Научная статья на тему 'Обои в жилом интерьере'

Обои в жилом интерьере Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1669
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОИ АКРИЛОВЫЕ / ОБОИ ВИНИЛОВЫЕ / ОБОИ ГОБЕЛЕНОВСКИЕ / ОБОИ ШТОФНЫЕ / ОБОИ ТКАНЕВЫЕ / ПРИНТЫ / ОБОИ БУМАЖНЫЕ / НАСЫПНЫЕ ОБОИ / АМПИР / ГРИЗАЙЛЬ / ACRYLIC WALLPAPER / VINYL WALLPAPER / TAPESTRY WALLPAPER / BROCADE WALLPAPER / FABRIC WALLPAPER / PAPER WALLPAPER / POWDER WALLPAPER / EMPIRE STYLE / GRISAILLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махлина Светлана Тевельевна

Обои узорчатая бумага или особые материи, служащие для оклейки стен. Бумажные обои появились в Европе в конце XV в. К началу XIX в. бумажные обои вошли в широкое употребление. В России бумажные обои получили распространение в первой половине XIX в., но первые обои появились в эпоху зарождения классицизма. К концу XVIII в. бумажные обои использовались в оформлении интерьеров по всей России столичная мода проникла в провинции. В начале XIX в. обои вышли из моды, оставаясь лишь в провинции. Мода на обои вновь возникла в эпоху позднего ампира в 1820-1830-х гг. В XIX в. обойная продукция в России достигает европейского уровня. Обои надолго остались самым распространенным материалом оформления стен в жилищах рядовых горожан. К середине XX в. появились влагостойкие (моющиеся), звукопоглощающие (ворсовые) обои. Сегодня бумажные обои остаются самыми распространенными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wallpaper in residential interior

Wallpaper is decorated paper or special fabrics for walls. Paper wallpaper appeared in Europe at the end of XVth century. Since the beginning of XIXth century paper wallpaper has been widely used. In Russia paper wallpaper first appeared at the first half of XIXth century, but first wallpaper appeared at the beginning Classicism period. By the end of XVIIIth century paper wallpaper had been used in decorating interiors all over Russia the capital fashion had reached the periphery. At the beginning of XIXth century wallpaper was out of fashion and it was used in the periphery only. But it became fashionable again during late Empire style period in the 1820-1830's. In XIXth century wallpaper production industry reached European level. Wallpaper has long been the most spread material for decorating walls in houses of common people. In the middle of XXth century washable and soundproof wallpapers appeared. Nowadays paper wallpaper is the most widely used.

Текст научной работы на тему «Обои в жилом интерьере»

УДК 747"14/19"

С. Т. Махлина Обои в жилом интерьере

Обои - узорчатая бумага или особые материи, служащие для оклейки стен. Бумажные обои появились в Европе в конце XV в. К началу XIX в. бумажные обои вошли в широкое употребление. В России бумажные обои получили распространение в первой половине XIX в., но первые обои появились в эпоху зарождения классицизма. К концу XVIII в. бумажные обои использовались в оформлении интерьеров по всей России -столичная мода проникла в провинции. В начале XIX в. обои вышли из моды, оставаясь лишь в провинции. Мода на обои вновь возникла в эпоху позднего ампира в 1820-1830-х гг. В XIX в. обойная продукция в России достигает европейского уровня. Обои надолго остались самым распространенным материалом оформления стен в жилищах рядовых горожан. К середине XX в. появились влагостойкие (моющиеся), звукопоглощающие (ворсовые) обои. Сегодня бумажные обои остаются самыми распространенными.

Ключевые слова: обои акриловые, обои виниловые, обои гобеленовские, обои штофные, обои тканевые, принты, обои бумажные, насыпные обои, ампир, гризайль

Svetlana T. Makhlina Wallpaper in residential interior

Wallpaper is decorated paper or special fabrics for walls. Paper wallpaper appeared in Europe at the end of XVth century. Since the beginning of XIXth century paper wallpaper has been widely used. In Russia paper wallpaper first appeared at the first half of XIXth century, but first wallpaper appeared at the beginning Classicism period. By the end of XVIIIth century paper wallpaper had been used in decorating interiors all over Russia - the capital fashion had reached the periphery. At the beginning of XIXth century wallpaper was out of fashion and it was used in the periphery only. But it became fashionable again during late Empire style period in the 1820-1830's. In XIXth century wallpaper production industry reached European level. Wallpaper has long been the most spread material for decorating walls in houses of common people. In the middle of XXth century washable and soundproof wallpapers appeared. Nowadays paper wallpaper is the most widely used.

Key words: acrylic wallpaper, vinyl wallpaper, tapestry wallpaper, brocade wallpaper, fabric wallpaper, paper wallpaper, powder wallpaper, Empire style, Grisaille

Обои - узорчатая бумага или особые материи, служащие для оклейки стен. Бумажные обои появились в Европе в конце XV в. Изначально они использовались только для отделки внутренних поверхностей шкафов, шкатулок, выдвижных ящиков комодов. Потом ими стали оклеивать гардеробные, кладовки. Тогда обои представляли собой небольшие листы размером примерно 50x55 см. Изготавливали их мастера, которые назывались «доминотьеры», так как сами бумажные обои того времени назывались «домино». Только в конце XVII - начале XVIII в. производство обоев выделилось в отдельную отрасль промышленности. В XVII-XVIII вв. Европа познакомилась с бумажными обоями, пришедшими из Китая. В это время сформировались композиции, сюжеты, мотивы декора, колорит и технические приемы их изготовления.

Сначала рисунок на обоях «домино» печатался темным контуром и раскрашивался по трафарету. Потом стали использовать для каждого цвета отдельную форму. Первым таким спосо-

бом стал производить обои французский гравер Ж. Папийон. Он начал выпускать в 1688 г. бумажные шпалеры. Композиции больших листов соединялись по рисунку в процессе наклеивания на стену. Во Франции во второй половине XVIII в. наибольшего совершенства в производстве обоев достиг Ж.-Б. Ревейон. Начинал он с импорта английских обоев и подражания им. В 1783 г. он основал собственную обойную фабрику, которая в 1783 г. получила статус королевской. Ревейон имитировал фрагменты древнеримских стенных росписей Геркуланума и Помпей, создавал обои в «этрусском» стиле и в восточном духе, с многообразными цветочными композициями, имитацией камей, мозаики, резьбы, гротесковыми композициями. Обои его работы, к счастью, сохранились в Итальянском павильоне Останкинского дворца (1792-1798) графа Н. П. Шереметева.

В Англии рисунок обоев имитировал индийский набивной текстиль, китайские вышивки, шелк, кружева, итальянскую парчу. Кроме того, имитировались лепные фризы, карнизы,

резные рамы, мозаика. Значительным мастером был гравер Д. Б. Джексон. Он впервые применил технику светотеневой печати кьяроскуро. Первоначально производство обоев было ручным. После изобретения писчебумажной машины стало промышленным. К концу XVIII в. существовало два способа применения промышленных обоев. Стены либо покрывались сплошь обоями, либо обои клеили на холст, натянутый на раму, которая потом закреплялась на стену. Во втором способе наиболее полно проявляются традиции обивки стен штофными драпировками, популярными в XVIII в.

К началу XIX в. бумажные обои вошли в широкое употребление. Декор их стал подражать дорогим видам отделки (дереву, мрамору, коже). Все же большинство рисунков на обоях имитировало ткань. Как правило, рисунок обоев всегда соответствовал господствующему в искусстве стилю. Иногда для создания рисунков обоев привлекались знаменитые художники, например, Анри Ван де Вельде и Отто Экман создавали рисунки для роскошных обоев стиля модерн в венских мастерских.

«Моя умывальная была оклеена обоями, на которых по ярко-красному полю были пущены черные и белые цветы, и вот к этим обоям, казалось бы, мне нелегко будет привыкнуть. Но они только создавали ощущение новизны, не сталкивались, а соприкасались со мной, из-за них я теперь вставал весело, но по-иному и с по-иному громким пеньем, они только ставили перед моими глазами что-то вроде мака, чтобы я смотрел на мир, совсем непохожий на тот, который открывался моему взору в Париже, что-то вроде веселеньких ширм, которые представлял собою этот новый для меня дом...»1.

В России бумажные обои получили распространение в первой половине XIX в., но первые обои появились в эпоху зарождения классицизма. Уже в 1754 г. в Петербурге существовала мануфактура бумажных обоев, за ней открылось множество подобных производств. Но их продукции долгое время предпочитали французские «бумажки». Кроме того, в России пользовались английскими и немецкими, а также китайскими обоями. Сначала обои получили распространение в московской среде. Им отдавалось предпочтение уже в 1760-е гг. Ирина Ефремова пишет: «однотонными „бумажками", имитировавшими зеленое сукно, обклеивали большинство парадных покоев в домах княгини Е. С. Куракиной на Новой Басманной и князя А. Б. Куракина на Лубянке. В парадной столовой дома Н. Н. Демидова на Басманной стены были обклеены „мраморными обоями", известно также и о широком применении однотонных с

цветным бордюром „бумажек" в старых кусковских хоромах, и во многих других московских домах»2. Примером использования обоев может служить Останкинский дворец князя Н. П. Шереметева, в котором использовались «бумажки» различного производства, так что «только на его примере можно составить довольно полное представление о европейской обойной продукции последней четверти XVIII в.»3.

Во второй половине XVIII в. было введено в моду английским декоратором Р. Адамом и получило широкое распространение в отделке классицистических интерьеров папье-маше в сочетании с обоями. В России это нововведение было хорошо принято. Таким способом декорировались ширмы, экраны, дверные панели, зеркала, мотивы повторялись в мебели, осветительных приборах. Зачастую декоративные вазоны, тумбы и постаменты обклеивались в соответствии с декорировкой нижней части стенной панели обоев под малахит, порфир и т. п.

Другой способ использования обоев - «бумажная филигрань»: цветную или золоченую гофрированную бумагу сворачивали с бисером и перламутровой крошкой в тугие рулончики. Затем их разрезали, придавая срезам различные очертания. Из них собирали изысканный растительный орнамент и наклеивали на мебель -туалетные столики, шкатулки, каминные экраны, рамы.

В конце XVIII в. широко применялись полосатые обои. Полосы состояли либо из тонкой графичной сетки, либо стилизовали игру светотени в складках драпировочной ткани. Реже применялся гротеск, пришедший «в классицизм из Ренессанса, который, в свою очередь, подражал древнеримским образцам»4.

К концу XVIII в. бумажные обои использовались в оформлении интерьеров по всей России - столичная мода проникла в провинции. Наряду с печатными фабричными ообями, стены и потолки оклеивали бумагами, а затем их окрашивали и расписывали. Поверхность стен в жилых домах утрачивает орнамент. Они становятся монохромными. Так, гостиные чаще всего окрашивают в насыщенный темно-синий цвет, кабинеты и спальни - в зеленый. Потолки также окрашивались в тон стенам. Популярным было сочетание голубых потолков с зелеными стенами. В парадных комнатах в центре потолка рисовали розетку в технике гризайль. Сопряжение потолка с карнизом отделывалось особым образом. Полоса на потолке и полоса на стене изображали штукатурный карниз. Иногда они обозначались схематично, иногда тщательно вырисовывались. В жилых комнатах часто в верхней части стены наклеивали бордюры

С. Т. Махлина

с многокрасочными орнаментами. В подсобных помещениях стены оклеивали бумагой, но не окрашивали их.

В начале XIX в. обои вышли из моды, оставаясь лишь в провинции. Вот как описывает поэт М. Дмитриев дом деда, выглядевший в 1810-х гг. следующим образом: «Дом этот годился в роман старого быта. Зала, гостиная, спальня бабушки, две комнаты моей матушки и теток и кабинет дедушки были обиты грубыми обоями (заметьте, не оклеены по-нынешнему, а обиты гвоздями, отчего и пошло слово обои: обои). Обои эти на полтора аршина не доходили до полу; этот остаток, называвшийся панелью, был обтянут толстым холстом и выкрашен на клею, мелом; потолки тоже, окна и двери были также выкрашены... Мебель домашней работы была выкрашена тоже на клею, но белилами, выполирована хвощем и по краям раскрашена цветными полосками»5. «Журнал мануфактур и торговли» за 1829 г. советовал своим читателям: «С того времени, как найдено удобнейшим стены внутри домов, даже деревянных, штукатурить, красить и расписывать, бумажные обои мало-помалу стали выходить из употребления, и только в летних домах, беседках и у людей недостаточных сохранились. Действительно, штукатурка стен во всех отношениях предпочтительнее: чистота и опрятность лучше сохраняется, в доме бывает теплее, меньше опасности от огня, а сверх того она обходится дешевле, даже если стены будут и выкрашены, и расписаны, только без прихоти. Такая перемена вкуса и обычая привела обойные фабрики в стесненное положение: сбыт сего изделия день от дня уменьшается»6.

Мода на обои вновь возникла в эпоху позднего ампира в 1820-1830-х гг. «Обычай свободно драпировать ткани вдоль стен и потолков, собирать их в складки и фалды, подвешивать в виде искусно сформированных ламбрекенов с кистями и бахромой, возрождает интерес к печатным обоям, при помощи которых было возможно создавать иллюзии самого роскошного тканого убранства»7.

В XIX в. обойная продукция в России достигает европейского уровня. Неслучайно К. Росси использовал отечественные обои в парадных залах Елагина и Михайловских дворцов. Вот как описывает их вид Вейнерт Н.: «.по синей, по оранжевой ткани блестят серебряные и золотые цветы, а там стены целой комнаты составлены из лиловых атласных подушек со шнурами и кистями, складенных одна на другую. Это не что иное, как обои, но серебристый атлас, выпуклость подушек и кисти представлены столь живо, что кажется, что чувствуешь мягкость их, и зрение как бы утомленное блеском ... отдыхает

от них»8. В середине XIX в. обои промышленного изготовления были широко распространены. Поначалу они придерживались ампирной цветовой схемы: залы желтых или серых тонов, гостиные - синие, спальни - зеленые. Обои второй половины XIX в. были многообразными по цвету и орнаменту. Основной тип орнамента - ковровый. Пользовались популярностью и полосатые обои. В 50-60-х гг. XIX в. возродилась мода на насыпные обои. Но так как они не практичны в эксплуатации, в конце XIX в. интерес к ним теряется, насыпными остаются лишь бордюры.

Производители обоев по большей части стремились имитировать более дорогие материалы - кожу, дерево, мрамор. Но самыми распространенными были обои под ткань - набивной ситец, муар, шелк, ковры. Лестницы оклеивали «под мрамор». В последней трети XIX в. получили распространение обои, имитирующие деревянную поверхность. Использовался в обоях также рисунок мозаик и изразцов. Во второй половине XIX в. обои стали многовариантными.

Обои надолго остались самым распространенным материалом оформления стен в жилищах рядовых горожан. Однако уровень обойной продукции в процессе механизации и массового производства падает. В богатых домах наряду с обоями использовалась окрашенная штукатурка, вошедшая в моду в первой трети XIX в. В некоторых парадных и жилых помещениях стены обивались тканями: шелком или штофом9. Связано это было с тем, что бумажные обои - недолговечный материал.

К середине XX в. появились влагостойкие (моющиеся), звукопоглощающие (ворсовые) обои.

Сегодня бумажные обои остаются самыми распространенными. Они легко сменяются и потому широко используются в современном жилом интерьере. Способы производства бумажных обоев близки ситцепечатанию. И там, и здесь используется раппорт - повторяющийся рисунок, который печатается с помощью особых вырезных форм.

Обои штофные использовались в XVII в. довольно широко. Так были устроены три четверти парижских жилищ. Наиболее распространены были обои бергамского и руанского производства. Сначала они производились в Бергамо. С 1622 г. - во Франции, в Лионе и в северных городах - Руане, Лилле, Амьене, Турнэ. В силу доступной цены они пользовались популярностью у покупателей весьма скромного достатка. Рисунок варьировался: соединенные полосы, полосы с птицами или цветами, венгерский рисунок, т. е. шевроны. Основа штофа делалась обычно из пеньки, что сообщало им большую прочность.

Штоф из Оверни и Обюссона был предназначен для более обеспеченных слоев населения. Они покрывали стены по всему периметру. Изготовлялись они из шелка, хлопка, поскони, козьей и бычьей шерсти.

Обои тканевые. До появления бумажных обоев стены украшались и драпировались самыми изысканными тканями. Такое оформление стен не только защищало от холода, но и позволяло создать роскошный интерьер. В России тканевые обои использовались до начала XIX в. Тогда они не натягивались, а драпировались. Современные технологии позволяют производить тканевые обои, доступные большинству населения. Это практичный и более долговечный отделочный материал, чем обои бумажные.

Современные тканевые, или текстильные обои - это особое, как правило, двухслойное покрытие, состоящее из флизелиновой или бумажной подложки и лицевой текстильной стороны. Для изготовления текстильных обоев могут использоваться как ткани из натуральных волокон (шелк, хлопок, лен и др.), так и из синтетических.

Обои гобеленовские - великолепные тканевые обои, изготовленные во Франции. Узоры в них часто заменяются картинами. Славятся гобелены времен Людовика XIV.

Обои виниловые изготавливаются посредством нанесения массы винила на бумажную основу. Виниловые обои имеют шероховатую поверхность с красивыми блестками. Виниловые обои без блесток предназначены под покраску. Хорошо скрывают неровности поверхностей.

Используются как в жилых помещениях, так и в ванной комнате, кухне. Для таких помещений применяются, как правило, обои из твердого винила. Их фактура может имитировать керамическую плитку, бумажные обои, каменную кладку.

Обои акриловые - аналог вспененных виниловых обоев, менее износо- и влагостойкий. Верхний слой таких обоев - акриловая эмульсия, которая наносится капельным методом. Акриловые обои имеют рельефный рисунок.

Дизайн современных обоев разнообразен, производители предлагают коллекции, позволяющие оформить интерьер практически в любом стиле и цветовой гамме. Широко стали распространены фотообои - принты.

Примечания

1 Пруст М. В поисках утраченного времени. У Гер-мантов. М.: Крус, 1992. С. 72.

2 Ефремова И. Золотой век бумажных обоев // Пинакотека. 1998. № 4. С. 37.

3 Там же. С. 39.

4 Киселев И. Обои XVIII-XIX вв. // Декоратив. искусство СССР. 1979. № 4. С. 46.

5 Цит. по: 100 и двенадцать стульев. М.: Константа, 2000. С. 22.

6 Цит. по: Киселев И. Указ. соч. С. 47.

7 Ефремова И. Указ. соч. С. 41-42.

8 Цит. по: Там же. С. 42.

9 См. об этом: Кондратьева В. Г. Интерьер городского дома в начале XX в. // Музей под открытым небом в современных условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 14-20 июня 1993 г. Архангельск, 1995. С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.