Научная статья на тему 'Обоснование экономической эффективности реализации программы SpaceWay для стран-участниц на примере Бразилии'

Обоснование экономической эффективности реализации программы SpaceWay для стран-участниц на примере Бразилии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа SpaceWay / общепланетарное транспортное средство (ОТС) / космическая индустрия / экономическая эффективность / экваториальный линейный город (ЭЛГ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юницкий А. Э., Волошина С. А., Лавриненко В. И.

Рассмотрены возможности экономического роста Бразилии благодаря созданию общепланетарного транспортного средства (ОТС) на её территории. Изучены текущая и прогнозируемая экономическая ситуации, гидроэнергетический и кадровый потенциалы страны. Установлено, что в результате построения ОТС могут быть экономически эффективно реализованы четыре основных направления развития: создание нового поколения транспортной инфраструктуры; получение качественного продукта космической индустрии; использование сырьевых ресурсов космоса; функционирование ОТС как гигантской линейной кинетической электростанции. Проанализирована экономическая эффективность реализации программы SpaceWay, которая для Бразилии превысит триллион долларов в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование экономической эффективности реализации программы SpaceWay для стран-участниц на примере Бразилии»

УДК 332.13

Обоснование экономической эффективности реализации программы $расе\Л/ау для стран-участниц на примере Бразилии

ЮНИЦКИЙ А.Э., ВОЛОШИНА С.А., ЛАВРИНЕНКО В.И. (г. Минск)

Рассмотрены возможности экономического роста Бразилии благодаря созданию общепланетарного транспортного средства (ОТС) на её территории. Изучены текущая и прогнозируемая экономическая ситуации, гидроэнергетический и кадровый потенциалы страны. Установлено, что в результате построения ОТС могут быть экономически эффективно реализованы четыре основных направления развития: создание нового поколения транспортной инфраструктуры; получение качественного продукта космической индустрии; использование сырьевых ресурсов космоса; функционирование ОТС как гигантской линейной кинетической электростанции. Проанализирована экономическая эффективность реализации программы Брасе^Мау, которая для Бразилии превысит триллион долларов в год.

Ключевые слова:

программа Space Way, общепланетарное транспортное средство (ОТС), космическая индустрия, экономическая эффективность, экваториальный линейный город (ЭЛГ).

к,

. осмос - бескрайняя вселенная для инноваций и научно-технического прогресса. Объём мирового рынка космических услуг на сегодняшний день составляет около 400 млрд USD в год и ежегодно вырастает на 4-5 %. С появлением новых типов ракетоносителей и внедрением перспективных технологий прогнозируется ускорение роста данного рынка, объём которого к 2030 г. может увеличиться примерно до 1,5 трлн USD [1]. Наряду с высокой экономической эффективностью данного вида бизнеса космические исследования оказывают серьёзное воздействие на окружающую среду, нанося невосполнимый ущерб биосфере. Актуальность рассматриваемой темы, помимо необходимости строительства общепланетарного транспортного средства (ОТС) с точки зрения спасения планеты Земля и человеческой цивилизации, обусловлена тем, что индустриализация космоса является экономически сверхвыгодной.

Цель данной работы - изучение необходимости создания новой инфраструктуры путём строительства современных производств в космосе для предотвращения экологических проблем на планете и извлечения экономических выгод для всего человечества. Для этого следует обосновать целесообразность и экономическую эффективность от реализации программы SpaceWay для всех стран-участниц на примере конкретной страны, в качестве которой была выбрана Бразилия. Данная работа позволит выявить и рассмотреть ресурсные возможности для построения ОТС, спрогнозировать качественный и количественный эффекты от реализации программы SpaceWay.

Общепланетарное транспортное средство - это геокосмический транспортно-инфраструктурный комплекс многоразового использования для безракетного освоения ближнего космоса с целью создания и функционирования околоземной космической индустрии. ОТС, используя лишь внутренние силы системы, способно выводить грузы на различные круговые экваториальные орбиты за счёт неизменности положения его центра масс в пространстве. ОТС -единственно возможная с позиций законов физики экологически чистая система для геокосмических перевозок [2].

В результате построения ОТС будут реализованы четыре основных направления экономического развития.

1. Создание нового поколения инфраструктуры, а также современного, продвинутого, высокоэффективного и экологичного транспорта, способного выводить за один рейс на орбиту порядка 10 млн тонн грузов и до 10 млн пассажиров, на что современной космонавтике понадобилось бы более 10 тыс. лет.

О

Сборник материалов II международной научно-технической конференции «БЕЗРАКЕТНАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА: ПРОБЛЕМЫ, ИДЕИ, ПРОЕКТЫ»

2. Получение более качественного по сравнению с земным производством продукта космической индустрии (невесомость позволяет производить уникальные материалы, механизмы, оборудование; вакуум в сочетании с невесомостью способствует освоению производства уникальных сверхчистых и сверхпрочных веществ и материалов).

3. Потребление сырьевых ресурсов космоса - добыча на астероидах железно-никелевой руды, платины, кобальта и других минералов; последующая их доставка на земную орбиту.

4. Использование солнечной энергии и других энергетических ресурсов космоса. Например, превышение обратного грузопотока над прямым позволит с помощью ОТС преобразовывать потенциальную и кинетическую энергии космического груза в электричество.

Создание ОТС - мировая программа стоимостью свыше 2 трлн USD [2]. В случае экваториального расположения стартовая эстакада пройдёт по территории 13 стран и по длине составит более 40 тыс. км. В совершенстве для реализации проекта должен объединиться весь мир. Тем не менее, если исходить только из необходимых для строительства ОТС ресурсов, то уже имеющийся на сегодняшний день потенциал Бразилии позволяет реализовать данный проект.

1. Бразилия входит в десятку стран мира с крупнейшими экономиками. Бюджет на 2019 г. утверждён в размере 616 млрд USD (после значительного роста в 2007-2008 гг. развитая экономика Бразилии сократилась на 0,3 % в 2009 г. Однако уже в 2010 г. продемонстрировала завидные темпы экономического роста - 7,5 %. По мнению экспертов, бразильская экономика будет иметь растущий тренд и в 2019-2020 гг., прогнозный прирост 2,3 % и 2,5 % соответственно) [3].

2. Страна имеет огромный гидроэнергетический потенциал (первоначальный запас энергии, необходимый для подъёма ОТС, составляет 4,2 х Ю" кВт-ч; фактически за 2017 г. в Бразилии выработано 5,9 х Ю" кВт-ч [4].

3. Основу экономики Бразилии образует добывающая и производственная промышленность (возможность загрузки имеющихся производственных мощностей и привлечение для работы в космосе высококвалифицированного опытного персонала).

Методология расчёта экономического эффекта от реализации проекта базируется на следующих

допущениях: эффект рассчитывается как разница между вариантом «без учёта проекта» и «с учётом проекта»; в варианте «без учёта проекта» прогнозирование роста основывается на положительной динамике и улучшении экономической ситуации; методика варианта «с учётом проекта» предполагает применение самых передовых технологий. В прямом расчёте не учитываются упущенная выгода и другие косвенные показатели, а также различного вида социальный, политический и экологический эффекты.

Расчёт экономического эффекта от реализации программы в Бразилии:

1) экономический эффект от использования ОТС для геокосмических перевозок определяется разностью стоимости перевозок существующими ракетами-носителями и ОТС. В настоящее время эта разница достигает около 10 млн USD/т (из расчёта по самым низким средневзвешенным ценам доставки грузов на орбиту ракетами). Исходя из планируемого в первый год эксплуатации ОТС объёма перевозок порядка 100 млн тонн грузов, экономический эффект составит 1000 трлн USD (полученный через 20 лет с дисконтом 25 %; в нынешней стоимости денег-лишь 11,5 трлн USD) [2];

2) создание на земной орбите промышленных производств, научных лабораторий, заводов, фабрик, цехов в области энергетики, машиностроения, металлургии, химии, электроники обеспечит экономический эффект от производства и реализации уникальной высококачественной продукции свыше 20 трлн USD в год: продукция чёрной и цветной металлургии, в том числе пеносталь и сверхпроводимые материалы, биопрепараты, лекарства, детали и оборудование для всех видов производств, робототехника, мобильные телефоны и системы связи, различные виды вычислительной техники;

3) космос располагает неограниченными сырьевыми ресурсами; планируется добыча на астероидах железной руды, платины, кобальта, золота, марганца, молибдена, никеля, осмия, палладия, родия и других минералов. Сравнительно небольшой металлический астероид диаметром 1,5 км может содержать в себе различных металлов, в том числе драгоценных, на сумму 20 трлн USD. На астероиде диаметром 1 км может находиться до 2 млрд тонн железно-никелевой руды (в денежном эквиваленте около 112 млрд USD [5]);

4) при загрузке космической индустрии на полную мощность обратный грузопоток с орбиты на планету

ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ SPACEWAY ДЛЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ НА ПРИМЕРЕ БРАЗИЛИИ

Юницкий А.Э., Волошина С.А., Лавриненко В.И. (г. Минск)

значительно превысит прямой грузопоток, что позволит преобразовывать потенциальную и кинетическую энергию космического груза в электричество. Благодаря этому явлению себестоимость перевозок приобретёт «отрицательное значение». Это означает, что геокосмический комплекс ОТС станет приносить прибыль не как транспорт, а как гигантская линейная кинетическая электростанция с чистой энергетической прибылью около 200 USD за тонну избыточного груза, т. е. 400 млн тонн избыточного груза в год обеспечат чистую энергетическую прибыль в сумме 80 млрд USD;

5) для того чтобы организовать оптимальные материальные потоки, в Бразилии можно построить огромный логистический центр для развозки космической продукции по Северной и Южной Америке. Высокоразвитая транспортная инфраструктура позволит эффективно осуществлять мультимодальные перевозки. Годовой экономический эффект от его функционирования составит более 100 млрд USD;

6) создание и использование транспортно-инфра-структурного комплекса TransNet протяжённостью более 2 тыс. км (высокоскоростная, городская, гиперскоростная трассы), совмещённого со стартовой эстакадой ОТС, позволит получать от осуществления пассажиро- и грузоперевозок годовой экономический эффект свыше 100 млрд USD, который с учётом роста спроса на космическую продукцию и эффективного функционирования логистической системы будет увеличиваться;

7) при возведении вдоль стартовой эстакады ОТС линейного пешеходного города кластерного типа население переместится в экологически чистую зону, благодаря чему повысится безопасность и улучшится качество жизни, будет обеспечена экономия ресурсов. Кроме того, увеличится престиж и инвестиционная, а также туристическая привлекательность данной территории. Годовой экономический эффект от этого фактора составит более 100 млрд USD.

Экономический эффект от функционирования программы SpaceWay как от единого комплекса позволит превзойти результат от использования каждого его составного элемента по отдельности (экваториальный линейный город, общепланетарное транспортное средство, космическое индустриальное ожерелье «Орбита»), Таким образом проявится синергетический эффект от индустриализации космоса, который для Бразилии достигнет более триллиона долларов в год.

Наряду с большим количеством преимуществ процесс масштабного строительства всё же имеет определённые недостатки: вынужденная вырубка части леса и выведение сельскохозяйственных земель из оборота для образования необходимого землеотвода с полосой безопасности; создаваемый дискомфорт для морских организмов в зоне строительства на водных территориях. Однако процесс строительства, проводимый в рамках норм экологической безопасности, гарантирует минимизацию вредного влияния.

Технологический путь развития повлёк за собой множество негативных изменений в биосфере. Единственным вариантом предотвращения её необратимой деградации, а с ней и деградации человеческого рода, является перенос техносферы за пределы биосферы, т. е. индустриализация космоса.

Таким образом, создание ОТС предоставит техносфере нишу вне биосферы, а также позволит осуществить один из самых коммерчески привлекательных проектов в истории человечества. В процессе изучения имеющегося ресурсного потенциала для построения ОТС в Бразилии авторами данной статьи выявлены перспективные направления развития и произведена их экономическая оценка. Предусматривается получение экономических выгод от создания нового поколения высокопроизводительной транспортной инфраструктуры, возможности получения уникального и качественного продукта космической индустрии, доступности использования сырьевых и энергетических ресурсов космоса, функционирования ОТС как гигантской линейной кинетической электростанции, а также возведения линейного пешеходного города, что наряду с предотвращением экологических проблем обеспечивает экономическую эффективность от реализации проекта 5расеШау.

Сборник материалов II международной научно-технической конференции «БЕЗРАКЕТНАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА: ПРОБЛЕМЫ, ИДЕИ, ПРОЕКТЫ»

L =-

Литература

1. Бизнес рвётся в космос / Российская бизнес-газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rg.ru/2015/09/22/kosmos.html/. - Дата доступа: 12.05.2019.

2. Юницкий, A3. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание / А.Э. Юницкий. - Сила-крогс: ПНБ принт, 2019. - 576 С: ил.

3. Gross domestic product ranking table / World Development Indicators // The World Bank [Electronic resource], - Mode of access: http.// databank. worldbank.org/data/download/GDP.pdf. -Date of access: 12.05.2019.

4. Энергетический комплекс Бразилии // EES EAEC [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. eeseaec.org/energetika-stran-mira/energetika-stran-mira-centralnaa-i-uznaa-amerika/energeticeskij-profil-brazilii/elektroenergeticeskij-kompleks-brazilii/. - Дата доступа: 12.05.2019.

5. Lewis, J.S. Mining the sky: untold riches from the asteroids, comets, and planets / J.S. Lewis. - Boston: Addison-Wesley Publishing Company, 1997. - 274 p.

ШЖ*

ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭРАСЕШАУ ДЛЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ НА ПРИМЕРЕ БРАЗИЛИИ

Юницкий А.Э., Волошина С.А., Лавриненко В.И. (г. Минск)

© Юницкий А.Э., 2019 © Волошина С.А.,2019 ©Лавриненко В.И,2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.