, неформальная занятость как способ выживания и работников, и предпринимателей, облегчая материальное положение нелегально трудоустроенных граждан, тем самым снижает уровень социальной напряженности в обществе, сглаживает возможные социальные противоречия, которые могли бы возникнуть в условиях увеличения безработицы. Но, с другой стороны, такая форма разрешения противоречий как теневая занятость приводит к ухудшению положения наемных работников по сравнению с легально занятыми, в связи с тем, что неоформление трудовых договоров исключает работников из числа застрахованных лиц, а занижение размера официально выплачиваемой заработной платы снижает в
настоящем и будущем размер страхового обеспечения (пенсий, пособий и.т.п.).
Получение высоких финансовых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды посредством установления высоких тарифных и налоговых ставок проблематично и в связи с тем, что экономической наукой доказано, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм и население снижает их деловую активность, так как у фирм снижается стимул к капиталовложениям; замедляется экономический рост страны и, в конечном счете, уменьшается поступление доходов в государственный бюджет [5].
Нахождение форм разрешения противоречий предполагает корректировку политики государства по отношению к собственности, ограничение власти олигархического капитала по распоряжению национальным богатством страны, её природными ресурсами в целях обеспечения воспроизводства населения и развития трудового потенциала. Предлагаем формы разрешения противоречий российской системы социального страхования:
- снижение тарифов страховых взносов в 2-3 раза для предприятий и организаций малого бизнеса
- установление максимально высоких тарифов страховых взносов для крупных корпораций, присваивающих ренту от эксплуатации природных ресурсов России, являющихся общенародным достоянием;
- введение прогрессивного налога на доходы физических лиц и освобождение от уплаты этого налога низкооплачиваемых категорий населения;
- установление и выплата минимальной заработной платы и размера пенсий не ниже прожиточного минимума.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (официальный текст, новая редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
2. Калашников С.В. Становление социального государства в России. - М.: Экономика. - 2003.
3. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (действующая редакция, 2016)/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4059/
4. За ушко да на солнышко: как вывести из тени 30 миллионов россиян/ http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=9073099
5. Налоговая система. Кривая Лаффера. Конспект лекций по курсу «Экономическая теория»/ http://www.studfiles.ru/preview/6189591/