УДК 630*372
ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДОЩАДЯЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗРАБОТКИ ЛЕСОСЕК НА БАЗЕ МОБИЛЬНЫХ КАНАТНЫХ УСТАНОВОК
младший научный сотрудник А. В. Бондаренко кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры лесной промышленности, метрологии, стандартизации и сертификации А. С. Черных кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры лесной промышленности, метрологии, стандартизации и сертификации В. В. Абрамов ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» [email protected], [email protected], уйаН 1980а@таП.ги
В настоящее время около 20 % всей лесопокрытой площади России приходится на горные леса, при этом доля запаса древесины на данных территориях около 30 % от общего по стране. Одной из основных особенностей лесозаготовок в горных районах является более высокая стоимость их проведения, связанная со сложными условиями работ из-за рельефа местности. Особенно существенно увеличиваются затраты на первичный транспорт и вывозку леса.
Выбор наиболее адаптированных технических средств, оптимизация их режимов работы, обоснование экономичных схем транспортировки древесины с позиции дифференцированного подхода к разрабатываемым участкам остаются наиболее актуальными направлениями совершенствования производственной деятельности лесозаготовительных предприятий на данных территориях. Правила рубок в горных лесах нашей страны выработаны в основном с позиции последующего успешного естественного возобновления, поэтому проведение исследовательской работы по обозначенным направлениям повышения эффективности транспортировки древесины не может рассматриваться без
обеспечения сохранения компонентов леса в необходимом объеме [1, 3, 4].
Использование для внутрилесосечного транспорта традиционных технических средств (многооперационных машин, трелевочных тракторов) приводит к разрушению почвы, подроста, части растущих деревьев, наносит невосполнимый ущерб природе леса, вызывает оползни, эрозию почв, и даже гибель целых лесных массивов. Поэтому наиболее предпочтительным вариантом для горных лесов на первичной транспортировке древесины являются канатные установки, особенно самоходного типа - без значительных трудовых и материальных затрат на монтажно-демонтажные работы, а также перебазирование. Они не имеют ограничений по уклону разрабатываемой местности, наиболее приспособлены к экологическим особенностям горных лесов и отличаются, к тому же, минимальной энерго- и металлоемкостью, достаточно высокой производительностью, обеспечивают требования техники безопасности транспортных работ. Сравнение эффективности использования канатных установок и традиционной тракторной технологии показывает, что по длине трассы канатные установки вне конкурен-
ции; по энергозатратам - расход горючего в 4...5 раз меньше относительно трактора; по затратам на ремонт и техобслуживание канатные установки также на много экономичнее, чем трактор. Кроме этого, работа канатных установок не лимитируется природными условиями и временем года. Но главным их преимуществом является полное соответствие, экологическим условиям сохранения лесной среды: перемещая грузы в подвешенном состоянии, канатные установки способствует сохранению почвенного покрова и подроста, предупреждению повреждений корневых систем оставленных растущих деревьев и сохранению всех сопутствующих живому лесу даров природы.
Для принятия научно-обоснованных решений на стадии технологического проектирования по использованию самоходных канатных установок требуется учитывать кроме рельефа местности - конфигурацию лесосеки, непредсказуемо изменяющуюся по естественным ее рубежам (скале, хребту, балке, речке и т.п.); лесо-таксационные показатели насаждения (запас, объемы хлыстов, состав насаждения); способ рубки; вид транспортируемой древесины; характеристику технических средств. Достоверность прогнозируемых результатов функционирования различных вариантов техники с такой высокой чувствительностью к условиям производства и природной среды возможна только на основе использования современных методов моделирования и имитации транспортных процессов [5, 6, 7].
Для этого необходимо решение следующих задач: структуризация циклового времени трелевки по всем исследуемым
вариантам разнотипной техники; установление теоретических зависимостей по каждой составляющей продолжительности трелевки от ее основных факторов влияния; разработка информационно-логических блок-схем и имитационных моделей функционирования техники; сбор информации для моделирования в различных условиях производства и природной среды; проверка построенных моделей на адекватность в конкретных лесоэксплуатационных условиях; корректировка полученных моделей в случае не соответствия их реальной действительности.
Общее время, затрачиваемое самоходной канатной установкой на разработку лесосеки, согласно принятому в работе подходу [2], определяется формулой:
Т б _ г + гд + г + г о , (1)
раб м.ку дм.ку п.л. т.дер ' V /
где гмку - время на монтаж установки на
расчетном участке, с;
гдм ку - время на демонтаж установки
на расчетном участке, с;
гпл - время на переезды между лентами на расчетном участке, с;
гт дер - время, затрачиваемое на трелевку всех деревьев на расчетном участке, с.
Время на монтаж и демонтаж установки, будет описываться формулами:
А
г _ — ■ г ,
м. ку д м. ку.л '
_ А
гдм.ку д гдм.ку.л '
(2) (3)
где А - длина расчетного участка, м;
Д - ширина разрабатываемой пасе-
ки, м;
гм.ку.л , гдм.ку.л - время монтажа и демонтажа установки на одной разрабатываемой ленте соответственно, с.
Время монтажа и демонтажа канат-
ной установки на одной разрабатываемой ленте, определяется по формулам и, соответственно.
г _г,+г г ^ +г„+г. + г
м.ку.л м1 м2
(4)
где гм1 - время на фиксацию канатной установки, с;
гм 2 - время на переход работника с монтажным тросиком от канатной установки к опорному дереву, с одновременным переходом одного человека с технологическим оборудованием, с;
г
м 3
время на фиксацию опорного
^дм.ку.л гдм1 + г
м3 м4 м5 м6
блока на дереве, с;
гм 4 - время на установку растяжек
для опорного дерева, переход к канатной установке, и возврата монтажного троса к канатной установке, с;
гм5 - время запасовки грузового троса, с;
6 - время на монтаж каретки, с.
(5)
дм 2
+ гдм3 + гдм4 + гдм5
где г
дм1
г
время на демонтаж каретки, с;
1дм 2 - время сматывания несущего каната на барабан, с;
гдм 3 - время на переход работников к опорному дереву, с;
гдм 4 - время на демонтаж растяжек и опорного блока и на переход работника от
2Ь
гм1 _ г
м1
ф. м. р
+(-
у. р.ку
опорного дерева к канатной установке с монтажным оборудованием, с;
гдм 5 - время на демонтаж растяжек канатной установки и фиксации ее мачты в транспортное положении, с.
Время на фиксацию канатной установки, определяется по следующей формуле:
• К,
у. р
V
+ гз.р.ку ) • Хр.
р.ку
(6)
п. р. у. р
где гфмр - время фиксации мачты в рабочем положении, с;
^ - расстояние, на котором устанавливается растяжка при фиксации мачты канатной установки, м;
Кур - коэффициент увеличения пути проходимого работником за счет обхода естественных препятствий;
Кпрур - средняя скорость перехода работника при установке растяжек, м/с;
г
-зрку время, затрачиваемое на зацепку одной растяжки для фиксации мачты канатной установки, с;
Хрку - количество растяжек для
фиксации мачты канатной установки.
Время на переход работника с монтажным тросиком от канатной установки к опорному дереву, определяется по формуле: L
..............(7)
г 2 _
м 2
т.ку
V
• К
у. р
п.ф.к.д
где
Ь
т.ку
протяженность трассы канат-
ной установки или расстояние от канатной установки до опорного дерева (можно принимать равным ширине лесосеки), м;
Упфкд - скорость перехода работника с монтажным тросиком для фиксации
t
м 4
(
2Ьу.р.д • Ку.р
п. р. у. р
каната на опорном дереве, м/с.
Время на установку растяжек для опорного дерева, переход к канатной установке, и возврата монтажного троса к канатной установке в виду параллельности некоторых операций по времени определяется по формуле:
+р.д) • ^+• К
V,
у. р
(8)
х.п. р
где Lурд - расстояние, на котором устанавливается растяжка при фиксации блока на опорном дереве, м;
tзрд - время, затрачиваемое на зацепку одной растяжки для фиксации блока на опорном дереве, с;
Nр д - количество растяжек для фиксации блока на опорном дереве;
Ухп- скорость холостого перехода
работников по лесосеке, м/с.
Время запасовки грузового каната определяется формулой:
2 • Ь_„, + Ь
^м5
т.ку
V
• К
у. р
(9)
где Ьзк - дополнительная длина каната для нормальной запасовки, м;
Уск - скорость сматывания каната
лебедкой канатной установки.
При демонтаже канатной установки затраты времени на переход работников к опорному дереву, определяются по формуле 7, куда вместо скорости перехода работника с монтажным тросиком подставляется скорость холостого перехода рабочего по лесосеке. Время на демонтаж растяжек и опорного блока и на переход работника от опорного дерева к канатной установке с монтажным оборудованием находятся по формуле:
t
дм 4
_ . (2Ьу.р.д ' Ку.р
об( V
+ to.р.д ) • +
ь
т.ку
р.д
п. р. у. р
где to рд - время, затрачиваемое на отцепку одной растяжки для опорного дерева, можно принять равным времени на зацепку растяжки, с;
1об - время, затрачиваемое на отцепку опорного блока, с;
Уп мо - скорость перехода работника с
монтажным оборудованием по лесосеке, м/с. При демонтаже растяжек канатной
• К
у. р
(10)
установки и фиксации ее мачты в транспортном положении затраты времени определяется по формуле 6. Где вместо времени фиксации мачты установки подставляется время на ее установку в транспортное положение, а вместо времени зацепки растяжки время ее снятия.
Время на переезды между лентами на расчетном участке определяется по формуле:
Тп.л._ А • С^, (11)
где Сдвку- коэффициент, учитывающий
дополнительное время, затрачиваемое на остановку, дополнительные переезды и разворот канатной установки перед ее установкой на разрабатываемой ленте.
Время трелевки всех деревьев на расчетном участке определяется по формуле:
(12)
^т.дер.в(пп)
где г
б
у. л
гт.п.дерв(пп) + м • к
, (13)
среднее время трелевки од-
т.п.дерв(пп)
ной пачки деревьев на волоках или полупасеках, с;
бу.л -
запас леса, приходящийся на
/ +г А
т.дер т.дер.в т.дер.пп'
где гт
г
время трелевки всех
т.дер.в? т.дер.пп
деревьев на волоках и полупасеках, с.
Время трелевки всех деревьев на волоках и полупасеках определяется по формуле:
гт.п.дерв( пп) ^т.д.1 + ^т.д.2
где гтд1 - время натяжения грузового каната для перемещения каретки, с;
гтд2 - среднее время перемещения каретки к месту формирования пачки, с;
волоки или полупасеки, м ;
Мку - объем пачки деревьев трелюемой канатной установкой на волоке, м3.
Среднее время трелевки одной пачки деревьев на волоках и полупасеках определяется по формуле:
+ гт.д3 + гт.д.4 + ^т.д.5 + ^т.д.6 , (14)
г
т.д.6
время отцепки пачки деревь-
ев, с.
- среднее время формирования
гт.д.3
пачки, с;
гтд4 - время натяжения грузового каната для перемещения каретки с пачкой деревьев, с;
Среднее время перемещения каретки к месту формирования пачки определяется по формуле:
г.
.д.2
Ьт.ку
2 • К
(15)
гтд5 - время трелевки пачки деревь-
ев, с;
где Уух - скорость холостого хода каретки канатной установки, м/с.
Среднее время формирования пачки определяется по формуле:
гт.д.3 го.к. + гч.д.
где го к - время опускания каретки для зацепки пачки деревьев, с;
гчд - среднее время чокеровки одного дерева, с;
Мк.у. • Кр + ^о.б.р
V
(16)
^хл ' о.б.р
Уоб - скорость отхода работника на
безопасное расстояние, м/с.
Время трелевки пачки деревьев определяется по формуле:
Ь
о.б. р
расстояние, на которое дол-
г
.д.5
жен отойти чокеровщик после зацепки пачки, м;
Ьт.ку
2 • V,
(17)
где Угх- скорость рабочего хода каретки канатной установки, м/с.
Время отцепки пачки деревьев определяется по формуле:
t д6 _ t +1 д ■ МкуКр , (18) т.д.6 о.к.п о.ч.д. ' V >
Ях
где tn
■окп - время опускания каретки с пачкой деревьев» с;
¿оч д - среднее время отцепки чокера
с одного дерева, с.
Представленная аналитическая модель функционирования самоходной канатной установки позволяет определять продолжительность ее работы на лесосеке в широком изменении факторов: предмета труда, условия работы, технологии и технического средства. В дальнейшем на ее основе рекомендуется разработка информационно-логических блок-схем и имитационных моделей функционирования канатных установок для принятия научно-обоснованных решений на стадии технологического проектирования по выбору наиболее адаптированных к конкретным лесоэксплуатационным условиям горной местности технических средств, оптимизации режимов их работы, а также обоснованию наиболее экономичных схем работы внут-рилесосечного транспорта.
Библиографический список
1. Абрамов В.В. Имитационное моделирование работы трелевочных средств на выборочных рубках: Деп. в ВИНИТИ 22.07.2008, № 631-В2008. Воронеж, 2008. С. 96.
2. Луценко Е. В. Эффективные объемы лесозаготовительного производства в условиях горных лесных массивов Дальнего Востока // Актуальные проблемы лесного комплекса/ Под ред. Е.А. Памфилова. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Брянск: БГИТА, 2010. Выпуск 25. С. 160-162.
3. Пошарников Ф.В., Абрамов В.В., Бондаренко А.В. Оптимизация параметров работы трелевочных средств при уходе за насаждением: Деп. в ВИНИТИ 14.07.2011, № 342-В2011. Воронеж, 2011. С. 41.
4. Пошарников Ф.В., Абрамов В.В., Бондаренко А.В. Анализ технологий и технических средств для выполнения транспортировки древесины в условиях горной местности: Деп. в ВИНИТИ 14.07.2011, №
343-В2011. Воронеж, 2011. С. 35.
5. Пошарников Ф.В., Абрамов В.В., Бондаренко А.В. Моделирование процесса транспортировки древесины в горной местности: Деп. в ВИНИТИ 14.07.2011, №
344-В2011. Воронеж, 2011. С. 31.
6. Пошарников Ф.В., Абрамов В.В. Выполнение трелевки в условиях постоянного и непрерывного лесопользования // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. 2008. №6. С. 108-111.
7. Пошарников Ф.В., Абрамов В.В., Бондаренко А.В. Разработка математической модели трелевки древесины в условиях несплошных рубок // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2. URL: http://www.stience-educati-on.ru/102-5521 (дата обращения: 17.04.2013).