Обоснование форм и методов государственного регулирования рынка виртуального капитала.
Justification of the forms and methods of state regulation of virtual
capital.
Ильина Евгения Валерьевна, кандидат экономических наук старший преподаватель кафедры экономической теории ФГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно -
строительный университет»
Аннотация: Современные условия экономической жизни общества также нанесли свой отпечаток на формирование теории капитала. Начиная с начала XX века, капитал стал приобретать огромную мощь и силу, которая обеспечивала стабильность и развитие государства.
В последние десятилетия под напором институциональных преобразований в сфере информационных услуг, активно развивающийся виртуальный капитал, ярко демонстрирует процесс перенакопления капитала. Такая ситуация спровоцировала усиление мирового финансового кризиса, и отсутствие стратегического решения в отношении накопления капитала, что усилило сползание вниз кризисной ситуации.
Поэтому актуальным становится проблема перспектив развития и государственного регулирования виртуального капитала со стороны всех институциональных структур, в том числе через сферу информационных услуг.
Abstract : Current economic conditions of society have also caused their mark on the formation of the theory of capital. Since the beginning of the XX century , the capital began to acquire great power and strength that ensures the stability and development of the state.
In recent decades, under the pressure of institutional reforms in the field of information services , actively growing virtual assets, clearly demonstrates the process of over-accumulation of capital. This situation provoked strengthening the global financial crisis and the lack of strategic decisions regarding capital accumulation, which increased slipping down the crisis.
Therefore, the problem becomes relevant prospects and state régulation of virtual capital from all institutional structures , including through the sphere of information services.
Ключевые слова: виртуальный капитал, интернетизация,
государственное регулирование, устойчивое развитие экономики.
Keywords: virtual capital internetization, government regulation,
sustainable development of the economy.
Введение:
Современный этап развития форм капитала характеризуется высокой степенью мобильности и многообразием способов его приложения. В условиях интернетизации виртуальный капитал стал приобретать огромную мощь и масштабы. Мобильность и спекуляция капиталом стала разрастаться до тех пор, пока не обрушился финансовый кризис, который показал несовершенство либеральных взглядов в отношении капитала. Стало ясно, что наиболее эффективным инструментом управления капиталом становится меры государственного регулирования. Главной задачей государственного воздействия является обеспечение устойчивого развития экономики, ее отдельных секторов и привлечение капитала. [2]
Только на уровне государственной политики можно создать условия преодоления кризиса, инфляции и стимулировать вложение капитала, а также создать условия для прозрачности операций с разнообразными формами его преобразования.
Регулирование рынка виртуального капитала - одна из наиболее важных проблем, которую необходимо контролировать государству. Однако государству необходимо правильно выбирать политическую направленность и четко определять цели, которые определяли бы очевидный результат. Современное государство имеет массу пробелов, которые приводят к дестабилизации экономики, и в первую очередь за счет слабого регулирования движения капитала. [3]
Виртуальный капитал характеризуется движением исключительно в виртуальных компьютерных сетях, в виде денег, или в виде специальных прав заимствования, не имеющих вещественной и материальной формы, как правило, обладающие повышенной степенью риска. Виртуальность
проявляется как в месте обитания капитала, так и в вероятности риска. Такая форма капитала характеризуется размытостью единоличного собственника. Кроме того, виртуальный капитал формирует исключительно сферу обращения. Он может менять владельцев по всему миру многократно даже в течение дня и при этом редко проникает в реальный сектор экономики, превращаясь в производственный капитал. Возникновение спекулятивных операций с капиталом, увеличением сделок в виртуальной среде, снижение потоков иностранного капитала в страну, низкий уровень взаимодействия связки «сбережения - инвестиции» слабое функционирование корпоративного капитала, - все это негативно сказывается на динамичном развитии российской экономики, повышение доверия со стороны иностранных государств и роста национального дохода населения. [1]. Государству для эффективного функционирования рынка виртуального капитала необходимо обеспечить всем участникам сферы информационных услуг следующие условия путем внесения изменений в законодательную базу:
1. в отношении равных прав доступа к информации всех участников рынка, исключая дискриминацию, которая обеспечивает здоровую конкуренцию и усиливает процесс развития;
2. ужесточения наказаний в отношении мошеннических действий и злоупотреблений в сфере информационных услуг;
3. обеспечение уверенности домохозяйствам в получении дохода при вложении собственных средств, фирмам - в расширении своей предпринимательской деятельности
4. предоставление свободы выбора всем субъектам рынка: институциональным инвесторам, эмитентам, посредникам и гражданам.
Поскольку позиции виртуального рынка сферы информационных услуг в каждой из стран усиливаются, то можно сказать, данный вид услуг играет особую значимость для укрепления и роста экономики страны, и именно поэтому возникает острая необходимость совершенствовать и усиливать государственное регулирование российского рынка виртуального капитала.
Также приоритетной задачей, которую должно поставить государство, является расширение инвестиционной культуры граждан и увеличение информации о деятельности сферы информационных услуг и рынка
виртуального капитала у частных лиц, иностранных инвесторов и корпоративного сектора.
Государство, ориентирующееся на перспективное развитие экономики страны, может скоординировать все имеющиеся институты на путь развития такого важного сегодня элемента рыночной структуры хозяйствования, как рынка информационных услуг и виртуального капитала. Для этого политическая направленность должна быть сосредоточена на принятии следующих макроэкономических мер:
1. создание благоприятных экономических условий и инвестиционной привлекательности для его последующего развития;
2. формирование информационной прозрачности деятельности рынка виртуального капитала;
3. защита прав инвесторов вне зависимости от национальной принадлежности;
построение отлаженной программы функционирования рынка виртуального капитала, гибко приспосабливаемой к специфичным условиям развития современного российского рынка информационных услуг. Необходимость государственного регулирования виртуального капитала в сети обуславливается следующими причинами:
1. неконтролируемость проводимых операций и владельцев
приобретенного капитала;
2. риск увеличения мошеннических действий;
3. увеличение судебных претензий, которые сложно кому - либо
предъявить;
4. дезорганизация проведения коммерческих операций в сети.
Для решения всех имеющихся проблем государству необходимо определить
четкую политику в отношении проведения электронных операций, таким образом, чтобы не ущемлять права участников рынка и не оказывать чрезмерный контроль, который может привести к снижению положительных эффектов.
Однако, отметим, что в России виртуальные агентства, занимающиеся операциями с капиталом, не подлежат прямому государственному регулированию. Такие Форексные конторы в развитых странах - зона особых свободных отношений, где торговля производится исключительно в сетях
Интернет. И отношения между клиентами и компаниями устанавливаются на доверительных отношениях, установленных правилах игры. Бесспорно, не только отсутствие законодательной базы в России свободного перемещения капитала через сеть препятствует развитию электронных сделок с капиталом. Объективная причина малой развитости - низкая уровень освоения территорий компьютеризации и интернетизации в стране. Недоступность и неумение пользования Интернетом определяет недостаточное развитие сферы информационных услуг в России. Государству для решения этой проблемы следует:
• усилить продвижение Интернета и обеспечивать население услугами Интернет - провайдеров в отдаленных местах;
• больше информировать население о возможных способах использования Интернета, в том числе о применении операций, связанных с проведением электронных сделок;
• создать программы обучения пользованием Интернета, а также сайтов, для той категории лиц, которые в этом нуждаются и хотят принимать участие электронных торгах и операциях.
Такие мероприятия смогут благоприятно сказаться на дальнейшем развитии рынка виртуального капитала, увеличить количество участников рынка и расширить число сайтов, деятельность которых станет прозрачной и подзаконной. Помимо введения законодательных актов по регулированию механизмов функционирования капитала в виртуальной сети, существует необходимость выработки формальных норм и правил, а также создание саморегулируемой организации, формируемой в сети. Образование СРО будет выгодно все участникам рынка: институциональным инвесторам, государству, а также всем другим собственникам, поскольку она выработает комплекс мероприятий и «правил игры» на рынке.
Заключение:
В настоящий момент существует острая необходимость государственного регулирования коммерческой составляющей виртуальной сети. На наш взгляд, главная цель заключается в упорядочении и стимулировании развития сетевого бизнеса и накопления виртуального капитала, а также снижением риска заключения сделок. Вместе с тем, сегодняшнее развитие Интернет - сообщества превращается в независимую
силу, которая функционирует во взаимодействии с государством. Существующая бесконтрольность виртуальной сети может привести в дальнейшем к национальной угрозе в безопасности государства. И именно поэтому, актуальность во внесении в законодательство поправок сейчас и сегодня просто необходимо.
Библиографический список:
1. Корецкий, Ю.М., Молодых, В.А. Роль качества институциональной
среды в эффективности функционирования корпоративного капитала / Ю.М. Корецкий, В.А. Молодых // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика».- 2010г. - № 10.[электронный документ]
(www.ncstu.ru).
2. Шпилева, В.Ф. Безопасность капитала - главная задача современной России / В.Ф. Шпилева // ЭКО, - 2008г., - №4, - С. 163 - 176.
3. The Global Economy in Transition, 1996. P. 73.