_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338
Р.Г. Абакумов
К.э.н., доцент В.В. Криволапова студентка БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация
ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Аннотация
В статье рассматривается ранжирование подходов к оценке экономической и социальной эффективности проектов освоении новых территорий в аспекте региональной конъюнктуры рынка недвижимости, строительных материалов и технологий.
Ключевые слова Государственное регулирование, жилищное строительство.
Управление процессом развития и роста рынка жилищного строительства является одним из главных разделов в системе управления регионом. Ее ключевая задача, имеющая высокую социальную значимость, связанна с созданием необходимых условий для жизнедеятельности каждого человека, является обеспечение населения жильем.
Актуальность темы разработки новых подходов к совершенствованию организационно -экономического механизма рационального управления развитием рынка жилищного строительства вызвана, главным образом, тем, что сложившиеся методы управления не всегда позволяют достичь поставленных целей социально-экономического роста, а именно повышения обеспеченности жильем и улучшения жилищных условий населения.
Необходимость реализации экономических функций подразумевает наличие у государства определенного механизма. В условиях рынка государственное регулирование экономики -целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы. Все используемые правительством регуляторы экономической жизни общества можно отнести к способу прямых или косвенных методов воздействия на экономику.
Методы прямого регулирования основаны на законодательных и нормативных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты вынуждены принимать решения, основанные не на независимом экономическом выборе, а на предписаниях государства.
Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования[3, с.121].
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, которые при самостоятельном принятии экономических решений субъектами экономики направляли бы их к вариантам, соответствующим экономическим целям государства [2, с.140].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_
Так, в соответствии с перспективными планами развития отечественного строительного комплекса в 1997 г. в Российской Федерации была утверждена Указом Президента РФ Федеральная целевая программа «Свой дом».
Цель данной программы заключается в ускорении решения жилищной проблемы в интересах российских граждан путем предоставления населению качественных комфортных индивидуальных жилых домов. Анализ показывает, что в 1997 году ввод в эксплуатацию общей площади индивидуальных жилых домов увеличился в 1,4 раза, в то время как его доля в общем объеме ввода жилья составила более 23%.
Но до настоящего времени проблема жилья в Северо-Западном регионе остается достаточно острой. Средняя обеспеченность жильем, например, в Санкт-Петербурге составляет около 20 квадратных метров на одного жителя, что значительно уступает аналогичным показателям в странах Западной Европы. Существенная часть жилья в ветхом состоянии. Низкий уровень объема жилищного строительства сдается в эксплуатацию в северо-западном регионе.
Социально-экономическая политика в сфере развития социальной инфраструктуры сельских территорий также содержит малоэффективные инструменты привлечения инвестиций, стимулирования строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов, обеспечивающих функционирования социальной сферы в селах. Зачастую она представляет собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на эффективное решение целевых задач в области разностороннего развития сельских территорий, но не предусматривает управления инвестициями [3].
Предлагаются меры по управлению инвестициями в социальную инфраструктуру сельских территорий, такие как, систематизация управления инвестициями путем использования типологии сельских территорий по показателям социального развития. В каждом объединении сельских территорий создать инвестиционную компанию, которая занималась бы строительством объектов социальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства. Также, привлечение дополнительных источников инвестиций, укрепление законодательных основ развития социальной инфраструктуры сельских территорий и совершенствование механизма оценки деятельности администраций муниципальных районов по развитию социальной инфраструктуры.
На основании изучения проблем управления инвестициями в социальную инфраструктуру сельских территорий следует подчеркнуть, что:
1. Привлечение инвестиций в социальную инфраструктуру сельских территорий - важнейшая народнохозяйственная задача, а управление этим процессом поможет решить её.
2. Каждый регион России, учитывая систему факторов, которые оказывают наибольшее влияние на развитие услуг социальной инфраструктуры, может подобрать своевременный комплекс мер по решению социальных и экономических проблем, существующих в её развитии.
3. Наиболее эффективным механизмом развития общественной инфраструктуры является инновационное муниципально-частное партнерство (МЧП). МЧП ориентировано на обеспечение баланса интересов государства и частного предпринимательства, развитие инновационной активности экономических субъектов и повышение эффективности государственного управления. МЧП из обычной схемы привлечения инвестиций превращается в эффективную форму управления инвестиционными проектами.
4. Реализация проектов социального развития села может быть осуществлена с использованием как муниципального либо частного финансирования, так и с применением механизмов частно-муниципального и муниципально-частного партнерства, реализация которых окажет непосредственное воздействие на динамику уровня жизни населения.
5. Построенный сегодня в России механизм реализации задач посткризисного и социально-экономического развития регионов на основе государственно-частного партнерства, находится пока в стадии развития и потому требует значительного совершенствования, как законодательно-правовой, так и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
методологической базы.
Список использованной литературы:
1. Щенятская М.А., Наумов А.Е. Совершенствование методологии сравнительной оценки эффективности альтернативных инвестиционных проектов в жилищном строительстве // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 6. С. 264-268.
2. Авилова И.П., Жариков И.С. Методика оценки экономической эффективности реконструкции действующего производственного предприятия, расположенного в черте города, посредством его перепрофилирования в здание коммерческого назначения // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 3. С. 138-141.
3. Абакумов Р.Г. Методология системного исследования управления воспроизводством основных средств // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 4. С. 120-123.
© Абакумов Р.Г., Криволапова В.В., 2016
УДК 338
Р.Г. Абакумов
К.э.н., доцент А.П. Линкова студентка гр. УН-41
БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к управлению обеспечением материальными ресурсами инвестиционно-строительного процесса. Выделены закономерности и принципы управления, рассматривается балансовая модель управления.
Ключевые слова Инвестиционно-строительный процесс, ресурсы, управление.
Быстрый рост населения приводит к постепенному увеличению потребности в жилье и объектах социальной инфраструктуры, промышленных объектах и местах приложения труда. Это приводит к увеличению объемов строительства, что влечет за собой и увеличение потребности в материальных ресурсах, используемых для строительного производства. Недостаточная обеспеченность инвестиционно-строительного процесса материальными ресурсами приводит к дополнительным затратам на поиск поставщиков, а также увеличивает риски, связанные со сроками поставок, что, в конечном итоге, может привести к срыву сроков строительства и снижению эффективности деятельности.
Инвестиционно-строительный процесс охватывает весь цикл работ по созданию строительных объектов - от проектирования до ввода их в действие, с необходимыми для этого строительной базой и производством специальных видов материальных ресурсов [1]. Его реализацию осуществляет совокупность предприятий материального производства и проектно-изыскательских работ, обеспечивающих воспроизводство основных средств, участвующих в создании строительной продукции. К ним относят